▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Похороны. Могилы. Поминовение → Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение → Иные этнические системы (XII век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

69.1. Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Иные этнические системы (XII век)

Джубайр, Даймонд, ал-Газали

Статья № 1
Ибн Джубайр, 1183–1185

У жителей Дамаска и других городов этой страны имеются странные обычаи при совершении ими погребального шествия. А именно: они идут впереди покойника вместе с чтецами, которые читают Коран жалобными голосами; при этом раздаётся пение, вызывающее слёзы. Сердца при звуках этих голосов почти разрываются от горя и сострадания, услышанное исторгает слёзы из глаз. Жители Дамаска совершают молитву над своими покойниками в главной мечети, перед максурой. Вся похоронная процессия обязательно проходит в мечеть. Когда она достигает ворот мечети, то прекращают чтение и все направляются к месту совершения молитвы. Но если хоронят имама мечети или кого-либо из её стражей, то обычай другой; в этом случае доходят с чтением Корана до того места, где совершается молитва.

А иногда [жители города] собираются для соболезнования в западной галерее двора, напротив Баб ал-Барид. Они совершают молитву каждый отдельно, затем садятся, имея перед собою ларчики, [в каждом из них по одному] Корану, который они читают. Затем распорядители похорон повышают свои голоса, возвещая о каждом прибывшем для соболезнования из уважаемых и знатных людей города. Они преувеличивают их достоинства, придавая каждому из них громкие титулы, которые имеют окончание «дин» («вера»). И ты услышишь здесь всё, что хочешь: «Сердце веры», «Солнце веры», «Полная луна веры», «Звезда веры», «Украшение веры», «Блеск веры», «Красота веры», «Величие веры», «Честь веры», «Благородство веры», «Источник веры», «Чистота веры», «Превосходство веры», — и нет предела числу этих сочиненных имён и подобных им. В особенности у законоведов было всё, что ты хочешь, даже «Повелитель ученых», «Совершенство имамов», «Довод ислама», «Честь закона», «Достоинство религии», «Выносящий решение для двух сторон», — и не было конца этим немыслимым прозваниям. Каждый из этих людей поднимается на своё законное место, гордо влача полы [своих одежд] и надменно повернув спину и голову.

Когда чтецы Корана полностью заканчивают своё чтение и эта церемония прекращается, проповедники встают один за другим сообразно их положению по учёности. [Каждый] произносит увещевания, повторяя имя Аллаха и обращая внимание на козни этого мира и предостерегая против них, и приводя по этому случаю те стихи, которые ему приходят на память.

Заканчивает он соболезнованием близким покойного и просьбой о милости ему [самому] и покойному и снова садится. Другой следует ему таким же образом, пока не встанут они все, и тогда все расходятся. Иногда это собрание приносит пользу присутствовавшим на нём лицам благодаря повторению ими [имени Аллаха]...

А вблизи от этого нового моста (Каирская дамба — Прим. ред.) — древние пирамиды (Хуфу и Хафра), чудесные сооружения удивительного вида, четырехугольной формы, подобные раскинутым шатрам, уходящим в небо; особенно величественны две из них, имеющие одинаковую высоту. У одной из них от одного угла до другого 366 шагов. Сделаны они из больших обтесанных камней, которые соединены в огромное сооружение изумительным способом, так что ничто не проникает в место их соединения. На взгляд, края пирамиды кажутся неровными, но если подняться на неё с опасностью и трудом, то обнаруживается, что края её обтесаны и плоски. Если бы люди [всей] земли пожелали снести пирамиды, то они были бы не в состоянии это сделать.

В отношении пирамид у людей существуют разногласия: одни полагают, что это могилы Ада и его потомков (Древнее племя в Коране), а другие утверждают другое, а в общем никто не знает о их происхождении, кроме Аллаха всемогущего и великого.

В одной из двух самых больших из них имеется вход, поднятый над землей на расстояние около кама или несколько более. Через него попадают в большое помещение шириною около 50 локтей (1 лок = 54,04 см) и примерно такой же длины. Внутри помещения — длинная мраморная плита, полая, подобная тем, что в народе называют «ал-била». Говорят, что это могила, и Аллах знает об истинности этого. А за большой пирамидой — другая, ширина ее от одного угла до другого — 140 шагов, а за ней пять маленьких — три примыкающих [к ней] и две рядом с ними, соединённые [между собой].

Вблизи этих пирамид на расстоянии полета стрелы находится странная фигура из камня, которая возвышается как башня, с человеческими чертами, устрашающего вида; лицо её повернуто к пирамидам, а спина — к югу, к истокам Нила; это — Абу-л-Ахвал (Отец ужаса — сфинкс)...

Ночь этого дня мы провели на кладбище (Каира), называемом ал-Карафа; оно — также одно из чудес света, ибо содержит гробницы пророков — благословение Аллаха на них! — и людей Дома (Семьи Пророка Мухаммеда; подробно перечисляет)... К югу от упомянутого ал-Карафа простирается широкая равнина, называемая «место могил шахидов», то есть тех, которые приняли мученичество за веру вместе с Сарией — да будет доволен ими всеми Аллах!

Упомянутая равнина кажется глазу сгорбленной из-за могил, подобных горбам верблюдов, без сооружений на них (Напоминает курганы подобно шумерским. Но, быть может, поэтому не пускают к ним сейчас? — Прим. ред.)

Источник: [12.2]
Комментарии

Статья № 2
Джаред Даймонд

Остров Пасхи

...статуи, называющиеся моаи, и каменные платформы (аху), на которых они установлены...

Аху представляет собой прямоугольную платформу, сделанную не из цельного камня, а образованную массой булыжников, заполняющих пространство между четырьмя стенами из серых базальтовых плит... Задние (со стороны моря) опорные стенки аху практически вертикальные, а передние наклонены вниз плоскими прямоугольными площадками со сторонами примерно 160 футов каждая. Позади аху находятся крематории, содержащие останки тысяч человек. Обычай кремации является уникальным для Полинезии, на всех остальных островах умерших погребали в земле.

Источник: [21.1]

Статья № 3
ал-Газали, †1111

Смысл смерти не означает её небытие, но — прекращение распоряжения души оболочкой...

Когда его (неверного) укладывают в могилу, на него нападают 99 драконов, то есть 99 змей, у каждой из которых по 9 голов.

Источник: [21.22]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,11