▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Одежда, обувь, причёски → Одежда и обувь → Славяне и российские этносы (XVIII век)

6. Одежда, обувь, причёски

6.1. Одежда и обувь. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Ребелинский, Белокуров, Пыляев, Перри, Потоцкий, Юль

Статья № 1
М. С. Ребелинский, 1792–1800

Июль (1798). 27. Новости с почтою получены: ...2) не велено носить фраков, а вместо них Немецкие кафтаны с одиноким (?) стоячим воротником; 3) не носить также круглых шляп и со шнуром и с отворотами сапогов и всякого рода жилетов, вместо коих употреблять камзолы; 4) не навертывать на шею толсто косынок, а повязывать субтильно; 5) слугам шить такую же ливрею, какова положена по классам.

Август (1798). 31. Получен указ, коим дано знать, что выгнан из службы Браславский (Брестский? — Прим. ред.) городничий за ношение круглой шляпы и фрака.

Июль (1799). 30. Объявлено от полиции, что получено повеление не  носить больших низких пуколь.

Март (1800). 19. Получено повеление, чтоб не носить статским чинам никакого платья, кроме мундиров.

Источник: [18.105]

Статья № 2
Сергей Белокуров, 1735

Въ томъ же селѣ Волынскомъ…
Священику Андрѣю Иванову надлежало по окладу… в четвертую зиму на шубу 9 овчинъ…
Понамарю Ивану Минину… въ четвертую зиму на шубу 9 овчинъ…
Садовнику Ивану Хмелевскому… сукна сермяжного 9 аршинъ, въ четвертую зиму 9 овчинъ.
Леснику Ивану Сергѣеву… выдано вмѣсто сукна сермяжного 9 аршинъ шерсти овечей 10 ѳунтовъ…
Скотнику Егору Гурьянуву надлежало по окладу… сукна 9 аршинъ, въ четвертую зиму 9 овчинъ. Въ то число выдано отъ стряпчего Андрѣя Рыжикова… вмѣсто сукна сермяжного 9 аршинъ шерсти овечей 10 ѳунтовъ…

нормативы на выдачу одеждычиновникиПодмосковье

Источник: [18.136]

Статья № 3
М. И. Пыляев

По понятіямъ вѣка яркіе цвѣта внушали уваженіе и потому начальствующія лица, по приказу царя, рядились въ такія цвѣтныя одежды. Преобладающій цвѣтъ въ народѣ былъ красный и особенно красно-фіолетовый (червчатый); даже духовныя особы носили рясы красныхъ цвѣтовъ…

Русскія женщины не заботились ни объ изяществѣ фомы, ни о вкусѣ, ни о согласіи цвѣтовъ въ одеждѣ, лишь бы блестѣло и пестрѣло. Въ ихъ одеждахъ не было таліи, онѣ были мѣшки. О томъ, чтобы платье сидѣло хорошо — не имѣли понятія. Но мнѣнію русскихъ, красота женщины состояла въ толстотѣ и дородности; женщина стройнаго стана не считалась красавицею; напротивъ, ей предпочитали мясистую и тучную. По свидѣтельству иностранцевъ, русскіе считали особенною красотою, чтобъ у женщины были продолговатыя уши и нѣкоторыя записныя щеголихи вытягивали ихъ себѣ насильно…

Парадный мундиръ князя Гагарина [Сибирскій губернаторъ въ г. Тобольскѣ] быль залить алмазами. Пряжки его башмаковъ стоили десятки тысячъ. Князь былъ видомъ очень невзрачный: невысокаго роста, черноватый, съ быстрыми движеніями (Повешен за коррупцию — Прим. ред.).

одеждаокраскацветаэлегантностьпонятие красоты

Источник: [19.173]
Комментарии

Статья № 4
Джон Перри, 1716

Что ж касается до одежды их, то платье, которое обыкновенно носили Русские, состояло из длинного одеяния, спускавшегося до половины икр их, на боках оно было собрано складками и с вида мало отличалось от женских юбок.

Вследствие этого Царь решил изменить этот наряд, и сначала отдал приказание, чтоб все его Бояре и все приближенные ко Двору и получавшие от него жалованье, обязаны были, под страхом подпасть в немилость, одеться по Английской моде в кафтаны из тонкого сукна, обшитые серебром, или золотом, смотря по средствам каждого.

Затем он приказал вывесить на всех воротах города Москвы образец этого Английского сукна и объявить, что все (кроме простых крестьян, приносивших, в город товары и съестные припасы) обязываются шить себе платье по такому образцу, и что всякий, кто ослушается этого приказания и пройдёт через городские ворота в длинном кафтане, будет обязан или заплатить две гривны, что составляет 20 пенсов, или стать на колени у городских ворот, чтоб кафтан его обрезали в уровень с землёю и окоротили на всю ту длину, которая окажется лишнею против его роста, когда он стоит таким образом на коленях. Подобным способом окорочено было несколько сотен кафтанов. Так как все это делалось добродушно, то и вызывали весёлость в народе, и вскоре уничтожило обычай носить длинные кафтаны, особенно в местностях, смежных с Москвою, и в других городах, где проезжал Царь.

cтиль одежды XVIIIотмена кафтанов

Источник: [18.143]

Статья № 5
Ян Потоцкий, 1797

Жители Рязанской губернии отличаются также от подмосковных и одеждой, и жилищами, и обычаями. На женщинах сверх платья камзол белый с красными закраинками, а на голове род митры, с которой висят бусы; они походят на жриц какого-нибудь древнего божества; между тем они забавляются игрой, похожей на итальянское бочетти, с той только разницей, что вместо шаров служат у них яйца... За Рязанью подумаешь, что у женщин на голове бумажные змеи; я не умею лучше этого описать головной убор их.

рязанские женщины

Источник: [18.145]

Статья № 6
Юст Юль, 1711

Казаки одеваются как поляки, (носят) долго(полые) польские кафтаны внакидку, (польские) сабли и (польские) шапки; (притом) подобно полякам подстригают себе волосы и высоко бреют их кругом. В противоположность русским, всякий (казак) идет в церковь со своим молитвенником. (Они) во всех отношениях несравненно чище и опрятнее русских. (Казачки) одеваются в длинно(полые) широкие кафтаны, (обходясь) без рубах, а на голове (носят) большие шляпы, обтянутые белым полотном, которое, (спускаясь) возле ушей, обхватывает подбородок. Шляпы (эти) несколько напоминают круглые, с двух сторон заостренные шкиперские шляпы.

одежда казаков

Источник: [18.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,088