▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Непонятное → Непонятное в описаниях природных и проч. явлений → Славяне и российские этносы (XVII век)

60. Непонятное

60.1. Непонятное в описаниях природных и проч. явлений. Славяне и российские этносы (XVII век)

Буссов, Челеби, Маржерет, Лука Попов, Роде, Аверка, Нойгебауэр, Алеппский, Стрюйс

Статья № 1
Конрад Буссов, 1601–1613

По ночам (В июле 1604 года — Прим. ред.) на небе появлялось грозное сверкание, как если бы одно войско билось с другим, и от него становилось так светло и ясно, как будто взошел месяц; временами на небе стояли две луны, а несколько раз три солнца, много раз поднимались невиданные бури, которые сносили башни городских ворот и кресты со многих церквей. У людей и скота рождалось много странных уродов. Не стало рыбы в воде, птицы в воздухе, дичи в лесу, а то, что варилось и подавалось на стол, не имело своего прежнего вкуса, хотя и было хорошо приготовлено. Собака пожрала собаку, и волк пожрал волка. В той местности, откуда пришла война, по ночам раздавался такой вой волков, подобного которому еще не бывало на людской памяти. Волки бродили такими большими стаями, что путешественникам нельзя было пускаться в путь маленькими отрядами.

Один немец, золотых дел мастер, поймал молодого орла, и так как он не мог взять его живым, то он убил его и привез в Москву, что тоже было ново, ибо орлы в этих местах никогда не показываются. Появлялись всякого рода лисицы, которых ловили. Разной породы лисицы, голубые, красные, черные, бегали среди белого дня по Москве внутри стен, и их ловили. Это продолжалось целый год, и никто не знал, откуда приходит столько лисиц. В сентябре этого 1604 г. убили черную лисицу совсем близко от Кремля. За ее шкуру или мех один купец дал 90 рублей. 300 флоринов за одну шкурку лисы. Это составляет 300 польских гульденов, из расчета 30 м. грошей за один флорин.

Источник: [17.6]

Статья № 2
Эвлия Челеби, 1656–1660

Стоянка Бевтепе

Затем, после Астрахани, на расстоянии дневного перехода по берегу Волги, находится стоянка Бевтепе — пять высоких гор правильной формы. Их верхняя часть — искусственная; это насыпные горы, наподобие трёх священных гор, находящихся в Египте в окрестностях Гизы. Каждая из упомянутых пяти гор видна с расстояния трёх дневных переходов. В эти места пять раз приходил и останавливался [здесь] Тимур-хан, и в каждый свой приход он оставлял памятный знак, насыпая гору. И поистине они являются памятными знаками шахиншахов...

Город Мужик

Очертания земли города [Мужик]. Это — портовый город с пристанью на берегу великой реки Волги. Свойства реки Волги уже описаны выше. А земли, [которые окружают город], находятся между семью реками и занимают площадь 187 тысяч миль. Это — величайший остров мира. В сем мире всевышний Аллах не создал великой реки, подобной этой реке Волге. Ширина её в некоторых местах достигает 40 — 50 миль, узких протоков — 30 миль.

В гавани этого города Мужик имеются столь огромные корабли, что на каждом помещается по две тысячи человек. Это — корабли, которые ходят в земли Китая, Фагфура, Казака, Терека, Зенана и обратно в Мужик. На них имеются большие пушки. Их врагами были народы фагфур, казак и мусульмане, v которых также имелись корабли, однако столь больших, (как у народа мужик], не было. Будучи народом отважным и мужественным, они заходят через Каспийское море в реку Янк, два-три месяца разгуливают на лодках по владениям короля Москвы и, захватив множество добычи, благополучно и без ущерба возвращаются в область Мужик. А это Каспийское море вдвое больше, чем Чёрное море...

Что-то вообще несуразное про калмыков

Ещё двадцать лет назад этого народа, калмыков, вовсе и не было в степи Хейхат. По ней [тогда] расселились и кочевали сто сорок племён ногайского народа. Все производимое [здесь| топлёное масло они отправляли на остров Тамань и продавали. Одна окка этого масла стоила в Стамбуле пять акче. Однако сей народ, калмыки, придя в степь, рассеял отважных ногаев, и [после этого] коровье масло поднялось в цене. Одним словом, этот народ, калмыки, — племя проклятое, и все народы боятся его. Даже такой заблудший король, близкий к тому, чтобы стать миродержцем, как король Москвы, и тот боится калмыков, каждый год шлёт им дары и сделался их братом. Однако они не оставляют в покое и Московскую землю, нападают на неё...

Сам Тайша-шах в ту суровую зиму был облачен в шубу из вывернутой мехом наружу шкуры пятнистой лани. А под нею был ещё кафтан из шкуры детёныша лани, но мехом вовнутрь, наподобие одежды узбеков. Кушаком же служил ему ремень из конской шкуры. Его чакширы были из голубого войлока. Вместо местов ему служили войлоки, сшитые с чакширами. Шапка на его голове была оторочена мехом рыжей лисицы, а верх ее крыт белой кожей. А на макушке его шапки — кисточки из разноцветных лоскутков шелка, между которыми — просверленный алмаз величиной с яйцо...

А калмыки в жизни своей не знают, что значит пить воду и есть хлеб. Если поедят хлеба и попьют воды — чуть ли не через час умирают. Они всегда пыот [только] кобылье и верблюжье молоко, бузу и талкан 9, кобылье молоко они называют «кумыс». Едят же они [мясо] верблюдов, коров, лошадей, баранов, коз, свиней, а также диких верблюдов, диких лошадей, диких буйволов и диких ослов. Они ловят диких быков и запрягают в телеги; а когда доведут [их] до истощения, освобождают и ловят других. Все они запрягают в телеги верблюдов, на верблюдах пашут, засевают [поля], питаются просом. Они не знают, что такое пшеница и ячмень. Они также не ведают, что такое запрет. Все у них дозволено. Когда умирает какая-нибудь тварь, они выпускают кровь, мясо непременно съедают, а шкуру надевают на себя. Причём мясо отнюдь не варят — поедают сырым. Вследствие того что они едят разного рода сырое мясо, их испражнения вовсе не пахнут. Они исторгают и прячут белые выделения, наподобие сокола...

Если идти по направлению Страны мрака, [встретятся] различные, расселившиеся по всему миру части калмыцкого народа, у каждого из них своя вера. Одна [часть] народа — язычники. Религия других — вера в перевоплощение. Ещё одно племя поклоняется огню. Другая группа — солнцепоклонники. А одно ответвление [народа] поклоняется земле, то есть у них культ земли. Ещё одна группа — лунопоклонники. Наконец, одно племя поклоняется корове. Если захочет Аллах, то их религии, а также их утварь, оружие, правы и обычаи будут описаны [ниже]...

У них вовсе не бывает чумы, колик, плеврита, ангины, лихорадки, тяжкой немочи, проказы, французской болезни и других разнообразных недугов. Они живут по двести, двести пятьдесят и триста лет, а когда больше не могут продолжать естественную жизнь — склоняют голову на плечо и в тот же день умирают. [Умерших] либо закапывают в землю, либо сжигают на огне, либо бросают в воду; или же, наконец, покойников съедают. В своём месте будет описано, как поступают [с умершими] сообразно их вере и [велениям] жребия.

У них также вовсе нет блох, вшей, клопов, змей и скорпионов, ибо их дома и жилища устроены на телегах и [постоянно] находятся в степи.

Внешний облик калмыков. Поскольку в здешних долинах соляных копей нет, глаза у людей чрезвычайно малы. По когда они осматривают местность, они все видят прекрасно (Букв, «отличают восток от запада» — Прим. ред.), глаза у них словно дальнозоркие зеркала. Однако если человек смотрит на калмыка с расстояния в пять-десять шагов, то глаза у него словно в тумане — будто их и нет. Можно думать, когда они родятся, у них глаза раскрываются в течение недели, как у щенков; у некоторых же глаза не раскрываются, и тогда их раскрывают, прорезав бритвой, при этом слегка натирают солью. Головы у [людей из] этого народа большие, словно тыквы из города Аданы. У каждого калмыка ладони столь же велики, сколь велики и уши. Глаза их — подумаешь, что слепые, ничего не видят; однако они даже ночью проденут нить в иглу, настолько острое у них зрение...

У мужчин нет ни бровей, ни ресниц, а лица плоские, словно тарелки. Шеи у них очень короткие, головы соединяются непосредственно с плечами. При этом шеи такие толстые, словно шеи волков. Если ему скажешь: «Давай посмотрим в обе стороны», он глядит, поворачиваясь всем туловищем; посмотреть себе за спину он никак не может, ибо шея, [по сути дела], отсутствует. Плечи у них у всех до того широки, что на каждое вполне усядется по одному человеку. У них широкие плечи и бедра. Переходя к нижней части туловища, [отметим, что весь человек] словно большая корзина; шеи у них короткие, ляжки и голени длинные. А тонкие кости внутри у них — кривые. Когда они садятся на коня, то их кривые ноги обхватывают конское брюхо. Вот каковы их стан и сложение. Они совершенно не могут ходить пешком. Их пальцы похожи на огурцы; предплечья короткие и толстые. Их пятерню человеку не обхватить.

На теле у них совершенно нет волос, бороды чрезвычайно редкие — в бороде всего сорок-пятьдесят волосков. Их крупные коренные зубы подобны зубам верблюда. Они совершенно не знают, что такое зубные болезни. Зубы у них словно перлы — [ведь] они всю свою жизнь не едят горячего. Туловище у них весьма упитанное, жирное. Вся их одежда — из шкур животных, которых они едят. Одежда их и головы издают столь нечистый, скверный, непривычный и зловонный запах, что у человека кружится голова — настолько этот запах отвратителен. Потому-то и нет у них вшей и блох, ведь вошь — существо нежное, любит чистое место, не любит больных проказой. У прокажённых и убогих вши не живут.

Умирать, как и [слишком] долго жить, — беда. А из них некоторые, дожив до трёхсот лет, продолжают жить.

Источник: [17.21]

Статья № 3
Жак Маржерет, 1600–1606

В сказанном городе Астрахани много хороших фруктов, а в окрестностях есть растение-животное, о котором в былое время писали некоторые авторы, именно бараны, которые вырастают из земли, соединённые с корнем как бы кишкой в две-три сажени, идущей от пупа. Сказанный баран ест траву вокруг себя и потом умирает; они величиной с ягнёнка, с курчавой шерстью, у одних шкуры совсем белые, а у других слегка пятнистые, я видел разные шкуры.

Источник: [17.22]

Статья № 4
Летописец Российских Князей (Временник Луки Попова из Хлынова)

1698
Лета 7206 генваря в 28 день была дуга на облацех на севере, о 3 полосы.

Источник: [20.53]

Статья № 5
Андрей Роде, 1659

Он (Марселис — Прим. ред.)... рассказывал о разных замечательных вещах, например об одном жернове, в котором, когда он случайно сломался, нашли ветку ёлки и целую редьку; в другом же жернове нашли будто бы целые ветки.

Далее он рассказал про огромную щуку, которая появилась в озере, находящемся по дороге в Архангельск; щука эта пожирала всех людей и животных, приближавшихся к берегу, пока её наконец не поймали на маленький якорь, к которому был привязан теленок. Когда же Марселису возражали, что это сказка, он усерднейше уверял, что в каком-то монастыре монахи теперь ещё пользуются стульями, сделанными из хребта этой щуки.

Он показал далее громадный клык какого-то великана, уверяя при этом, что за этот зуб шведский посланник предлагал ему 100 червонцев, но он не уступил. Кроме того, он сообщил, что ему обещали ещё один зуб, несравненно больше упомянутого, выломанный каким-то дворянином около Казани из черепа таких огромных размеров, что 14-летний мальчик мог пролезть в одну орбиту и выйти в другую.

Источник: [17.43]

Статья № 6
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка), 1638

У одного же шляхтича зерновый хлѣбъ превратился въ ужей (w wenźe), 1638 г.

Источник: [18.135]

Статья № 7
Соломон Нойгебауэр, 1612

Страна Лукоморье у Ледовитого океана. Летаргический сон лукоморцев (зимняя спячка)

На великое пространство около Северного Океана простирается Область Лукоморье. Обитатели оной, не имея городов, живут в пещерах зверей. В соседстве сей страны обитают Крустинцы и Серповинцы. Первые так названы от крепости Крустины, находящейся при озере Китайско (вероятно, Алтайском), из которого, как выше сказано, вытекает река Обь.

От сего озера приходит множество чёрных людей, лишённых общего употребления языка. Они приносят разные товары, в особенности драгоценные каменья и жемчуг, которые покупают Крустинцы и Серповинцы. Последние получили своё наименование от Лукоморской крепости Серпонов, лежащей на горах за рекою Обью.

Повествуют, что с жителями Лукоморья случается что-то чудное невероятное, похожее более на басню. Они ежегодно 27 Ноября (день сей Россиянами посвящён Св. Георгию) от необыкновенной стужи умирают (moriuntur); при наступлении же весны, именно около 24 Апреля, наподобие лягушек и ласточек, оживают.

Золотая Бабатерритории по Обистрана ЛукоморьеЛедовитый океанлетаргия лукоморцевзимняя спячка

Источник: [17.142]
Комментарии

Статья № 8
Павел Алеппский, 1656

Московия. Лопари и сибиряки
Он захотел доставить нашему владыке-патриарху большое развлечение следующим. Царь посылал вызвать часть племени мученика Христофора, которое состоит под его властью. Имя его Лопани (лопари?) Эти люди едят человечье мясо, а также своих мертвецов. По-турецки их называют ябан-адамысы... Страна их лежит при море-океане, что есть море мрака, во ста пятидесяти верстах за Архангельским портом и в 1 650 верстах на восток от Москвы. От них пришло теперь на помощь царю более 17 000, а говорят даже 30 000.

Этот народ восстал в древности против Александра, как мы узнали от них чрез переводчиков — ибо у них особый язык, и с ними есть драгоманы, знающие их язык и русский. У них нет домов и они вовсе не знают хлеба и не едят его, но питаются только сырою рыбой, дикими, нечистыми животными и собаками, коих они не варят — так они привыкли. У них нет лошадей, но есть <...> олень; он водится у них во множестве. Его употребляют для разных потребностей: для перевозки арб, питаются им и одеваются в его шкуру. Ежегодно они вносят в царскую казну известное количество оленьих шкур, которые похожи на пергамент; московиты в них нуждаются...

Мы были очень рады этому неожиданному большому развлечению, ибо из этого народа (Лопарей — Прим. ред.) только раз в несколько лет приходит к царю небольшое число, а теперь, на наше счастье, они пришли все, чтобы мы могли посмотреть на них.

Мы заметили, что они не осмеливались ходить по городу малыми партиями, но ходили большою толпой, из опасения обиды от детей московитов; кроме того, им не позволили остановиться внутри города или под городом, (поместили) в необитаемых равнинах, дабы они не ловили и не ели людей. Вот сведения о собачелицых, которых мы видели собственными глазами.

лопари и Александрбайки Московииедоки человечины

Источник: [17.145]

Статья № 9
Ян Стрюйс, 1668–1673

Астрахань и Каспийское море
15-го направились в открытое море и отошли так далеко, что с самого входа в залив Кизиларк, ширина которого равняется почти 40 милям, потеряли из виду берег. Около островов этого залива есть песок, похожий на золотой, который светит в темноте подобно пламени от большого огня. За этот цвет жители назвали его кизиларк-ольт-кбек, Kisilarke-olt-kboek, то есть золотым заливом. От времени до времени я пробовал воду и находил, что она имела то вкус селитры, то горький, иногда серный и, наконец, опять пресный. Отсюда я вывел заключение, что эти изменения зависят почти только от дна, свойства которого сообщались находившейся над ним воде. Река Кизиларк есть рукав реки Бустро, Bustro, берущей начало в восьми милях выше Тарков, Terki, откуда течет на расстоянии более 65 миль параллельно Волге.

светящийся песок

Источник: [17.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,079