Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Иные этнические системы (X век) > Комментарии к статье №11
Комментарии к статье №11, Регинон Прюмский
16. Отношение к религии. Верования
16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (X век)
|
О сайте >> |
Обратная связь |
Поддержать сайт >>
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024
▲ Наверх
Редактор сайта (30.10.2023 11:26:25)
5.X—XI вв. именем — Rusci. (см. Кведлинбургские анналы/1, Хильдесхаймские анналы/1, Альтайхские анналы/1, Ламперт Херсфельдский/1).т. е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
#Древняя Русь #история России #княгиня Ольга–Елена #епископ Киева от Оттона #прозелитизм католиков #Ватикан и Россия #религияГерманский король Оттон I.
6.
В 957–960 гг. Оттон I вел войну против полабских славян.
7.
Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8.
8.
О титуле см. Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 9.
9.
В том, что традиционный этноним Rugi в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности
10.
Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого. (ср. Салернская хроника, прим. 3).
11.
Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом — с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. P. 594.15–598.12) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).
12.
О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции (см. примеч. 9). Такое согласие не зависимых друг от друга источников (см. Хильдесхаймские анналы, примеч. 3) лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82–83; Грушевський 2. С. 405–406; Сахаров 1980. С. 293–298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119–120. Коммент. 13; он же 2001а. С. 297–303).
28.
На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня,
29.
Иоанн XII.
34.
Лотарингия — историческое название земель к западу от Рейна, от Бургундии на юге до Северного моря, некогда (по Мерсенскому договору 855 г.) доставшихся среднему сыну франкского императора Лотаря I Лотарю II. Кёльн был митрополией Нижней Лотарингии.
35.
Древнего монастыря в междуречье Рейна и Мозеля. Эрканберт умер 9 февраля.
36.
Интересно, что с назначением Адальберта в 968 г. на магдебургскую кафедру (см. Грамота Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии) Вайсенбургский монастырь, расцвет которого как раз и приходится на вторую половину X в., отошёл под юрисдикцию Магдебурга.