▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Женщины. Дети → Женщины: роды, кормление, манеры, занятия, украшения, макияж → Славяне и российские этносы (XVII век)

8. Женщины. Дети

8.1. Женщины: роды, кормление, манеры, занятия, украшения, макияж. Славяне и российские этносы (XVII век)

Немоевский, Корб, Карлейль, Маржерет, Петрей, Олеарий, Айрман, Витсен, Койэтт, Брамбах, Коллинз, Давид, Котошихин, Идес и Бранд, Шлейссингер, Невилль, Пипс, Алеппский, Рейнтенфельс, Стрюйс, Акты Севера

Статья № 1
Станислав Немоевский, 1606–1608

После родов, на третий, далее всего, на четвертый день родильница с дитятей идёт в баню, чтобы париться там вениками, т. е. навяжет березовых прутьев, с листьями, сечёт себя и дитя так, что дитя едва избегает смерти.

По большей части, дети так выкармливаются, что дитя ничего не сосёт ни у матери, ни у другой женщины, но когда бьют телушку, то покупают сосцы, привязывают к рожку и вольют туда коровьего молока. Так ребенок выкармливается на скотской пище, а потому, обыкновенно, и скотская острота ума...

У ступенек, по которым должна была идти государыня (Марина Мнишек — Прим. ред.) к своим комнатам, стояли княгини Мстиславская и Шуйская, обе умазанные в крупные белила, толщиной в палец, и румяны, даже брови повыдергали они себе и прилепили другие, до половины лба — дело, совсем обычное в этой стране у всех вообще женщин и невозможно бесстыдное, потому что небольшая разница против того, как если бы они ходили на маскарад; мало того, они вместо того, чтобы охранять себя от мужчин, сами на переходах, хотя люди и смотрят, проделывают эту свою полировку, а наши дамы передавали нам, осведомившись от них позже, что они выкрашивают себе даже зрачки в глазах. При обеих княгинях не было ни женщины, ни мужчины, кроме двух, которые им светили...

Вообще все белятся и румянятся, но что удивительнее — глаза, зрачки чернят, природные брови сбривают и лепят другие, повыше...

В ушах подвески (что они называют «сергами»), которые висят до самого пояса, у больших боярынь — жемчужные, у меньших — серебряные, позолоченные, с черным янтарем. У простого человека они короче, однако шею переходят, да и по трое серёг протыкают уши; ни одна женщина, даже старая баба, не ходит без колец, кроме вдов. Раньше, чем девочке исполняется год, ей в бане прокалывают уши.

Источник: [17.7]
Комментарии

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами; стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало.

Источник: [17.2]

Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить.

Источник: [17.11]

Статья № 4
Жак Маржерет, 1600–1606

Затем все они (Московитки — Прим. ред.) носят жемчужные ожерелья в добрых четыре пальца шириной и весьма длинные серьги, обуваются в сапоги красного и жёлтого сафьяна с каблуком в три пальца высотой, подкованные, как сапоги у поляков; все они белятся и румянятся, но весьма грубо, и считают стыдным не белиться, не румяниться, равно для старой или молодой, богатой или бедной.

Источник: [17.22]

Статья № 5
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Что касается женщин, они чрезвычайно красивы и белы лицом, очень стройны, имеют небольшие груди, большие чёрные глаза, нежные руки и тонкие пальцы и безобразят себя часто тем, что не только лицо, но глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и тёмною: чёрные ресницы делают белыми, белые опять чёрными или тёмными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит, особливо же, когда ходят в гости или в церковь, потому что их не часто выпускают бродить по улицам, разве только в праздники или для посещения друзей и родных.

Если они богаты и знатны, ездят зимою в санях, а летом в колясках, крытых хорошим красным сукном, имея подле себя бегущих служителей, которые должны наблюдать за ними, чтобы они не завели какого распутства с другими молодчиками, потому что они наглы, сладострастны и не опускают ни малейшего к тому случая, только бы он представился, даже часто раздражают мужей к Венериной потехе с ними, а особливо иностранцев, к которым очень неравнодушны.

Оттого-то господа их мужья велят их тщательно охранять и стеречь служителям, когда выезжают они на свадьбу, в гости или для посещения подруг, и не позволяют подходить к ним никому из мужчин, кроме близких своих друзей. Да и при них держат мальчика, который не только исправляет их надобности, подает им кушанья и напитки, но и должен также доносить и сказывать мужьям, что делали без них жёны, не принимали ли к себе молодых посторонних мужчин: за то эти мальчики пользуются в домах таким почетом и значением, что женщины без всяких отговорок дозволяют им разные шалости, дают им подарки, если хотят от них молчания о своих делах, чтобы не быть высеченными или поколоченными от мужей.

Источник: [20.26]

Статья № 6
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Внешность и макияж

Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы.

Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна) — чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной.

Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако её стали донимать жёны других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.

Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами — как об этом будет ещё рассказано при описании их обыкновенных свадеб.

Занятия жён высшей касты

Подобно тому, как дети вельмож и купцов мало или же даже вовсе не приучаются к домоводству, так же точно они впоследствии, находясь в браке, мало занимаются хозяйством, а только сидят да шьют и вышивают золотом и серебром красивые носовые платки из белой тафты и чистого полотна, приготовляют небольшие кошельки для денег и тому подобные вещи. Они не имеют права принимать участия ни в резании кур или другого скота, ни в приготовлении их к еде, так как полагают, что это бы их осквернило. Поэтому всякую такого рода работу совершает у них прислуга. Из подозрительности их редко выпускают из дому, редко также разрешают ходить в церковь; впрочем, среди простонародья все это соблюдают не очень точно.

Дома они ходят плохо одетые, но когда они оказывают, по приказанию мужа, честь чужому гостю, пригубливая перед ним чарку водки, или же, если они идут через улицы, например, в церковь, они должны быть одеты великолепнейшим образом, и лицо и шея должны быть густо и жирно набелены и нарумянены.

Князей, бояр и знатнейших людей жены летом ездят в закрытых каретах, обтянутых красною тафтою, которою они зимою пользуются и на санях. В последних они восседают с великолепием богинь, а впереди у ног их сидит девушка рабыня.

Сани знатной женщины Московии. Альбом [17.33]
Сани знатной женщины Московии. Альбом [17.33]

Рядом с санями бегут многие прислужники и рабы, иногда до 30, 40 человек. Лошадь, которая тащит такую карету или сани, похожа на ту, которая везет невесту; она увешана лисьими хвостами, что представляет весьма странный вид. Подобного рода украшения видели мы не только у женщин, но и у знатных вельмож, даже у саней самого великого князя, который иногда, вместо лисьих хвостов, пользуется прекрасными черными соболями...

Если [между мужем и женою] у них часто возникают недовольство и драки, то причиною являются иногда непристойные и бранные слова, с которыми жена обращается к мужу: ведь они очень скоры на такие слова. Иногда же причиной является то, что жены напиваются чаще мужей или же навлекают на себя подозрительность мужа чрезмерною любезностью к чужим мужьям и парням. Очень часто все эти три причины встречаются у русских женщин одновременно.

Источник: [17.34]

Статья № 7
Ганс Мориц Айрман, 1669

Московия

Женщины ходят постоянно покрытыми [платками], как, по-видимому, и дома, и поэтому солнце и воздух не могут им повредить; но кроме того, они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность.

Они, по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; также и на пальцах носят драгоценные перстни.

Источник: [21.60]

Статья № 8
Николаас Витсен, 1664–1665

У Печоры, 9 декабря

Я заметил здесь, что замужние женщины стыдятся открывать волосы, равно как и китайские женщины скорее выйдут нагими, чем покажут косы.

Торжок, 8—11 января 1665

Хозяйка приветствовала меня кубком пива, зачерпнув его из большого ковша, причем остатки из кубков выливались обратно в ковш, что было весьма неаппетитно... Затем хозяин вызвал жену, которая также поклонилась каждому из нас и поднесла по кубку водки, после чего сразу, не говоря ни слова, опять ушла. При первом выходе хозяйка сказала: «Приглашаю вас на хлеб-соль» Одета она была богато: шапка вышита золотом и жемчугом.

Из всех домов показывались молодые женщины, они были разодеты и некрасиво напудрены, но, когда мы подходили, — убегали и не хотели появляться. Когда мы как-то раз направились к ним, они убежали; вышла старуха, клянясь Богом, что у них нет девушек, умоляя нас пройти дальше. Другая, видя из окна, что мы наблюдаем за ней, крикнула: «Почему вы смотрите на меня? Я уже стара, со мной ничего не получится, вам нужна помоложе!» Казалось, они здесь пугливее, чем в других местах, не привыкли к чужим. Еще по пути мы часто видели, что там, где на постоялых дворах были девушки брачного возраста, родители их сразу запирали. У девушек в ушах и через плечи висят серебряные цепочки, на голове позолоченная бахрома.

Источник: [17.39]

Статья № 9
Бальтазар Койэтт, 1676

Московия

Те, что живут в городах, румянятся до такой степени, что лица их кажутся как будто осыпанными мукою, а румяна как будто кисточкою размазаны по щекам.

Источник: [17.41]

Статья № 10
Иоганн Брамбах, 1603

Великое княжество Литовское, Московия

Женщины, по виду схожие с татарками, ходят полуодетые, а в ушах у них висят серебряные монеты или иного рода серьги.

Источник: [17.42]

Статья № 11
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Русские дети обыкновенно здоровы, сильны и питаются молоком матери только месяц, редко два, а после их кормят рожком или из серебряной чаши, сделанной наподобие рога, привязав к узкому её концу высушенное коровье вымя, из которого дети сосут молоко. Достигнув двухлетнего возраста, они уже соблюдают посты очень строгие.

Источник: [17.10]

Статья № 12
Иржи Давид

Что говорят о женщинах, будто мужья их не любят, если не бьют, уже, кажется, устарело и вообще неправда. Но, правда то, что, если мужья их когда и побьют, они не жалуются и легко прощают. Женщины появляются, где много публики, и притом в большом количестве, как у нас еврейки 1, сидят в лавках, продают шелка, ленты и так далее, разгуливают в шубах, плавно шествуют в высоких башмаках, из-за которых не могут бегать и ходить быстро.

Лица свои они расписывают удивительным образом, знатные женщины особенно. Они выдёргивают свои брови с помощью какого-то порошка, а затем, как мне рассказывали, подрисовывают их чёрной краской в виде большого круга, поэтому выглядят, как совы. В остальном они одеваются наподобие турчанок.


1 И. Давид, несомненно, вспоминает картины уличной жизни Праги, где имелось большое еврейское гетто. — Прим. ред.

Источник: [17.52]

Статья № 13
Г. К. Котошихин, †1667

О рождении царских детей

Как приспеет время родитися царевичю, и тогда царица бывает в мылне, а с нею бабка и иные немногие жены; а как родится, и в то время царю учинится ведомо, и посылают по духовника, чтоб дал родилнице и младенцу и бабке и иным при том будучим женам молитву, и нарек тому новорожденному младенцу имя; и как духовник даст молитву, и потом в мылню входит царь смотрити новорожденнаго, а не дав молитвы, в мылню не входят и не выходят никто.

Источник: [17.112]

Статья № 14
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Чусовая. Вогулы

Когда у женщины приближается время родов, она уходит в отдаленный лес и проводит там два месяца, и лишь после того, как к ней возвратятся силы, она может вернуться к своему мужу. В тот же период, когда жена оставляет таким образом мужа одного, никто под страхом смерти не смеет приближаться к ней, так как, по их словам, по лесу ходят некие люди-невидимки, которые заботятся не только о том, чтобы роженицам никто не причинил вреда, а больше всего о том, чтоб к ним не приходили их мужья, которых эти невидимки-хранители, если застанут, тут же убивают.

вогулыженщиныродыповерия

Источник: [17.131]

Статья № 15
Г.-А. Шлейссингер, 1687

К. Я-то думал, что женщины там вообще не смеют показаться публично!
Ф. О, это басни, мы об этом поговорим ещё в другой раз...

К. Я слыхал, что женщины красятся. Это верно?
Ф. О, на Руси это вполне нормально, даже у самых плохоньких женщин. И как бы красива женщина ни была (а красивые женщины у русских есть!), все равно она должна краситься, ибо таков обычай в стране... Обычай этот на Руси так укоренился, что когда жених посылает невесте свои первый подарок, чтобы в соответствии со своим состоянием выразить ей свою любовь, то в этом подарке обязательно должна быть коробочка румян и белил, а если ею нет, то в доме это считается неприличным, какими бы замечательными ни были другие подарки.

К. Забавно! Но я ещё слыхал, будто женщины на Руси не смеют показывать лицо на улице?
Ф. О, нечто подобное мог рассказать господину Констансу только какой-нибудь враль. Правда, знатные особы не всегда открыто появляются среди толпы, но их можно свободно и открыто видеть, когда они идут в церковь или ещё куда-нибудь.
И когда заходишь в дом к знатному господину, то с женской половины являются жена с дочерьми, если таковые есть, а за ними идёт служанка, неся бутыль с водкой, а также золотые или серебряные чарки. Женщины делают «нуклон», то есть принятый у них вежливый наклон головы, чтобы показать, что гости милы и приятны, целуют каждого из присутствующих и преподносят каждому чарку водки, которую следует выпить до дна. По осушении чарки нужно быть снова готовым к поцелую. Так поступают и жена и дочери, а затем с пуклоном удаляются в свои комнаты. Затем они подносят тем, кого особо жалуют, обшитый золотом и серебром носовой платок или кошелёк. Это большая милость со стороны хозяина дома.
Если подарки подносят купцу, то это, разумеется, золотые вещи, и столь пышно выраженная милость стоит доверия! Достаточно мудро.
А когда жены знатных господ рожают, то они посылают к самым богатым купцам и извещают, что господь бог одарил их сыном или дочерью. А уж купцы знают, как это понимать, едут к ним, желают молодой матери всего наилучшего, передают свой поцелуй и преподносят завёрнутый в бумагу подарок в знак внимания, а затем удаляются с глубоким пуклоном. Кто дал больше всех, тот и будет хозяину особенно любезен и всегда может заходить к нему запросто.
Что же касается лиц простого сословия, то обычай таков: как только входят в дом, то приветствуют жену и дочерей поцелуем, и те тут же прощаются. Таков обычай и у тамошних немцев.

байки про Россиюженщины на Русизнаки внимания

Источник: [17.139]

Статья № 16
Де ла Невилль, 1698

Сумасбродство этих женщин заходит так далеко, что они красят свое лицо, придают ему тон, который им нравится, и выщипывают брови4.

стандарты макияжакосметика в Московиияды в косметике

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 17
Самуэль Пипс

16 сентября 1664 года
В Мурфилдсе встретил мистера Парджитера, с коим долго гуляли по полям <...>, беседуя главным образом о России, каковое государство, по его словам, — место весьма печальное... Женщины там ведут жизнь рабскую.

женщины России

Источник: [17.144]

Статья № 18
Павел Алеппский, 1656

Московия
Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны.

женщины России

Источник: [17.145]

Статья № 19
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Обыкновение румяниться считается, в силу привычки, столь необходимым, что женщину, не пожелавшую покрасить своё лицо, сочли бы за надменную и стремящуюся отличиться пред другими, ибо она-де дерзко считает себя достаточно красивою и нарядною и без краски и искусственных прикрас.

Большинство женщин посвящают поэтому сему пустому занятию много труда, но в возмездие за эту поддельную красоту они, приближаясь к старости, имеют лица, изборожденные морщинами, так сильно они белят и румянят его, некрасивое в естественном своём виде, хотя не могу отрицать того, что и у русских встречаются свои Венеры. Впрочем, они прикидываются скромными, выступают прямо и очень медленно по причине высоких каблуков.

внешний вид русовштукатурка на лицовысокие каблуки

Источник: [17.146]

Статья № 20
Ян Стрюйс, 1668–1673

Москва
Хотя женщины обыкновенно очень белы, и кожа на лице у них очень гладкая, все-таки они почти все румянятся или вернее натираются аляповато белилами и приглашают для этого белильщиц, как у нас уборщиц волос...

Со дня [брака] жёны живут почти в заключении; они лишены всякой свободы. Обыкновенное их занятие — шитьё, вышиванье и тому подобные работы в отдаленной комнате, из которой они лишь весьма редко выходят.

Когда муж пирует, жена, нарядившись во всё, что есть у неё лучшего, не забывая нарумяниться, идёт сама наливать водку.

В церковь, иногда же на прогулку, в сопровождении множества холопов, отправляются они в экипаже: летом в карете, а зимою в санях.
Кроме этих случаев, они одеваются просто и почти вовсе не появляются.

Астрахань. Калмыки и Ногайские Татары
Вместо серег (Женщины Ногайских Татар — Прим. ред.) носят копейки, мелкие монеты, ходящие только в Московском государстве.

У этих народов существует обычай посвящать Богу некоторых из своих детей еще до рождения. Мальчики семи или восьми лет, посвященные таким образом, носят серьги с рубинами или бирюзою, а девочки носят их в правой ноздре.

житие замужних женщинженские украшения

Источник: [17.147]

Статья № 21
Акты Холмогорской и Устюжской епархий, Часть I, 1500–1699

CCLVI. 1698, анваря 27

Дело заказного арxиерейских дел красноборскаго спасскаго попа Петра по подозрению девки Иринки в том, что она чревата

7204, генваря в 27 день, заказной Красного Бора спаской поп Петр Васильев, доставя Уфтюжские волости деревни Новинниковсвой вдовы Анницы девку Иринку Трофимову дочь, прозванием Зонову, и допрашивал: ведомо мне учинилось, что де Иринка очреватала; и младенца де имеешь во утробе? И девка Иринка в том деле не винится. И заказной велел ту девку Иринку вдове Иринке Максимове дочере досмотрить да Еленке Иосифове. И они досматривали, и та девка по досмотру объявилась нечревата. У допросу были Красного Бора спаской дьякон Данил Михайлов, жители Степан Потапов Белых, Семен Герасимов Лаптевых.

опозорить девку подозрениемвнебрачная беременность и РПЦгинекологи Руси

Источник: [17.156]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,111