Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Славяне и российские этносы (XVII век)

16. Отношение к религии. Верования

Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XVII век)

Франкен, Буссов, Корб, Карлейль, Петрей, Олеарий, Витсен, Койэтт, Давид, Ворожея, Книжка, Письмо , Эмилиан, Милюков, Родес, Шаум, Шлейссингер, Невилль, Нойгебауэр, Спарвенфельд, Алеппский, Рейнтенфельс, Паерле, Акты Севера, Таннер, Маскевич, Болдаков и Щепкин, Оклады, Луппов

Статья № 1
Иоанн Франкен, 1602–1603

Почти с четверть перехода от города Москвы, в юго-восточной стороне лежит городок Слобода (Немецкая Слобода — Прим. ред.), в котором жители все Немцы. В 1601 году Его Царское Величество (Борис Годунов — Прим. ред.) позволил им выстроить там церковь и жить по их Немецкой Вере. Так и заняли они там место и построили из соснового дерева церковь. В церкви, по Немецкому обряду, алтарь, на котором написаны золотыми буквами 10 заповедей Божиих и некоторые изречения из Священного Писания; возле него малое Распятие, с изображением на нем Христа; так и воздается там хвала Богу, преподаются, воспеваются Св. Тайны и проповедуется по учению и установлению Лютера.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.5]

Статья № 2
Конрад Буссов, 1601–1613

Итак, у господ докторов не было ни в чем недостатка при этом царе, только церкви у них не было. Царь (Борис Годунов — Прим. ред.) позволяет докторам построить церковь (В 1600 г. — Прим. ред.). Поэтому они сообща подали челобитную и получили дозволение построить по своему вкусу церковь в немецкой слободе, расположенной в четверти мили от Москвы.


Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 4» — см., например, здесь >>

прозелитизм в Россиирелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.6]

Статья № 3
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

...В последнее время в Немецкой слободе выстроена первая католическая церковь: она деревянная. Господин посол (Австрии — Прим. ред.) по чувству благочестия вчера пожертвовал в эту церковь список с чудотворной иконы Пётценской Пречистой Девы Марии. Мы отстояли в этой церкви богослужение.

Было второе совещание [конференция] в доме думного дьяка Украинцева. Снова просили мы об отпуске господ миссионеров (иезуитов), которые по их всенижайшей просьбе получили от нашего государя, после пятилетних их трудов в вертограде Господнем (То есть в Москве — Прим. ред.), разрешение оставить его и вернуться на родину. Просьба, однако, отложена до возвращения первого министра из деревни...

(Через 3 месяца с даты подачи первого ходатайства — Прим. ред.) императорские миссионеры Франц Ксаверий Лёффлер и Павел Иосиф Ярош получили подарки, состоящие из лисьих мехов, и отправились в Вену на двенадцати подводах.

3 июня 1699 г. Господин Иоанн Казагранде, миссионер, состоявший при венецианских кораблестроителях, был отправлен год тому назад в Воронеж с господином бароном фон Бурхсдорфом, ездившим в Азов. Миссионер этот скончался в Воронеже; тело его, отосланное по царскому (Петра I — Прим. ред.) приказу в Москву, привезено в тот же месяц и день, в который покойник выехал из города по долгу святой миссии, которую исполнял похвально и в назидание тем, для кого был пастырем... Тело покойного миссионера похоронено в саду императорских миссионеров вблизи места, отведенного для погребения Гордонов. При похоронном шествии сопровождали тело и на панихиде находились чрезвычайный посол со всеми состоящими при нём и со многими другими католиками.

... В Московии некрещёные евреи жить не могут, потому, как говорят москвитяне, что было бы странно, если бы от них, москвитян, религией отличались те, в нравах и поведении которых оказываются не менее замечательная хитрость и способность к обману.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.2]

Статья № 4
Чарльз Карлейль, 1663–1664

В Москве не мало греков, персиян и татар; но жидов они к себе не пускают. Изо всех чужеземцев наиболее радушно принимают они греков, как во многом с ними сходных, особенно же в религии. Протестантов принимают тоже хорошо, предоставляют им свободно совершать богослужение, но католикам не позволяют; они вообще их не любят. А чтобы чужестранцам — христианам жилось привольней, существует слобода, или предместье вне города (Немецкая слобода), где большинство их и живёт по-своему. Там-то и живут обыкновенно немцы, англичане, голландцы и поляки...

Хотя во внешности они сходятся больше с католиками, чем с протестантами, тем не менее, к первым они чувствуют сильное отвращение, особенно по причине завладения папами римского престола. Вследствие этого Москвитяне питают такую к ним вражду, что почти не терпят их в своей стране. Но это, впрочем, нисколько не мешает тому, что находятся некоторые из них (католиков), которые для личных выгод и для того, чтобы распространять там мало-помалу скрытыми путями свою религию, живут там, как incognito; так римский клир прилежен и ловок прикидываться маской между этими недругами, чтобы привить к их сердцу своё учение.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.11]

Статья № 5
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

На сближение с Ватиканом

Наконец он (Царь лже-Димитрий — Прим. ред.) припомнил и обещание, данное им в Польше, что как скоро овладеет царством, возложит на себя великокняжеский венец и будет иметь всю власть в руках, то до последних сил станет покровительствовать папистской вере и распространять ее...

Для лучшего успеха и распространения римской веры папский легат Антоний Лонгин, проживавший при дворе польского короля, прислал в Москву своего племянника с четырьмя другими иезуитами для умножения шайки, потому что иезуитам было очень по сердцу найти себе такого доброго и благосклонного покровителя и доброхота, который любил папскую веру, усердно старался делать все угодное римскому папе и предписанное католическою церковью, следовательно, хлопотал о распространении и усилении ее ложной веры.

 Великое княжество Литовское и его административное, географическое и конфессиональное деление в 1654–1677 гг. Сайт Вiктара Чараўко,  https://adverbum.org
Великое княжество Литовское и его административное, географическое и конфессиональное деление в 1654–1677 гг. Сайт Вiктара Чараўко, https://adverbum.org

Уступка Марины Мнишек

(Марина, идя под венец с царём Московии, не принимала православия, оставаясь католичкой — невиданное дело! И уже на следующий день после свадьбы она вышагивала в шляпе с пером...)

8 мая происходило бракосочетание и венчание в Кремле, в церкви Девы Марии. Перед свадьбою вышел большой спор у Димитрия с князьями и думными боярами из-за платья невесты. Великий князь и поляки хотели, чтобы девушка венчалась и короновалась в польском наряде, к которому привыкла она с детства, притом же он и лучше шел к ней, нежели иноземный. Но русские бояре не хотели допустить того: она должна одеться по-московски, как заведено было в земле, потому что её будут венчать в русские великие княгини и сочетают с великим князем московским.

Наконец решено, чтобы быть тому по желанию русских, и Димитрий пошёл с тем к невесте; он уговорил её, что если она хочет сделать угодное князьям и боярам страны, переоделась бы на один день и венчалась в московском наряде, чтобы они не имели причины роптать, что он наделал много перемен в стране: она оденется так лишь на один день.

Переход в православие: процедура

Таким же образом (Как и детей — Прим. ред.) крестят и всякого отщепенца, отступившего от христианской веры и из жадности к деньгам принимающего идолопоклонническую русскую; но сначала монахи учат его шесть недель в монастыре, как надо молиться, креститься и кланяться перед иконами за дневным и ночным богослужением.

Когда ему надобно будет говеть и принимать св. тайны, он должен проклинать и поносить прежнюю свою веру и положить на себя заклятие не принимать её опять во всех ее статьях, да и жестоко гнать всех, её исповедающих.

После такого научения ведут его на воду и погружают в неё трижды всем телом, будет ли это зимой или летом. Русские говорят, что как Иоанн крестил в реке Иордане, так же должны креститься и эти язычники, или еретики, омыть свои грехи и беззакония и сделаться христианами. Потом надевают на новокрещённого чистую и тонкую одежду, дают ему другое имя и называют вместо Георгия Иваном или Василием.

Если это будет зимою, прорубают на льду четвероугольное отверстие, раздевают обращенного донага и опускают его три раза в воду так, чтобы он ушёл в неё с головой и ушами. Но сначала монахи кадят и крестят это отверстие со всеми обрядами, употребительными при крещении младенцев. Из воды вынимают новокрещённого монахи, священники и кумовья и от имени великого князя дают ему дорогие и новые платья, ведут его с собой в монастырь, угощают там и радуются, что окрестили его, потому что спасли душу от ада. После того ему дозволяется ходить в церкви и монастыри, если желает, есть и пить вместе с русскими и взять у них жену себе, а прежде он не мог делать того. Сверх того, великий князь дает ему 30, 50 или 100 талеров, смотря по лицу и качеству его покровителей.

Марина Мнишекпереход в Православиесближение с Ватиканомкарта религий ВКЛрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [20.26]

Статья № 6
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Иностранные и отпавшие христиане, равно как и татары и язычники, обращающиеся к русской вере и желающие креститься, сначала держатся шесть недель в монастыре, причём монахи обучают их религии, т. е., большею частью, их способу молиться, признавать святых, кланяться их иконам и знаменовать себя крестным знамением. Потом их ведут для крещения к реке, где они трижды должны плевать на свою прежнюю религию, как на еретическую и проклятую, и клясться никогда более не принимать её.

Монастырь. Из Книги Олеария, [17.33]
Монастырь. Из Книги Олеария, [17.33]

После крещения они одеваются в новое русское платье, подаренное им великим князем или другими вельможами, их восприеемниками, и им доставляется содержание, глядя по состоянию их.

В настоящее время подобных отпавших очень много в Москве, так как не только 22 года тому назад, по случаю тогда законченной войны под Смоленском, но и теперь, в течение последних лет пяти, много солдат, большей частью французов, позволили перекрестить себя, чтобы остаться в стране и получать содержание от великого князя, — хотя они и не понимали ничего ни в языке, ни в религии русских...

Крестины. Из Книги Олеария, [17.33]
Крестины. Из Книги Олеария, [17.33]

Они разрешают всякому свободу совести, хотя бы это и были их подданные и рабы. Однако если кто-либо вступает в брак с лицом их веры, то они уже не дают ему свободы исповедания. Если кто добровольно переходит к ним, то они его охотно принимают и дают ему содержание на всю его жизнь.

Отпавшие таким образом [от прежней своей религии] сильнее всего свирепствуют против своих прежних единоверцев, и от них иностранцам приходится хуже, чем от русских...

Если кто-либо из русских за границею перейдет в другую религию, а по возвращении вновь обратится к православной вере, то его нужно вновь крестить...

Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Однако они крайне неохотно видят и слышат папистов и иудеев, и русского нельзя сильнее обидеть, как выбранив его иудеем [жидом], хотя многие из купечества довольно похожи на жидов.

Лютеране и кальвинисты до сих пор встречали хороший приём не только в разных местах в стране, но и в самой Москве при дворе, ради торговли и сношений, которые с ними усердно ведутся, а также и ради тех должностей, на которых они служат его царскому величеству дома и в поле. Тех из них, что живут в Москве, имеется до 1 000. Каждому разрешается по своему совершать богослужение в публичных церквах.

Как бабёнки перессорились, и церковь «супостатов» снесли

Раньше обе религии имели в городе Москве в округе Царь-город свои построенные здесь церкви. Однако лютеране лет 20 тому назад потеряли церковь из-за ссоры и драки женщин, споривших о первенстве.

Когда перед тогдашней осадой Смоленска немецкие военные офицеры женились на купеческих служанках, то эти последние, как жены капитанов и поручиков, уже более не хотели сидеть ниже бывших своих барынь. Жёны же купцов полагали, что было бы постыдно для них, если бы те, кто недавно были их служанками, стали сидеть выше, чем они сами. Вследствие этого в церкви поднялся большой спор, который, в конце концов, перешел в драку.

Патриарх в это время проезжал мимо церкви, увидел свалку и спросил о причинах её. Когда ему сообщили, что это в немецкой церкви идет спор из-за мест, он сказал: «Я полагал, что они будут приходить в церковь с благоговейными мыслями для совершения своего богослужения, а не ради высокомерия». После этого он приказал, чтобы тотчас церковь была сломана, и, действительно, в тот же день она была разрушена до основания.
Лютеранам, однако, позволили построить вне Белой стены, в округе Большой город, новую...

Лютеране огородили большое кладбище, на котором они и кальвинисты погребают своих покойников. Обе религии здесь уживаются мирно друга с другом, и ради веры не бывает неприятностей...

Как сказано, русские ничего не имеют против нахождения в их стране лютеран и кальвинистов вместе с их богослужением. Что же касается римско-католиков или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения; напротив, они вместе с их религией были как бы мерзостью в их глазах. В 1627 г. король французский Людовик XIII прислал посла по имени Луи-де-Гэ к прежнему великому князю, с просьбой разрешить французской нации свободу торговли в России; при этом он сделал попытку добиться постройки для них католической церкви. Однако в этом ему было отказано.

Здесь (В Нижнем — Прим. ред.) мы нашли самых крайних на востоке лютеран, которые могли служить по своей вере в открытой церкви; в то время их община доходила до 100 человек. Многие из них были военные офицеры, шотландцы, частью существовавшие службой великому князю, частью жалованьем мирного времени, а также винокурением, пивоварением и продажей крепких напитков, — что, по особой милости, было им предоставлено.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.34]

Статья № 7
Николаас Витсен, 1664–1665

Новгород, 28 декабря 1664

В городе виднеется много церковных глав, у одной из главных церквей пять глав, средняя — позолочена. В другой хранится большой жерновой камень, на котором нарисован Св. Антоний; этот камень вместе со святым приплыл сюда из Рима. Эта церковь — на окраине города, за рекой.

В другой хранится изображение древнего языческого божества, которому люди прежде поклонялись и приносили в жертву живых детей, откуда она ещё сохраняет своё название.

Москва, 29 января 1665

Я обратился к одному крещёному еврею, спросил его об обряде крещения. Он мне признался, что валяет дурака, что христианином стал из-за хлеба насущного. Кто хочет креститься, сказал он, должен жить 6 недель в монастыре, там поп обучает его говорить «Господи, помилуй», «смилуйся надо мною», креститься и бить земные поклоны, что он и проделывал по 300 раз в день перед местной монастырской иконой.

Каждое утро или ночью, в часы молитвы, священник будит его со словами: «пора молиться» и учит, чтобы впредь он никогда не входил и не выходил, не перекрестившись и не повторив вышеупомянутых слов. Каждый день он должен стоять перед церковью и отбивать поклоны.

Когда проходит срок подготовки, его спрашивают, отказывается ли он от своей прежней ложной веры, и если он говорит «да», то его раздевают догола и три раза окунают до пояса в воду, а священник держит свою руку над его головой, затем накидывают ему крест на шею и надевают чистую рубаху. И так он становится христианином и допускается в церковь.

Его крёстные отцы тоже присутствуют на крещении и оказывают почёт новому христианину. Царь тоже одаривает новокрещёных деньгами, сукном, пищей или зерном, в зависимости от их положения, а в дальнейшем обеспечивает их какой-нибудь должностью.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.39]
Комментарии

Статья № 8
Бальтазар Койэтт, 1676

Вологда

Это был очень вежливый и любезный человек (Фрик — Прим. ред.), родом Поляк (Литвин (Littouwer) — Прим. ред.), бывший на Украине провинциалом Доминиканского ордена и взятый там в плен во время Русско-Польских войн. Он пробыл 10 лет в изгнании в Сибири, где его обратили в Русскую веру и женили на Русской; после этого он, в конце концов, стал назначаться на воеводства или губернаторства в эти и другие города и провинции.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.41]

Статья № 9
Иржи Давид, 1686–1689

Москва

Лютеране имеют два собора: один каменный, очень большой, расположенный среди обширного кладбища, где хоронят всех иностранцев, другой деревянный. Богослужение у них совершают три священника — они называют их пасторами, — два в каменном соборе и один в деревянном. Содержат этих священников на средства общины. Все эти соборы без колоколов.

Кальвинисты тоже имеют одну каменную церковь, скорее похожую на школу, чем на храм, и одного священника, которого содержат на свои средства, и ещё учителя, который обучает их юношество голландской грамоте. Кроме того, есть ещё много наставников, которые частным образом на дому обучают купеческих сыновей латыни...

Если кто берет в жены католичку, лютеранку или реформатку, то между супругами заключается соглашение, что, если один из них пожелает принять религию другого, их дети мужского пола унаследуют религию отца, а женского — религию матери, и это так укрепилось, что не может быть нарушено...

В то же самое время, когда нам приказали уехать, были сожжены заживо и отправлены в иной мир Конрад Нордерман и Квирин Кульман, лютеране, пророки, реформаторы веры, за распространение каких-то пророческих книг. Конрад был здесь некогда известным купцом, Квирин, родом из Силезии, я думаю, был один из лютеран-предсказателей, изгнанных из Венгрии. Они называли себя иезуелитами. Их книги принёс нам на цензуру царский переводчик, и в последнем приговоре им было прочитано, что книги их осуждены как еретические и лютеранскими пасторами и иезуитами. Итак, в одно и то же время в Московии было вычеркнуто имя иезуелитов и иезуитов, но орден пророков опередил орден апостолов.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.52]
Комментарии

Статья № 10
Дело о бабе-ворожее Авнасалтале, 1630

Лебедянскій воевода Лука Плещеевъ, въ отпискѣ, полученной въ Розрядѣ 20 іюня 1630 года, доносилъ, что на Лебедяни у стрѣлецкаго и казачьяго головы Василья Павлова проживаетъ баба-ворожея, татарка, которая, ходя по стрѣлецкимъ и казачьимъ слободамъ, ворожитъ, но онъ, воевода, безъ государева указа той ворожейки въ слободахъ изымать не смѣетъ.
Помѣта: «Послать государева грамота, а велѣть тое бабу ворожею изымать и роспросить подлинно: какою она ворожбою промышляетъ, и чѣмъ ворожить, и сколь давно, и кому что своею ворожбою сдѣлала, и у кого училась и сколь давно? и сыскать про то накрѣпко, да будетъ по роспросу и по сыску дойдетъ до пытки, и ее пытать про все накрѣпко, да о томъ къ государю отписать; а ее до указу велѣть держать приставомъ крѣпко, въ чѣпи и въ желѣзѣхъ»

Сыскныя рѣчи.
...138 г. августа въ 26 день, ставъ въ съѣзжей избѣ, стрѣлецъ Назаръ Мотюнинъ въ роспросѣ сказалъ: нынѣшняго де, 138 г., передъ десятою пятницей баба татарка ворожейка была, а та де баба татарка стрѣлецкаго и казачьяго головы Василья Павлова, а пришла де ко мнѣ та баба отъ стрѣлецкаго брата, отъ Ромашки Болдыря, а ворожила де меня и лечила глаза, наговаривала де воду и сыпала де просо въ воду, и меня де умы-вала тою водою; да мнѣ же де пускала въ глаза женское молоко, а имала де женское молоко у стрѣлецкой жены Сазона Волкова...

Того жъ числа, ставъ, стрѣлецъ Созонъ Волковъ сказаль: приходила де стрѣльца Назара Мотюнина жена къ его Созоновой женѣ и просила де молока изъ грудей и жена де моя, пришедъ къ нему, Назару, сама ему, Назару, молоко въ глаза пускала.

138 г. августа въ 27 день пришелъ въ городъ въ съѣзжую избу Лебедянскій стрѣлецкій и казачій голова Василій Павловъ сказалъ: баба — татарка, Авнасалталъ, есть у меня, а поставлю де я на Москвѣ се, гдѣ государь велитъ, а дѣлаетъ де она у меня портное, а не ворожейка...
Помѣта: «Выписать тотчасъ изъ роспросныхъ рѣчей»

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.68]
Комментарии

Статья № 11
Арест литовской книжки, 1630

Запрет на ввоз в страну книг

Путивльскіе воеводы, князь Андрей Θедоровичъ Литвиновъ-Мосальскій да Игнатий Андреевичъ Уваровъ, въ отпискѣ, полученной въ Розрядѣ 13 августа, доносили: «...іюля въ 30 д. пришелъ въ съѣзжую избу путивлецъ, сынъ боярскій, Иванъ Яцынъ и принесъ книжку литовской печати, а сказалъ, что де досматривали въ таможнѣ съ таможенными цѣловальники у путивльскихъ торговыхъ людей заповѣдныхъ товаровъ, которые торговые люди пріѣхали изъ-за рубежа въ Путивль, и тое книжку осмотрѣли у путивльскаго торговаго человѣка, у Ивашки Кобылякова. И мы тое книжки досматривали, и та книжка молитовникъ литовская, кіевская печать Богоявленскаго монастыря изъ братства пс[...] тана на русской языкъ.

Острожская библия, 1581 год. Оглавление
Великое княжство Литовское. Острожская библия, 1581 год. Оглавление
Острожская библия, 1581 год. Книги Моисеевы: Бытие, 1-ая страница
Великое княжство Литовское. Острожская библия, 1581 год. Книги Моисеевы: Бытие, 1-ая страница.
Кстати, можно убедиться, что в состав Ветхого завета в XVI веке вошло 49 книг; в издание 1876 года попало лишь 39, в издание 2002 года — 50. У католиков состав ТаНаХа — это вообще 56 книг.

И мы того торговаго человѣка, Ивашка Кобылякова, въ съѣзжей избѣ поспрашивали, для чего онъ ту книжку чрезъ твой государевъ указъ привезъ въ Путивль; а по твоему государеву указу литовской печати и письменныхъ книгъ изъ-за рубежа въ Путивль при-возить не велѣно. И тотъ человѣкъ, Ивашка Кобыляковъ, передъ нами сказалъ, что де купилъ онъ тое книжку въ Новѣгородкѣ-Сѣверскомъ за невѣды, а сказала де ему, что та книжка Московской печати, а онъ де Ивашка грамотѣ самъ не умѣетъ. И мы того Ивашка Кобылякова въ твоей государевѣ пенѣ велѣли дать на поруку съ записью до твоего государева указа.
Помѣта: «Мужика свободить, а книжку прислать къ Москвѣ»

Государева грамота въ Путивль воеводамъ послана 19 августа 1630 года.
Путивльскіе воеводы прислали книжку въ Москву при отпискѣ, полученной въ Розрядѣ 22 сентября, «и въ сентябрѣ жъ въ 22 д. та книжка съ сею отпискою отнесена къ великому государю, святѣйшему патріарху, Филарету Никитичу Московскому и всеа русіи, и сентября въ 23 д. великий государь, св. патріархъ [...] сю отписку отдалъ думному дьяку Θедору Лихачеву, а книжку оставилъ у себя, государя»

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.69]
Комментарии

Статья № 12
Геральд a Santa Cruce к отцу Франциску Дубскому, 23 сентября 1698

Из письма прибывшего в Москву из Вены папско-императорского миссионера

Трудно повѣрить, какое дурное мнѣніе имѣютъ здѣсь объ этомъ обществѣ (іезуитовъ). Говорятъ, что іезуиты производятъ только смуты и безпорядки. Русскіе даже убѣждены, что іезуиты видятъ на сто локтей подъ землею, и потому не желаютъ имѣть у себя такихъ Аргусовъ1, которые притомъ еще вмѣшиваются во всѣ дѣла.

Прибавилась еще новая причина ненависти къ вашему ордену: вышла въ свѣтъ на французскомъ языкѣ книга, написанная нѣкіимъ отцемъ Филиппомъ Аврилемъ изъ іезуитскаго ордена, въ которой онъ описываетъ свое путешествіе въ Китай и высказываетъ весьма дерзкія сужденія о москвитянахъ...

Изъ духовенства и монашества многіе никодиміане. Не говорю о татарахъ, которыхъ здѣсь масса, и все это по большей части люди съ добрымъ сердцемъ. У нихъ, въ Слободѣ есть свои идолы, въ родѣ китайскихъ, насколько можно судить по ихъ изображению. Другіе изъ татаръ почитаютъ шкуру бѣлаго коня, иные говорятъ, что почитаютъ великаго ламу, о которомъ разсказываютъ тоже, что говорится въ китайскихъ книгахъ; иные — магометане, подобно тому какъ и живущіе здѣсь турецкіе и персидскіе купцы.

Умалчиваю объ армянахъ, которые принадлежать то къ несторіанамъ, то къ діоскоріанамъ, то къ яковитамъ.
Есть здѣсь даже абиссинцы. Они приходатъ сюда съ товарами черезъ Персію или изъ Турціи по морю. Они также несторіане.

Не говорю и о другихъ болѣе близкихъ татарскихъ странахъ. Мордвины, напримѣръ, хотя и находятся очень близко, но до сихъ поръ остаются язычниками, какъ и всѣ народы, живущіе по сѣверному пути...

Когда мы прибыли, то нашли здѣсь нѣкоего Петра, поистине мученика. Онъ былъ русскимъ діакономъ, и, неизвѣстно гдѣ, тайно принялъ унію съ св. римской церковью. Онъ принесъ большую пользу народу, ревностно заботясь о правильномъ пониманіи формы таинствъ, чтобы такимъ образомъ этотъ народъ, больше всего преданный внѣшней сторонѣ схизмы, не былъ устраненъ отъ пути къ спасенію.

Онъ произнесъ проповѣдь (потому что теперь русскіе и въ своихъ храмахъ начинаютъ говорить проповѣди). Изъ нея кое-что выхватили и донесли патріарху, который потребовалъ діакона на публичное засѣданіе синода, гдѣ тотъ открыто исповѣдалъ главенство папы, исхожденіе Св. Духа отъ Отца и Сына и проч. За это его высѣкли, заковали въ цѣпи, отняли домъ и имущество и отправили въ ссылку. Одни говорятъ, что онъ уже умеръ отъ постигшихъ его бѣдствій, другіе же утверждаютъ, что онъ сожженъ.


1 Аргус — Аргос / Арг / Паноптес, то есть всевидящий — в древнегреческой мифологии многоглазый великан. — Прим. ред.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [18.119]
Комментарии

Статья № 13
Франциск Эмилиан, 23 июня 1699

Москва

Что касается русскихъ, то изъ нихъ самымъ большимъ нашимъ врагомъ мы считаемъ князя Бориса Алексѣевича Голицына, вице-короля Казанскаго и Астраханскаго... Впрочемъ, онъ относится съ почтеніемъ къ римскимъ священникамъ, и хотя нѣсколько разъ уже не прямо приглашалъ насъ, но до сихъ поръ мы еще не рѣшились познакомиться съ нимъ, пока не будемъ умѣть хорошо говорить по русски, потому что онъ всегда имѣетъ обычай заводить рѣчь о папѣ, и если мы не будемъ въ состояніи сейчасъ же возражать ему по русски такъ, чтобы и присутствующее хорошо поняли, то нужно опасаться, какъ бы онъ не присвоилъ себѣ превосходства и не вообразилъ себя побѣдителемъ...

Другой намъ врагъ — великій архидіаконъ каθедральнаго собора. Это просто фурія по отношенію къ римлянамъ. Есть и другіе враги: это болѣе старые бояре и купцы, а болѣе молодые не столь ревностны.

Настоящаго патріарха (Адриана — Прим. ред.) намъ нечего бояться: жизнь его проходитъ въ спаньѣ, ѣдѣ и питьѣ водки…

Былъ здѣсь одинъ прекрасный человѣкъ, священникъ-уніатъ, по имени Сильвестръ. Когда заподозрили, что онъ уніатъ, то обвинили, будто онъ участникъ въ возмущеніи и не успокоились до тѣхъ поръ, пока этому хорошему человѣку не отрубили головы, по здѣшнему обычаю на площади, на плахѣ. Другой, — діаконъ, по имени Петръ, былъ здѣсь мучимъ тоже за уніатство, а потомъ лишенъ всего и отправленъ въ ссылку.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [18.120]

Статья № 14
П. Н. Милюков, 1896

Въ 1625 г. заведена была въ Стокгольмѣ славянская типографія, отпечатавшая (1628) русскій переводъ катихизиса Лютера. Съ русской стороны принимались мѣры противъ этой пропаганды...

Подъ двойнымъ вліяніемъ правительственныхъ преслѣдованій и ожидаемой кончины міра самосожиганіе принимаетъ такіе грандіозные размѣры, при которыхъ понятны становятся сангвиническія надежды пропагандистовъ — «спалить» всю Русь всероссійскимъ пожаромъ — и этимъ путемъ разрѣшить религіозный вопросъ... от раскола1 и до начала 1690-хъ годовъ никакъ не меньше двадцати тысячъ человѣкъ покончили самоубійствомъ. Количество жертвъ въ отдѣльныхъ «гаряхъ» доходило до 2 ½ тысячъ...

За «иностранными учеными свободныхъ наукъ» академія должна была имѣть строгое наблюдение; только съ ея одобренія подобныя лица могли оставаться на житье въ Россіи и вступать въ царскую службу. Подъ такой же надзоръ академіи отдавались иновѣрцы, перешедшіе въ православную вѣру. Всякое ихъ колебанie въ вѣрѣ наказывалось ссылкой на Кавказъ и въ Сибирь, а за сохраненіе прежнихъ религіозныхъ убѣжденій полагалось сожженіе.

Сожженіе угрожало и тѣмъ, кто держалъ у себя «волшебныя, чародѣйныя, гадательныя и всякія отъ церкви возбраняемыя» книги, и тѣмъ, кто на пиру или въ какой бы то ни было обстановке порицалъ православную вѣру, критиковалъ почитаніе иконъ, мощей, святыхъ и т. д. и, наконецъ, тѣмъ, кто переходить изъ православной вѣры въ другую. Наблюденіе за всѣми этими опасностями, грозившими православію, возлагалось на академію.

Вотъ въ какой обстановке и при какихъ предосторожностяхъ «свободный науки» сдѣлались у насъ впервые предметомъ оффиціальнаго школьнаго преподаванія...

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [19.152]
Комментарии

Статья № 15
Иоганн де Родес, 1650–1655

Эпопея французского афериста. Но с хорошей головой и с блестящими инновационными идеями

Донесение королеве Христине из Москвы 20 октября 1651 года
Из Польши сюда прибыл через Псков француз, который назвался Жан де Гроном117 (Jean de Gron) и объявился здесь у двора и хочет показать посредством своих паспортов, которых он, говорят, имеет порядочно, как-то: от короля польского, — что он служил у этого короля за тайного советника, от королевы польской, — что он служил у нее за доктора теологии, и от князя курляндского, — что он служил у него за посланника в Францию. Это весьма коварная голова, и он вполне подобен иезуиту.

Как скоро он был расспрашиваем в первый раз, он объявил, что Божий Дух слишком 15 месяцев побуждает его отречься от своей еретической веры и снова принять древнюю, сохраненную и неоспоримую греческую религию, которой теперь нельзя более найти ни в одном месте во всем свете, как (только) в России; что он так стремился прийти в эту страну, что этого нельзя выразить человеческим языком, но теперь он благодарит Бога, что он так далеко пришел, и ему более ничего не нужно и ничего более не желательно, как попасть в монастырь и там получить чистое праведное настоящее христианское крещение; что, как скоро он его получит, он надеется видеть ясные очи Их Цар. В-ства (Алексея Романова — Прим. ред. ) и ожидать их милости.

Он об этом уже долгое время просит, но медлят его выслушать, хотя здесь в крещении никому не отказывают, но все-таки кажется, что хотят прежде точно разузнать о его личности. Но он, чем дале, тем боле просит, и указывал на латинском языке, что он готовился (уже) прошлый год отправиться морем и хотел сюда прибыть, но во время этого прекрасного намерения, с целью привести в исполнение спасение своей души, его постигло несчастие, так как он подвергся кораблекрушению, так что он потерял своих 12 слуг и все свое имущество, при чем одного только золота, серебра и драгоценностей свыше, чем на 10.000 дукатов, так что он должен был кое-как перебиваться в одежде лодочника; после этого он снова явился в Польшу, и когда же, приблизительно год тому назад, сюда приходил польский посол господин Сандомирский, он полагал прийти с ним, но когда он пришел в Смоленск, то заболел горячкой, так что должен был остаться там лежать; наконец его все-таки услышал Бог и вот теперь привел сюда; так как он смертный и в особенности плох здоровьем, то он просит пред Богом и во имя Его, чтобы способствовали его намерению и приказали бы, ради Бога, его крестить и чем скорее, тем лучше, чтобы он мог отправиться на тот свет не в своем язычестве и еретичестве, за что наконец (если русские его не крестят) они явятся в ответе пред Божьим судом. По моему мнению, в этом скрывается нечто другое, так как по всему его делу видно, что он интриган, который, может быть, когда он благополучно сильно приластится и завяжет среди великих (особ) знакомство, намеревается произвести в этом государстве некоторое смятение. Что далее будет с ним, покажет время…

Сейчас я узнал, что вышеназванный Жан де Грон отведен в монастырь, где должен быть крещён. Может быть, этому злодею неудадутся его козни, так как ему мало доверяют, и, как говорят, он после крещения будет послан в Астрахань в монастырь, пока он будет жив, чтобы он, раз он такой хороший христианин, там усердно молился…

О Жане де Гроне, упомянутом в моем последнем (письме), который еще находится в монастыре и, очевидно, должен быть ко дню 3 королей (на Крещение, 6 января) перекрещен на «Московской реке"132, обнаружились как раз его страннические (авантюристические) плутни, и хотя это здесь знают, но все-таки не желают придавать им никакой веры ради его последних переданных предложений.

автор Петровских реформпрозелитизммногоходовая комбинациярелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.136]
Комментарии

Статья № 16
Матвей Шаум, 1614

Интриги в Кремле и около. На погибель стране

Пусть к Ватикану
Но монашеская жизнь ничуть Гришке (лже-Дмитрию-1 — Прим. ред.) не понравилась; он убежал из монастыря и пришел в Путивль, а оттуда опять в Киев, в монастырь. Гришка был скор, хитр и чернокнижник (он довольно читал Русские летописи), словом: он был рожден для великих мошенничеств.

Иезуиты с радостно приняли Отрепьева, тотчас рассмотрели его ум, ловкость, наружный вид, и вздума ли чрез него ввесть в Россию Папскую веpy на место распространившейся Греческой (в чем Гришка обещался).

Они обещались помогать ему деньгами, съестными припасами, войском для взятия России, с тем только условием, чтобы Гришка отменил древнюю Греческую веру в России и ввел Папскую. То было самым лакомым куском для Гришки. Наставники его пишут в Рим к Папе и просят помощи. Воевода Сендомирский представил Гришку Сигизмунду, который принял его благосклонно и посадил за большой стол.

Димитрий набирает войско в Польше
Потом получил Гришка позволение набирать войско и собрал 12 тысяча человек; с коими пошел на Россию и, во первых, пристал к Донским козакам, раздраженным на Бориса Годунова за наказание их разбоев, привлек их на сторону, жалуясь, что он, Димитрий изгнанный Борисом из государства и до гроба им гонимый, просил пособить в стяжании отнятого отеческого наследства, и обещался щедро наградить их домами местностями; а козакам то было и по вкусу, тем более, что они издавна охотники были до и скрипели зубами на Бориса. Они тотчас ему присягнули и пошли вместе.

В. Князь отправляет посольство к Римскому Императору и Королю Датскому
Между тем Великий Князь Годунов отправил посла к Римскому Императору и Датскому Королю, коим приносил жалобы, на происки Поляков и вероломство своих подданных,. прося притом дружески помочь ему иностранным войском, без каковой помощи не возможно укротить подобного внутреннего мятежа и возмущения, ибо Русские более и более передаются Димитрию. Он надеялся несомненно получить вспоможение, как в силу союза, так и ради родства с Герцогом Датским, Иоанном. Но надежда его обманула, и всякий угадать может, по каким причинам отказано ему было в помощи...

Димитрий старался ввести в Москву Иезуитов
После того как нашел клад, которого искал, Гришка вспомнил об услугах, оказанных ему Поляками, и о своих обещаниях содействовать к распространенно Иезуитского учения: он очистил для Иезуитов самый огромный дом, какой только был в Москве, и Папский посланник при дворе Польского Короля Сигизмунда, Рангони (Там же: Антоний Лонгин), послал в Москву С Иезуитами своего племянника. Сии начали было вводить свое богослужение, и совершили бы начатое; если бы не помешал князь Шуйский и не сделался Великим Князем.

Но Острова, воевода Сендомирский, так с Гришкою уговорился, что коль скоро сей получит Великое Княжество, то возмет за себя дочь первого. На сей конец Гришка послал в Польшу просить руку той девицы, дело тотчас сладилось, и невестин отец сам, (вместе с посланником Короля Сигизмунда, Александром Гонсевским, и с 3 000 хорошо вооруженных Поляков, отправился в Москву на свадьбу, которая, совершена 8 Мая, 1606 года, со всевозможными забавами и великолепием.
Кровавая свадьба в Москве

Но, сия комедия переменилась, в ужасную трагедию, что случилось таким образом: Гришка слишком рано открыл свое намерение маршалу своему, князю Василью Михайловичу Масальскому, (который еще прежде отстал от Бориса и перешел к Гришке с порученными ему деньгами), т. е., что он хочет преобразовать церковь, Греческую веру отменить, а на место оной ввести Иезуитскую, заключить, всегдашний мир с Поляками и разорвать на век мир, заключенный со Шведами.

Cиe было противно выгодам Poccии, миру и общей пользе и, во многих отношениях, чрез меру опасно, а именно: Русские ложную свою веру (и) променяли бы на лживейшую и худшую; были бы подданными Поляков в своей земле и, имея своего Великого Князя, уважались бы менее, чем иностранцы, ради нового друга восстали бы противу старого и, наруша заключенный. мир со Шведами, подверглись большой опасности и навлекли бы на себя тяжкую войну, и проч. И потому упомянутый маршал открыл Гришкин умысел Василью Ивановичу Шуйскому и некеторым другим государственным советникам.

Для отвращения угрожающей беды, решено было тайно напасть на жениха с его гостями, что и приведено в действие. Тогда как, под конец свадьбы, Гришка, 17 Мая, приготовил большой пир, думая тут уговорить знатнейших Россиян, или под смертной казнью принудить приступить к его намерению, колесо счастья переворотилось и задавило Гришку с его гостями.

Некоторые из Думы, будучи в союзе с Шуйским и простым народом, за ночь до пиршества, объявили именем Гришки, чтоб все по утру рано явились у дворца. Когда по утру все собрались, то упомянутый князь Шуйский с своими соумышленниками тотчас бросился в залу, или в прихожую к Гришке, убедил Гришкину лейб-гвардию (которая состояла из иностранцев) под смертной казнью их самих, всех иностранцев с женами и детьми, положить оружие, не шевелиться и нимало не участвовать в предстоящем деве. Тогда велено было ударить в набат.

Гришка, спавший сладким сном с своею невестою, услыша набат, вскакивает опасается, не пожар ли случился, выбегает посмотреть и видит, что с ним хотят делать; поспешно возвращается в спальню, хватает ночное платье и саблю, думает спастись бегством и бросается в окно. Но, к несчастью, прыгнув, свихнул себе ногу, да Pyccкиe и без того строго за ним наблюдали. Таким образом он тотчас был схвачен и обратно отведен в замок.

Между тем Шуйский велел объявить простому народу, что Поляки во всеоружии и готовы истребить Думу и знатнейших бояр, завладеть Москвою, а Русских учинить подданными, слугами в невольниками.

Избиение Поляков на кровопролитной свадьбе
Когда весь народ стекся, напал нечаянно на спящих Поляков, каждый хозяин на постояльцев, перебил их почти до 2 000. Потом Шуйский с другими господами пошел к Гришке в залу с вооруженной рукой. Некто из ниx начал с Гришкою говорить грубо, ругать его, называть обманщиком, предателем и Лже-Димитрием, на что Гришка осердился, поднял саблю и размозжил ему голову. Но других господ просил он потрудиться сходить к матери его (вдову Ивана Васильевича, которая в то время была в Москве, он называл своею матерью) и спросить, признает ли она себя за его мать, а его за своего сына; в противном случае он сам себя отдаст на смерть.

Тогда пошел к ней Князь Шуйский, и скоро возвратился с известием, что она отрекается и клянется, что никогда, не имела сына Димитрмя кроме того, который еще в детстве убит в Угличе.

Убиение Димитрия
При сем все на него (лже-Димитрия-1 — Прим. ред.) напали, изрубили и принялись топтать ногами. Потом велели вынести его на площадь и положить нагого на стол, провозглашая, что сей не Димитрий, а сын одного попа, мошенник и предатель отечества, подкупленный на сей конец Поляками и Иезуитами. Подле Гришки, под столом, положили они тело Басманова, одного вельможи, и нога об ногу связали с Гришкою в знак, что они были верные сотрудники в делах своих, и таким образом дали им лежать целые три дня всякому на показ и в уверение, что сей Лже-Димитрий умерщвлен.

Смутное времяВатикан и Россияпопытка смены религииагент Ватиканарелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.138]
Комментарии

Статья № 17
Г.-А. Шлейссингер, 1687

Ф. …окунают их в воду с головой. И так же они крестят тех, кто переходит в их веру, какого бы возраста ни были обращаемые.

К. Но ведь среди всех христиан никто не крестит тех, кто уже был однажды крещён, разве что в этом есть сомнение, и тогда его крестят условно. Поэтому меня и удивляет, что находятся такие христиане, которые дают себя крестить вторично! Как же русские объясняют, почему человека следует крестить вторично?
Ф. Они утверждают, что те люди были крещены неправильно. И такие вторично крещённые должны затем плюнуть через плечо на ересь и на родителей, которые их в ереси воспитали. Я, например, знаю одну девицу и двух офицеров, которые ранее были лютеранами, а также трёх французов и двух поляков, что прежде принадлежали к католикам, и все они приняли новое крещение. И такие перекрещенцы под угрозой смертной казни не смеют уже более делать попыток вернуться на прежнюю стезю…

крещение инаковерцевпроклятие родителямидея Третьего Римарелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.139]

Статья № 18
Де ла Невилль, 1698

Этот монарх (Алексей Романов — Прим. ред. ), не сомневавшийся после этого в его (Павла Менезия) преданности, назначил ему в 1672 году отправиться в Рим, чтобы предложить папе Клименту Х объединение Русской церкви с Римской на определённых условиях6.

Вернувшись оттуда безо всякого успеха, он был сделан генерал-майором и некоторое время спустя, царь Алексей Михайлович, чувствуя близкую смерть, назначил его воспитателем юного царевича Петра, своего сына, при котором он всё время находился вплоть до начала правления царя Ивана7.

предательство Родиныстрасть к смене идеологиинациональная мантрапритяжение Европырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 19
Соломон Нойгебауэр, 1612

Новгород
В сем городе в древности был какой-то идол, называемый Перуном; теперь на том самом месте находится Перунский Монастырь. Сей идол в великом был почтении у Новогородцев; он имел вид человека, держащего в руке огненного цвета камень, похожий на молнию; ибо на Российском и Польском языках Перун означает молнию. В честь его беспрестанно как днём, так и ночью, горел огонь из дубовых дерев; если же, по нерадению жреца, приставленного к отправлению сей должности, огонь угасал, то жрец наказываем был смертью.

Ведический поясрелигия славянзороастризм на Русирелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.142]
Комментарии

Статья № 20
Юхан Габриэль Спарвенфельд, 1684

Казни старообрядцев: при Алексее Романове, при регентше Софье и далее, до 1716 года и, окончательно, до 1905 года

23 марта после проповеди и трапезы мы пошли на улицу посмотреть крестный ход, который должен был следовать из кремля, но он не состоялся, была лишь небольшая процессия простолюдинов, перед которой несли хоругвь с изображением шествия на осляти, а затем много крестов и икон, а вместо пальмовых ветвей, как это принято у католиков, несли ветки вербы и всю ночь звонили в колокола, языки которых были связанны между собой верёвкой.

Однако было много таких, кто не принимал в этом участия, кто придерживается старой веры и крестятся двумя пальцами как католические священники и принимают облатку с таким крестом (рисунок). Но новая реформа запретила это и предписала другой крест (рисунок) и крещение тремя соединёнными пальцами.

Из-за таких мелочей, которые несколько лет назад начали так распространяться, многие сотни были сожжены заживо, а так это не помогло, то других обезглавили, поскольку русские больше всего боятся видеть кровь. Кроме того, новые (сторонники реформы) считают, что надо говорить «Исус Христос, Господи наш, помилуй нас» вместо того, чтобы по-старому говорить «Исус Христос, сыне Божий, помилуй нас». Из-за этих трёх мелочей о ни позволяют сжигать и убивать себя. Но поскольку увидели, что это мало помогает, к этому больше не прибегают, а посылают их в монастыри на хлеб и воду.

казни старообрядцевсожжение еретиковаутодафе на Русипоступь христианстваслава Романовымрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.143]
Комментарии

Статья № 21
Павел Алеппский, 1656

Москва
В этом городе живёт много франкских купцов из немцев, шведов и англичан, с семействами и детьми. Прежде они обитали внутри города, но нынешний патриарх, в высшей степени ненавидящий еретиков, выселил их по следующему поводу: идя по городу с крестным ходом, он заметил, что они не сняли своих колпаков и не осеняли чела крестным знамением пред иконами и крестами.

Удостоверившись, что они франки, переодетые в платье московитов, он (Никон) заставил царя выселить их не только из этого города, но даже из всех других и из крепостей и укреплений, поселив их вне города; не выселяли лишь тех, которые крестились. Их церкви, принадлежавшие им издревле, разрушили, вместе с татарскими мечетями, и не дозволили построить другие за городом среди их жителей. В особенности разрушали церкви армян, жителей Астрахани, и самих их поселили за городом. По этой причине они были вынуждены, вместе с другими племенами, открыто креститься ночью и днем...

Патриарх Никон сообщил в этот день за столом нашему владыке патриарху, что кругом города Казани живут шестьдесят тысяч мусульман, которые платят харач и [всякие] поборы. Они крестятся днём и ночью. Он рассказывал, что московиты считают их нечистыми и не сообщаются с ними, не едят с ними и не пьют. Кто из них окрестится, тот не смеет ходить к своим родным, а если пойдет по необходимости, то не ест с ними из одного блюда и за их столом, а из отдельного блюда и за отдельным столом, из опасения возбудить злобу московитов и подвергнуться наказанию от них за то, что он ел с мусульманами, ибо у них это считается чем-то отвратительным и весьма нечистым, именно [они думают], что крещение оставило его, и он нуждается в новом крещении.

Если жена окрестившегося также окрестится вместе с ним, то будет его женой, а если не пожелает, то отнюдь не дозволяют [ему] приближаться к ней, но разводят её с ним и женят его на христианке. Крестившийся получает от щедрот царя одежду, сукна и много динаров, и один из государственных сановников бывает его крестным отцом. После крещения бросают всё его платье и надевают на него новое, даже [новый] колпак; на голову и [новую] обувь на ноги. Они твёрдо верят, что именно такой крестный отец избавляет его из мрака неведения и руководит к истинному свету.

Впоследствии мы видели, как они крестили взрослых людей в нашем присутствии в Москве-реке... Мы увидели нечто чудесное: их лица, быв черными и мрачными, тотчас, — о удивление! — преобразились в сияющие светом. Их было трое мужчин: двое из татар молдаван (мордва), а третий из ханских татар...

Московия
Мы дивились на московитов: они так высоко ставят веру, что не крестят никого раньше, чем он пробудет шесть недель, т. е. 40 дней, в каком-либо монастыре, не входя в церковь. Так поступали теперь и с ляхами и крестили вторично, хотя это недозволительно; но московиты отнюдь не принимают их, не окрестив. Таким образом, ляхи, поневоле, просят крещения, дабы их приняли и любили от всего сердца. Крестившиеся получают высокие должности...

крестить вновьсменить верурелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.145]

Статья № 22
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры, заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда....

В наше время царь (Алексей Романов — Прим. ред.) и патриарх (Никон) велели объявить двум знатным женщинам, чрез их мужей, что им будут перебиты голени, если они не обратятся к более подобающему образу мыслей, так как они, более, чем следовало бы, изучая Св. Писание, полагали, что многое в обрядах следовало бы исправить. А дабы уничтожить возможность ложных толкований и повод к какому бы то ни было сомнению, никакие поучения к народу отнюдь не допускаются. Они поэтому страшно ненавидят белорусов, сохранивших несколько более свободные обряды, и недавно еще запретили им объяснять Св. Писание народу в их церквах, имеющихся в Москве.

сожжение еретиковрусское аутодафезапрет толкования Библиисвободная Белоруссия (ВКЛ)религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.146]

Статья № 23
Георг Паерле

Брачный контракт лже–Димитрия с Юрием Мнишком (по примечанию 166 переводчика Н. Г. Устрялова)

В Московское Архиве большею частью хранятся акты, о которых упоминает Паерле. Приводим из них вполне самый любопытный: договор Лжедимитрия с воеводою Сендомирским, писанный 25 мая 1604 года на Польском и Русском языках.

"Мы, Димитрий Иванович, Божиею милостию, царевич Великой Русии, Углецкий, Дмитровский и иных, князь от колена предков своих и всех государств Московских государь и дедич.

Рассуждая о будущем состоянии жития нашего не только по примеру иных монархов и предков наших, но и всех христиански живущих, за призрением Господа Бога всемогущего, от которого живет начало и конец, а жена и смерть бывает от негож, усмотрили есмя и улюбили себе, будучи в королевстве в Польском, в дому честнем, великого роду, житья честного и побожнаго, приятеля и товарыща, с которым бы мне, за помочью Божиею, в милости и любви непременяемой житие свое проводити ясневельможную панну Марину с Великих Кончиц Мнишковну, воеводенку Сендомирскую, старостенку Львовскую, Самборскую, Меденицкую и проч., дочь ясневельможного пана Юрья Мнишка с Великих Кончиц, воеводы Сендомирского, Львовского, Меденицкого и проч. старосты, жуп Русских жупника, которого мы испытавши честность, любовь и Доброжелательство, для чего мы взяли его себе за отца, и о том мы убедительно его просили, для большаго утверждения взаимной нашей любви, чтобы вышереченную дочь свою панну Марину за нас выдал в замужство.

А что тепере мы есть не на государствах своих, и то теперь до часу: а как даст Бог, буду на своих государствах жити, и емуб попомнити слово свое прямое, вместе с панною Мариною, за присягою; а яз помню свою присягу, и нам бы то прямо обема сдержати и любовь бы была меж нас, а на том мы писаньем своим укрепляемся. А вперед во имя пресвятые Троицы, даю ему слово свое прямое царское: что женюсь, на панне Марине; а не женюсь, и яз проклятство на себя даю, утверждая cие следующими условиями.

Первое: кой час доступлю наследственного нашего Московского государства, яз пану отцу его милости дам десять сот тысяч злотых Польских, как его милости самому для ускорения подъема и заплаты долгов, так и для препровождения к нам ея, панны Марины, будущей жены нашей, из казны нашей Московской выдам клейнотов драгоценейших, а равно и серебра столового к снаряду ея; буде не самому ея, панны, отцу, в небытность его по какой либо причине, то послам, которых его милость пришлет, или нами отправленным, как выше сказано, без замедления дать, даровать нашим царским словом обещаем.

Другое то: как вступим на наш царский престол отца нашего, и мы тотчас послов своих пришлем до наяснейшаго короля Польскаго, извещаючи ему и бьючи челом, чтоб то наше дело, которое ныне промеж нас, было ему ведомо и позволил бы то нам сделати без убытка.

Третее то: той же преж реченной панне жене нашей дам два государства великия, Великий Новгород да Псков, со всеми уезды, и с думными людьми, и с дворяны, и с детьми боярскими, и с попы, и со всеми приходы, и с пригородки, и с месты, и с селы, со всяким владением, и с невольностью, со всем с тем, как мы и отец наш теми государствы владели и указывали; а мне в тех обоих государствах, в Новегороде и во Пскове, ничем не владети, и в них ни во что не вступатися; тем нашим писаньем укрепляем и даруем ей панне то за тем своим словом прямо. А как, за помочью Божиею, с нею венчаемся, и мы то все, что в нынешнем нашем письме написано, отдадим ей, и в канцрерии нашей ей то в веки напишем, и печать свою царскую к тому приложим.

А будет у нашей жены, по грехом, с нами детей не будет, и те обои государства ей приказати наместником своим владети ими и судити, и вольно ей будет своим служилым людям поместья и вотчины давати, и купити и продавати, также вольно ей, как ся ей полюбит, что в своих в прямых удельных государствах монастыри и костелы ставити Римские, и, бискупы и попы Латинские, и школы поставляти и их наполняти, как им вперед жити; а самой жити с нами; а попы свои себе держати, сколько ей надобе, также набоженство своей Римские веры держати безо всякие забороны, якоже и мы сами, с Божиею милостию, соединение cие приняли; и станем о том накрепко промышляти, чтоб все государство Московское в одну веру Римскую всех привести, и костелыб Римские устроити.

А того Боже нам не дай, будет те наши речи в государствах наших не полюбятся, и в год того не сделаем, ино будет вольно пану отцу и панне Марине со мною розвестися, или пожалуют побольше того подождут до другаго году.

А яз тепере в том во всем даю на себя запись своею рукою, с крестным целованьем, что мне все сделати по сему письму, и присягою на том на всем, при святцком чину, при попех, что мне все по сей записи сдержати крепко и всех Русских людей в веру Латынскую привести.
Писана в Самборе, месяца мая 25 дня, лета 1604.
Подпись: Царевич Димитрий.

предательство нацииморальные устои русских элитбрачный контракт лже-Димитриярелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.150]
Комментарии

Статья № 24
Акты Холмогорской и Устюжской епархий, Часть I, 1500–1699

Из введения Действительного Статского Советника И. К. Зинченко

Холмогорская и Устюжская епархии открыты согласно предложению царя Феодора Алексеевича, приговором московскаго церковнаго собора 1681 года, в видах раскола и безпорядков в приходах и монастырях на севере России.

Признано было, что противников церкви, держащихся старины, которая во многих случаях была только устаревшим безпорядком в приходских и монастырских общинах, зависело от недостаточности надзора со стороны церковных властей за этими общинами, по их отдаленности от кафедральных городов: «во многик местех, писал царь собору, противники умножились, зане не имеют себе возбранения за разстоянием дальним, понеже во епархиях град от града и место от места имеют разстояния не малая» (А. И. т. V, № 75).

Такими малонаселенными и удаленными от архиерейских кафедр местами были тогда, между прочим, северо-восточныя окраины Новгородской и Ростовской митрополий. А потому собор святителей, признав справедливость указаний верховной власти на причину усиления противников церкви, приговорил: «Новгородскаго митрополита из епархии во градех на Колмогорах и на Ваге с пригороды быти архиепископу. Ростовскаго митрополита из епархии во градех на Устюге Великом и на Тотьме и у Соли Вычегоцкой быти apxиепископу» (ibid.).

задавить староверовпрессинг РПЦЭпоха Молитеократическое государстворелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.156]
Комментарии

Статья № 25
Бернгард Таннер, 1678

Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию

Из Смоленска в Москву
Утром, выезжая в путь, завидели довольно красивый схизматический монастырь1. На встречу нам вышли 4 монаха, обрядом греки (называемые чернецами от черной одежды, которую носят), выражением лица, жестами и даже ласковыми словами выказывая явное намерение преподать нам своё благословение в надежде, что им перепадёт что-нибудь в мошну. Послы не обратили на них внимания — они и осыпали нас бранными словами, обзывая преимущественно басурманами, т. е. обрезанными2.

Немецкий город, или Кукуй
Сначала немцы у схизматиков встретили радушный приём, но с течением времени, по несходству в нравах и особенно в вере, сделались ненавистны тем, кому прежде были приятны — дело иногда доходило до взаимных убийств. Для спокойствия тех и других немцы были переселены на то место, кое выше мы назвали Стрелецкой слободой, и, переменив имя, новый немецкий посёлок москвитяне прозвали Наливками. Это намекавшее на пьянство прозвание, употреблявшееся москвитянами, как брань и насмешка, обидно показалось немцам. Видя, что москвитяне в пьянстве грешнее их, раздражённые новопоселенцы выпросили у царя для поселения другое место и нашли нужным переселиться за полмили от города...

Основавшись там, они сохранили ненавистный москвитянам порядок на образец германских городов при сооружении и умножении домов, которые они строили красиво и расчётливо. Весь новый посёлок иноземцев назывался прежде Немецкой слободой, а ныне носит неизвестно откуда взятое имя Кукуй.

Между обитателями его большая разность в вере и в национальности. Во-первых — немцы; из них весьма много лютеран8, у коих при двух храмах два пастора; кальвинистов меньше, эти при одном своём храме имеют и одного наставника в вере.
Меньше всего — католиков, признающих ещё римского первосвященника видимой главою истинной церкви; храма и священника они не имеют9.
Кроме того, итальянцы и даже французы. Многие изо всех них ради почестей и благ земных перекрестились и приняли веру схизматиков.

По просьбе католиков посол, мой князь, просил было царя позволить им содержать на свой счёт католического священника; но схизматикам ненавистно имя папы — просьба не имела успеха.

Попытка чеха поговорить с московским попом на богословские темы

О споре с попом на улице Москвы по поводу русского способа знамения см. ст. 38 в 16.1.17.s

Что же вышло? Это приятное и невинное собеседование — кто бы мог сказать? — так попа запутало, что он, не смотря на содействие многих других, никак не мог выпутаться. Мало того, ломая попусту голову, они донесли об этом самому своему патриарху, а тот, предрекая грозящую опасность какого-то возмущения, если это дойдёт до народа, да и для поддержки своего авторитета, велел попа стеречь хорошенько, засадить его в тюрьму, и, сверх того, настоятельно просил царя серьёзно переговорить об этом с послами, а то, если народ возмутится, они-де сами будут виновниками собственной погибели.

Когда явились послы на заседание, об этом начались серьёзные толки; послы утверждали, что они о предложенном случае не имеют ни малейшего понятия. Им сказали, что виновником этого случая был какой-то немец, и просили, чтобы вперёд этого не было. Испуганные послы вернулись домой, созвали всех немцев даже из свиты другого посла (про меня однако же и забыли, ибо и представить не могли, чтобы я в такой степени научился говорить по-русски), изложили, в чем дело, стали разыскивать — но никто не был к этому прикосновенен. Судьба наконец меня вывела наружу, и я волей-неволей должен был в присутствии большинства посольских чиновников изложить целиком свой разговор. Оба посла подивились и запретили мне впредь заводить подобные разговоры. Попа же выпустили не скоро: он сидел в тюрьме во все время пребывания посольства.

описание Москвы XVIIвзгляд чехаверотерпимость москвичей XVIIНемецкая слободаинквизициялютеране в Москве XVIIобрезанныерелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.168]
Комментарии

Статья № 26
Самуил Маскевич, 1594–1621

(1610). Случилось между тем при одних воротах стоять на страже роте Мархоцкого44; некто Блинский, из отряда какого-то товарища13, напившись пьян, выстрелил несколько раз в икону пресвятой Богородицы, писанную в воротах на стене. Бояре принесли жалобу Гонсевскому; он велел нарядить суд, и коло14 приговорило Блинского к смерти. Ему отрубили обе руки; а самого сожгли на костре пред воротами. Потом принесли другую жалобу: кто-то выстрелил в крест на церковном куполе, стрела воткнулась в купол. Произвели розыск, но виноватого не отыскали: ему верно отсекли бы руку.

Случилось также, что один из пахоликов насильно увёл дочь боярина, который возвращался с нею и с женою домой из бани. Обиженный не знал, на кого жаловаться. Наконец, чрез две недели дочь возвратилась в дом родительский: виновного нашли и наряженное коло приговорило его, по Польским законам, к смерти. Бобовский однако предложил судить по Московским законам, к обоюдному удовольствие и Поляков и Москвитян: виновного высекли кнутом на улице. Он был рад, что голова его уцелела; Москвитяне также остались довольны.

история РоссииСмутное времярелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [17.173]
Комментарии

Статья № 27
И. М. Болдаков, Е. Н. Щепкин

Посольство Ганзы в Москве, 1602 год.

В Москве чрезвычайно много церквей и часовен, частию деревянных, частию-же каменных, со множеством колоколов, звон в которые производится вечером и рано утром до самого дня, так что, если кто не привык, совсем не возможно спать.
В Москве существует и немецкая церковь, в которой слово Божие проповедуется во всей чистоте, так как здесь каждому предоставлена свобода вероисповедания.

история России XVIIсвобода совестинемецкая церковь в Москвепротестанты в Москве

Источник: [19.233]

Статья № 28
Окладная расходная роспись денежного и хлебного жалованья за 1681 год, 1681

Великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, денежнаго и хлебнаго жалованья, и кормов, и сукон на Москве и в городах всяких чинов людям, оприч ружников, по сметным спискам, каковы снесены к смете его великаго государя казны, в нынешнем во 189 году по окладу.

В городех:
Новокрещеным и черкасы денежнаго жалованья в пол окладу 499 руб. 8 ал. 2 деньги, да поденнаго корму по окладу, а иным полы оклады, по указанным статьям, 837 руб.31 ал. с полуденьгою.

Олонец:
Новокрещеным вдовам и детям их всего 73 человекам корму в полы окладов их 249 руб. 8 денег.

Новокрещену 14 руб.20 ал. (Помета: «выписать, какая за ним служба, выписать ныне»)

Сибирским царевичам:
Григорью Алексеевичу кормовых по рублю на день, за дрова по 32 ал. по 4 деньги на месяц, итого 176 руб. 25 ал. 2 деньги на год. (Помета: «выписать, что за ним деревень»).
Василью да Дмитрию Алексеевичам кормовых, что давано отцу их Алексею Алексеевичу, по 21 руб. по 12 ал. с деньгою на месяц, а на год 256 руб. 12 ал. 4 деньги. (Помета: «выписать, что за ними крестьян»).
Роману Васильеву сыну Кумучову да двум сестрам его кормовых по рублю по 6 ал. по 4 деньги на день, да конскаго корму 3 лошадям на 6 месяцев, по 20 ал. лошади на месяц, итого кормовых и лошадям на корм по 448 руб. по 26 ал. по 4 деньги на год. (Помета: «давать»).
Царевича Василья Обляева жене его вдове Ульяне кормовых по 10 ал., да людям его 6 человекам по 6 денег человеку, всего по 16 ал. на день, а на год 175 руб. 6 ал. 4 деньги. (Помета: «давать»).
Царевича ж Василья Облаева сестре, да снохе кормовых и на свечи вопче по 7 ал., да людям их 5 человекам по 8 денег на день, всего по 8 ал. по 2 деньги на день; им же за привоз дров и на одежду 7 руб. 9 ал. 4 деньги, а на год 98 руб. 18 ал. (Помета: «дать»).
Боярину князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому кормовых по 20 ал., да людям его 6 человекам по 6 денег человеку, всего по 26 ал. на день, да 2 лошадям на 6 месяцов по 20 ал. лошади на месяц. Всего кормовых и лошадям на корм в год 291 р. 30 ал. (Помеьта: «выписать, что есть за ним крестьян»).
Князю Ивану Юсупову кормовых денег по рублю на день, итого в год 365 руб. (Помета: «выписать, что за ним поместья»).

Гетманскому сыну Иакову и при нем будущим из Малороссийского приказу поденнаго корму, и за столовые всякие запасы, и за пряншей зелья, что ему дается по месячно, 666 руб. 13 ал. 2 д.; да за ренское, которое ему дается поденно, 146 руб.; да ему ж на летнее и на зимнее платье и за столовые запасы, что дается на господские праздники сверх месячнаго корму, 209 руб. 17 ал. 6 д. Всего гетманскому сыну 1021 руб. 31 ал. 4 деньги.

Петру Дорошенку* и со всеми при нем будущими месячнаго корму на год 735 руб.; да для празднества Светлаго Христова Воскресения за столовые запасы 11 руб. 17 ал. Всего Петру Дорошенку 743 руб. 17 ал.


* Пётр Дорофеевич Дорошенко (†1698) — гетман Войска Запорожского на Правобережье Днепра в 1665–1676 гг. В 1684 году от регентши Софьи получил в окормление село Ярополец с деревнями (под Волоколамском). — А. Г.

бюджет России-XVIIэкономика Россиирасходы на бюджетниковнатуральные выплатысодержание гетмана украйны

Источник: [17.170]
Комментарии

Статья № 29
П. Н. Луппов, †1949

(орфография и пунктуация XIX сохранены)

Первый епископ Александр, всецело был поглощён вопросом о исправности новопечатных книг и в связи с ним делом патриарха Никона. Подобно многим своим современникам, он был недоволен затеянным Никоном исправлением богослужебных книг, даже примкнул к кружку, группировавшемуся около протопопов Аввакума и Неронова, и, пока еще не был окончательно высказан голос церкви об исправленных Никоном богослужебных книгах (что совершилось на соборе 1666–1667 гг.), ратовал в пользу возвращения к старине, приводя для этого различныя теоретические основания.

Не менее интересовало его начавшееся в 1658 г. дело патриарха Никона, котораго он считал своим личным врагом, не только как ненавистнаго реформатора, но и как виновника удаления его на неустроенную Вятскую епархию. Этими двумя вопросами он был занят почти все время после назначения на Вятскую кафедру до собора 1666–1667 гг.

вотякинароды_Россиидревня_вера_удмуртовобществорелигияхристианизацияобраз_жизникультурапервый_еписокоп_вотяков

Источник: [19.237]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,255