▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Непонятное → Непонятное в описаниях природных и проч. явлений → Иные этнические системы (XIII век) → Комментарии к статье № 3

Комментарии к статье № 3, Чжао Жугуа

60. Непонятное
60.1. Непонятное в описаниях природных и проч. явлений. Иные этнические системы (XIII век)

Примечания переводчика (29.01.2016 09:50:32)

24
Появление этого фрагмента в тексте говорит о том, что в Китае знали и имели интерес к местной культуре. Приведем чтение последних иероглифов каждой строки (отличие их сунского произношения от современного в данном случае не существенно): 86. хие; 87. wan.; 88. shan; 89. zhi; 90. zhi; 91. jue.

Как видим, рифмуются первая и последняя строка, а также последующие две пары строк. Наличие «опоясывающей» рифмы говорит о том, что это завершенное литературное произведение. Возможно, это следствие попытки поэтическими средствами передать на китайском языке один из популярных в тогдашней Малаю поэтических сказаний. Интересно, что в этих семи строчках начерчено целое эпическое полотно с законченной сюжетной линией.

Можно предположить, что это один из распространенных в Шривиджае мифических сюжетов, восходящий, по—видимому к аустронезийской традиции. Возможно, он связан с аграрным мифом (на это обстоятельство мне любезно указал Б. Б. Парникель). Появление данного сюжета здесь вряд ли случайно, достаточно вспомнить, что буйвол является священным животным многих малайских народов на Суматре. Но нельзя не вспомнить и о том, что сказанное о выходе (освобождении) коров многократно упоминается в «Ригведе». Например, 1. 33. 10. «...Бык Индра сделал дубину грома союзником. С помощью света он извлек коров из мрака»; 1.62.5. «Воспеваемый Ангирасами, о удивительный, ты раскрыл Мрак вместе с утренней зарей, солнцами, коровами..».

Важно, что в «Ригведе» сюжет освобождения коров часто переплетается с сюжетом об освобождении потоков вод и коровы сопоставляются с потоками. Например, 1.32.11. «Жены Дасы, охраняемые змеем, — воды: Стояли скованные, как коровы [, спрятанные] Пани...». Это обстоятельство позволяет трактовать данный сюжет и как усмирение разлившихся вод (на это мое внимание обратил СВ. Кулланда).



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,157