▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Семья → Выбор, сватовство, свадьбы → Иные этнические системы (XVII век)

7. Семья

7.2. Выбор, сватовство, свадьбы. Иные этнические системы (XVII век)

Олеарий, Витсен, Грузинская хроника, Эрмитаж, Пипс

Статья № 1
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Ливония

Большинство из них — бедные люди, у которых нет ничего, кроме того, что на них надето и что они кладут себе в рот. Поэтому, когда справляют свадьбу, они, помимо того, что им подарит их помещик, устраивают ещё складчину между собою, участвуя в ней кто чем может. Пируют они при этом так великолепно, как только в силах.

Церемонии и обряды свадебные у них, большею частью, следующего рода. Если невеста и жених из двух различных деревень, то жених привозит невесту на лошади. Она сидит за ним и правой рукою обнимает его за талию. Спереди едет волынщик, затем следуют двое дружек с обнаженными саблями, которыми они крестообразно ударяют в дверь брачного дома; потом они втыкают их остриями в балки вверху того места, где сидит жених.

Жених, ведя таким образом свою невесту, имеет в руках палку, в конце которой защеплены два медных пфеннига, которые он уплачивает за пропуск тем, кто перед ним загораживает ворота. У невесты имеются красные шерстяные ленты: их она бросает на дороге, особенно на перекрестках или же где стоят кресты на могилах некрещеных детей, которых они хоронят не на кладбище, но у дороги.

За женихом следуют в том же порядке верхами остальные гости, мужья со своими женами, парни с девицами.

У невесты, пока она сидит за столом, на голову накинут платок, покрывающий ей лицо. Подобный обычай существует у московитов или русских, а также у персов и армян...

Как только ненемецкие1 невеста и жених посидят немного за столом и поедят, их зовут и уводят на постель, хотя бы это и было среди бела дня. Тем временем гости веселятся и забавляются; через 2 часа новобрачных опять приводят и затем всю ночь пляшут и пьют с таким увлечением, что наконец один тут, другой там валятся на пол и засыпают.


1 Так Олеарий именует всех «туземцев» Ливонии: эстов, ливов, латгалов, куршей, земгалов...

Источник: [17.34]

Статья № 2
Николаас Витсен, 1664

Рига

Я был на рижской свадьбе, или хоогтейт, как они говорят. Всё там происходит совсем по-другому, чем у нас.

Невеста и жених без встречи или приветствия сами по себе приходят к дому гильдии, где празднуют свадьбу. Так же приходят и все гости, отдельно мужчины и женщины. Когда все соберутся, происходит бракосочетание молодых в свадебном зале.

После длинной проповеди священник в плоской шапке и ризе с воротником надевает молодым кольца, соединяет их руки и женит их, при этом долго поёт и благословляет их словами и жестами. После этого все садятся за стол, мужчины вверху, а женщины внизу стола, в соответствии со своим положением. Пищу подают на маленьких блюдечках, пиво — в кружках, вино — в кубках. И так сидят до вечера.

Музыканты меж тем не сидят без дела; затем ведут на танец невесту, украшенную венцом из ценных камней. Она танцует первой, что происходит по польскому обычаю: мужчины следуют впереди, женщины — за ними, держа их за руки; одна пара тянет за собой другую, и так семенят по комнате друг за другом, без особого искусства. Кто выглядит в танце наиболее чопорно и скромно, тот, считается, и танцует лучше, чем они все очень гордятся. Женщины стоят вместе в углу, а мужчины тем временем пьют. Ухаживать, а тем более целовать женщин, не позволяет обычай. Когда кто захочет танцевать, он выбирает одну и, окончив танец, приводит ее туда, откуда взял.

Мужчины сидят за маленькими круглыми столиками, вроде треножников, перед ними стоят напитки, и каждый пьёт, когда хочет. После этого невеста и жених с гостями уезжают к своему дому. Там снова танцуют и едят, и до рассвета чета не ложится в постель. Но перед этим отец невесты передает жениху его любимую с важным видом, речью и увещеванием, пожеланиями и тому подобным, а жених ему отвечает. Музыканты встают и прерывают речь, часто прямо на середине.

Люди здесь так великолепно празднуют свадьбы, что иногда треть, да даже половину своего добра тратят на это. Здесь два общественных свадебных дома: один для большой (Купеческой — Прим. ред.), другой для малой (Ремесленников — Прим. ред.) гильдии...

Вольмар

Я видел, как две пары венчались, церемонии похожи на наши, каждый по желанию давал пастору деньги или серых куропаток, рябчиков. Мужчины, как и многие женщины, одеты в белые кафтаны, головы некрасиво острижены; кружевные шапки декоративной работы неплохо идут девушкам, они сделаны из листвы, мишуры, соломы, тряпок, перьев, мха и т. д.

Источник: [17.39]

Статья № 3
Грузинская хроника

1624

Шах послал царицей Картли и отдал в жены царю Свимону Джаханбанум-Бегум, рождённую его дочерью Зубейдой-Бегум от Иса-хана корчи-бега. Дали ей в сопровождение Карчига-хана, других десять-двенадцать ханов и иранское войско.
В короникон 312 прибыли в город, называемый Тбилиси, сыграли свадьбу. Была песня, пир, веселье, игра в мяч, стрельба в цель. Как сыграли свадьбу, поступил приказ шаха, перебить кахетинцев...

1657

У царя Александра был сын Баграт от прежней жены, дочери Гуриели. Внуки царя Теймураза — т.н. «дедов мальчик», по имени Луарсаб, и Георгий умерли, Эрекле был послан в Россию.
А одна дочь Кетеван была у тети: выдали её замуж за Баграта и венчали на царство. Спустя некоторое время царица Дареджан пожелала выйти замуж за своего пасынка Баграта. Баграт не согласился. Царица, увидев это, а также за другие дела разгневалась, велела схватить Баграта, выжечь ему глаза и предложила царство отцу.

Источник: [18.116]

Статья № 4
Государственный Эрмитаж

Из коллекции Государственного Эрмитажа

 Крестьянская свадьба, конец 1650 // Давид Младший Тенирс, Фландрия. Государственный Эрмитаж; http://www.hermitagemuseum.org



Крестьянская свадьба, конец 1650 // Давид Младший Тенирс, Фландрия. Государственный Эрмитаж [21.102]


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.

свадьба на селекрестьянский быт Европы

Источник: [21.102]

Статья № 5
Самуэль Пипс

22 сентября 1660 года
Лаллен рассказал мне, как одна хорошенькая женщина, что держит в начале Чипсайда магазин детских вещей и давно уже мне приглянулась, стала жертвой леди Беннет (известной шлюхи), которая, придя к ней в лавку и притворившись, что лишилась чувств, с ней познакомилась, завоевала её доверие и в конце концов свела её с одним дамским угодником, нанявшим леди Беннет специально для того, чтобы она добыла ему эту несчастную крошку.

сводницы Лондона

Источник: [17.144]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,073