Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Похороны. Могилы. Поминовение > Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение > Иные этнические системы (XIII век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Иные этнические системы (XIII век)

Поло, Кольмар, ал-Джузджани, Хроника, Чжао

Статья № 1
Марко Поло, 1295–1298

Персия

Помрёт мужчина или женщина (На юге Персии — Прим. ред.), родные, скажу вам, очень убиваются. Жены плачут по мужьям четыре года. По смерти мужа, по крайности раз в день, собирают родных и соседей и много плачут; громко вскрикивают, жалеючи покойника...

Китай

Тела мёртвых идолопоклонников (С.-з. Китая, в низовьях Данхэ) всюду сжигают; скажу вам еще, когда мёртвого несут из дома туда, где его станут сжигать, по дороге родные его строят деревянный дом, покрывают тот дом шёлковыми и золотыми тканями, перед ним, когда проходят, останавливаются и вдоволь преподносят тут вина и пищи мертвецу; а делают это, говорят, для того, чтобы и на том свете мертвецу был такой же почёт; а когда принесут его туда, где сжигают, вырезывают родичи из бумаги людей, коней, верблюдов и монеты в безан (Арабский динар); все это тут же сжигается, и говорят, что на том свете у покойника рабов, скота, овец будет столько же, сколько они сожгли бумажных. Скажу вам еще, когда несут сжигать покойника, перед ним играют на всевозможных инструментах.

И вот еще что, как помрёт идолопоклонник, призывают астролога и рассказывают ему, где и когда покойник родился, в какой месяц, день и час, а тот выслушивает все это, начинает дьявольскую ворожбу и, погадав, говорит, в какой день покойника следует сжигать. Иной раз покойника не сжигают целую неделю, а то месяц и шесть месяцев; и во все это время держат его в доме, и, прежде нежели колдун не скажет им, что можно сжигать, родные ни за что не сожгут. Пока покойник в доме, перед тем как его сжигать, держат его так: кладут его в ящик из досок толщиною в ладонь, прочно сколоченный и хорошо расписанный, а чтобы в доме от тела не воняло, сверху прикроют его тканями, надушенными камфорой и другими пряностями.

Да вот еще что: родные покойника из того же дома во все дни, пока он в доме, кормят его; приносят питье и еду, точно как бы живому, ставят перед ящиком, где тело, и оставляют до тех пор, пока мертвец, как они думают, не наестся. Душа его, говорят они, принимает пищу. И держат его так вплоть до того дня, пока не сожгут. Делают они и вот еще что: знахари иной раз говорят родным, что выносить покойника в двери почему-либо нехорошо, тогда родные выносят покойника в другие двери, а часто, чтобы вытащить покойника, разламывают стену. Так вот, как я описал, сжигают покойников все идолопоклонники в свете...

Мёртвых в городе (В Пекине, при монгольском хане) не хоронят, а умрёт идолопоклонник, несут его в такое место, где тела сжигают, а это за предместьями; и других хоронят за предместьями.

Манги (дельта Янцзы)

Расскажу вам вот еще что. Когда мёртвого несут сжигать, все родные, мужчины и женщины, с горя одеваются в пеньку и идут за телом: несут с собою музыкальные инструменты и поют хвалебные гимны идолам. Придут туда, где тело сжигается, остановятся там и приказывают наделать из бумаги коней, рабов и рабынь, верблюдов и многое множество золотых тканей. Изготовят все это, разведут большой огонь и сожгут тело вместе со всем наготовленным; на том свете, говорят они, у мёртвого будет все это живым, с мясом и с костьми; будет у него и золото, и тот же почёт, что оказывался мертвецу при сожжении, станут оказывать ему их боги и идолы.

О татарах

Есть у них (Татар) чудной обычай, забыл о нем записать. Если у двух людей помрут, у одного сын лет четырех или около того, а у другого дочь, они их женят; мёртвую девку дают в жены мёртвому парню, потом пишут уговор и сжигают его, а когда дым поднимется на воздух, говорят, что уговор понесло на тот свет, к их детям, чтобы те почитали друг друга за мужа и жену.

Играют свадьбу, разбросают еду там и сям и говорят, что это детям на тот свет. Делают вот еще что: нарисуют на бумаге на себя похожих людей, коней, ткани, бизанты, сбрую, а потом все это сжигают и говорят: все, что рисовали и сожгли, будет у их детей на том свете. А как кончат все это, почитают себя за родных и родство блюдут так же, как бы их дети были живы.

Индия (юго-восток)

Расскажу вам и о другом обычае в том же царстве: когда кто умрёт и тело его сжигают, жена бросается в огонь и вместе с мужем сжигается; таких жён много похваляют. Сказать по правде, много жён делают то, что я вам сейчас рассказал. Здешний народ молится идолам, а многие быку; бык, говорят они, самая славная тварь. Мясо его ни за что в свете не станут есть, и никто никаким образом не убьёт его.

обряд погребенияпредставления о паражизнимогилы и поминовениенравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобществотехнологии

Источник: [13.9]

Статья № 2
Большие анналы Кольмара, 1279

Дортмундская реанимация повадок фараонов (см. ст. 1 в 69.1.11.w) таки сработала. Как и ныне срабатывает

В Вене умирает супруга короля Рудольфа: на четырехстах лошадях, говорят, тело было доставлено в Базель и здесь погребено в день перед праздником св. Бенедикта с большими почестями при участии трёх епископов, тысячи двухсот священников и множества народа из [этого] города.

обряд погребенияпредставления о паражизнимогилы и поминовениенравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобществотехнологии

Источник: [13.29]

Статья № 3
ал-Джузджани, 1259

Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующее: Бату (Батый — внук Чингизхана от Джучи — Прим. ред.) втайне сделался мусульманином, но не обнаруживал [этого] и оказывал последователям Ислама полное доверие. Процарствовав около 28 лет над этим краем, он скончался (†1255). Да помилует его аллах, если он [Бату] был правоверный, и да облегчит ему аллах мучения [адские], если он был неверный.

Похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землёй устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того проклятого, который отправился в преисподнюю. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием его и со всем его имуществом. Хоронят с ним в этом месте и некоторых жён и слуг его, да (того) человека, которого он любил более всех. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака того места [погребения].

Этот обычай их известен всем народам мусульманским1.


1 Обычай хоронить с умершим мужчиной его жён был отменён в странах Ислама, к примеру, в Иране, только при Газане, который властвовал с 1295 по 1304 год. — Прим. ред.

обряд погребенияпредставления о паражизнимогилы и поминовениенравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобществотехнологии

Источник: [13.35]

Статья № 4
Фюрстенфельдская хроника

1290
Похороны сына Людовика, герцога Баварии

Когда всё уже было готово для погребения, его привезли на родину и с большими почестями похоронили около могилы его матери в Фюрстенфельде, где он иногда жил. Никогда ещё раньше я не видел таких роскошных и великолепных похорон, и наверное больше не увижу. Могу сказать только то, что количество использованного воска невозможно было оценить. Я видел огромную телегу, в которой везли один только воск и ничего больше. Два дня и две ночи подряд вокруг гроба горело огромное число свечей. Также нелегко описать, сколько привезли бочек с вином, сколько с зерном, сколько с соломой, сколько с хлебом и со многими другими вещами.

Все монастырские, а также соседние с ними дворы, были заполнены теми, кто пришёл попрощаться с покойным. Затем по приказу старого господина герцога управляющие раздали беднякам богатые пожертвования в виде хлеба, сыра, мяса и просто денег. Я сам видел и слышал, как в день погребения на одном алтаре три епископа друг за другом пропели три мессы. Одновременно сверстники и друзья покойного начали причитать. Они рвали на себе волосы и раздирали на части шляпы. Вскоре вся церковь наполнилась стенаниями и плачем по такому скорбному случаю. И наконец, когда всё было сделано, собравшиеся разъхались по домам.

похороны особыпогребение герцогаобряд погребенияпредставления о паражизнимогилы и поминовениенравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобществотехнологии

Источник: [13.55]

Статья № 5
Чжао Жугуа

В странах Нусантары: Саньфоци (империя Шривиджаи)

Когда правитель страны умирает,
Люди стригут волосы, одеваются в траур.

Каждый из его слуг дает обет последовать [за ним] в могилу.
[Когда] огонь охватывает хворост,
Бросаются в него.
Это называется «вместе жить и умереть» 17.

сожжение труповпохороны чиновникачелядь в огоньобряд погребенияпредставления о паражизнимогилы и поминовениенравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобществотехнологии

Источник: [13.56]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,197