▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Похороны. Могилы. Поминовение → Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение → Иные этнические системы (XIX век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

69.1. Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель, Васильев, Осокин, Демезон, Абрамов, Костров, Ишаев

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай

Похоронные обряды, и обычаями введённые, и гражданскими постановлениями утверждённые, имеют равную силу. Разность состоит в том, что в первых можно кое-что маловажное отменить, а в последних выполнить в малом размере.

Перед кончиною покойника сжигают деньги, лошадь и мост, вырезанные из бумаги. Как скоро пресечётся дыхание, то полагают его вверх лицом, которое накрывают белою бумагою, называемою лице-покровною; перед головою ставят курильницу и ночник, называемые путевыми.

Одевают покойника в тот же или на другой день; в отношении же к богатству одежд и украшению гроба каждый сообразуется с собственным достатком. Платье вообще должно быть бесподкладное; а которое на подкладке, то считается за два. Когда наступает время одевания, призванный портной снимает с покойника все платье, в котором он умер, и натуго обвёртывает его шёлком или хлопчатою бумагою, что называется малым одеванием.
Если умрёт женщина, то при малом одевании употребляют женщин, а портного уже при большом одевании. Окончив малое одевание, обвертывают покойника в большое одеяло и обвязывают холщовою тесьмою, что называется большим одеванием.

По окончании большого одевания кладут покойника в гроб лицом кверху и накрывают одеялом. Боковые в гробе промежутки наполняют мягкою писчею или хлопчатою бумагою, а сверху накрывают красною шёлковою материею, которая называется гробовым покрывалом. Гробовую крышку прибивают деревянными гвоздями, а пазы замазывают лаковою замазкою, что называется замазывать пазы. Перед гробом ставят опрокинутую лоханку, а под нею кантарную гирю, которая называется гнетом, в том смысле, что она придавляет, то есть уничтожает искушения (Как то: умерший не может вставать и проч)...

Коль скоро отец или мать скончаются, то и сын и жена его надевают на себя глубокий траур. Семью семь, то есть сорок девять дней он не должен брить волос, не знать супружеского ложа, но денно и нощно неотлучно быть при гробе, что называется опережением праха. Сто дней не должен он выходить из дома...

По прошествии ста дней сын снимает с себя глубокий траур, а до окончания 27 месяцев употребляет одеяние белого цвета, шляпу без кисти. Если нужно выйти из дома, то употребляет на шляпе чёрную кисть, кафтан белого, а курму черного холста, пеньковые...

В каждом доме, где есть покойник, перед воротами на улице и внутри двора перед главным корпусом разбивают траурный балаган, сделанный из связанных жердин и обитый соломенными рогожами. Перед воротами налепляют описание всех деяний покойника, что называют лэй вынь — краткий панегирик. Это делают родственники и друзья в похвалу умершему.

В третий или пятый день по смерти покойника отворяют в доме ворота, дабы родственники и друзья приходили для оплакивания его. Каждому из таких посетителей при входе в дом дают траурный колпак из шёлковой ткани. Из родственников и друзей и равные и младшие кланяются покойному, став на колена; старшие же делают только четыре поклона. При сем сыновья, как выше сказано было, повергшись на землю по левую сторону гроба, должны вместе кланяться, а внуки то же самое делают по правую сторону гроба.

Вынос покойников производится с церемониею, для которой одр с покровом, музыкантов, носильщиков, людей для похоронного кортежа с приличным одеянием и вещами берут из гробовых лавок, тех же самых, из которых берут людей и вещи для свадебных церемоний. Церемониальный кортеж обыкновенно предшествует гробу. Впереди идут музыканты; за ними по два в ряд, в известном пара от пары расстоянии, несут различные щиты с надписями, знамёна, флюгера и любимые покойником вещи.

Если покойник был чиновник из военного состояния, то перед кортежем несут еще похоронный флаг на вехе и ведут осёдланных лошадей за повода; мужчины, провожающие покойника, идут за его гробом пешком, а женщины едут в колясочках, покрытых оболочкою белого холста. Иногда при сей процессии бывают ламы, хошаны и даосы — монахи трех сект или религий. Они идут тремя отделениями, в известном друг от друга расстоянии, и каждое отделение в своем богослужебном одеянии поёт свои священные песни. Это делают не по уставу религии, а для пышности выноса. Впрочем, церемониальным образом хоронят только возрастных. Дети, не достигшие семи лет, как еще не усовершившие нравственных способностей души, не имеют церемониальных похорон.

Покойников погребают в течение седьми седьмиц, или ста дней. Но если в продолжение сего времени не найдут удобного места для похорон, то строят в избранном месте хижину и в ней ставят гроб. Это называется ни время поставлять...

Кто умер на чужой стороне, родственники в то же время препровождают гроб на родину для погребения; а если не в состоянии сделать сего, то умершего на время хоронят на месте кончины, а над могилою ставят камень с надписанием прозвания, имени и месторождения покойного в ожидании, чтобы родственники приехали и увезли гроб на родину. Но если родственники не в состоянии сделать сего по отдалённости пути, то просушивают на воздухе вынутые из гроба иссохшие кости, завёртывают каждую в бумагу и, положив в ящик, увозят домой.

По прибытии в дом раскладывают кости в новом гробе наподобие остова и погребают. Иные же сожигают кости в пепел, кладут в холщовом мешочке в ларчик и в платяном сундуке увозят домой. Безродный навсегда остаётся погребённым в чужой земле...

На чиновников от 1-го до 6-го класса надевают три одежды с подбоем и две без подбоя; на чиновников от 7-го до 10-го класса две одежды с подбоем и одну без подбоя; на чиновников от 12-го класса и ниже одну с подбоем и одну без подбоя. Все одежды должны быть шёлковые... Гроб покрывается лаком до погребения: у чиновников от 1-го до 6-го класса ежемесячно по три раза, от 7-го до 10-го класса — по два раза, от 11-го до 14-го класса — однажды в месяц...

Кладбище должно быть обнесено стеною, окружностью у князей из китайцев в 80 шагов (Здесь шаг есть линейная мера, содержащая пять футов), с четырьмя семействами для охранения; у чиновников от 1-го до 4-го класса в 70 шагов, с двумя семействами для охранения; у чиновников от 5-го до 10-го класса — в 60 шагов с одним семейством для охранения; у прочих чиновников — в 24, у разночинцев — в 16 шагов для смотрения не более двух человек...

Могила должна иметь у чиновников 1-го и 2-го класса в окружности 90, в вышину 16 футов; у чиновников 3-го и 4-го класса — в 80, в вышину 14 футов; у чиновников 5-го и 6-го класса — 70, в вышину 12 футов; у чиновников 7-го и 8-го класса — 60, в вышину 8 футов; у чиновников 11-го и 12-го класса — 40, у чиновников 13-го и 14-го класса — 20, в вышину по 6 футов.

Мраморных зверей должно быть у чиновников от 1-го до 6-го класса по 6; у чиновников от 10 класса и ниже по четыре. Сии звери из белого мрамора, а поставляются по обеим сторонам дороги перед могилою...

Траурное одеяние вообще белого цвета и разделяется на пять разрядов: 1) жан-цуй необрубленное одеяние; 2) и-цуй — обрубленное одеяние; 3) да-гун — большой труд; 4) сяо-гун — малый труд; 5) сы-ма — посконина. Все сии разряды траурного одеяния имеют степени в качестве материи и в продолжении времени относительно к степеням родства, утвержденным гражданскими постановлениями...

Источник: [19.19]

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

Похороны богатых стоят несравненно более, нежели их брачные церемонии. Употребляемый при сём цвет фонарей, украшений и пр. есть светло-голубой, траурные же платья белые с серым. Богатые процессии с музыкой бывают при сём случае, и, как мне сказывали, на одни похороны издерживаются иногда частными людьми от 10 до 15 тысяч пиастров.

Если астролог объявит, что, по счислениям его, он ещё не нашёл счастливого и приличного места для погребения, то по окончании церемонии тело, набальзамированное и положенное в свинцовый гроб, остается непогребенным и хранится в особом освященном месте до отыскания приличного места и счастливого времени...

В Китае живые обитают в низких, болотистых местах, а жилища мёртвых занимают местоположения высокие, сухие, открытые, с прелестными видами.

Китайские гробницы строятся в виде полумесяца с надписью большими красными буквами; величина гробниц зависит от достатка родственников, но и самые бедные имеют на могилах камень в головах с красной надписью.

Источник: [19.20]

Статья № 3
В. П. Васильев, 1848–1849

Китай

Известно, как свято чтутся в Китае кладбища; не только срыть могилу, но даже срубить дерево считается важным преступлением.

Нынче окончено дело по случаю порубки леса в окрестностях кладбища Конфуциева.

Недавно один студент-кандидат из фамилии этого мудреца, которая теперь расплодилась до бесконечности, нарочно пришел в Пекин жаловаться на такое святотатство и показал, что срублено до 200 дерев; по следствию оказалось, что недавно срублено только 26 дерев, а прочие срублены были очень давно и что это случилось без ведома прямого потомка, носящего звание графа (янь-тэн-гун), который был в то время в трауре и следовательно сидел дома, никуда не выходил и ни за чем не присматривал. Однако и его велено предать строгому штрафу.

Главного же участника, его дворецкого, приговорили к ссылке, по силе закона, постановляющего, что если потомки срубят деревья на кладбищах своих предков свыше 20, то их отправлять в ссылку, равно как и слуг их; а так как подобного случая до сих пор не было, то наказание усилено еще одною степенью. Деревья велено заменить новыми.

Даже привратник кладбища, который пускал за деньги приходящих посмотреть храмы, находящиеся в ограде, отчего притопталась трава и образовались дорожки, что считается неуважением к кладбищу, подвергся строгому наказанию, и подобные посещения запрещены.

Источник: [19.25]
Комментарии

Статья № 4
Г. М. Осокин, 1895

Китай, Маймачен

Средняя годовая смертность Маймачена колеблется от 30 до 60 человек в год (При численности ок. 3 000 чел. — Прим. ред.). Статистика умерших ведётся местным на чальником города, так называемым «дзаргучеем». Счисление обыкновенно ведётся с 15-го числа 7-й луны, т. е. приблизительно с половины нашего августа. Большинство умерших лишь временно остаются в городе, так как каждый родственник-китаец старается отправить покойника на родину. Остаются же здесь только бедняки.

Ввиду таких дальних отправок хоронят китайцев обыкновенно в очень толстых деревянных гробах, в которых и перевозят с караванами на родину. Отправки на родину иногда бывают через год, а то и более, почему временно гробы с покойниками ставятся в особо отведенный для этого двор при одной из пригородных кумирен.

Бедняков же хоронят за городом в землю или оставляют в гробах прямо на земле, почему нередко, с первым весенним теплом, южный ветер приносит в Кяхту такое зловоние, что заставляет всех имеющих возможность скорее выселяться на дачи.

Источник: [19.33]

Статья № 5
П. И. Демезон, 1833–1834

Бухара

В стене [окружающей город] 11 ворот...

За каждыми из этих ворот находится кладбище. Самое большое расположено за воротами Мазари.

Источник: [19.48]

Статья № 6
Н. А. Абрамов, 1867

Курганные захоронения окрест Копала (уездный город Семиреченской обл. Империи) и их разграбление

Н. А. Абрамов.  Курганные захоронения окрест Копала (уездный город Семиреченской обл. Империи) и их  разграбление, 1867.

Источник: [19.74]

Статья № 7
Кн. Костров, 1851

Из «Заметок о курганах южной части Енисейской губернии»

...нынешние Киргизы не насыпают в своих степях курганов ни с религиозною целью, ни с целью сделать их путеводными маяками. — Что же касается их могил, то приведу слова Барона Услара:

Кн. Костров, Погребения у киргизов, 1851

Источник: [19.84]
Комментарии

Статья № 8
Ш. М. Ишаев, 1895

Мекка. Кладбища паломников

Всех умерших хоронят там, где они умерли, особого кладбища не имеется. Во время сильного развития холеры в день Арафат, как это было, например, в 1892 году, очень многие паломники складывают здесь свои кости, так как никаких медицинских мер не принимается.

По всей долине разбросаны могилки паломников в виде кучек земли с набросанными сверху камешками, но это, разумеется, одна тысячная часть следов погибших здесь людей в течении столетий. Нужно думать, что местность долины у горы Арафата сплошь усыпана их прахом...

Источник: [19.96]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,075