Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Иные этнические системы (XIII век)
16. Отношение к религии. Верования
Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (XIII век)
Ниенштедт, Поло, Генрих, Гуталаг, Сага о гутах, Кольмар, Виллардуэн, Тверская, ал-Джузджани, Известия, Хроники, Гунтер, Льоренте, Степанос, Булла
Статья № 1
Франц Ниенштедт, †1622
Христианизация Ливонии (балтов). Продолжение (начало — XII)
После насильственной кончины епископа Бартольда, папа Иннокентий назначил епископом Ливонии в 1204 году некоего Альберта, который прибыл в Ливонию с некоторыми дворянами и другими военными людьми и солдатами и взялся за дело с жаром; привёз с собою всякие материалы для построек и оружие, в чем ему явно помогал папа, а купцы делали большой подвоз не только из Бремена, но и из других городов и мест.
Некоторые приезжали с жёнами и детьми, остались тут жить и заложили большую торговлю. Епископ Альбрехт усердно велел учить, проповедовать и крестить язычников, и в Икскуле начал строить крепость, а перед тем на Двине построил такие шанцы, что не обращал внимания на злобу язычников, а с твёрдостью. продолжал строить и силой принуждал языческие племена к работе при постройки крепости.
Тогда язычники догадались, что готовится искоренение их потому они собрались в толпы, выбрали несколько гор, казавшихся им удобными, и укрепили их как только умели, чтобы там укрываться и мешать работам христиан.
Когда это дошло до епископа, то он написал в Германию, прося помощи, и советовал там учредить рыцарский орден, именно орден меченосцев, которым следует обещать награду за покорение языческих земель и людей в Ливонии и. за их рыцарские подвиги.
Это предложение очень понравилось папе и вскоре после того он послал епископу буллы и привилегии, дабы исполнить таковое намерение со всем тщанием, на что епископ не медля употребил все старания, дабы это выполнить.
Язычники также не дремали, потому что как только заметили, что дело это ведётся против них, то укрепили одно место в Кокенгаузене при реке Двине, а также близь Зонцеля гору, которая еще теперь находится напротив Кангера, сильно укрепили и назвали крепость Герсике, там где протекает внизу Зонцельский ручей. Верх этой высокой горы они обстроили балками и частоколом и оттуда могли кругом бросать камни и защищаться, так что уж, конечно, эту гору нельзя было отнять у них без кровопролития.
Кроме того вокруг горы они огородили крепким частоколом большой луг для своих лошадей и скота, для того, чтобы защищать, свое имущество и скот. Они потому действовали тут так быстро, что дорога из Икскуля в Ригу идет вдоль Двины, а затем дорога выходить через степь и пустоши к Герсбургу, точно также и дорога с другой стороны высокой горы Кангер, идущая через болото из местности Роденпойской в Зонцельскую, доходить также до Герсбурга.
Как только сигнал бывал подан, то всякий торопился с оружием, на лошади и пешком, отправиться в укрепление на упомянутой горе. Когда же являлись христиане, тогда начиналось сражение и битва.
По истине, язычники пролили довольно крови за свою свободу, прежде чем были покорены:
- после этого (Отстройки крепости Феллин — Прим. ред.) епископ Альбрехт (Около 1223 г. — Прим. ред.) сам поехал в Германию и склонил герцога Альбрехта саксонского к тому, что он с ним прибыл в страну с войском, и скоро истребил 1 500 язычников, сам же потерял только 60 человек, остальные же язычники разбежались по лесам...
- граф Альбрехт со множеством пилигримов и наёмных солдат, и пошёл походом против эстов, собрал все свои силы на поле под Веллином; тут было дано большое сражение, так что 1 400 язычников были убиты, при чем христиане потеряли не более 100 человек.
- наконец прибыл герцог Баруин вендландский (вендский) со множеством рыцарей, после чего случалось немало стычек между рыцарями и эстами. Но как только литовцы и русские приметили, что христиане одолевают эстов — язычников, то сильно вознегодовали на это и придумали этого не допускать, для какой цели и собрали большое литовское войско.
После этого гермейстер (магистр) пошел на них войною, нашел их у Юннокюля и в битве истребил их 1 900 человек, остальные же обратились в бегство, которых великий магистр с иностранными рыцарями и солдатами преследовал до Кокенгаузена. Здесь же снова было убито 500 русских. - После того в Ливонию прибыл граф Арнштейн из Тюрингена со множеством наёмных солдат. Магистр отправился зимою с гостями в страну Эзель, и они истребили всего мужчин, женщин и детей до 2500 человек.
- В 1245 году король Александр новгородский пришел с сильным войском и взял снова Псков силою, хотя они и сопротивлялись рыцарски, и тогда во Пскове были убиты 70 братьев ордена. После шестилетнего управления, Герман Балк умер в 1245 году; он вёл не одну войну против врагов Господних. Псков находился только 2 года в руках христиан (то есть в 1245 году Псков не был христианским городом!)
- В 1269 году магистром был сделан Конрад фон Мандерен. Он вел много войн с русскими, с куронами и самаитами, был также в битве с семигаллами (земгалы), в которой погибли многие с обеих сторон. Он приказал также построить в Ливонии крепкий замок, названный Вейсенштейном, и после того просил увольнения от должности, по трёхлетнем правлении.
- В 1272 г. великий магистр прислал в Ливонию другого магистра, которого звали Отто фон Ротенштейн. Последний управлял 4 года и дал большое сражение русским. Со стороны христиан пал епископ дерптский Александр, а русские обратились в бегство. Тут было убито и взято в плен около 500 русских.
После этого магистр Отто собрал большое войско до 18 000 человек конницы и пехоты, кроме того 900 человек посадил на корабли, опустошал, жёг и взял наконец замок по имени Изеборг, сжёг его дотла и стал лагерем под Псковом, который был сильно укреплён. Хотя король новгородский и послал русским помощь, но это имвсе-таки не помогло. - Наконец прибыл русский герцог (князь) по имени Иордан, он был королевским наместником. Он дружески вёл переговоры с орденом, так что обе стороны заключили мир.
Источник: [16.21]
Статья № 2
Марко Поло, 1295–1298
Позвал великий хан (Хубилай, внук Чингизхана — Прим. ред.) Когатала, одного из своих князей, и объявил ему свою волю, чтобы шёл он с братьями (Николаем, отцом Марко и Матвеем Поло) к апостолу (Папе Римскому).
«Государь, — отвечал тот, — на то я твой раб, чтобы исполнять сколько есть моих сил твои приказания».
Велел потом великий хан (Хубилай) изготовить на турецком языке грамоты для отправки к апостолу, передал их братьям и тому князю, да поручил им также и на словах сказать от своего имени апостолу.
В посольской грамоте да в словах значилось, знайте, вот что: просил великий хан апостола к нему около ста христиан, умных в семи искусствах (Грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия) сведущих, в спорах ловких, таких, что смогли бы идолопоклонникам и людям других вер толком доказать, что идолы в их домах, которым они молятся, — дело дьявольское, да рассказали бы язычникам умно и ясно, что христианство лучше их веры.
Поручил также великий хан братьям привезти масла из лампады, что у Гроба Господня в Иерусалиме.
Источник: [13.9]
Статья № 3
Генрих Латвийский, †1259
Ливония. Краткая хроника христианизации. Продолжение (начало — XII)
Семигаллы (Земгалы, жили к югу от Риги — Здесь и далее Прим. ред.), не бывшие в мире с ливами 13, сожгли церковь гольмскую вместе со всей деревней (в 1202 г.), долго осаждали и замок, но взять не могли и отступили. Однако Бог, желая распространения новому насаждению христианской веры и утверждения мира повсюду, вскоре после этого похода привёл семигаллов в Ригу для заключения мира, и тут, после того как мир был закреплён по языческому обычаю, те, кто ранее были врагами тевтонам и ливам, стали их друзьями...
В то же время (1207 г.) Господь с каждым днем все увеличивал дружину братьев рыцарства, и стали они думать, что, сообразно росту их числа и трудов, должны возрастать имущество и владения их так, чтобы те, кто на войне и в других непрерывных трудах несут на себе всю тяжесть дневных забот, получали вместе с тем и вознаграждение за свой труд, дневную плату.
Поэтому они стали просить у господина епископа, ежедневно настаивая, третью часть всей Ливонии и других земель или окрестных народов, которые еще не были обращены, но впоследствии, через них и других рижан, будут приведены Богом в христианскую веру; они хотели таким образом, подвергаясь большим расходам, пользоваться и большими доходами.
Отечески заботясь о людях, которые днем и ночью стеной стояли за дом Божий, и стремясь увеличить их число, епископ решил вознаградить их за труды и расходы и уступил им третью часть Ливонии, а так как сам он получил Ливонию от императора со всеми правами господства, то и их третью часть отдал им с полными правами и властью...
А дальше получается, что христианский князь идёт на помощь... кэстам-язычникам . Правда, не дошёл:
«Когда великий король Новгорода Мстислав услышал (В 1211 г.) о тевтонском войске в Эстонии, поднялся и он с пятнадцатью тысячами воинов и пошел в Вайгу, а из Вайги в Гервен; не найдя тут тевтонов, двинулся дальше в Гариэн, осадил замок Варболэ и бился с ними несколько дней. Осажденные обещали дать ему семьсот марок ногат, если он отступит, и он возвратился в свою землю»)
Шёл третий год мира (1214 г.), заключённого с эстами, и срок его истекал. Епископ созвал всех священников, собрал капитул, советовался с ними, а также с рыцарями и приглашёнными старейшинами ливов и решил сделать поход в Эстонию, потому что эсты и сами не являлись и о возобновлении мира не заботились, а скорее, наоборот, неизменно желали гибели ливонской церкви. И послал епископ по замкам лэттов, ливов и всего побережья Двины и Койвы и собрал большое и сильное войско, да и в самой Риге было много пилигримов и купцов, и все они с радостью пошли в поход вместе с магистром рыцарства и его братьями...
А было у наших около трех тысяч тевтонов и столько же ливов с лэттами. И шли они по льду моря мимо Салетсы, пока не пришли, куда хотели, то есть в Роталию. По прибытии туда разделили войско отрядами по всем дорогам и деревням и застали по деревням мужчин, женщин и детей и всех от мала до велика, так как не слышали там ничего о предстоящем приходе войска. И в гневе своём (В 1214 г.) ударили на них и умертвили всех мужчин, а ливы с лэттами, превосходящие жестокостью другие народы и не знающие, как Евангельский раб, жалости к
И залили кровью язычников все дороги и места и преследовали их по всем областям морского края, называемым Ротелевик и Роталия. Лэтты с прочими преследовали даже некоторых бежавших на морской лед и, догнав, тотчас убивали, а все вещи и имущество их забирали. И награбили сыновья Талибальда три ливонскик таланта серебра, не считая одежды, коней и большой добычи, и все это отвезли в Беверин...
В то время (1220 г.) закончено было крещение по всей Эстонии, и крещена была масса народу по всем местностям и областям её, так что одни священники окрестили тысячу человек и больше, другие — пять тысяч, а некоторые — десять тысяч из всей этой массы, и более. И радовалась церковь тишине мира, и славил весь народ Господа, Который, после множества войн, обратил сердца язычников от идолопоклонства к почитанию Бога, благословенного вовеки.
Источник: [13.11]
Статья № 4
Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220
Если обнаружится, что
Источник: [13.23]
Комментарии
Статья № 5
Сага о гутах, 1223
Христианизация острова Готланд
Потом [на Готланд] прибыл конунг Олаф Святой (Норвежский конунг Олаф Харальдссон, †1030 — Прим. ред.), бежавший на кораблях из Норвегии, и причалил в гавани, которая называется Окергарн.
Там Олаф Святой оставался долго. Тогда к нему приехали со своими дарами Ормика из Хайнайма и многие могущественные люди. Этот Ормика подарил ему двенадцать баранов вместе с другими ценностями. Тогда конунг Олаф Святой подарил ему в качестве ответного дара два кубка и широкий топор. Тогда Ормика принял христианство по наущению Олафа Святого, и построил молельню на том самом месте, где теперь стоит Окерганская церковь. Оттуда Олаф Святой уплыл к Йерцлафу (к Ярославу Мудрому) в Хульмгард (в Новгород. Хотя, как говорят, в 1029 году резиденция Ярослава была в Киеве).
Хотя гуты были язычниками, они все же плавали с купеческими товарами во все страны, как в христианские, так и в языческие1. Тогда купцы узнали христианские обычаи в христианских странах. [И] тогда некоторые [из них] велели там себя крестить и привозили на Готланд христианских священников. Ботайр из Акебэкка2 звали того, кто первым построил церковь на том месте, которое теперь называется Куластедар3. Страна не пожелала допустить этого и сожгла её: поэтому [это место] ещё теперь называют Куластедар. В то время кровавые жертвоприношения приносились в Ви4.
Там [он] построил другую церковь. Страна хотела сжечь и эту церковь. Тогда он сам залез на церковь и сказал: «[Если] вы хотите сжечь церковь, тогда вы должны сжечь меня вместе с нею».
Он сам был могущественным [человеком] и его жена была дочерью очень могущественного человека, которого звали Ликкайр Мудрый; он жил на том месте, которое называют Стайнкирхиу. В то время он был самым могущественным человеком. Он помог Ботайру, своему зятю, и сказал так: «Не вздумайте сжечь этого человека или его церковь, ибо она стоит в Ви, ниже горы». Поэтому эта церковь осталась несожженной. Она была построена и названа Церковью Всех Святых — на том месте, которое теперь называется Петерсчюрка. Это была первая церковь на Готланде, которая осталась стоять.
Спустя некоторое время после этого его тесть Ликкайр Мудрый велел крестить себя и свою жену, своих детей и всех своих домочадцев, и построил церковь в своем дворе, на том месте, которое теперь называется Стайнкирхиу. Это была первая церковь в северном тридьунге страны...
Затем на Готланде появилось множество церквей, ибо люди [сами] строили себе церкви для большего удобства...
Потом, когда гуты приняли христианство, они послали посланцев к высшему епископу в Линчёпинг, ибо он был ближайшим к ним [епископом], чтобы он по установленному праву приезжал бы на Готланд для того, чтобы оказывать помощь на следующих условиях.
Епископ должен приезжать из Линчёпинга каждый третий год со своими двенадцатью людьми, которые должны сопровождать его по всей стране на лошадях бондов; [именно] с таким числом [людей], а не с большим.
Таким образом должен ехать епископ по Готланду, чтобы освящать церкви и получать свой гингерд (Содержание): три угощения, и не более, вместе с тремя марками при каждом освящении церкви; при освящении алтаря одно угощение вместе с двенадцатью эре5, если будет освящён только один алтарь; но если не освящены и алтарь, и церковь, тогда они должны освящаться за три угощения и три марки пеннингов6
1 О широкой внешней торговле Готланда в эпоху викингов (IX — XI вв.),
2 Приход к
3 Куластедар — современный двор Кульстеде в приходе Валльс, западнее Румы; буквально означает «сожженное место».
4 Ви —
5, 6 Эре — 1/3 весовой марки серебра. Пеннинг — самая мелкая серебряная монета. 1 марка пеннингов равнялась 192 пеннингам. Но редактор Гуталага считает иначе: 1 марка пеннингов = 8 эре пеннингов = 24 эртуга пеннингов; изначально 1 эртуг = 12 пеннингов; готландская марка весила примерно 205 г. То есть столько же, сколько и новгородская гривна — 204 г серебром. — Прим. ред.
Источник: [13.24]
Статья № 6
Большие анналы Кольмара
В Венгрии: тот, кто не с нами во Христе, тот против нас!
1281
Король Венгерский (Владислав IV — Здесь и далее Прим. ред.) оставил свою христианскую супругу (Элизабет) и взял [в жёны] куманку (Половчанку); став оттого ненавистным христианам он был схвачен своими собственными людьми, позже, правда, снова освобождён.
1279
В то же самое время (3 февраля) в Кольмар пришло письмо от Папы, гласящее, что провинциальный приор Германии вместе со своими братьями [монахами] неверующим иудеям должен преданно проповедовать католическую веру.
И началось: напраслины, подзуживание, экс, террор... Так откуда пошли иудофобия и фашизм?
И уже в том же году:
Еврейская синагога была поглощена огнём...
1283
В окрестностях Майнца некая кормилица продала мальчика одного рыцаря евреям, чтобы те его убили:
1285
Однако в ночь на св. Николая (13 мая) пленники, которых вероломно захватили владетели Вассельнхаймские, бежали. Так же скрылся
1287
Евреями в Обервезеле при Бахарахе... был убит «добряк Верхер».
1288
Евреи дали королю Рудольфу двадцать тысяч марок, чтобы он дал им право [в тяжбе] против тех [евреев] из Обервезеля и Боппарда.
1291
Король Англии изгнал всех евреев из своего государства.
1292
В Кольмаре евреем был убит девятилетний мальчик.
1293
Евреи из Руффаха от страха перед епископом отправились в Кольмар, и в Гебвайлере ростовщики мерзким образом были схвачены мурбахским аббатом.
1294
Как говорили, евреи в Берне убили мальчика.
1297
Годом раньше в Сультцматте повесили за ноги еврея за кражу; этот жил ещё восемь дней и освободился тем, что приподнялся над виселицей; однако
1298
Во Франконию прибыл мучитель по имени Риндфляйш, что означало «бычье мясо», который ловил евреев, убивал их и насильно забирал имущество и это было нельзя [...] предотвратить.
1299
18 марта был убит еврей Копин...
Источник: [13.29]
Комментарии
Статья № 7
Жоффруа де Виллардуэн, 1198–1207
Царьград, 1205
Человек, по инициативе которого крестоносцы и оказались в Царьграде, ярый католик и главный финансист грабежа хорватского Загара и славянского Царьграда, дуче (дож) Венеции был похоронен в православном храме...
Энрико Дандоло заболел и опочил (В 97 лет — Прим. ред.); и он был с великими почестями похоронен в храме св. Софии.
Источник: [13.32]
Статья № 8
Тверская летопись, 1214
Галич — город на правом берегу Днестра — чем плох для католической экспансии?
Источник: [19.45]
Статья № 9
ал-Джузджани, 1259
Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующее: Бату втайне (sic!) сделался мусульманином, но не обнаруживал [этого] и оказывал последователям Ислама полное доверие...
Когда мать родила
Все войско его (Берке — смотрящий улуса Джучи, внук Чингизхана — Прим. ред.) состояло из 30’000 мусульман и в войске его была установлена пятничная молитва. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что во всем войске его такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик с тем, чтобы при наступлении времени намаза заняться совершением его (намаза).
Во всем войске его никто не пьёт вина и при нём [Берке] постоянно находятся великие учёные из [числа] толкователей [Корана], изъяснителей хадисов, законоведов и догматиков. У него много богословских книг, и большая часть его собраний и собеседований происходит с учёными. Во дворце его постоянно происходят диспуты относительно науки шариата. В делах мусульманства он чрезвычайно твёрд и усерден...
Самаркандские христиане пришли к этому монголу и пожаловались [говоря]: «Мусульмане обращают наших детей из веры христианской и учения Иисуса — да будет над ним мир — в религию мусульманскую и приказывают следовать вере избранника [Мухаммеда]. Если эта дверь будет открыта, то все последователи наши будут совращены из веры христианской. Силою и властью [своею] устрой наше дело!»
...Через несколько дней он оказал почесть этому сейиду (
Источник: [13.35]
Комментарии
Статья № 10
Известия венгерских миссионеров, 1235–1320
Сарацины (То есть арабы — Прим. ред.), у которых свой Магометов закон, имеют некую секту, считаемую религиозной, братьев которой зовут фалькариями [факирами]: они носят обнажённые мечи, чтобы тотчас истребить тех, кто говорит против веры. Они, однако, терпимо позволяют христианам проповедовать наш закон, Христа, Марию и святых, с тем чтобы не презирали Магомета.
В своём законе они многое заимствуют из евангелия Луки и Марию считают девой, а Христа, ею зачатого, божьим духом. Но богом Христа не признают, однако чтят его семь раз на день, непосредственно после Магомета при звуке большой трубы на некоей башне или колокольне и называют его величайшим из пророков после Магомета; по седьмым дням1 согласно закону оставляют работу, предаваясь молитвам и поклонению; христиане в городах Апулии и Испании, среди которых они живут, постоянно видят, что они это соблюдают.
1 Пятница (Джума, араб.) — праздник, который повторяется в Исламе каждую неделю, но, однако, это — не её седьмой день; венгерские монахи, похоже, ошиблись. — Прим. ред.
Источник: [13.39]
Статья № 11
Три вестъетские хроники, 1240
Христианские короли Швеции
Олаф Скотконунг (†1022) был первым христианским королем в Швеции...
Епископы Швеции
Зигфрид1 был первым епископом, принесшим сюда веру в Христа. Он приехал сюда из Англии и наметил здесь три места для постройки церквей и освятил три церковных двора: один в Фриггиэроне2, другой в Гюреме, третий в Агнистаде. И затем он поехал в Веренд и принес туда веру в Христа. И он умер своей смертью и его мощи покоятся в Векше...
Шестым был святой Адальвард Младший (†1072). Он первый велел заложить фундамент церкви Святой Марии в Скаре3...
Двенадцатым был добрый епископ Бенедикт. Подобного ему в добрых делах не было никогда, ни прежде, ни после. Он принял одиннадцать имений и оставил девятнадцать. Он принял полсотни ландбу (Арендатор — Прим. ред.) и оставил сотню. Он велел сделать опись всего зерна, причитавшегося церкви Святой Марии. И он полностью построил южную капеллу...
Шестнадцатым был епископ Бенедикт Младший (†1229). Он собрал дружину, вооруженную броней и щитами, и так правил епископством. Он был жестоким и вспыльчивым как с мирянами, так и с клириками.
1 Зигфрид —английский епископ-миссионер (по-видимому скандинавского происхождения), проповедовавший христианство в Швеции около
2 — вероятно, приход Фриггерокерс в хераде Гудхем вблизи Фальчёпинга. Но точная локализация недоказуема. — Прим. ред.
3 — Скарская соборная церковь. Была построена в XI в. и являлась первой каменной церковью в Швеции. — Прим. ред.
Источник: [13.45]
Комментарии
Статья № 12
Гунтер Пэрисский, 1201–1204
Прозелитизм РКЦ в действии
Надобно верить, что бог определил быть тому, чтобы этот город (Царьград — Прим. ред.), который вследствие своей обширности и могущества уже давно отложился от римского престола, лишь доблестью наших и их неожиданной победой был возвращен к церковному единству...
Источник: [13.47]
Статья № 13
Хуан Антонио Льоренте, †1823
Нелегко определить число несчастных альбигойцев (Катар — Прим. ред.), погибших на кострах с 1208 года, который был годом начала инквизиции. Но нельзя не проникнуться живым состраданием при чтении повествований того времени. Они изображают гибель нескольких миллионов людей среди самых ужасных мучений, как торжество религии, на которой ею божественный основатель напечатлел характер кротости, человеколюбия, доброжелательства и милосердия.
Инквизиторы Барселоны Педро Тоненес и Педро де Кадирета во время своего пребывания в этом городе судили Арно, виконта Кастельбона и Серданьи, и его дочь Эрмензинду, графиню Фуа, которая вышла замуж за графа Роже Бернара II. Приговором от 2 ноября 1269 года их присудили обоих — отца и дочь — к бесчестию, как умерших в ереси, и распорядились выкопать их кости из земли, если окажется возможным их распознать на месте общего погребения.
Хуан де Мариана утверждает на основании старинных рукописей, что в первый год инквизиции в Севилье сожгли две тысячи человек, что такое же число было сожжено фигурально и что семнадцать тысяч человек подверглись публичному покаянию. Я мог бы говорить без боязни преувеличения, что другие трибуналы осудили столько же лиц в первый год своего учреждения; но я уменьшу это число в десять раз, потому что доносы свирепствовали в Севилье сильнее, чем в других местах.
Источник: [19.181]
Статья № 14
Епископ Степанос
В году 739 (1290)... из Рима пришли знатные послы и по повелению папы проповедовали христианство и построили большую церковь при дворе, потратив огромную сумму. Установили, что после этого беспрепятственно должно совершаться богослужение, чтобы прославить бога, что и стало большой радостью для всех христиан. Помазание проходило с большим торжеством.
При освящении, которое происходило на третий день праздника Креста, в церкви присутствовали сам Аргун (Аргун — наследник империи Хорасана — Прим. ред.) и благословенная его жена Урук-хатун. Освящал церковь великий католикос Нестор из Багдада с двенадцатью епископами армянскими и епископом Варагского монастыря...
Источник: [13.57]
Статья № 15
Булла папы Гонория III магистру и братьям Тевтонского ордена в Ливонии, 1216 19 20
Епископ Гонорий, раб рабов божьих21, магистру и братьям госпиталя св. Марии в Иерусалиме22 шлёт пожелание вечного благоденствия как в настоящем, так и в будущем23
Мы, которые поставлены стражами в божьем винограднике27 и как возделыватели, должны прилагать старания для более усердного ухода и надзора за ростками добродетели, некоторые наши насаждения28 предполагаем оросить бальзамом апостольской милости и способствовать нашей неусыпной заботливостью множеству добрых дел, благодаря которому христианская религия процветает в настоящее время и будет божьей милостью процветать в будущем29.
Поэтому, возлюбленные в боге сыновья, мы милостиво признаем ваши справедливые просьбы и принимаем под покровительство св. Петра и наше ваш Орден, или госпиталь, в котором вы объединены в честь и славу божью как для защиты своих интересов30, так и для освобождения церкви Христовой, со всеми вашими имениями и имуществом, которыми, как известно, ваш Орден владеет законно в настоящее время либо на основании уступки первосвященников, дара королей или князей, пожертвования верующих или другими справедливыми способами, при ручательстве бога, сможет завладеть [в будущем]...
Настоящим постановлением мы также подтверждаем, что братья вашего Ордена, благочестиво служа богу, давая ему свой обет и оправдывая [его] своим образом жизни34, должны быть подчинены и повиноваться не светской власти35, а своему магистру или тем, кому он сам предпишет.
Кроме того, поскольку ваш Орден оказался достойным быть источником и родоначальником благочестивых установлений и порядков, пусть он навечно считается главой и руководителем всех относящихся к нему святых объединений36...
Кроме того, мы решительно запрещаем любому духовному или светскому лицу осмеливаться требовать от магистра и братьев названного Ордена вассальной верности, владений42, присяги либо другой светской службы43, которая часто требуется от мирян. Мы запрещаем также вашим братьям после принятия обета в вашем Ордене и облачения в монашеское одеяние возвращаться ко всякой мирской жизни44. После раз навсегда данного обета о принятии креста пусть ни у кого из них не возникнет тайной мысли45 отречься от положений вашего устава либо переселиться в другое место под предлогом возврата к прежней или принятия новой религии46 против воли или без ведома братьев либо того, кто является магистром. Никакому ни духовному, ни светскому лицу не разрешается принимать и удерживать их.
*
Что же касается плодов, добываемых трудом ваших собственных рук47 или в результате расходов, то никому не разрешается взимать десятину с ваших владений, приобретенных до церковного собора48, или требовать ее с приплода от вашего скота.
Кроме того, мы апостольской властью утверждаем за вами [право на те] десятины, которые вы сможете взимать по решению и с согласия епископов с владений клириков или мирян, либо на десятины, которые вы приобретете с согласия епископов и их клириков...
Если же когда-нибудь к вашему Ордену57,благодаря благочестивому пожертвованию кого-либо будут присоединены пустующие земли58, вам разрешается основывать там деревни, строить церкви и устраивать кладбища для нужд живущих там людей, так, однако, чтобы по соседству не было никакого аббатства или братства духовных лиц, которым это могло бы нанести ущерб59.
Когда же у вас на любом законном основании соберутся многочисленные земли60, вам предоставляется полное право строить на них часовни и устраивать кладбища для нужд переселяющихся [к вам], и только тех, которые будут принадлежать к вашему Ордену. Ведь связано с большой опасностью для души и не подобает благочестивым братьям при посещении церкви смешиваться с толпой мужчин и женщин...
Итак, решительно никому не разрешается совершать опрометчивые действия во вред указанному Ордену: захватывать у него и удерживать захваченные владения, дробить их или причинять ему какие-либо другие обиды. Все [принадлежащее Ордену] властью апостольского престола должно всегда сохраняться в неприкосновенности и невредимости, принося всяческую пользу вам и другим верным богу.
Таким образом, если кто-нибудь, зная о содержании нашего постановления69, осмелится необдуманно выступить против него и после сделанного дважды и трижды напоминания не искупит свою вину, [дав] соответствующее удовлетворение, то он должен быть лишен достоинств власти и почета; пусть знает, что он предается суровому суду вечности, отлучается от священнейшего тела и крови бога и Спасителя Иисуса Христа и подлежит строгой каре во время последнего [божьего] испытания70. Те же, кто хранит [заветы] всемогущего бога и святых апостолов Петра и Павла, да обретут его благословение и милость71.
Дано и т. д. 72
Из рукописной книги под заглавием: (Дела) польской нунциатуры, т. 12, стр. 322, которая хранится в весьма секретных архивах Ватикана73.
Источник: [13.61]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024