Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений > Взаимоотношения: Один к Одному > Славяне и российские этносы (XIV век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

Взаимоотношения: Один к Одному. Славяне и российские этносы (XIV век)

Ordo, Тверская, Договоры

Статья № 1
Ряд земского права (лат. — «Ordo judicii terrae»; чеш. — «Rad prava zemskeho»), после 1350

(человек — человек, но из разных каст)

Чехия

Если бы равный равному по рождению дал пощёчину перед королём или перед полным судом и тут же схвачен был, тогда тот, кому дана пощёчина, должен дать ему, в свою очередь, две, ударив по каждой щеке и кулаком в нос.

Но если низший высшему по рождению дал пощёчину, то есть владыка шляхтичу, либо горожанин и седляк владыке, и тут же схвачен был, ему должна быть отрублена рука, и после они должны поручиться, что никто никому мстить не будет.

Если же холоп владыке или шляхтичу посмел дать пощёчину и тут же схвачен был, то должен быть отдан (высокородному) на милость с головой, чтобы сделал с ним, что захочет.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения классоврасслоение обществареволюциивосстаниякультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [14.22]

Статья № 2
Тверская летопись, 1382

(властитель — поп)

В 6890 году от СМ великий князь Михаил позолотил купола церкви св. Спаса в Твери. Той же осенью, перед Филиповым заговением пришёл из Царьграда митрополит Пимин. Однако князь его не принял, белый клобук с его головы велел снять, поповскую дружину разогнал, а самого попа сослал в Галич, где тот на Чухомле и отсидел год, после чего был перевезён в Тверь.

Тверская летопись, 1382.  В 6890 году от СМ великий князь Михаил позолотил купола церкви св. Спаса в Твери. Той же осенью, перед Филиповым заговением пришёл из Царьграда митрополит Пимин. Однако князь его не принял, белый клобук с его головы велел снять, поповскую дружину разогнал, и сослал попа в Галич, где тот на Чухомле и отсидел год, после чего был перевезён в Тверь.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения классоврасслоение обществареволюциивосстаниякультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансыбелый клобукказачок из Царьграда

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 3
Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных

(Князь — Князь)

1
Договорная Грамота (в копии) Великаго Князя ДИМИТРИЯ ИОАННОВИЧА и брата его Князя Володимера Андреевича с Великим Князем Тверским Михаилом Александровичем: о бытии им в дружбе и согласии; управлении всякому своими землями по старому разделу; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей; о бытии с Новым-городом и с Торжком в согласии; о возвращении пограбленных вещей; о судах, расправах, пошлинах и мытах. — Писана при Митрополите Алексее 1368 года.

По благословенью отца нашего Алексия Митрополита всея Руси. На семь, брате молодший Князь Великий Михаило Олександровичь, целуй ко мне крестъ къ брату старейшему Князю Великому Дмитрию Ивановичю и къ моему брату Князю Володимеру Андреевичю, и къ нашей вотчине къ Великому Новугороду, и за свои дети и за свои братаничи. Имети ти мене собе братомъ старейшимъ, а Князя Володимера брата моего братомъ, а добра ти намъ хотети во всемь везде безъ хитрости, а што ти слыша ото крестьянина или отъ поганина о нашемъ добре или о лисе, а то ти намъ поведати въ правду, по целованью, безъ хитрости. А Князи Велиции крестьяньстии и Ярославьстии съ нами одинъ человекъ, а ихъ ти не обидети: а имешь ихъ обидети, намъ дозря ихъ правды, боронитися съ ниме отъ тобе съ одиного; а имутъ тобе обидети, намъ дозря твоие правды, боронитися съ тобою отъ нихъ съ одиного. А где ми буде, брате, пойти на рать, или моему брату Князю Володимеру Ондреевичю, всести ти съ нами самому на конь безъ хитрости, а пошлемъ Воеводъ, и тобе и своихъ Воеводъ послати. А вотчины ти нашие Москвы и всего Великого Княженья и Новагорода Великого блюсти, а не обидети; а вотчины ти нашие Москвы и всего Великого Княженья и Новагорода Великого подъ нами не искати и до живота, и твоимъ детемъ и твоимъ братаничемъ...

А жити намъ, брате, по сей грамоте: съ Татары оже будеть намъ миръ, по думе, а будеть намъ дати выходъ, по думе же; а будеть не дати, по думе же. А пойдутъ на насъ Татарове или на тебе, битися намъ и тобе съ одиного всемъ противу ихъ: или мы пойдемь на нихъ, и тобе съ нами съ одиного пойти на нихъ. А къ Ольерду ти и къ его братьи, и къ его детемъ и къ его братаничемъ целованье сложити. А пойдутъ на насъ Литва, или на Смоленьского на Князя на Великого, или на кого на нашю братью на Князей, намъ ся ихъ боронити, а тобе съ нами всимъ съ одиного: или пойдутъ на тобе, и намъ такоже по тобе помагати, и боронитися всимъ съ одиного...

А съ Новымъ ти городомъ и съ Торъжкомъ жити въ старине и въ миру, а рубежь ти держати съ Великимъ Новымъ городомъ и съ Торжькомъ и зъ пригороды земли и воды по старине, какъ то было при нашемъ Деде при Великомъ Князи при Иване, и при нашемъ Дяди при Великомъ Князи при Семени, и при моемъ Отци при Великомъ Князи при Иване...

А кто Бояръ и слугъ отъехалъ отъ насъ къ тобе, или отъ тобе къ намъ, а села ихъ въ нашей вотчине въ Великомъ Княженьи, или въ твоей вотчине во Тфери, въ ты села намъ и тобе не въступатися: а что Ивановы села Васильевича и Некоматовы, а въ ты села тобе ся не въступати, а имъ не надобе, те села мне; а Бояромъ и слугамъ волнымъ воля...

Сесь списокъ съ записи со Тферские, что за Новгородскими печатми, Великого Князя Дмитрея Ивановича.

2
Договорная Грамота Великаго Князя ДИМИТРИЯ ИОАННОВИЧА и детей его, с братом его Князем Володимером Андреевичем и детьми его (третья): о принятии его к себе в любовь и дружбу; о управлении всякому своими землями, по старым рубежным грамотам; о даче для Ордынского выхода дани; о непокупке и незакладывании с обеих сторон вотчин; о судах, расправах, дани и пошлинах.— Писана при Митрополите Пимине 1388 года.

Тебе брату моему молодшему и моему сыну Князю Володимеру Андреевичу держати ти подо мною и подъ моимь сыномъ подъ Княземъ подъ Васильемъ, и подъ моими детми Княженье мое Великое честно и грозно; а добра ти мне хотети и моимъ детемъ во всемь, а служыти ти мне безъ ослушанья. А что ти слышевъ о мне и о моихъ детехъ отъ хрестьянина или отъ поганина, то ти намъ поведати въ правду. А хто будеть другъ мне и моимъ детемъ, то и тебе другъ; а хто будеть мне и моимъ детемъ недругъ, то и тебе недругъ, а тобе такоже и твоимъ детемъ...

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения классоврасслоение обществареволюциивосстаниякультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансыдоговорная грамотамирный договор князейдоговор о мирепредательствосвободный отход

Источник: [20.171]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,159