▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Похороны. Могилы. Поминовение → Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение → Иные этнические системы (...VIII век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

69.1. Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Иные этнические системы (...VIII век)

Апулей, Диодор, Платон, Тацит, Авеста, Коран, Васубандху, Схоластик, Вэй, Никифор, Беда, Летописный свод, Лицевой свод , Сигеберт, Стурлусон, Синкелл, Барониуш, Барониуш

Статья № 1
Апулей, †180

...среди умерших процветает корыстолюбие: даже такой бог, как Харон, сборщик податей у Дита, ничего не делает даром, и умирающий бедняк должен запастись деньгами на дорогу, потому что, если нет у него случайно в наличии меди, никто не позволит ему испустить дух.

взятки в Адуподати покойников

Источник: [8.2]

Статья № 2
Диодор Сицилийский, †30 до н. э.

На пиры свои они (Галлы — Прим. ред.) приглашают и чужеземцев и уже после ужина спрашивают их, кто они и что им нужно. В обычае у них также начинать при случае словесные споры, а затем вызывать друг друга на единоборство, не придавая никакого значения смерти, потому как у них пользуется влиянием учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны, и некоторое время спустя они живут снова, поскольку душа их входит в другое тело.

...при погребении покойников некоторые бросают в погребальный костер письма, написанные для своих умерших ближних, словно покойные будут читать их.

См. также текст письма в Рай в Альбоме Мейерберга: и через семнадцать веков этот обычай был жив у потомков скифов, в Московии

Источник: [8.18]

Статья № 3
Платон, †348 до н. э.

Патрокл был тогда уже мёртв. Нельзя поверить, чтобы Ахилл сделал это. Опять-таки рассказы, будто Ахилл волочил Гектора вокруг могилы Патрокла, будто он заклал пленников для погребального костра.

Источник: [8.4]

Статья № 4
Корнелий Тацит, †117

Похороны у них (У германцев — Прим. ред.) лишены всякой пышности; единственное, что они соблюдают, это  — чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предается огню только его оружие, иногда также и его конь. Могилу они обкладывают дёрном. У них не принято воздавать умершим почёт сооружением тщательно отделанных и громоздких надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слёз они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам  — помнить.

Источник: [8.1]

Статья № 5
Авеста

Похоронный обряд и ритуальное очищение от трупной скверны, Видевдат

− Если в сооружённой из дерева или крытой прутьями [войлоком?] постройке умрёт человек или собака (второе после человека существо), что тогда делать маздаяснийцам?
− И сказал Ахура-Мазда: «Пусть они разыщут дахму (место для очищения), приготовят дахму. Если признают, что легче перенести покойника, тогда пусть вынесут покойника, а дом пусть оставят [на месте]; пусть окурят этот дом урвасна, вохугаона, вохукерети или хаданаепата (названия растений), или другими наиблагоуханными растениями. Если признают, что легче перенести дом, тогда пусть перенесут дом, а покойника пусть оставят [на месте]; пусть окурят этот дом...»

− О Создатель плотского мира, праведный! Как далеко от огня, как далеко от воды, как далеко от барсмана простёртого, как далеко от мужей праведных.
− И сказал Ахура-Мазда: «На тридцать шагов от огня, на тридцать шагов от воды, на тридцать шагов от барсмана простёртого, на тридцать шагов от мужей праведных. И вот тогда пусть маздаяснийцы яму выкопают здесь, в этой земле, — [глубиной] в полноги — в твёрдой, в полчеловека — в мягкой; на это место пусть принесут золы или [сухого] навоза, а сверху нанесут кирпича или камня, или сухой глины, или сора. Здесь пусть положат бесчувственное тело на две ли ночи, на три ли ночи, на месяц ли,- на всё время, пока не прилетят птицы, не произрастут растения, не растекутся лужи, ветер не высушит землю. И вот когда прилетят птицы, произрастут растения, растекутся лужи, ветер высушит землю, тогда пусть маздаяснийцы в этом доме брешь прорежут. Двое мужчин [из] проворных, умелых, — нагие, неодетые, должны, закрепив труп на глиняном кирпиче, положить его на известь [?], в такое место, где будет наверняка признано, [что есть] пожирающие трупы собаки и пожирающие трупы птицы. Тут эти переносчики трупов пусть сядут на удалении от покойника в три шага. И да возгласит Глава праведный маздаяснийцам: «Пусть маздаяснийцы соберут мочи, чтобы ею переносчики трупов вымыли волосы и тело»

− О Создатель плотского мира, праведный! Чьей же должна быть эта моча, о Ахура-Мазда праведный, которой переносчикам трупов вымыть волосы и тело,- мелкого или крупного скота, мужчин или женщин?
− И сказал Ахура-Мазда: «[Мочой] мелкого или Kpупнoro скота, не мужчин, не женщин, кроме двоих — мужа и жены в кровнородственном браке, — вымыть этим переносчикам трупов волосы и тело»

− О Создатель плотского мира, праведный! Если по пути проносят мёртвых собак и мёртвых людей, проходить ли по тому пути мелкому или крупному скоту, мужчинам или женщинам, огню, сыну Ахура-Мазды, или барсману, по Истине npocтёртому?
− И сказал Ахура-Мазда: «Не проходить по тому пути ни мелкому скоту, ни крупному, ни мужчинам, ни женщинам, ни огню, сыну Ахура-Мазды, ни барсману, по Истине простёртому. Собаку жёлтую четырёхглазую, белую желтоухую (ведическая собака) трижды да проведут тогда по этому пути. И с проведением, о Спитама-Заратуштра, собаки жёлтой четырёхглазой, белой желтоухой, Друхш-йа-Насу улетает в северную сторону (там был ад у зороастрийцев)...»

Представления о паражизни, Яшт (Хадохт-наск) — «Судьба души после смерти»

Спросил Заратуштра Ахура-Мазду: «Ахура-Мазда, Дух Святейдиий, творец миров телесных, праведный! Когда умирает праведник, где в ту ночь находится душа его?»
И сказал Ахура-Мазда: «Около головы она восседает, произнося Гату Уштаваити, взывая о блаженстве: „Блажен тот, блажен, кому вольноцарствующий Ахура-Мазда пожалует [оба вечные могущества и т. д.]“. В эту ночь столько удовольствия испытывает душа, сколько всё [удовольствие, испытываемое] живым миром»

(Далее повтор ещё на две ночи — Прим. ред.)

По истечении третьей ночи, на рассвете, душа праведника носится перед растениями и благовониями. Ей навстречу является ветерок, веющий с южной страны, с южных стран [каршваров], благовонный, благовоннее иных ветров.

И воспринимая этот ветер ноздрями, душа праведника рассуждает: «Откуда этот ветер веет, самый благовонный [из всех], какие я когда-либо воспринимал?»

В сопровождении этого ветра является собственная его Вера, с телом девицы прекрасной, блестящей, белорукой, плотной, стройной, статной, великорослой, с выдающимися грудями и славным станом, благородной, с сияющим лицом, пятнадцатилетней по возрасту, и столь прекрасной телом, как прекраснейшие из созданий.

И ей сказала, спрашивая, душа праведника: «Кто ты, о девица, которую я узрел прекраснейшею по телу из девиц?»

А ему ответила его собственная Вера: «Я, о юноша благомыслящий, благоговорящий, благо действующий, благоверный, собственная твоя Вера в настоящем [её] виде. Всякий любил тебя за такое величие, доброту, красоту, благоговорение, победоносную силу и противоборство [дэвам], какие ты замечаешь во мне. Ты меня любил, о юноша благомыслящий, благоговорящий, бла-годействующий, благоверный за такое величие, доброту, красоту, благовоние, победоносную силу и противоборство [дэвам], какие я замечаю в тебе. Когда ты видел, как другой совершал сожжение [мёртвых тел] и идолопоклонство, и притеснял, и срубал деревья, — ты сидел тогда, произнося гаты, чествуя благие воды и Огонь Ахура-Мазды, и стараясь удовольствовать праведников, изблизка приходящих и издалёка. И меня, бывшую милой,- [ты сделаешь ещё] более милой, бывшую прекрасной — более прекрасной, бывшую вожделенной — более вожделенной, и сидевшую на высоком месте ты посадил на [ещё] более высокое место, этими [твоими] добрыми мыслями, этими добрыми словами, этими добрыми делами. А впоследствии люди будут чествовать меня и Ахура-Мазду, давно чествуемого и призываемого»

Первый шаг сделала душа праведника, и стала на Хумате [добрых мыслях]; второй шаг сделала душа праведника, и стала на Хухте [добрых словах]; третий шаг сделала душа праведника, и стала на Хварште [добрых делах]; четвёртый шаг сделала душа праведника и стала на вечных светилах.
Ей сказал, спрашивая, праведник, прежде умерший: «Как, о праведник, умер ты? как, о праведник, вышел ты из обиталищ, полных скотом, и от птиц, понимающих друг друга? из телесного мира в духовный мир, из тленного мира в нетленный мир? Сколь долговременно будет твоё блаженство!»

Сказал Ахура-Мазда: «Не спрашивай его, кого спрашиваешь, прошедшего ужасный, страшный, гибельный путь: рознь тела и души. Да поднесут ему пищу из желтоватого [/весеннего?] масла! Вот пища для юноши благомыслящего, благоговорящего, благодействующего, благоверного после смерти. Вот пища для женщины очень благомыслящей, очень благоговорящей, очень благодействующей, очень благоверной, наученной добру, покорной супругу, праведной после смерти»

Cпросил Заратуштра Ахура-Мазду: «Ахура-Мазда, Дух Святейший, творец телесных миров, праведный! Когда издыхает грешник, где в ту ночь находится душа его?»

И сказал Ахура-Мазда: «Там же, праведный Заратуштра, около головы она шатается, произнося Гату Кам-немой-зам: „В какую направлюсь я страну, о Ахура-Мазда, куда пойду обратиться?“ В эту ночь столько неудовольствия испытывает душа, сколько весь живой мир»

(Далее повтор ещё две ночи — Прим. ред.)

По истечении третьей ночи, праведный Заратуштра, на рассвете, душа грешника носится над ужасами и зловониями. Ей навстречу является ветерок, веющий с северной стороны, из северных стран [каршваров], зловонный, зловоннее иных ветров.

И, воспринимая этот ветер ноздрями, душа грешника рассуждает: «Откуда этот ветер веет, самый зловонный [из всех], какие я когда-либо воспринимал?»

И потом дева, на девиц вовсе не похожая, идёт ей навстречу. Говорит душа грешника скверной деве: «Ты кто, сквернее и отвратительнее которой я на свете никогда не видал скверной девы?»

И ему в ответ говорит эта скверная дева: «Я не дева, я — злые твои дела, о грешник зломыслящий, злоговорящий, злодействующий и зловерный. Ибо когда ты видел на свете, что служат Богу, ты сидел тогда, поклоняясь дэвам. И когда ты видел, что доброму мужу, пришедшему издалека или изблизи, дают пристанище, оказывают гостеприимство и дают милостыню, тогда ты доброго мужа унижал и обижал, и не давал милостыни, а запирал дверь. И когда ты видел, что творят правосудие, не берут взяток, дают верное свидетельство и говорят правдивые речи, ты сидел тогда, творя несправедливость, лжесвидетельствуя и ведя дурные речи.

На! я — твои злые мысли, злые речи и злые дела, которые ты мыслил, говорил и делал. И, бывшая без чести, я чрез тебя ещё более обесчещена; бывшая презренной, я чрез тебя сделалась ещё более презренною, и сидевшая на позорном месте, я чрез тебя ещё более опозорена.

Потом [душа], шатаясь, подаётся вперёд, делая первый шаг...

Первый шаг сделала душа грешника, и стала на Душмат [злые мысли]; второй шаг сделала душа грешника, и стала на Дужухт [злые речи]; третий шаг сделала душа грешника, и стала на Дужварешт [злые дела]; четвёртый шаг сделала душа грешника в беспредельный мрак.

Ей сказал, спрашивая, грешник, прежде издохший: «Как, о грешник, издох ты? как, о друдж, вышел ты из обиталищ, полных скотом, и от птиц, понимающих друг друга? из телесного мира в духовный мир, из тленного мира в нетленный мир? Сколь долговременно будет твоё мучение»
Сказал Анхра-Манью: «Не спрашивай его, кого спрашиваешь, прошедшего страшный, ужасный, гибельный путь: рознь тела и души. Да поднесут ему пищу из яда и вонючего яда! Вот пища для юноши зломыслящего, злоговорящего, злодействующего, зловерного после издыхания. Вот пища для бабы очень зломыслящей, очень злоговорящей, очень злодействующей, очень зловерной, наученной злу, непокорной супругу, грешной, после издыхания».

Авеста и похоронный обрядпредставления о паражизни

Источник: [20.10]

Статья № 6
Коран

Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком [3:139]

Здешняя жизнь — только игра и забава; будущее жильё лучше для тех, которые богобоязненны [6:32]

Ведь достояние ближней жизни в сравнении с будущей — ничтожно [9:38]

Мы сотворили человека лучшим сложением, а потом вернём его в нижайшее из низших (состояние), кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, — им их награда неисчислимая![95:4–5]  

Источник: [20.15]

Статья № 7
Васубандху, V в.

− «Все ли живые существа умирают?» — на это нужно дать категорический ответ: «[Все] они умирают».

− «Все ли живые существа родятся вновь?» — на это следует ответить аналитически, [разделив объяснение]: «Те, кто наделён аффектами, родятся вновь, освободившиеся от аффектов — нет».

Источник: [21.23]

Статья № 8
Агафий Миринейский (Схоластик), †582

Персия

Когда они отдыхали в одной персидской местности, они заметили там труп человека, недавно умершего, брошенного непогребённым. Тогда они, возмущенные жестокостью варварского обычая и считая непристойным видеть так оскорбляемую природу, при помощи своих слуг покрыли, как могли, труп и погребли, предав земле... выкрикнул ему, как бы приказывая и увещевая, следующее изречение: «Не погребай того, кто не подлежит погребению. Не препятствуй, чтобы труп сделался пищей собак. Мать всех — земля — не принимает человека, насиловавшего свою мать» ...персы несут наказание и мучение оставаться непогребёнными и по заслугам быть растерзанными собаками за невоздержанность по отношению к матерям.

Источник: [8.33]

Статья № 9
Вэй Чжэн, 581–617

Китай

Обычаи [туюйхуней] весьма сходны с обычаями туцзюэсцев. По покойникам носят траур, который снимают сразу же после погребения...

Предки киданей одного корня, но разной ветви с кумоси. Как те, так и другие были разбиты родом Мужун и бежали в [местность] между Сун и Мо. В дальнейшем численность их постепенно увеличилась, и они поселились в нескольких сотнях ли к северу от Хуанлуна. Их обычаи очень сходны с обычаями мохэ. Имеют склонность к набегам и грабежам. Считают, что тот, кто горько плачет по умершему отцу или матери, слаб; [в отличие от китайцев] трупы скончавшихся родителей только кладут на деревьях в горах, а по прошествии трёх лет собирают кости и сжигают их. При этом совершают возлияние вина, молятся, приговаривая: «В зимние месяцы кушайте лицом к свету; когда я буду охотиться, помогайте мне побольше добыть кабанов и оленей».

Трупы умерших [кумоси и кидани] обертывают тростником и вешают на деревья.

Труп умершего [южные шивэй] кладут на балаган и три года соблюдают траур, оплакивая покойного только четыре раза в год.

Источник: [8.38]

Статья № 10
Патриарх Константинопольский Никифор, †829

640

Он (Царь Ираклий — Прим. ред.) оставил завещание, чтобы Константин и Ираклий, его сыновья, стали одинаковыми императорами и чтобы Мартина, его жена, почиталась ими как мать и императрица. И затем, наконец, умер, прожив шестьдесят шесть лет и закончив царствование на тридцатом году четвёртого месяца, шестой день. И был погребён в церкви всеми прославленных апостолов, в течение трёх дней гроб с телом его оставался непокрытым (как он распорядился ещё при жизни) и окружённым охраняющими его евнухами.

Источник: [9.11]

Статья № 11
Беда Достопочтенный, 731

Представления о паражизни

В то время в Британии случилось замечательное чудо, подобное происходившим в древности. Чтобы пробудить живых от смерти духовной, некий уже умерший муж вернулся к жизни и поведал о многих примечательных вещах, которые видел; полагаю, что о некоторых из них следует кратко упомянуть здесь...

Виденное он описал в таких словах:

«Меня встретил муж сияющего облика в белых одеждах. Мы в молчании двигались в сторону того, что казалось мне восходом солнца во время солнцестояния. На пути мы подошли к глубокой и широкой долине бесконечной длины; она лежала слева от нас, и один край ею был объят страшно бушующим пламенем, а другой казался не менее ужасным по причине свирепой бури и падавшего повсюду снега со льдом. Оба края были полны человеческих душ, которые постоянно перемещались с одного края на другой, словно гонимые вихрем. Когда проклятые души не могли больше выносить ярость ужасающего жара, они бросались в самую середину смертельного холода, но, не найдя и там облегчения, кидались назад, чтобы вновь гореть в негаснущем пламени. Неисчислимое множество несчастных духов мучилось в этом средоточии скорби повсюду, куда доставал мой взор, без всякого перерыва, и я подумал, что это, должно быть, ад, о непереносимых муках которого я так часто слышал. Но мой спутник, шедший за мной, ответил моим мыслям: „Не верь себе, — сказал он, — это не ад, как ты думаешь“

Когда он повлёк меня дальше, я, устрашённый этим зрелищем, увидел, что впереди нас стало темнеть, пока темнота не покрыла все вокруг...»

Однажды во время болезни, как повествует его житие, он (Некто Фурсей из рода скоттов — Прим. ред.) покинул своё тело и пребывал вне тела с вечера до петушьего крика, удостоившись лицезреть ангельские сонмы и слышать их блаженное пение1. Он говорил потом, что среди прочего они пели: «Святые приходят от силы в силу» и далее, «Бог богов является на Сионе»2.


1 Видение Фурсы, описанное в тексте Беды, было очень популярно в Средние века и послужило одним из источников «Божественной комедии» Данте. Часто оно переписывалось отдельно от «Истории» и украшалось живописными подробностями. — Прим. пер.

2 [Пс. 83:8] — «приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе». — Прим. пер.

Источник: [8.45]

Статья № 12
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Ессеи и паражизнь

Полагают, что славная смерть лучше жизни.
Проявилась же крепость душ их при войне с римлянами, когда их пытали, били, жгли, всевозможным мучениям предавали, чтобы заставить ессеев хулить того, кто дал им закон (См Евангелие от Ессев — Прим. ред.), или съесть то, что не позволял обычай… есть у них такое учение, что тело из тлена возникает, и после смерти разделяется оно на четыре части, из которых и составлено было.

А душа безсмертна, и присоединяется к телу, и попадает в тело из эфира, как в темницу, и как зачарованная принуждается к человеческому естеству. А когда отпущена бывает душа из оков плоти, то как из долгого рабства освобождается, радуется и на высоту идет. И если хорошая душа была, то на райское поле несется, расположенное за океаном, где нет ни дождя, ни снега, ни жара солнечного, но дух спокойный от океана, и там благовонное теплое дуновение овевает душу праведного.

А душа злодея ведется в темное и холодное место, полное муки бесконечной. Думаю, что греки то же представление высказывали, когда писали, что их храбрецов полубоги ведут на острова блаженных, а лукавые попадают в ад…

Лицевой сводЕвангелие от ессеевзагробная жизнь

Источник: [16.55]

Статья № 13
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-книга)

О втором падении Трои
(До хитрости с конём было 19 сражений под стенами крепости — Прим. ред.)

Третья битва
За это время греки тела мёртвых своих хотели предать погребению, прочих же погибших сжечь огнём.
Ахиллес же после гибели Патрокла никак не мог утешиться и, скорбя, в голос оплакивал его, и многие слёзные потоки проливал, рыдая. И поместив тело Патрокла в сооружённый из драгоценного мраморного камня гроб, с большими почестями похоронил, скрыв под спудом для безопасности.

Таким же образом греческие вельможи тело Протезилая в некий гроб мраморный, искусно выделанный, с честью великой положили, поскольку и в то время был обычай великих пышно погребать...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Второе падение Трои. Третья битва. Фрагмент 1
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Второе падение Трои. Третья битва. Фрагмент 1, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Второе падение Трои. Третья битва. Фрагмент 2
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Второе падение Трои. Третья битва. Фрагмент 2, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводТроянская войнапогребение павшихкремация воиновтабель о рангах

Источник: [21.96]

Статья № 14
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112

384
Тело Павла, епископа Константинопольского, задушенного еретиками в ссылке при Константине, было со славой перенесено в Константинополь императором Феодосием.

катафалки Царьградаморозильные камерысохранность трупов

Источник: [12.34]

Статья № 15
Снорри Стурлусон, †1241

Сага об Инглингах

О́дин ввёл в своей стране те законы, которые были раньше у Асов (Коллегии богов Одина — Прим. ред.). Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу15 с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался...

Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом.

Один был после смерти сожжён, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.

обряд кремацииимущество покойника

Источник: [13.54]
Комментарии

Статья № 16
Феодор Синкелл

Поражение аваров и славян под Царьградом. Сожжение павших врагов

Говорят, что нечестивый тиран [хаган], сам ставший свидетелем этого позора... бил себя кулаками в грудь и в лицо. Прошло много дней прежде чем наши сумели с большим трудом поднять находившихся в воде мёртвых варваров и собрать для сожжения их моноксилы. Когда те, кто противостоял врагам со стен, услыхали радостную весть о гибели варваров на море и тем более увидали множество голов, [насаженных] на копья, (они совершили вылазку).

Такое множество убитых врагов [пало] на каждом участке стены и столько повсюду погибло неприятелей, что варвары не смогли даже собрать и предать огню5 павших.

осада Царьградасожжение труповгибель славянской эскадры

Источник: [8.49]
Комментарии

Статья № 17
Барониуш

В изложении царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714

563
На Гишпанском поместном Соборе: чтоб в церквах не погребать.

запрет на погребение в церквах

Источник: [19.198]

Статья № 18
Барониуш

В изложении царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714

584
Максимиан Авва девять дней в корабле под водою плыл.

672
Водяный огнь нашли, и тем корабли попалили.

чудеса Средневековьяподводная лодка VI векаогнемёты VII века

Источник: [19.198]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,086