Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (XX век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XX век)
Лурье, Коковцов, Русское рассеяние, Атлас, Перепись 1937, Масоны, Вологодская жизнь, Вихлянцев, Сорокин, Скоропадский, Сорокин, Месснер, Нейросеть, Ольденбург, Ольденбург
Статья № 1
С. Я. Лурье, 1943
Троичность божества (Триипостасность Бога)
Отрицание триединства божества Ньютон обосновывал филологическими и логическими соображениями:
1) Он доказывал в уже цитированной статье «О двух замечательных искажениях текста Писания», что стих 7 «Послания апостола Иоанна» — поздняя подделка — факт, ставший теперь прочным достоянием науки (см. ниже, стр. 288), что в стих 16 «Послания Тимофея» внесено сторонниками, триединства божества небольшое изменение в одном слове (в этой аргументации Ньютон имел предшественником Симона: см. ниже, там же). А эти места. являются единственными в «Евангелии», содержащими догмат триединства.
2) В неопубликованной до сих пор, но известной мне по цитатам в книге Мора рукописи Ньютона приводятся и логические возражения против триединства: «Сын назван „словом“, значит он не бог, а только как бы рупор бога, через который бог обращается со своим словом к людям; так как Иисус был зачат богом, то он не мог существовать до зачатия, а следовательно, не извечен, подобно богу; так как сказано, что отец превыше сына; так как сказано, что сын не. знал своего последнего часа; так как сын получил всё от отца; так как сын мог быть облечён в бренную плоть»
Знакомясь с ньютоновым разбором истории текста двух мест из «Посланий апостольских», мы убеждаемся, что и Ньютон вполне владеет приёмами научной филологической критики текста. Стих 7 «Послания Иоанна» он считает, как и Симон, позднейшей вставкой из следующих соображений: он указывает, что этот стих не встречается в текстах, более древних, чем 385 год, и никогда не цитируется у более ранних христианских писателей, хотя мы и ожидали бы в ряде мест. такой цитаты.
Но наиболее важный довод: во время дебатов на Никейском соборе в 325 г. между сторонниками и противниками триединства первые ни разу не ссылаются на этот стих, хотя он сразу же положил бы конец спорам, ибо здесь чёрным по белому сказано: «Ибо есть трое единомышленных в небе: отец, слово и святой дух, и эти трое суть одно».
Очевидно, в 325 г. этот стих еще не читался в Евангелии, а был подделан после этого года тринитарианцами, чтобы обосновать их новый догмат текстом священного писания. В стих 16 «Послания Тимофея» было, по мнению Ньютона, внесено лишь небольшое изменение: вместо «ο» написали «θ», что является сокращением слова ο θεος и даёт нужный для сторонников доктрины триединства текст; но все тексты и цитаты ранее V в. дают чтение «ο».
Источник: [20.73]
Статья № 2
В. Н. Коковцов — С. А. Воеводский, 1909
Министр финансов В. Н. Коковцов — Морскому министру, вице-адмиралу С. А. Воеводскому , (10 декабря 1909 г., № 10412)
Вследствие сего имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что, не возражаю по существу увеличения числа штатных судовых священников <…>, что с развитием штатов судового духовенства, по моему мнению, представляется необходимым подвергнуть сокращению обширные штаты портового духовенства. Так, например, в
Морской министр вице-адмирал С. А. Воеводский — министру финансов В. Н. Коковцову , (27 августа 1910 г., № 828)
С приведёнными возражениями Министерства Финансов я не могу согласиться. Штаты причтов портовых и вообще береговых церквей морского ведомства не могут считаться обширными, так как из состоящих в морском ведомстве соборов и церквей только 8 имеют многочисленный состав притча, а при всех остальных состоят одночленные причты — как священника, диакона и псаломщика <…> Наконец необходимо иметь в виду, что плавание судов продолжается в среднем около полугода, а по окончании летней кампании боевые суда, на которые необходимы священнослужители, остаются в вооружённом резерве, с полным составом команд. В ввиду этого командирование на суда священнослужителей из портовых церквей фактически привело бы в некоторых портовых церквях к такому постоянному сокращению положенных для них причтов, при которых причт оказался бы не в состоянии исполнить возложенные на него обязанности.
Находя по приведённым соображениям совершенно невозможным откомандирование на суда священников портовых церквей, испрашиваю разрешение Совета Министра на внесение в Государственную Думу представления об отпуске Морскому Министерству кредита на увеличение числа штатных судовых священников по полному предположенному Министерством расчёту, именно в сумме 17 700 р., считая на 22 добавочных священнослужителя.
Источник: [20.84]
Комментарии
Статья № 3
Е. П. Ковалевский, 1926
Тезисы доклада Е. П. Ковалевского: «Русская школа под игом большевиков»
Главнейшими из мер, входящих в этот сатанинский план, являются:
Исключение из школы преподавания Закона Божия, запрещение молитвы и икон (декрет 19-XI-18 г.), изгнание священников из педагогических советов учебных заведений, а потом борьба с преподаванием Закона Божия и вне школы, преследование уроков в церкви, в квартире священника и на дому (1923), запрещение носить нательный крест. После краткого периода религиозной нейтральности — выступление воинствующего атеизма...
Не довольствуясь школой, большевизм продолжил свою разрушительную работу, проводимую в международном масштабе, при помощи двух новых орудий — кружков пионеров и комсомольцев. Это орудие пущено в ход в 1919 году и оформилось в ноябре 1921 года, и за истекшие пять лет комсомольство приняло угрожающие размеры, соединяя в себе всё, что указано в предыдущем пункте, но с большей ещё интенсивностью и той разницей, что обыкновенный ученик есть лишь объект воздействия красного учителя или пропагандиста, а пионер или комсомолец мыслится как активный участник, действующий не только за страх, а и по личной инициативе.
Источник: [20.95]
Статья № 4
Гикман и Маркс, 1908
Общее число христиан круглым счётом — 560 миллионов; из них:
- католиков — около 270 миллионов;
- протестантов — 180;
- православных — 110.
Исповедующих Ислам (Магометан) — около 220 миллионов человек; Евреев — 11 миллионов.
Исповедующих многобожие (Браманов Буддистов, Шинто, последователей учения Конфуция,
Сравнительные таблицы
Таблицы и схемы в более высоком разрешении см. в соотв. реестве раздела Рефераты — Прим. ред.
Источник: [20.97]
Комментарии
Статья № 5
В. Б. Жиромская, И. Н. Киселев, Ю. А. Поляков
Всесоюзная перепись населения 1937 года
Общая численность населения по переписи 6 января 1937 г. составила 162 млн. человек, включая контингенты РККА и НКВД. По сравнению с 1926 г. (перепись 17 декабря) численность населения увеличилась, таким образом, на 15 млн. человек, или на 10,2 %, или в среднем на 1 % в год...
Перепись 1937 г. не оправдала ожиданий правительства и по поводу изживания религиозных «предрассудков» населения. Прогнозировалось широкое распространение атеизма, а процент верующих предполагался небольшой. Результаты опроса оказались иными, кроме того, как и ожидали статистики, сам вопрос об отношении к религии вызвал в иных случаях негативное отношение населения...
Если говорить о степени распространения атеизма среди мужчин и женщин, то мы располагаем следующими данными, зафиксированными переписью. Более половины всех мужчин {55 %) записали себя неверующими, их численность составила 24,5 млн. человек.
Среди грамотных мужчин процент неверующих ещё выше — 62, а среди неграмотных он падает до 20 %, Среди женщин неверующих меньше — 33 %: 47 % среди грамотная и 14 % среди неграмотных.
В принципе, как видно, религиозность зависит от грамотности. В большой степени она также зависит от возраста у мужчин и в гораздо меньшей — у женщин.
Таблица 17 Верующие среди грамотного и неграмотного населения (обоего пола) в 1937 г.
Возрастная группа | Грамотные | Неграмотные | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Всего, чел. | в т. ч. верующие, чел. | в т. ч. верующие, % | Всего, чел. | в т. ч. верующие, чел. | в т. ч. верующие, % | |
16–19 | 9 056 363 | 2 939 909 | 32,2 | 707 519 | 498 010 | 70,9 |
20–29 | 24 640 150 | 9 538 023 | 38,3 | 4 913 351 | 3 675 162 | 74,8 |
30–39 | 17 514 805 | 7 718 036 | 44,1 | 5 512 083 | 4 350 761 | 78,9 |
40–49 | 8 973 139 | 4 667 677 | 52,0 | 5 290 613 | 4 425 017 | 83,6 |
50–59 | 4 623 023 | 2 998 029 | 64,9 | 5 599 622 | 4 964 702 | 88,7 |
60–69 | 2 184 552 | 1 722 139 | 78,8 | 4 809 082 | 4 448 616 | 92,5 |
70 и более | 744 862 | 649 035 | 87,1 | 2 939 338 | 2 772 654 | 94,5 |
Неизвестно | 12 165 | 5 009 | 41,2 | 18 127 | 4 267 | 23,5 |
Всего | 67 749 059 | 30 137 857 | 44,5 | 29 771 204 | 25 139 792 | 84,5 |
Из Таблиц 19, 20
Состав населения по религиям (оба пола)
Религия / учение | Всего верующих неграмотных (оба пола), чел. | Всего верующих грамотных (оба пола), чел. |
---|---|---|
Неверующие | 4 632 012 | 37 611 202 |
Православные | 17 173 336 | 24 448 236 |
Армяно-грегориане | 89 784 | 52 315 |
Католики | 157 838 | 326 893 |
Протестанты | 54 070 | 403 815 |
Христиане проч. конфессий | 124 447 | 268 492 |
Магометане | 5 797 492 | 2 459 058 |
Иудеи | 92 207 | 188 905 |
Буддисты | 60 068 | 22 071 |
Шаманисты | 16 652 | 4 292 |
Прочие и неточно обозначенные | 1 573 298 | 1 963 780 |
Неизвестные | 166 639 | 724 230 |
Всего | 29 937 743 | 68 473 289 |
Рассматривая все эти весьма любопытные данные, следует учитывать. что возможность неискреннего ответа на лобовой вопрос о религии была в тех условиях не исключена.
Источник: [20.98]
Статья № 6
Справка Департамента полиции о масонах в России, 1913
Справка-приложение к докладу Департамента полиции министру внутренних дел Н. А. Маклакову о масонах в России
19 марта 1913 г. «Иллюмениты» в России
До запрещения масонства в России Указом от 1 августа 1822 года и 1826 года оно существовало в виде разных ритуалов.
1) Ритуала Цинендорфа — Иоаннического, принятого 91 ложей в Германии и находившегося в зависимости от «Великой Ложи Германии» в Берлине,
2) Масонство «иллюменитов» Вейсгаупта, наиболее известное. Вейсгаупт был профессором в г. Ингольштадте. В 1776 году основал своп орден по системе, принятой у иезуитов, причем с 1780 года наводнил его еврейством. В 1785 году он был задержан полицией, лишен места профессора и предан суду. В 1786–1787 гг. подлинные акты Баварского правительства об «иллюмеиитах», проникнувших в Россию, были посланы Русскому Императорскому Двору.
Официальный документ Баварского правительства так объясняет цель и правила «иллюменитов-масонов», раскрытых следствием:
- Уничтожение всех начал спокойного бытия, порядка и законных властей: Государей, дворянства, духовенства в каждой стране и каждого народа;
- Вся власть к начальникам «иллюменитов», тайные повеления которых должны исполняться беспрекословно, жертвуя честью, имуществом, жизнью;
- Достижение цели оправдывает средства и благо ордена «иллюменитов», извиняет клеветы, убийства, клятвопреступления, измену, возмущения. Словом, все то, что «предрассудки» называют преступлениями;
- «Иллюмениты» должны овладеть всеми правительственными местами в стране, замещая их Своими членами. Влиятельное лицо, не согласное с целью «иллюменитов», должно быть покрыто клеветой;
- Законные правители считаются «иллюмеиитами» похитителями власти, от которой «иллюмениты» считают себя свободными;
- Готовность на самоубийство есть необходимая добродетель «иллюмеиита». «Иллюменит», желающий достигнуть высших должностей, должен быть свободен от всякой религии. Масоны-«иллюмениты», по словам Магницкого, писавшего о них особый доклад Императору- Николаю I в 1831 году, хитро создают нужное им положение и общественное мнение с помощью школы, науки, прессы и литературы. Нужное для «иллюменитов» общественное мнение держится на следующих началах: «Долой Бога, да сгинут троны, да здравствует разум и свобода совести». Отклик такого образа мыслей выражается либерализмом, оправдывающим все преступления. Успех «иллюменитов», по словам Магницкого, немало зависит от того, что действуют они по вековому плану «твердо и опытно», а против них поступают «нерешительно» и «без всякого плана». «Отсюда же их необходимое желание внушить юным сердцам стремление к разврату и преступлениям».
Этот самый «иллюменизм» процветал в русском масонстве в ХVIII-м столетии под именем «Мартинизм» и «Розенкрейцерство»...
Источник: [20.125]
Статья № 7
Газета «Вологодская жизнь», 1908
Объявление
Проездом, на очень короткое время,
ХИРОМАНТИКА, по особому способу гаданья, предсказывает прошедшее, настоящее, и будущее. Плата от 50 к., время от 9 ч. утра до 7 ч. в/ч.
ГОСТИНИЦА «Пассаж»
Источник: [20.146]
Комментарии
Статья № 8
В. П. Вихлянцев, 1998
Библейский словарь
Каждый, кто обращается к Библии, должен понимать и постоянно помнить, что всё, что написано в Священном Писании, написано Евреями и имеет отношение исключительно только к Евреям (потомкам Израиля), а также к прозелитам и тем из язычников, которых в число Своих избранных призывает Сам Бог (Деян 13.26).
Всех остальных содержание Библии никак не касается и может представлять лишь академический или ознакомительный интерес, каковой у людей всегда возникает в отношении чужих трудов и особенно при наличии выдающихся результатов...
Библеизмы в русском языке (фрагменты)
Бревна в своем глазе не видит — тот, который пытается судить других, имея те же недостатки. Именно такими же словами говорил об этом Иисус Христос в нагорной проповеди: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?» (Мф 7.3-5).
Волки в овечьей шкуре — часто употребляемое выражение, особенно в политике, характеризующее людей с обманчивой, миролюбивой внешностью, и хищными помыслами и намерениями. Взято из нагорной проповеди Иисуса Христа: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф 7.15).
Зарыть талант — очень распространённое выражение, означающее «скрыть или не использовать свои дарования». Выражение взято из притчи, рассказанной Иисусом Христом об одном слуге, который побоялся пустить в оборот данный ему господином талант серебра (мера денег) и зарыл его, чтобы вернуть точно то, что получил, в то время как другие слуги пустили свои таланты (это слово раньше никогда не обозначало дарования) в оборот и вернули господину деньги с прибылью, за что получили благодарность (Мф 25.18,24-30).
Камень преткновения — очень широко распространённое выражение, означающее то, на чем все спотыкаются. Это выражение взято из Первого Послания ап. Петра: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень... камень претыкания и камень соблазна» (2.7).
Кто не с нами, тот против нас — довольно энергичное выражение руководителей с диктаторским характером, взятое из беседы Христа, перефразированное и укороченное. Он же говорил так: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12.30).
Мечи на орала — известное, часто употребляемое (в основном политиками) выражение, которое взято из книги пророка Михея: «И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдалённых странах; и перекуют они мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои—на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (4.3).
Построить дом на песке — значит устроить что-то очень неосновательное. Это распространённое выражение взято из притчи Господа о человеке, который не потрудился заложить фундамент под свой дом, отчего его дом при первом же напоре ненастья рухнул (Мф 7.26-27).
Умыть руки — очень распространённое выражение, означающее стремление устраниться от чего-то. В роковую минуту осуждения Христа, Пилат, видя, что его заставляют осудить невинного, он перед всеми потребовал принести воды и умыл руки, но Христа всё-таки приказал распять (Мф 27.24).
Фиговый листок — так называют всякую ненадёжную и даже смехотворную защиту (прикрытие). Выражение взято из следующего места книги Бытие, в котором говорится об Адаме и Еве после их согрешения (нарушения запрета Бога не вкушать плодов дерева познания добра и зла): «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3.7).
Что посеешь, то и пожнешь — один из величайших библейских принципов, записанный в Священном Писании следующими словами: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6.7-8).
Источник: [20.164]
Комментарии
Статья № 9
Питирим А. Сорокин, 1941–1944
Мои данные основаны на изучении более чем сотни тысяч картин и скульптур из восьми ведущих европейских стран с начала средних веков и вплоть до 1930 г. Этот срез включает большую часть картин и скульптур, известных историкам искусства, а следовательно, он наиболее репрезентативен. Конечно же, в деталях могут быть допущены некоторые неточности, однако существенные тенденции заслуживают доверия. Аналогичным образом выводы, касающиеся музыки, литературы, драмы и архитектуры, основаны на столь же репрезентативных образцах хорошо известных музыкальных, литературных, драматических и архитектурных творений — из этих же восьми европейских стран.
Существенная черта, отличающая идеациональное, идеалистическое и чувственное искусства, заключена в природе их тем: находятся ли они в сфере
В процентах доля религиозных и светских картин среди всех изученных картин и скульптур в разные века такова:
Цифры убедительно свидетельствуют о том, что средневековая живопись и скульптура были преимущественно религиозными. Роль религиозного фактора начала снижаться лишь после XIII в. и стала совершенно незначительной в XIX и XX столетиях. Соответственно процент светских картин и скульптур, которые фактически отсутствовали в средние века, увеличивается приблизительно до 90–96% от числа всех известных картин и скульптур
Такая же ситуация наблюдается в музыке, литературе и архитектуре.
Источник: [21.180]
Комментарии
Статья № 10
П. П. Скоропадский
Сельские священники в заботах о насущном пропитании своей многочисленной семьи под влиянием высшего духовенства, которое до сих пор лишь за малым исключением ненавидело все великорусское (московского направления), не высказываются определённо. Но если поискать, то у каждого из них найдётся украинская книжка и скрытая мечта осуществления Украины.
Источник: [20.174]
Статья № 11
Питирим А. Сорокин, 1941–1944
По своему духу и философии Русская православная церковь занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Конечно, очень сложно в двух словах достоверно передать «душу» любой великой религии. Но существенные различия между «душами» этих трех ветвей христианства, как они понимались самыми видными русскими богословами, религиозными мыслителями и философами, такими как В. Соловьев и
Русская религия менее догматична и авторитарна, чем католицизм, но в большей степени авторитарна и догматична, чем протестантизм. Иерархический принцип в русской церкви развит гораздо сильнее, чем в большинстве протестантских деноминаций, но в меньшей степени, чем в римской церкви. Патриарх никогда не обладал такой властью, как папа, и никогда не утверждал ни своего превосходства над другими патриархами, ни своей непогрешимости, как Папа Римский. Русский патриарх в ряду высших иерархов русской церкви был просто primus inter pares.
По словам Достоевского, католицизм сделал три главные силы основой своего учения и существования, а именно: авторитет, тайну (или догмат) и чудо.
Источник: [21.180]
Статья № 12
Е. Э. Месснер
В идеологической структуре всемирной революции слабейшим местом является богоборчество. Язычник Сенека верил в Бога: «Творческий принцип есть Бог, и он сильнее материи», иудейский еретик Спиноза говорил: «Все, что есть, есть в Боге, и ничто не может без Бога быть», вольнодумец Шиллер писал: «Помните, что есть Бог на небе и что вы перед Ним ответите за ваши дела», философ Соловьев верил, что «Добро это — движение к Богу, зло — движение от Бога». Магометанин, буддист не считают, что «человеческая душа христианка», но несомненно, что человеческая душа религиозна. А поэтому богоборчество, ныне навязанное миру, противоестественно. Большинству людей свойственно поклоняться Богу, меньшинству свойственно до поры до времени не ведать Бога. Но бороться против Бога — «Рече безумец: Бога нет» — это духовное уродство немногих людей…
Даже и совмитрополит Николай усвоил Сталинову догму: «Мораль изменяется в зависимости от времени, места и необходимости».
Источник: [20.176]
Статья № 13
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:
- Троичность божества (Триипостасность Бога) отрицалась Ньютоном на основе филологических и логических соображений.
- Ньютон указывал на сокращение числа триединства божества в текстах и изменение в одном слове.
- Статья № 2
В. Н. Коковцов касается увеличения числа штатных судовых священников. - Статья № 3
Е. П. Ковалевский рассматривает историю русской школы под игом большевиков. - Статья № 4 Гикман и Маркс анализируют численность христиан, религий мира и их распространение.
- Статья № 5
В. Б. Жиромская ,И. Н. Киселев ,Ю. А. Поляков обсуждают результаты Всесоюзной переписи населения 1937 года. - Статья № 6 Справка Департамента полиции о масонах в России, 1913, рассматривает историю масонства в России.
Источник: [21.182]
Статья № 14
С. С. Ольденбург
Царь был не только главой государства: он был в то же время главою Русской православной церкви… По предложению Святейшего синода, высшей церковной коллегии, назначение епископов производилось царем; и от него же зависело (в том же порядке) пополнение состава самого Синода. Связующим звеном между церковью и государством был обер прокурор Синода. Эта должность более четверти века занималась
Отлучение Л. Н. Толстого от Церкви
В заграничном издании «Воскресения» содержались глумления над православными церковными таинствами; это побудило Синод принять свое столь нашумевшее решение об отлучении графа
***
Государь прибыл в Саровскую пустынь на перенесение мощей святого Серафима Саровского.
Саровские дни были значительным событием в жизни государя. Он живо интересовался личностью преподобного Серафима (старца подвижника, скончавшегося в 1833 г.); когда Синод объявил о причислении Серафима Саровского к лику святых, государь пожертвовал большие средства на украшение обители, на сооружение раки для хранения мощей святого и на устройство торжественных празднеств по этому случаю.
Приготовления к торжествам длились более чем полгода; левая «легальная» печать по своему выражала к ним свое отношение, храня полное молчание; заграничные издания, в том числе и «Освобождение», иронизировали по поводу готовившихся празднеств и доказывали, между прочим, будто канонизация преподобного Серафима незаконна, так как его тело не осталось нетленным…
Саровская пустынь расположена среди густых лесов, на рубеже Нижегородской и Тамбовской губерний, в сотне верст от ближайшей железной дороги. Около монастырской ограды, в предвидении большого числа паломников, были построены временные бараки на несколько десятков тысяч человек. Молва о торжествах разнеслась по всей России, и с самых разных концов стали собираться в Саров богомольцы и больные, жаждущие исцеления. Вместе с населением окрестных уездов, массами повалившим в пустынь — отчасти на богомолье, отчасти чтобы увидеть царя, — в Саров собралось не менее 300 000 человек.
Государь, обе императрицы, великие князья Сергей Александрович, Николай Николаевич и Петр Николаевич, другие члены царской семьи, митрополит Санкт Петербургский Антоний, епископы Нижегородский, Казанский, Тамбовский прибыли в Саров к вечеру 17 июля. На следующее утро государь отправился пешком в скит, куда удалялся временами святой Серафим.
Источник: [21.186]
Комментарии
Статья № 15
С. С. Ольденбург
Пересмотр интеллигентских традиций в первую очередь коснулся отношения к религии, затем к национальной идее, а там и к идеям государства и великодержавности. Религиозные течения в русской интеллигенции проявлялись уже и до 1905 г. (религиозно философские собрания, журнал «Новый путь»). Теперь то, что занимало небольшие кружки, стало распространяться на широкие слои интеллигенции. «Толстые журналы» стали помещать статьи на религиозно философские темы — даже марксистский «Современный мир»…
Кончина Льва Толстого и позиция РГКЦ
7 ноября 1910 г. на станции Астапово (Рязанской губ.) умер граф
Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого? Церковные круги и правые идеологи, вроде Л. Тихомирова, считали, что православная государственность не имеет права воздавать посмертные почести человеку, отлученному от церкви. В то же время для русского общества, как и для иностранного общественного мнения, смерть Толстого была великой русской утратой.
Государь нашел выход: на докладе о кончине
Государственная власть не приняла участия в гражданских похоронах Толстого: но она и не препятствовала им, хотя это и противоречило русским обычаям. Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве — молодежи.
Государственная дума в знак траура прервала свои занятия (часть правых протестовала), а председатель Государственного совета Акимов сказал краткое слово памяти Толстого (большинство правых отсутствовало, а два епископа демонстративно отказались встать).
Пробуждение религиозных течений в интеллигенции и упадок веры в народных массах совпали с глубоким кризисом в русской церкви. Церковный собор, намеченный в начале 1905 г., так и не был созван. Первое предсоборное присутствие закончило свои работы 15 декабря 1906 г.*
* Подробное изложение итогов предсоборного присутствия в 1906 г. см. в: Суетов Ф. // Ученые записки Юрьевского Университета. 1912. № 1. — Прим. авт.
Источник: [21.186]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024