Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Торжества, праздники не церковные, забавы и игры > Славяне и российские этносы (XVII век)

14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры

Торжества, праздники не церковные, забавы и игры. Славяне и российские этносы (XVII век)

Немоевский, Корб-1, Карлейль, Гордон, Петрей, Олеарий, Витсен, Койэтт, Корб-2, Давид, Котошихин, Новый год, Идес и Бранд, Невилль, Пипс, Рейнтенфельс, Таннер, Забелин, Лизек

Статья № 1
Станислав Немоевский, 1606–1608

Коронация Марины Мнишек

В знак веселия и радости без умолку, попеременно, от раннего часу дня1 и до первого часу ночи били в барабаны, которых было 50, и трубили в трубы, а трубачей было 30; кроме того, часто звонили в большой колокол, ширина которого внизу 55 пядей, а высоты — 15, махина, необыкновенно большая.


1 8 мая 1606, сразу после свадьбы Марины со лже-Димитрием. — Прим. ред.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.7]

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

1-го (11-го) сентября 1698 г. Первого сентября, по старому календарю, pyccкие празднуют Новый год. Счет лет ведут они от сотворения миpa. У Москвитян этот день прежде празднован был торжественно, по древнему обычаю. Нa обширной Кремлевской площади обыкновенно устраивались два места, весьма богато украшенные, одно для царя, другое для патриарха. Великолепие одежд возбуждало еще больше почтения к царю, на которого народ смотрит как на божество и которому привык оказывать необычайную преданность. После торжественного благословения патриаршего, вельможи и другие важные поздравители обращались с благожеланиями к царю (Петру I — Прим. ред.), который благодарность выражал поклоном.

Эти церемонии во время отсутствия царя уже несколько лет не совершались, и пышная новизна нашего времени не вызвала их из забвения, как устаревшие. Набожность предков, которая дозволяла связывать царя столькими священными обрядами, показалась уже слишком религиозною. Однако ж Новый год был торжественно отпразднован; у Шеина был устроен пир с царскою роскошью. Собралось бесчисленное множество бояр, гражданских и военных чиновников, тут было и множество матросов; к ним часто подходил царь и оделял яблоками и сверх того каждого честил названием брата. Каждый тост начинался залпом из 25 орудий. Впрочем и такая торжественность дня не помешала работе несносного брадобрея, которую отправлял известный при царском дворе шут (Вероятно, Тургенев — Прим. ред.); отделаться от него, когда он поднесет ножницы к бороде, было невозможно: такой человек наказывался пощечинами. Таким образом между шутками и стаканами весьма многие слушались дурака и смехотвора и должны были отказаться от древнего обычая.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.1]

Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Между упражнениями и увеселениями я поставлю на первом плане машину, довольно любопытную, служащую им для качания. Вышиною она почти с ветряную мельницу, построена на двух больших столбах, возвышающихся с земли друг против друга на достаточном расстоянии. Посреди этих столбов есть еще другой столб, их пересекающий, среди которого выходят на крест четыре места для сидения на конце четырех деревянных дощечек одинаковой величины и протяжения, почти также, как крылья у ветряной мельницы. На этих четырех местах садится столько людей, сколь требуется для того, чтобы, севши один за другим, они могли оборачивать машину довольно быстро вокруг срединного столба, что зависит вполне от перевеса, который они производят: ибо в то время, как одни поднимаются, другие опускаются и так попеременно до тех пор, пока кто-либо из зрителей их не задержит...

Для женщин есть особое упражнение; на каждом конце доски, прикрепленной к блоку, садятся женщины и одна из них, подобно тем, которые танцуют на верёвке, раскачивает доску; по мере того, как одна падает на свой конец, другая сильным движением подбрасывает её вверх. Так они продолжают взаимное качание с большою ловкостью и таким образом качаются четверть часа и более без отдыха. Даже знатные женщины иногда развлекаются таким образом со своими служанками...

В праздничные дни молодые люди имеют обыкновение собираться и развлекаться ударами кулаков и палок; обижаться за это считается между ними не приличным. Таким образом они настолько привыкают к ударам, что делаются нечувствительными, так что не должно находить странным, если они заявляют более отвращения к работе, чем к кнуту и палке, даже если их употребляют с большою жестокостью.

Есть между ними такиe, которые очень хорошо умеют бороться, в чём они иногда упражняются, подобно англичанам, которые весьма ловки в этом упражнении.

Зимой они имеют (как и голландцы) коньки, которые они употребляют, когда воды покрыты льдом, но не для путешествия, но только для упражнения и согревания на льду. Эти коньки сделаны из дерева, внизу с длинным и узким железом, хорошо полированным, но загнутым спереди; для того, чтобы железо могло бы лучше резать лёд, поворачивают ноги внутрь, когда скользят вперед, таким образом они несутся прямо с большой скоростью.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.11]

Статья № 4
Патрик Гордон, †1699

В июне я проиграл и вернул 20 рублей на конных бегах, а затем выиграл 100 рублей на бегах, что велись на 5 верст. Несколько раз меня угощали друзья в Слободе, и я принимал много визитов, а 100 рублей, взятые мною на скачках, были большей частью истрачены на увеселение друзей, что пришли смотреть оные.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.14]

Статья № 5
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Лучшее удовольствие и развлечение у русских ездить и скакать верхом и стрелять из лука: тот считается лучше и почётнее, кто туже всех натягивает лук, дальше пускает стрелу и попадает в цель.

Много играют в шашки и в зёрна и выигрывают множество денег.
Некоторые играют в карты, другие забавляются бабками, свайкой и чувилём, а таких удовольствий, как, например, карусели, турниры, танцы, фехтованье и другие рыцарские упражнения, у них не водится.

Великий князь и другие знатные господа находят удовольствие в звериной охоте и травле...

Женщины находят развлечение и забаву в качанье на досках, а также и на верёвке.
В большие праздники сговорятся двое или трое молодцов и срубят два длинные столба, около 16 аршин длиною, крепко вбивают их в землю, кладут на них перекладину, точно виселицу, к которой и привязывают две длинные веревки, спускают их до земли и ходят потом по всем дворам в городе. Желающая качаться выходит за ворота на улицу и садится на ту веревку; два молодца немного отойдут от неё, возьмутся за другую веревку, около 12 аршин длиною, привязанную к той, на которой сидит женщина: так и дергают веревку до того, что сидящая взлетает снизу вверх, и это делают до тех пор, пока угодно качальщице.
Она может держаться рукой за верёвку, а после качанья платит за него серебряную деньгу, и молодцы, строившие качель, добывают иногда до полутора талера у каждого дома. Ту, которая качается выше всех, хвалят и считают мастерицей.
Простые дворянки, девушки и служанки, также купчихи и другие женщины простого звания, забавляются открыто на улицах, богатые и жены больших бояр с их челядью делают это тайком на своих дворах.

На свадьбах, также и на других вечеринках, они пляшут особенную пляску: сговорятся две женщины, выдумают сами неприличную песню, да и поют ее. Во время пения они схватываются вместе, потом опять разойдутся, всплескивают и хлопают руками, прыгают, то повернутся лицом, то задом друг к другу, остановятся и начнут повертывать задницей, точно мелют горчицу или чечевицу на ручной мельнице; та, которая поет и повертывает задом лучше всех, берет преимущество перед другими, той больше и славы. Впрочем, это бывает не явно, при всех, а тайком между одними женщинами.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [20.26]

Статья № 6
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Новый год

1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год...

Процессия, которую устроили русские, справляя этот праздник, была очень красива на вид. На кремлевской площади собрались более двадцати тысяч человек, молодых и старых. На верхнюю площадь вышел патриарх со всем клиром, с почти 400 попов в священническом убранстве, с очень многими хоругвями, иконами и раскрытыми старыми книгами. Они вышли из церкви, лежащей по правую руку, если подниматься вверх.

Кремль. Источник [17.33]
Кремль. Источник [17.33]

Его царское величество, со своими государственными советниками, боярами и князьями, вышел с левой стороны площади. Великий князь с обнаженной головой и патриарх в епископской митре, оба поодиночке, выступили вперед и поцеловали друг друга в уста. Патриарх также подал его царскому величеству, чтобы тот мог приложиться, крест, с пядень длиною, осыпанный большими алмазами и другими драгоценными камнями. Затем он во многих словах произнес благословение его царскому величеству и всей общине, а также пожелал всем счастья к Новому году. Народ кричал в ответ: «Аминь!»

Тут же стояло бесчисленное количество русских, державших вверх свои прошения. Со многими криками бросали они эти прошения в сторону великого князя: потом прошения эти собирались и уносились в покои его царского величества. Затем, в чинной процессии, каждый опять вернулся на свое место.

«Светские» разговоры на тусовках у смотрящих

Так как они несведущи в хвальных науках, не очень интересуются достопамятными событиями и историею отцов и дедов своих и вовсе не стремятся к знакомству с качествами чужих наций, то в сходбищах их ни о чем подобном и не приходится слышать.

Не говорю я при этом, однако, о пиршествах у знатнейших бояр. Большею частью их разговоры направлены в ту сторону, куда устремляют их природа и низменный образ жизни: говорят они о разврате, о гнусных пороках, о неприличностях и безнравственных поступках, частью ими самими, частью другими совершенных. Они рассказывают разные постыдные басни, и кто при этом в состоянии отмочить самые грубые похабности и неприличности, притом с самой легкомысленною мимикою, тот считается лучшим и приятнейшим собеседником.

Увеселения жен из высшей касты. И не только из высшей.

Так как праздные молодые женщины очень редко появляются среди людей, а также не много работают и дома и, следовательно, мало заняты, то иногда они устраивают себе, со своими девушками, развлечения, например, качаясь на качелях — что им особенно нравится. Они кладут доску на обрубок дерева, становятся на оба конца, качаются и подбрасывают друг друга в воздух. Иногда пользуются они и веревками, на которых они умеют подбрасывать себя весьма высоко на воздух. Простонародье, особенно в предместьях и деревнях, занимается этими играми открыто на улицах. Здесь у них поставлены общие качели в форме виселицы, с крестообразною движущейся частью, на которой двое, трое и более лиц могут подняться одновременно.

Увеселения женщин. Гравюра из книги Адама Олеария
Увеселения женщин. Гравюра из книги Адама Олеария

Больше всего подобной игрою у них занимаются по праздникам: в эти дни особые молодые прислужники держат наготове сиденья и другие необходимые принадлежности и, за несколько копеек, одолжают тем, кто желает покачаться. Мужчины очень охотно разрешают жёнам подобное увеселение и иногда даже помогают им в нём.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.34]

Статья № 7
Николаас Витсен, 1665

Торжок, 8—11 января

Я видел так же, как дети слетали с высоких, крутых гор на длинных дощечках быстрее стрелы из лука, ужас!

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.39]

Статья № 8
Бальтазар Койэтт, 1676

В среду, 11-го сентября (1675 г.) — 1-го по старому стилю, когда Русские празднуют новый год, губернатор, прислав его превосх. послу две пары белых и серых зайцев, велел спросить о здоровье и пожелать счастливого нового года... 13-го, утром, некий Нидерландский купец подарил его превосх-у прекрасную дыню, которая в Архангельске считается чем-то особенным; после этого, в обед, мы попробовали и ее, равно как и вишни. Вечером его превосх. получил от некоего нового «гостя»1, на днях прибывшего из Москвы, ещё дыню и несколько яблоков, считающихся здесь редкостями, вместе с другими подарками.


1 Гость — купец (меркатор) с правом ведения экспортно-импортных операций.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.41]

Статья № 9
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Праздники

В России считают почти столько же праздников, сколько дней в году, что не мешает, впрочем, праздновать эти дни поочередно в разных частях города, так, чтобы в продолжение дня, свободного от работы в одной части, жители других частей могли заниматься своим делом, но большие праздники, как то: Рождество, Воскресение, Вознесение Господне и проч., празднуют все вместе; торжество сих дней сопровождается беспрерывным и неприятным колокольным звоном. Если звук колоколов и богомольство, выражаемое крестным знамением, удовлетворяют требования христианского благочестия, то церковь наша имеет в москвитянах самых лучших христиан.

В праздничные дни русские только по утрам не занимаются работой, причем отправляют свои празднества на рассвете и даже по большей части во мраке перед рассветом; днем же, если не занимаются работой, предаются пьянству, так что когда русские отправляют праздник или (как они говорят) «бражник», то всегда надо ожидать пожара.

Масленицу итальянцы называют карнавалом, латинцы — вакханалиями, наши же немцы, живущие в Московии, — die Butterwoche (Неделя масла — Прим. ред.), так как в продолжение этой недели мясо запрещено, но с коровьим маслом кушать позволяется; в остальное же время сорокадневного поста употребляют кушанья, приготовленные только с деревянным маслом.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.2]

Статья № 10
Иржи Давид, 1686–1689

В простом народе процветают некоторые несложные весёлые игры, как, например, бросание гвоздя в железное кольцо, попадание в косточки, расположенные в определённом порядке.

Но особенно в ходу качание как на канате, подвязанном к перекладине — такие качели воздвигнуты для публики в деревнях и городах, — так и на доске, положенной в равновесии. Этой забавой особенно услаждаются женщины.

Среди более почтенных и знати процветает игра с пешками, которую мы называем шках. Мы видели, как этим повсюду занимаются купцы и обыватели в лавках; карты среди русских не употребляются.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.52]

Статья № 11
Г. К. Котошихин, †1667

День рождения боярина

А как придет празновати день рождения которого боярина, или думного и ближнего человека, или их детей, и они в тот день ездат к царю челом ударить, и царь их спрашивает о здоровье и поздравляет, а после того подносят царю имянинные калачи, и царь у них те калачи велит принимати; и потом пойдут к царице, и царица против того ж поздравляет, и калачи велит принимать; и потом ходят к царевичам и к царевнам, и от них потомуж бывает им поздравление и калачи принимают; а у царевен у самих не бывают, кроме свойственных бояр; и потом меж себя тот день друг у друга пируют.

А царь, и царица, и царевичи, и царевны, у них на обедех и в домех их не бывают, ни у кого; и не токмо на обедех и на веселиях их, и на погребениях не бывают же никогда.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.112]

Статья № 12
Пётр I. О праздновании Нового года, 1699

(№ 1736)
— Декабря 20. Именной. — О праздновании Новаго года.

Великой Государь указал сказал: известно Ему Великому Государю нетолько что во многихъ Европейских Христианских странах, но и въ народахъ Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всемъ согласны, какъ: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки, отъ которыхъ вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют отъ Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря съ 1 числа, а не отъ создания мира, за многую разнь и считание въ тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век; и для добраго и полезного дела, указал Великий Государь впредь лет счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после дожнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущаго Генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению Генваря по 7-й день того ж 1700 года.

Да Генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненныя потехи зажгут дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатнаго, воинскаго и купецкаго чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или инаго мелкаго ружья учинить трожды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собраться пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной ли по 2 или по 3 смольныя и худыя бочки, и заполня соломою или хворостом, зажигать; а перед Бурмистрскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по ним разсмотрению быть же.


См. также в Разделе «Меры времени» >> Здесь

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеновый народный праздникНовый год от Петракак праздновать Новый год

Источник: [17.120]

Статья № 13
Избрант Идес и Адам Бран, 1692–1695

Тунгусы
Когда они хотят сообща позабавиться, то образуют круг, один из них становится в середину, в руках у него длинная палка, и ею он, оборачиваясь, ударяет кого-либо в кругу по ногам. Но они умеют так быстро подымать ноги и избегать предназначенного для них удара, что, как ни странно, редко этот удар попадает в цель. Когда же это случается, получившего удар бросают в воду, пока он весь не вымокнет.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиетунгусыигрызабавы

Источник: [17.131]

Статья № 14
Де ла Невилль, 1698

Посту у них предшествует карнавал, который длится столько же дней, что и сам пост7, когда беспорядок столь велик, что иностранцы, которые живут в пригородах, не решаются почти выезжать и заходить в город, поскольку они убивают друг друга, словно звери, и режутся большими ножами в виде штыков.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиекарнавал в Москвемасленицапоножовщина в праздникмассовая пьянкаНавруз

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 15
Самуэль Пипс

О Москве
Всю зиму сидят по домам, некоторые играют в шахматы, остальные же пьют...

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиезаботы зимойшахматные клубы Московии

Источник: [17.144]

Статья № 16
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О грубом обращении русских и о развлечениях их

Упражнением в верховой езде и стрельбе из лука они занимаются весьма усердно, так как это часто бывает им нужно, более же сего они отдыхают в благородном бездействии или за игрою в разбойники или шашки. За этою игрою, которая некогда была в большом употреблении не только у персов и других азиатских народов, но и у исландцев и шведов, в настоящее время проводят почти все время и старики и дети на всех улицах и площадях Москвы. Кроме того, в известные времена года молодежь из простонародья устраивает кулачные бои и борьбу или же пытает счастья, играя в кости. Женщины разгоняют скуку от бездействия песнями, или же, поочередно, подбрасываются вверх бревном, положенным поперек на пень, либо же летают по воздуху взад и вперед на канатах, привязанных к поперечному бревну. Мальчики играют заостренными кусками железа, норовя попасть в лежащее на земле кольцо...

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиенастольные игрыазартные игрыкачели для дам

Источник: [17.146]

Статья № 17
Бернгард Таннер, 1678

Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию

В Москве
Большие ворота в упомянутых выше городских стенах ведут к Москве-реке, текущей близ самых стен, через которую наведён плавучий мост, сплочённый из отёсанных дубовых брусьев; на нём по праздникам и воскресеньям множество купающихся мужчин...

20-го июня, в день св. Феодора по старому календарю, по случаю именин царя было большое торжество; никто какой бы то ни было профессии не смел работать, хотя по праздничным и воскресным дням в других местах обыкновенно работали. С утра до вечера во всех церквях был такой звон, что для непривычных ушей тошно было слушать.

Пока были мы в недоумении по поводу этого нежданного и довольно тягостного торжества, на подворье к нам пожаловали пристава с известьем, что нынче день именин их царя, и почтительно объявили, что, изъявляя свою особенную милость к послам, он велел ради этого торжества нас угостить. В свою очередь и послы начали благодарить, желать всяких благ и до небес превозносить в присутствии приставов день именин. К полудню с телегами и прочими принадлежностями прибыли в прежнем же порядке и повара и, готовя на стол, возбудили было надежду, что угощение будет лучше; был понедельник, мы и думали, что они нас накормят мясным. Но увидав великопостные, почти сырые кушанья (числом однако 200), отравленные большею частью льняным маслом, мы оставили надежду. Тут истинно аппетит был обманут: один отворачивался, другой зажимал нос, третьего тошнило: так по виду-то разохотились было они потрапезовать!..

Но привезённые ими напитки мы не преминули потребить и осушить с ними. Когда они ушли, мы с музыкой отлично откушали по-своему и, осушая кубки за здоровье царя, весело отпраздновали день его именин...

Труд и занятие их — главным образом мытье белья, которое навешивают они на концы длинного шеста, кладут в равновесии на плечо и носят без помощи рук. В таком виде ходят они в Москве к плавучему мосту, где обыкновенно толпою собираются парни, шутят, резвятся, купаются, брызгаются и мало ли ещё что!

Игры у них не очень-то благородны. Простолюдины чаще всего собираются на улицах, где шагах в трех от себя бросают на землю железное колечко величиною с наш флорин. Один из них нагибается; другой, хорошенько разбежавшись, прыгает ему на спину и, сидя на нем, кидает в колечко заострённою железкой, держа её за острие, а другой беспрестанно ему её подаёт. Сколько раз попадёт он в середину колечка, столько раз позволяется ему и промахнуться; а промахнётся он разом больше, чем попал — он тогда теряет игру и должен в свою очередь на своей спине держать другого до тех пор, пока тот и сам не промахнётся.

В таких занятиях проводят они иной раз по несколько часов. От ежедневного упражнения в этой игре иные из них так наловчаются, что к удивлению присутствовавших и дурноте согнутого под бременем бедняги попадали в середину колечка двадцать и более раз.

 Бернгард Таннер. Москва. Забавы и праздники нецерковные, 1678
Бернгард Таннер. Москва. Забавы и праздники нецерковные, 1678

Высший класс играет в французские карты; купцы — в шахматы, девицы и молодые женщины, где найдут удобное место — на улице ли, на дворе ли, кладут большой величины колоду, а на ней помещают в равновесии доску. Стоя по концам её, они приводят друг дружку в движение и попеременно наподдают кверху иной раз (если сойдутся наловчившиеся) так смело, что подбрасывают одна другую на доске кверху высоко. Этим качаньем они тоже занимаются по целым дням.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеописание Москвы XVIIвзгляд чехаименины царяпляжи Москва-реки XVIIкарты в Москвемосковские качелишахматные баталии

Источник: [17.168]

Статья № 18
И. Е. Забелин

Дворцовые забавы, увеселения и зрелища (фрагменты)

Но сколько же языческого представляла наша древняя скачка на диких степных конях, подобная, по всему вероятию, скачкам теперешних степняков? Другая запрещенная игра, шахматы, вероятно и принесенная к нам самими же византийскими христианами, точно так же в нашем быту не могла иметь никакого языческого смысла; но тем не менее отвергалась, как предмет идолослужения...

Во дворце, как видели, устраивались обычные народные игры, например, качели на Святой и горы на Маслянице; во дворце постоянно играли в шахматы и шашки, тавлеи, саки, бирки, а также и в карты. Это были собственно домашние утехи.

Самым видным, наиболее выдающимся предметом комнатной забавы был дурак, шут. Это был, если можно так выразиться, источник постоянного спектакля, постоянной вседневной утехи для всех комнатных дворцовых людей.
Брюин, замечая вообще о наших допетровских увеселениях, говорит между прочим, что:

«Русские веселятся с каким-то зверским довольством зрелищем людей умалишенных и разных калек и уродов, особенно когда оные находятся в опьянелом положении».

Молодого царя Михаила Федоровича в первое время (с 1613 г.) потешал дурак Мосяга, также Мосей (Моисей), а в хоромах у матери царя, великой старицы иноки Марфы Ивановны, в Вознесенском монастыре, жила дура Манка (Марья). В 1616 г. марта 28 пятнадцать человек портных шили целый день «государевым потешникам» дураку Мосею однорядку в покромях, а дуре Манке летник в сорочках31... При Петре, в 1700 г., в дворцовом штате состояли два шута, Яков Тургенев и Филат Шанский, получавшие жалованья по 50 p. У императрицы Анны Ивановны было шесть шутов, два иностранца, Коста и Педрилло, и четверо русских, князь Голицын, князь Волконский, Апраксин и Балакирев.

Одною из любимых русских комнатных утех в долгие осенние и зимние вечера и особенно для грядущих ко сну была сказка и, по всему вероятию, не в специальном её значении, какое определила ей наука, а вообще в значении всякой повести, как небылицы... Точно так же, как человек не был мыслим без своего рода и всегда и терял и приобретал, возвышался и подвергался опале и гонению заодно со своим родом; так и грех писания, как грех мысли, коль скоро выходил из круга понятий книжности, тотчас подвергался осуждению и гонению заодно со всем своим родом своевольной или независимой и самостоятельной мысли. Поэтому записанные пустошные речи и песни равнялись еретичеству...

Музыка, конечно, была одною из первых статей государевой домашней комнатной потехи, а особенно на женской половине, увеселения которой ограничивались по преимуществу только домашними утехами. Заморские органы, как и всякие другие, русские статьи старинных дворцовых увеселений, были, по всему вероятию, и в то время помещены в одной из дворцовых палат, которая по этой причине и должна была называться Потешною палатою... Под именем цымбал должно разуметь, по всему вероятию, старинный немецкий народный инструмент (гакебрет), грубое подражание фортепианам, вроде русских гуслей, с металлическими струнами, на котором играли, ударяя по струнам двумя деревянными молоточками, обтянутыми сукном. Тем же именем могли обозначаться и клависины или клавикорды, старинные фортепианы, так что цымбальник мог обозначать и цымбалиста или пианиста...

Известно, что кукольная комедия и в старину принадлежала к числу потех общенародных, обычных, и нет сомнения, что ее происхождение относится к очень давним временам... В числе упомянутых всяких потех было и танцованье по канатам...

Мало-помалу царский дворец в своих обычаях и порядках стал превращаться в настоящий монастырь...

Нам следует упомянуть еще о карликах. Карлы и карлицы по своему значению принадлежали тоже к необходимым членам дворцового потешного общества. Вместе с арапами их держали, как живую редкость, как игру природы, необычайную, несообразную и потому возбуждавшую особенное любопытство, наивное подивление и ребяческий наивный смех... В комнатах царицы Евдокеи Лук. жили карлицы: девка Анютка, 1627 г.; Офушка, 1629 г.; Софья, 1630 г.; Федорка с 1632 г.; Марфутка, 1633 г.; Соболька, Парашка, Анютка Бык, 1642–1648 гг.; Манка, 1644 г... У царицы Натальи Кир. в 1672 г. показано карлиц 14 челов., а в 1673 г. 22 челов., но в том же числе, быть может, должно считать и девиц боярышен...

Другие дворцовые увеселения, которые не входили в круг увеселений Потешной палаты, заключались в разных зрелищах. Из них первое, самое старое и обычное — была медвежья потеха. Если дурак был необходимым и самым обычным предметом домашней утехи, то в такой же мере необходимым и самым обычным предметом общественной утехи был медведь. Он, выученый и нашколенный различным людским ухваткам и людскому поведению, бродил со своими поводырями по всей русской земле, из города в город, из деревни в деревню, потешая и забавляя добрых людей карикатурным, а отчасти и сатирическим представлением их же нравов и обычаев... Мы имеем официальные свидетельства от того же времени, что бойцы всегда получали в награду портище хорошего сукна на кафтан, ценою в 2 p.; это было обычным государевым жалованьем за такую потеху не только в XVI, но и в течение всего XVII ст. В особенных случаях бойцы получали и большую награду. Разумеется, и эта награда, по нашим понятиям, не соответствует подвигу...

При царе Михаиле особенно знаменит был пеший псарь Кондратий Корчмин.
В 1616 г. в ноябре на большой потехе на дворце вместе с семью товарищами, такими же псарями, на нем медведи изодрали зипун; а в декабре на потехе его медведь измял и платье на нем ободрал. Через год, 1618 г. в генваре, он опять потешал царя медвежьим боем; в феврале 1620 г. опять на потехе бился с медведем. В том же году сентября 11-го вместе с товарищем, тоже псарем, Сенькою Омельяновым, тешил государя на Старом Царевеборисове дворе дворными медведи-гонцами. На этой потехе медведь ему изъел руку, а товарищу его Сеньке изъел голову. В генваре следующего 1621 г. он снова на потехе с четырьмя товарищами — псарями; все они бились с дикими медведями вилами...

Была еще потеха львиная. Мы видели, что львы были привезены в Москву еще при царе Федоре Ив. Быть может, с того времени устроен и особый львиный двор, находившийся у Китайгородской стены, где теперь губернские присутственные места. Можно догадываться, что так называемая Яма (долговая тюрьма) есть именно старое помещение львов или старинный львиный двор...

При царе Михаиле в Москве появилась и другая редкая потеха — приведены были слоны. В 1625 г. июня 12 в селе Рубцове-Покровском тешили государя на слонах слоновщики Чан Ивраимов и Фотул Мамутов. В 1626 г. окт. 31 вероятно тот же слоновщик арап Тчан и в том же селе опять тешил государя слоном...

С севера нередко самоеды пригоняли в Москву оленей, которые также потешали царское семейство. В 1617 г. олени были пригнаны из Кольского острогу; в 1620 г. с оленями приехала из Кольского же острогу Канинская и Тиунская Самоедь..

Наконец, при царе Алексее во дворце явились зрелища театральные... Первые представления так называемых комидий явились у нас в 1672 г., через год после государева брака с Нарышкиной. Любопытно также, что год рождения в Москве театра совпал с годом рождения великого преобразователя нашей жизни, Петра.

Когда, при царе Алексее, во время мора, весь двор выехал из Москвы и во дворце, в Потешной палате остался жить карла Ивашка, ему были отданы на сохранение и все комнатные попугаи.


Структурированный конспект книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст.» (Третье издание с дополнениями), 1895, Глава V. Дворцовые забавы, увеселения и зрелища — здесь, 0.8 Mb >>

историяинтересные фактыспорткультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиельвы и слоны в кремле

Источник: [19.234]
Комментарии

Статья № 19
Адольф Лизек, 1675

Cказание о посольстве от императора Римского Леопольда к Великому царю московскому Алексию Михаиловичу

Новый год Русских, 11 сентября

Целые шесть дней мы оставались безвыходно в доме, перед дверьми которого ходила стража, пока не наступило 11 число сентября1. В это время начинается у Русских новый год. У них старый год оканчивается вместе с летом, а новый наступает с началом осени; и не без основания: подобно многим из отцов церкви, Русские думают, что Бог сотворил землю осенью, потому что на деревьях были зрелые плоды; а начало года они считают от начала мира.

11 сентября в 9-м часу утра, по Русскому счету (Русские следуют древнему счислению времени) прислан был от царя пристав Яков Георгиевич с дьяком и переводчиком, и царским экипажем, проводить нас к месту, где должно было совершиться торжественное празднование Нового года.

Послы заняли в каре первые места, а последние — приставы с Переводчиком. Тридцать царских драбантов шли впереди и очищали дорогу от народа, который, по причин праздника, высыпал на улицы. За ними следовали десять наших служителей, одетых в суконное платье голубого цвета с разноцветными выкладками, при мечах; потом ехали восемь наших чиновников, на лошадях под богатыми попонами; позади их царский вице-конюший, а наконец карета, окружённая царскими секироносцами и толпою народа.

В таком порядке мы прибыли на большую площадь, между царскими палатами и великолепным храмом Пресвятые Троицы. Здесь было множество пехоты или стрельцов, разделённых на полки и роты, отличавшиеся разноцветными суконными одеждами, каждые со своими знамёнами. Промеж их, послы проехали до самого портика. Здесь толпился народ; но, при нашем приближении, большая часть сошла с крыльца, и дали нам дорогу. Мы прошли в самый угол, исходящий между царскими палатами и храмом. Тут с правой стороны для нас было приготовлено почётное место, а левую сторону занимали резиденты Датский и Польский.

Вся левая сторона у великокняжеских палат была выстлана Персидскими коврами. По средине были два возвышения, на подобие тронов. Правое, для царя, было покрыто драгоценным покрывалом, имело четыре ступени, но без седалища. На львом, назначенном для патриарха, хотя и было седалище, но ниже первого, только о трех ступенях, и покрытое Персидским шёлковым ковром.

Загремели колокола, и из храма, с левой стороны царских палат, вышел церковный клир, за ним епископы, а позади, между двумя диаконами, патриарх. Он был в богатейшей одежде, на подобие плаща, украшенной золотом, жемчугом и драгоценными каменьями, и в архиепископской мантии. На голове он имел золотую шапку, на подобие царской короны, с крестом и диадимой. Архиепископы и епископы были почти так же облачены, кроме того, что на тиарах у них не было ни крестов, ни диадим, и края оторочены кожею куторы или морской мыши, варварски называемой Ирмелином.

Когда патриарх приблизился к площади, с левого, весьма красивого хода вышел сам князь, в сопровождении бояр и вельмож. Как скоро царь подошёл к ступеням трона, то патриарх, соразмерявший свои шаги с ходом царя, приблизился к нему с золотым, драгоценными каменьями осыпанным крестом в руках, и осенил им трижды. В это время царь был без короны и преклонял главу каждый раз, как патриарх его осенял. Патриарх сделал ещё несколько шагов к царю, и оба приветствовали друг друга поклонами. Царь три раза приложился ко кресту, поднесённому патриархом, поцеловали один другого в руки, и разошлись — патриарх на левую сторону, а царь на правую. Ставши на своих местах, они обратились друг к другу и патриарх трижды благословил царя обеими руками, при чем царь почтительно кланялся.
После сего принесены княжеская шапка, весьма похожая на императорскую корону, и жезл, имевший внизу лезвие, а сверху рога на подобие возрастающей луны. Патриарх благословил их также обеими руками трижды, потом епископов, стоявших по обеим сторонам, два раза, а клир, бояре и народ по одному. В это время все преклоняли головы.

Потом он взял кадило, и, покадивши крест на золотом блюде, подошёл к великокняжескому возвышению без диаконов, его обыкновенно сопровождавших, которые остались на средине. При приближении патриарха, царь сошёл с своего места. Патриарх покадил его трижды, кланяясь после каждого раза, на что царь ему низко откланивался; наконец окадил таким же образом великокняжескую шапку и жезл, лежавшие позади царского места.

После сего, оба стали на свои места. Тогда один из диаконов взял то же самое кадило, и покадил патриарха и его посох, похожий на тройственный крест Римского первосвященника. Патриарх опять взял кадило, и покадил с правой и с левой стороны архиепископов, епископов и прочий клир, наполнив все благоуханием. Между тем, диакон громогласно читал книгу бытия о сотворении мира, на Славянском языке. Хор пел Русским напевом, без всяких музыкальных тактов: Господи помилуй, повторяя по два раза.

Сошедши с своего места, патриарх покадил книгу священного писания в переплёте, украшенном золотом и драгоценными каменьями, (который, как уверяют, стоит больше ста тысяч злотых), отдал ту же честь иконам (к которым Русские питают великое благоговение), поставленным против нашего портика, слегка отёр с них пыль губкою, окропил их водою, и возвратился на своё место: при чем, проходя мимо царя, поклонился ему трижды; царь отвечал ему тем же.

Царю принесли седалище, и оба (царь и патриарх) сели, пока клир совершил обычную церемонию пред образами. Когда эта церемония кончилась, они встали, и диакон, получивши от патриарха благословение, покадил евангелие, богато украшенное, раскрыл его и громогласно провозгласил какое-то евангелие, также на Славянском язык. Потом, закрывши, поднёс к патриарху, а патриарх к царю, который сошёл с своего места и поцеловал евангелие. Ставши на своё место, патриарх обеими руками дважды благословил царя, который также стоял на своём возвышении, епископов, клир и всех предстоявших. Потом снял с себя шапку, взял в обе руки крест и осенил им царя и весь народ.

Надев шапку, патриарх опять сошёл с своего места, и приветствовал царя, ожидавшего его у подножия своего трона, довольно длинною речью по тетради, желая ему счастливого начала нового лета. Царь благодарил старца краткою речью. По окончании, патриарх окропил его святою водою, так обильно, что царь умыл себе ею, обеими руками, лице, глаза и бороду, с великим благоговением.

После сего, они взошли на свои места. Митрополиты, епископы и игумены, по два в ряд, поздравляли с новым годом — прежде царя, а потом патриарха, с низкими поклонами. Царь отвечал им небольшим наклонением головы, а патриарх благословением.

После почетнейшего духовенства, царя приветствовали бояре и вельможи, кланяясь почти до земли, а за всех говорил князь Одоевский (Adovvirtzki). Во все это время царь стоял на своём месте, без шапки. Между тем, с другой стороны один из епископов, от имени прочих и всего духовенства, в то же время приносил патриарху поздравление с новым годом.

Когда и князь и епископ кончили свои речи, то военачальники, находившиеся на левой стороне и бесчисленное множество войск, наполнявших площадь, и весь народ, все в одно мгновение ока ударили челом до земли. Царь отвечал на их приветствие поклоном. Это была, по истинне, самая трогательная картина благоговейного почтения венценосцу.
Патриарх снял с себя шапку; его примеру последовали митрополиты и епископы; сошёл с своего места, взял с блюда крест, осенил им царя трижды, и поднес ему поцеловать. Царь приложился ко кресту; они поцеловали друг друга в правую руку и разошлись.

Во все продолжение церемонии, мы стояли против царя. Возвращаясь домой, он прислал к нам думного дьяка или великого канцлера спросить, от его имени, о здравии послов возлюбленнейшего брата Леопольда. Послы благодарили его, и уверили в своём здоровья. Он возвратился с ответом, когда царь уже всходил по лестнице в свои палаты.

По окончании всей церемонии, мы отправились домой, точно так же как и прибыли. Возвратившись, мы испытали новую милость царя. При Московском Дворе сохраняется свято и ненарушимо, между прочими, следующий обычай: каждый раз, как послы иностранных государей торжественно удостоятся видеть, как говорят Русские, ясные очи его царского величества, им присылается кушанье с царского стола, с великою щедростию. В тот день мы впервые видели царя, и удостоились его угощения. Тридцать человек принесли нам от царя столько же больших серебряных блюд, с любимыми национальными Русскими кушаньями, щедро приправленными луком и чесноком, и двенадцать кружек с мёдом, водкою и пивом. Все это было не по нашему Немецкому желудку, и мы должны были насытить больше глаза, нежели вкус.

Новый годисторияинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.174]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,228