Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Славяне и российские этносы (XV век)

16. Отношение к религии. Верования

Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XV век)

Лаврентий, Новгородская-II, Аверка, Лицевой свод , Владимирский, Фроянов, Барбаро, Контарини, Луппов

Статья № 1
Лаврентий из Бржезовой (Гуситская хроника), 1414–1422

В самом деле, названные выше гонители истины хватали в разных местах королевства священников и мирян, жаждавших причащения чашей, и передавали их кутногорской знати для продажи в рабство, а некоторых и сами продавали за деньги. Кутногорцы1 же — немцы, злейшие враги и гонители богемцев и особенно приверженных истине христовой, подвергали их различным поношениям, хулам и пыткам и бесчеловечно ввергали их в глубокие ямы, или шахты, преимущественно в ночное время, одних ещё живых, других, уже лишившихся жизни.

Особенно много людей было ввержено в шахту у церкви св. Мартина вне города у Коуржимских ворот, которую кутногорцы называли Табором. И кутногорцы воспылали такой безграничной по своей жестокости ненавистью к верным во Христе и к приверженцам закона божия, что в течение короткого времени свыше 16 сотен человек, придерживающихся святого причащения из чаши, было ими самым безжалостным образом погублено и брошено в шахты...

В ту же ночь много мирян было теми же кутногорцами убито и брошено в шахты за причащение чашей...

Вождями же этих таборитов были, как выше было упомянуто, миряне — Николай из Гуси, человек дальновидный, большого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Ржепице и Иоанн Жижка одноглазый, выше всякой меры храбрый и деятельный...

И ещё, в ноябре месяце того же, именно 1419, года, близ города Клатовы господином Рацеком из Риземберга и его людьми был схвачен на дороге один священник, некто Иоанн, по прозвищу Накваса, который, проходя по селам, причащал народ, жаждавший причащения чашей, и особенно больных, святыми дарами тела и крови. Он был выдан за большой выкуп немцам из Баварии, пришедшим тогда оказать помощь этому самому господину Рацеку против жителей города Клатовы. Когда же он [священник Иоанн], несмотря на принуждения немцев, ни за что не согласился отвергнуть причащение под обоими видами для простого народа, он был осыпан бранью, хулой и другими различными поношениями, был привязан к дереву ремнями, продетыми через его руки, прорезанные насквозь мечом, обложен кучей соломы и сухостоя и сожжён в пламени огня...

В городе Прахатице, у границы баварской, захваченном штурмом, кровавые отряды таборитов цепами и мечами жестоко перебили на улицах 135 жителей, как каких-нибудь поросят, и другой раз они сожгли без всякого милосердия 85 человек, заперев их в сакристии2 храма, подпалив в ней солому и утварь. Не обращали они никакого внимания и на то, что люди, бросаясь на колени и воздевая к небесам руки, умоляли их от всего сердца, чтобы они дали им, несчастным, время раскаяться, и заявляли, что готовы сделать все, что они им прикажут. Так же поступили они с тевтонцами в Быстржице (Южная Чехия — Прим. ред.).

Горожанам же города Водняны выпало на долю видеть, как их верных пресвитеров, которые причащали их святых тайн под обоими видами, мучители бросали в раскаленную каменную печь и там сжигали. Захватив замок Ржичаны и в нем одиннадцать пресвитеров, которые обещали принять веру таборитов, они [табориты] заперли их в избе одного крестьянина и, предав ее огню, превратили все в пепел. Точно так же, захватив, по указанию пресвитера Коранды, замок Пржибенице, они взяли при этом в плен монаха Германа, епископа Никополенского, который посвятил в Липнице почти всех пресвитеров таборитских. Они утопили его вместе с двумя другими священниками в реке. Они не пощадили даже епископа, который, обливаясь слезами, умолял их даровать ему жизнь, обещая им посвятить в пресвитеры сколько угодно народу и, таким образом, содействовать развитию их общины и принять все их учение. Но табориты остались глухи к его просьбам. Согласно изложенным выше еретическим их положениям, они говорили, что наступил час возмездия и что пришло уже время, не щадя никого из противников закона божия, не только не оказывать никакого милосердия ни светским, ни духовным лицам, но всех бесчеловечно истреблять...

И ещё, в этом же году Жижка с таборитами захватил вторично Водняны благодаря помощи некоторых его жителей и, так как город этот не хотел соглашаться с непорядками таборитов, взял там в плен 2 пресвитеров и 28 горожан; несмотря на то, что они придерживались причащения под обоими видами, все они были бесчеловечно сожжены...

В то же самое время Жижка приказал вывести из замка девять найденных там пресвитеров и передал их своим пращникам для сожжения; те действительно сожгли их всех в избе одного крестьянина, несмотря на обещание, данное пражанами, сохранить всем жизнь, а также и несмотря на то, что те кричали и молили, чтобы им дали время покаяния и просветили бы их в таборитском учении, потому что они согласны исполнить все, в чем их наставят таборитские священники. Таким образом, таборитами были бесчеловечно сожжены у замка Ржичаны одиннадцать пресвитеров, именно, те девять и ещё два, прежде схваченные, в числе которых был и плебан из Малетиц по прозвищу Пророк...

И ещё, в праздник тела Христова, иначе в день июня месяца 6-й, табориты сожгли на огне двух монахов из Бржевнова, не желавших признать причащение чашей, а также одного священника и одного тевтона, захваченного около Градчан.
И ещё, в день июня месяца 12-й табориты, державшиеся все время в лагере вокруг стен Градчан, сожгли четырёх монахов, как говорят, из Аулы Регии, которые ни за что не соглашались на причащение чашей и не хотели снять с себя клобуков...


1 Кутна Гора (60 км к востоку от Праги) была в это время самым большим после Праги городом в Чехии, центром богатых серебряных рудников и местонахождением королевского монетного двора. Кутногорский патрициат немецкого происхождения поддерживали не только бежавшие из Праги богачи, но и король Сигизмунд. — Прим. ред.

2 Сакристиями называются кладовые при католических церквах, где хранится церковная утварь и облачение священников. — Прим. ред.

религияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [15.13]

Статья № 2
Новгородская Вторая летопись, 1491

6999
Сей убо Генадей архіепископъ, лета 6999, еретиковъ изыска и обличи въ Великомъ Новегороде: повелѣніемъ великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословенію превященаго митрополита Зосимы, Генадей владыка однихъ велелъ жечи на Духовскомъ поле, иныхъ торговые казни предали, а иныхъ въ заточеніе посла, а иные въ Литву сбежали, а иные въ Немцы.

сжигание еретиковаутодафе по-русскирелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [19.149]
Комментарии

Статья № 3
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка), 1495

Въ лѣто 1495. Ольгердъ велѣлъ повѣсить пять православныхъ (błagoczestiwych) чернецовъ, которые значатся теперь въ Русскомъ календарѣ.

Великое княжество Литовское и результаты работы иезуитов к 1654–1677 гг. Сайт Вiктара Чараўко,  https://adverbum.org
Великое княжество Литовское и результаты работы иезуитов к 1654–1677 гг. Сайт Вiктара Чараўко, https://adverbum.org

прозелитизмкатолики в Белоруссииитоги работы иезуитовконфессиональная карта ВКЛрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [18.135]

Статья № 4
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Иван III — фантом Ивана IV

6978 (1478)
А окаянные изменники, новгородские посадники, тысяцкие, бояре, купцы и всякие ремесленники, проще говоря, плотники и гончары, и весь люд городской соединились в рати; а прочих, которые сроду на лошади не бывали, которым и в мыслях того не бывало, чтобы руку поднять против великого князя, всех тех эти изменники силою выгнали; которые и не хотели идти к бою тому, тех они сами грабили и избивали, а иных в реку в Волхов метали. Сами же говорили, что было их тысяч сорок избито в бою том.

И пошли быстро с великой силой на тех же воевод великого князя, на передовой полк, на князя Михаила Холмского и на Федора Давыдовича. Воеводы же великого князя, хотя и мало их было, — как говорят бывшие там, что с пять тысяч их только было, хотя и увидели противника великое множество, не устрашились, но, надеясь на Господа Бога и пречистую Его матерь и на правду государя своего, пошли скороустремительно против них, яко львы рыкая, через ту реку Великую; через нее, сами новгородцы говорят, никогда и броду-то не было, а эти, не знавшие брода, все целы и здоровы перешли ее.

Увидев же это, новгородцы взволновались и заколебались, как пьяные; а они поспешили напасть на них, начав прежде них стрелять, и испугались кони их под ними, и начали с себя сбрасывать их.

И вскоре побежали, гонимые гневом Божьим за их неправду и за отступление не только от своего государя, но и от самого Господа Бога. Полки же великого князя погнались за ними, коля и посекая их; а они сами бежали, кто как мог, друг друга били и топтали.
Избито же их было тогда, как говорили, многое множество. Сами же они говорили, что двенадцать тысяч погибло их в тех боях, а живых руками взяли более двух тысяч...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6978 (1478): Карательный набег на еретиков-новгородцев
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6978 (1478): Карательный набег на еретиков-новгородцев, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1179: поп-изувер
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1179: поп-изувер, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

6999 (1499)
Собор в Москве против новгородских еретиков
Тогда же произошло следующее событие в Великом Новгороде: вражьим наветом многое смущение от некоего жидовина охватило слабых во многом людей, в которых явно вселился сам дьявол, пагубной его лжи многие из них повиновались, умом развратились и от истины отошли, внимая басням злых людей, еретиков, ложно возводящих неправду на Бога, обратились к иудейским законам, звездочетству и волхованию язычников, отпали от евангельской благодати и истины; и в воплощение Сына Божьего Господа нашего Исуса Христа, иже от Пречистой Приснодевы Марии, не веровали и святым иконам не поклонялись.

Тело же и Кровь Христову ни во что не ставили и многие другие ереси и отвратительные дела творили, которые нельзя и описать. Вот имена тех развратников: чернец Захария, софийский протопоп Гавриил и архангельский поп Денис, и ивановский поп Максим, и покровски поп Василий, и дьякон Никольский Макар, и дьяк борисоглебский Гридя, и Васюк, зять Денисов, и дьяк Никольский Самуха, и прочие с ними...

И в 6999 лето от Адама (1499 лето от Христа) октября в 17 день повелением благочестивого и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, всея Руси государя и многих иных самодержца и истинного поборника православия, созвали собор на митрополичьем дворе...

Также и божественную службу неподобно совершают, не натощак, а уже поев и попив, и Тело Христово ни во что не ставят как простой хлеб, Кровь Христову как простое вино и пиво, и воду пьют, и многие другие неподобные ереси совершают против правил святых апостолов и святых отцов, но и больше Ветхого Завета придерживаются, по-иудейски Пасху празднуют, в среду и в пятницу мясо и молоко едят, и многие другие неподобные еретические дела совершают, которые нельзя и описать, и многих простых людей прельстили они своими скверными ересями...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 1
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 1, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 2
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 2, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводересь жидовствующихмосковитский осуждамстравля новгородцеврелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [16.65]

Статья № 5
Владимирский летописец

Предтеча инквизиции в России

1435. В лето 6943. Швитригайло зжег Герасима митрополита.

начало инквизиции в Россиидостали попырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [20.169]
Комментарии

Статья № 6
И. Я. Фроянов

Ересь жидовствующих в России

При пересадке ереси на новгородскую почву учитывалось, по-видимому, религозное брожение в Новгороде, сравнительно недавно охваченном стригольниками... Поэтому посеянная ими ересь не могла превратиться в массовое движение с вовлечением непосредственно в ересь огромного количества людей. Митрополит Иоанн (Снычев) замечает: «„Странности“ ереси проявлялись с самого начала. Ее приверженцы вовсе не заботились о распространении нового учения в народе, что было бы естественно для людей, искренне верящих в свою правоту. Отнюдь нет — еретики тщательно выбирали кандидатуры для вербовки в среде высшего духовенства и административных структур. Организация еретического общества сохранялась в тайне...»

На основании различных источников Ю. К. Бегунов выявил поименно 33 участника новгородского «кружка жидовствующих». Сюда вошли «2 протопопа (Алексей и Гаврила), 11 попов (Денис, Наум, Григорий Семеновский, Ересим Никольский, Максим, Василий Покровский, Федор Покровский, Фома, Павел, Яков Апостольский, Иван Воскресенский), 3 родича попов (Иван Максимов, Гридя Клоч, Иван, сын протопопа Алексея), 10 представителей низшего духовенства (диаки Самсонко, Гридя Борисоглебский, Васюк Сухой, Самуха, Куземка, Степанко, дьякон Обакша, дьякон Никольский Макар, крылошане Авдей и Степан), 1 чернец (Захар), 1 боярин (Григорий Михайлович Тучин), 1 подьячий (Алексей Костев), 4 от „простых людей“ (Лавреш, Мишука Собака, Юрка Семенов сын Долгого, Овдоким Люлиш)».
К этому перечню Ю. К. Бегунов присовокупляет взятых из Послания о соблюдении соборного приговора 1504 года безымянных «иных многих детей бояръских и от купъцов и от простых людей»...

Московский кружок к июлю 1485 года насчитывал, если верить приписке Ивана Черного к «Еллинскому летописцу», 26 человек, из которых с известной степенью достоверности можно установить «имена только 7 человек: посольских дьяков Федора и Ивана Волка Курицыных, крылошанина, переписчика книг Ивана Черного, угрянина Мартынко, крестовых дьяков Истомы и Сверчка, купца Игната Зубова». В 90-е годы в кружок вошли Митя Коноплев из детей боярских, купец Семен Кленов, Иван Максимов и великая княгиня Елена Волошанка. К ним Ю. К. Бегунов вслед за Посланием о соблюдении соборного приговора 1504 года добавляет «иных многих от великого князя двора да от купцев и от крылошан и от простых людей».

Количественный состав московского кружка, таким образом, был примерно одинаков с числом участников новгородского кружка, насчитывавшего, как мы уже предположили, не более сотни приверженцев «ереси жидовствующих»...

Мы, разумеется, не хотим сказать, что заслуга создания самодержавия на Руси всецело принадлежит людям, исповедовавшим «ересь жидовствующих». Формирование самодержавной власти в России имело свои внутренние и внешние причины. Но в том, что эти люди, умевшие пристраиваться к эволюции государственной власти на Руси, приложили немало сил к тому, чтобы «процесс пошел», у нас нет ни малейших сомнений.

драма историидрама славянпуть к опричнинеересь жидовствующихрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [21.19]
Комментарии

Статья № 7
Иосафат Барбаро

Путешествие в Персию. Об исламизации Кавказа

От Каспийского моря до Черного моря напрямую 500 миль. Эта земля изобилует вся валами и стенами, и местность подчинена различным владетелям. Поэтому, если кто надумает идти по этой дороге, ему не следует идти через Дербент…

Монах этот (Винцентий) рассказывал, что из области Солдани издавна распространяется магометанское учение, которое оказывает огромное влияние на жизнь и смерть живущих здесь христиан и распространяется вширь и вглубь. Эти порочнейшие люди направляют свой путь в Шемаху, затем в Дербент, затем в Дюмен, откуда расходятся в разные стороны, и многие были поражены их оружием.

Расположились они у реки Терек. Это в провинции Тезехия, около Каспийских гор, где живут многие христиане. Они повсюду преследуют побеги христианства, без всякого уважения и различия пола и возраста убивают женщин, мужчин, детей и стариков. После этого пришли они в область Гога и Магога*, населённую христианами с греческим обрядом, и ушли от них не прежде, чем перебили всех.

Затем пришли в Черкесию, в Кипик и Карбат, из которых каждый пункт находится по эту сторону моря; через бесчисленное множество живущих там христиан дошли до Дидаркассана и Кремука, где были встречены вооружённой рукой местных жителей, и такой разгром и поражение от них получили, что едва 120 человек уцелели и убежали отсюда. И по этой причине понять можно, как плохо христиане живут среди этих выродков. И это, как говорил он (Винцентий), произошло в 1486 году…


* О территории правления русских князей Гога и Магога (князей Роша) — См.индексы Стронга 01463 и 01031, соотв.

Тартарияграбежи христианбандитский Кавказбеспредел мусульманрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [15.48]
Комментарии

Статья № 8
Амброджо Контарини, 1473

Московия — Третий Рим

У них есть свой папа113, как глава церкви их толка, нашего же они не признают и считают, что мы вовсе погибшие люди.


* Заказ от Кремля к РПЦ на разработку идеи «Москва — Третий Мир» ещё либо не поступил (считается, что в 1524 году >>), либо датировка документа Контарини не верна. — Прим. ред.

РПЦ и РКЦневосприятие католиковрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьаксиома Достоевского-Ницшесаморазвитиеобществомракобесие

Источник: [15.49]
Комментарии

Статья № 9
П. Н. Луппов, †1949

(орфография и пунктуация XIX сохранены)

Нельзя предположить, что среди вотяков в ХIII–XIV вв. были организованы миссии. Миссия может действовать в той или иной местности или стране лишь тогда, когда за нею стоит твердая гражданская власть, могущая в случае нужды защитить миссию от опасности; в противном случае не нашлось бы лиц, желающих поступить в миссионеры.

Вотяки не были подчинены ни великокняжеской власти, ни русскому населению Вятки; авторитет князя до 1489 г. был слаб даже среди русскаго населения Вятской страны. Вятчане много раз присягали на верность Великому Князю Московскому и столько же раз изменяли ему и соединялись с его недругами…

вотякинароды_Россиидревняя_вера_удмуртовобществорелигияхристианизацияобраз_жизникультура

Источник: [19.237]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,163