Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Семья > Семья. Поли- и моногамия > Славяне и российские этносы (XVII век)

7. Семья

Семья. Поли- и моногамия. Славяне и российские этносы (XVII век)

Каптерев, Корб, Олеарий, Гурлянд, Идес и Бранд, Шлейссингер, Тектандер

Статья № 1
П. Ф. Каптерев, †1922

До Петра русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира. Каждая семья жила своими семейными интересами, стараясь, чтобы посторонний глаз не проникал в семейную жизнь. Семья была своего рода монастырем или крепостью, обнесенной стеною, и за эту стену не принадлежащий к семье допускался с осторожностью. То был чужак, которого следовало опасаться. Связи семей с обществом не было, семьи не знали еще никаких общественных идеалов, и все старые домострой, предлагая известный порядок жизни, имели в виду личные интересы владыки дома или, самое большее, всей семьи. Дальше семьи дело не шло, до общественных интересов авторы домостроев не возвышались. Домострой внушают верную службу царю, но о связи семьи с обществом, родной землей нигде не говорят.

С Петра государство внедряется в семейную жизнь и начинает на неё давить, изменять её строй сообразно государственным интересам. Появляется законодательство о семье и о семейных отношениях: в 1702 году установлен обряд обручения, долженствовавший предшествовать венчанию на шесть недель, чтобы готовящиеся вступить в брак имели возможность ближе узнать друг друга и в случае возникших нерасположения и несогласий вовремя разойтись; сделано было распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на службу, так что родители потеряли прежнюю власть над детьми; издано было несколько частных распоряжений о браках раскольников, разрушавших законную семью у значительной части населения; издано было целое законоположение о домашних наставниках и наставницах. Таким образом, государство старалось привлечь к своей службе и семью.

Заставляя семьи учить детей дома и на смотрах детей, экзаменуя их в успешности домашних занятий, у нерадивых родителей отбирая детей и помещая для обучения в казенные школы, государство все ещё оставалось недовольно семьями, они служили ему, по его мнению, недостаточно усердно. Государство признавало семью слишком неудовлетворительным органом воспитания, не достигающим серьезных педагогических целей. Общество и семья были заражены суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью; такое общество, такие семьи неизбежно портили детей, заражали их своими пороками. Воспитать из такого зараженного дитяти идеального гражданина или просто хорошего было невозможно, дурные нравы людей, окружавших дитя в первые годы его жизни, передавались ему и оставались при нём на всю жизнь...

историясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитиемоногамияэкономика

Источник: [20.1]

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Совершенная басня заключается в рассказах о том, будто москвитянка по числу ударов, данных ей мужем, заключает о том, как велика к ней любовь её супруга, они знают лучше тех, кто говорит о них это, разницу между характером кротким и суровым и охотно бы освободились от крайне унизительной покорности своим мужьям, которой они подвергнуты исконным обычаем, если бы только нашёлся преобразователь столь жестокого для них обыкновения.

историясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитиемоногамияэкономика

Источник: [17.2]

Статья № 3
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

У них (Московитов — Прим. ред.) имеется правильный брак, и каждому разрешается иметь только одну жену. Если жена у него помрёт, он имеет право жениться вторично и даже в третий раз, но в четвертый раз уже ему не дают разрешения. Если же священник повенчает таких людей [не имеющих права жениться], то он лишается права совершать служение.

Их священники, служащие у алтаря, должны непременно уже находиться в браке, и если у такого священника жена помрет, он уже не смеет жениться вновь, разве только он откажется от своего священнического сана, снимет свой головной убор и займется торговлею или другим промыслом.

При женитьбах они также принимают в расчёт степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственниками по крови, охотно избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сёстрах или чтобы вступали в брак лица, бывшие восприемниками при крещении того же дитяти.

историясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитиемоногамияэкономика

Источник: [17.34]

Статья № 4
И. Я. Гурлянд, 1586–1631

Ямъ Пневской ямские нововыборные охотники выбору Петра Куликова да подячево Ивана Галахтионова 109 году (1601): охотникъ Овдошъ Яковлевъ; на дворѣ у нево поставлено хоромъ изба да клѣть да конюшня; а на конюшни сарай да хлѣвъ съ селникомъ да мшаникъ недодѣланы и непокрыты; а жена у нево Акулина Ѳедорова дочь; а детей у нево 4 сына: Климко, 17 лѣтъ, Якимко 15 лѣтъ, неженаты, Третячко 9 лѣтъ, Ивашко 4 лѣтъ, да дочь Лукерица 11 лѣтъ; а живота у нево рогатово коровъ и овецъ и свиней и хлѣба стоячего и молоченово на яму нѣтъ; а сказалъ, что у нево всякой животъ и хлѣбъ стоячей на старине на Коломне въ Спаской вотчинне.

…охотникъ Перха Григоревъ; двора у него на яму нѣтъ; живетъ въ монастырскомъ дворѣ Нередицкого монастыря со всѣмъ своимъ животомъ съ лошадми и коровы; а жена у него Анна Алексѣева дочь да пасынокъ у него Фетко Яковлевъ сынъ 15 лѣтъ, не женатъ; да у Перхи братъ родной, Исачко прозвище брата, да жена у него Марица Иванова дочь да у него 3 сына: Ивашко, трехнатцати лѣтъ, Яшко 7 лѣтъ, Сошко 3 лѣтъ да дочь дѣвка Наталка, 5 лѣтъ; да у Перхи-жъ приимышъ Шестачко Олексѣевъ, а у него жена Ѳедоска Данилова дочь да двѣ племянницы дѣвки Соломанитка да Наталка Даниловы дочери; Наталка 15 лѣтъ, Соломонитка 16 лѣтъ; а живота у него 8 коровъ да быкъ да дѣловая лошадь меринъ воронъ, 10 лѣтъ, грива на лево, да 11 свиней; а хлѣба у него стоячего и молоченого на яму нѣтъ; а сказалъ у собя хлѣбъ стоячей и молоченой на старине въ Солце…

историясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитиемоногамияэкономикаямские охотникисостав семейличное хозяйстводворовые постройки

Источник: [19.161]
Комментарии

Статья № 5
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Чусовая. Вогулы
Вогулы берут столько жен, сколько могут прокормить.

Тунгусы
Хотя эти люди и ведут жалкое существование, все же они набирают как можно больше жен, и в них состоит главное богатство, так как большинство тунгусов имеет по шесть, а то и по двенадцать жен, и за каждую они должны заплатить отцу невесты десять, а иногда и пятнадцать оленей.

историясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитиемоногамияэкономикавогулытунгусыполигамия

Источник: [17.131]

Статья № 6
Г.-А. Шлейссингер, 1687

К. Мой господин Филандер окажет мне, может быть, честь и расскажет кое-что о свадьбах? Какие там совершаются церемонии?
Ф. Русские в сущности такие же люди, как и другие, а потому вполне разумно и охотно женятся на красивых и добрых, как это обычно у других народов. А то, что они будто бы женятся на тех, кого ни разу в жизни не видели, — неправда. Жених видит невесту повседневно и знает ею очень хорошо. И вообще церемония проходит так же, как и у других народов в период сватовства и помолвки, разве только невеста в это время укрывается в отдельной горнице или в другом месте. Венчание происходит в назначенный заранее срок. Перед молодыми рассыпают цветы, желают им счастья и садятся за стол, как и у других народов…

К. Вернёмся, к невесте и жениху. Я слыхал удивительные вещи, будто они в первый же вечер отводятся в баню!
Ф. Да, это верно. Ведь после того, как невесту и жениха отведут в постель, нескольких человек через час направляют к жениху. Они стучат в его двери и спрашивают: «Свершилось?» Если он отвечает «да», то они продолжают спрашивать: все ля, мол, в порядке с невестой? Если она признана девственницей, то он опять отвечает «да». После этого их и ведут в баню, убранную цветами и всяческими благовонным» травами. Когда жених и невеста искупаются, то снова садятся за стол есть и пить. Ну, а если случилось так, что девственность уже раньше была унесена дикими гусями, то церемония проходит печально. Жених отталкивает невесту и отсылает ею подчас обратно к родителям. Впрочем, ныне это случается не очень часто.

историясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитиемоногамияэкономикасвадебная процедурапроверка целомудриябаня по утрусвобода нравов

Источник: [17.139]

Статья № 7
Георг Тектандер, 1602–1603

Московия. Ногайские тартары и продажа женщин

Они (Ногайские Тартары) поочерёдно снабжают своих мурз или князей всем необходимым, доставляют им все в изобилии и выбирают себе в начальники того из них, кто отличился на войне, или одержал несколько побед. Каждый имеет столько жён, сколько может прокормить, причём они и продают их, если они бесплодны. Точно также они поступают и с дочерьми своими, обменивая их на скот и, вообще, это — народ жестокой и коварный.

Россиясемьямногожёнство тартарпродажа женщинисториясемьяполигамиялюбовькрасотаинтересные фактыкультураобществообраз жизнисаморазвитие

Источник: [17.172]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,22