▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Кадры чиностояний: полезные, не очень и вредные → Властители → Славяне и российские этносы (XIX век)

80. Кадры чиностояний: полезные, не очень и вредные

80.1. Властители. Славяне и российские этносы (XIX век)

Николай II, Александръ

Статья № 1
Царь Николай II-ой, †1918

Много-ли русской крови в наследнике престола?

Въ концѣ 70 годовъ въ одной изъ либеральныхъ гостинныхъ Москвы зашелъ споръ о томъ, много-ли русской крови въ тогдашнемъ наслѣдникѣ престола Александрѣ Александровичѣ, который считалъ себя чисто русскимъ? За разрѣшеніемъ спора обратились къ знаменитому историку Соловьеву, случайно находившемуся среди гостей.

Соловьевъ попросилъ, чтобъ ему принесли два стакана, кувшинъ съ водой и немного краснаго вина. Онъ налилъ полъ-стакана краснаго вина и полъ-стакана чистой воды.

Пусть красное вино, — сказалъ онъ, — будетъ русскою кровью, вода-же—нѣмецкою. Русскій Петръ I женился на нѣмкѣ —Екатеринѣ I... — Историкъ вылилъ полъ стакана краснаго вина въ стаканъ, на половину наполненный водой.

Дочь ихъ, Анна — продолжалъ Соловьевъ, — вышла замужъ за нѣмца, герцога Гольштинскаго. Историкъ вылилъ полъ-стакана вина, смѣшаннаго съ водой и дополнилъ его водою. Онъ повторялъ эту операцію, упоминая браки Петра III съ нѣмкой Екатериной II, Павла I съ нѣмкой Маріей Федоровной, Николая I тоже съ нѣмкой Александрой Федоровной, если не ошибаемся (всѣхъ ихъ не запомнишь)! Александра II съ нѣмкой Маріей Александровной... и въ результатѣ въ стаканѣ оказалось почти совершенно чистая вода.

— Вотъ, сказалъ историкъ, поднимая стаканъ, — сколько русской крови въ наслѣдникѣ русскаго престола!

Если держаться офиціальной родословной, то въ покойномъ Александрѣ III была 1/64 русской крови на  63/64 нѣмецкой. Въ царствующемъ теперь государѣ Николаѣ II эта 1/64 уменьшилась до  1/128. Въ его сынѣ, если таковой будетъ, она уменьшится до  1/256.

Это вычисленіе должно представлять извѣстный интересъ для тѣхъ русскихъ, которые на своемъ знамени пишутъ: самодержавіе, православіе и народность. У самодержавно-православнаго царя «народность» во всякомъ случаѣ не-русская.

[20.66]

Е. Э. Месснер

Отметаю те характеристики Николая Александровича, которые Ему дают эмигранты разных толков или пишут в мемуарной или политической литературе: тут — полно лжи, потому что каждый рисует Государя таким, каким Он должен был быть согласно нынешней партийной установке рисующего.

Из старых же, дореволюционных характеристик, мною в разное время услышанных, трудно составить себе вполне ясное и правильное представление о Царе. Все, кроме его политических врагов (или смещённых им министров) характеризовали его обладателем великих духовных, нравственных качеств; человек много лет прослуживший в Канцелярии по приёму прошений на Высочайшее имя (т. е. в небольшом расстоянии от Государя) утверждал, что принятые Государем решения никогда не изменялись — это могло касаться, вероятно, решений по поданным Ему прошениям, а в крупных, государственных делах, решения часто были радикально изменяемы (Буду продолжать тактику Отца — увольнение Победоносцева; не отдам японцам ни пяди территории — отдал пол Сахалина; я самодержец — но дал Думу; дал Думу — но потом снова: я — самодержец).

Говорили, что основой всех государственных взглядов Государя была уверенность, что Он и только Он, как Самодержец, ответствен за судьбы России и ответственен Он только перед Господом Богом. В манифесте от 3-го июня 1907 года (т. е. после учреждения Государственной Думы) Он сказал: «От Господа Бога вручена Нам Власть Царская над народом Нашим, перед Престолом Его Мы дадим ответ за судьбы Державы Нашей». Великолепные слова. Но как их согласовать с фразой закона об учреждении Думы — «ни один закон не может восприять силы без одобрения Представительных учреждений»? И как согласовать их с народным сознанием времён после первой революции, когда широкие народные круги чувствовали себя вправе участвовать в ответственности за Россию.

По-видимому, Государь был вполне убеждён, что он продолжает оставаться Самодержцем: люди, имевшие возможность беседовать с Ним, говорили моему отцу и дяде и мне и нашим знакомым, что ограничение царской власти он считал (до 1905 года) переложением ответственности на других, к власти не призванных Богом. «Они попортят, а отвечать придётся мне», — говорил Он; то же самое Он говорил и после 1905 года, после учреждения парламента. Вот в этом и заключается одна из причин, что правительство на протяжении одиннадцати думских лет работало с открытой в отношении Думы душой (другая причина не налаженности сотрудничества правительства и Думы заключалась в чрезмерной напористости нашего молодого парламента — его родила революция, и он не признавал торможения ради спокойного эволюционного изменения государственной системы).

Об Императоре говорили, что он имел упорную и неутомимую Волю к осуществлению своих планов; эту волю нельзя было бы уподобить мощному течению реки — она походила на горный поток, огибающий препятствия, но непременно идущий к слиянию с рекой. Так говорили «для простого народа», но те, кто окружал трон, были иного мнения: Николай Александрович может упрямо держаться какого-либо мнения, но это мнение часто может быть ему внушено. Внушали Государыня, Государыня-Мать, Великие Князья разных темпераментов и умственных способностей, внушали всякие Кшесинские через Великих Князей (а замешанных в коммерческие сделки с финансистами любовниц некоторые из Великих Князей имели), внушали те, кого Царь удостоил личной дружбы, как Дворцовый Комендант Войеков, внушали министры, и бывшие министры, и кандидаты в министры, и сенаторы и председатель Государственной Думы и позванные во дворец общественные деятели. Вероятно, нелегко было Государю знать, что является его собственным мнением и что создалось под действием этих разнородных внушений.

Но убеждение, что Он — Самодержец, Богом поставленный и перед Богом ответственный было его собственным. Поэтому совершенно непонятно, как Он мог так легко отречься от этого Божьего поставления, от трона.

флюгерНиколай-2Третий Римнеподконтрольность народупредательство

Источник: [20.85]

Статья № 2
Александръ I, †1825

С. А. Тучков, 1766–1808

Императоръ Александръ показывалъ склонность къ мистическимъ книгамъ, обществамъ и особамъ, симъ занимавшимся. Переводы на россійскій языкъ твореній Эккартсгаузена и другихъ подобныхъ, при всей его бережливости, щедро награждались. Но и это, мнѣ кажется, было въ немъ не иное что, какъ духъ подражанія. Онъ подражалъ въ томъ отчасти Наполеону и занялъ у него сіе, какъ эполеты, тамбуръ-мажора и другія подобныя мелочи.

царь-мистик

Источник: [20.71]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,089