Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Обычаи, нравы, черты характера > Иные этнические системы (XIX век)
14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры
Обычаи, нравы, черты характера. Иные этнические системы (XIX век)
Шатобриан, Сеецен , Петровский, Мадагаскар, Бисмарк
Статья № 1
Ф. Р. Шатобриан, 1806
Аравия
Все, что нам повествуют о страсти Арабов к сказкам, есть точная правда... Арабы отличаются от народов нового света более тем, что они при всей своей грубости имеют какую-то нежность нравов; чувствуешь, что они рождены на востоке, в тех странах, которые произвели все искусства, науки, религии...
Словом: в Американце видим мы дикаря, ещё непришедшего в состояние образованности; в Арабах напротив все представляет нам образованного человека, снова пришедшего в дикость.
Источник: [19.94]
Статья № 2
Г. Сеецен, 1808
Аравия
Аравитяне, бродящие внутри пределов отечественной земли своей, с лишком уже далеко простирают усердие в рассуждении гостеприимства. Они потчуют пришельцов даже ласками жён своих, и на другой день оказывают им величайшее уважение, ежели милые супруги остались довольны гостями. В противном случае вымарывают бороду и руки гостя червленною краскою, и лишают его головной повязки.
Источник: [19.95]
Комментарии
Статья № 3
Н. Ф. Петровский
Письмо Остен-Сакену Ф. Р. (директору Департамента внутренних сношений МИДа — Прим. ред.),
31 января 1884 г. Кашгар*
Наконец, уже без моей просьбы, мне прислали недавно протокол особого совещания о положении киргиз и мусульманских выходцев на нашей границе (удивляются, что ни Вы, ни Мартенс в этом совещании не участвовали).
В протоколе этом, между прочим, рекомендуется нам, консулам, руководствоваться в своей юрисдикции главным образом местными обычаями, и находится следующая знаменитая фраза: «В З(ападном) Китае не следовало бы препятствовать русским подданным оканчивать с китайскими подданными все гражданские и уголовные дела миролюбиво». Что это такое? Русский пьяный приказчик убьёт китайца и, дав взятку амбаню, окончит дело миром; наши киргизы, чирики, известные барантачи, ограбят караван кашгарских купцов и половиною ограбленного вознаградят того же амбаня за мировую сделку; у нашего андижанца (многие из них имеют дома, земли, мельницы) кашгарец отнимет недвижимую собственность и, под угрозами оклеветать его в неблагонадежности, заставит миролюбиво от неё отказаться.
Здесь я устроил дело по своему: своих и чужих мусульман я посылаю прямо к казиям, благо китайцы не препятствуют. Казиям я сказал, что если они будут кривить душою в пользу я назначу андижанцам особого, своего, казия. Дела наших подданных гораздо кашгарцев крупнее, поэтому казии, боясь потерять доходы за приложение печатей и выдачу документов, ведут дела отлично, решают быстро (в месяц дел двадцать решено в тот же день, как я послал к ним тяжебщиков). Споры татар и сартов решаю сам, по собственному разумению (до сего времени было четыре дела; все окончил миром). Дел с китайцами еще не было. Это самая трудная часть...
Письмо Остен-Сакену Ф. Р.,
З октября 1893, Кашгар
Глубокоуважаемый барон Федор Романович.
Денег на алайские отряды и на постройку почти в центре Памира (на Шаджане) казарм 117 из жженого кирпича истратили массу, думаю, близко миллиона; результаты хуже, чем было положение дел до посылки отрядов: китайцы, видя что отряды приходят и стоят на местах (для них это совершенно непонятно), воображают, что мы струсили и высылаем отряды для защиты себя от их нашествия (так это и распространяется среди туземного населения); а следствием этого смелость и наглость китайцев увеличилась до такой степени, что все переговоры с ними будут лишь взаимной болтовней.
Достаточно сказать, что недавно правильные китайские команды с начальниками во главе, перейдя Бедель, ходили до Барскауна, по всей долине Аксая, и возвратились через Теректы, везде входили в сношения с нашими киргизами и уверяли их, что местности эти будут заняты китайцами.
* Кашгар сейчас — городской уезд в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая с населением около 0,6 млн чел. — Прим. ред.
Источник: [21.122]
Статья № 4
Остров Мадагаскар, 1808
Африка. Остров Мадагаскар
Мадагаскарцы суеверны: они верят нещастным или черным дням; дитя, рождённое в один из сих дней, кидают в лесу, где оно умирает от холоду и голоду. Обрезание здесь во всеобщем употреблении и производится со многими странными церемониями.
Прекраснейший обряд Мадагаскарцов есть клятва крови, или торжественный союз, в котором две особы клянутся оказывать друг другу все те взаимные вспомоществования, какие только в их силах и какие могут быть им нужны. Старшины деревни делают двум человекам, согласившимся заключить такой союз, небольшие раны под грудью; каждой из них обмакивает кусочик имбирю в кровь другого и съедает его. Начальствующий при сем обряде смешивает потом в одном сосуде чистую ключевую воду, соль, пшено, серебро и пыль, и произносит самые страшные заклинания. Друзья призывают в свидетели землю, солнце и свет, пьют по немногу этого состава, и просят все силы небесные и земные, чтобы они превратили его в яд для того, который не от чистой совести клянётся.
Источник: [19.229]
Статья № 5
Отто Бисмарк, †1898
Том I:
В те дни, когда король был несправедлив или немилостив к нему, в доме генерала на вечерней молитве можно было, вероятно, слышать старую церковную песнь:
Князьям не доверяйся, друг, —
Изменчивы они:
Провозгласят «Осанна» вдруг,
На завтра же — «Распни!»
Где нет правдивости перед самим собой, там нет и ясности.
<…>
Чтобы оградить себя от измены со стороны чиновников иностранного ведомства, в Вене прибегали иногда к очень энергичным средствам. Мне попал однажды в руки секретный австрийский документ, из которого мне запомнилась следующая фраза: «Kaunitz, ne sachant pas demeler, lequel de ses quatre commis l’avait trahi, les fit noyer tous les quatre dans le Danube moyennant un bateau a soupape» [«Будучи не в силах разобраться, который из четырех чиновников предал его, Кауниц велел утопить всех четверых в Дунае при помощи лодки с люком»].
О потоплении же шла речь и в шутливой беседе, которую я вел однажды в 1853 или 1854 г. с русским посланником в Берлине бароном Будбергом. Я упомянул об одном чиновнике, который, по моим подозрениям, исполняя возложенные на него поручения, действовал в интересах одного иностранного государства. Будберг сказал мне на это: «Если этот человек вам мешает, пошлите его к Эгейскому морю, у нас там имеются средства заставить его исчезнуть». А когда я спросил его несколько испуганно: «Но вы, надеюсь, не утопите его?» — он продолжал, смеясь: «Нет, он исчезнет в недрах России, а так как человек это, повидимому, ловкий, то со временем он вынырнет в образе благоденствующего русского чиновника».
<…>
Летом 1855 г. наш посланник в Париже граф Гацфельд пригласил меня посетить промышленную выставку… День Наполеона — 15 августа — был отпразднован между прочим тем, что по улицам Парижа водили русских пленных.
<…>
В истории европейских государств едва ли известен другой пример, когда неограниченный монарх великой державы оказал своему соседу такую услугу, как император Николай — Австрийской монархии. При том опасном положении, в каком она находилась в 1849 г., он пришёл ей на помощь
Источник: [20.205]
Комментарии
ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»
© Lifeofpeople.info 2010 - 2024