Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (XV век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XV век)
Каптерев, Патриаршая, Пражские статьи, Псковская-2, Лаврентий, Тверская, Лаврентий, Лицевой свод , Грекулов, Контарини, Нейросеть
Статья № 1
П. Ф. Каптерев
Так, в древние времена было в обычае приносить прихожанам в церковь свои домашние иконы, ставить их в церкви, где вздумается, без предварительного соглашения со священником, и возжигать пред ними свечи, причем местные алтарные иконы оставались в пренебрежении.
Домашние иконы то приносились в церковь, то уносились из неё, церковь то наполнялась ими, то пустела. «И всяк своей иконе моляся, на различныя страны покланиются, и тако велие во церкви святение и неблагочиние бывает. Сим же изветом не искуснии людие своя си иконы Боги своя именуют, часо ради явствуются не знати единства Божия, паче же многобожие непщевати».
Источник: [20.1]
Статья № 2
Патриаршая летопись (Никоновская), 1472
И утонули новгородцы в водах Ильменя, и была от того радость великая всем людям его (Ивана III — Прим. ред.) державы в Москве: во второй день сентября из осаждённого (Московитами — Прим. ред.) Новгорода множество людей с жёнами и детьми малыми пытались спастить вплавь — по Волхову, и, далее, через озеро Ильмень. Говорят, что отплыли от Новгорода 180 судов по 50 и более человек в каждом. Но уже на озере поднялся сильный ветер, который разметал и потопил все лодки до единой, и утонули и все люди и их скарб.
Подробнее — см. в электронной книге ««Норманская теория, вымыслы о князе Владимире и их тяжелейшие последствия: об истоках украинского национализма и не только» — на ЛитРес здесь >>, или печатное подарочное издание — например, на OZON >>
Источник: [19.10]
Комментарии
Статья № 3
Всенародное провозглашение Четырёх Пражских статей, 1420
Чешская земля и верные христиане... не станут держаться, кроме как этих четырех статей, согласно Новому Завету Господа Иисуса Христа:
Источник: [15.8]
Статья № 4
Псковская вторая (Синодальная) летопись, 1441
По весне, на вербной неделе, приехал из Литвы митрополит Сидор и начал поминать в молитвах Евгения, папу Римского. Тогда великий князь (Василий Тёмный — Прим. ред.) снял Сидора с должности митрополита и посадил его под домашний арест.
Источник: [19.5]
Статья № 5
Лаврентий из Бржезовой (Гуситская хроника), 1414–1422
Требования чехов после казни Яна Гуса — «Четыре Пражские статьи»
Статья первая... Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках...
Статья вторая. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам...
Статья третья. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа...
Статья четвертая. Чтобы все смертные грехи и особенно прегрешения против нравственности и все другие бесчинства, противные закону божию, в каком бы сословии они ни наблюдались, согласно правилам, разумно пресекались и искоренялись теми, кого это касается...
Среди же духовенства имеются заблуждения симонии: вымогательство денег за крещение, конфирмацию, исповедь, за таинство святой евхаристии, за святой елей, за венчание и за 30 служб1 с установленной ценой, откупленных или заказанных, как то: за службы над покойником, за молитвы или молебны в торжественные или юбилейные дни, а также за все другое: за проповеди, за погребение и звон в колокола, за освящение церквей, алтарей и часовен, за пребенды2 и бенефиции, за прелатское и Другие достоинства, за личные платы, паллиум3 и за куплю и продажу индульгенций и другие бесчисленные заблуждения, которые возникают из этого и оскверняют церковь Христову, и еще испорченные и дурные нравы, как то: бесстыдное сожительство и нечистое порождение сыновей и дочерей и другие виды разврата, гнев, вражда, ссоры, пустое празднословие, истязание и ограбление простого народа ради своего удовольствия, алчное вымогательство платы оброков и приношения и введения в обман простого народа бесчисленными лживыми обещаниями.
1 Наследники умершего должны были платить особую дань приходским священникам, чтобы те служили за душу умершего в течение 30 дней 30 заупокойных месс — Прим. ред.
2 Приношения — Прим. ред.
3 Церковный знак отличия — свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками. За большие деньги этот знак предоставлялся папой высшей церковной иерархии, главным образом архиепископам — Прим. ред.
Источник: [15.13]
Статья № 6
Тверская летопись
1408
В четверг 21 июня, в 7 часов дня в Ростове сгорели 14 церквей, на каменной же соборной церкви св. Богородицы загорелся верх и упал затем. А служили в той церкви епископы: первым был Лука, отслуживший 4 года и 8 месяцев; второй, Иван — 23 года...
1441
В 6949 году от СМ прийдя в Москву, митрополит Сидор так говорил: «Был у нас собор с папой Римским, где мы веру объединили, и теперь можно наши службы вести в их церквах, а им их службы проводить в наших христианских церквах, и попов назначать им в наши церкви, а нам — в их»
И служил Сидор обедню, поминая кесаря перед великим князем Василием Московским (Василием Тёмным — Прим. ред.), а папу Римского — перед нашим патриархом Царьградским. А ещё так говорил: «в качестве проскуры с опресноком может использоваться пшеничный хлеб»
Князь Московский Василий было повелел арестовать его и заковать в кандалы, но Сидор скоропостижно бежал из города, и только в одних портках бесерменских прибыл в Тверь, под защиту великого князя Бориса Александровича. Тот
Источник: [19.45]
Комментарии
Статья № 7
Лаврентий из Бржезовой (Гуситская хроника), 1414–1422
И ещё, они проповедовали, что монастыри с монахами — это вертепы разбойников и что основаны они все против закона Христова, так как Христос поручил своим апостолам, а через них и всем пресвитерам, чтобы они не запирались, а шли бы по всему миру, проповедуя слово божье и крестя всех во имя отца и сына и святого духа. Следовательно, все монастыри, как владетельные, так и нищенствующих монахов, верующие должны до основания разрушать и разорять, чтобы монахи и братья шли в мир проповедовать евангелие.
На основании этого святотатственного предписания нижепоименованные монастыри были разрушены и сожжены в течение одного года; названия их приводятся далее в следующем порядке. Монастыри владетельные. Картезианский, Страгов, Бржевнов, У подножия моста, Здераз, св. Амвросия, Аула Регия, Корона, Милевско, Непомук... Хотешов и Доксаны.
Итак, все эти монастыри, мужские и женские, раньше щедро одаренные, теперь были разрушены. Все их владения и поступления с них король Сигизмунд присоединил к своим замкам в королевстве или раздал баронам за их услуги и за то, что помогали ему в борьбе против пражан...
И еще, накануне праздника Троицы, иначе в день мая месяца
Источник: [15.13]
Статья № 8
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
6980 (1480)*
О новгородцах, как утонули на озере Ильмень
В том же году в сентябре во 2 день из Новгорода пошло многое множество людей с женами и с детьми по озеру в больших судах, каждый по своим местам. Говорят, что было судов тех больше 180, а в судне и по пятьдесят человек, и больше. И когда были они на середине озера того, и дохнул на них внезапно сильный ветер, и потопил все те суда; ни одно из них не уцелело, и все люди утонули, и добро их.
6996 (1496)
О новгородских попах
В том же году новгородских попов били кнутом, так как прислал их владыка Геннадий из Новгорода Великого, потому что они, будучи пьяными, надругались над иконами; и послал их князь назад к владыке.
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6980 (1480): Радость московитов по погибшим новгородцам, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6996 (1496): За пьянсво и дебоши попов избили кнутом в Москве, https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
|
* В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа).
Источник: [16.65]
Статья № 9
Е. Ф. Грекулов
Реальное христианизаторство Росии. Инквизиция РПЦ*
Ведовские процессы
Жертвами православных инквизиторов были главным образом женщины. По церковным представлениям, женщины легче всего входили в сношения с дьяволом. Женщин обвиняли в том, что они портят погоду, посевы, что они виновницы неурожая и голода. Киевский митрополит Фотий разработал в 1411 г. систему мероприятий по борьбе с ведьмами. В своем послании к духовенству этот инквизитор предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний, «вещих женок», их обвинили в чародействе. В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой.
Насаждение православия
Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им еще «великой опалой» от государя и «конечным извержением без милости» от церкви. Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви.
* См. только часть ужасов Эпохи Моли в период строительства теократического государства в изложении Академии Наук СССР в Конспекте работы Е.Ф. Грекулова здесь, 0.84 Mb— Прим. ред.
Источник: [20.141]
Статья № 10
Амброджо Контарини, 1473
Князь (Иван III — Прим. ред.), насколько я понял, владеет большой страной и мог бы иметь достаточно людей [для войска], но множество среди них — бесполезный народ.
Говорят, что существует некий народ язычников, не имеющий никакого правителя; однако, когда им взбрендит в голову, они подчиняются русскому великому князю. Рассказывают, что некоторые из них поклоняются первой попавшейся вещи, а другие приносят в жертву
Источник: [15.49]
Комментарии
Статья № 11
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:
- В древние времена в церкви приносили домашние иконы и ставили их в церкви без предварительного соглашения со священником.
- В 1420 году были провозглашены Четыре Пражские статьи, которые требовали свободы вероисповедания и проповедования.
- В 1441 году митрополит Сидор начал поминать Евгения, папу Римского, что вызвало арест митрополита.
- В 1472 году митрополит Иона вятскому духовенству говорил о насилии над нерусскими народами при насаждении православия.
- В 1473 году Амброджо Контарини писал о язычестве и поклонении деревьям у северных народов.
Источник: [21.182]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024