Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (XVIII век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XVIII век)
Каптерев, Паллас, Рондо, Челищев, Ребелинский, Дюк, Милан, Милюков, Указ, Епархии, Тучков, Посошков, Чекунова, Журнал , Барсов, Перри, Уитворт , Юль, Грекулов, Калужская, Монастырь, Роспись, Нейросеть, Валишевский
Статья № 1
П. Ф. Каптерев
Из проповеди, произнесенной С.Кохановским в день благовещения 1720 г.: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (Суевериями — Прим. ред.) весь мир наполнился: уже бо ныне неточию священницы и прочие книжные люди, но и неграмотные мужики и бездельные деревенские бабы всю тую диавольскую богословию наизусть умеют — которая пятница святейшая и которая сильнейшая, которая избавляет от огня, которая от воды, которая от вечной муки; что ясти и чего не ясти; что питн и чего не пити и прочая сим подобная и бездельная идолослужения.
А молитву Господню Отче наш разве сотый или тысящный мужик умеет! На сколько просфорах обедню служити — все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай... Сказки бездельные, скверные бабьи песни и продолженные срамотны песни и малые дети наизусть умеют, а десять заповедей божиих и старые мужики того не знают».
Источник: [20.1]
Статья № 2
П. С. Паллас, 1793–1794
Из торжественной присяги крымских татар России после перехода Крыма под её юрисдикцию :
«Верую в единство бога и в его ангелов, также — в четыре священные книги Инчил, Теврат, Себур и Алькуран1, ниспосланные богом с неба при посредстве его послов; затем — в предопределение о том, что все делаемое на земле написано на небе и в воскресение мёртвых; в этой уверенности произношу: бог един и
Мы, магометане — истинно верующие в четыре священные книги, данные нам с неба...
В удостоверение чего лобзаем священный Алькоран из самой глубины, нашего сердца и нашей души. Амен! Амен! Амен!»
1 Ветхий завет, Евангелие, Псалмы Давида и Коран — Прим. ред.
Источник: [18.7]
Статья № 3
Леди Рондо, 1730–1739
Об их религии — Ваш следующий вопрос — я могу сказать лишь немногое, поскольку плохо знаю здешний язык.
Кажется, религия русских состоит из внешних обрядов и множества суеверий. Я видела однажды крестины и один раз свадьбу; ребёнка трижды окунали в лохань с водой, крёстные отец и мать держали в руках по восковой свече.
После того как ребёнка окунали, священник (который, между прочим, был сильно пьян) надел на него рубашку, а затем стал произносить над ним заклинания; и он, и крестные сплёвывали в конце каждой фразы, показывая, что они восторжествовали над дьяволом.
Источник: [18.12]
Статья № 4
П. И. Челищев, 1791
Вологда
Отъехавши от Васютинского яму1 и деревни двадцать семь верст, в седьмом часу пополудни остановясь в Прилуцком второклассном, расстоящем от города Вологды в четырех верстах мужеском монастыре, в кельях тамошнего казначея иеромонаха Никона ночевали.
В деревне Авнеги крестьяне, как видно, из сожаления своей земли и опасаясь, чтобы не быть в монастырском владении, во всем стали ему2 делать препятствия, то посему, оставив он тот монастырь недостроенным, пустой, с бывшими с ним тремя монахами или учениками перешел на оное по причине пологого, ровного и лугового по реке Вологде сенокосного места.
1 Ям — в 18 в. селение на почтовом тракте, жители которого несли ямскую повинность и назывались ямщиками. — Прим. ред.
2 Очередному посланцу монашеского ордена московитов — Прим. ред.
Источник: [18.13]
Комментарии
Статья № 5
М. С. Ребелинский, 1792–1800
Октябрь (1793). В вечерню выехал в Кагинский Демидова завод. 15. Освящение церкви Иоанна Богослова (На Кагинском заводе — Прим. ред.), и во время оной церемонии была пушечная пальба. После того народное угощение и обед, на коем припасено было говядины 40 пуд, баранины 10 пуд, пирогов 2125, вина 43, пива 280 ведр, и крестьяне пили весь день. 16. Вторичное потчивание крестьян.
Декабрь (1796). 2. Новости слышны стали до сего еще в Российском государстве небывалые, а именно:
Июль (1797). 25. Ездили на Меновой двор, который отстоит от Оренбурга в трех верстах за Уралом, окружен каменною стеною... Сверх того была и церковь, но в бывшее в 1772 году (?) неустройство (Пугачевский бунт — Прим. ред.) раззорена и стоит без всякого поправления. А за меновым двором выстроены каменные две мечети, очень изрядного фасону.
Июнь (1798). 8. Возвратился из Казани военный губернатор барон Игельстром, и прошли слухи, что Государь пожаловал на выстройку церкви Казанской Божьей Матери (В Казани — Прим. ред.) 50 тысяч, да на выстройку Казанского гостинного ряду на десять лет без процентов 200 тысяч рублей.
Ноябрь (1798). 10. С сею почтою получен в Оренбургском духовном правлении указ с приложением экземпляров, что Вологодской епархии в городе Тотьме в
Декабрь (1799). 28. В Казенной палате получено росписание на 1800 год, из коего видно, что по именному указу велено учредить в Оренбурге епархию (
Источник: [18.105]
Комментарии
Статья № 6
Герцог Лирийский (Дюк Лирийский), 1727–1730
Января 17 <-го>, а по старому стилю 6 <-го>, день крещения, был обряд водоосвящения на реке. Гвардия и весь Петербургский гарнизон выстроились на Неве, где было устроено здание арками, а в нем прорубь со ступенями до самой воды.
Его величество (Пётр II — Прим. ред.) вышел из дворца в 11 часов и, прибыв к реке, стал в первый раз перед Преображенским полком, которого он был полковником, после чего пошел в Троицкую церковь, где обедню служил архиепископ коломенский с двумя другими епископами. По окончании божественной службы его величество пришел опять к своему полку и стал перед ним с еспонтоном (Парадное оружие, род копья — Прим. ред.) в руке, а духовенство всё, в процессии, пришло к месту водоосвящения, которое совершил архиепископ коломенский.
По окончании сего обряда все войско сделало залп, и вместе с тем была пушечная пальба с крепости, и царь вёл свой полк, с еспонтоном в руке, до самого дворца.
Источник: [18.113]
Статья № 7
Иоанн Милан, от 6 августа 1712
По пути из-под Азова в Булгар
По этому случаю я проѣхалъ черезъ землю нагорныхъ черемисъ, обыкновенно называемыхъ чувашами. У нихъ бѣдныхъ существуютъ смѣшныя вѣрованія, о которыхъ долго пришлось бы разсказывать. Старшины ихъ сами признавались мнѣ, что ихъ вѣра дурна и смѣшна, что ихъ обманываютъ ихъ іонши или маги. Когда я сталъ допытываться, почему они не дѣлаются христіанами, они отвѣчали, что не желаютъ (желаютъ? — Прим. издателя) быть такими христіанами, каковы русскіе въ нашихъ земляхъ (вѣроятно, они слышали описаніе нашихъ обрядовъ отъ волжскихъ татаръ, служившихъ солдатами въ Польшѣ) и если бы можно было, говорилъ мнѣ старшина, я не отпустилъ бы тебя отсюда.
Въ той же татарской землѣ и часть луговыхъ черемисъ того же мнѣнія, равно какъ siatki, а больше всѣхъ мордвины. Все это народцы простые и добрые. Такимъ образомъ огромная часть той земли съ 500 000 жителей, считая вмѣстѣ женщинъ и дѣтей (ибо столько ихъ считается), могла бы быть готова для жатвы, но нѣтъ способа помочь имъ и, хотя бы они и крестились, но тотчасъ затѣмъ ихъ принудили бы къ чему-либо другому и т. под.
Источник: [18.128]
Статья № 8
П. Н. Милюков, 1901
Развитие масонства в России
Онъ (Новиков) подбираетъ небольшую компанію молодежи и открываетъ (1777) въ Петербурге двѣ школы для мѣщанства. Эти школы будутъ содержаться доходами съ журнала, который компанія начинаетъ издавать одновременно съ открытіемъ школъ («Утренній Свѣтъ»).
Типъ журнала Новиковъ взялъ готовый — тотъ самый, который созданъ быль въ началѣ 60-хъ годовъ учащейся молодежью и меньше всего вызывалъ цензурныхъ опасеній. Матеріалъ журнала остался по преимуществу переводнымъ, направленіе — моралистическимъ.
Но журналъ велся гораздо живѣе и серьезнѣе журналовъ Хераскова. Въ первый же годъ онъ имѣлъ 800 подписчиковъ. Кромѣ Москвы и Петербурга онъ расходился въ 26 теперешнихъ губернскихъ городахъ, 24 уѣздныхъ и 7 мѣстечкахъ. Такимъ образомъ завязались у Новикова связи съ провинціей.
Вся эта деятельность уже совершалась отчасти на почвѣ масонскихъ отношеній. Въ серединѣ 1770-хъ годовъ въ Петербургѣ сложился кружокъ, тяготившійся обрядовой и мистической стороной масонства. Настроеніе Новикова совпадало съ настроеніемъ кружка. Онъ сдѣлался масономъ (1775) съ спеціальнымъ условіемъ — не считать себя связаннымъ содержаніемъ тайнъ масонства. Тогда же кружокъ добился открытiя собственной ложи въ Петербургѣ, работавшей по особой программе. «Тутъ все было обращено на нравственность и самопознаніе; говоренныя же (въ собраніяхъ) рѣчи и изъясненія произвели великое уваженіе и привязанность». Такъ характеризуетъ цѣли и средства новаго масонскаго кружка самъ Новиковъ...
Источник: [20.63]
Комментарии
Статья № 9
Указ императрицы, 1731
Именной, объявленный из Правительствующего Сената указ императрицы Анны Иоанновны «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков», 25 мая 1731 г.
...А ежели впредь кто гнева Божия не боясь и сего Ея Императорского Величества указу не страшась, станут волшебников к себе призывать, или к ним в домы для каких волшебных способов приходить, или на путях о волшебствах разговоры с ними иметь, и учению их последовать, или какие волшебники учнут собою на вред, или мняще, якобы на пользу кому волшебства чинить: и за то оные обманщики казнены будут смертию, сожжены; а тем, которые для мнимой себе душевредной пользы, станут их требовать, учинено будет великое наказанье, биты кнутом, а иные, по важности вин, и смертью казнены будут; а буде означенные обманщики такие богомерзкие дела за собою имеют и вины свои в том объявят сами, без доношения на них от других кого: и оные вины отпущены им будут без всякого истязания.
Источник: [19.153]
Статья № 10
О причислении провинций ВКЛ к Псковской епархии, 1772
Въ пріобрѣтенныхъ Нами нынѣ отъ Польши провинціяхъ къ Имперіи Российской, провинціи Витебскую, Полоцкую и Двинскую причислить къ епархіи Псковской...
Источник: [18.134]
Комментарии
Статья № 11
С. А. Тучков, 1766–1808
Польша
Сверхъ того въ храмовые праздники, то есть въ день того святого, которому посвящена церковь, бываютъ небольшія ярмарки, стеченіе люда увеличивается. А если замысловатые католическіе попы имѣютъ еще въ церкви какую-нибудь явленную или чудотворную икону, тогда аренда корчмы несравненно возвышается, и при томъ ставитъ помѣщикъ не одну, а нѣсколько. Я видѣлъ такія корчмы, построеніе которыхъ стоить не болѣе ста рублей; но жидъ платить по двѣсти и по триста рублей на годъ.
Источник: [20.71]
Статья № 12
И. Т. Посошков, 1724
О Духовности
В Новегороде видел я прошлого 720 года новоставленика такова в диаконстве, что на литургии не мог единая страницы во евангелии прочести, еже быд разов пяти-шти не помешатися. А был он в подначальстве в соборе Николая чюдотворца, иже на Дворищи, и так он и отпущон во свояси...
От презвитерскаго небрежения уже много нашего российскаго народа в погибельные ереси уклонились. Большая бо часть склонилась в погибельный путь, в древнем же благочестии уже малая часть остается, ибо в Великом Новеграде едва и сотая часть обрящется и древняго благочестия держащихъся... И так было до нынешняго 723 года в церквах пусто, что и в недельный день человек дву-трех настоящих прихожан не обреталося. А ныне архиерейским указом, слава богу, мало-мало починают ходить ко святей церкви. Где бывало человека по два-три в церкви, а ныне и десятка по два-три бывает по воскресным дням, а в большия праздники бывает и больше, и то страха ради, а не ради истиннаго обращения. А вся сия гибель чинится от презвитеров, ибо не токмо от люторские или от римския ереси...
А ныне вси сельстии попы, аще у коея церкви попа и два-три, то мало церьковныя службы у них бывает. В Новгородском уезде, в Устрицком погосте, случилось мне быть, и у тоя церьквы три попа да дьякон, а на святую пасху только по два дни литургия была. А тутошныя жители сказывали, что больши де одной обедни на святой неделе прежде сего не бывало, то де тебя поопаслись, что две обедни были. И жил я ту неделю, ничим же отменну от простых недель, ни обеден, ни вечерен, ни утренних не было. А у коих церьквей по одному попу, то, чаю, и во весь год обеден десятка другова не отъслужит, понеже аще пашня ему не пахать, то голодну быть...
И сельские презвитери ничим не отменны от простых мужиков, мужик за соху, и поп за соху, мужик за косу и поп за косу. И в празднуемый день, где было итти в церьковь на словословиеа бржие, а поп с мужиками пойдет овина сушить, и где было обедня служить, а поп и причетники хлеб молотить. И в таковых суетах живуще, не токмо стадо христово пасти, но и себя не упасти...
И не токмо новоставленых презвитеров, но и старых, кои уже и состарелись во презвитерех, вреждает оно. И того ради надлежит предел учинить сицевы: аще кой презвитер, напившись до пьяна, по улице ходя или где и сидя, будет кричать нелепостно или бранитца и сквернословити или дратися с кем или песни петь, то таковых имать и во архииерейской приказ отъводить, а за такое нелепство их наказывать утруждением во архииерейских и монастырских работах, и сверьх утруждения. обложением штрафа или отъятием свещеннодействия или как о том уложено будет от архииереев, дабы презвитеры и диаконы чрезъмерно до пьяна не напивались. А буде каковым случаем и напьетца, то шол бы во утишное место и выспался, а народу бы себя отнюд не открывал, что он пьян...
Источник: [18.137]
Статья № 13
А. Е. Чекунова
Указ Петра I
Указ обор секретарю Сената.
По получении сего объяви преосвященным архиеереом и господам Сенату, дабы проэкт Духовной колегии, при сем вложенной, завтра выслушали: так ли оному быть. И ежели что не так покажетца, чтоб ремарки поставили и на каждой ремарк экспликацию вины дела.
В 23 день февраля 1720. Петр Получено февраля того ж числа.
Источник: [20.96]
Комментарии
Статья № 14
Журнал Дежурных генерал-адъютантов
Хадж императрицы в Лавру. Тяга Елизаветы к салютам
Праздникъ Святая Пасха, для котораго въ
На день Святая Пасхи, пополуночи въ 2 часа, какъ ея императорское величество соблаговолила шествіе въ придворную церковь предпріять, тогда съ высочайшего ея величества соизволенія, по данному отъ дворца, а по оному съ Красной площади, ракетами сигналамъ (и выпалено передъ каждымъ изъ
Iюня 2.
Въ главную полиціймейстерсвую канцелярію.
Ея императорское величество соизволить высочайшій къ
Iюня 4.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Алексѣевскомъ, по отслушаніи литургіи, соизволила обѣднее въ имѣющѳмся при ономъ селѣ дворцѣ кушать, въ продолженіе котораго стола произведена была пушечная пальба: въ первый разъ изъ
А выходъ изъ онаго села принять пополудни въ
Iюня 8.
Ея императорское величество соизволила пополудни въ
Iюня 9.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Пушкинѣ, соизволяла кушать обѣденное въ разставленномъ наметѣ и изъ онаго до села Братовщины воспріять походъ пѣшкомъ въ
Во время же обѣденнаго при селѣ Пушкинѣ стола произведена была пушечная пальба изъ
Iюна 10.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Братовщины, обѣднее и вечернее кушать соизволила въ имѣвшемся при ономъ селѣ дворцѣ; похода же изъ онаго сего числа никуда не было. Къ
«Изъ находящейся при нынѣшнемъ ея импѳраторскаго величества къ
Іюня 11.
Къ
Ея императорское величество соизволитъ сегодняшній день высочайшее свое отсутствіе имѣть въ Москву, а вамъ указать (соизволила) съ находящейся при васъ командою остаться при здѣшнемъ мѣстѣ и ожидать ея величества возвращенія.
Дежурство
Іюня 11.
Сего числа ея императорское величество соизволила изъ села Братовщины воспріять шествіе въ Москву пополудни въ
При высочайшемъ же отсутствіи ей императорское величество указать соизволила въ селѣ Братовщины стоящей
Іюня 16.
Въ
Іюня 17.
Ея императорское величество соизволила выѣздъ для гулянья имѣть до Лафертова пополудни въ
Ея императорское величество изъ села Алѳксѣевскаго въ село Братовщино отсутствовать соизволила пополудни въ
Іюня 22.
Ея императорское величество изъ села Братовщина къ деревнѣ Талицамъ путешествовать пѣшкомъ соизволила пополудни въ
Iюня 25.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Воздвиженскомъ, соизволяла, по отслушаніи литургіи, обѣднее кушать въ имѣвшемся при ономъ селѣ дворцѣ и выхода изъ онаго воспріять по полудни въ
Іюня 29… Ея императорское величество, съ ихъ императорскими высочествы и со всею придворною свитою, соизволила слѣдовать изъ
А между тѣмъ ея императорское величество, съ ихъ императорскими высочествами соизволили войти въ церковь, гдѣ опочиваютъ мощи Святаго Сергія и тамо слушать божественную литургію; и по окончаніи оной говорена была предика.
По совершенномъ же окончаніи литургіи ея императорское величество съ ихъ императорскими высочествы соизволила итти въ препровожденіи придворнаго стата въ императорскіе аппартамѳнты, когда (тогда)
Въ день Богоявленія Господня божественная литургія отправляема была въ большой придворной церкви архіереемъ
При погруженіи креста, по данному изъ поставленной на Невѣ рѣкѣ сигнальной пушки сигналу, произведена пушечная пальба, а именно: съ
Ея императорское величество и всѣ какъ поставленный Іорданъ, такъ духовную процессію и полки смотрѣть изволила изъ залы.
Ея императорское величество обѣденное кушать соизволила въ своихъ покояхъ и въ продолженіи стола произведена съ Адмиралтейства пушечная пальба въ одинъ разъ изъ
Источник: [19.176]
Статья № 15
Т. Барсов
Петр I. Институт инквизиции в России, финансирование и тотальная коррупция
Духовный регламентъ, опредѣляя права и обязанности вновь учрежденной духовной коллегіи и лицъ, подвѣдомыхъ ей, въ отдѣлѣ «о дѣлахъ епіскопоскихъ» въ п. 8, обязывая епископовъ смотрѣть, дабы «монахи не волочились безпутно, дабы никакихъ безлюдныхъ церквей не строено, дабы никакихъ ложныхъ чудесъ не вымышлено, также о кликушахъ и тѣлесахъ мертвыхъ не свидѣтельствованныхъ и прочаго всего того добрѣ наблюдать» присовокупляеть: «все тое чтобъ удобнѣе пошло въ дѣло, указалъ бы епископъ по всѣмъ городамъ, чтобы протопопы или нарочно опредѣляемые къ тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все надсматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нѣчто гдѣ проявилось, подъ виною изверженія, кто бы утаить похотѣлъ». Далѣе тотъ же духовный регламентъ въ томъ же отдѣленіи «о дѣлахъ епископскихъ», снова напоминая о томъ, чтобъ епископъ смотрѣлъ, «хранятся ли по его епархіи отъ пресвитерей и монаховъ и прочіихъ должныя оныя заповѣди», присовокупляетъ, «чтобъ онъ,
Такимъ образомъ уже духовнымъ регламентомъ, какъ впослѣдствіи выразилась инструкція протоинквизитору, была постановлено, чтобъ «у надсмотрѣнія всякаго духовнаго дѣйствія, какого бы званія оное ни было, во всѣхъ епархіяхъ всего Всероссійскаго государства были духовные фискалы.
Вслѣдствіе сего и въ совершенной сообразности съ свѣтскими фискалами св. синодъ въ одномъ изъ первыхъ своихъ засѣданій, а именно
Изъ сего опредѣленія видно, что св. синодъ учреждая новую должность инквизиторовъ въ смыслѣ духовныхъ фискаловъ, полагалъ на первое время весь инквизиторскій институтъ ограничить двумя протоинквизиторами, назначивъ одного для С.-Петербурга, другаго для Москвы, четырьмя инквизиторами, по два къ каждому изъ протоинквизиторовъ, въ качествѣ ихъ помощниковъ, и наконецъ, однимъ инквизиторомъ въ каждой епархіи.
Подобное число духовныхъ фискаловъ далеко не могло быть достаточно «для постояннаго и неослабнаго наблюденія всякаго духовнаго дѣйствія во всѣхъ епархіяхъ всего Россійскаго государства». Посему въ слѣдующемъ своемъ опредѣленіи отъ
Если духовные инквизиторы, подобно свѣтскимъ фискаламъ, не оправдали своего настоящаго назначенія и вмѣсто служенія зaкoну и общему благу «преслѣдовали собственныя, корыстныя цѣли, то обвинить за это самое учреждение въ его идеѣ нѣтъ оснований тѣмъ болѣе, что и явившіеся противъ инквизиторовъ обвинители были далеко не безупречны въ своемъ поведеніи и не непричастны къ тѣмъ преступленіямъ, въ которыхъ въ свою очередь обвиняли ихъ инквизиторы»
Св. синодъ, уничтоживъ инквизиторовъ (Около 1747 года — Прим. ред.), не желалъ и учрежденiя епархіальныхъ прокуроровъ, словомъ не желалъ осуществленія полной системы надзора по духовному вѣдомству.
Источник: [19.179]
Статья № 16
Джон Перри, 1716
Они также говорят, что сам Спаситель, когда он быль на земле, совершил следующее чудо: один художник втайне неоднократно пытался начертить лик Спасителя, но не мог этого достигнуть; он всегда находил, что сходство, которое он схватывал в известную минуту, не было согласно с тем, что ему представлялось в другую минуту; это приводило художника в великое изумление и смущение. Наконец Спаситель, который все это время знал об его стараниях, сжалился над ним: он позвал его к себе и сказал ему не печалиться о всех тех неудачах, которые он встречал до сих пор; просил его дать ему плат свой, и когда художник подал, то он, взяв, положил его на лицо своё, и потом тотчас же отдал художнику, сказав ему, что на этом плате образ его отпечатался как живой.
Русские утверждают, будто бы они и до сего дня с этого подлинника с величайшею точностью списывают изображение Спасителя. Эти рассказы, истину которых весьма опасно было бы оспаривать, способствуют к выгодам живописцев и процветанию ремесла их.
Я мог бы дать ещё дальнейший отчёт о суеверии Русских в вопросах Религии, о великом невежестве и недальности Священников их, коими обусловливаются в среде мирян недостаток чести и честности, вызвавший со стороны Царя попытку преобразований, с целью распространить в стране образованность и знание1...
Затем я буду говорить о Церкви и Исповедании Русских.
Во времена предшественников Его Величества существовал обычай, по которому ежегодно, в день Вербного Воскресенья, Цари Мocковские проходили в торжественном крестном ходе по улицам Москвы, ведя за повод лошадь Патриарха; ход этот производился следующим образом:
Впереди всех шла лошадь, покрытая до самой земли белым полотном; из того же полотна были сделаны длинные уши, наподобие ослиных ушей. На этой лошади сидел Патриарх боком, как женщины; на коленях его лежала великолепная книга с золотым распятием на переплёте; он придерживал её левой рукой, а в правой руке имел золотой крест, которым, проезжая по улицам, благословлял народ. Дворянин, или Боярин, держал, для большей верности, лошадь под уздцы, а сам Царь, идя пешком, вёл её за повод уздечки одною рукою, в другой же руке держал пальмовую ветвь. Затем следовали высшее Дворянство и все Дворяне вообще, около 500 Священников, каждый в свойственном ему облачении, и толпа, состоящая из нескольких тысяч простого парода. В этом порядке они входили в церковь (и по всем улицам, по коим они проходили, сопровождал их звон колоколов, вовсе не похожий на наш звон); оттуда Царь, с некоторыми из Бояр, Митрополитами и Епископами, отправлялся обыкновенно обедать в доме Патриарха...
Но после смерти последнего Патриарха, весьма престарелого человека, умершего вскоре после возвращения Царя из путешествий, Царь воспротивился избранию нового Патриарха, и сделался сам главою Церкви, присвоив себе исключительно управление ею. По смерти же вышеупомянутого Патриарха, он тогдашнего Митрополита Рязанского, который из всего духовенства оказался самым учёным и способным, воспитывался в Польше и был родом Поляк2, назначил Управляющим (Администратором) всеми церковными делами, с тем, чтобы о всех текущих делах он, от времени до времени, делал представления Его Царскому Величеству, и получал бы от него приказания и руководство...
Церковнослужители их (которых они называют Попами, или Протопопами, или Священниками и Архиереями) никогда не проповедуют народу, так как они не имеют к этому ни какого искусства и дарования. Только некоторые из лучших людей иногда, в дни великих праздников, в соборных церквах проповедуют в присутствии Царя.
Можно сказать, что верх учёности, требуемой в подобных предметах от обыкновенного духовенства, или, по крайней мере, то, что для них необходимо, чтобы быть принятыми Епископом в священнический сан, заключается в следующем: они должны петь и читать внятно, по порядку, установленному для церковной службы, не пользоваться дурною славою между соседями, иметь хороший чистый голос и способность повторять: «Господи, помилуй!», со всевозможною быстротою 10, или 15, раз сряду, не переводя дух, так как это делается обыкновенно в их церквах и при каждой их молитве.
Они также не очень-то разборчивы касательно того, откуда берут своих Священников: я знал людей воспитанных в ремесленническом звании (преимущественно же знал одного деревенского кузнеца), которые потом допускались до Священнического сана.
Во всей стране этой, сколько мне известно, не существует училища, устроенного для образования людей, предназначающихся к этой священной обязанности, за исключением Kиева, находящегося в Казацкой Земле, на границе Польши, за 700 вёрст от Москвы, куда Русские весьма редко прибегают за наукою.
Священники их не способны защищать свою Религию и выдержать удовлетворительного прения по этому предмету, и всякий раз, когда случится в разговоре с ними коснуться до вопросов о Боге, или нравственности, то они, как и миряне, преимущественно рассуждают о молитвенном обращении к Святым и о соблюдении постов (т. е., воздержании от всего мясного), что для них обязательно, по крайней мере, на половину дней в году.
Рассуждают также о наложенном на них кратком покаянии за прошлые грехи, и испрашивании отпущения от Священника; когда же этот последний осенит их знамением креста и произнесёт отпущение, то они отходят удовлетворённые и успокоенные, как будто не совершили никакого зла, хотя бы они и соделали самые страшные преступления в мире...
Между Русским существовало обыкновение (особенно между богатыми, которые могли позволить себе эту роскошь) ставить в комнатах своих, преимущественно же в переднем углу, против двери, множество изображений Святых; и до сих пор существует ещё следующее обыкновение: каждый, входящий в комнату (приходит ли он в гости, или по другому поводу), первым делом, переступив порог, крестится и говорит: «Господи, помилуй!» и вместе с тем с большим уважением, кланяется образам, а потом обращается с приветствием к хозяину дома и ко всему обществу. В доме же бедного человека, где существует только один такой образ или изображение, и где бывает очень темно, а живопись уже стёрта и цветом похожа на цвет стен, потемневших от дыма, свойственного Русским избам, да где не всегда перед образом горит и восковая свечка, которую зажигают только по праздникам, то чужому человеку, входящему в избу, трудно с первого раза рассмотреть, где находится изображение или образ, и он первым делом спрашивает: «А где же Бог?», на что кто-нибудь из присутствующих указывает ему, на каком месте стены весит образ. Он проявляет свою набожность, как выше сказано, а иногда, если имеет расположение, то кланяется в самую землю, касаясь головою об пол. Этот обычай стукаться головою об пол существует также и в отношении важных лиц...
Не смотря на то, что они гордятся тем, что правильно соблюдают посты и воздерживаются от мяса, но в народе, а также между Священниками, в праздничные дни существует обыкновение утром ходить в церковь, а после обеда напиться пьяным до ночи, и чем больше праздник, тем более считается это извинительным и обычным. В такое время проезжая по улицам Москвы, в вечер великого праздника, вы видите Священников, равно как и других людей, лежащих пьяными на улицах. Если кто-либо заговорит с ними, или подойдут к ним, чтоб помочь им встать, они говорят: «Воля твоя, батька, праздник: я пьян!».
В России обыкновенно люди, обращаясь к кому-либо с ласковою речью, называют его отцом (батькой). Напиться же пьяным ни мало не считается непристойным, для женщины, и не только женщины низкого происхождения, но даже знатные и светские женщины, ни сколько не стесняются признаться, что они были пьяны, и, возвращаясь в общество, где их угощали, благодарят за то, что их напоили, как за вежливость и любезность...
Всем известен рассказ об обезьяне, принадлежащей Английскому Посланнику, присланному к одному из прежних Царей.
Вот этот рассказ:
Обезьяна эта однажды сорвалась с привязи и вбежала в церковь, бывшую недалеко от того места, где жил Посланник; в этой церкви она сбросила с полки несколько образов Святых (между Русскими существует обыкновение не вешать образа Святых, так как они считают это не довольно почётным, но ставить их на полку). По поводу этой случайности Посланнику представлена была жалоба, якобы обезьяна спущена была с привязи умышленно, чтобы нанести это оскорбление церкви, и сделано это было по дьявольскому наваждению, чтоб осквернить их святыню. Церковь была очищена посредством странного обряда, окропления святой водой, и по этому случаю были молебствия к Святым, а дьявола заклинали выйти из церкви. За это дело обезьяна была обвинена, и по особому Указу Патриарха, её водили, как преступника, на показ по улицам, и потом предали смерти.
Источник: [18.143]
Комментарии
Статья № 17
Чарльз Уитворт , 1710
Картины
Они думают выполнить вторую заповедь тем, что не допускают никаких скульптурных изображений, но их церкви полны жалких картин, лишенных оттенков и перспективы, и однако некоторые из этих рисунков, как и более изящные, кисти итальянских мастеров, считаются произведениями ангелов, особенно знаменитый образ девы Марии с тремя руками, который хранится в Иерусалимском монастыре примерно в тридцати милях от Москвы41.
Почитание картин
Почитание, выказываемое по отношению к этим картинам, — грубейший вид идолопоклонства, и оно составляет основную часть их набожности. Этим картинам они кланяются и крестятся; каждый ребенок имеет своего покровителя-святого, которого ему определяют при крещении, а каждая комната — свою картину-заступника в одном углу, который у русских является почетным местом. Посторонние, входя в дом, отдают дань уважения этой картине, прежде чем приступить к делу или обратить внимание на присутствующих. Все эти изображения называют общим именем — Бог.
Белое духовенство
Их приходские священники и капелланы — люди самого низкого происхождения, «мужья одной жены» в буквальном толковании этих слов43; раньше священника отстраняли от исполнения его обязанностей в случае смерти жены, и он должен был постричься в монахи или заняться каким-либо скромным ремеслом для своего пропитания. Но нынешний царь разрешает им оставаться при церкви в качестве низших служителей. Неудивительно, что при таком происхождении и в таких условиях они очень невежественны, а все их образование заключается в том, чтобы нараспев повторять слова службы и прочесть главу из Библии, которую понимают весьма немногие из них, так как она написана на славянском языке 44. Они никогда не читают в церкви Ветхого завета и уж подавно не кладут его на алтарь.
Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 4» — см., например, здесь >>
Источник: [18.146]
Комментарии
Статья № 18
Юст Юль, 1709–1711
После взятия Нарвы
Мне передавали также, что русские под предлогом того, что у них в (самих) церквах хоронить не дозволяется, выкопали с целью грабежа все мертвые тела как внутри церкви, так и вокруг нее41. В гробах они искали серебра и денег. Таким образом, по взятии города улицы повсюду были полны покойников и гробов. (Жители) уносили тела своих друзей и знакомых и погребали их за городом, а тех (мертвецов), о которых никто не заботился, русские бросали в реку, протекающую под городом.
В (Успенском соборе)...
(Мне) вынесли также главу Иоанна Златоуста245 в серебряном ларе, кусочек ризы Господней — с виду лоскуток коричневого полотна — в большом золотом кивоте, усаженном золотом и (драгоценными) камнями, а равно правую руку Апостола Андрея, обхваченную серебряным обручем в том будто бы месте, где она была привязана к кресту. Ссохшиеся пальцы (этой руки) съежились и скрючились, ввиду чего утверждают, будто они находятся в том самом положении, в каком (св. Андрей) крестился ими, когда шел на казнь. Еще показывали: голову патриарха Константинопольского Григория Benedict! 246, в серебряном ковчеге; палец Василия Великого, как свидетельствуют русские, первого по времени чудотворца; далее кусок кости Иоанна Крестителя, нижнюю челюсть Владимира, первого русского христианского царя: он ввел христианство в (России), — несколько костей Алексея митрополита247, кость св. Сергия248, погребенного в Троицком монастыре, в 30 верстах от Москвы, кость греческого мученика Евфимия249 и, наконец, образ Божией Матери, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями... Весь пол собора выложен четырехугольными чугунными плитами. По случаю холодного времени он был почти сплошь покрыт войлоками...
Проезжая по городу, я заметил среди улицы русского священника, или попа, в полном облачении. Я тут же приказал спросить, что это значит. (Мне) отвечали, что он должен освятить место, на (котором предполагается) строить дом. Там в самом деле сделаны были нужные приготовления для постройки дома...
В Торне (Польша — Прим. ред.) евреи могут проживать лишь под условием уплаты в пользу города по одному тынфу в день с человека, и то не иначе как испросив сначала разрешение.
Источник: [18.147]
Комментарии
Статья № 19
Е. Ф. Грекулов
Реальное христианизаторство Росии. Инквизиция РПЦ*
Нетерпимость к просвещению и науке проявлялась духовными властями и в XVII в. При царе Федоре Алексеевиче хотели сжечь голландского фельдшера Квиринуса по обвинению в волшебстве. Боярина Артамона Сергеевича Матвеева за его пристрастие к книгам в 1676 г. обвинили в чародействе и сослали в Пустозерский монастырь. При организации в 1687 г. «рассадника просвещения» — Славяно-греко-латинской академии на нее возложили обязанность наблюдать, чтобы иностранцы не производили «противностей» православной церкви. Инквизиторы академии должны были сжигать еретические, гадательные и «богохульные» книги, а лиц, виновных в их распространении, доставлять для наказания в «градский» суд.
Ведовские процессы
В 1714 г. в городе Лубны (Украина) собирались сжечь за чародейство одну женщину. Об этом узнал В. Н. Татищев, находившийся в этом городе проездом из Германии, автор «Истории российской». Он критиковал реакционную роль церкви и стремился освободить «вольные науки» от религиозной опеки. Поговорив с обвиняемой, Татищев убедился в ее невиновности и добился отмены приговора. Женщину все же отправили на «смирение» в монастырь...
Обвинения в чародействе обычно начинались по инициативе духовных властей и разбирались предварительно в церковном суде. Затем следственные материалы передавались светскому суду, который и приговаривал обвиняемых к тяжким наказаниям. Так, в 1721 г. в Новгороде был сожжен дьячок Ефимов за то, что он якобы чинил в народе смуту и вместо славы нанес хулу имени божьему. В 1720 г. на Волыни в чародействе обвинили крестьянку Проську Каплунку. Её посадили в яму, засыпали землей до плеч, сверху набросали хворосту и сожгли. Место казни после сожжения привалили большим камнем.
Активную роль служителей культа в организации и ведении ведовских процессов отмечает и царский указ 25 мая 1731 г. По этому указу епархиальные архиереи должны были наблюдать, чтобы борьба с чародейством велась без всякого снисхождения. Указ напоминал, что за волшебство назначается смертная казнь сожжением. Сожжению подвергали и тех, кто, не «боясь гнева божьего», прибегал к колдунам и «знахарям» за помощью. Перед сожжением их еще били кнутом...
В 1737 г. 12-летнюю дворовую Ирину Иванову заподозрили в сношениях с дьяволом. Ее обвинили в том, что в «ее утробе было дьявольское наваждение, говорившее человеческим языком». Несчастную девочку заключили в Томский монастырь, били кнутом, и, вырезав ноздри, сослали в далекий охотский острог под постоянный надзор местного духовенства.
В Рождественском монастыре на Енисее томились в суровом заключении люди, обвиненные в сношениях с нечистой силой. Около монастырской тюрьмы был особый двор для казней. На этом дворе за связь с дьяволом сожгли несколько человек. В темной «каюте» якутского монастыря сидел на цепи Максим Малыгин за «тайное и богомерзкое общение с нечистой силой». Монастырские тюремщики лишили заключенного воды, так как считали, что он, водясь с дьяволом, может легко уйти в воду, несмотря на цепи и строгую охрану.
Инквизиционные методы борьбы с расколом
Филофей Лещинский, назначенный в 1702 г. сибирским митрополитом, рекомендовал Петру I истреблять церковных раскольников, а дома их разрушать до основания. Ближайший помощник Петра, нижегородский епископ Питирим в 1706г. подробно разработал программу по борьбе с антицерковным движением. Называя «церковных мятежников» государственными преступниками, которые «благочинию государственному не радуются», «на церковь вси злобою согласны», Питирим предлагал хватать их, наказывать смертью, а деревни уничтожать.
Петр I одобрил предложенные Питиримом меры борьбы с антицерковным движением...
[Нижегородский епископ] Питирим составил в 1718 г. особое руководство по борьбе с расколом, назвав его «Духовной пращицей». Этой книгой в течение многих лет пользовались представители церкви как незаменимым пособием для борьбы с еретиками и прочими врагами господствующей церкви... Питирим не ограничился только теоретическим обоснованием необходимости физического уничтожения врагов церкви. Будучи нижегородским епископом, он организовал крестовый поход против раскольников, добиваясь насилиями и угрозами массового возвращения их в православие.
В Нижегородском крае, где особенно чувствовался феодально-крепостнический гнет, отступников от официальной церкви было очень много — в 1718-1724 гг. их насчитывалось 122 тысячи. Питирим лично вел допросы раскольников с пристрастием, пытал их в архиерейской тюрьме, подвергал «градскому» наказанию с вырезыванием ноздрей. Таким образом, как хвалился Питирим, в православие было обращено свыше 68 тысяч человек. Спасаясь от гонений этого инквизитора, 12701 человек бежали, 1585 — не выдержали пыток и истязаний и умерли, 598 были сосланы и отправлены на каторгу21. По инициативе Питирима раскольничьи поселения, скиты и монастыри разорялись. Даже за рубежом раскольники не чувствовали себя в безопасности от свирепого инквизитора. В 1715 г. по его настоянию был разорен раскольнический центр Ветка, куда бежали из России раскольники, беглые «сходцы», спасаясь от преследований и в поисках работы...
Инквизиторской жестокостью по отношению к противникам государственной церкви проникнут и «Духовный регламент», составленный архиепископом Феофаном Прокоповичем и утвержденный Петром в 1720 г. Людей, порвавших с официальной церковью, Духовный регламент называет «лютыми неприятелями, государству и государю непрестанно зломыслящими». Для борьбы с раскольниками регламент также предписывал наказывать их смертью и разорением их жилищ. Он мобилизовал для этого не только служителей культа, но и все население, обязывая всех доносить на раскольников церкви. За доносы «доводчикам» было обещано вознаграждение...
Феофан создал также особый институт духовных инквизиторов, которые должны были «с прилежнотщательным радением» следить за деятельностью епархиальных архиереев по борьбе с расколом. Первым протоинквизитором был назначен игумен московского Данилова монастыря Пафнутий. С 1721 г. дела об антицерковных выступлениях велись непосредственно и во вновь организованном Синоде — высшем органе по управлению делами православной церкви. Если требовался допрос «с пристрастием», то обвиняемых посылали в Сыскной приказ. На основании утвержденных в 1722 г. «Докладных пунктов Синода» Сыскной приказ обязан был оказывать Синоду помощь в его борьбе с церковными противниками. Так, Синод отправил в 1743 г. в Сыскной приказ крестьянина села Покровского Полуекта Никитина, обвинив его в том, что он-де «злейший враг церкви и благочестия противник». Несмотря на преклонный возраст Никитина (ему было 70 лет), его подвергли пыткам — подняли на дыбу и били кнутом. Никитин умер под пытками, не раскаявшись в том, в чем обвиняли его духовные власти.
Таким же пыткам подвергли крестьянина Павла Сахарова, который во время насильственного причастия выплюнул «святые дары». Его отослали в «крепких кандалах» в московский Высокопетровский монастырь, дважды пытали, а затем за «богохульство и противность» приговорили к сожжению.
Раскольников, бежавших в Сибирь, ловили и отправляли на вечную каторгу в Рогервик (порт на берегу Балтийского моря), раскольничьи поселения, монастыри и скиты громили, «дабы и след того места не знаем был». Мощи, чтимые раскольниками, и могильные памятники раскольнических учителей истреблялись...
В синодальной канцелярии содержали раскольников в таких условиях, что многие из них не выдерживали тяжести заключения, болели и умирали. Чтобы разгрузить свою тюрьму, Синод в январе 1732 г. велел 173 заключенных синодальной канцелярии разослать по монастырям для содержания «в цепях и железах и в трудах монастырских неисходно»...
При Синоде была организована в 1723 г. особая розыскная раскольническая канцелярия, во главе которой стояли инквизиторы — тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский и иеромонах Афанасий Кондоиди. По данным Синода, из 190 тысяч записавшихся в раскол с 1716 по 1737 г. обращено в православие, бежало, сослано на каторгу и умерло в результате гонений 111 тысяч..
По инициативе духовных властей проводились также массовые процессы против участников антицерковных движений. Таково было, например, дело «о богопротивных сборищах и действиях», возникшее в 1733 г. и законченное лишь в 1739 г. Сторонники этого движения искали средства для избавления от гнета и улучшения своего существования в мистическом движении.
По этому делу привлекли в качестве обвиняемых 303 человека... Послушная следственная комиссия, где главенствовали церковные иерархи, осудила пятерых на смерть, 11 человек были наказаны кнутом, им вырвали языки и сослали на каторжную работу; 225 «виновных» били кнутом и сослали на каторгу; более 60 человек после наказания плетьми заточили в монастырь.
В 1745 г. возникло новое дело, по которому было привлечено 446 обвиняемых. Следствие продолжалось 12 лет и закончилось лишь в 1757 г... И на этот раз в следственной комиссии активную роль играли Синод и его представители: ректор Славяно-греко-латинской академии архимандрит Порфирий Крапский, священник московского Архангельского собора Иван Иванов, протопоп Петропавловского собора Михаил Слонимский и ключарь Василий Баранович. Следствие велось в московском Спасо-Андрониевом монастыре, где размещена была следственная комиссия, а заключенных держали в особом здании, вблизи монастыря... Члены комиссии — представители Синода — добились суровой кары: пятерых приговорили к публичному сожжению, — к другим видам смертной казни, остальных — к наказанию кнутом и плетьми, ссылке в каторжные работы и отдаче в солдаты...
В 1721 г. по случаю окончания Северной войны и заключения мира со Швецией была объявлена амнистия по всем преступлениям, но по настоянию Синода осужденных за выступления против церкви не амнистировали...
О самосожжении
Самосожжение, особенно в начале его распространения, не было догматом какой-нибудь секты, в нем проявлялось крайнее отчаяние людей, затравленных беспощадным преследованием со стороны правительства и церкви.
Одно из первых массовых самосожжений раскольников произошло в 1676 г. в Пошехоновской волости Белосельского уезда. Здесь сожглись «очарованные волшебством от раскольнических учителей» 1 920 человек. В 1679 г. на реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сожглось около 1 700 раскольников. Жалуясь на притеснение духовных властей и приказных людей, крестьяне писали, что священники держат их без одежды на морозе и что если их не избавят от разорения, то они готовы «в огне сгореть»...
О массовом самосожжении раскольников под влиянием гонений свидетельствует сводный старообрядческий «синодик»; только за 1667-1700 гг. этой мучительной казни предали себя 8834 человека..
В результате жестокой расправы духовного ведомства с раскольниками в течение XVIII в. было сожжено 1 733 человека, а всего самосожжению подвергло себя 10 567 человек. Многие крестьяне-раскольники бросали свои дома и бежали в глухие места, куда не доходили еще церковные заказчики, а также за границу — в Польшу и Литву.
Монастырские тюрьмы
Во многих монастырях узников помещали в особые каменные мешки. Например, в Прилуцком монастыре Вологодской губернии каменные мешки представляли собой узкие каменные шкафы, возведенные в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды.
Каменные мешки имел также Спасо-Каменский монастырь Вологодской губернии, основанный в 1260 г. Тюрьмой здесь служили монастырские башни. Из этих тайников узники редко выходили на волю. Сибирский селенгинский Троицкий монастырь также был известен бесчеловечными условиями содержания узников. В одиночных казематах — «каютах», в «заклепных железах» несчастные жертвы инквизиции часто сходили с ума.
Еще в 1770 г. в такой «каюте» селенгинского монастыря был обнаружен подпоручик Сибирского пехотного полка Родион Колев, просидевший в ней в кандалах 25 лет и сошедший с ума.
Каменные каюты были также в Николаевско-Корельском, якутском и других монастырях. В XVII в. в якутский монастырь сослали Максима Малыгина по обвинению в «тайном богомерзком общении с нечистой силой». Его посадили навечно в темную каюту на цепь. Тюремщики не давали ему воды, так как боялись, что он, будучи чародеем, уйдет через воду из тюрьмы. В каменном мешке макарьевского Унженского монастыря Костромской губернии был заточен в 1757 г. основатель религиозной секты Тихон Смурыгин. По предписанию Синода его заковали и вели «наикрепчайшее смотрение о неимении им прежнего злого действия».
Широко известны были тюрьмы Соловецкого монастыря, основанного в первой половине XV в. Каменные мешки в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усеченного конуса длиной около трех метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр.
В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря каменные мешки были еще теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В таком мешке нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. Сюда заключали узников «безысходно», т. е. на всю жизнь, никакой связи с внешним миром они не имели.
Помещая свои жертвы в эти страшные тюрьмы, синодальные инквизиторы обычно писали: «Посадить его (т. е. заключенного) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келий молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным». В таких нечеловеческих условиях узники пребывали в течение многих лет, пока смерть не приносила им избавления.
В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и темные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Еще в XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали (для пыток служил нижний этаж башни). Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась.
В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. и этого оказалось мало: для узников построили специальное трехэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.
Тюремные помещения были и в других монастырях — Антониево-Сийском на Северной Двине, Новгород-Северском, Кирилло-Белозерском и др. Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г., известен как место ссылки и заключения опальных бояр и церковников. Здесь побывали в XVI-XVII ее. князья Воротынские, Шереметьевы, Черкасские, советник Ивана IV Сильвестр, князь Шуйский, митрополит Иосиф, патриарх Никон...
Отдаленность многих монастырей от населенных пунктов, высокие монастырские стены (например, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре стены были высотой свыше 27 метров, а толщиной 2 метра) и надежная охрана делали невозможным побег из монастырских тюрем, и узники проводили в них часто всю жизнь «до скончания живота»...
У ростовского архиерея Георгия Дашкова были немалые «заслуги» перед самодержавием — он принимал активное участие в подавлении астраханского стрелецкого восстания 1706 г. Но Дашков выступал против ограничения имущественных прав церкви, пытался восстановить патриаршество, возмущался всесильным Феофаном Прокоповичем, осуждая его жестокость. «Сколько людей погубил Феофан совершенно напрасно, — писал он, — измучил, сжёг медленным огнем, подверг пыткам и заточениям без всякого сострадания и сожаления». В 1734 г. Георгия Дашкова обвинили в выступлении против правительства, во взяточничестве и разорении епархии. Его лишили сана и сослали «под крепкое смотрение» в вологодский Спасо-Каменский монастырь на Кубенском озере, но и здесь Дашков не перестал осуждать правительство за ограничение им церковных привилегий. За «неспокойствие и подозрение» его отправили за 7000 километров в Нерчинский монастырь для содержания в одиночном заключении «до смерти, неисходно».
В монастырских тюрьмах узники часто были закованы в ручные и ножные кандалы, прикованы к стене или к деревянной громадной колоде, подвергались «смирению по монастырскому обычаю». «Смирение» выражалось в том, что узников сажали на цепь, наказывали батогами или плетьми, изнуряли тяжкими монастырскими работами. Для усиления наказания на узников часто надевали «рогатки» — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К обручу приделывались перпендикулярно несколько длинных железных щитов. Рогатка не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя. Такой режим применялся к узникам, считавшимся особо опасными для самодержавия и церкви.
Инквизиционное хозяйство монастырей было самое разнообразное: оковы большие и малые, ручные и ножные, рогатки, кнут, ременные плети, шелепы (расширявшиеся на конце лопатообразные дубинки), батоги. Все это приобреталось на церковные деньги и хранилось в консисторских и монастырских тюрьмах. Цепи были неотъемлемой принадлежностью всех судебных дел, которые вели духовные власти. Выражения «посадить на большую цепь», «содержать в цепи» встречаются во многих памятниках.
Узников подвергали наказанию на особом лобном месте, существовавшем во многих монастырях. Характер наказания зависел от усмотрения архимандрита. Виды монастырского «смирения» перечислены в одной сатирической челобитной XVII в., имевшей широкое хождение в рукописных списках. «А в Калязине обитель не малая, — читаем в челобитной, — казна большая, после мору старых лет в запасе осталось, в хлебне по подлавичью стулья да чепи валяются, в мукосейке по спицам шелепы да плети висят, в караульне по подлавичью снопы батогов лежат, а у нас, богомольцев твоих, от того страху они не видят, а у малодушных за плечами кожа вертится, от того и ночью не спится»...
В 1728 г. в один монастырь был послан иностранец Яков Иванов, принявший незадолго до того православие. Он обвинялся в том, что произносил «сумасбродные слова». Чтобы лишить его этой возможности, ему всунули в рот кляп. Такой режим предписывался и специальными инструкциями Синода: «... а если оный колодник станет произносить важные и непристойные слова, то класть ему в рот кляп и вынимать, когда пища будет дана, а что произнесет в то время, то все записывать и, содержа секретно, писать о том в Тайную канцелярию».
Пищей для большинства заключенных были хлеб и вода, некоторым давался скудный тюремный паек. Среди узников были, впрочем, и привилегированные заключенные «благородного звания», которые получали пищу от своих родственников.
Рассматривая своих узников как арестантов, монастырские тюремщики хотели придать им и внешний арестантский вид...
В монастырских застенках «для познания истины» заключенных нередко пытали. Епископ Георгий Конисский так описывает практиковавшиеся в конце XVII в. казни и пытки: «Казни сии были — колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая — вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надежным средством служило препохвальное тогда таинство — пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской — кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьем, кнутом и шиною, т. е. разожженным железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-ое, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и веден на казнь».
Насаждение православия
В 1735г. в районе Екатеринбурга на Урале вспыхнуло восстание башкир, вызванное социальным гнетом и насильственным крещением. После разгрома восстания многие участники были казнены, многие сосланы в каторжные работы, башкирские деревни были разорены до основания. Расправляясь так жестоко с восставшими, правительство и церковь обещали пощадить жизнь тем из них, кто примет православие. Многие восставшие шли на это, хотя продолжали относиться враждебно к православию и его служителям. Среди крестившихся поневоле был и башкир Тойгильда Жуляков, вскоре перешедший вновь в мусульманство. Тойгильду обвинили в том, что он, приняв мусульманство, «богу, закону его... учинил великое противление и ругательство». Его привезли в Екатеринбург, и здесь, на площади, по распоряжению главного командира уральских, сибирских и казанских заводов В. Н. Татищева, на страх другим в присутствии всех новокрещен сожгли. Детей Тойгильды наказали розгами и раздали в русские семьи.
В июне 1740 г. за переход в мусульманство сожгли известного рудознатца казака Исаева. Перед смертью он заявил, что знает, где находится серебряная руда. Это ему не помогло: в назидание другим Исаев был сожжён.
В башкирских восстаниях 1745 и 1755 гг. против феодально-крепостнического гнета, осложненного еще национальными притеснениями, также наблюдался протест против насильственной христианизации. В воззваниях предводителя восстания 1755 г. Батырши указывалось на невыносимое положение мусульман, на тяжелые условия работы на заводах. Батырша призывал насильственно крещенных башкир выступать заодно с «истинными мусульманами».
Отлучение и анафема
Анафема применялась также для защиты установленного при Петре I порядка престолонаследия и для утверждения якобы божественного происхождения царской власти. Тех, кто выступал против самодержавия, помимо сурового наказания подвергали еще царскому проклятию.
В 1718 г. майор Степан Глебов выступил против Петра I и его реформ и распространял против Петра и церкви «подметные письма». Глебова пытали горячими угольями и раскаленным железом, били кнутом, а затем посадили на кол на Красной площади. Глебов умер в страшных мучениях лишь через два дня; уже после смерти ему отрубили голову. Через три года Петр вновь вспомнил о своем враге. По его приказанию Синод предал Глебова проклятию, «яко лютейшего благочестия преступника и презирателя и богоненавистника».
Анафема участникам революционных движений, направленных против царизма, сохранилась в «Чине православия» вплоть до Октябрьской революции. Читалась эта анафема так: «Помышляющим, яко православные государи возводятся на престолы не по особливому о них божьему благоволению... а также дерзающим против них на бунт и измену — анафема!»
Защищая царскую власть и предавая церковным проклятиям участников революционных движений, церковь стремилась отвлечь массы от классовой борьбы и освятить кровавый режим Романовых сказками о якобы божественном происхождении монархии.
Анафема применялась православной церковью как средство борьбы с передовой общественной мыслью, с прогрессивным демократическим движением, с материалистической наукой, с атеизмом.
Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы
Лишь в 1735 г. правительство и церковь были вынуждены разрешить католикам свободное отправление церковных служб. Однако проповедь католической религии и обращение православных в католичество по-прежнему запрещались под угрозой жестоких наказаний. Помещики— дворяне, переходившие в католичество, особенно в первой половине XIX в., лишались своих имений. Это не мешало, впрочем, Екатерине II и Павлу I использовать католиков-иезуитов как реакционную силу, которая помогла царизму держать массы в узде и бороться с вольнодумными идеями.
В свою очередь, католическая церковь насильственно обращала в католичество крестьян, особенно в западных и юго-западных областях, уверяя, что переход в католичество производится «добровольно». А в Астрахани образовалась даже армяно-католическая уния и существовала римско-астраханская проповедническая миссия, развившая в 50-х годах XVIII в. значительную деятельность. По настоянию Синода миссия была закрыта, католики — миссионеры высланы...
В 1731 г. в Россию прибыл по вызову правительства врач Саншес, имевший мировую славу. Он жил в России немало лет, был придворным врачом и членом Академии наук. Но ему не могли простить еврейского происхождения. В 1749 г. он был исключен из Академии, а затем изгнан из России. Как сказано в постановлении об его высылке, императрица хотела, чтобы члены ее Академии были добрые христиане, а не люди, которые «сражались под моисеевым законом».
Пропаганда иудейской религии, а тем более переход в нее, рассматривались как тяжкое преступление и сурово наказывались. В 1737 г. в Синод прислали донос о проступке против религии и церкви отставного капитана морского флота и крупного помещика Московской губернии Возницына. Доносчиком была его жена, мстившая мужу за то, что он бросил ее. Преступление Возницына состояло в том, что он, будучи за границей, оставил православие и принял иудейство. По предписанию Синода Возницына арестовали и поместили в тюрьму Московской синодальной конторы, где держали в кандалах под строгим караулом, отдельно от других заключенных.
Следствие велось инквизиторскими методами архимандритом Богоявленского монастыря Герасимом и коломенским епископом Вениамином. Под пытками Возницын сознался, что перешел в иудейство при участии крупного смоленского купца Боруха Лейбова. По распоряжению императрицы Анны Возницын и Лейбов за их «богопротивные вины» 3 июля 1738 г. были сожжены, манифест об их «винах» был составлен Синодом. В награду за донос жена Возницына, кроме своей части наследства, получила еще 100 душ крепостных крестьян. Инквизиционный акт, совершенный над Возницыным, осужден был Кантемиром в сатире, написанной в год сожжения Возницына.
Гонения на просвещение и науку
В XVIII в., укрепляя власть помещиков-крепостников, правительство прикрывалось модным в то время лозунгом «просвещения». Но к просвещению правительство и духовное ведомство продолжали относиться с крайней враждебностью, подвергая гонениям прогрессивных мыслителей и ученых. Уже в начале XVIII в. авторов и распространителей сочинений против церкви предлагалось допросить с «очисткой» и прислать в Синод с расспросными речами. Даже Академия наук не была свободна от бдительного контроля представителей церкви. Они проверяли ее издания, выискивая в них места «сумнительные и противные христианским законам, правительству и добронравию». По их настоянию в 1743 г. был изъят изданный Академией наук астрономический календарь, в котором духовные цензоры умудрились найти сведения о планетах, «к соблазну народному склонные». Они возражали также против предпринятого Академией наук издания русских летописей — этого ценнейшего источника для изучения русской истории. По отзывам духовных цензоров, в летописях содержится «много лжи явственные»...
В 1756 г. Московский университет хотел издать философскую поэму выдающегося английского писателя Александра Попа (1688-1744) «Опыт о человеке». В этой книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении вселенной. Естественно, это вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», и книга была запрещена...
Ненависть духовного ведомства вызвала деятельность выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова, сумевшего за короткий срок издать много книг по всем отраслям знания. В книгах резко критиковались религиозный фанатизм и суеверия. По доносу Петра Алексеева, протоиерея московского Архангельского собора, Новикова арестовали, а изданные им книги конфисковали. За оппозиционное отношение к самодержавию, за активную просветительную деятельность и критику религии и церкви Новикова как опасного государственного преступника заключили в Шлиссельбургскую крепость, откуда он вышел только через 15 лет, после смерти ненавидевшей его Екатерины.
Не избежал цепких лап духовных инквизиторов и другой выдающийся русский писатель, А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Санкт-Петербурга в Москву». Радищев был материалистом, он считал, что материя и природа существуют вечно, что их нельзя ни уничтожить, ни создать. Радищев отстаивал единство души и тела и критиковал религиозные взгляды на бессмертие души, осуждал царский деспотизм, религиозные суеверия. Воззрения Радищева были найдены «противными закону божьему, десяти заповедям, Священному писанию, православию и гражданскому закону». Книгу Радищева, уничтожили, а его как «бунтовщика хуже Пугачева» приговорили к смертной казни, которая была заменена 10-летней каторгой. Прошло более ста лет, и вновь эта книга писателя-материалиста подверглась осуждению со стороны церкви. В 1903 г. духовные цензоры нашли, что книга Радищева все еще опасна для религии и церкви, что она подрывает авторитет светской и духовной власти. По требованию церковников весь тираж книги уничтожили.
* См. только часть ужасов Эпохи Моли в период строительства теократического государства в изложении Академии Наук СССР в Конспекте работы Е.Ф. Грекулова здесь, 0.84 Mb— Прим. ред.
Источник: [20.141]
Статья № 20
Калужская летопись В. В. Ханыкова
Стабилизационный фонд России перенесён в банковские хранилища. Тюрьмы организованы штатно. — Монастыри больше не нужны.
В 1764 году (во 2-й год правления Екатерины II — Прим. ред.) все монастыри упразднены, имения монастырския отписаны в казну, и остались по изданным штатам монастыри с жалованьем — в Калуге мужской Лаврентьев и Казанской женской, в Боровске Пафнутьев, и в Перемышльском уезде Троицкой Лютиков, и в Лихвине Покров. Доброй; за штатом, т. е. без жалованья:
Георгиевский муж. в Мещовске.
Оптина или Макарьевская муж. пустынь в Козельске.
Тихонов муж. монастырь в Медыне.
Черно-Острожский жен. в Малоярославце.
Шарокин или Шаровкин муж. в Перемышле.
Юхнов Казанский мужской в Мещовске.
Уничтожены или обращены в приходския церкви:
Афанасьевский женск. в Лихвине.
Афанасьевский женский в Мещовске.
Боровский Успенский муж. в Мосальске.
Вознесенский жен. в Козельске.
Высоцкой Покровский муж. в Боровском уезде.
Городеческая муж. пустынь в Серпейске.
Гремячей Успенский муж. в Лихвине.
Дорогощанской Троицкой муж. в Мещовске.
Настасов Рождественской муж. в Лихвине.
Никольской мужской в Перемышле.
Рождественской женской в Боровске.
Рождественской Богородицкой муж. в Малом Ярославце.
Рождественской женской в Перемышле.
Источник: [19.212]
Комментарии
Статья № 21
Летописи Волоколамского Иосифова монастыря
Число братии, содержание и комплектование
1. Число братии.
С 1701 года число братии во всех монастырях было убавлено и положен штат монашествующих. В Иосифовом монастыре, причисленном ко второму классу, по положению долженствовало быть 30 челов. братии; на самом же деле, по недостаточности средств к содержании, как видно из дела 1746 г., состояло 14 человек.
В 1764 и 1797 гг. положено во второклассных монастырях быть: архимандрит 1, казначей 1, иеромонахов 6, иеродиаконов 4, пономарей 2, просвиряк 1, ключник он же и хлебодар 1, чашник 1, всего 17 человек.
В 1832 г. разрешено правительством всем монастырям принимать против штатная положения такое же количество нештатных. Этим разрешением воспользовался архимандрит Агапит: в его время число братии было свыше 30 чел.
2. Содержание братии.
В 1701 г. положено было выдавать жалованье каждому равное по пяти рублей в год; на дрова 1 руб. 77 ¾ к.; хлеба каждому по пяти четвертей и приготовлялось кушанье в общей трапезе.
В 1724 г., после новой описи доходов во всех монастырях, разделение жалованья сделано уже не по равной части, как было прежде, а по степеням: иное архимандриту, иное священникам, иное проповеднику и проч.
Хлеб и дрова заготовлялись в начале года и кто поступал после заготовки, с того вычитали из жалованья по разсчету и с противящихся консистория приказывала взыскивать; равно и по выходе кого-либо затраченная сумма по разсчету выдавалась обратно.
Императрица Екатерина II прибавила жалование монашествующим; о распределении жалованья дел в консистори нет вероятно потому, что оно как получалось из Волоколамскаго казначейства, то и отчеты представлялись ему.
По ведомости за 1780 г. на братскую трапезу было положено 50 руб. 83 к. с таким назначением от правительства:
Рыбных — 17 р. 50 к.
Винных — 23 ″ 33″
Пивных — 10 ″ — "
По ведомости за 1787 г. определенное братское трапезное жалованье в Иосифовом монасгыре распределялось сообразно нуждам:
— на покупку 15 четвертей ржи — 15 р. – к.
— пшеничной муки 8 пудов — 8 р.– к.;
— 5 п. рыбы белуги — 6 р. 50 к.;
— 2 п. осетрины — 7 р. 50 к.;
— 2 п. снятков — 4 р. 80 к.;
— 5 п. конопляная масла — 7 р. 50 к.;
— 30 ф. коровьяго масла — 1 р. 53 к.
всего — 50 р. 83 к.
Оклады штатная жалованья при императоре Павле Петровиче возвышены, положено отпускать монашествующим 387 руб. 62 к. и на братскую трапезу 270 руб. и третью часть дохода с мельницы, какое прилучится.
Имущество монастыря (из описи)
12. Мельница.
Из дела 1816 года видно, что мельница дана монастырю во владение от Московской Казенной Палаты, на основании Высочайшаго указа.
Она находится при Теряевой слободе на р. Сестре, Клинскаго уезда, о трех поставах и отдается монастырем в аренду.
13. Роща.
Из дела 1839 г. видно, что в роще строевой лес за остачею немногих дерев вырублен без нужды как в прежнее время, так особенно в 1838 и 1839 гг., остался молодой лес.
Порубка сделана частию монастырем для гостиннаго дома и дров, частию штатными, у которых найдены запасы дров из строеваго леса, а у штатнаго Андрея Прохорова, за имением дома, без нужды приготовлен из монастырскаго леса пятистенный сруб со
множеством бревен, досок и тесу.
В 1880-м году над монастырскою рощею разразилась столь страшная буря, что наломала или вырвала с корнем тысячи дерев.
Об увеличении содержания братии сохранилось несколько дел в архиве консистории.
Из дел 1819 г., авг. 7, по прошению казначея Феофила о назначении по сто рублей в год на каждаго брата на трапезу из доходов Московскаго подворья митрополит Серафим дозволил употребить требуемую сумму, так как монастырь получал штатной суммы на трапезу 270 руб. и 3-ю часть дохода с мельницы 83 руб. 33 к., что, по возвысившимся ценам на предметы для стола, было недостаточно...
Относительно содержания настоятелей, в деле 1770 г. упомянуто, что архимандрит Варлаам получил из всей суммы 484 руб. в год. В 1775 г. архимандрит получал жалованья 300 руб., на принятие гостей 56 руб. 66 к., из конюшенная дохода на дрова 323 руб. 32 к.
Сверх того из дел видно, что некоторым настоятелям, во время их пребывания в С.- Петербурге, отпускалась сумма на экипаж. Так в ведомости за 1822 г. показан расход: преосвященному Григорию, настоятелю монастыря выдано экипажных денег тысяча рублей; казначею Феофилу, заменявшему настоятеля, выдано на прием гостей 600 руб. В деле 1825 г., архимандриту Гавриилу, во время его пребывания на чреде священнослужения и проповеди Слова Божия, отпускалось по тысяче рублей.
3. Комплектование монастыря.
При добровольном вступлении требовалось знание в чтении и пении или способность к какому-либо послушанию, освобождение от мирских обязанностей, согласие родителей, обществ, начальства, свобода от семейных уз и проч., все таковые подвергались предварительному испытанию в монастыре.
Пострижения удостоивались люди испытанные и имевшие законный возраст или право по образованию...
Села Данилкова, Воскресенское тож, священник Андрей Соргеев в 1786 г., октября 7, просил о принятии его в Иосифов монастырь, в надежду пострижения и, в основание своей просьбы, представлял, что помещики села Данилкова — Беляев и вдова Анисья Сидорова обещали давать ему денежную и хлебную ругу (т. е. в общем случае натуральное довольствие — Прим. ред.), равно и построить «домишко», но по случаю неурожая от дачи руги и постройки дома отказались. К сему же присовокупил, что он в Иосифовском училище содержа на своем пропитании сына Сергея (Копылова) и имея дочь Евдокию, просил по своему недостатку определить сына на казенный счет.
По получении справок, проситель определен в штат с условием: «дабы впредь недельными своими просьбами утруждать не осмеливался к отбывательству от монастыря, то в пресечении сего, по высылке в консисторию, наистрожайше обязать подпискою. Ставленную ж грамоту от него отобрав приобщить к делу»...
1850 г., февраля 28 дня, был посвящен в иеромонаха иеродиакон Гурий, 73 лет, по послужному списку за 1849 г. был показан сын протопопа г. Рузы Ивана Каптерева (упоминаемая в судном деле 1780 г. о диакон. Петре Голубе), в мире Сергий, обучался дома грамоте и письму; с мая 29, 1799 г., был причетником в г. Рузе при Борисоглебской церкви; с 24 декабря, 1810 г., диаконом в селе Клементьеве, где в 1812 г. много терпел обид, наругательств и побоев от неприятелей; по овдовении был определен 1839 г., июня 30, в Иосифов монастырь; сентября 25, 1845 г., был пострижен в монашество.
Общее обозрение средств содержания.
До XVIII века средствами содержания Иосифова монастыря были недвижимыя имущества: вотчины, угодья и земли. Имущества сего рода были пожалованы великими князьями, удельными государями, высшими духовными лицами, боярами, частными благотворителями и приобретенныя куплею или меною. К Иосифову монастырю принадлежало вотчинных крестьян 11.422 души...
С 1701 года недвижимыя имущества всех монастырей и проч. перешли в ведение монастырскаго приказа, которым было убавлено число монашествующих во всех монастырях и положено жалованье весьма ограниченное. Иосифову монастырю предоставлена, был оклад жалованья в 316 руб.
В 1710 году вотчины монастырския разделены на определенныя и заопределенныя, т.-е. на содержание и в управление монастырей возвращены столько из бывших их вотчин и угодий, сколько сих вотчин могли доставить известному монастырю денежное и хлебное жалованье в 1701 г. определенное; а количество сборов превышавшее жалованье шло в монастырский приказ и последния вотчины были под непосредственным его управлением и назывались заопределенными, а первыя, с коих шло жалованье на монастырь, управлявший ими, названы определенными, т.-е. для содержания монастыря.
Иосифову монастырю было предоставлено управление 3.604 душами.
Вотчины, земли и угодья Иосифова монастыря
Наименования вотчин | Число душ по архиву консистории | Число душ по архиву монастыря | Губерния, уезд |
---|---|---|---|
Село Ангелово | 66 | 211 | Московскаго |
Акулово | 70 | — | Тверскаго |
Авдотьино | — | 46 | Волоколамскаго |
Село Бужерово и село Савельево с деревнями | 152 | 363 | Моск. иногда Дмит. |
Белое | 96 | — | Рузскаго |
Буланино | 46 | — | Рузскаго |
Село Балашково с деревнями | 70 | 691 | Тверскаго |
Болотово | 80 | — | Тверскаго |
Балышево | 18 | — | Зубцевскаго |
Благинино | 110 | — | Тверскаго |
Балабановской выти | — | — | Рузскаго |
… | … | … | … |
Село Beннo с дер. и село Озерны | — | 2295 | Козельскаго |
Высоково выти | — | 152 | Рузскаго |
Волуйки | — | — | Волоколамскаго |
Горково | 39 | — | Рузскаго |
Головково | 17 | — | Зубцевскаго |
Гориц | — | — | Рузскаго |
Гаврино | — | — | Волоколамскаго |
Голубцево | — | 31 | Волоколамскаго |
… | … | … | … |
Итого | 3 604 | 10 716 | |
Пустоши: Шалыгино, Ярцево |
Замечания.
1. Итог по монастырскому архиву определенных и заопределенных вотчин показан менее на 706 душ против количества 11,422 души; это как известно произошло от самаго архива, в котором, по давности времени, оказались надорванные, вырванные и перебитые листы и, в иных местах по ветхости, невозможно было разобрать цифры.
2. В делах архива консистории нe найдено описания местностей селений, окладов денежных, хлебных и сенных; это дело будущаго исследователя.
Доходы и расходы монастыря. Общий обзор.
О доходах и расходах монастыря при владении вотчинами пользуемся сохранившимися ведомостями в консисторском архиве. Из них видно, что монастырь кроме окладнаго жалованья в 316 руб. имел доходы денежные, хлебные, сенные и от продажи скота.
Из первых были сборы на стряпчаго, на содержание вотчиннаго приказа, на прикащика половинные, мельничные, на жалованье за труд при сборах военным и другим, за неотбывание с монастырских работ с отдаленных вотчин, на церковных сторожей, на отдачу рекрутов, с гуляющих людей, т.-е. работавших по найму в других местах вне своей оседлости, на семинарию, на кафедру, постройки монастырских зданий и церквей.
Из хлеба монастырь получал в свою пользу — приплодный с десятинной пашни, оброчный и по другим статьям; с монастырских запашек в 14 селениях на 554 десятинах и в них сенокосы.
Из собранных доходов монастырь расходовал деньгами, внося в казну доходы: оброчные, вытные, пустотные и мельничные; хлебом и сеном, внося в казну остаток после собственнаго употребления, выдаче военным чинам, жившим на прокормлении монастыря и выдаче сборщикам из военных и крестьян.
Столь существенное имущественное довольствие монастырь, очевидно, получил в благодарность Кремля за разработку Иваном Саниным (Иосифом Волоцким) мерзкого идеологического памфлета против Новгородской Республики — см., например, здесь >> — Прим. ред.
Источник: [19.213]
Статья № 22
Роспись Московских церквей, 1788
Реестр Московским праздникам в соборах и монастырях бываемым:
Сентябрь — 1, 6, 8, 14, 15, 20
Октябрь — 1, 22
Ноябрь — 8, 13, 27
Декабрь — 6, 9
Январь — 6, 27
Февраль — 2, 12
Март — 17, 25
Апрель — 23
Май — 9, 15, 20,21
Июнь — 18, 23, 30
Июль — 8, 10, 15, 20, 28
Август — 1, 2, 6, 15, 19, 26, 29.
Источник: [18.4]
Комментарии
Статья № 23
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:
Статья слишком длинная, нейросети пока не умеют пересказывать такие статьи. Попробуйте другую.
Источник: [21.182]
Статья № 24
Казимир Валишевский, †1935
Елизавета — дочь Петра (родилась 19 декабря 1709 г., ей шёл тридцать второй год при восшествии её на престол)...
Духовенство находило неизменную энергичную поддержку в государыне и деле обращения иноверцев в православие. В современной официальной газете случайные обращения в православную веру отмечались. Так, в 1746 г. в ней было напечатано о возвращении в лоно православия княгини Ирины Долгорукой, перешедшей прежде в католицизм. Её муж, князь Сергей, обвинённый в том, что не сумел оберечь веру своей жены, искупил свое неосмотрение в монастыре, a
Источник: [21.195]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024