▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Одежда, обувь, причёски → Одежда и обувь → Иные этнические системы (...VIII век)

6. Одежда, обувь, причёски

6.1. Одежда и обувь. Иные этнические системы (...VIII век)

Диодор, Тацит, Овидий, Апулей, Дорожник Бергпорссона, Флоренций, Вэй, Беда, Барониуш

Статья № 1
Диодор Сицилийский, †30 до н. э.

На запястьях и на предплечьях они (Галлы — Прим. ред.) носят браслеты, на шее — толстые кольца из чистого золота, а кроме того носят большие перстни и золотые панцири.

Одежду галлы носят замечательную: хитоны, выкрашенные во всевозможные цвета и расшитые; штаны, которые они называют «браки»; плащи с пряжками, зимой — полосатые, плотные, летом — легкие, в частую клетку и пестрой окраски.

[о кельтиберах, что живут между галлами и иберами] Носят они плотные черные плащи из шерсти, напоминающей козью.

Источник: [8.18]

Статья № 2
Корнелий Тацит, †117

Верхняя одежда у всех (Германцев — Прим. ред.)— короткий плащ, застёгнутый пряжкой, а если её нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело.

Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки — какие придется, те, что вдалеке от них, — с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем. Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них.

Источник: [8.1]

Статья № 3
Овидий, †17

Прочь расшитый подол, спущенный ниже колен!
Если до самой земли у красотки скользнет покрывало
— Ты подхвати его край, чтоб не запачкала пыль:
Стало быть, будет и день, когда в золотом одеянье
На белоснежных конях в лучший ты двинешься путь…
Ночь благосклонна, она прикрывает любые изъяны,
Ночью любую из дев можно красавицей счесть.
О драгоценных камнях, о крашенной пурпуром ткани
И о девичьей красе только при солнце суди...
Длинное платье надев, скрыл, что мужчина.
(Но чуть раньше: у женщин — короткая одежда, туники: «Как была, в чем спала, распустившая складки туники, русых волос не покрыв, голой ногою скользя» — Прим. ред.)

Ленты, сдерживавшие прическу, и расшитый подол столы (Женского
верхнего платья — Прим. ред.
) — знак свободнорожденных женщин,
законных жен.

Сам держи над своей госпожой развернутый зонтик,
Сам расчищай для неё путь в многолюдной толпе.
Если в точеных носилках она…
Нет позора и в том (отрада ведь пуще позора!),
Чтобы своею рукой зеркальце ей подносить.
Если закутана в шерсть — молви: «Чудесная шерсть!»
Если предстанет в рубашке одной — вскричи:
«Я пылаю!»
И осторожно добавь: «А не простудишься ты?»
Если пробор в волосах — не надобно лучшей прически;
Если она завита — честь и хвала завиткам.

Источник: [8.3]

Статья № 4
Апулей, †80

Об Олимпийских играх

...Тут движется толпа посвященных в таинства, мужчины и женщины всякого положения и возраста, одетые в сверкающие льняные одежды белого цвета; у женщин умащенные волосы покрыты прозрачными покрывалами, у мужчин блестят гладко выбритые головы; земные светила великой религии, они потрясают медными, серебряными и даже золотыми систрами, извлекая из них пронзительный звон. Наконец высшие служители таинств; в своих узких белых льняных одеждах, подпоясанных у груди и ниспадающих до самых пят, несут они знаки достоинства могущественнейших божеств.

Источник: [8.2]

Статья № 5
Дорожник аббата Никуласа Бергпорссона, 1154

Сепонт стоит под горой Михаила и [занимает] 3 мили в ширину и 10 [миль] в длину на вершине горы; там есть пещера Михаила и носовой платок, который он подарил этому месту.

Источник: [12.18]
Комментарии

Статья № 6
Георгий Флоренций (Григорий Турский), †594

Так как она была одета в чёрное платье — ведь она была уже немолодой, — он подумал, что она из бедных...

И вот он (Бывший дьякон, совершивший "хадж" в Рим — Прим. ред.), который раньше обычно ходил по городу в трабее из сирийского шёлка, усыпанной драгоценными каменьями, стал (в 590 году) носить простое платье и был посвящён «для служения престолу» господню...

Источник: [8.35]

Статья № 7
Вэй Чжэн, 581–617

Китай

Их обычаем является ловля соболей. Головные уборы [северные шивэй] делают из меха лисиц и енотов, а одежду из рыбьих кож...

Источник: [8.38]

Статья № 8
Беда Достопочтенный, 731

О головном уборе попов и о тонзуре

Колман же, увидев, что его учение отвергнуто и опровергнуто, взял с собой тех, кто пожелал последовать за ним, то есть тех, кто отверг католическую Пасху и тонзуру в форме короны (о чём тоже было немало споров)1...

 Иннокентий II (крайний слева – папа Римский 1130-1143) на мозаике апсиды Санта-Мария-ин-Трастевере (Рим). Фрагмент 
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/Apse-left_side.jpg
Иннокентий II (крайний слева — папа Римский 1130–1143) на мозаике апсиды Санта-Мария-ин-Трастевере (Рим). Фрагмент.

Тонзуру в форме короны мы носим не только потому, что ею носил Пётр, но потому, что Пётр носил ею в память о Страстях Господних, и мы, чая избавления Его Страстями, носим с Петром знак Страстей на макушке, которая есть наивысшая часть тела. Ты видишь, что вся Церковь, которая сделалась Церковью благодаря смерти Того, кто дал ей жизнь, носит на челе знак Его святого креста и постоянным предохранением этого знака защищается от происков злых духов, а постоянным его свидетельством напоминает, что она должна распять плоть со всеми страстями и похотями2.

...следуя делам и учению того, кто может стать твоим заступником перед Богом, ты должен следовать и его внешнему обличью.


1 Суть споров о тонзуре не излагают ни Беда, ни Эдди. — Прим. пер.

2 [Гал. 5:24]  — «распяли плоть со страстями и похотями» — Прим. пер.

Источник: [8.45]

Статья № 9
Барониуш

В изложении царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714

514
Во Франции носили долгое платье, а короткое Карлус Великий заказывал, и похвала долгому, а короткому сопротивное.

мода VI века во Франции

Источник: [19.198]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,081