Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Иные этнические системы (XIV век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XIV век)
Димашки, Кёльн, Баттута, Гийас, Журден, Аверка, Льоренте, Порденоне, Фруссар, Питти, Гимбутас, Аваков, Низари, Нейросеть
Статья № 1
ад-Димашки, 1327
А набатеи — это халдеи, хасадеи,
1 Халдейские язычники или внехристианские гностики — Прим. ред.
Источник: [14.3]
Статья № 2
Кёльнская королевская хроника
В настоящее время, а именно в год 1326, в Кёльне обнаружили ересь, которая существовала уже несколько лет. Для проведения расследования по приказу господина архиепископа Генриха были созваны ученые люди, проповедники, минориты и многие другие монастырские братья.
Пока они, основательно размышляя, в течение долгого времени обсуждали эту ересь, то попутно обращали некоторых еретиков на путь истинной веры, однако два священника, один мирянин и шесть женщин упорствовали в своих заблуждениях. Один из священников, именем Вальтер, бывший предводителем этой ереси, был заживо сожжён, а остальные приговорены к пожизненному заключению.
Источник: [14.15]
Статья № 3
Ибн Баттута, 1368–1369
Хорезм
Заведено, что каждый муаззин обходит дома, расположенные поблизости от его мечети, извещая о наступлении часа молитвы. Того, кто не присутствовал на общей молитве, имам бьёт в присутствии общины. В каждой мечети висит для этого плеть. Кроме того, налагается штраф в размере пяти динаров, которые расходуются в пользу мечети и для угощения бедняков и неимущих. Говорят, обычай этот существует с древних времён.
Бухара
Этот город был столицей городов, которые находятся за рекой Джайхун, но проклятый татарский Тингиз (
Когда наместник Джалал
Судан
К числу их [добродетелей относится] также внимание к заучиванию наизусть великого Корана. Они надевают оковы на своих детей, когда становится очевидно ясным их небрежение в изучении Корана, и не снимают их до тех пор, пока те его не выучат.
Один раз, в день праздника, я вошёл к кади и увидел, что его дети закованы в оковы. Я спросил его: «Разве ты их не освободишь?» Он же ответил: «Я не сделаю этого, пока они не выучат наизусть Коран»
В другой день я проходил мимо одного суданского юноши с красивой внешностью и в великолепной одежде. Но на ноге у него была тяжёлая цепь. Я спросил того, кто был вместе со мной: «Что сделал этого юноша? Он убил
1 То есть они не являются юридически полноправными лицами; здесь — в Хорезме. — Прим. ред.
Источник: [14.28]
Комментарии
Статья № 4
Гийас ад-Дин Али, 1398–1399
Эта долина открывается со склона одной горы, откуда течёт река Ганг. На пятнадцать курухов1 выше этого места есть место с камнем, имеющим форму коровы; воды реки выходят
Сбившиеся с пути индусы так почитают этот камень, что идут в эту долину, совершая путь в течение года, из отдаленных стран и областей и ищут у этой каменной коровы снискание к себе расположения и благословения.
1 1 курух = ок. 2 км — Прим. ред.
Источник: [14.30]
Статья № 5
Журден де Северак, 1319–1328
В этой Великой Армении замучена была одна славная дева; звали ее Скалой, и была она дочерью короля. Здесь же бросили в яму ко льву и дракону святого Григория, обратившего армян в католическую веру, и случилось это, когда правил Арменией король Тертат (Тиридат/Трдат III — Прим. ред.), во времена святого Сильвестра и императора Константина.
Малая Индия
(деление Индий — см. 22.35.14.w3)
В этой Индии есть язычники, поклоняющиеся огню. Мертвецов своих они не хоронят и не сжигают, а кидают нагие тела в бескровельные башни на съедение птицам небесным. Верят они в два начала — добро и зло, свет и тьму, — но нет охоты мне на сей счет распространяться.
Есть и иные язычники, прозываются они думбри, и едят они мертвечину, а также трупы; у них нет никаких идолов, и делают они работу за других и переносят тяжести...
В этой Индии большинство людей поклоняются идолам, хотя власть здесь почти полностью в руках у турок-сарацинов; они недавно пришли из Мультана и завоевали страну, а присвоив над ней власть, разорили неисчислимое множество храмов с идолами; многие церкви, обращенные турками в мечети во славу их Магомета, лишились прежних своих прав и владений. Скорбно слышать и видеть такое.
У язычников этой Индии есть пророчество, что мы, латиняне, покорим весь мир...
Ведомо, что среди язычников человек может без опаски проповедовать слово божье, и на всем Востоке не возбраняется где бы то ни было крестить идолопоклонников, будь то татары, индийцы или иные народы.
Эти идолопоклонники служат своим богам таким образом: есть у них некто, слывущий жрецом; носит он длинную, до самой земли доходящую рубаху, а поверх нее у него белый стихарь (planeta) наподобие нашего. За жрецом следует клирик в рубахе, со скамейкой в руках, и эту скамейку он то и дело ставит перед жрецом, и тот всякий раз опускается на колени, попирая ими скамейку.
Такие преклонения жрец начинает, подходя [к идолу] и будучи еще далеко от него, а в руках он при этом держит блюдо шириной в два локтя, полное всяческой снеди, и на блюде этом горят свечи. С молитвой приближается жрец к алтарю, на котором сидит идол, и ставит перед ним сообразно с обычаем блюдо, а затем берет жертвенное яство и сует его в руки идолу, остатки же делит и съедает свою часть.
Идолам придают обличья тварей, [живущих в землях] идолопоклонников, но есть у них, сверх того, бог, сделанный по их собственному подобию. Истинно говорю, — над всеми богами ставят они бога всемогущего, творца всех прочих богов. И верят они, что мир существует уже двадцать восемь тысяч лет...
Источник: [14.34]
Комментарии
Статья № 6
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка)
Въ лѣто 1307. Папская столица перенесена изъ Рима въ Авиньонъ, французскій городъ, папою Климентомъ V.
Въ лѣто 1376. Папская столица опять перенесена изъ французскаго города Авиньона въ Римъ папою Григоріемъ XI.
Источник: [18.135]
Статья № 7
Хуан Антонио Льоренте, †1823
Метаморфозы христианства. Шабаш воинствующей глупости, или «Звёздный час» инквизиции (начало)
1301 Разделение Испании на две провинции — Кастильскую и Арагонскую — касательно инквизиции.
Около этого года провинциал доминиканцев Кастилии один имеет право назначать провинциальных инквизиторов, в качестве провинциала Испании.
1302 Бернардо, главный инквизитор провинции Арагона, справляет несколько аутодафе.
1304 Доминго Перегрине, инквизитор Арагона, справляет одно аутодафе.
1308
31 июля. Климент V велит арестовать в Кастилии всех тамплиеров.
3 декабря. Лотеро, инквизитор Арагона, велит собрать всех тамплиеров в монастыре Валенсии для испытания их веры.
30 декабря. Климент V велит арестовать всех тамплиеров в Португалии. Климент V повелевает королю арагонскому арестовать тамплиеров и завладеть их имуществом.
1314 Тайное введение ордена тамплиеров в Шотландии, явившееся последствием раскола в ордене, тайно сохраняющемся во Франции по смерти великого магистра Жака Моле. Появившийся в Шотландии орден позже стал называться орденом франкмасонов.
Новые еретики открыты и преследуются в Арагоне.
1325 12 июля. Еретик Педро Дурандо де Бальдах сожжён как рецидивист по приговору арагонской инквизиции.
1334 Еретик Бонато сожжён как рецидивист по приговору арагонской инквизиции.
1350 Еретики, именуемые бегардами, в Арагоне примирены. Их вождь Хаиме Хуст присуждён к пожизненному заключению в тюрьме. Инквизитор Росельи справляет аутодафе.
1351 10 апреля. Бреве Климента VI, обеспечивающее за инквизитором Арагона все права главного инквизитора этой провинции.
1352 Еретики открыты и казнены в Каталонии.
1357 Еретики казнены в Арагоне и в Валенсии.
30 мая. Никколо, священник, еретик из Калабрии, сожжён как рецидивист арагонской инквизицией.
1359 Еретик Бартоломео, генуэзец, возвещавший пришествие антихриста на 1360 год, примирён арагонским инквизитором Николаем Эймериком.
1360 Аутодафе в Валенсии, справленное инквизитором Бернарде Эрменголом.
1371 10 апреля. Бреве Григория XI, повелевающее епископу Лериды передать в руки инквизиторов еретика Астручо де Пиера.
1372 1 января. Астручо де Пиера, иудействующий еретик, примирен с Церковью инквизитором Эймериком в Барселоне.
1376 17 января. Бреве Григория XI епископу Лиссабона, доставляющее ему средства пополнить дефицит главного инквизитора.
1378 27 марта. Смерть Григория XI.
1389 13 октября. Смерть Урбана VI.
1391 Более пяти тысяч евреев убито испанцами {Так называемая севильская резня, которая из Севильи распространилась по многим городам Испании; эту кровавую расправу историки XIX века называют Священной войной против евреев (Guerra sagrada contra los Judios). Одним из главнейших её вдохновителей был монах Висенте Феррер; его ближайшим соратником был архидиакон Фернанд Мартинес, который еще до своей смерти (1404) почитался как святой.
1394
4 ноября. Бонифаций IX назначает инквизитором Португалии Родриго де Сиитра, францисканца.
2 декабря. Бонифаций IX назначает инквизитором Португалии Висенте Лиссабонского, доминиканца. Около этого года Бенедикт XIII создаёт отдельную инквизицию для Балеарских островов.
14 июля. Бонифаций IX назначает главным инквизитором Испании Висенте Лиссабонского, уже инквизитора Португалии.
<< предыдущий век следующий век >>
Источник: [19.181]
Статья № 8
Одорико Порденоне, 1316–1330
В этой стране (Тане15 — Прим. ред.) живут язычники, и поклоняются они огню, змеям и деревьям; правят же всем сарацины, которые покорили эту землю силой оружия, а они подчиняются Дальдилии10.
В Полумбе (царство Минабар)
Все в этой стране поклоняются быку, почитая его за бога, и говорят, что бык [тварь] священная. Шесть лет они работают на быке, а на седьмой год ставят его в одно общее место и там справляют и исполняют гнусный обряд: каждое утро берут два золотых или серебряных сосуда, и, когда бык вводится в стойло, ему подставляются эти сосуды и в один собирают мочу, а в другой помёт. Затем моют мочой лицо, а помётом мажут сперва лоб, а потом обе щёки у скул и под конец середину груди. И когда помажут себя так в четырёх местах, то говорят, что через это получили посвящение.
И так поступает и простой народ, и царь, и царица. Поклоняются они также идолу, в образе наполовину человечьем, наполовину бычьем. И идол этот вещает своими устами и часто требует крови сорока дев; мужчины и женщины посвящают своих сыновей и дочерей этому идолу и приносят ему в жертву собственную кровь, и через это многие принимают смерть. И многое иное творит этот народ, о чём писать зазорно и противно, и много на этом острове родится и растёт, о чём недосуг писать пространно.
Источник: [14.36]
Комментарии
Статья № 9
Фан Фруссар
1357
Около этого времени, в своем замке Ла-Эрьель, что менее чем в трех лье от Амьена, необычным образом умер сеньор Жан де Пикиньи. Говорили, что он был задушен своим камердинером, и что таким же способом умер мессир Люк де Бекюси (Bekusy), который был его советником. Около этого времени, несколько солдат сэра Питера Одли ехали по стране и приехали в добрую большую деревню под названием Ронай (Ronay).
Они разграбили ее до того, что когда местный викарий служил мессу, то английский оруженосец, войдя в церковь, взял потир с алтаря, на котором викарий готовился освятить драгоценную кровь Спасителя нашего Иисуса Христа, и вылил вино на пол. Когда викарий стал увещевать его по поводу такого поведения, он так сильно ударил его своей латной рукавицей, что кровь струей потекла на алтарь. Затем эти грабители выехали в поле, и оруженосец вез с собой священные сосуды и скатерть.
Источник: [14.37]
Статья № 10
Бонаккорсо Питти, 1399
Семейная хроника Питти
И в это же время случилось великое волнение по всей Италии, а именно все люди, великие и самые маленькие, облачились в одежды из белого льна и ходили большими отрядами, закрыв голову и лицо, с криками и пением моля бога о милосердии и мире80. И так как весь этот народ был охвачен названным движением, то были уста, которые говорили: «Пойдем к Стинкэ81, чтобы освободить заключенных».
Милостью божией дело не дошло до оружия, ибо была большая опасность этого. И все кончилось хорошо, поскольку многие ссоры были окончены миром; и мы, Питти, помирились с Антонио и Джери ди Джованни Корбицци, племянниками того Маттео дель Рикко, который умер в Пизе, и с Маттео ди Паоло Корбицци, о чем был составлен документ сером Антонио ди сер Келло.
Источник: [15.38]
Комментарии
Статья № 11
Мария Гимбутас, †1994
Балты. Люди янтарного моря
К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. В источниках XVI века говорится, что их считали отмеченными богами, приравнивая к христианским епископам. В 1326 году Петр из Дуйсбурга писал, что в селении Ромува прусской провинции Надрува проживал могущественный знахарь по имени Крив, которого народ считал святым. Его вли-яние распространялось не только на Надруву, но и на всю Литву, Курляндию и Земгале...
Источник: [21.13]
Статья № 12
В. В. Аваков
Индульгенции и благотворительность
В 1309 г. папа Климент V разрешил епископам выдавать 100 дневные индульгенции за милостыню на сиротские дома (Regestum Clementis papae V. 1885–1892. № 4199).
В ХIII—ХIV вв. права на выдачу индульгенций постепенно переходят в исключительное ведение папства: во первых, из за «злоупотреблений на местах» в распоряжении индульгенциями; во вторых, этого требовали иерархические интересы или, как бы мы сейчас сказали, «выстраивание вертикали власти». Эти и другие причины побудили папу Иннокентия III в 1215 г. ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и право на полное прощение (indulgentiae plenariae) переходит в руки одного только римского папы. Этот процесс завершился в 1343 г.
Источник: [21.176]
Статья № 13
Хаким Наимеддин ибн Джемаледдин Низари – Кухистани (Низари), 1332
Ислам. Наставления суфия
Будь по свойствам подобен ангелам, ибо от бедствий спасешься чистыми нравами. Будь чист мыслью, словом и делом21, не состязайся с пламенем, будь прахом. Если ты вышел из себя, чего страшиться? В бессознательности нет ни пламени, ни праха! Ты весь — лишь свет, весь — чистая душа, ты — не вода, не пламя, не ветер, не прах... Слово обладает внутренней стороной и наружной22 и у добра и у зла есть первое и последнее.
Источник: [14.42]
Комментарии
Статья № 14
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:
- В статье рассматриваются верования разных народов и эпох, включая индульгенции и благотворительность в католической церкви.
- Описываются различные религиозные практики, включая поклонение огню, змеям, деревьям и быкам в Индии.
- Упоминается севильская резня и ее вдохновитель монах Висенте Феррер.
- Рассказывается о языческих верованиях и обрядах на острове Полумбе и в царстве Минабар.
- Упоминаются семейные хроники и события в Италии эпохи Возрождения.
- Приводятся примеры верований прибалтов и их отношение к жрецам.
- Обсуждаются индульгенции и благотворительность в католической церкви, а также суфийские наставления и правила поведения.
Источник: [21.182]
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024