▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Семья → Выбор, сватовство, свадьбы → Славяне и российские этносы (XVI век)

7. Семья

7.2. Выбор, сватовство, свадьбы. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Мадариага, Статуты ВКЛ, Разрядная книга, Герберштейн, Иовий, Лицевой свод , Неизвестный, Акты

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

При вступлении в брак они (Татары — Прим. ред.) не уважают ни свойства, ни кровного родства. Нельзя только жениться на матери, сестре, дочери, и хотя новобрачный берёт молодую к себе в дом и живёт с нею, но не признает её своей женой до тех пор, пока не будет у них потомства. Тогда берёт он у её родственников приданое, которое заключается в лошадях, овцах, коровах и проч.; если же по прошествии известного времени она окажется бесплодной, то отправляет её назад в её семейство...

Брачные обряды у них (Московитов — Прим. ред.) отличны от обрядов в других странах. Жениху (хотя он никогда не видал прежде своей невесты) не позволяют видеть её во всё время, пока продолжается сватовство, в котором действующим лицом не он сам, а мать его, или какая другая пожилая его родственница, или знакомая. Как скоро изъявлено согласие (как родителями, так и самими вступающими в брак, ибо если брак заключен без ведома и согласия родителей, то он считается незаконным), отцы с обеих сторон, или заступающие их место, с другими близкими родственниками, сходятся и говорят о приданом, которое бывает весьма значительно, смотря по состоянию родителей, так что нередко какой-нибудь торговец (как они называют их) даёт за своею дочерью 1000 рублей или более.

Условившись о приданом, договаривающиеся лица пишут взаимное обязательство как о выдаче приданого, так и о совершении брака в назначенный день. Если невеста не была ещё прежде замужем, то отец её и родственники обязаны, кроме того, удостоверить в её непорочности, вследствие чего возникают большие ссоры и тяжбы, когда муж возымеет сомнение насчёт поведения и честности жены своей. По окончании переговоров, вступающие в брак начинают посылать друг другу подарки, сначала невеста, потом жених, но все не видятся между собой до самого совершения брака.

Накануне свадебного дня невесту отвозят в колымаге или (зимой) в санях в дом жениха, с приданым и кроватью, на которой будут спать молодые, потому что кровать всегда доставляется со стороны невесты и обыкновенно бывает очень роскошно отделана и стоит больших денег. Здесь невеста ночует со своей матерью и другими женщинами, но жених не встречает и даже ни разу не видит её.

В день, назначенный для совершения брака, на невесту надевают покрывало из тонкого вязанья или полотна, которое накидывается ей на голову и опускается до пояса. После того невеста и жених в сопровождении своих родственников отправляются в церковь, все верхами, хотя бы церковь находилась подле самого дома и сами они были простого звания. Слова, произносимые во время совершения брака, и другие, соблюдаемые при этом обряды весьма сходны с нашими, не исключая и того, что невесте также подают кольцо. Как скоро она его наденет и провозглашены будут слова брачного союза, руку ее соединяют с рукой жениха, который все это время стоит по одну сторону аналоя, или стола, а невеста по другую.

Когда таким образом священник свяжет брачный узел, невеста подходит к жениху (стоящему у самого конца аналоя) и падает ему в ноги, прикасаясь головой к его обуви, в знак её покорности и послушания, а жених накрывает её полой кафтана, или верхней одежды, в знак обязанности своей защищать и любить её. После того жених и невеста становятся рядом у самого конца аналоя, и здесь к ним подходит сперва отец и другие родные невесты, кланяясь низко жениху, потом родные жениха, кланяясь невесте, в знак будущего между ними свойства и любви.

Вместе с тем отец жениха подносит ломоть хлеба священнику, который тут же отдаёт его отцу и другим родственника невесты, заклиная его перед Богом и образами, чтобы он выдал приданое в целости и сполна в назначенный день и чтобы все родственники хранили друг к другу неизменную любовь. Тут они разламывают хлеб на куски и едят его в изъявление истинного и чистосердечного согласия на исполнение этой обязанности и в знак того, что будут с тех пор как бы крохами одного хлеба или участниками одного стола.

По окончании этих обрядов жених берёт невесту за руку и вместе с ней и родными, которые за ними следуют, идет на паперть, где встречают их с кубками и чашами, наполненными мёдом и русским вином. Сперва жених берет полную чарку, или небольшую чашку, и выпивает её за здоровье невесты, а за ним сама невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к губам как можно ниже (чтобы видел её жених), отвечает ему тем же. По возвращении из церкви жених идёт не к себе домой, а в дом к своему отцу; так точно и невеста отправляется к своим, и здесь оба угощают порознь своих родственников. При входе в дом жениха и невесты на них бросают из окон зерновой хлеб в знак будущего изобилия и плодородности.

Вечером невесту привозят в дом отца женихова, где она и проводит ночь, всё еще не снимая покрывала с головы. Во всю эту ночь она не должна произносить ни одного слова (ибо так приказывается ей по особому преданию матерью ее и другими пожилыми женщинами из её родственниц), дабы жених не мог ни слышать, ни видеть её до другого дня после брака. Также в продолжение трех следующих дней не услышишь от неё ничего, кроме нескольких определенных слов за столом, которые она должна сказать жениху с особенной важностью и почтительностью. Если она держит себя иначе, то это считается для неё весьма предосудительным и остаётся пятном на всю её жизнь, да и самим женихом вовсе не будет одобрено.

По прошествии трёх дней супруги отправляются в свой собственный дом и дают общий пир своим родным с обеих сторон. В день свадьбы и во все время празднеств жениха величают молодым князем, а невесту молодою княгинею.

Источник: [16.4]
Комментарии

Статья № 2
Исабель де Мадариага

Стоглав также устанавливал брачный возраст: пятнадцать лет для мужчин, двенадцать для женщин — и подтверждал запрещение, восходящее к императору Льву VI, на заключение брака более чем дважды.

Источник: [21.14]

Статья № 3
Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Также постановляем: если бы кто-либо выдал замуж свою дочь, тот должен раньше обеспечить ей вено. Если же кто-либо выдал бы свою дочь замуж, не обеспечив ей вена, то такая девушка не должна иметь венца.

Также если бы дочь без согласия отца или матери вышла замуж, то она лишается приданого от отца и матери и имения, наследуемого по материнской линии. А если бы она одна была у отца, то имение, наследуемое по отцовской линии, наследуют родственники, минуя таковую дочь.

Источник: [16.14]

Статья № 4
Разрядная книга, 1493

Свадьба царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии лета 7055-го февраля

А на свадьбе у царя и великого князя был брат ево князь Юрьи Васильевич и на первой день сидел за столом в большом месте.
А в материно была место княж Ондреева Ивановича княиня Офросинья.
А в тысетцких был князь Володимер Андреевич.
А в друшках были боярин князь Дмитрей Федорович Бельской со княинею да боярин Иван Михайлович Юрьев Большой з женою. А с великие княини сторону были друшки боярин князь Иван Иванович Пронской со княинею да быти было Ва-силью Михайловичю Тучкову з женою, и Василей не был за тем: убился с лошеди; а была жена его, а в Васильево место был друшка Михайло Яковлевич Морозов.
Да в свахах же была Федорова Михайловича Нагова Овдотья.
А за столом сидели боярыни князь Васильева Лвовича Глинского княгини Анна, Петрова жена Яковлевича Анна, Васильева жена Яковлевича Анна же.
А перед великим князем ходил окольничей Данило Романович да Ондрей Олександрович Квашнин. А за великою княинею ходил у саней боярин великие княини Василей Юрьевич Малова да князь Дмитрей Михайлович Жижемской.
А у зголовей у местных были: у великого князя зголовья Василей Петрович Борисова, а великие княини зголовья князь Василей княж Михайлов сын Жижемского.
А у постели был боярин князь Юрьи Васильевич Глинской да казначей Федор Иванович Сукин. А боярыни были у постели князь Васильева Васильевича Шуйского княгини Настасья да князь Юрьева Васильевича Глинского княгини (Далее пропущено имя), да княж Михайлова Васильевича Глинского княини Оксинья.
А свечю носили к месту и к церкви Иван Меньшой Михайлов сын Юрьева да князь Петр княж Иванов сын Горенской. А другую свечю несли князь Онтон княж Михайлов сын Ромадановской да Гриша Григорьев сын Плещеев. А над великого князя свечею фонарь несли Иван Олександров сын Упин да Федор Васильев сын Коробов. А над другою свечею фонарь несли Бориско да Ондрейко Михайловы дети Нагова.
А коровай великого князя несли Михайло да Федор Игнатьевы дети Салтыкова да Борис Иванов сын Салтыков, да Лев Ондреев сын Салтыков. А другой коровай несли Василей Петров сын Мухин Карпов да Иван да Василей Федоровы дети Карпова, да Василей Васильев сын Коробов.
А зголовье великого князя нес к церкви Василей Михайлович Юрьев. А другое зголовье нес Долмат Федоров сын Карпов.
А камки несли к церкви, на которых венчали, за князь Дмитреем Федоровичем Бельским князь Семен княж Данилов сын Пронской. А за князь Иваном Ивановичем Пронским князь Иван Шемякин Пронской.
А у мыльни были и мыльня топили Иван Яковлевич Чеботов да постельничей Матвей Федоров сын Бухарин. А у воды были Иван Казаринов сын Бурунов да Левонтей Володимеров сын Мансуров.

Свадьба с Марией Нагой

Лета 7089-го году (1580) ...Тово же году радость государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии: взял за собя царицу Марью, дочь Федора Федоровича Нагово.
Роспись государеве свадьбе: — здесь; 0.4 Mb

Источник: [16.26]

Статья № 5
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Приглашённые на свадьбу редко приносят деньги, но все же посылают невесте подношения и дары, каждый из которых жених старательно помечает от кого он получен и откладывает. По окончании свадьбы он их вынимает и снова рассматривает по порядку, и те из них, которые ему нравятся и кажутся пригодными для будущего, он посылает на рынок [и велит оценщикам] оценить каждый из них, а все остальные подарки и каждый порознь возвращает каждому свой с выражением благодарности. (Стоимость) того, что он оставил себе, он возмещает в годовой срок согласно оценке деньгами или другой какой вещью одинаковой стоимости.

Если же кто-нибудь оценит свой подарок дороже, то жених тотчас же обращается к присяжным оценщикам, и тому приходится подчиниться их оценке. Если жених по прошествии года не возместит стоимости [или не вернёт полученного подарка], то он обязан возместить двойную стоимость. Наконец, если он преминет представить чей-либо подарок для оценки присяжным, то должен возместить его (стоимость) по воле и усмотрению подарившего. И такой порядок относительно любого рода подарков соблюдается обычно даже в простонародье.

В брак они вступают таким образом, чтобы не сочетаться с родственником или свойственником четвертой степени. Они считают ересью, если родные братья женятся на родных же сестрах. Равным образом, никто не посмеет взять в жены сестру свояка. Весьма строго они соблюдают также, чтобы браком не соединялись те, между которыми существует духовное родство по крещению. Если же кто-нибудь женится на второй жене и таким образом становится двоебрачным, то это они хоть и допускают, но не считают законным браком. Жениться в третий раз они не позволяют без уважительной причины. Четвертой же жены они никому не разрешают, считая даже, что это не по-христиански.

Источник: [16.27]

Статья № 6
Павел Иовий, †1552

Брак Царей

Московские Государи, желая вступить в брак, повелевают избрать из всего Царства девиц, отличающихся красотою и добродетелию и представить их ко двору. Здесь поручают их освидетельствовать надёжным сановникам и верным боярыням, так что самые сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения.

Наконец, после долгого и мучительного ожидания родителей, та, которая понравится Царю, объявляется достойною брачного с ним соединения. Прочие же соперницы её по красоте, стыдливости и скромности не редко в тот же самый день, по милости Царя, обручаются с боярами и военными сановниками. Таким образом, Московские Государи, презирая знаменитые Царские роды, подобно Оттоманским Султанам возводят на брачное ложе девиц большею частию низкого и незнатного происхождения, но отличающихся телесною красотою.

Источник: [16.28]

Статья № 7
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

7003 (1503)
Января в 6 день во вторник пришли литовские послы в Москву от великого князя Александра Андреевича Казимира к великому князю Ивану Васильевичу всея Руси, чтобы отвезти его дочь великую княжну Елену к великому князя Александру: князь Александр Ольшанский Отокста, пан Ян Забережский и пан Юрий Зиновьевич.
Отпустил великий князь свою дочь княжну Елену в Литву за великого князя Александра Литовского...

7014 (1514)
О женитьбе великого князя Василия Ивановича всея Руси
В 7014 году месяца сентября в 4 день в четверг великий князь Иван Васильевич всея Руси женил своего сына великого князя Василия Ивановича всея Руси, взял за него дочь Юрия Константиновича Сабурова, именем Соломонию; а венчал великого князя Василия Ивановича всея Руси и великую княгиню Соломонию преосвященный Симон, митрополит всея Руси, в соборной великой церкви Успения Пресвятой Богородицы в преименитом и славном городе Москве.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): сваты из ВКЛ в Московии
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): сваты из ВКЛ в Московии, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). О женитьбе великого князя Василия Ивановича всея Руси
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). О женитьбе великого князя Василия Ивановича всея Руси, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

7034 (1534)
О пострижении великой княгини Соломонии.
В 7034 лето от Адама (1534 лето от Христа)
В ноябре великий князь Василий Иванович постриг великую, княгиню Соломонию по желанию ее из-за тяжести болезни и бездетства. А жил с нею 20 лет, и детей не было.

О второй женитьбе великого князя Василия Ивановича
Той же зимой января в 21 день великий князь Василий Иванович женился во второй раз. А выбрал себе невестой княжну Елену, дочь князя Василия Львовича Глинского; а венчал их Даниил митрополит.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7034 (1534). О пострижении великой княгини Соломонии
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7034 (1534). О пострижении великой княгини Соломонии, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7034 (1534). О второй женитьбе великого князя Василия Ивановича
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7034 (1534). О второй женитьбе великого князя Василия Ивановича, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

7055 (1555)
Свадьба великого царя
В ту же зиму благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси решил жениться и выбрал себе в невесты дочь своего окольничего Романа Юрьевича Анастасию.

И женился русский царь и великий государь месяца февраля в 3 (день), в четверг на Всеедной неделе, и венчал их в соборной церкви Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честного и Славного Ее Успения митрополит всея Руси Макарий в царствующем городе Москве; и была большая радость о браке государя.

В том же месяце в 17 (день), в пятницу Сырной недели, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси ходил пешим молиться к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь со своею царицею Анастасией и с братом своим князем Юрием Васильевичем, и молебен совершил, и бывшую там братию одарил, а в Москву приехал (месяца) марта в 5 день, во вторую суботу святого Поста.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555). Свадьба великого царя Ивана-4
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555). Свадьба великого царя Ивана-4, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555). Свадьба великого царя Ивана-4
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7055 (1555). Свадьба великого царя Ивана-4, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой своддинастические бракисвязи с ВКЛ

Источник: [16.65]

Статья № 8
Неизвестный англичанин, 1567–1568

Русские обыкновенно женят очень молодых сыновей, лет 16–18 дочерей 12-13 и моложе; держат своих жен они взаперти; так что у людей с некоторым достоинством никто не может видеть жен, разве когда они идут в церковь на Рождестве или Пасхе или навещают своих приятельниц.

ранние свадьбыгородские нравы

Источник: [16.74]
Комментарии

Статья № 9
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1542

392. — 1542. Рядная (сговорная) на приданое княгини Соломониды Пронской

Се яз княини Марья, княж Иванова дочь Камского княж Костянтинова жена Ахметековича Согорского, даю дочерь свою княиню Соломаниду княж Андреевскую жену Юрьевича Пронского за князя за Данила Васильевича Хованскаго; благословляю зятя своего князя Данила Васильевича: образ Спасов обложен со вкладками пелена жемчюгом сажена с дробницами, да образ Рожество Пречистые обложен три гривны серебряны да серга жемчюжная пелена жемчюгом сажена, да икона воротная серебряная с мощами; да даю зятю своему князю Данилу Васильевичю, в приданые, вотчину государя своего князя Костянтина Ахметековича, в Согорзе, в Пошохонском уезде, по отца его духовной по Ахметекове: село Тутаново, а в нем церковь Илья Пророк, а к селу деревень, деревня Телешево, дер. Воронково, дер. Дуброва, дер. Демидково, дер. Климово, дер. Прибытково…

приданое богатой невесты

Источник: [19.205]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,087