Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Похороны. Могилы. Поминовение > Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение > Славяне и российские этносы (XIX век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Славяне и российские этносы (XIX век)

Костров, Дашков, Горихвостов, Бургонь

Статья № 1
Кн. Костров, 1851

Заметки о курганах южной части Енисейской губернии

Кн. Костров. Заметки о курганах южной части Енисейской губернии, 1851
 
Кн. Костров. Заметки о курганах южной части Енисейской губернии, 1851
 
Кн. Костров. Заметки о курганах южной части Енисейской губернии, 1851
 
Кн. Костров. Заметки о курганах южной части Енисейской губернии, 1851
 
Кн. Костров. Заметки о курганах южной части Енисейской губернии, 1851
 
 
 

Подобного рода соображения невольно приводят к той мысли, что так называемые маячные курганы для народа, соорудившего их, имели другое назначение... Татары и теперь не могут проехать мимо их без того, чтобы не снять перед ними шапки... маячные курганы имели когда-то религиозное значение...

Гораздо понятнее назначение курганов другого рода, разсыпанных преимущественно по долинам, близ озёр и рек: это могилы.

Кн. Костров.  Заметки о курганах южной части Енисейской губернии; курганы-могилы,  1851
 
Кн. Костров.  Заметки о курганах южной части Енисейской губернии; курганы-могилы,  1851
 
Кн. Костров.  Заметки о курганах южной части Енисейской губернии; курганы-могилы,  1851
 
Кн. Костров.  Заметки о курганах южной части Енисейской губернии; курганы-могилы,  1851
 

...Таким образом, народное предание и летописи, пополняя и поясняя друг друга, положительно говорят, что курганы и могилы южной части Енисейской губернии воздвигнуты Чудью1, то есть соплеменниками нынешний Остяков и Самоедов, или другими словами, Финнскими племенами, потому что Остяки и Самоеды чисто Финского происхождения.


1 То есть территории проживания чуди — это, в том числе, окрест Мангазеи, то есть район Обской губы. — Прим. ред.

Источник: [19.84]

Статья № 2
В. Дашков, 1842

Олонецкая губерния (Обонежская пятина Новгорода)

Въ этомъ краѣ есть особые обычаи, наблюдаемые въ отношеніи къ умирающимъ и къ умершимъ.

Умирающихъ перекладываютъ съ перины на солому, чтобы, какъ говорятъ, душа распросталасъ, которая должна дать отвѣтъ за каждое перышко (!!). Послѣ покойника непремѣнно моютъ полъ и окуриваютъ комнату.

Едва только умретъ кто-нибудь, тотчасъ являются плакальщицы, которыя воютъ надъ нимъ до погребенія; потомъ ходятъ въ домы родныхъ и знакомыхъ покойника, и своими припѣвами напоминаютъ про жизнь его, разсказываютъ всѣ его привычки, обыкновенiя, даже любимыя кущанья...

Источник: [19.157]

Статья № 3
А. З. Горихвостов, 1822–1823

В составе Российской империи с XVII: Ногайская орда → Сибирское Царство → Казахское ханство

Похороны султана Ишгазы Ширгазиева
Наконец, поплакав несколько, [высокостепеннный] послал созвать мулл и несколько из киргизцев и с ними отправился на Урал, где, взяв умершего сына своего, поехал на степную сторону и, отслужа по усопшем молебен, не обмывая тела, как был в крови и нагой, обернули в белый кусок миткаля, купленный высокостепенным в Столице, и головою всунули в могилу, а ногами в отверстие, ибо могилы вообще у магометан копаются наподобие печей, и покойника лишь положат в оную на жерло, закладывают каменьями.

Моют же у киргизцев вообще тех, которые только умрут своей смертью или казнены и одевают их в хорошее платье, но кто убит на войне или набегом от злодея, то грехи как [бы] уже прощены, а потому и обмывать тело, а равно переменять или другую надевать одежду полагается за грех, а следует хоронить в чем помер. Но вообще, кто из умерших был воин и неустрашим, то на могилу кладут то самое оружие, которым при жизни [он] действовал.

Казахстанпроцедура похоронобмываниепокойники

Источник: [19.166]

Статья № 4
Сержант Бургонь, 1812

О захоронении героев Бородино

14-го (26-го) октября мы остановились на привал, а 15-го (27-го) числа сделав епреход почти без остановки до саомого вечера, ночевали под самым Можайском; в эту ночь начало морозить. 16-го (28-го) мы выступили спозаранку и днём, переправившись через какую-то речонку, очутились на знаменитом поле сражения, всё ещё покрытом мёртвыми телами и обломками разного рода. Кое-где из земли торчали руки, ноги, головы; почти все трупы принадлежали русским — наших, по мере возможности, мы всех предали земле. Но так как всё это было сделано на скорую руку, то наступившие вслед за тем дожди размыли часть могил. Нельзя себе представить ничего печальнее, как зрелище этих покойников, уже пости утративших человеческий образ; после битвы прошло пятьдесят два дня.

Бородино и трупызахоронение павшихтрупы осенью

Источник: [19.163]

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2019

▲ Наверх

0,093