Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Промыслы > Охота > Иные этнические системы (XIII век)

11. Промыслы

Охота. Иные этнические системы (XIII век)

Поло, Гуталаг, Джувейни

Статья № 1
Марко Поло, 1295–1298

Китай

Много у великого хана (Татаро-монгол, завоевавших Китай — Прим. ред.) леопардов, приученных к охоте и зверей ловить; и волков у него многое множество, и они славно приучены ловить зверей.

Много у него львов больших, покрупнее тех, что в Вавилоне. Прекрасная на них шерсть, отличной масти, черными, рыжими и белыми полосами. Приучены они ловить диких кабанов, диких быков, диких ослов, оленей, ланей и других зверей. Залюбуешься, когда везут они дикого зверя в клетке, на телеге, а подле маленькая собачка.
Орлов, приученных ловить волков, лисиц, антилоп, ланей, у него также много, ловят они всех зверей вдоволь; а те орлы, что приучены волков ловить, — большие и сильные; нет такого большого волка, которого не поймал бы этот орёл...

«Ужасы» провинции Юньнань

Водятся тут большие ужи и превеликие змеи. Всякий, глядя на них, дивится, и препротивно на них смотреть. Вот они какие, толстые да жирные: иной поистине в длину десять шагов, а в обхват десять пядей; то самые большие. Спереди, у головы, у них две ноги, лапы нет, а есть только когти, как у сокола или как у льва. Голова превеликая, а глаза побольше булки. Пасть такая большая, сразу человека может проглотить. Зубы у них большие, и так они велики да крепки, нет ни человека, ни зверя, чтобы их не боялся. Бывают и поменьше, в восемь, в пять шагов и в один.

Ловят их вот как: днём, знайте, от великой жары они под землёю, а ночью выходят кормиться и всякого зверя, что попадается, хватают. Пить идут к реке, к озеру или к источнику. Так они велики, тяжелы да толсты и, когда ночью двигаются по песку кормиться или к пойлу, проводят по песку борозду, словно прокатили тут бочку с вином.

Охотники, когда идут их ловить, на той самой дороге, по которой шёл змей, ставят снаряд: втыкают в землю толстый да крепкий деревянный кол с железным наконечником, вострым как бритва или как острие копья, а чтобы змей не заметил его, покрывают кол сверху песком на две пяди. И таких вострых кольев наставят они несколько. Поползёт змей по той дороге, где колья, и натыкается на них так, что острие всаживается ему в брюхо и разрезает его до пасти; змей тут же издыхает, так-то охотники ловят их. Как только охотники изловят змея, тотчас же выпускают из брюха желчь; а желчь эта, знайте, прекрасное лекарство.

Кого укусит бешеная собака, тому дают попить немножко, весом с денарий (Несколько граммов — Прим. ред.), и он тотчас же вылечивается, да коль женщина мучится в родах и кричит, дают ей немного от той змеиной желчи, тотчас же ей полегчает и она рожает, и, в-третьих, если у кого чесотка, как приложат немножко той желчи, через несколько дней она проходит. Потому-то змеиная желчь ценится дорого в этих странах. И мясо этого змея, скажу вам, продаётся дорого; оно вкусно, и едят его охотно.

Змей этот (Скорее, это китайский аллигатор — Прим. ред.) кормиться ходит туда, где львы, медведи и другие хищники плодятся, и жрёт там и больших, и малых — все, что попадается.

охотакультурапромыслыисторияедаорудия охотыорудия ловатехнологииинтересные фактыобществообраз жизнинравы обществаэкономикабаланс питанияна кого охотились

Источник: [13.9]

Статья № 2
Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220

Тот, кто охотится на белок до дня Симона и Иуды и после дня Марии в пост, пусть заплатит 3 марки1, и никто пусть не охотится внутри ограды без разрешения владельца.

Пусть никто не охотится на зайцев с силками после дня Марии в Пасху или до дня Симона и Иуды, иначе пусть заплатит 3 марки.


1 1 марка готов = 1 новгородская гривна = 204 г серебра в форме палочки — Прим. ред.

охотакультурапромыслыисторияедаорудия охотыорудия ловатехнологииинтересные фактыобществообраз жизнинравы обществаэкономикабаланс питанияна кого охотились

Источник: [13.23]

Статья № 3
Джувейни (Ала-ад-дин Ата-мелик Джувейни), †1283

Ту зиму (1222–1223 гг.) Чингиз-хан пробыл в пределах Самарканда и послал к старшему сыну своему Туши гонца с приглашением также приехать туда из Дешт-и-Кипчака и позабавиться охотою, главным образом, на диких ослов.

Чигатай и Угетай, прибывшие в Каракуль охотиться на лебедей, ту зиму забавлялись охотой и каждую неделю, как доказательство добычи, отсылали к Чингиз-хану 50 верблюжьих вьюков лебедей, пока дичи уже не осталось, и зима не окончилась...

охотакультурапромыслыисторияедаорудия охотыорудия ловатехнологииинтересные фактыобществообраз жизнинравы обществаэкономикабаланс питанияна кого охотились

Источник: [13.26]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |   

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,184