Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Обычаи, нравы, черты характера > Иные этнические системы (XIII век)

14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры

Обычаи, нравы, черты характера. Иные этнические системы (XIII век)

Казвини, Поло, Гуталаг, Кольмар, Виллардуэн, Чжао

Статья № 1
Закарийа ал-Казвини, †1283

Удивительное воздействие солнца на живые существа заключается в том, что дочерна опаляет жителей страны, близких к его зениту — как, например, страны черных, живущих в первом климате. От сильной жары лицо у них становится угольно-черным, тело — легким, а характер — злобным, как у дикого зверя...

Взгляд на Южный Крест (Букв. Южный полюс — Прим. ред.) и Канопус приносит людям радость и веселье; по этой причине один из видов зинджей (Собирательное наименование племён чернокожих африканцев Вост. и Юж. Африки — Прим. ред.) отличается необыкновенной веселостью, так как они живут близ орбит вращения Полюса и Канопуса... Страна зинджей протяженностью в два месяца пути. С севера от нее находится Йемен, с юга — пустыни, с востока — нубийцы, с запада — ал-хабаша; а все черные — потомки Куша ибн Кан’ана ибн Хама. В стране зинджей очень жарко, и они черны, оттого что их опаляет солнце. Говорят, что Ной, да будет мир над ним, проклял сына своего Хама, и стал черен цвет его кожи. В стране зинджей мало воды и мало деревьев.

Крыши их домов — из костей рыб. Мудрецы утверждают, что они — самые злые из людей и потому их называют наихудшими из рода человеческого. Гален говорит: «Зинджей выделяют по десяти признакам — черному цвету кожи, курчавым волосам, приплюснутому носу, толстым губам, тонким рукам и лодыжкам, зловонному дыханию, обилию веселья, недостатку ума и тому, что они поедают друг друга: в войнах они едят мясо врага, и тот, кто победит своего врага, съедает его». Большинство их — нагие, у них нет никакой одежды. Зинджа не увидишь опечаленным, скорби у них не бывает, а веселье захватывает их всех.

Некоторые ученые говорят, что причина этого — в соразмерности крови и сердца; а другие говорят, что, напротив, причина этого — в восхождении над ними каждую ночь звезды Канопус, так как она вызывает радость. У них царь, которого называют укалим. Он правит всеми странами зинджей, а их триста тысяч человек. Их скот, а это коровы, и они сражаются верхом на них с седлом и уздечкой, ходит так же, как верховые животные. У них нет ни лошадей, ни мулов, ни верблюдов.

У них нет закона, к которому бы они обращались, но есть обычаи, установленные их царями, и политические приемы. У них удивительные обычаи. Например, если их цари несправедливы, они убивают их и отрешают от царской власти их потомков. Они говорят: «Если царь несправедлив, он не может быть представителем царя небес и земли». К числу обычаев принадлежит поедание врага, если его победят. Говорят, что обычаи некоторых из них не суть обычаи всех. К их обычаям относится и употребление набиза, от которого у пьющего его пропадает рассудок. Говорят, что его получают из кокосовой пальмы. Им поят того, в отношении кого имеют злой умысел. У них есть обычай украшать себя железными предметами. Несмотря на обилие у них золота, они делают украшения из железа так же, как другие делают из золота и серебра, утверждая, что железо отгоняет шайтана и охраняет носящего его. У них есть обычай сражаться верхом на коровах, а они ходят как лошади.

В странах Судана множество городов и обширные земли. На севере она достигает земли берберов, на юге доходит до пустынь, на востоке — до ал-хабаша, на западе — до Окружающего моря. Земля ее сожжена от воздействия солнца. Там очень жарко, потому что солнце постоянно стоит у них над головами. Ее жители — нагие, они ничего не носят из-за сильной жары. Среди них есть мусульмане и неверные. В их земле произрастает золото. В ней есть удивительные животные, например: слон, носорог, жирафа. В ней есть также большие деревья, каких не встретишь в других странах.

Страна нубийцев — обширная земля южнее Египта, к востоку и западу от Нила. Это большая страна. Населяет ее множество людей. Все они христиане. У них есть царь по имени Кабил. Утверждают, что он происходит из химйаритской династии. Он (Мухаммед — Прим. ред.) сказал, да благословит его Аллах и да приветствует: «Лучшие ваши пленники — нубийцы». Он сказал также: «У кого нет брата, пусть возьмет себе братом нубийца». Из их обычаев — возвеличивание царя, которого зовут Кабил. Он притворяется, что ничего не ест, и еду ему приносят тайно. А если об этом узнает кто-нибудь из подданных, его тотчас убивают. Он пьет 16 напиток из дурры, настоянный на меду. Его платье — тонкие одежды из шерсти, шелка и парчи. Власть его над простыми людьми неограниченна, и он может обратить в рабство кого хочет и полновластно распоряжаться их имуществом. Они верят, что он может оживлять и умертвлять, насылать болезни и излечивать.

Вечные Острова. Их называют также Островами Счастливых. Они расположены в Окружающем море вдали от Магриба. Здесь жила группа ученых, которые поселились на них в начале периода заселения. Абу-р-Райхан ал-Хорезми говорит: «Это шесть островов, расположенных в Окружающем море на расстоянии двухсот фарсахов. Их называют Островами Счастливых, потому что там в садах различные виды плодовых деревьев и ароматические растения произрастают без посадки и обработки земли. Земля там приносит посевы вместо травы и различные сорта душистого базилика вместо колючек». Говорят, что на каждом острове есть идол высотой в сто локтей, который стоит как маяк, чтобы ориентироваться по нему. Говорят, это сделано, чтобы знали, что за ними хода нет, и не выходили в открытое Окружающее море...

Гудамис — город на юге Магриба, близкий к стране черных. Из него вывозят гудамисские кожи. Они искуснейшего дубления, нет ничего выше их по качеству. По мягкости они схожи с шелковыми одеждами.

Народы, называемые мунсик, [живут] на востоке, неподалеку от йаджудж и маджудж. Они имеют человеческий облик, а уши у них как у слона: каждое ухо точно покрывало. Когда они ложатся спать, то одно ухо подстилают, а другим укрываются. Из числа этих народов — население одного из островов зинджей. Ростом они в локоть. Большинство их одноглазые, это одноглазие — результат вражды с журавлями. Журавли нападают на них каждый год. Между ними происходит сражение, одни бывают убиты, а других журавли клюют в глаз, и от этого кривеют. [Журавли] убивают из них сколько пожелает Аллах, и поедают их, а затем возвращаются в свою страну.

Из числа этих народов [странного вида] — население одного из островов в море зинджей. У них собачьи головы и человеческие туловища. Они питаются плодами, [которые есть] на этом острове. Если же они находят какое-нибудь животное, то съедают его.

Из их же числа — жители одного из островов зинджей, имеющие человеческий облик и на редкость привлекательные. У них в ногах нет костей, и они передвигаются ползком. Увидев прохожего, они приглашают его посидеть с ними. Когда же он сядет, кто-нибудь из них бросается ему на шею и закидывает на него ноги. Если он пытается сбросить его, тот царапает ему лицо когтями и погоняет его, как у нас погоняют верховое животное...

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [13.1]

Статья № 2
Марко Поло, 1295–1298

Китай

Гостям-иноземцам всегда очень рады (Камал, Гоби, пров. Синьцзян, Китай — Прим. ред.); жёнам приказывают исполнять все желания иноземца; сами уйдут по своим делам и дня два-три домой не приходят, а гость там что пожелает, то и делает с женою; спит с нею как бы со своею женою; поживает в свое удовольствие. И в этом городе и в этой области жены любятся так, а мужья не стыдятся. Жены и красивы, и веселы, и любят потешиться.

Случилось, когда ещё царствовал Мангу-хан, татарский царь, узнал он, как в Камуле отдают жён иноземцам, и приказал он, чтобы никто не смел под страхом наказания принимать к себе в гости иноземцев. Узнали в Камуле тот приказ и очень огорчились, собрались на совет и вот что порешили: взяли большие подарки, понесли их к Мангу-хану и стали его просить, чтобы позволил им жить, как деды завещали, а деды им говорили, что боги их любят за то, что иноземцам они отдают и жён, и всякое доброе, и хлеба у них оттого много, и всякий труд спорится. Услышал это Мангу-хан и сказал: хотите срамиться, так живите по-своему, и согласился, чтобы жили они по-своему. И держались они всегда этого обычая, и поныне держатся.

Они (Катайцы? монголы? — Прим. ред.) говорят цветистым языком; приветствуют друг друга вежливо, с весёлым и радостным видом; держат себя с достоинством и едят очень чисто. Отцу и матери оказывают большой почёт; если же случится, что какой-нибудь сын оскорбит родителей или не поможет им в случае нужды, то есть особенное присутственное место, у которого нет другого дела, как наказывать неблагодарных сыновей, оказавшихся виновными в каком-нибудь неблагодарном поступке по отношению к родителям...

У народа в Манги (Дельта Янцзы — Прим. ред.) вот какой обычай: как только родится ребёнок, отец с матерью приказывают записать день, место и час его рождения, чтобы все знали, когда родился ребёнок. Когда кто соберётся в путь куда-либо, идет он к звездочёту и пересказывает ему все это, и тот ему говорит, можно ли ехать или нет, и зачастую звездочёт расстраивает поездку. Их звездочёты искусны в своём деле, в бесовских колдовствах; складно они говорят народу, и крепко им верят.

При дворе монгольского хана в Пекине

Каждый барон или дворянин постоянно носит с собой небольшой и красивый сосуд, в который плюёт, пока находится в зале, так как никто в зале не смеет плевать на пол; плюнув, он прикрывает сосуд и ставит его в сторону. У них есть также красивые сапожки из белой кожи, которые берут с собой; придя во двор, откуда войдут в залу, когда их позовёт государь, они надевают эти белые башмаки, а другие передают слугам, чтобы не запачкать великолепных, искусно сделанных шёлковых разноцветных ковров, шитых золотом.

Тибет

А у жён в этой стране вот какой обычай: коль иноземец или другой какой человек живет с их жёнами, дочерьми, сёстрами или иными женщинами, что у них в доме, так это не почитается за дурное, а за хорошее; за это, говорят они, боги и идолы к ним милостивы и даруют им всякие земные блага в обилии, поэтому-то и отдают они с охотою инородцам жён. Здесь, знайте, муж, как только завидит, что иноземец идет к нему или просит пристанища в его доме, тотчас же уходит из дому, а жене наказывает во всем слушаться иноземца; уйдёт к себе на поле или в свой виноградник и до тех пор не возвращается, пока иноземец в доме.

Иной раз, скажу вам, иноземец дня три живет в доме и спит себе на постели бедняка с его женою. А чтобы знали, что он в доме, иноземец делает вот что: вывесит свою шапку или что другое, и значит это, что он еще в доме; и пока этот знак висит у дома, бедняк не смеет вернуться к себе. И то же самое в целой области.

Суматра

...расскажем о царстве Ферлек (На севере острова — Прим. ред.). В этом царстве у сарацинских купцов есть оседлость; они приходят сюда на своих судах и горожан обратили в Мухаммедову веру; а горцы как звери; скажу вам о них по истинной правде; едят они человеческое мясо, да и всякое, худое и хорошее. Молятся они разным вещам; как встанет утром, первое, что увидел, тому и молится...

Даграиан — особенное царство, и язык тут свой особливый; оно на том же острове, и есть там свой царь. Народ здесь очень дикий; почитает себя подвластным великому хану. Здешние люди идолопоклонники, и вот какой дурной обычай у них: когда кто, мужчина или женщина, заболеет, родные зовут магов и просят узнать, выздоровеет ли больной; маги колдовством да через своих идолов узнают, выздоровеет ли он или помрёт; и вот тогда родные призывают людей, чтобы взяли они умирающего, положили бы ему что-нибудь на рот, и задохся бы он оттого; а как помрёт он, родные его жарят; сойдутся все и съедают его всего, даже мозг в костях, чтобы ничего не оставалось.

Если что-нибудь останется, говорят они, так черви заведутся и пропадут оттого, что жрать им нечего, а на душе покойника грех будет и вред ей; поэтому-то и съедают они покойника. А как поедят, соберут кости, сложат их в ящичек и несут в горы, в пещеры, в такое место, где ни зверь, ни какой злодей их не тронет, там и повесят. Скажу вам еще, коли могут, так берут в плен иноземцев, а если те не могут выкупиться, они их убивают и съедают. Обычаи и нравы тут очень скверные.

Андаманские острова

Ангаман (Андаманские острова — Прим. ред.) — очень большой остров. Царя тут нет. Живут тут идолопоклонники, и они словно дикие звери. Следует упомянуть в нашей книге об одних людях: знайте, по истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех них головы совсем как у большой собаки. Много тут пряностей. Злые тут люди; иноземцев, коль поймают, поедают. Едят они молоко и всякое мясо. А здешние плоды не такие, как у нас.

Индия (юго-восточная)

Есть у них вот ещё какой обычай: и царь, и его князья, да и все люди сидят на земле; а спросишь их, почему они не сядут попочётнее, отвечают они, что на земле сидеть всего почётнее: из земли мы вышли, туда вернёмся; слишком много почтить землю никто не может, и никто не смеет ее презирать.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [13.9]

Статья № 3
Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220

19. О ранах (AF SARUM)

Если человек нанесет человеку одну или несколько ран глубиной с ноготь, то пусть он заплатит за каждый ноготь и в глубину, и в длину половину марки, до 8 марок, и в половину меньше, если она в глубину меньше ногтя, но всё же требуется лечение...

§ 2. Все сквозные раны должны оплачиваться 1 маркой серебра...
§ 7. За разрыв кожи головы платится марка пеннингов. Если будет виден череп, то две марки пеннингов, если череп будет погнут или разбит, то штраф — одна марка серебра. Если будет виден мозг, то штраф — 2 марки серебра...
§ 10. Каждый отрубленный палец оплачивается одной маркой серебра. Большой палец — двумя марками серебра. Если палец не гнется в суставе так, что нет силы взять им, то — как если бы он был отрублен...
§ 14. Если не стало ноги, или руки, или глаза, то за каждое платится 6 марок серебра.
§ 15. Если человек нападёт на человека и отрубит обе руки или обе ноги или выколет оба глаза, и человек выживет, то за каждое пусть платит 12 марок серебра.
§ 16. Если нос поврежден у кого-либо так, что он не может удерживать сопли, то платит 12 марок серебра.
§ 17. Если язык будет вырван так, что человек не может говорить, то платится 12 марок серебра.
§ 18. Если человек будет повреждён в мужских половых органах так, что он не может стать отцом, то платится 6 марок серебра за каждое яичко.
Если повреждены оба-то платится 12 марок серебра.
Если член повреждён так, что человек не может справлять нужду иначе, чем сидя, как женщина, то платится 18 марок серебра.
§ 19. Каждое ребро оплачивается 2 марками до четырёх ребер...
§ 27. Если дернешь человека, плати 2 эре. Толкнешь человека — плати 2 эре.
§ 28. Если ты плеснёшь пиво человеку в глаза, то плати штраф за оскорбление 8 эртугов.
§ 32. За бороду человека платится так, как за выдирание других волос. За проплешину, на которую можно поставить палец, платится 8 эртугов.
Если можно поставить два, то платится полмарки.
Если [есть место для] третьего пальца, большого, то платится одна марка пеннингов.
Если проплешина так нелика, что на неё можно положить запястье, то платится 2 марки пеннингов.
Если будут выдраны все волосы, то платит 1 марку серебра. Но больше штрафов не платит, если даже все волосы выдраны.
Если на голове человека будет отрублена кожа с волосами (то есть снят скальп), то платится 1 марка серебра.
§ 33. Если ты порвёшь одежду человека, плати за верхнюю одежду эре, за юбку — 2 эре, за ближнюю к телу одежду — 8 эртугов и делай всю одежду человека такой же целой и хорошей, как раньше. Ближайшая к телу одежда — сорочка и рубашка, штаны и шляпа. Они одинаковой ценности, что бы ни было порвано. Если дойдет до кожи и будет рана, то ты платишь и за рану, и за одежду...
§ 36. Если человек преградит человеку путь, схватит скачущего человека за уздечку или идущего человека за плечи и свернёт его с его пути, то он платит штраф за оскорбление в 8 эртугов, а если он силой заставит человека следовать дальше, то платит ему 3 марки за насилие и другие 3 — народу.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [13.23]
Комментарии

Статья № 4
Большие анналы Кольмара

1279

Троих юношей приняли кольмарские монахи-проповедники на соискание Креста [Kreuzerfindung] (3 мая).

1293

В Страсбурге жила молодая девушка, завещавшая во время болезни десять марок конвенту монахов-проповедников, сорок марок студенту, приору дома (Настоятелю монастыря проповедников — Прим. ред.) — сто, её любимому брату тоже сто марок; горожане были этим очень смущены.

1295

Человек среднего роста разъезжал по германскому государству и рассказывал тем, кто ему верил, что он — император Фридрих. Однако, прибыв в Эсслинген, он был схвачен горожанами, обвинён в ереси, изобличён и сожжён. После их примерения владетели Гирсберга устроили праздничный въезд в Кольмар через восемь дней после [праздника св.] Мартина (18 ноября).

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [13.29]

Статья № 5
Жоффруа де Виллардуэн, 1198–1207

Послов проводили до ворот города, и отворили им ворота, и они спешились. И греки расставили англов и датчан с их секирами от ворот до Влахернского дворца. Там они увидели императора Сюрсака (Исаака II — Прим. ред.), столь богато одетого, что напрасно было бы искать человека, одетого более пышно, а рядом с ним его жену, императрицу, которая была прекрасной дамой, сестрой короля Венгрии.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [13.32]
Комментарии

Статья № 6
Чжао Жугуа

Страны Нусантары: Цзяньби

Люди [этой] страны любят стрелять из лука.
Тот, кто убил много людей, носит напоказ особые знаки,
Похваляются ими друг перед другом.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиепохвастать убийством

Источник: [13.56]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,214