Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Торжества, праздники не церковные, забавы и игры > Славяне и российские этносы (XVI век)

14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры

Торжества, праздники не церковные, забавы и игры. Славяне и российские этносы (XVI век)

Кампани, Горсей, Герберштейн, Гваньини, Калужская, Масленица

Статья № 1
Паоло Кампани, 1581

Новый год, с сентября

Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим веселием и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду, и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится о их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!». При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни...

Старый Новый год, мартовский

В праздничные дни московиты не освобождаются от занятий и телесного труда, они считают, что в эти дни запрещается не труд, а греховные поступки. По крайней мере, по их словам, почитание праздничных дней пошло от иностранных обычаев, и восходит к иудеям, а их обряды у них запрещены. Прекращение работы подобает богатым и духовным лицам, бедные же, так как они живут одним днём, не могут прекратить работу. Таким образом, всегда, будь это день пасхи или рождества, они трудятся. Исключение составляет только день благовещенья, который они очень чтут и считают священным.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [16.3]
Комментарии

Статья № 2
Джером Горсей, 1573–1591

Празднества царской (Фёдора Ивановича) коронации завершились пальбой из пушек, называемой царской пальбой, в двух милях от города [были расставлены] 170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шёлком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [16.8]

Статья № 3
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Качели

Однако в определённые праздничные дни летом они разрешают жёнам и дочерям сходиться вместе для развлечения на широком лугу.

Увеселения женщин. Гравюра из книги Адама Олеария

Здесь, усаживаясь на некое колесо, наподобие колеса Фортуны, они едут то вверх, то вниз; или иначе — привязывают веревку, (так что) она провисает, и, сидя на ней, они после толчка раскачиваются и движутся туда-сюда, или, наконец, они забавляются определёнными песнями, хлопая при этом в ладоши; плясок же они совершенно не устраивают.

Кулачные бои стенка-на-стенку

Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; начинается он на кулаках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными.

Всякий, кто побьёт больше народу, дольше других остаётся на месте сражения и храбрее выносит удары, Получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкали переносить побои и терпеть какие угодно удары...

Бои кремлёвских гладиаторов

Есть у государя и другой род забавы, на который [как я узнал] он имеет обыкновение приглашать других послов. В некоем весьма просторном, нарочно для того построенном доме взаперти держат и откармливают медведей; в этом доме государь, взяв с собою послов, устраивает игры.

У него есть несколько людей, несколько бедных крестьян самого низкого звания, которые по приказу государя и на его глазах приступают с деревянными вилами к медведям и дразнят их, (вызывая) на бой. Наконец они схватываются, и если рассвирепевший медведь в ярости ранит их, то они бегут к государю с криком: «Господин, вот мы ранены! Окажи нам милость!»
На это государь отвечает: «Идите! Я окажу вам милость».
Затем он велит лечить их, а сверх того, выдать им платья и несколько [мер] зерна.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [16.27]

Статья № 4
Александр Гваньини, 1578

Жёны сидят дома... Однако, летом, в некоторые праздничные дни им позволяют немного повеселиться: все вместе, с дочерьми, они прогуливаются по зеленым лужайкам и там, усевшись по обоим концам какой-нибудь доски, поочередно раскачиваются вверх и вниз, или, чаще, вешают канат между двух столбов и, сидя на нём, носятся туда и сюда.

Потом под некоторые известные песни похлопывая руками, притопывая ногами и покачивая головой, они веселятся, или, взявшись за руки и распевая подобным же образом песни, они водят хороводы. Обычай этот соблюдается у всех русских, преимущественно, близко ко времени праздника апостолов Петра и Павла в течение нескольких недель...

Ежегодно по определенным дням соблюдается у всех русских и московитов такой обычай: юноши и многие женатые мужчины выходят из городов и деревень на широкое и красивое поле. Вокруг собирается масса людей, а они по данному сигналу, со свистом и криками, как-то у них в обычае, сходятся врукопашную, безо всякого оружия, и устраивают сражение.

Они со страшной силой колотят друг друга кулаками и ногами, попадая в лицо, грудь, живот и пах. Часто их выносят оттуда полуживыми, а нередко даже и мёртвыми. Такого рода сражения устраиваются, говорят, для того, чтобы юноши привыкли терпеть розги и всевозможные побои.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [16.39]

Статья № 5
Калужская летопись В. В. Ханыкова

В том же 1550 году Стоглав и Судебник.

По первому запрещены: зернь, шахматы, тавлеи, влирии, плескании над дельвами и припивания из корчаг; a no второму платилось недельщикам от Москвы до Боровска 50 копеек, от Москвы до Калуги один рубль, от Москвы до Козельска рубль с четвертью.
Сии законы употреблялись до Уложения.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеКалужская летописьзапрет нецерковных развлеченийтеократическое государство

Источник: [19.212]
Комментарии

Статья № 6
А. К. Гоголев

О Масленице и хронологии

В Древней Руси праздник Нового года (Масленица), справлявшийся, как и сегодня и мусульман-шиитов в день весеннего равноденствия, РПЦ со временем приторочила интродукцией к началу Великого поста, исчисляя её начало за 8 недель до блуждающей даты Пасхи; то есть Масленицу, например, в 2021 году предписано отмечать с 8 марта.

В летописном наследии России о Масленице упоминаний почти нет; лишь под 7068 годом от СМ — то есть по стандарту староверов под 1568 годом от РХ — можно увидеть упоминание об этом празднике в Лицевом летописном своде царя Ивана IV (ЛЛС): «...в том же месяце в 20 день на Масляницу, со среды на четверг...»:

 ЛЛС, Книга 23, под 7068 годом от СМ. Скрин автора.
Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Книга 23, под 7068 годом от СМ. Скрин автора.

Однако это в каком таком «том же месяце»? В марте? — А вот и нет!
Традиция летописания — описывать события, начиная с фразы «В лето....» и, далее помесячно. Вот полные фрагменты ЛЛС, предшествующие приводимому сообщению с выделением дат:

«В 7067 году (месяца) сентября... В 7068 году... в месяце феврале... в том же месяце в 20 день на Масляницу, со среды на четверг, в десятом часу ночи, за три часа до рассвета, скончался князь Василий Юрьевич... В месяце марте прислал из Астрахани к царю и государю Иван Выродков (известие)» [Книга 23 ЛЛС, с. 81, 167, 213, 226, 229].

Откуда очевидно, что, во-первых, сентябрьский календарный стиль при царе Иване IV уже однозначно применялся. И, во-вторых, в 7068 году от СМ Масленицу отмечали 20 февраля. Проверяем: прибавляем к дате 8 недель — Пасха в тот год должна была бы быть 17 апреля, что почти бьётся с расчётной датой 18 апреля, но только при том условии, что юлианский год мы определим вычитанием из летописной даты СМ числа 5500, а не 5508. Иначе мы «выходим» на Пасху 14 апреля. То есть речь идёт в ЛЛС о Масленице 1568 года.

Вот и получается, что датой языческой Масленицы РПЦ управляла уже в XVI веке и, похоже, могла теоретически начать этим заниматься уже с конца XIV века. Иначе говоря, утверждать о реальной власти РПЦ на территории России можно решительно только с XVI века.

Хронология. Подлоги. Последствия

Как сам сдвиг даты Нового года (второй в нашей истории), так и рассогласовка значения вычитаемого (5500 или 5508/5509) при «примирении» календарный стилей Древней Руси с юлианским произошла «трудами» Петра I, о «воровстве» которым аж восьми лет из нашей истории возмущались сначала староверы, коих Пётр и его отец сжигали на кострах, а затем отчаянно писал в 1896 году П. Н. Милюков:

«[Царь Пётр] велел считать годы не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и при этом „украл у Бога“ целых восемь лет, сосчитавши от сотворения мира до Рождества Христова не 5500 лет, как прежде считали, а 5508 лет. Таким образом, 7208-й год вышел при переводе на новый счёт не 1708-м, как бы следовало, а 1700-м»

Но Российский император даже не представлял себе весь объём хронологической катастрофы для истории России! Ведь издав 20 декабря 1699 года свой Указ прямого действия и «почему-то» именно за 11 дней разницы, набежавшей к тому времени меж Григорианским и Юлианским стилем, царь поставил и РПЦ, и издателей в последующем Полного собрания Русских летописей (ПСРЛ) в режим цейтнота.

В век расцвета русского просвещения и науки власть имущие наконец догадались, что ложь немецких историков времён Анны Иоанновны, нещадно подделавших летописи, в XIX веке легко вычислить сопоставлением летописных дат космических явлений с датами расчёта учёных-астрономов, и даже с расчётами просто образованных людей.

В итоге Дом Готторпов-Романовых, после подъёма народного патриотизма по итогам войны 1812 года, быв не в состоянии сдержать народную инициативу публикации Полного собрания Русских летописей (ПСРЛ), оказался просто вынужден, как я небезосновательно предполагаю, неимоверно трудоёмкими в XIX веке расчётами тотально подменить летописные даты космических явлений — солнечных и лунных затмений, а также прохождения кометы Галлея окрест Земли («звезды копейным образом...») и, соответственно, перелопатить датировки огромного массива информации (вопиющий пример — Радзивилловская летопись).

Однако объём исходников — к 1837 году было найдено 168 списков Национальной летописи России — был чудовищен! И, соответственно, тотально отследить «корректность» содержания всех списков летописи было просто физически невозможно. Поэтому то тут, то там всплывают «ляпы», ну, например, в той же Летописи Авраамки и, тем более, никакие даты не бьются с современными в Мировой истории и истории России, если внимательно читать ЛЛС царя Ивана IV Грозного.

Частично синхронизировать даты космических явлений, упомянутые в списках Национальной летописи, с расчётными датами удалось — см. Свод космических событий и частично проведённые расчёты здесь >>

Однако ложь, — и от ошибок монахов-летописцев, и от трудов господ Байера, Шлёцера, Миллера и прочая лейб-историков — познаётся в деталях, «в мелочах». Поэтому не редкость прочесть и такое, в Никоновской летописи: «В лето 6630. Бысть знамение в солнце месяца марта в 10...»

Но солнечное затмение в 1130 году (6630 — 5500) было дважды: видимое 9 апреля только в нынешних Мексике, США и Канаде, и 4 октября, но когда линия максимума затмения прошлась по Аравии. То есть текст летописи — ложь.

След затмения 9 апреля 1130 года
След затмения 9 апреля 1130 года; полная фаза — красная линия. Программа Синобу Такесако.

Если же конвертировать дату 6630 СМ «академически», то получим год 1121 (6630 — 5509). Однако в тот год углядеть хоть что-то из следа тени Луны на территории России можно было лишь 20 марта... но только с архипелага Новая Земля. — То есть опять ложь в летописи.
*
Когда же Русь сорвалась «с катушек», с продиктованной здравым смыслом отметки начала Нового года со дня весеннего равноденствия, и трудами кого? Похоже, «героем Руси» в 1387 году стал Семён Гордый, сын Ивана Калиты. По крайней мере, в Калужской летописи говорится, что раньше, до 1387 года Новый год русские справляли 25 марта.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеподлоги историимасленицаНовый год на Русидиктат РПЦподлоги РПЦложь в летописях

Источник: [21.177]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,195