▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Семья → Выбор, сватовство, свадьбы → Иные этнические системы (XIX век)

7. Семья

7.2. Выбор, сватовство, свадьбы. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель, Сеецен

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай. В семье императора

Поезд невесты к жениху и бракосочетание. Как скоро чиновник Астрономического Института донесёт о наступлении счастливого часа садиться в носилки, то служители внутренней экипажной, евнухи, подают брачные носилки к крыльцу внутреннего зала и поставляют на самой средине, передом на юг.
Предшествующие дамы ведут государыню, а сопутствующие поддерживают её. Мать государыни с прочими дамами провожает ее до носилок. Государыня садится в носилки, а мать с прочими дамами возвращается...

Китай. Общие обычаи

В Китае брак, сколь ни важен по его отношениям к общественной жизни, не имеет связи с религией, а обряд брачного соединения двух полов утверждён только гражданскими постановлениями. Коренной закон, наблюдаемый при заключении браков, в том только заключается, что два дома однофамильные, то есть имеющие одно прозвание, не могут вступать в брачные связи, хотя бы они выше ста колен не имели никакого родства между собой. Маньчжуру, также и монгольцу, живущему внутри Китая, ни жениться на китаянках, ни дочерей своих выдавать за китайцев не дозволяется; но существенные обряды при браках — сватовство и сочетальная чара одинаковы и для китайца, и для маньчжура, и для монгола в Пекине; только есть разность в видах по отношению к лицам.

Родители имеют полную власть утверждать брачную связь, не разбирая возраста; даже иногда по дружеским связям условливаются в этом до рождения жениха и невесты. Что касается до сватовства между возрастными, для сего употребляют сватов, и чаще своих родственников и друзей. Посредством сих людей две фамилии могут вступить в переговоры, взаимно вызнать о качествах жениха и невесты. Наиболее стараются узнать, не от побочной ли жены рождён кто-нибудь из них, не приёмыш ли, взятый из другого рода, не имеет ли какой болезни и проч. Как скоро обе стороны согласятся на брак, то следуют уже предписанному порядку.

Со стороны жениха отец его объясняет в письме, за кого именно сватает он девушку, и просит уведомить его о годе, месяце, дне и часе ее рождения.

Когда поверенный войдёт в дом невестин, то отец ее принимает его в зале, стоя на восточной стороне, а посланный подаёт ему письмо, стоя на западной стороне; сопровождающие раскладывают принесённые дары в зале. Отец невесты, обратясь к северу, делает двукратное поклонение и принимает письмо. Гость уклоняется от принятия поклона. Отец невесты объявляет сие письмо в домашнем храме своим предкам.

Чиновники от 1-го до 14-го класса имеют храмы, в которых поклоняются своим предкам, чиновники от 15-го класса и ниже, солдаты и разночинцы не могут иметь храмов, почему табели с именами предков ставят в моленной комнате или посреди зала у северной стены, против самого входа со вне...

За день до бракосочетания отправляют из дома невестина в дом жениха приданое, состоящее в одежде, головных уборах и мебели; а в день бракосочетания приготовляют в жениховом доме пир. Поставляют столы на восточной и западной половине залы одни против других. У окон, на длинном столе, ставят банку с лотосом, четыре нефритовые чарки и две сочетальные чары, сделанные из двух половинок разрезанной и высушенной горлянки...

В этот день в невестином доме совершают поклонение в храме предкам, называемое объявлением, а у чиновников от 15-го класса и ниже это делается в моленной предкам. По окончании сего совершают возлияние за дочь во внутренних комнатах. Отец ее становится на восточной, мать — на западной стороне. Невеста, уже наряженная, выходит с нянею, становится перед отцом и матерью, лицом к северу, и делает перед ними двукратное поклонение. Прислужник наливает вино, и мать делает возлияние за дочь по церемониалу, как отец совершает возлияние за сына. Отец даёт наставление дочери, а мать, поправляя на ней наряды, повторяет его наставления.

В этот промежуток времени приезжает жених. Тесть, встретив его за воротами, просит войти в комнаты, и жених, держа в руках диких гусей, следует за ним. Тесть всходит по восточной стороне крыльца, обращая лицо к западу, а зять — по западной стороне, держа лицо к северу; потом, остановившись, подносит тестю гусей и делает двукратное поклонение. Тесть не кланяется. Нянька выводит невесту под покрывалом.

Жених, сделав ей учтивый поклон, сходит вниз; невеста следует за ним, а отец остаётся в зале.
Няня сажает невесту в носилки. Перед носилками несут два фонаря, а зять на верховой лошади едет впереди. Невеста по вступлении в дом женихов выходит из носилок, и жених ведёт её по западной стороне крыльца. Как скоро невеста войдёт в комнаты, то есть в опочивальню жениха, то ее служанка ставит для жениха стол на восточной, а служанка женихова ставит стол для невесты на западной стороне.

Как скоро жених с невестою взаимно раскланяются, то няня снимает покрывало с невесты. Жених учтиво просит невесту сесть за стол. Подают кушанье. По окончании стола невестина горничная берет чару, наполняет вином и подчивает жениха. Служанка женихова дома берёт другую чару, наполняет вином и подчивает невесту. Сим образом троекратно они пьют сочетальную чашу. Вслед за сочетальным обрядом открывается пир, который должен состоять у гун из 20, у хэу из 8, у бо из 17, у чиновников 1-го и 2-го класса из 15, у чиновников 3-го и 4-го класса из 13, у чиновников 5-го и 6-го класса из 8, у чиновников 7-го и 8-го класса из 6, у чиновников 9-го и 10-го класса из 5 столов. Чиновники от 11-го класса и ниже употребляют только трех скотин. По окончании пира горничная, приготовив постель, уносит свечи, а жених с невестою остаются в спальне...

На другой день молодая угощает свёкра со свекровью, на третий представляется в храм предкам, а у низших чиновников — в моленной предкам...

В четвёртый день зять едет с подарками к тестю и тёще...

Перенос сговорных и свадебных даров и приданого, также и поезд за невестою производятся с торжественною церемониею, с музыкою и фонарями. Людей для сих процессий, с приличным одеянием, носилками и прочею посудою для поклажи даров и приданого, берут из гробовых лавок за договорную, смотря по пышности вещей, цену; почему и на сии случаи сделаны законные постановления. Чиновники вообще при свадебных церемониях могут употреблять музыкантов не более 12, фонарей также не более 12, а распорядителей, то есть церемониймейстеров, — из домашних людей.

Учёные, не имеющие чинов, студенты, солдаты и разночинцы не имеют права употреблять распорядителей; музыкантов они могут брать не более 8; в дар относить шёлковых тканей не более четырех кусков, ставцев с плодами не более четырех же. Чиновникам и разночинцам запрещается посылать в дар золото и серебро.

Жёнам и дочерям разночинцев не дозволяется употреблять головных покрывал, присвоенных жёнам чиновников, ни одеяния с нашивками, ни больших носилок.

Источник: [19.19]

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

Свадебные контракты заключаются, когда обручающимся не более 4 и до 7 лет. Когда получится решение шинг-шанга, старшая в доме женского пола особа обыкновенно отправляется для начатия свадебного договора с тем семейством, с коим в связь вступить желают...

Когда должно отсылать невесту в дом к жениху, то ее садят в богатые вызолоченные носилки, закрытые со всех сторон и замкнутые ключом, который отсылается к жениху. Все носильщики одеты в красное платье. Мне случилось однажды быть при расставании невесты с ее родителями. Ступни ног ее были столь малы, что она не могла ходить, хотя ей уже было 15 лет: ее носила служанка на спине. Вся семья казалась растроганной; женщины плакали навзрыд; отец проливал слезы, и дочь с трудом была вырвана из объятий родительских и посажена в паланкин; сцена сия была весьма трогательна...

Некоторое чувство взаимной привязанности, которое европейцы считают необходимым до свадьбы, китайцы надеются получить по совершении обряда; поелику же случается, что муж имеет решительное отвращение к первой жене своей (ибо она не по его выбору ему досталась), то обыкновенно он бросает несчастную невесту и в разврате и игре ищет развлечений или берёт нескольких наложниц. Выбор сих последних уже совершенно зависит от его вкуса; но первая его женитьба, по древнему обычаю, коему он должен необходимо покориться, делается родителями без его согласия...

Любовь в Китае не та, что в Европе, т. е. она не облечена той же формой, и у них с любовью сопряжено столь же мало отвлеченных чувствований, сколь редки случаи, могущие возбудить таковые чувства между мужчиной и женщиной. Одно скотское наслаждение должно быть побудительной причиной у народа, не имеющего возвышеннейших понятий и готового всегда потворствовать страстям...

В Китае, когда девушка достигнет возраста, в который выходит замуж, т. е. двенадцатого или тринадцатого года жизни, семейство ее обращается к одному из домашних приятелей с просьбой отыскать ей супруга...

Источник: [19.20]

Статья № 3
Г. Сеецен, 1808

Аравия

Желающий достать себе в жену какую-либо девушку, прежде всего, должен получить согласие невесты (ибо против воли замуж там никогда не выходят), потом заплатить за неё отцу пять верблюдов.

Для молодой четы приготовляют ставку без крышки; невеста кричит всю ночь, в доказательство своей кротости и благонравия. Ежели она недовольна своим мужем, то, даже по прошествии нескольких дней после брака, может отойти от него и выдти за другого; а короткое обхождение с первым в порок ей не ставится.

Источник: [19.95]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,122