Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Иные этнические системы (XV век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XV век)
Никитин, Хёйзинга, де-Ланноа, Бурхард и Инфессура, Банасер, Лицевой свод , Льоренте, Колумб, Суздалец, да Мосто, Контарини, Сорокин, Нейросеть, Месснер
Статья № 1
Афанасий Никитин, 1471–1474
...и расспросил их всех, и они сказывали: веруем в Адама, изображаемого в виде Бута. А религий в Индии — 84, и все веруют в культ Бута. А верующие одной веры ни едят, ни пьют вместе с представителями иной веры (Касты? — Прим. ред.), и никогда не женятся меж собой. Иные же и баранину, и кур, и рыбу, да яйца едят, но воловье мясо (мясо коровы — Прим. ред.) не ест никто.
В Бухане Бут вырезан в камне, очень большой, с хвостом, что его полностью обвивает. Стоит Бут с высоко поднятой правой рукой, как и
А иные Буты вообще наги... А перед Бутом стоит страшно большой вол (Бык Нанди — Прим. ред.), изваянный из чёрного камня и позолоченный; и целуют верующие его в копыто, и посыпают цветами; и Бута украшают цветами.
Источник: [19.6]
Комментарии
Статья № 2
Йохан Хёйзинга
Церковные праздники, включая Сочельник, проходят среди необузданного веселья, с игрою в карты, бранью и сквернословием; в ответ на увещевания люди ссылаются на то, что знатные господа, попы и прелаты без всяких помех делают то же самое. На всенощных, накануне праздников, в церквах даже пляшут с непристойными песенками, а священники, подавая пример, во время ночных бдений играют в кости и сыплют проклятиями.
Таковы свидетельства моралистов, которые, возможно, склонны были видеть все в черном свете. Однако сей мрачный взгляд не единожды подтверждается документами. Городской совет Страсбурга распорядился выдавать ежегодно 1100 литров вина тем, кто проведет в соборе ночь св. Адольфа «в бдении и молитве». Дионисий Картузианец приводит жалобу члена городского магистрата на то, что ежегодная процессия, которая проходит через город со священной реликвией, дает повод к бесчисленным безобразиям и пьянству; как бы положить конец всему этому?
Его сетования как нельзя более подходят к тому, как жители Гента шествуют на ярмарку в Хоутем, взявши с собой раку св. Ливина. В прежние времена, говорит Шателлен, мощи святого несли самые знатные жители города «c великой торжественностью и высоким почтением», теперь же это «толпа бездельников и негодных юнцов»; они несут святыню, вопя и улюлюкая, горланя песни и приплясывая, выкидывая всякие штуки, и при этом все они пьяные. Помимо этого, они
Посещение церкви — важный элемент общественной жизни. В церковь ходят покрасоваться своими нарядами, кичась друг перед другом положением и званием, манерами и учтивостью. Стоит какому-нибудь юноше войти в храм, как знатная дама, встав, целует его в губы, даже если в этот момент священник освящает Дары, и все прихожане молятся, преклонив колена. Переговариваться и слоняться по храму во время мессы почти что вошло в привычку.
Церковь сделалась обычным местом свиданий, куда молодые люди приходили поглазеть на девиц, и это было настолько распространенным явлением, что могло вызывать недовольство разве только у моралистов.
Молодежь редко посещает церковь, восклицает Никола де Клеманж, да и то лишь затем, чтобы пялить глаза на женщин, щеголяющих причудливыми прическами и не скрывающих декольте. У безупречной Кристины Пизанской влюбленный юноша бесхитростно признается: «В церковь часто я хожу // Милая там, знаю я // Роза свежая моя»
He было недостатка в возможностях, которые церковная служба предоставляла влюбленному: подать возлюбленной святой воды, предложить ей «paix», зажечь ей свечу, опуститься рядом с ней на колена, не говоря уже о разного рода знаках и взглядах украдкой. В поисках знакомств заходят в церковь гулящие женщины. А в праздники в храмах даже продают непристойные гравюрки, развращающие молодежь, и злу этому не могут помочь никакие проповеди. Не раз и храм, и алтарь оскверняются всяческими непристойностями...
Жуткое впечатление производит сочетание религиозности и преступности у Жиля де Ре, который, совершая детоубийства в Машкуле (Предпочитал принимать ванны из детских внутренних органов — Прим. ред.), заказывает для спасения совей души мессу в память о Невинноубиенных младенцах и выражает удивление, когда судьи называют его еретиком (Это чудовище — сподвижника Орлеанской девы — казнили, но потом — Прим. ред.).
Источник: [20.5]
Статья № 3
Гильберт де-Ланноа
Константинополь
Старый император (Мануил — Прим. ред.)... приказал показать мне торжественно священные реликвии, из которых многие можно видеть в городе, а другие, драгоценнейшие, император сохраняет у себя, как то: железо от копья Спасителя и другие очень почитаемые реликвии, а также приказал мне показать редкости и древности города и церквей.
Источник: [15.2]
Комментарии
Статья № 4
Иоган Бурхард, Стефано Инфессура
Рим, 1407 г.
1 декабря избран был папой кардинал Константинопольский, назвавший себя папой Григорием XII. Он жил в квартале Кампо Марцо; после коронования он покинул Рим и отбыл в Болонью. Папа оставил в городе легатом кардинала Пьетро из рода Аннибальди. Последний вступил во владение церковным государством за папу Григория... Пьетро Аннибальди назначил городские власти. Он изъял из церквей Рима много сосудов и крестов, приказал расплавить их и переделать на деньги, чтобы оплачивать наёмные войска. Вместе с Пьетро на жалованье св. церкви находился тогда и Паоло Орсини...
1411
В день св. Марка папа (Иоанн XXIII — Прим. ред.) устроил процессию от св. Иоанна к св. Петру и хотел, чтобы при этом торжественно была перенесена голова св. Иоанна Крестителя с тою целью, чтобы отослать ее во Флоренцию. За это он получил бы от флорентийцев много тысяч дукатов. Монахини от св. Сильвестра, все граждане из квартала Колонна вместе с префектом этого квартала и многие другие римские граждане не допустили участия мощей в процессии и перенесли их благочестиво и нерушимо обратно к св. Сильвестру. Папе и флорентийцам не удался их план.
1424
...Тогда же была сожжена ведьма Фаничелла, так как она дьявольским образом многих людей испортила и околдовала много лиц; весь Рим сбежался смотреть на это зрелище.
1492
В последний день месяца мая, в праздник вознесения господня, в город прибыл посол великого турка и привёз в подарок папе копье или, лучше сказать, часть копья Лонгина, которым прободено было ребро господа нашего Иисуса Христа. Оно было принято папой и всем духовенством в торжественном шествии от церкви Санта Мариа дель Пололо к собору св. Петра. Это копье было вложено в особый хрустальный ящик исключительной красоты, с подставкой и другими украшениями из чистого золота. Эта вещь большой ценности. Конец копья находится у короля Франции, как о том турок сообщил папе через названного посла.
Источник: [15.28]
Статья № 5
Киракос Банасер (Рштунеци)
Армения. Конструирование обрядов
И сказал святой вардапет наш, что Благовещение Богоматери следует праздновать два дня: шестого апреля,
1 В Православии день Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля, у католиков и протестантов — 25 марта, — один день. — Прим. ред.
Источник: [15.34]
Комментарии
Статья № 6
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
Собор в Ферраре. Хождение Исидора. Язык Библии см. также здесь.
6947 (1447)
И тогда один епископ начал громко произносить на латинском языке, и их жаки исполняли песнопения. После этого начали произносить речи, а их толмачи говорили на трех языках: греческом, фрязском и философском; и принесли много книг, и положили перед ними, и, окончив беседу, разошлись. И так прошло три дня, но не было между ними решено ничего серьезного, пока не начали выступать фрязи, греки же тогда радовались.
Источник: [16.65]
Комментарии
Статья № 7
Хуан Антонио Льоренте, †1823
Метаморфозы христианства. Шабаш воинствующей глупости, или «Звёздный час» инквизиции (продолжение)
1402 1 февраля. Бонифаций IX поручает провинциалам испанских доминиканцев обязанности главных инквизиторов.
1406 Процесс одного еврея из Сеговии, обвиняемого в краже освящённой гостии.
1412 1 июня. Бреве Иоанна XXIII, который назначает инквизитором Португалии Альфонсо д’Афраона, францисканца.
1413 Беседы обращённого еврея Иеронимо де
1417 11 ноября. Избрание Мартина V на Констанцском соборе.
1420 5 февраля. Мартин V разделяет доминиканцев Испании на три провинции: Испании в Кастилии,
1434 27 марта. Мартин V учреждает отдельную инквизицию в Валенсии.
1442 Смерть дона Энрико Арагонского, маркиза де Вильена, сочтённого за некроманта. Его книги сожжены по приказу Хуана II, короля Кастилии.
1445 Бегарды преследуются в Бискайе. Вождь их Альфонсо Мелья бежит и умирает у мавров. Большинство бегардов сожжены.
1452 Заговор, как говорят, организованный в Толедо евреями. Они должны были взорвать подкоп во время процессии тела Христова.
1454 Предполагают, что в Вальядолиде дети были распяты евреями. Арнольдо Койро, инквизитор Валенсии, примиряет иудействующих еретиков.
1468 Альфонсо Эспина, францисканец, составляет Утверждение веры («Fortalicium fidei»), доказывающее, что тогда не было уполномоченных инквизиторов в Кастилии. Он предлагает самого себя для розыска еретиков.
1478
2 сентября. Путешествие в Севилью Филиппа де Барбериса, инквизитора Сицилии. Он советует Фердинанду V, королю Кастилии, учредить инквизицию в его государствах. Изабелла, жена Фердинанда, сначала отвергает это предложение.
1 ноября. Булла Сикста IV, уполномочивающая Фердинанда и Изабеллу учредить инквизицию в их государствах. Исполнение этой буллы приостановлено.
Катехизис, опубликованный кардиналом Мендосою, архиепископом Севильи, по поводу еретиков.
1479 Педро из Осмы осуждён за свои заблуждения архиепископом Толедским Альфонсо Карильо. В этом деле инквизиторы не появляются.
1480
17 сентября. Назначение двух первых инквизиторов новой инквизиции: Мигуэля Морильо и Хуана де
9 октября. Губернаторам провинций предписано доставлять инквизиторам все, в чем они будут иметь нужду.
27 декабря. Фердинанд велит властям Севильи помогать утверждению инквизиции. Новохристиане эмигрируют.
Собрание кортесов Кастилии. Меры, принятые против евреев, без явного участия инквизиции. Труд, опубликованный одним евреем против Фердинанда и христианской религии. Брат Фернандо де
1481
2 января. Первый акт, исходящий от севильской инквизиции, приказывающий арестовывать беглых новохристиан. Она угрожает герцогам, маркизам, графам, баронам и сеньорам лишением титулов, почестей и владений, если они будут пренебрегать исполнением инквизиторского указа.
6 января. Аутодафе в Севилье. Шестеро осуждённых погибают на костре.
26 марта. Аутодафе в Севилье. Семнадцать осуждённых сожжены; ещё один через месяц.
4 ноября. В эту пору уже насчитывали двести девяносто восемь сожжённых.
Бесчисленное количество новохристиан эмигрирует.
Льготный указ, опубликованный севильской инквизицией в пользу кающихся отступников. Другой указ — о доносах на еретиков.
29 января. Письмо Сикста IV к Фердинанду с жалобой на чрезмерную строгость севильской инквизиции. 11 февраля. Бреве Сикста IV, который назначает новых инквизиторов, избранных из доминиканцев.
1482 В течение этого года сжигают в Севилье две тысячи человек и подвергают епитимиям семнадцать тысяч.
1483
23 февраля. Письмо Сикста IV к Изабелле в ответ на её просьбу дать инквизиции устойчивую форму. 25 мая. Бреве Сикста IV архиепископу Севильи касательно одобрения королём отставки Гальвеса вместе с другими распоряжениями, относящимися к инквизиции.
2 августа. Булла Сикста IV, поручающая аудиторам апостолического дворца разбирать апелляции осуждённых испанской инквизицией. Эта булла отменена 13 августа того же года.
17 октября. Бреве Сикста IV, который назначает Томаса де Торквемаду главным инквизитором Арагона. Он занимал уже эту должность в Кастилии. Бреве Сикста IV архиепископам Толедо и
Бреве Сикста IV, который назначает дома Иньиго Манрике, архиепископа Севильи, апостолическим судьёй по апелляциям для Испании и отставляет
1484
Апрель. Собрание кортесов Арагона. Учреждение инквизиции декретировано королём в Тарасоне.
29 октября. Обнародование первого устава инквизиции в Севилье. Создание совета инквизиции.
1485
15 июля. Бреве Иннокентия VIII, дающее инквизиторам власть примирить тайно.
15 сентября. Убийство Педро Арбуеса д’Эпилы, сарагосского инквизитора, в митрополичьей церкви. Мятеж старинных христиан этого города.
1486
Мятеж в Теруэле против учреждения инквизиции. Мятежи в Лериде, Валенсии и Барселоне по тому же поводу. Дон Хаиме Наваррский, племянник Фердинанда V, подвергнут инквизицией епитимьé за то, что дал приют беглецам.
11 февраля. Пятидесяти еретикам дано тайное отпущение в присутствии Фердинанда и Изабеллы, в силу папской буллы.
11 февраля. Бреве Иннокентия VIII, подтверждающее назначение Томаса де Торквемады на должность главного инквизитора Испании.
12 февраля. Аутодафе с семьюстами пятьюдесятью осуждёнными в
7 мая. Аутодафе с семьюстами пятьюдесятью осуждёнными в
16 августа. Аутодафе с двадцатью семью сожжёнными в
10 декабря. Аутодафе с девятьюстами пятьюдесятью осуждёнными в
1487
6 февраля. Бреве Иннокентия VIII, расширяющее юрисдикцию Торквемады.
3 апреля. Булла Иннокентия VIII, который повелевает всем государям арестовывать евреев, бежавших из Испании. Никто не обращает на неё внимания.
18 августа. Отнятие Малаги у мавров. Страшная казнь двенадцати иудействующих.
27 ноября. Бреве Иннокентия VIII, приостанавливающее буллы о привилегиях, дарованные некоторым лицам, от юрисдикции инквизиторов.
1488
17 мая. Бреве Иннокентия VIII, предписывающее меры, которые должны быть приняты получившими буллы о привилегиях.
28 августа. Бреве Иннокентия VIII, который переносит в Рим процесс
27 октября. Указ верховного совета, предписывающий оплачивать королевские боны после уплаты издержек трибунала.
Джованни
Командующий войсками, губернатор Валенсии, принуждён унизиться перед инквизицией за освобождение одного человека, арестованного святым трибуналом. Оскорбление, нанесённое, как говорят, евреями кресту в епархии Сории.
1490 Дополнительные акты к уставу инквизиции, составленные Торквемадой.
1491 Торквемада велит сжечь еврейские Библии и ещё более шести тысяч томов как содержащие еретические толкования.
Процесс в Риме дома Хуана Ариоса д’Авилы, епископа Сеговии. Он оправдывает память своего отца и умирает в Риме в 1497 году.
1492
Учреждение инквизиции на острове Майорка. Жители противятся ей.
27 мая. Королевский указ, воспрещающий тревожить собственников угодий, проданных до 1479 года.
31 марта. Некрещёные евреи изгоняются из Испании и должны удалиться из неё до 31 мая под угрозой смерти.
Восемьсот тысяч покидают отечество.
1493
Учреждение инквизиции на острове Сардиния. Жители противятся ей.
12 августа. Бреве Александра VI, аннулирующее отпущения, дарованные Сикстом IV, и предписывающее инквизиторам возобновить процессы против обвиняемых.
15 августа. Бреве Александра VI, отнимающее у инквизиторов расследование процесса Гонсало Алонсо, отца дома Педро д’Аранды, епископа Калаоры, и передающее его на разбор епископу Кордовы и приору бенедиктинцев в Вальядолиде.
23 июня. Бреве Александра VI, который ввиду преклонного возраста Торквемады даёт ему помощников.
18 февраля. Бреве Александра VI, который запрещает инквизиторам располагать по своей прихоти доходами святого трибунала.
29 марта. Бреве Александра VI, который поручает архиепископу Толедскому вернуть в королевскую казну суммы, которыми завладели инквизиторы.
1497 23 августа. Бреве Александра VI, который аннулирует все отпущения, полученные не обыкновенным порядком, в силу булл его и его предшественников.
1498
22 августа. Фердинанд V разрешает инквизиторам браться за расследование преступления содомии.
25 мая. Новые дополнительные установления о судопроизводстве трибунала инквизиции.
29 июля. Аутодафе в Риме с двумястами тридцатью иудействующими испанцами.
2 августа. Указ Фердинанда и Изабеллы, воспрещающий испанцам, бежавшим в Рим, возвращаться в Испанию под страхом смерти.
14 сентября. Суд в Риме над домом Педро д’Арандой, епископом Калаоры. Он лишён сана, низведён в состояние мирянина и заключён в монастырь.
16 сентября. Смерть Торквемады.
17 сентября. Бреве Александра VI, отменяющее все буллы о привилегиях, дарованных до сих пор об изъятии от судопроизводства инквизиторов.
17 сентября. Бреве Александра VI, который дарует главному инквизитору право
реабилитировать осуждённых.
1 декабря. Бреве Александра VI, который назначает епископа дома Диего Десу, доминиканца, только инквизитором Кастилии. Деса отказывается до тех пор, пока папа распространит его юрисдикцию на Арагон.
Указ инквизиции, разрешающий взимать денежные штрафы с примирённых для поддержки казны.
1499
1 сентября. Бреве Александра VI, который распространяет на королевство Арагон юрисдикцию Десы. Тот принимает.
5 сентября. Указ Фердинанда V, распространяющий на евреев, недавно прибывших в Испанию, меру изгнания, уже принятую против других евреев.
31 октября. Указ Фердинанда V, возвращающий свободу
примут крещение. Конфликт юрисдикции между инквизицией и муниципалитетом
Валенсии.
Аутодафе Хуана Вивеса, иудействующего, в Валенсии. Его дон снесён.
1500
17 июня. Новый устав Десы для трибунала инквизиции.
27 июля. Указ Фердинанда V об учреждении инквизиции в Сицилии. Жители противятся ей. Конфликт юрисдикции между инквизицией и судьями Кордовы.
Граф де Беналькасар отлучён инквизиторами Эстремадуры за защиту прав светской власти от посягательств святого трибунала.
<< предыдущий век следующий век >>
Источник: [19.181]
Комментарии
Статья № 8
Христофор Колумб, 1492–1493
Первое путешествие Колумба. Первый экспорт «демократии» – У вас есть нефть? Тогда мы идём к вам!
Понедельник, 22 октября
Они также считали наше появление величайшим чудом и верили, что мы пришли с неба.
Индейцы с удивлением ощупывали их, целовали им руки и ноги, думая, что [гости] пришли с неба, и давая им это таким способом понять. Они накормили послов всем, что у них было.
Источник: [15.36]
Статья № 9
Неизвестный суздалец, 1437–1439
Путешествие митрополита Исидора на Ферраро-Флорентийский собор
Следующий за ним город Бамберг также велик и замечателен. Тут мы отпраздновали праздник святых апостолов Петра и Павла, и тут видели, как ходили по городу триста попов с крестами.
В тот же день господин выехал из этого города, и, проехав одну милю, мы остановились в городе по названию Понт, а около него течет река — Тиск, и поэтому тот город зовется Понтенск. И тот город — родина окаянного Пилата. В этом городе находилась его вотчина, и здесь он родился, и по названию города он прозывается Понтийский Пилат...
И есть в том городе (Флоренции — Прим. ред.) икона чудотворная, образ пречистой Божией Матери; и перед иконой в храме находится шесть тысяч сделанных из воска изображений исцеленных людей: кто разбит параличом, или слепой, или хромой, или без рук, или знатный человек на коне приехал, — так изображенные, стоят они, как живые; или кто стар, или юн, или женщина, или девица, или отрок, и какая одежда на нем была или каким недугом страдал, и как исцелен был, или какая рана у него, — так все это и изображено и стоит там...
И поехал господин из Венеции на корабле 22 декабря. И пристал корабль к острову. И на нем находится монастырь святого Николы; в нем сам святой Никола лежит. И видели мы в церкви его гроб на четырех столбах, к нему ведет лестница из шести ступеней; и осенили себя крестным знамением у гроба святого, но его самого не видели, так как он лежит замурованный; с ним в одном гробу покоится его дядя да Федор. И спросили мы игумена того монастыря, откуда мощи святого Николы взяты; они же ответили: «Из города Бара; послали венецианцы сто галер и три корабля с зерном и взяли мощи». И наш корабль стоял там два дня, потому что ветер был противный; и вышли мы в море на корабле в день Рождества Христова...
Источник: [15.39]
Комментарии
Статья № 10
Альвизе да Ка да Мосто, 1454–1460
Западная Африка. Сенегал: О вере этих первых черных
Вера этих черных — магометанская; но они не столь тверды в вере, как белые мавры (и даже простонародье!)... Это великие идолопоклонники: у них нет никакого закона, и они люди самые жестокие...
Синьоры же держатся магометанских взглядов, ибо имеют возле себя отдельных из вышесказанных азанагов или арабов, каковые туда приехали. И эти люди дают синьорам некоторые наставления, говоря, что-де великим пороком было бы быть синьором и жить, без всякого закона господня; и поступать так, как делает их народ и простонародье, кои живут в беззаконии. И по этой причине, не говорив ни с кем, помимо упомянутых азанагов и арабов, обратились синьоры в веру Магомета. Но после того, как, познакомились они и побеседовали с христианами, стали [в него верить меньше...
Источник: [15.45]
Статья № 11
Амброджо Контарини, 1473
Северный Кавказ. На берегу Каспия. Пасха
Утром 14 апреля [1476 г.] был день Пасхи; мы сидели в камышовых зарослях;
Источник: [15.49]
Комментарии
Статья № 12
Питирим А. Сорокин, †1968
Город открывался издалека высоченными сводами и башнями своих многочисленных церквей и монастырей, а в сельской местности величественные строения старинных богатых аббатств и монастырей бросались в глаза прежде, чем крепости и замки…
В Майнце в 1450 году на 7050 жителей было 19 богаделен, 8 мужских и 7 женских монастырей, 3
Такая картина сохранялась вплоть до XV в. С этого столетия большая архитектура становится все более светской. В городах начинают преобладать дворцы, Rathaus’ы, особняки, коммерческие дома, здания парламентов
Источник: [20.27]
Статья № 13
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:
- В статье представлены интересные факты и идеи из истории религии и общества.
- В статье рассказывается о различных аспектах религии, включая обряды, верования и обычаи.
- Описываются события, связанные с путешествиями и открытиями, такими как путешествие Колумба и его встреча с аборигенами Америки.
- Упоминаются известные личности, такие как митрополит Исидор, Альвизе да Када Мосто и Питирим А. Сорокин.
- В статье также обсуждаются изменения в архитектуре и социальной структуре Европы с XV века.
Источник: [21.182]
Статья № 14
Е. Э. Месснер
«При помощи золота можно даже направить души в рай», — писал Колумб королеве Изабелле, и покупные папские индульгенции свидетельствовали людям Средневековья, что это так.
Источник: [20.176]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024