▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Похороны. Могилы. Поминовение → Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение → Славяне и российские этносы (X век)

69. Похороны. Могилы. Поминовение

69.1. Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Славяне и российские этносы (X век)

Александров, Петрухин, Стальсберг, Фадлан

Статья № 1
А. А. Александров

О Новгородских сопках, раскопы в Псковской обл.

Сопки в районе дд. Ерошиха и Ерусалимская раскапывались в 1878 и 1912 гг. Всего было вскрыто 8 крупных насыпей, и в 7 из них были найдены сложенные из бревен и плах своеобразные погребальные камеры, в которых через специальное топочное отверстие сожжение умершего проводилось на месте. Немногочисленный инвентарь — лепной и раннекруговой горшки, железная кольцевидная фибула, трубочка для трута, ножи, бронзовые спирали-накосники, треугольная накладка с пальметкой (рис. 2:1–8) позволяют датировать погребения в пределах X в.

А. А. Александров, Погребальный инвентарь, X в.

По размерам выбутские камеры вполне укладываются в диапазоны длины и ширины камер Бирки: в ерусалимских и ерошихинских сопках это 1–1,6×2–2,3 м, тогда как в Бирке 1,5–1,8×3,75–3,95 м; при этом четкой границы между гробами и камерами в Бирке не наблюдается.

Источник: [20.13]

Статья № 2
В. Я. Петрухин

«Ансамбль некрополя» Гнёздова венчают большие курганы, по обряду родственные большим курганам Чернигова: в частности, при частичном доследовании инвентаря Черной могилы, самого большого древнерусского кургана, выяснилось, что на кострище размещались ладейные заклепки — это характерно и для обрядности гнёздовских больших курганов; более всего сближает гнёздовские и черниговские большие курганы уникальная обрядовая черта — жертвенные котлы. Единственный большой курган, раскопанный на королевской усадьбе в Адельсё, возле Бирки, также содержал заклёпки на кострище и жертвенный котел.

Большие курганы в Киеве, очевидно, были разрушены при перезахоронении княжеских останков по христианскому обряду (Сообщение летописи под 1044 г. — Прим. ред.), но, судя по тому, что Чернигов входил в состав Русской земли — княжеского домена в Среднем Поднепровье, а Верхнее Поднепровье со Смоленскими кривичами платило дань Киеву, большие курганы принадлежали высшему властному слою Руси, возможно, представителям княжеского рода — «рода русского», упомянутого в договорах с греками.

Источник: [20.13]

Статья № 3
Анне Стальсберг

В табл. 1 включены 27 древнерусских погребений, а также погребение, описанное Ибн Фадланом в 922/923 г. под Булгаром, хотя оно не найдено и потому археологически недоступно. Погребение 3 из Усть-Рыбежны не является кремацией и потому нет сомнения, что в нем использована ладья. Остальные погребения-кремации, в которых от ладей остаются только заклепки. В тех случаях, когда имеется несколько десятков или более заклепок, можно с достаточной уверенностью считать, что мы имеем дело с погребением с ладьей. Интерпретация остальных погребений более сложна.

Анне Стальсберг, Таблица 1 [20.12]

Согласно исследованиям наших специалистов, заклепки ладейного типа (см. рис.) использовались только для изготовления ладей и отличались от заклепок для ящиков, повозок и т. п.

Анне Стальсберг, Заклепки ладейного типа [20.12]

В табл. 1 учтены погребения, которые я обследовала в российских музеях, которые содержат, судя по публикациям, именно ладейные заклепки, которые исследовал Я. Билль.

Согласно исследованию Я. Билля, заклепки из погребений 6, 7, 9, 11, 17 и 18 (табл. 1) имеют четырехугольные стержни и, следовательно, являются славянскими или балтскими. Скандинавские стержни в эпоху викингов, по его мнению, имеют круглое сечение. Норвежский специалист по ладьям А. Э. Кристенсен не убежден в этом, а в археологическом музее в Тронхейме действительно имеется несколько заклепок эпохи викингов с четырехугольным стержнем. Поэтому, к сожалению, к интересным и важным выводам Я. Билля следует относиться более осторожно.

Ладьи в погребениях сильно различаются по размерам: в Скандинавии встречены ладьи от 3 до 24 м. Вряд ли можно рассматривать погребения с ладьями столь различных размеров одинаковым образом. Одно дело — лодка, которой могут управлять два-три члена семьи, другое дело — корабль, требующий судовой команды. Лодка нужна всем, живущим у моря, озера и реки, но корабль имели лишь немногие. Функциональная граница между ладьей и кораблем составляет 6–8 м: ладью меньшего размера могли вести 1–3 гребца (один — при спокойной погоде). Правда, согласно норвежским средневековым источникам судно до 10 весел называлось лодкой (норвежское bat), а 12-весельное судно называлось кораблём (норвежское skip).

Лодка не является дорогостоящим предметом погребального инвентаря по сравнению с другими вещами. В 1995 г. я вела раскопки среднего погребения с лодкой X в. в одном из фьордов Средней Норвегии. Лодка достигала 7,5 м.

В детских погребениях ладей нет совсем.

погребение в ладьекремация трупов

Источник: [20.13]

Статья № 4
Ахмед ибн-Фадлан, 921–922

Похороны обычного и зажиточного руса

И (еще прежде) говорили, что они делают со своими главарями при их смерти (такие) дела, из которых самое меньшее (это) сожжение, так что мне очень хотелось присутствовать при этом, пока (наконец) не дошло до меня (известие) о смерти одного выдающегося мужа из их числа. И вот они положили его в его могиле и покрыли ее крышей над ним на десять дней, пока не закончили кройки его одежд и их сшивания.

А это бывает так, что для бедного человека из их числа делают маленький корабль, кладут его (мертвого) в него и сжигают его (корабль), а для богатого (поступают так): собирают его деньги и делят их на три трети, — (одна) треть (остается) для его семьи, (одну) треть (употребляют на то), чтобы для него на нее скроить одежды, и (одну) треть, чтобы приготовить на нее набид, который они будут пить в день, когда его девушка убьет сама себя и будет сожжена вместе со своим господином; а они, всецело предаваясь набиду, пьют его ночью и днем, (так что) иногда один из них (кто-либо из них) умирает, держа чашу в своей руке.

И если умирает главарь, то говорит его семья его девушкам и его отрокам: «Кто из вас умрет вместе с ним?» Говорит кто-либо из них: «Я». И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает (так), (это) девушки. И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: «Кто умрет вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я». Итак, поручили ее двум девушкам, чтобы они оберегали ее и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками.

И принялись они (родственники) за его дело, — кройку одежды для него, за приготовление того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему.

Когда же пришел день, в который будет cожжен (он) и девушка, я прибыл к реке, на которой (находился) его корабль, — и вот, (вижу, что) он уже вытащен (на берег) и для него поставлены четыре подпорки из дерева (материала) хаданга (белого тополя) и другого (дерева), и поставлено также вокруг него (корабля) нечто вроде больших помостов (амбаров?) из дерева. Потом (корабль) был протащен (дальше), пока не был помещен на эти деревянные сооружения.

И они начали уходить и приходить, и говорили речью, (которой) я не понимаю. А он (мертвый) был далеко в своей могиле, (так как) они (еще) не вынимали его. Потом они принесли скамью, и поместили ее на корабле и покрыли ее стегаными матрацами, и парчой византийской, и подушками из парчи византийской, и пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма (?) большая (и толстая), мрачная (суровая).

Когда же они прибыли к его могиле, они удалили в сторону землю с дерева (с деревянной покрышки) и удалили в сторону (это) дерево и извлекли его (мертвого) в изаре87, в котором он умер, и вот, я увидел, что он уже почернел от холода (этой) страны. А они еще прежде поместили с ним в его могиле набид и (некий) плод и тунбур88.

Итак, они вынули все это, и вот он не завонял и не изменилось у него ничего, кроме его цвета. Итак, они надели на него шаровары и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчевый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку (калансуву) из парчи, соболевую.

И они понесли его, пока не внесли его в ту палатку (кабину), которая (имеется) на корабле, и посадили его на матрац, и подперли его подушками и принесли набид, и плод, и благовонное растение и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружие и положили его рядом с ним (букв. к его боку). Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они) разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров (быков) и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем (корабле). Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле).

А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин (данной) юрты и говорит ей: «Скажи своему господину: „право же, я сделала это из любви к тебе“». Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они (уже раньше) сделали наподобие обвязки (больших) ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей, и она поднялась над этой обвязкой (обозревая окрестность) и говорила (нечто) на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй (раз), причем она совершила то же (действие), что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же, что сделала (те) два раза.

Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее (голову). Они взяли (эту) курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: «Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй (раз), — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий (раз), — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему». И они прошли с ней в направлении к кораблю.

И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе (перед этим) служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти.

Потом ее подняли на корабль, но (еще) не ввели ее в палатку (кабину), и пришли мужи, (неся) с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку (кабину), в которой (находится) ее господин.

И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку (кабину), но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее (голову) в палатку (кабину) и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум (мужам), чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа (в руке) кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла. Потом подошел ближайший родственник (этого) мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, а лицом своим (...)89, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука (лежала) на заднем проходе, (он) будучи голым90, пока не зажег сложенного дерева (деревяшек), бывшего под кораблем91. Потом подошли люди с деревяшками (кусками дерева для подпалки) и дровами, и с каждым (из них) деревяшка (лучина?), конец которой он перед тем воспламенил, чтобы бросить ее в эти куски дерева (подпал).

И принимается огонь за дрова, потом за корабль, потом за палатку, и (за) мужа, и (за) девушку, и (за) все, что в ней (находилось), подул большой, ужасающий ветер, и усилилось пламя огня, и разгорелось неукротимое воспламенение его (огня). И был рядом со мной некий муж из русов, и вот, я услышал, что он разговаривает с переводчиком, бывшим со мною. Я же спросил его, о чем он говорил ему, и он сказал: «Право же он говорит: „Вы, о арабы, глупы“,... Это (?)92; он сказал: „Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас“».

Тогда я спросил об этом, а он сказал: «По любви господина его к нему (вот) уже послал он ветер, так что он унесет его за час». И вот, действительно, не прошло и часа, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, потом в (мельчайший) пепел. Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились.

похоронные процедуры русов

Источник: [10.14]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,091