▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Похороны. Могилы. Поминовение → Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение → Славяне и российские этносы (XII век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

69.1. Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Славяне и российские этносы (XII век)

Соболев, Скукина, ал-Гарнати, Петахия

Статья № 1
В. Ю. Соболев

Курганные некрополи, с.-з. Новгородской обл.

В одном из них (Которск-К) все курганы, за исключением одного, были возведены до совершения в них погребений. Простоявшие некоторое время в готовом виде, насыпи успевали частично задерноваться. Могильные ямы впускались в них сверху, прорезая насыпь и доходя до уровня материка или углубляясь в него. После совершения погребения насыпь ещё досыпалась в высоту.
Единственный сооружённый над уже совершенным погребением курган стоит особняком среди вcex исследованных вокруг Которска. Останки мужчины были помещены в подобие камеры, перекрытой сверху настилом на лагах. Насыпь подпрямоугольной формы имела по периметру, по всей видимости, крепиду из нескольких венцов тонких брёвен или брусьев, после разрушения которых она довольно резко расплылась. Можно увидеть в этом захоронении погребение одного из первых христиан погоста, подражающее, как и в Улрас, престижным камерным погребениям.

Последняя треть — конец XII в. — время прекращения захоронений на большинстве курганных кладбищ, основанных в конце XI — начале XII в.

Целый ряд одновременных изменений в погребальном обряде, прекращение функционирования практически всех более ранних курганных некрополей, повсеместное возникновение новых кладбищ, резкое повышение роли камня при строительстве курганов — все это позволяет предположить частичную смену населения в регионе.

Курганы с каменными конструкциями и генетически связанные с ними жальники появляются на территории региона в последней трети XII в. Бедность комплексов и длительность бытования находимых в погребениях вещей позволяют лишь наметить общее направление развития погребального обряда.

В целом развитие погребального обряда идёт в двух направлениях: могилы углубляются, достигая в среднем полутора метров, одновременно с этим идет процесс уменьшения высоты насыпи. Хронологические рамки этих процессов — начало — середина XIII в. или более широко — XIII в. в целом. Формы каменных оградок постепенно изменяются, круглые уступают место овальным.

Источник: [20.13]

Статья № 2
Е. В. Скукина

Тверское Поволжье, Избрижский некрополь, X–XII вв.

Монеты найдены в 21 из 102 изученных погребений. Восточные дирхемы из 5 женских захоронений использованы в качестве украшений. На них приклепаны ушки петлевидной формы или пробиты отверстия (от 1 до 4). Всего найдено 16 дирхемов. 35 монет найдены в мужских и детских погребениях. Это — западноевропейские денарии.

В одном случае монеты находились в кожаном кошельке, привешенном к поясу. Наиболее часто находят монеты на грудной клетке, у нижней челюсти и во рту (в пяти погребениях). Обнаружены монеты также у головы, на тазовых костях, на поясе, в руках. В детских погребениях монеты находят обычно в области грудной клетки.

Для погребений с монетами характерны следующие черты:

  1. На погребения с монетами приходится весь основной список признаков, определяющий мужские погребения (в нашем примере, 16 признаков из 20). То есть, все выделяемые признаки мужских захоронений описывают именно погребения с монетами.
  2. Погребения с монетами (и мужские и детские) — основные индивидуальные захоронения на подсыпке. Соответственно, курганы сооружались именно для них, подзахоронения не предполагались. Совместных погребений с монетами нет, нужно думать, что нет супружеских парных и семейных захоронений.
  3. Погребенные ориентированы головой на Северо-Запад (к р. Волге)
  4. Для захоронений с монетами показательны находки отдельных категорий вещей, мало встречающихся во всем комплексе мужских погребений: фибулы, браслеты, перстни, височные кольца, гривны, деревянная посуда и орудия труда.
  5. В каждом захоронении с монетами встречаются глиняная посуда и железные ножи.
  6. Остатки тризны отмечены именно в погребениях с монетами.

Таким образом, именно наличие монет определяет все особенности захоронений по данному обряду и выделяет погребенных в них людей. Видимо, одна из причин появления погребений с монетами заключается в особом социальном статусе погребенных. Это мужчины, в основном, зрелого возраста (30–50 лет). Наличие монет, по мнению большинства исследователей, свидетельствует о занятии погребенного торговлей или об участии в каких-либо денежных операциях.

Соотношение обоих полов составляет почти 1:1 (35 мужчин и 38 женщин). Возраст 13 погребенных женщин и 14 мужчин — более 45 лет (средняя продолжительность жизни в древнерусское время).
Примечательны погребения индивидов в возрасте свыше 60 лет (1 женщина, 3 мужчины) и низкая смертность в возрасте до 25 лет. В группу детских захоронений включены все индивиды в возрасте от грудного до 14 лет (21 погребенный — 21,6 %). Отмечена низкая смертность в группе в возрасте до 3-х лет — 2 случая, до 8 лет — 10 погребений. Нормальный естественный баланс полов, значительная продолжительность жизни и низкая детская смертность являются позитивными сторонами местной демографической ситуации.

Данные Избрижского некрополя свидетельствуют об абсолютном преобладании в X—XII вв. одиночных курганов (69,1 %). В таких погребениях возраст женщин 20–40 лет, мужчин 30–40 лет.

Несколько погребений под одной насыпью открыты в 28 курганах. Половозрастной состав погребённых дает возможность выделить семейные курганы и супружеские захоронения.

Возраст погребенных мужчин и женщин в шести супружеских парных курганах 50–60 лет, ещё в трех — соответственно, 40 — 50 лет и 35 — 45 лет. Это представители зрелой и престарелой части населения.

Стратиграфия курганных насыпей у д. Избрижье и положение костей погребенных дают основания считать, что совместные захоронения, по существу, разновременны. Исключением является захоронение мужчины (40–49 лет) и женщины (35–45 лет). Положение погребенных «как бы обнявшись», расположение костей и стратиграфия насыпи позволяют рассматривать захоронение как одновременное супружеское. Такие погребения чрезвычайно редки. Их появление, видимо, связано с исключительными обстоятельствами смерти, в результате чего производили совместное захоронение, не соответствующее нормам.

В Избрижском могильнике исследовано 16 курганов (48 погребений), которые можно считать семейными. Возраст погребенных взрослых и детей позволяет предполагать их родство. Мать и дети: возраст женщин 35–40 лет, детей — 2–7 лет или грудного возраста (2 кургана). Отец и дети: возраст мужчины 30–40 лет, ребенка — 4–6 лет. Одно погребение можно считать захоронением деда и внука: возраст мужчины 50–60 лет, ребенка — 6–8 лет. Большинство детей подхоронены в уже существующие насыпи. Однако существование одиночных детских погребений в 5-ти курганах, высота которых от 0,3 до 1,5 м, соответствует норме сооружения для ребенка отдельной насыпи без учёта последующих подзахоронений родителей, братьев и сестёр.

В целом, женщин и мужчин погребали традиционно, в сопровождении инвентаря, характерного для каждого пола. Специальной обрядности для совместных захоронений не было.

Источник: [20.13]

Статья № 3
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170

В городе Булгар (при впадении Камы в Волгу)

Усиливается там мороз до того, что когда умрет у кого-нибудь кто-то, то они не могут его похоронить шесть месяцев, потому что земля становится, как железо и невозможно в ней копать могилу. И умер у меня там сын, и было это в конце зимы, и я не мог его похоронить, и он оставался у меня в доме три месяца, пока не смог похоронить его, и оставался мертвец, как камень [затвердевшим от силы холода]1.

Окрест Дербента, зирихгараны («бронники»)

Нет у них религии, но они не платят джизью (Подушная подать с немусульман в странах Ислама — Прим. ред.). А когда умирает у них кто-нибудь, то если это был мужчина, то отдают его мужчинам, которые в подземных домах; они отсекают члены мёртвого, и освобождают кости от мяса и мозга, и собирают его мясо, и кормят им чёрных воронов, стоя с луками и не давая другим птицам съесть хоть что-то из его мяса. А если это была женщина, то отдают её мужчинам, которые под землей, они вынимают её кости и кормят её мясом коршунов, стоя со стрелами и не давая другим [птицам] приблизиться к её мясу2.


1 Точно так же как и в Москве XVI века. — Прим. ред.

2 Предполагаю, что это отголоски похоронного обряда зороастрийцев. — Прим. ред.

Источник: [12.24]

Статья № 4
Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185

Хадж еврея из Германии. Земли печенегов

Там существует обычай, что женщины день и ночь оплакивают с причитаниями своих умерших отцов и матерей, и это продолжается у них до тех пор, пока не умрёт кто-нибудь из сыновей или дочерей или один из родни; тогда остальные члены семейства начинают оплакивать своих умерших братьев или сестёр. Матери учат плачевным песням своих дочерей и они принимаются по ночам стонать и причитать, а собаки вторят им своим лаем.

плачь по покойникамвечный траур

Источник: [12.33]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,076