Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Славяне и российские этносы (XIII век)
16. Отношение к религии. Верования
Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XIII век)
Ипатьевская, Софийская-1, Воскресенская, Густинская, Тверская, Известия, Новгородская-I, Галицкая, Лицевой свод , Калужская
Статья № 1
Ипатьевская летопись, 1254–1255
Малость покочевряжившийся
Источник: [19.4]
Статья № 2
Софийская первая Летопись, 1266
В 6774 году от СМ блаженный князь Довмонт со всем своим родом и дружиною, оставив отечество своё, землю Литовскую, переехал во Псков, где, проснувшись ото сна идолослужения, крестился...
Вселив божью благодать в сердце своё, под покровительством св. Софии и святой Троицы решил Довмонт отомстить вместе с псковичами за их кровь христианскую, пролитую. И пошёл воевать землю Литовскую с тремя девяностами воинства. И завоевал князь всё своё бывшее отечество, землю Литовскую, захватив в плен княгиню Герденеву с детьми, и с множеством пленников возвратился во Псков.
Источник: [19.5]
Комментарии
Статья № 3
Воскресенская летопись
1214
В 6722 году от СМ венгерский король посадил княжить в Галиче своего сыны, а епископа и попов выгнал из церкви, заменив их на клириков веры Латинской
1219
В 1219 году князь Мстислав захватил власть в Галиче, но уже зимой венгры выбили его с княжения, востановив прежний порядок... Тем временем рязанский князь Ингвар с помощью дружин князей Георгия и Ярослава пошёл войной на половцев, и перебил всех тех из них, кто не успел убежать...
1229
В то лето в столице Булгарии был убит за православную веру некий христианин, хоть и не был несчатный русским; вёл он торговлю и на лодьях привёз товар в столицу Булгарии. Булгары же, видя, что он приплыл купец не с Севера, не из русских земель, схватили его и много дней принуждали отречься от Христа сначала ласками и уговорами. Но Аврамий — мученик Христов — не поддавался на их увещевания, проклинал Бохмита и веру их Булгарскую. Тогда они применили пытки и муки, а 1 апреля отсекли ему голову. Местными христианами он был похоронен в земле.
Бог же сотворил вскоре отмщение над безбожными, подполив их город Великий, и сразу сгорела половина города. А в последующие много дней и по два и по три раза на дню занимался огонь над городом и вскоре он весь сгорел, и многое множество товаров также сгорело...
1238
Татары, поставив свои станы около Владимира, пошли на Суздаль, где разграбили церковь св. Богородицы, а все остальные постройки предав огню, разграбив и предав сожжению церкви и монастыри. А людей, и старых и малых, и игуменов, и попов, и дьяконов, и чернецов и черниц, и слепых, и хромых, и глухих всех изрубили. А прочих же с собою увели, босых и полуголых, умирающих от холода привели к мясопустной неделе в свой стан под Владимиром.
...притащили брёвна и, обложив ими церковь, подожгли их; и задохнулись спрятавшиеся в церкви люди, а кто и в огне погиб, а кого и с помощью оружия убили. Святую же церковь разграбили, а чудотворную фреску Богоматери сбили со стены...
1246
И дошли до места (в ставке Батыя — Прим. ред.), где был выложен огненный коридор, проходя через который поганые поклонялись солнцу, и огню, и своим идолам. Хотели они провезти через огонь великого князя Михаила и боярина его Феодора, но сказал великий князь: «Недостойно христианина ходить сквозь огонь и поклоняться
Источник: [19.7]
Комментарии
Статья № 4
Густинская летопись, 1284
Вот и опять царь Татарский Ногай с Телебугой с множеством воинства пришли, призывая идти на венгров и греков, повелев присоединиться к ним Льву Даниловичу с сыном Юрием, и Мстиславу, и прочим русским князьям, оставив в покое только Владимира, за его немощью. И много зла сотворили они христианам. И напустил на татар Бог казнь свою, устроив неурожай: и меж горами, и на равнине было нечего есть; ели не только коней, но от голода и людей ели. И умерло от голода около ста тысяч, а Телебуг лишь с малой дружиной сумел выйти с голодных земель.
В тот год многажды которяхуся Русь с Мазовией, имевшей в помощь Литву; также и в Польше была междуусобица.
Источник: [19.4]
Комментарии
Статья № 5
Тверская летопись
1214
В том же году венгерский король посадил своего сына на княжение в Галиче, заставив церковь вести службы по латинскому обряду.
1252
Тогда же пожаловали к великому князю Александру послы папы Римского лукавейшие кардиналы Галда и Гемонт со словами: мол, слышали о тебе князь много удивительного, и о великой земле твоей, и вот пришли к тебе, чтобы ты послушал наше учение. Князь же великий Александр собрал своих хитрецов и отписал папе: «Всё, что было от Адама до Потопа, от Потопа до разделения языков... и до Седьмого собора — всё это мы знаем и без вас, а потому ваше учение нам не надобно!» И возвратились кардиналы восвояси.
1262
В тот же год казнили монаха Зосиму, так как, быв прежде православным монахом, он стал сосудом для сатаны, впав поначалу в пьянство, сквернословие и кощунство, а затем и вообще отрёкся от Христовой веры, приняв Ислам, эту ересь лживого пророка Мухаммеда.
Источник: [19.45]
Комментарии
Статья № 6
Известия венгерских миссионеров, 1235–1320
Башкиры
Узнав от своих пророков, что им предстоит стать христианами, они послали к князю великой Ландемерии (это соседняя с ними русская страна) 1, чтобы он послал к ним священников окрестить их.
Тот ответил:
«Не мне надлежит это делать, а папе римскому. Ведь близко время, когда все мы должны принять веру римской церкви и подчиниться её власти»
1 Правильнее Лаудамерия. Это — гор. Владимир. — Прим. ред.
Источник: [13.39]
Статья № 7
Новгородская Первая летопись, 1227
6735
Того же лъта съжгоша вълхвы 4, творяхуть е потворы дѣюще, а Богъ вѣсть и съжгоша ихъ на Ярославля дворѣ.
Источник: [19.148]
Комментарии
Статья № 8
Галицко-Волынская летопись, 1255
В год 6763 (1255).
Прислал папа почетных послов, принесших венец, скипетр и корону, которыми выражается королевское достоинство, с речью: «Сын, прими от нас королевский венец». Он еще до этого присылал к нему епископа береньского и каменецкого, говоря: «Прими венец королевский».
Но в то время Даниил их не принял, сказав: «Татарское войско не перестает жить с нами во вражде, как же могу я принять от тебя венец, не имея от тебя помощи?»
Опизо пришел и принес венец, обещая: «Будет тебе помощь от папы». Он, однако, не желал, и убедили его мать его, Болеслав, Семовит, ляшские бояре, чтобы он принял венец, говоря ему: «А мы будет тебе в помощь против поганых».
Источник: [13.50]
Статья № 9
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
В году 6735-м от Адама (1235 лето от Христа)
Появились в Новгороде волшебники, знахари, колдуны, и много колдовства, и чар, и ложных знамений совершали, и много зла сделали, многих обманывая. И собрались новгородцы, и схватили их, и повели их в дом архиепископский; и люди князя Ярослава вмешались в разбирательство о колдунах.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1235: Русь. Инквизиция, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1235: Русь. Волшебник-маги. Инквизиция, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Новгородцы же привели волшебников на Ярославов двор: и разожгли костер большой на дворе Ярослава; и связали волшебников всех и бросили в огонь; и там они сгорели все.
В лето 6770
Тогда же убили в Ярославле Изосиму изменника, который отрёкся от Христианской веры и монашества, и был мусульманин злой весьма; и принял помощь от посла царского Титяка, и много зла делал христианам; его же убили православные христиане и бросили собакам на съедение
Источник: [16.64]
Статья № 10
Калужская летопись В. В. Ханыкова
В 1215 году Киевопечерский инок Кукша Вятичам, на Оке обитавших, проповедывал Евангелие и, крестив их, подвиги свои запечатлел мученическою смертию (по рукописным известиям видно, что в Мценске были многие язычники ещё в 1415 году — Прим. авт.).
Источник: [19.212]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024