Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений > Взаимоотношения: Один ко Многому > Славяне и российские этносы (XVII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

Взаимоотношения: Один ко Многому. Славяне и российские этносы (XVII век)

Карлейль, Коллинз, Масса, Мерцалов, Койэтт, Аверка

Статья № 1
Чарльз Карлейль, 1663–1664

(хозяин — слуги)

Если они на своих жен и детей смотрят гордо и сурово, то чего можно ожидать от их обращения со слугами? И действительно, служба есть чистое рабство. Не смотря на то, что слуги во все время своего служения ничего для себя не имеют, кроме содержания, тем не менее хозяева имеют над ними безусловную власть и располагают ими, как хотят.

Я говорю преимущественно о тех слугах, которые находятся в услужении вследствие необходимости и о тех, которые еще с детства были отданы своими родителями на вечную службу какому-либо знатному. Дело это весьма обыкновенное в Московии, и тaкиe люди находятся в полном рабстве, так как они не имеют ровно никакой свободы. При таких условиях легко отгадать какое подчинение и зависимость налагают на своих служителей те, которые так горды и вспыльчивы, и какое удовольствие могут ожидать там служители от своих господ?

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения классоврасслоение обществареволюциивосстаниякультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.11]

Статья № 2
Самуэль Коллинз, 1658–1666

(царь — люди)

Иногда он (Иван IV — Прим. ред.) переодетый приставал к шайке воров и советовал им однажды обокрасть казнохранителя. «Я, — говорил он, — покажу вам дорогу». Но один из воров занес кулак и сказал, ударив его по лицу во всю руку: «Негодяй! Как ты смеешь предлагать нам ограбить нашего Государя, который до нас так милостив? Лучше ж мы обокрадем какого-нибудь богатого Боярина, который сам расхищает казну царскую».

Иван очень доволен был его поступком, расставаясь, обменялся с ним шапкой и велел ожидать себя на дворцовой площади (Duaretz), через которую Император часто проходил. «Там, — сказал он, — я поднесу тебе добрую чарку водки и мёду». Вор пришёл в назначенное место, и Царь, увидев его, подозвал к себе, советовал вперед не воровать, отличил его при дворе и употреблял впоследствии для открытия воровских шаек... Иван Васильевич был любим народом, потому что с ним обходился хорошо, но жестоко поступал со своими Боярами.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [16.10]
Комментарии

Статья № 3
Исаак Масса, †1635

(воевода — пленные)

После этой победы главный воевода Мстиславский повелел всех пленных, которые были казаками из Московии, рубить саблями, вешать на деревьях, расстреливать и некоторых спускать под лёд, но поляков вместе с отбитыми знамёнами, трубами и барабанами отправили в Москву, также и копьё (лже-)Димитрия, найденное на том месте, где была убита его лошадь, и это копьё было позолочено и снабжено тремя белыми перьями и было довольно тяжело.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [20.26]

Статья № 4
А. Е. Мерцалов

(посадские — уездные)

Вологда, по Писцовой книге 1627 г.

Во внутренней городской жизни преобладает одна характерная черта: это — полная разобщенность горожан по сословиям; черта эта отражается в писцовой книге между прочим тем, что дворы горожан переписаны в ней не по улицам, а в порядке сословных групп.

Действительно, в городах до-Петровской Руси не было городских обывателей в смысле настоящаго времени, потому что городские жители в их совокупности не соединялись никакими общими интересами. Помещики и вообще люди служилые имели не местное значение, а государственное; тоже можно сказать и о духовенстве.

Посадские люди в сущности ничем не отличались от уездных тяглецов: они также были поверстаны в сохи; разница заключалась только в низших единицах, из которых слагались сохи в городах и волостях: в первых такими мелкими единицами были дворы, во вторых — выти. Одним словом, город не сообщал своему обывателю ни каких прав, если он не имел их в качестве лица, принадлежащего к известному сословию.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.29]

Статья № 5
Бальтазар Койэтт, 1676

(царь — чиновники)

(чиновник — люди; то есть зеркально "царь — чиновники")

В субботу, 25-го апреля, у нас обедали Бранденбургский агент и доктор Розенбург, который, между прочими странными вещами, рассказал, что все микстуры, которые приходится принимать его царскому величеству и его супруге, должны сначала быть испробованы князьями и княгинями, хотя и совершенно здоровыми. Случается, прибавил он, что 30 или 40, а то и более господ, должны пить микстуру, приготовленную для его величества, раньше, чем царь её попробует.

Большая часть этих вельмож — князья или герцоги, которые имеют свои земли, своих людей и доходы, но не могут сами управлять ими, а должны пользоваться услугами других, чтобы держать свой двор в самой Москве и ежедневно являться ко двору; все это делается из опасения, чтобы, живя в своих владениях, они, при помощи своих подвластных, не замыслили чего против его царского величества.

Живут они в великолепных домах и дворцах, очень роскошествуют и на улицах являются в очень дорогих одеждах; наряду с лошадьми и санями у них много служителей и рабов, которые бегают вокруг них. Когда они на лошади едут по городу, то у луки седла у них небольшая литавра, о которую они бьют рукояткою хлыста, чтобы заставить посторониться толпу, находящуюся на улице, на рынке или перед Кремлём.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.41]
Комментарии

Статья № 6
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка), 1606

(король — рыцари)

Въ лѣто 1606. Былъ рокошь (rokosz) и большое возмущеніе.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [18.135]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,167