▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Похороны. Могилы. Поминовение → Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение → Славяне и российские этносы (XVI век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

69.1. Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Кампани, Правила от Иоанна, Иовий, Лицевой свод , Юстен, Ченслер, Неизвестный

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1588–1589

При похоронах у них (Московитов — Прим. ред.) существует также множество суеверных и языческих обрядов, как, например, они кладут в руки покойнику письмо к св. Николаю, которого почитают главным своим заступником и стражем врат Царствия Небесного, каким паписты считают Петра1.

Мертвых хоронят в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье.

В зимнее время, когда всё бывает покрыто снегом и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрёт в течение зимы) в доме, выстроенном в предместий или за городом, который называют Божедом, или Божий дом здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твёрдыми, как камень; весной же, когда лёд растает, всякий берёт своего покойника и предаёт его тело земле.

...совершают они годовые и месячные поминки по усопшем. В такие дни священник служит им панихиды на могиле покойника и за труд свой получает определенную плату. Когда кто у них умрёт, то приглашают они женщин-плакальщиц, которые приходят рыдать по усопшему и, по языческому обычаю, испускают вопли, стоя над телом (иногда в доме, а иногда при выносе тела) и спрашивая покойника, чего ему недоставало и зачем он вздумал умереть?


1 Текст стандартной записки в мир иной — см. ст. 1 в 69.1.17.s. — Прим. ред.

обряд погребения

Источник: [16.4]
Комментарии

Статья № 2
Паоло Кампани, †1581

В мае месяце два дня поминают умерших, этот праздник называется «поминанье душ». На могилах зажигают множество свечей и факелов, затем священник с ладаном и молитвой обходит могилы и разбрасывает кутью (которую готовят из мёда, пшеничной муки и воды), часть её отведывает священник и остальные присутствующие. Родственники умерших на могилы кладут хлеб и различные кушанья, половину которых берёт себе священник, а остальную часть раздают слугам и беднякам. Более состоятельные для бедняков и, конечно, для священников, устраивают пир. Все это тем более удивительно, что московиты, следуя за греками, не признают чистилища, где души благочестивых людей пребывают до тех пор, пока не очистятся огнём и, свободные от грехов, не вознесутся на небо.

Источник: [16.3]

Статья № 3
Правила от Иоанна и от Кирилла

В изложении Сигизмунда Герберштейна, 1517, 1526 (Извлечения)

Что дóлжно делать для души усопшего?
О (твет). Дóлжно уплатить одну гривну за пять обеден с курениями, хлебами и варёной пшеницей, которая именуется кутьёй. Но вино священник должен иметь собственное.

Как приготовляется кутья?
О (твет). Взять три части варёной пшеницы, а четвертую — гороха, бобов и сочевицы, также варёных, приправить мёдом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью эту по окончании похорон следует вкушать в церкви.

Следует ли погребать после заката солнца?
О (твет). Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мёртвых — видеть солнце перед погребением. Весьма велика заслуга того, кто хранит или погребает кости умерших и старые образа.

Можно ли кому-либо при жизни справлять заупокойные службы за спасение своей души?
О (твет). Можно.

Источник: [16.27]

Статья № 4
Павел Иовий, †1552

Умершему обвивают голову полотном и потом, в сопровождении священников, выносят без большой пышности и хоронят не в церквах, как делаем мы, следуя так сказать нечестивому и постыдному обыкновению, но на церковных погостах или под папертию.

По усопшим, как и у нас, совершаются в продолжение сорока дней поминки, что конечно весьма удивительно, ибо Московитяне не верят, что души умерших пребывают в чистилище, и что наказание за грехи может смягчиться молитвою и богоугодными делами друзей. Во всех прочих догматах веры держатся они с величайшею твердостию всею того, что признаем и мы по нашему исповеданию.

Источник: [16.28]

Статья № 5
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7068 (1568). О преставлении преосвященного Макария, митрополита всея Руси

7068 (1568)
О преставлении преосвященного Макария, митрополита всея Руси
В том же месяце декабре в 31 день преставился преосвященный Макарий, митрополит всея Руси, и погребен был в соборной церкви Успения пресвятой Богородицы в Москве в январе в 1 день. На погребении же его был царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич и князь Владимир Андреевич, и князья, и бояре, и вельможи, и множество народа. Был же тогда на его погребении Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский; Афанасий, епископ Суздальский и Тарусский; Филофей, епископ Рязанский и Муромский; Варлаам, епископ Коломенский и Каширский; Матфей, епископ Сарский и Подонский; архимандриты и игумены с освященным собором.


1 В Летописном своде Ивана-4 год РХ — это 5500 год от СМ.  — Прим. ред.

Лицевой сводпогребение клирикаестественная смерть Макария

Источник: [16.65]
Комментарии

Статья № 6
Павел Юстен (Паавали Юустен), 1569–1572

1569
В следующее воскресенье, второго октября, в Новгороде справляли траур Великого князя или, как некоторые думали, поминки по его покойной супруге, и так следующие два дня. В первый день созвали городскую бедноту, потом священников и монахов, которых, говорят, было очень много.

поминки царицысмерть царицы Мариитраур Ивана-4

Источник: [16.68]
Комментарии

Статья № 7
Ричард Ченслер, 1553–1554

Когда кто-нибудь из них умирает, то в гроб ему кладут свидетельство, которое душа, подойдя к воротам рая, могла бы предъявить св. Петру, который тогда объявляет, что это верный и святой русский человек.

послание паромщикуписьмо богупропуск в рай

Источник: [16.71]

Статья № 8
Неизвестный англичанин, 1567–1568

Когда кто-либо умрет, его вытягивают, надевают на ноги пару новых башмаков, так как ему предстоит далекое путешествие, облекают его в саван, как и у нас, не забывают вложить в правую руку свидетельство, выдаваемое священником, для удостоверения св. Николаю, что умерший христианин. Труп всегда кладут в деревянный гроб, хотя бы умерший был и очень беден; во время перенесения умершего в церковь родственники и знакомые идут с небольшими восковыми свечами, плачут, рыдают и много причитают.
Повешенные, обезглавленные и т. п. не получают свидетельств; удивительно, как их принимают в рай без паспорта.

письмо св. Николаюпропуск в Рай

Источник: [16.74]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,084