Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (X век)
16. Отношение к религии. Верования
Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (X век)
Лаврентьевская, Ипатьевская, Патриаршая, Авраамки, Псковская, Петрухин, Хронограф Амартола, Текст Нестора, Воскресенская, Петрей, Гельмольд, Седова, Фадлан, Гоголев, Нейросеть, Ибн Даст
Статья № 1
Лаврентьевская летопись
980
И начал княжить Владимир в Киеве единолично, поставив, прежде всего, кумиров на холме, сразу за двором терема: деревянную статую Перуна с головой, отлитой из серебра, и с золотыми усами; и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
Был Владимир сражён женскими чарами; и были у него жёны: Рогнеда, которую он поселил на Лыбеди, что теперь называется селом Предславиным, и от которой у князя было 4 сына — Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод, — и две дочери; от второй
Князь был ненасытен в блуде, растлевая девиц и насилуя чужих жён; он был таким же женолюбцем как и Соломон, так как считается, что у того было 700 жён и 300 наложниц.
986
Летом 6494 года от СМ пришли к Владимиру булгары веры Бохемичевой (Мусульманской — Прим. ред.), говоря: «Поскольку ты князь — мудр и смышлён, прими наш закон и поклоняйся Бохмиту»
988
После крещения Владимира, переведя его в веру крестианскую, так говорил: «не прельщайся никогда речами еретиков, но веруй, говоря:
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли...» (Этот Символ веры имеет мало общего с современной редакцией, см. комментарий — Прим. ред.)
986
Дата рождения Христа — 5500 год от СМ, то есть
...И говорил Господь Бог Ною: «Сделай ковчег длиною в 300 локтей, шириною — в 50 и высотой в 30 локтей, имя в виду, что за локоть нужно сажень взять. И срока тебе на постройку ковчега 100 лет»
Подробнее — см. в электронной книге ««Норманская теория, вымыслы о князе Владимире и их тяжелейшие последствия: об истоках украинского национализма и не только» — на ЛитРес здесь >>, или печатное подарочное издание — например, на OZON >>
Источник: [19.3]
Комментарии
Статья № 2
Прибавление к Ипатьевской летописи, 981
У летописцев нет согласия в определении даты крещения Руси при великом Владимире:
Преподобный Нестор, русский летописец, а также иные русские летописцы говорят: в 6497 году от СМ или в 989 году от РХ;
Мартин Бельский (книга 1, лист 55) — в 990 году; Гвагнин о Руси (лист 5) — также в 990 году; Кромер (книга 3, лист 43) — в 980 году; Барониуш — в 1008 году; Ян Длугош (лист 108) — в
О древних русских богах — хоть
Подробнее — см. в электронной книге ««Норманская теория, вымыслы о князе Владимире и их тяжелейшие последствия: об истоках украинского национализма и не только» — на ЛитРес здесь >>, или печатное подарочное издание — например, на OZON >>
Источник: [19.4]
Комментарии
Статья № 3
Патриаршая летопись (Никоновская), 986
Из речи философа к Владимиру следует, что ИХ родился в 8 году
Источник: [19.8]
Статья № 4
Летопись Авраамки
8 год до н. э.
25 декабря, в пятницу, в 7 часов ночи 5500 года от СМ Господь наш Иисус Христос родился от Девы Марии...
958
О крещении Ольги. В 6466 году от СМ пришла Ольга в Царьград. Был тогда царём там Иван Чемский, к нему и пришла Ольга.
Видя доброту на её лице и смышлённость, дивился царь разуму её. В своей беседе с Ольгой Иван Чемский предложил: «Не согласится ли она царствовать вместе с ним?»
Она же ответила разумной речью: «Поскольку я не крещена, то поначалу мне необходимо креститься. Но крещение приму только от тебя» И окрестили её царь вместе с патриархом Царьграда (В этот момент Ольге было 77 лет — Прим. ред.)
961
От Седьмого собора до даты перевода священных книг на словенский язык
Подробнее — см. в электронной книге ««Норманская теория, вымыслы о князе Владимире и их тяжелейшие последствия: об истоках украинского национализма и не только» — на ЛитРес здесь >>, или печатное подарочное издание — например, на OZON >>
Источник: [19.12]
Комментарии
Статья № 5
Псковская летопись, 989
В 989 году крестилась вся Русская земля, поставив в Киеве митрополита, а по всем иным городам поставив епископов, попов и дьяконов.
И поехал в Новгород архиепископ Иоаким с целью иссечь бесовские места поклонения: велев поначалу изуродовать Перуна, он распорядился затем волочить его в Волхов...
И была крещена Руская земля на
Еврейская Пасха была 5 апреля, в пятницу, а Христианская Пасха — 8 апреля.
Источник: [19.2]
Комментарии
Статья № 6
В. Я. Петрухин
Речь идёт о первых христианских символах — нательных равноконечных крестах (чаще всего из листового серебра), которые были обнаружены в женских скандинавских погребениях главных некрополей на этом пути — в Киеве, Гнёздове и Бирке.
Равноконечные кресты именуются по традиции крестами «греческого типа», но тельников, подобных найденным в Бирке, Гнёздове и Киеве, нет ни в Византии, ни в Западной Европе. Новейшие находки позволяют более определенно установить истоки распространения христианства на пути из варяг в греки. В составе последнего из 7 кладов, найденных в Гнёздове, был
Этот путь был круговым и не замыкался между Биркой и Царьградом. Норвежский конунг Олав Трюггвасон, согласно исландской саге, отправился от двора
Источник: [20.12]
Статья № 7
Хронограф Георгия Амартола
Дата рождения Христа — 5500, а не 5508
Источник: [19.3]
Статья № 8
Древний текст летописи Нестора, 986
Дата рождения Христа — 5500, а не 5508
Источник: [19.3]
Статья № 9
Воскресенская летопись, 986
В 5500 год от СМ, в год властвования Ирода был послан архаггел Гаврил в Назарет к девице Марии из колена Давидова, и молвил он ей: «Радуйся! Господь с тобою!»
И от слова сего был зачат Слово Божие в утробе, и породила Мария сына, назвав его Исусом. И вот волхвы пришли с востока, и говорили: «Где есть родившийся царь Июдейский? Мы знаем об этом, так как видели звезду его на востоке, и пришли поклониться ему (Опять РХ в 8 году до н. э. — Прим. ред.).
Источник: [19.7]
Статья № 10
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613
Русские огнепоклонники
В старину поклонялись там (В Новгороде — Прим. ред.) идолу Перуну, на том месте, где стоит теперь Перунский монастырь. Этот идол изображался в виде человека, держащего в руке камень, из которого всегда во время грозы вылетал огонь. В честь идола жители разводили на дубовых дровах огонь и зажигали перед ним освещение, горевшее днем и ночью. При этом жрецы должны были смотреть, чтобы огонь горел и не потухал, если они, только для того и приставленные, не хотели подвергнуться смертной казни.
Источник: [20.26]
Статья № 11
Гельмольд из Любека, †1177
Западные славяне, через 70 лет шествия христианства на их территориях
Ко всем этим бедам прибавилась та, что этот же герцог (Бернард, сакс — Прим. ред.) предал полному забвению то расположение, которое его отец и дед (Оттон III — ?, †1002 — Прим. ред.) питали к славянам, и столь жестоко угнетал народ винулов своей жадностью, что поставил их в необходимость вернуться к язычеству...
Князьями у винулов были Мстивой и Мечидраг, под руководством которых вспыхнул мятеж. Как говорят и, как известно по рассказам древних народов, Мстивой просил себе в жёны племянницу герцога Бернарда, и тот [ему eё] обещал (Но не дал, обозвав Мстивоя собакой — Прим. ред.)... он (Мстивой — Прим. ред.) направился в город Ретру (Там был центральный храм богини Макоши — Прим. ред.), что в земле лютичей.
Созвав всех славян, живущих на востоке, он рассказал им о нанесённом ему оскорблении и о том, что на языке саксов славяне собаками называются. И они сказали: «Ты страдаешь по заслугам, ибо, отвергая своих, ты стал почитать саксов, народ вероломный и жадный. Поклянись же нам, что ты бросишь их, и мы станем с тобой»
И он поклялся.
Славяне, используя удобное время, собрали войско и сначала опустошили (в 983 г. — Прим. ред.) мечом и огнём всю Нордальбингию (Между р. Эйдер и нижн. Эльбой — Прим. ред.), затем, пройдя остальную Славию, сожгли и разрушили все до одной церкви, священников же и других служителей церкви разными истязаниями замучили, не оставив по ту сторону Альбии (Эльбы — Прим. ред.) и следа от христианства».
В Гамбурге же в это время и позднее многих из священников и городских жителей в плен увели, многих из ненависти к христианству поубивали. Старцы славянские, которые хранят в памяти все деяния язычников, рассказывают, что больше всего христиан оказалось в Альденбурге (Ольдебург — Прим. ред.). Перерезав всех их, как скот, 60 священников они оставили на поругание. Главный из них в этом городе носил имя Оддар. Вместе с остальными он был предан такой мученической смерти: разрезав железом кожу на голове в форме креста, вскрыли, таким образом, у каждого мозг, потом связали им руки за спиной и так водили исповедников божьих по всем славянским городам, пока они не умерли...
Так, все славяне, которые живут между Альбией и Одрой, в течение 70, а то и больше лет, а именно во все время [правления] Оттонов исповедовали христианскую веру, и вот каким образом они отделились теперь от тела Христова и церкви, с которой раньше были связаны.
Источник: [12.20]
Статья № 12
М. В. Седова
Кресты-тельники с изображением распятия
Древнейшей формой крестов в Новгороде были четырехконечные небольшие (3,5×2,5 см) крестики со слегка расширяющимися концами, литые из меди. На лицевой стороне их — выпуклое, грубо стилизованное изображение распятого Христа в длинном хитоне (показанном в виде симметричных полос — Рис. 13, 2, 4). Над головой помещен маленький крестик, руки переданы схематично. Лицо Христа с усами и бородой очень напоминает человеческие лица на многочислегшых изделиях северных мастеров, например на привеске (рис. 13, 1). Один такой крестик (27-31-184) найден на Неревском раскопе; другой (20-19-2) на Буяном, в слоях самого конца X в.
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Изображение распятого Христа в длинном хитоне – 1, [20.100]
|
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Изображение распятого Христа в длинном хитоне – 2, [20.100]
|
Крестик Неревского раскопа обнаружен на мостовой Великой улицы, в замкнутом комплексе между настилами 27 и 26, датировать который по данным дендрохронологии можно периодом от 972 до 989 г. Следовательно, крест утерян вскоре после принятия христианства в Новгороде в 988 г.
Альтернативное мнение о точности датировок с помощью метода дендрохронологии — см., в частности, здесь. — Прим. ред.
Источник: [20.100]
Комментарии
Статья № 13
Ахмед ибн-Фадлан, 921–922
Верования народа турок, называемого аль-Башгирд*.
Он (Ибн-Фадлан) сказал: (а вот) мнение уклоняющееся (от истины), каждый из них вырезает кусок дерева, величиной с фалл и вешает его на себя, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его (кусок дерева), поклоняется ему и говорит: «О, господин, сделай мне то-то и то-то».
И вот я сказал переводчику: «Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание (объяснение) этому и почему он сделал это своим господином (богом)?» Он сказал: «Потому, что я вышел из подобного этому и не знаю относительно себя самого иного творца, кроме этого».
Из них кое-кто говорит, что у него54 двенадцать господ (богов): у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли господин, а господин, который в небе, самый больший из них, но только он объединяется с ними (остальными богами) в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ.
Аллах превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием. Он (Ибн-Фадлан) сказал: мы видели, как (одна) группа поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется рыбе, (третья) группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда) вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги) обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них (врагов), так что они испугались и сами были обращены в бегство, после того, как обратили в бегство (башкир), и поэтому они (башкиры) поклоняются журавлям и говорят: «Эти (журавли) наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов», и поэтому они поклоняются им (и теперь).
* Башкурт — головной волк (букв.). — Прим. ред.
Источник: [10.14]
Комментарии
Статья № 14
А. К. Гоголев
Подлог Символа веры, или О троичности Божества
В томе 9 ПСРЛ приводится текст Символа веры, существенно отличающийся от версии образца XXI в. Существенно настолько, что я не понимаю, во что именно верили православные в веке X-м!
Но зачем вообще нужно было попам включать в летопись чисто богословский вопрос?
Предполагаю, для того, чтобы загнанные в Днепр киевляне отчётливо бы прокричали на страницах летописи во что они конкретно вознамерились верить и во что всем остальным русским нужно верить впредь. — Ведь то, что не написано на бумаге — то ложь.
Стоит заметить: традиционно считается, что клирики к году христианизации Руси уже закончили собачиться по внутрикорпоративным вопросам, для решения которых они якобы собирались неоднократно на нескольких Вселенских соборах, начиная с 325 года. Таким образом Символ веры в Патриаршей летописи должен был бы являться итогом всех споров, представляя собой давно отшлифованную аннотацию к христианскому учению. Но он выглядит в летописи своим главным фрагментом совершенно непотребно:
Сын подобосущен и безначален Отцу... Дух есть Дух пресвятый, Отцу и Сыну подобосущен и присносущен.
Этот текст никак не согласуется с текстом Символа веры православных:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Тут главная интрига состоит в разнице двух определений: в подобо- или в единосущности Бога-Сына Христа Богу-Отцу Иегове! Боголóги аж царапались в спорах при выборе одного из двух вариантов; доходило до прямых оскорблений: так св. Дамаскин просто взял и обозвал св. Оригена «творцом нелепостей пустых речей» [Точное изложение православной веры], а в более поздние времена споры вообще заканчивались трагедиями. Так Кальвин, накачанный угаром инквизиции, велел сжечь на костре свободомыслящего Сервета [О. Шпенглер, Закат Европы].
Если кратко и просто, то тезис о единосущности сводится к тому, что каждое Лицо Троицы является Богом; иные версии — что одна из ипостасей (аватар) Бога, например, Иисус, является подобным Иегове, т. е. не равным, а лишь подобным Богу-Отцу.
При этом автором казуса с «подобосущностью» был Арий, александрийский священник, умерший, как говорят, в 336 году н. э., то есть через 11 лет после осуждения Никейским собором его ереси и провозглашения принципа единосущности Христа и еврейского Бога-Отца. Однако идеи этого еретика, получается, прижились на Руси, просуществовав затем несколько столетий!
Таким образом, строго говоря, в России
изначально распространялось не христианство в правильно славящем Христа варианте, а арианство — еретическая ветвь религии! Вплоть до XVII века.
До реформ Никона!
Для многих верующих православных явным откровением станет и вот эта информация.
Только с 1650 года на Руси было введено Никоном троеперстное крестное знамение, когда три пальца собранные в щепоть и стали означать Трёхиспостасную суть христианского Бога. Люди же, которых Никон бросал в костры за приверженность старой вере, крестились двумя перстами: указательный палец символизировал человеческое естество Христа, а рядом с ним стоящий — великосредний — Его Божеское естество.
Причём крестились русские христиане так со времён князя Владимира. Иначе говоря, никакого культа Бога-Отца Иеговы до времён царя Алексея Романова и Никона не было в православии и близко, как не могло существовать и никакого культа Святой Троицы! Соответственно, и время возникновения арианства следует передвинуть вплотную к году вписывания в Никоновскую летопись формулы нового Символа веры.
И тут начинается вообще «высший пилотаж», и, хотя его железная логика смотрящими РПЦ отвергается с порога с «убийственным» контраргументом — мол, так не может быть потому, что так не может быть в принципе! — я всё-таки воспроизведу фрагмент доклада от 1943 года академика С. Я. Лурье, который был основным переводчиком сложнейших посланий царя Ивана IV
Тезис Троичности Божества ни на Никейском Соборе 325 г., ни в текстах ранее 385 года никем не обсуждался и не поминался. Таким образом, единственные доказательства понимания евангелистами и упоминания в Библии тезиса Троичности — [1 Ин 5:7] и [1 Тим 3:16] — являются подделкой. Причём во втором случае только путём замены буквы «ο» на «Θ», что является сокращением слова «ο Θεος»; этот приём и обеспечил требуемый эффект. [Статья «Ньютон — историк древности» // Исаак Ньютон 1643/1727. Сборник статей к трёхсотлетию со дня рождения под ред. академика С. И. Вавилова].
Итак. Перечислим факты.
1) Никакого Символа веры с Троицей до реформ Никона на Руси не было впомин до середины XVII в. 2) Сама идея Троицы — подлог. 3) Парад религий перед князем Владимиром — это парафраза анонимного хазарского послания в Кордову (см. Текст Шехтера >>). 4) В Летописи Символ веры с Троицей де-факто присутствует для ситуации конца X века, до размежевания церквей в 1054 году.
Вывод однозначен: аттракцион с историей христианизации Руси вписан в Национальную летопись не ранее XVII в., то есть в правление первых Романовых, в период расцвета теократического государства. — Если не целиком, то в огромной своей части.
Кто мог быть заказчиком? Исходный посыл был, надо полагать, сформулирован церковным дуумвиратом первых Романовых — отца (кира Филарета, патриарха, фактического правителя) и сына (инока) Михаила. Их дело продолжил наш тишайший царь Алексей Романов, для которого, не смотря на всю его боговлюбчивость, не было проблемы довести страну до восстания 1648 года, а затем утопить в крови участников медного бунта 1662 года. Что тогда стоило Романовым покуситься на святое, на историю страны? Резко поменяв Символ веры попутно, как я предполагаю, формулировка которого была впервые привнесена в Россию агентом Ватикана Михаилом Триволисом (полуграмотные Романовы с двуклассным начальным образованием до этого точно додуматься не могли). Этот персонаж прошёл поначалу обучение в Риме, затем в престижном полусветском монастыре Ватопеда на Афоне (по сути, сценарно-издательстком центре Восточного христианства), а затем он три года осваивал премудрости Торы в крымских синагогах. После чего по приглашению Кремля клирик оказался в России, где его переобозвали Максимом Греком.
Таким образом всё говорит за то, что именно трудами Романовых и появилась столь нелепо смотрящаяся летописная кричалка про «единого Бога Отца и Сына и Святаго Духа», с которой заградотряды Владимира загоняли киевлян в Днепр. Ведь реально этот фрагмент Символа веры мог появиться только с введением на Руси троеперстия, т. е. не ранее 1650 года, года очередной подделки национальной летописи. Не так ли?
Мусульманский Символ веры в устах князя Владимира
Викинг присягает христианству, произнеся в летописи только одну фразу:
«Во истинну велий Бог христианский, и несть ин Бог разве его».
Прочитав это, я был в шоке! Напомню текст исламского Символа веры:
«Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха»,где вторая часть фразы — новодел, как мы уже выяснили ранее в применении, в частности, к верованию поволжских булгар X в., где собственным именем исламского бога считалось Бохмич (Мухаммед). Имя собственное Аллах поволжским мусульманам было неведомо в X веке.
И ведь надо же: одной этой клятвы оказалось достаточно, чтобы, опрысканный «святой водой», трудами шестой жены Анны ослепший князь Владимир вдруг моментально прозрел, аки в евангельском сюжете:
Сказав это, Он (Христос. — А. Г.) плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим [Ин 9:6..7].
Сценаристы Национальной летописи России были, однако, людьми творческими и, подобно Ференцу Листу, не стали тяготиться грехом заимствования идей у Никколо Паганини: «Гениальное и в наших руках останется гениальным!» — решили они, и позаимствовали свою Кампанеллу у апостола Иоанна. Ведь монахи творили Новую историю! Виртуозно, надо сказать. Не хуже Листа.
Но вот что примечательно. В реестре из более тысячи книг библиотеки патриарха Никона я обнаружил всего лишь четыре авторских Евангелия! Это «Книга, Евангелие второе Марка, Матфея толковое», «Книга писмяная в десть, Луки Евангелиста толковая», «Книга, Послание Иоанна на Матфея, в десть» и «Книга Евангелиста Иванна, в десть».
Есть и ещё несколько Благих вестей, но обезличенных, например, «Книга Евангелие Греческое, на харатье», т. е. на пергаменте. Подчеркну ещё раз: среди тысячи книг личной библиотеки самого христианистого их всех христиан Руси имелось только четыре базовые книги Нового Завета!
Это может означать только одно: доступ к Евангелиям был на Руси весьма ограничен, их могли читать только самые приближённые к патриарху люди. Соответственно, и подлог с историей о восстановлении зрения у князя Владимира был несомненно выдуман только в ближайшем окружении патриарха, теми, кто имел доступ к единственному экземпляру Евангелия от Иоанна.
Поэтому, когда я говорю о подлоге летописей Домом Романовых я имею в виду, что подлог тот осуществлялся не какими-то мифическими исполнителями воли царя и патриарха, а, возможно, ими самими, лично. Если учесть, что Алексей Романов практически за пределы Кремля не выезжал, то чем он занимался все 47 лет своего правления на пару с Никоном? А чем аж 32 года был занят бывший инок Михаил на пару со своим отцом патриархом? Уж не вспомнили ли они свои былые навыки летописных подделок, полученные в Ипатьевском монастыре?
Источник: [21.153]
Комментарии
Статья № 15
Нейросеть YandexGPT, 2023
Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:
- В статье представлены разные взгляды на историю христианства в Древней Руси.
- В статье рассматриваются разные источники и мнения о крещении Руси.
- Приводятся разные версии о времени и обстоятельствах крещения Руси.
- Упоминается роль князя Владимира в принятии христианства.
- Обсуждаются различные символы и обряды, связанные с христианством.
- Упоминается подлог Символа веры в Патриаршей летописи.
- Подчеркивается ограниченность доступа к Евангелиям на Руси.
- Автор предполагает, что подлог мог быть осуществлен патриархом Никоном и царем Алексеем Романовым.
Источник: [21.182]
Статья № 16
Абу Али ибн Даст, 912
Болгаре
Царь Болгар, Алмуш33 по имени, исповедует ислам. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут.
Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами37. Те же из них, которые пребывают в язычестве, повергаются ниц пред каждым знакомым, которого встречают38.
Славянская земля
Все Славяне — огнепоклонники75.
Источник: [10.16]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024