Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (...VIII век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (...VIII век)
Идол, Цельс, Чудинов-1, Чудинов-2, Заметки, Летописный свод, Гоголев, Эрмитаж, Рейнтенфельс, Орбини, Малала, Нейросеть, Пешич, Кузьмин, Грушевский
Статья № 1
Большой Шигирский идол, 7 500 лет до н. э.
...археологической коллекции, подобной Шигирской из Екатеринбурга, в стране нет. А такого идола пятиметрового роста, календарный возраст которого — девять с половиной тысяч лет, нет нигде в мире...
Идол изготовлен ещё каменными орудиями, он гораздо старше египетских пирамид и Ноева ковчега. То есть речь идет о самой древней и самой большой деревянной скульптуре, известной человечеству!
Наши предки из каменного века не обладали лишней информацией, они не отделяли себя от «потусторонних» сил, они жили с ними. И идол этот, скорее всего, часть их ежедневного окружения, его непосредственный участник. Пожалуй, он олицетворяет сразу несколько духов. В нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к
Тем временем Шигирский торфяник продолжает приносить открытия... Угрожают культурному слою торфяника и растущие отвалы Кировоградского металлургического комбината.
Источник: [21.5]
Статья № 2
Цельс, II в.
Опираясь на Геродота:
А ведь,
...[Чтоб оправдать свое неумение доказать свои положения разумными доводами], они говорят, что мудрость в людях есть безумие перед богом. Причину этого я уже раньше указал — [желание] привлечь к себе одних лишь необразованных людей и малолетних.
Источник: [8.10]
Статья № 3
В. А. Чудинов
Надпись на фигурке божка из Германии
Наконец, на фигурке бога Прове из Ретры, где надпись образует две строки, можно прочитать в верхней строке РУСЬ, пониже СЬКЛАВИ и еще раз на правой лигатуре, НОВЪ. Тем самым текст гласит: РУСЬ СЬКЛАВИНОВЪ, то есть ЗЕМЛЯ СКЛАВИНОВ (прибалтийских славян).
Так что слоговым письмом пользовались и потомки ретов, жители Ретры в Мекленбурге.
Источник: [21.45]
Статья № 4
В. А. Чудинов
Фигурка из коллекции Маша (Германия, храм Ретры)
Источник: [21.46]
Статья № 5
Заметки, 1851
Збручский идол — четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний — мир людей, верхний — богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола — приблизительно X (?) век (Краковский археологический музей, https://webcommunity.org.ua/files/2010/03/Idol_Z2.jpg). — Прим. ред.
В высшей степени любопытная археологическая находка случилась недавно в восточной Галиции, в так называемой Галицкой Подолии, которую река Збручь отделяет (ныне) от Русской Подолии. Из реки Збруча, близь устья речки Гнилы (какие Немецкие, Австрийские имена!), пониже деревни Линчовы, вытащена высокая каменная статуя древле-Славянского идола Святовида, в 6 локтей вышиною, который имеет четыре лица, обращенныя к четырем странам света; на всех сторонах кумир украшен резьбою. Граф Мечислав Потоцкий, в чьих владениях найден этот единственный, доселе известный, экземпляр Славянского идола, лежащий почти тысячу лет в Збруче, подарил его Краковскому Университету.
Источник: [19.90]
Статья № 6
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
Иудейская война и земная жизнь Исуса Христа. Евангельская история
Мария. Внешность матери Христа Нрав же Богородицы был такой: чистая по всему и малоглаголива, и скоропослушливая, благоименитая, недерзновенна ко всякому человеку, так что дивились все разуму и речи ее. Ростом же была средняя, волосы у нее были русожелтые, очи черные, взгляд приятный, черные брови, долгие руки, округлое лицо, длинные персты, благодати Божией была исполнена и красоты.Без дурных помыслов, без постыдных дел, неизменна была в смирении; потому и призрел на нее Бог, так что и она, как сказано, величала Господа. Одежду же темную любила и носила, и был на ней святой покров. Наставляли ее иереи Церкви Господней, и питалась в Церкви, пребывала в молитвах, чтении, бдении, рукоделии, и во всякой добродетели, и в различных делах. Было же Святой Богородице Марии 12 лет…
Но видим ясно, что не для брака взял Девицу Иосиф (Которому было 70 лет — Прим. ред.), но на сохранение и на соблюдение. Реченное слово всякой истины исполнено: како се мне будет, идеже мужа не знаю? То есть: не отдана мужу для брачного совокупления, но для сохранения девства в чистоте и непорочности. И не для брака принял Иосиф свою внучатую племянницу Марью из руки Господней. О сем свидетельствуют все ерей. И ввел Иосиф Марию в дом свой, и передал ей двух дочерей своих, чтобы умудрила она и вразумила их, так как сама Мария жила в доме Иосифа со всяким целомудрием и чистотою. И соблюдала у него Мария 6 месяцев положенный по обычаю пост.
О Благовещении
В лето
Святую же Богородицу Марью сам Иосиф восприял на подъяремника (ослика) своего и пошел.
Не доходя же до Иерусалима, остановились они в селении Вифлеомском, в котором было имение Саломии, тетки Богородицы, и там пробыли Иосиф и Мария ту ночь. И бысть же, егда ту исполнишася дние родити, и роди Сына своего Первенца Еммануила, и повит И́, и положи в яслех скотиях, зане не бе места има в обиталищи. И пастырие бяху в той же стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем…
О Рождестве Господа нашего Исуса Христа
В лето
В
И повелел Ирод схватить волхвов, и сказал: ибо пришли волхвы из Персии. Узнал же Ирод, что весть получили волхвы от явившейся им звезды, которая же возвестила им на востоке Спасителя Христа вочеловечение, и дары несут Ему, как царю великому и победителю, и принесоша злато, и ливан, и змирну: золото же как царю, ливан как святому и змирну как мертвецу…
Внешность Исуса Христа
На праздник же Пасхи сходились из Назарета в Иерусалим. И когда двенадцати лет был Исус, вошел Он в Иерусалим, и сразу узнали Его многие, и удивлялись разуму Его и премудрости. И многих в Иерусалиме удивил книжников и фарисеев, так что дивились все об ответах Его.
Был же Исус лицом красив очень, как пророк сказал: красен добротою паче сынов человеческих. Ростом же был и высотой тела шестих столп свершен, с русыми волосами, не очень густыми, но предивно хорошими, брови у Него были черные, слегка наклоненные, очи же его были русые и веселые, как и образ описывают праотца Давида. Румян, с добрыми очами, ноздрат, брадою рус, с длинными волосами, никогда не стриженными: не прикасалась же рука человеческая к голове Его, только рука Матери Его в младенчестве. Немного наклонена выя Его, телом прям, невельми рус, округло лице, якоже и Матери Его, мало сходяще, елико являет и что разумное нравом и кротостью, и по всему безгневен, и помалу Того Матери пренаписа слово, и по всему Того приобщашеся подобию.
О распятии Христа
И пошли первосвященники (Анна и Каиафа — Прим. ред.) и сообщили Пилату, и он послал воинов своих, и многих убил из народа, и этого Чудотворца привел, и расспросил о Нем. и понял, что он праведник, а не злодей и мятежник, и царской власти не желает, и отпустил его, ибо жену Пилата умирающую исцелил Он.
И пошел Он на обычное свое место и свои обычные дела делал. И снова много народа собралось вокруг Него, и славился Он своими делами больше всех. И завистью стали терзаться законники, и дали 30 талантов золота Пилату, чтобы тот убил Его. Пилат же взял золото, и позволил им самим их желание исполнить.
И законники взяли и распяли Его по отеческому закону…
Распят же был Господь Бог наш Исус Христос в лето
Внизу же, под распятием, где же находится голова Адама, место называется Краниево, которое есть Лобное.
Егда же распяша Его воины, разделиша ризы Его, и о нешвеной одежи Его меташа жребия. Когда же предал Господь дух в руки Отчи. тогда земля потрясеся и камение распадеся. Тогда и тот камень Голгофа раскололся. И един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода через ту расселину на главу Адамову и омыла грех праотца Адама и всего рода человеческого.
И гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа, как написано в Евангелии. Также и Никодим пишет о страдании Спасителя в слове, которому заглавие: Деяния Святой Троицы. Там же он говорит, что и Семиона Богоприимца два сына восстали, Харин и Лентий, которые же возвестили о сотворенном Христом во аде, и иные многие.
Расплата Пилата и откупные евреев
В лето
После Клавдия же царствовал Нерон, сын его, при наместниках Силане и Антонине; и царствовал Нерон 13 лет и 2 месяца. Был же Нерон высок, тонок, сед, с густою бородою, и стройный. Был же он очень блуден, как иной никто же, также он начал гонение на христиан. И начал выпытывать о Христе и, не ведая, что Он распят был, взыскал Его, привести желая в Рим как философа великого и чудотворца. Узнал же о Нем прежде воцарения своего Нерон, и хотел же вопросить Его о
И узнал Нерон, что много лет назад распяли Исуса иудеи только из зависти и без всякой же вины, и разгневался, и послал за ними, и привел в Рим, связав, Анну и Каиафу; и Пилата же, жившего в Палестине после извержения его из сана, привел его связанным. Очень много же наговаривать на Пилата Анна и Каиафа начали, а тот отвечал, что они Исуса закону передали. И много дали Анна и Каиафа и, выиграв спор, отпущены были. Пилат же пребывал в темнице.
Текст этой статьи использован при
В
Источник: [16.55]
Комментарии
Статья № 7
А. К. Гоголев
Заблудились средь двух дерев, или О Добре и Зле
Так что же все-таки вкушали Адам и Ева?
Плоды Дерева Жизни? Да, ели. А вот плодов «Дерева познания Добра и Зла» как раз и не пробовали! Адам, на самом деле, чётко выполнял предписания Бога-Отца на запрет использования этих плодов в пищу. И Ева на них не зарилась! То есть «первородного греха» в общепринятой версии и не было вовсе!
Библия говорит, что Адам с Евой пострадали, а причин к их наказанию при внимательном прочтении первых глав книги «Бытие» на самом деле и не просматривается. Тогда из-за чего весь христианский «сыр-бор» разгорелся, дойдя до своего апофеоза в утверждении, что, мол, Иешуа Га-Ноцри явился, чтобы чуть ли не из генетического кода человеков изъять первородный грех Адама?
Хотя, как говаривал Ницше, «с тех пор, как существуют люди, человек слишком мало радовался; лишь это, братья мои, наш первородный грех!»
Но и другое.
Коль вкус плодов Дерева познания Добра и Зла перволюди не испробовали, то понятна тогда их тяга к вечной жизни (объелись плодов с этой яблони), часто при непонимании отличий Добра от Зла.
Описание взаимовлияний сил Добра, потуг Зла и людских Страданий может быть выражено формулой Стабильности мира, «работающей», наверное, и в условиях одной этносистемы:
Эта формула прочитывается так: чем больше Зла на земле, тем (при постоянстве людских Страданий), для сохранения равенства соотношения, должно быть больше Добра; если же силы Добра не реагируют на приращение сил Зла, то автоматически увеличиваются Страдания.
Если недоброта исходит от источников Зла по нисходящей, то, даже при постоянстве Добра, люди освобождаются от части Страданий.
Для конкретной суперэтносистемы константа формулы имеет, наверное, всегда одно и никогда не изменяющееся значение; для иной этносистемы — другое.
Вывод — как диссонанс христианским лозунгам: отнюдь не только добром уменьшаются людские страдания, но также блокированием сил Зла, неустанной и жестокой борьбой со Злом.
Источник: [21.98]
Статья № 8
Государственный Эрмитаж, более 2–3 тыс. лет до н. э.
Из коллекции Государственного Эрмитажа
Предметы культа людей, живших на территории Псковской и Костромской областей болee 4 тысяч лет назад:
Идол. Скульптурное изображение мужчины или мужская статуя, ранее 3-го тысячелетия до н. э., Псковская область // Усвятская культура. Найдено: Усвятский район, Свайное поселение Усвяты IV, слой Б. Государственный Эрмитаж, [21.102]
|
Идол Галичский, 2 тыс. до н. э., Костромская обл. // Галичский уезд, село Туровское; бронза, литье; высота 14 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]
|
Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.
Источник: [21.102]
Статья № 9
Яков Рейнтенфельс
О вере
Вместе с другими славянскими народами мосхи поклонялись Усладу, Хорсу, Даж-богу, Стрибе, Симергле, Мокошу и Перкуну или Перуну, украшенному серебряной головой, в честь которого постоянно горел костер из дубовых поленьев. Верховный жрец, называемый Криве и обитавший в городе Ромове, долгое время служил им.
Позднее, в другие времена, они воздавали божеские почести другим богам, Ладе, т. е. Плутону, Лелю и Поделю, т. е. Кастору и Поллуксу. И в настоящее время, по сию пору, лапландцы богохульно поклоняются каменным изваяниям и огню, а сибиряки — своей Золотой бабе, т. е. старухе, сделанной из золота, принося ей в жертву драгоценнейшие меха и сырые внутренности оленей. А так как у этого идола-старухи один ребенок находится на руках, а другой — на коленях, то это и послужило причиною к тому, что некоторые гадают по ней кой о чем неизвестном.
Источник: [17.146]
Статья № 10
Мавро Орбини (Мауро Орбинич), †1614
Вера в сакральном славянском Центре на острове Рюген
Они устроили в своем городе Арконе храм и установили там кумир Святовита, или, как его называет Кранц, Цвантовика (Zuantovich), то есть святого Вита.
Мужчины и женщины каждый год платили храму подать, составлявшую динарий с души. Когда же соседи спрашивали их о подати, то отвечали, что довольны и Витом, который у них дома, и его податью. Так, вновь впав в язычество, они поклонялись упомянутому идолу Святовита.
Сделан он был из дерева и был ростом с великана. Имел он четыре головы, как некогда Янус у разных народов, чтобы входящие в храм с каждой из сторон могли лицезреть идола. Был он без бороды с коротко подстриженными со всех сторон волосами, что, как пишет Саксон Грамматик, видимо, изображало характерную для тамошних славян прическу. Одежда на нем спускалась до ступней. В правой руке он держал железный рог, который жрецом, единственным из этого народа, носившем бороду, наполнялся вином с соблюдением множества обрядов и оставлялся до следующего дня.
В зависимости от того, оставался ли уровень вина неизменным или убавлялся, жрецы судили о предстоящем годе: предрекали неурожай в случае убавления и изобилие в случае, если уровень не изменялся.
Левая рука упиралась в бедро, недалеко от него виднелись узда и седло его коня, а также огромный и богато украшенный меч. Помещен был упомянутый кумир внутри часовни о четырех арках, расположенной внутри большого храма, но стоящей отдельно, так, чтобы со всех сторон имелось некоторое расстояние до каждой опоры упомянутого храма. С каждой из своих сторон она была завешана изящно украшенными и роскошными пурпурными тканями.
Никто не имел права входить в упомянутую часовню, кроме одного особого жреца, да и то не всегда, когда ему заблагорассудится, а только накануне праздника. Жрец, входя в часовню для уборки, не смел дышать внутри занавесей. Когда ему было нужно вдохнуть воздуха, он бежал к двери и высовывал голову наружу, дабы смертное дыхание не коснулось божества. Нарушение этого запрета почиталось величайшей виной.
Этому идолу приносили в дар третью часть трофеев и всякой добычи. Он имел также триста особых коней и триста воинов, которые ходили за него на войну, причем весь их заработок передавался жрецу и хранился затем в сокровищнице, откуда изъять его не дозволялось ни под каким предлогом.
Саксон Грамматик пишет, что этот идол почитался не только у славян. Дары ему подносили также иноземцы и соседние короли, среди которых датский король Свен (Samo), пославший ему в дар искусно сработанную золотую чашу. За что был вознагражден, приняв вскоре после этого жалкую и жестокую смерть, и Святовит ничем ему не помог. Был у идола также очень крупный белый конь, у которого запрещалось выщипывать волосы из хвоста и гривы, а также садиться на него верхом и украшать, за исключением самого жреца.
Они были убеждены, что Святовит скачет на нем истреблять своих врагов всякий раз, когда пожелает. В качестве доказательства этого они говорили, что, оставив упомянутого коня вечером в его привычном стойле чистого, ухоженного и привязанного, много раз обнаруживали на следующее утро всего в поту и грязи, как если бы он за ночь проделал немалый путь. По поступи этого коня они предрекали успех или поражение в войнах, которые начинали... Остров Ран служил подобием рассадника идолопоклонства среди славян Балтийского моря.
Вариации состава коллегии славянских богов. Храм Ретры в Померании
Однако идолы у них не были схожи, а различались и по форме и по своему культу. Помимо бесчисленного числа идолов, стоявших в полях и в частных домах, имелись идолы, стоявшие в храмах и имевшие человеческое подобие. К таким идолам относился, например, Подага (Podaga), который, как пишет Гельмольд, был божеством плунских славян. Другие стояли в священных рощах, как Пров (Prove), божество альденбуржцев, и не имели никакой выраженной формы и подобия.
Полабы и лабы (Laboni) поклонялись Тевтону (Tevtone), почитая его за Меркурия, и приносили ему человеческие жертвы. Поклонялись они также и некой богине, которую на своем языке называли Живой (Siva). Она имела подобие отважной девушки, державшей в правой руке лук и стрелу, связанные вместе большим венцом. Это символизировало, что тот, кто сможет умело и отважно действовать упомянутым оружием, будет увенчан богиней Живой. Она почиталась за Юнону. Идолу Радигаста, или Радигоста, поклонялись бодричи в городе Ретре.
Он имел подобие доблестного воина, державшего в руке большой меч, а рядом с ним стоял муж, одетый иноземцем. Этим они хотели выразить то, что тому славянину, который не примет в своем доме гостя, или иноземца, следует отрубить голову, или же (как считают другие), что этим дозволялось славянам добывать с помощью меча пропитание не только себе, но и гостям. Прочие идолы имели две, три и четыре головы. Несмотря на это, славяне исповедовали единого и всемогущего бога на небесах, которому подчинялись все остальные...
В пору своего язычества они почитали некоторых особых идолов, имена которых, как пишет Меховский, были Перун (Pior), то есть «молния», Стрибог (Stribo), Хоре (Corso) и Мокошь (Mocoslo).
Источник: [17.155]
Статья № 11
Иоанн Малала, † 578
Лист. 29 об. Кинов. заглав. О источнице клятвенем.
Нач. «Изыде Авимелех Царь Рарьский и испровергая их и гоня отроки Авраамовы и пришед Авраам...»
(Сравнить с текстом Ипатьевской летописи под 1114 годом. См. ст. 1 в теме 16.1.12.s >>)
Иоанн Малала о русских богах Египта
|
Иоанн Малала о русских богах Египта (продолжение)
|
Источник: [8.52]
Комментарии
Статья № 12
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT
- В статье представлены интересные факты о религии и верованиях древних славян.
- Идол, цельс,
чудинов-1 ,чудинов-2 , заметки, летописный свод, гоголев, эрмитаж, рейнтенфельс, орбини, малала. - Идол был создан из дерева и имел четыре головы, символизируя четыре стороны света.
- Идол Святовита был установлен в городе Арконе на острове Рюген.
- Идол имел железный рог, из которого жрец наливал вино и предсказывал будущее.
- Идол Святовит почитался не только славянами, но и иноземцами.
- Идол имел триста коней и триста воинов, которые ходили на войну и приносили добычу жрецу.
- Идол Святовит был связан с войной, предрекая успех или поражение.
Источник: [21.182]
Статья № 13
Радивой Пешич
Дохристианские верования славян
Религиозной жизни древних Славян не было уделено достаточно внимания. Такое поверхностное познавание, недостаточно осмысленное и бедное, в самом деле необоснованно было недооценено. Религия в жизни древних Славян имела огромное значение, и её недооценка и упущение не позволяет познать и понять много чего о прошлом…
Принимая во внимание, что о конкуренции в отношении христианства не может быть речи, было бы полезно узнать, какая была настоящая религия наших предков, ибо в ней отражалась душа нашего народа. В основных положениях славянская религия имеет достаточно сходства с христианством: единобожие, а не политеизм, как утверждается, вера в Троицу, бессмертность души, загробную жизнь. Одновременно древней славянской религии свойственны и обособленные черты, которые выделяют её из других религий и обычаев обособленно. Славяне, например, себя рассматривали не божьим творением и произведением, а божьими потомками.
Факты, что они считались Дайбоговыми внуками, устанавливали природу связи с Богом, точнее сказать, перед своим отцом не унижались, но уважали за его превосходство, ощущали природное родство с ним. Эта та особенная печать славянской религии, которая подчёркивалась в самом начале, отсюда и отсутствие храмов для молитвы и умилостивления богов. С богами, которые были всюду, общались прямо и непосредственно. Особенные религиозные места существовали с целью совместных молитв, а не потому, что полагались отдельным святым. Древние Славяне веровали, что существуют три основные категории: Явь, Правь и Навь.
Явь представляли видимым, материальным, реальным миром. Он воплощает земное существование, человеческое обитание в земной жизни и определяет будущее души после смерти. Как сущий, тонкий мир, он есть и сам небесный мир, из которого под разными именами являются боги. Это есть отец неба Сварог, Дайбог, Перун и другие. Это есть и великая богиня Матерь Слава.
Навь есть мир потусторонний, нематериальный, мир мёртвых. В нём пребывает душа согласно человеческим деяниям в земной жизни. Душа человека, который отделён от моральных начал, обречена на вечное страдание и удалена от души предка, чтобы с ним никогда не соединиться. Об этом беспокоятся Мармора или Мара, правительница Нави. Верование в Навь сохранилось до наших дней, хотя и потеряло ясные очертания (известен «Навий день»,
Правь есть истина, или закон Сварога, который управляет целым миром. В Прави содержаться судьбы людей и обозначаются будущие события. Правь есть совет и суд богов. (Отсюда правьславление богов или православие, пр. пер.).
Напротив общепринятого мышления; религия древних Славян не была политеистична, а была моноистична. Бог был представлен как единый, всемогущий боже, а положение о многобожии основано на неточном понимании основы этой религии. Присутствие, между тем, других богов никак не нарушало принципа монотеистичности. Как христианство после Творца признаёт Богородицу с сыном, ангелов, святых, апостолов
Велесова книга (фрагмент)
Молимся и кланяемся,
Восхвалим Сварога2, деда божьего, который всему роду божьему3 начальник и творец всего живого, вечный источник, который течёт лётом и повсюду, а зимой никогда не замерзает. И той живой водой4 напоит и жизнь нам даст, пока не достигнем лугов райских, блаженных.
А богу Перуну5, громовержцу, богу битвы и борьбы говорим: «Ты оживляешь нас непрестанным вращением круга и водишь по стезе Правой сквозь битвы к Великой Тризне. А все погибшие в борьбе — пусть вечно живут в Перуновом полку».
Богу Световиду6 славу возносим, ибо он есть бог Прави и Яви и ему поём песню, потому что он есть светоч, сквозь которого видим свет. Глядим и в Яви7 остаёмся, а он нас от Нави уберегает и поэтому ему хвалу воспеваем. Мы поём и пляшем для него, и взываем к богу нашему, что он землю, солнце и звёзды постоянно во вселенной поддерживает. Славим мы Световида, бога нашего, что отворяет сердца наши, дабы признали мы плохие поступки и повернулись к добрым. Чтобы нас в объятия как детей принял, ибо вот так имеем:
«То, что создано было половинчатым умом, не бывает уважаемо».
Ибо тайна есть великая, поскольку Сварог бывает в то же время и Перун, и Световид.
Два существа на небе сражаются, Белобог и Чернобог8, а их обоих Сварог удерживает и распоряжается.
За ними идут — Хорс9, Велес10 и Стрибог11, а затем — Вышень, Лель и Летич12.
Затем — Радогост, Крышний и Коляда13, а за ними — Удрзец, Сивый Яр и Дайбог.
Следом за ними — Белояр, Лада, Купала — Сенич, Житнич, Венич- Зернич, Овсенич, Просич, Студич, Ледич и Лютич, а за ними — Птичич, Зверич и Милич — Дождич, Плодич и Ягоднич — Пчелич, Ирестич и Клёныч — Озернич, Ветрич, Соломич, Грибыч, Лович и Беседич — Снежич, Странич и Свендич — Радич, Светич, Корович, Красич, Травич и Стеблич, а за ними следуют — Родич, Масленич и Живич — Видич, Листвич и Цветич — Водич, Звёздич и Громыч- Семич, Липыч и Рыбыч — Березич, Зеленич и Горич — Страдич, Спасич и Листопадич — Мыслич, Гостич и Ратич — Странич, Чурич и Родич — а тут уже
Это есть суть Триглава, ибо всё от него проистекает и к нему же опять возвращается.
А тут есть чудесный Ирий, а там река Ра течёт, отделяет Сваргу15 от Яви, а Числобог16 считает дни наши и богу свои подсчёты сообщает: когда будет небесный день, а когда ночь. И он дни делит на дни Яви, которые являются божьими, и ночи, в которых только бог наш Дид — Дуб — Сноп17.
Слава Перуну — Огнебогу, который стрелы на неприятеля посылает и верной стезёй направляет, которая есть честь и суд воина. Он златокудр, милостив и праведен. А кто умрёт, тот на лужайку Сварогову18 попадёт, а Перуница19 его отводит, ибо
На лужайках Сварога небесное богатство ведь иное! На земле прах, болезни и страдания. Тут же мирные дни.
Мы же, существующие, с неприятелем бьёмся сурово, а падём со славою.
А птица Матерь Всех распускает крылья, сияя перьями своими красного, голубого, синего, жёлтого, серебряного, золотого и белого цвета. И летела солнечным путём22, и озаряла семью цветами23, завещанными от богов.
См. также статью А. Асова «Академик Р. Пешич: "Никто не имеет права объявлять легендарной «Велесову книгу»! >> — А.Г.
Краткий конспект книги Р. Пешича >>
О тяжелейших последствиях реанимации норманской теории сначала в веке XIX, а затем и в веке XXI читать здесь >>
Источник: [21.190]
Комментарии
Статья № 14
А. Г. Кузьмин, †2004
О том, что «Влесова книга» фальшивка, писали неоднократно специалисты самого высокого уровня. «Механизм» её создания в ряде публикаций убедительно представил
В частном разговоре
Источник: [21.192]
Статья № 15
М. С. Грушевский, †1934
Религиозное миросозерцание дохристианских времен имело в своей основе культ природы, в довольно примитивной, слабо разработанной форме.
Наиболее ранний источник — Прокопий — говорит о «Славенах» и «Антах»,
Несомненно, что в этом направлении от «единого бога неба и света к специальным натуралистическим божествам шло развитие мифологических идей. Параллельных божеств — представителей светлых и темных сил, мы не видим:
Равные божества носят определенные черты индивидуализации; летописное описание идола Перуна, поставленного в Киеве, или рассказ
Затем вся окружающая природа — воды, леса, болота — в глазах обитателя была населена разными таинственными существами, вызывавшими к себе страх и почитание. Нынешний Украинец, особенно в более глухих местностях, сохраняет еще вполне эти представления о русалках, водянике, лисовиках или полисунах, и разных родах «дидьков» — домовых, болотных, лесных
Представления о загробной жизни умерших и самостоятельном существовании души независимо от тела выступают вполне определенно. Они выражаются в похоронном ритуале, в культе предков, в верованиях о переходе души по смерти в новые существа, возможности ее появления между живыми
Источник: [20.207]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024