▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Одежда, обувь, причёски → Одежда и обувь → Славяне и российские этносы (XVII век)

6. Одежда, обувь, причёски

6.1. Одежда и обувь. Славяне и российские этносы (XVII век)

Буссов, Сеймовые записи, Немоевский, Корб, Коллинз, Карлейль, Маржерет, Мейерберг, Петрей, Олеарий, Пётр I, Лизек, Айрман, Иогансен Младший, фон Бранд, Давид, Витсен, Койэтт, Роде, Давид, Чулки, Гурлянд, Идес и Бранд, Шлейссингер, Невилль, Алеппский, Рейнтенфельс, Стрюйс, Бухгалтерия

Статья № 1
Конрад Буссов, 1601–1613

С того дня1 царица2 одевалась по-польски.


1 После венчания, то есть с 9 мая 1606 — Прим. ред.

2 Марина Юрьевна Мнишек (польск. Maryna Mniszech) — Прим. ред.

Источник: [17.6]
Комментарии

Статья № 2
Сеймовые записи, 1605

Московский посол (Царя Бориса Годунова — Прим. ред.), в сопровождении 18 казаков, покрытых леопардовыми шкурами, в третий раз ездил во дворец.

Источник: [17.18]
Комментарии

Статья № 3
Станислав Немоевский, 1606–1608

Что касается одежды, то наибольший барин тот, кто обладает армяком из золотой парчи: такой армяк переходит через несколько поколений. Он так искусно сделан, что на каждого годится — его не переделывают, и его употребляют не иначе, как только утром in so-lennitatibus, а к обеду снимают, чтобы не забрызгать его; то же и относительно шлыка из чернобурой лисицы. Обыкновенно же употребляют дрянное суконце, камлот и ситец.

Кафтан русский. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Кафтан русский. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Кафтан сокольничего (ездовой). Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Кафтан сокольничего (ездовой). Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Кафтаны становые. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Кафтаны становые. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

Нет дорогих шуб: не срам к бараньему тулупу пришить соболий воротник, к бумазейному (х/б ткань с начёсом — здесь и далее Прим. ред.) или ситцевому (лёгкая х/б ткань) кафтану — парчовый (золотые или серебряные нити на шёлковой основе) или бархатный (вид ткани с коротким вертикальным ворсом на одной из сторон). Очень многие ходят без обуви, а некоторые только в чулках.

Сафьяновые (из шкуры козы) сапоги очень редко кто употребляет — какой-нибудь великий господин или боярин, и то разве в какой праздник; все — юхтовые (юфтевые, т. е. из кожи крупного рогатого скота), красные. Если кто носит башмаки, тем не менее красные юхтовые голенища на ногах, с ними он надевает башмаки...

Покроев платья не изобретают; какое платье переняли от татар, того и держатся, разве что теперь взяли от наших высокие воротники, которые пришивают себе к кафтанам, и столь высокие, что почти на уровне со лбом.

Знатнейшие жён своих обыкновенно не показывают, а когда жена выходит, то на ней не увидишь ни цепки, ни какой-либо драгоценности, разве что на верхушке парчовой шапки, красной или голубой, у менее знатной — шёлковой, опушенной бобровой каймой, накрест тканной материи с жемчугом и такой же на шее, вместо кружев, широкой и просторной, которая спускается к грудям.

Редко употребляют верхнее шёлковое платье, одно суконное, длинное по лодыжки и сшитое наподобие ризы, с рукавами, также широкими; по краю их сверху пришивается какой-либо парчовый или шёлковый платок кисточкой или возможно более широкий. Под этою ризою носят китайчатый ситцевый кафтан, но который не опоясывается, а только рубаха. Люди же с меньшим общественным положением употребляют армяки, с петлями и серебряными запонками, вплоть до земли, с галуном вокруг, а руки в рукавах. Совсем как мужики, всегда ходят они в подкованных красных сапогах...

Шапки, которые мы называем шлыками, Москва называет мармурками, а так как московские бояре обыкновенно употребляют шапки из черной лисицы, поэтому и наши прозвали черных лисиц мармурками.

Источник: [17.7]
Комментарии

Статья № 4
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Прежние великие князья облачались в одежды весьма пышные и в украшения драгоценные. Они наряжались в одеяния и уборы, служившие знамением первосвященства и царского величия: у них на голове была митра, сияющая жемчугом и драгоценнейшими камнями, в левой руке держали они богатейший жезл, пальцы их были украшены многими золотыми перстнями, при них на престоле были по правую сторону икона Христа, по левую Пресвятейшей Девы, Божией Матери. В царских палатах и в передних толпилось множество придворных; их одежды, длиной по лодыжку, были покрыты золотом и другими ценными украшениями.

Нынешний царь (Пётр I — Прим. ред.), далёкий от всякой пышности и величавости касательно своей особы, не любит также отличаться блеском своего двора и редко окружает себя этой излишней толпой прислужников. Бояре и царедворцы также не щеголяют теперь прежней пышностью в одежде, они научены примером великого князя, что роскошь в одежде есть дело пустое и что ум не пребывает в богато украшенном жилище...

Верхнее платье [женщин] похоже на одежду восточных женщин; на него надевается плащ, нередко украшенный шёлковой материей и мехом. К частым и обыкновенным предметам пышности принадлежат серьги и кольца. Замужние женщины и вдовы покрывают голову драгоценными мехами, девицы же имеют только на лбу богатую повязку; впрочем, непокрытые головы девиц русских украшаются волосами, опускающимися до, самых плеч, причем волосы завиты с великолепным изяществом в искусственные кудри.

Источник: [17.1]

Статья № 5
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Приходского священника называют попом, как то: поп Петр, поп Иван; епископа — митрополитом, главного попа — протопопом. Попы носят по большей части платье багрового цвета, некоторые зелёного, некоторые же всяких других цветов и отличаются только двумя лоскутками, которые носят по обеим сторонам груди, и красною шапочкой, которою покрывают свое бритое темя. Они никогда не стригут ни головы, ни бороды и тем отличаются от духовенства всех прочих народов... Они женятся рано, чтобы скорее получить место, и жёны их также носят знаки отличия по обеим сторонам груди...

Одежда Царя (Алексея Романова — Прим. ред.) такая же, как и боярская, только богаче. Царица отличается высокой уборкой головы и рукавами рубашки длиною от 30 до 36 английских футов (10 м — Прим. ред.), а рукава её верхнего платья так же широки, как у наших бакалавров. Все женщины высшего сословия одеваются так же. Одежда мужчин и женщин по всей Империи одинакова...

Крестьяне. Версия Олеария, [17.33]
Крестьяне. Версия Олеария, [17.33]

Русские почти во всех своих действиях отличны от других народов. Они носят рубашку сверх подштанников, перепоясываются ниже пупа (потому что пояс, по их мнению, придает силы).

Ни мужчины, ни женщины не ходят без поясов под страхом небесного наказания.

Источник: [17.10]
Комментарии

Статья № 6
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Из материалов, служащих для приготовления одежды, Московия производит много льна и пеньки, из которых выделывается холст. Леca так изобилуют дикими животными, что недостатка в мехах, чтобы выдерживать суровость климата, не бывает. Кроме обыкновенных мехов как то: выдр, куниц, зайцев и лисиц (последние два зимой белого цвета) есть еще более ценные, а именно: черных лисиц, соболей, бобров, горностаев и белок...

Что касается одежды Москвитян, то мужчины носят платье, немного похожее на греческое, полы которого тянутся до пятки; рукава платья столь широки и длинны, что, не смотря на складки, доходят до суставов пальцев, так что половина кисти только свободна.

Московский щеголь. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Московский щеголь. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

Зимою, когда они ничего не делают, они имеют обыкновение опускать рукава свои во всю длину их, что и заменяет им перчатки или муфты.

Из предосторожности, или, предполагая в ком-либо дурное намерение, они под своей одеждой прячут палки, камни или кинжалы. Под этой же одеждой иные носят жилеты, продолжающиеся до икр, с большими отворотами назад; жилеты эти похожи на плащи, которые когда-то носили. Лица же знатного происхождения преимущественно носят доходящие до колен кафтаны, воротники их похожи на воротники иезуитов, только немного шире, так что они, окружая сзади голову, сзади же подымаются. Штаны их узкие. Вместо шляп, они носят шапки, довольно высокие имеющие по отверстию как спереди, так и сзади, так как они не имеют козырька, то они не предохраняют ни от ветра, ни от дождя, ни от снега, ни даже от жары, вследствие чего Москвитяне и кажутся смуглыми. На ногах они носят обыкновенно сапоги, верхняя часть которых доходит до колен, а задняя до икр. Каблуки этих сапог довольно высокие.

Должно однако сознаться, что Москвичи весьма представительны в своей одежде, чем они обязаны своей хорошей осанке и крепкому сложению: в своих длинных платьях, шапках, сапогах, коротких волосах и длинных бородах они кажутся несравненно красивее, чем в костюмах других христианских народов. Как последние, сообразуясь с модой, часто меняют костюмы, так Москвитяне отличаются в этом отношении постоянством; они носят всегда одну и ту же одежду.

Все различие между знатным и крестьянином составляют материя и украшения. Знатные обыкновенно носят платье из атласа, шарлаха или парчи; мещане из сукна темно-красного, фиолетово-красного или темно-зеленого; лица же низшего сословия из грубого темно-красного сукна, приготовляемого в их же стране.

Зимой каждый, сообразно своему званию, подбивает платье свое мехом, одни — более драгоценным, как то: соболями, бобрами и белками, другие — более простым как то: куницами, простыми лисицами и зайцами (будет ли мех этот летний или зимний, последний бел, как снег). Крестьяне же, по большей части, довольствуются одеждой из кожи баранов, которая имеет ту невыгоду, что испускает весьма неприятный запах. Знатные, носящие под своим платьем кафтаны, о которых я говорил, с воротниками наподобие воротников иезуитских, подбивают их обыкновенно бархатом или парчою и украшают жемчугом и драгоценными камнями.

Щегольство знати доходит иногда до того, что они вышивают воротник и рукава pубaxи золотом и разноцветным шёлком.

Что касается шапок, то знатные делают её обыкновенно из шарлаха (Алая материя — Прим. ред.) или бархата, украшая её с каждой стороны рядами жемчуга. Лица среднего класса делают шапки из обыкновенного сукна, а самые бедные из войлока, исключая некоторых, которые нисколько не совестятся носить её из наборных кусков сукна разного цвета, подобно фокусникам, являющимся на сцену. Зимой каждый подбивает её мехом, сообразно своим средствам и положению.

Наконец сапоги шьются из выделываемой в их стране кожи, цвет которой обыкновенно бывает красный; каблуки они подбивают гвоздями; сапоги служат для них также карманом. Впрочем, знатные носят по большей части башмаки, сделанные по их собственной моде, с шелковыми или льняными чулками, а крестьяне довольствуются башмаками, которые они делают сами из лыка с кусками меха или грубого сукна, которым, за недостатком чулок, они посредством веревки оборачивают вокруг голени и ступни.

Одежда женщин мало чем отличается от одежды мужчин, исключая только того, что платья их немного шире, а рукава у них откидные, так что последние можно надеть или опустить на бок, смотря по надобности. Когда они их не надевают, то легко видеть рукава их рубах, довольно узкие, длиною, впрочем, в 4 или 6 футов, вследствие чего эти рубахи образуют столько складок, что руки женщин кажутся унизанными ими до самой кисти. Они носят обувь такую же, как и мужчины, но только совершенно иной формы, что и составляет выдающуюся разницу между мужчинами и женщинами.

Источник: [17.11]
Комментарии

Статья № 7
Жак Маржерет, 1600–1606

Их женщины ездят летом в колымагах, а зимой в санях; разве только императрица отправляется на прогулку, тогда множество женщин следуют за её каретой, сидя верхом по-мужски, и все женщины носят шляпы из белого войлока, похожие на те, что епископы и аббаты носят на прогулке, только что те темно-серые или чёрные.

Они одеваются в длинное платье, одинаково широкое в плечах и по низу, обычно из французского алого сукна или из какого-нибудь хорошего красного сукна, под которым у них другое платье из шёлковой ткани, с длинными рукавами шириной более парижского локтя, спереди рукава обшиты золотой парчой на треть локтя, на голове убор, шитый жемчугом, если это женщина, но если это девица, то она носит высокий убор из чёрной лисы, какие надевают дворяне к приёму посла; если это женщина, совсем не имевшая детей, то она может носить такой же убор, как девица.

Источник: [17.22]

Статья № 8
Альбом Мейерберга, 1662–1663

Женские костюмы

Альбом Мейерберга, Женские костюмы
Альбом Мейерберга, Женские костюмы

На рисунке в верхнем ряду помещены:

1. Жена боярина и князя. Она представлена здесь в одеянии, какое носили знатныя pycския женщины того времени, когда выходили со двора, а именно: в широком опашне, как кажется, без рукавов, который обыкновенно делался из алаго сукна; спереди это платье донизу застёг-нуто золотыми или серебряными пуговицами, которыя иногда бывали величиною с грецкий орех. На голове у нея низкая меховая шапка.

2. Жена горожанина или купца. У ея верхняго платья («охобень») рукава-доходящие до земли...

Костюмы лиц духовного звания

Альбом Мейерберга, Костюмы лиц духовного звания
Альбом Мейерберга, Костюмы лиц духовного звания

Эти чертежи, по-видимому, менее всех прочих верны...

Митрополит: 1) спереди и 2) сзади... Протопоп. В Руках у него, по-видимому, кропило. Диакон 1) спереди и  2) сзади...

Ливонские переселенцы

Альбом Мейерберга, Ливонские переселенцы
Альбом Мейерберга, Ливонские переселенцы

Мужские и женские костюмы; русские и инородчекие

Альбом Мейерберга, Мужскiе и женскiе костюмы русскiе и инородческiе_1
Альбом Мейерберга, Мужскiе и женскiе костюмы русскiе и инородческiе
Альбом Мейерберга, Мужскiе и женскiе костюмы русскiе и инородческiе_2
Альбом Мейерберга, Мужскiе и женскiе костюмы русскiе и инородческiе

Патриарх Никон в облачении и в обыденной одежде

Альбом Мейерберга, Патриарх Никон в облачении
Альбом Мейерберга, Патриарх Никон в облачении
Альбом Мейерберга, Патриарх Никон в обыденной одежде
Альбом Мейерберга, Патриарх Никон в обыденной одежде

Источник: [17.31]

Статья № 9
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Русские обыкновенно высокие, крепкие, дородные и статные молодцы. Это большею частью от того, что они не слишком туго подпоясываются поясом или тесемкой, но носят широкие, просторные длинные платья и кафтаны с узкими рукавами, висящими до пят; вся их одежда, шубы, исподнее и верхнее платье сшиты на один лад и застегиваются не крючками или пуговицами, а петлями и узелками от самой шеи до половины тела, остальная же часть платья открыта и достает до ног.

Рубашки у них вышиты и выстеганы разноцветными шелками, у некоторых очень богато отделаны золотом и жемчугом, смотря по состоянию и богатству; все носят у рубашек маленькие воротники в два пальца ширины, атласные или бархатные, шитые золотом или жемчугом, шелком или серебром, смотря по желанию каждого. Богатые и знатные оторачивают воротники самым лучшим, круглым и крупным жемчугом, какого только могут достать. Некоторые употребляют для того драгоценные камни, другие серебряные, золотые, шелковые и нитяные пуговки, кому какие следуют по званию и богатству.

Женщины также носят длинные, широкие сверху и снизу кафтаны и талары с длинными рукавами, которые дворянки и богатые делают из золотой парчи и убирают их жемчугом, золотом и шелком. На головах у них шапки из золотой парчи, бархата, атласа, камки разных цветов, с золотою опушкой, выложенною жемчугом и драгоценными каменьями в два пальца ширины, а наверху крестообразно.

Взрослые девицы носят большие, высокие лисьи шапки, заплетают волосы в косу и опускают ее вниз, а малолетние стригут волосы, как мальчики, а возле ушей отращивают их несколько длиннее; все, как бедные, так и богатые, носят в ушах большие кольца из драгоценных каменьев, жемчуга, золота, серебра, змеиных головок и других вещей; они считают это лучшим нарядом, кроме таких, у которых мужья умерли: тем только и можно отличить их от прочих.

Носят также большие воротники, как мужчины, так и женщины, сапоги у них разноцветные, желтого, красного, белого, зеленого и телесного цвета, подбивают их железными дощечками, а вверху вышивают золотом и шелком и убирают жемчугом. Подвязываются под пупок и по лядвеям, как можно слабее: думают, что помогают здоровью, держа так свободно тело, чтобы пища в желудке тем лучше могла разойтись и свариться и чтобы не мешать пищеварению, так как, по их мнению, у того страждет тело, кто носит узкое платье и туго стягивает его шнурком или поясом.

Пища и питье у них (крестьян) чрезвычайно скудные, а ходят все они в лаптях, сплетенных из ивовых и других гибких прутьев: сколько крестьян в стране, столько же и лапотников, потому что каждый может делать лапти себе и не имеет надобности покупать их у другого и платить за то деньги. В таких же сапогах ходят и бедные дворяне, которым не на что купить кожаные...

Все монахи и монахини, сколько бы их ни было в стране, носят длинные черные шелковые платья, шелковые, грогреневые и толстые холщовые, не могут надевать рубашек и никаких мелочей из полотна: они говорят, что основатель их ордена святой Бернард.

Патриарх, митрополиты и епископы носят длинные чёрные кафтаны такого же вида и покроя и без всякой разницы с монашескими, кроме того только, что у монахов и священников эти кафтаны из сукна и других плохих материй, а у других духовных лиц из камки, камлота, каламанки, раша и других подобных тканей.

Епископы отличаются тем, что сверх кафтана носят длинную черную мантию, на которой, по каждую сторону груди, три шелковых белых и разноцветных веревочки, или шнурочка, висящие против сердца с головы до ног: по плечам же, кругом и на руках, эта мантия вышита крестами; они хотят показать тем, что из их уст и сердца истекают чистое христианское вероучение и все добродетели. Для того-то они и отличаются от других такими кафтанами и мантиями и держат себя очень просто, чтоб показать, что за Христа охотно потерпят крест и перенесут великие беды, голод, бедность. Все они также держат расписанную палку в руках, стоят ли когда или сидят, вверху она немного закривлена и на их языке называется «посох»: тем хотят они заявить своё величие и святость перед своею паствой. Новгородский митрополит отличается только тем, что носит белую мантию, также увешанную и вышитую разноцветными шнурками, и белый клобук.

Патриарх, митрополиты, епископы, игумены, строители и монахи носят круглые чёрные шляпы или шапки, видом похожие на тарелку, священники носят шапочки и бреют волосы на голове в том месте, где сидит эта шапочка, а кругом головы отпускают длинные волосы. Сверх шапочки они носят еще другую шапку, которую никогда не снимают, потому что она надевается на них епископом при пострижении; она шьётся из хорошего сукна или бархата разных цветов, изнутри подбивается куницами, соболями и другими мехами; опушка у ней бобровая. Некоторые носят и черные шляпы от дождя и жару; иные серые и некрашеные, из бобрового волоса.

Источник: [20.26]

Статья № 10
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Одежда мужчин у них почти сходна с греческою. Их сорочки широки, но коротки и еле покрывают седалище; вокруг шеи они гладки и без складок, а спинная часть от плеч подкроена в виде треугольника и шита красным шелком. У некоторых из них клинышки под мышками, а также по сторонам сделаны очень искусно из красной тафты.

У богатых вороты сорочек (которые шириною с добрый большой палец) точно так же, как полоска спереди (сверху вниз) и места вокруг кистей рук — вышиты пестрым крашеным шелком, а то и золотом и жемчугом; в таких случаях ворот выступает под кафтаном; ворот у них застегивается двумя большими жемчужинами, а также золотыми или серебряными застежками.

Штаны их вверху широки и, при помощи особой ленты, могут по желанию суживаться и расширяться.

На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен и с длинными рукавами, которые перед кистью руки собираются в складки, сзади у шеи у них воротник в четверть локтя длиною и шириною; он снизу бархатный, а у знатнейших из золотой парчи: выступая над остальными одеждами, он подымается вверх на затылке. Это одеяние они называют «кафтаном». Поверх кафтана некоторые носят ещё другое одеяние, которое доходит до икр или спускается ниже их и называется ферязью. Оба эти нижние одеяния приготовляются из каттуна (Бумажная материя — Прим. ред.), киндиака, тафты, дамаста или атласа, как кто в состоянии завести его себе. Ферязь на бумажной подкладке. Над всем этим у них длинные одеяния, спускающиеся до ног, таковые они надевают, когда выходят на улицу. Они в большинстве случаев из сине-фиолетового, коричневого (цвета дубленной кожи) и темно-зеленого сукна, — иногда также из пестрого дамаста — атласа или золотой парчи.

В таком роде все кафтаны, которые находятся в сокровищнице великого князя и во время публичных аудиенций выдаются мужчинам, заседающим на них, для усиления пышности.

У этих наружных кафтанов сзади на плечах широкие вороты, спереди, сверху вниз, и с боков прорезы с тесёмками, вышитыми золотом, а иногда и жемчугом; на тесёмках же висят длинные кисти. Рукава у них почти такой же длины, как и кафтаны, но очень узки; их они на руках собирают во многие складки, так что едва удаётся просунуть руки; иногда же, идя, они дают рукавам свисать ниже рук. Некоторые рабы и легкомысленные сорванцы носят в таких рукавах камни и кистени, что нелегко заметить: нередко, в особенности ночью, с таким оружием они нападают и убивают людей.

На головы все они надевают шапки. У князей и бояр или государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из черного лисьего или собольего меха, длиною с локоть: в остальных же случаях они носят бархатные шапочки по нашему образцу, подбитые и опушенные черною лисицею или соболем; впрочем, у них очень не много меху выходит наружу. С обеих сторон эти шапочки обшиваются золотым или жемчужным, шнурком. У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые простым мехом.

Большею частью они, подобно полякам, носят короткие, спереди заостряющиеся сапоги из юфти или персидского сафьяна. О кордуане они ничего не знают.

У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиною; эти каблуки сзади, по всему нижнему краю, подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами ног едва доходит до земли.

Женские костюмы подобны мужским; лишь верхние одеяния шире, хотя из того же сукна. У богатых женщин костюмы спереди до низу окаймлены позументами и другими золотыми шнурами, у иных же украшены тесемками и кистями, а иногда большими серебряными и оловянными пуговицами. Рукава вверху не пришиты вполне, так что они могут просовывать руки и давать рукавам свисать.

Однако они не носят кафтанов и — ещё того менее — четырехугольных, поднимающихся на шее воротников. Рукава их сорочек в 6, 8, 10 локтей, — а если они из светлого каттуна,-то и более ещё того длиною, но узки; надевая их, они их собирают в мелкие складки. На головах у них широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда даже шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом; они надевают эти шапки так, что волосы гладко свисают вниз на половину лба. У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки.

Источник: [17.34]

Статья № 11
Пётр I, 1700

Указ, Январь, 4. О ношении платья на манер венгерского

Боярам, и окольничим... и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным и торговым людям, и людям боярским на Москве и в городах носить платья, венгерские кафтаны... и кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего 1700 года.

Источник: [21.56]

Статья № 12
Адольф Лизек

Шапки носят с меховой опушкой, по большей части из чёрной лисицы, ценою до ста рублей.

Источник: [21.60]

Статья № 13
Ганс Мориц Айрман, 1669

Одежда их — длинный свисающий по икры кафтан, на боках он несколько сужен, носят его постоянно нараспашку, а под ним — другую одежду, доходящую до колен; сапоги, заходящие только на икры и подбитые снизу железом (подковками).
Притом пользуются разными расцветками для своей одежды.

На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но, по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь...

Источник: [21.60]

Статья № 14
Иогансен Младший, 1603

Все горничные женщины [царицы] ехали верхом, как мужчины: на головах у них были белоснежные шапки, подбитые телесного цвета тафтой, с жёлтыми шёлковыми лентами, на них золотые пуговки, к которым придеты были кисти, падавшие на плечи.

Лица у женщин закрывались белыми покрывалами до самого рта, а одеты они были в длинные платья и желтые сапоги. Каждая ехала на белой лошади, а всех таких ехавших, одна возле другой, женщин было двадцать четыре.

Источник: [21.60]

Статья № 15
Иоганн Арнольд фон Бранд, †1690

Камергер [в Новгороде] был одет в подбитый соболем кафтан с воротником из такого же блестящего черного соболя. Он спускался с плеч на целый локоть и был богато украшен жемчугом. На груди он был перехвачен золотыми петлицами. Украшенная жемчугом и отороченная прекрасным мехом соболя шапка камергера была из того же материала, что и кафтан. На его ногах были мягкие желтые сапоги...

Упряжь была богато украшена серебром, на передке саней стояли одной ногой на санях, другой наружу, держась руками за сани, двое пажей, одетых в длинные кафтаны. За ними стояли еще двое юных пажей-дворян, одетых в длинные кафтаны цвета морской волны, по обеим сторонам стояла остальная свита в зеленой и красной одежде.

Источник: [21.60]

Статья № 16
Иржи Давид

В царских кладовых хранится множество роскошной одежды с той целью, чтобы знатные лица могли брать её оттуда, когда прибывают послы или вообще нужно появиться перед народом.

Источник: [21.60]

Статья № 17
Николаас Витсен, 1664

3 января, Валдай

Медный крест, сделанный по их обычаю, священники держат перед собой; спереди на рясе вышит большой крест красного цвета.

Источник: [17.39]

Статья № 18
Бальтазар Койэтт, 1676

По Северной Двине

На нём (На губернаторе, 8 октября — Прим. ред.) был зелёный суконный кафтан, подбитый тигровыми лапками, а под этим кафтаном — другой, желтый армозиновый, под которым находился ещё один, из кармазинно-красного сатина, с жемчужными пуговицами; на шее его был драгоценный воротник с жемчугом, и красивая шапка его также была окаймлена прекрасным жемчугом и сделана в виде короны...

В четверг, 31-го октября, в Устюге, когда мы находились там, была устроена большая процессия или шествие (Крестный ход — Прим. ред.), направившееся в новую большую белую каменную (Прокопьевскую — Прим. ред.) церковь с 5-тью довольно большими колокольнями, которые были украшены по Русскому обычаю и с позолоченными крестами. Эта церковь была построена на счёт одного Русского купца.

Процессия (или шествие) началась в 9 часов; многие тысячи народу заранее собрались у церкви, чтобы также присоединить и свои молитвы. Здесь можно было видеть чрезвычайно много женщин, изящнейшим образом одетых, в прекрасных шёлковых дамастовых и сатиновых платьях, обшитых золотыми и серебряными позументами, а во многих случаях подбитых мехом хорька или соболя. Многие из них носили и воротники на шее и туфли на ногах, вышитые разными вышивками, между прочим, и жемчугом, до жёсткости. На головах у них имелись очень дорогие шапки.
Что касается самой процессии или шествия, то сначала шло очень много монахов в длинных чёрных, обильных складками одеждах и накидках.

Москва

Одежда мужчин почти та же, что и у Греков. Рубахи их широки, но коротки, на спине скроены в виде треугольника и вышиты шёлком.
Богатые люди, кроме того, воротник и рукава оторачивают серебром, золотом, жемчугом, либо драгоценными камнями, и прикрепляют на воротнике две пуговки из жемчуга, или же золотые либо серебряные.

Чулки их очень широки сверху, где в них вдет бант, и, таким образом, их можно суживать или расширять по желанию. Поверх рубах надевают они узкие кафтаны, спускающиеся ниже колен. Воротник кафтана, длиною с четверть, смотря по состоянию, делается из шерстяной саржи, либо из шёлка или парчи, и торчит кверху над всеми прочими одеяниями. Поверх этого кафтана иные носят еще другой, покрывающий икры и называющийся ферязью; это платье обыкновенно шьётся из ситца, тафты, дамаста или другой материи, на бумажной подкладке.

Верхнее платье они носят ещё помимо кафтанов; его надевают они, когда выходят куда-нибудь, и оно у них спускается до самых пят и приготовляется из разных материй, разных цветов. У этого верхнего платья на спине имеются отвороты, наперед открытые и с золотыми позументами по сторонам, иногда украшенными жемчугом и кисточками. Рукава узки и почти той же длины, как и кафтаны; их можно при помощи многих складок засучивать вверх и, таким образом, освобождать руки.

Некоторые бездельники завязывают рукава внизу, наполняют их камнями или другими тяжелыми предметами и потешаются тем, что бьют ими встречных, особенно ночью.

У всех у них на головах шапки. Князья и бояре на чрезвычайных собраниях являются в высоких головных уборах из черного лисьего или собольего меха, украшенных золотом или жемчугом. Мещане летом носят белые шерстяные шапки, зимою же суконные или бархатные с простым мехом.

Одеяние женщин почти сходно с мужским, лишь их верхнее платье шире. Наверху рукава открыты, так что они могут там продеть свои руки и свесить рукава. Одежда их из ситца, саржи, шёлка, парчи или другого материала, смотря по состоянию. На головах носят они большие широкие шапки из драгоценных или простых тканей, иногда с золотой оторочкой, осыпанною жемчугом. Женщины, а больше ещё девушки, носят сапожки на высоких каблуках, так что пальцы ног еле доходят до земли; подошвы обсажены мелкими гвоздиками...

Дома жены одеваются плохо. Когда же они, по приказанию мужей, должны являться перед чужими и подносить им чарку водки, или когда они ходят в церковь, то одеваются очень роскошно и накладывают густые и жирные белила на лицо и даже на шею.

Источник: [17.41]

Статья № 19
Андрей Роде, 1659

Въезд посольства в Москву

...подошли к нам оба пристава, а именно: Василий Степанович Жидовинов и Яков Семенович; они были наряжены в персидские парчовые кафтаны и плащи из сукна лимонного цвета с шарфом, расшитым золотом и серебром, на головах же их были собольи шапки. Все это им было выдано из великокняжеской казны.

Вербное воскресенье

Здесь (Перед Кремлем — Прим. ред.) можно было видеть убранство русских женщин, которые большей частью красивы; но все они, как красивые, так и дурные, портят себя румянами, которыми злоупотребляют. Они, как и мужчины, носят два кафтана: нижний в обтяжку, верхний же пошире, с длинными рукавами до земли.

Кафтан этот, смотря по знатности особы, бывает наряднее или проще, причем даже женщины скромного происхождения шьют его из тафты или дамаска (шерстяная ткань) и украшают его со всех сторон золотыми или серебряными кружевами.

Богатые женщины носят на кафтане изготовляемые золотых дел мастерами большие серебряные или позолоченные пуговицы величиной в довольно большое яблоко, которые при ходьбе или езде производят довольно сильный шум.

Источник: [17.43]

Статья № 20
Иржи Давид, 1686–1689

В царских кладовых хранится множество роскошной одежды с той целью, чтобы знатные лица могли брать ею оттуда, когда прибывают послы или вообще нужно появиться перед народом, а если они причинят ей какую-нибудь порчу, то обязаны уплатить известную сумму денег казначею и возместить убыток. Но теперь это уже не так. Они имеют свои одежды, и притом разнообразные и великолепные, и многие, особенно те, которые постоянно должны находиться при дворе, хранят во дворце по крайней мере один наряд, чтобы не надо было идти за ним домой, если вдруг понадобится выйти к народу.

Источник: [17.52]

Статья № 21
Указ о сделании чулков, 1632

141 г. сентября въ 17 день указалъ государь сдѣлать въ городѣхъ 2 460 чулковъ вязаныхъ и прислать къ Москвѣ на подводахъ, а деньги за тѣ чулки велѣно дать въ городѣхъ изъ тамошнихъ доходовъ. Изъ Ноугородской чети велѣно сдѣлать 760 чулковъ, изъ Устюжской чети велѣно сдѣлать 760 чулковъ, изъ Костромской чети велѣно сдѣлать четыреста чулковъ, изъ Володимірской да изъ Галицкой чети 550 чулковъ... Лѣта 7141 г., сентября въ 17 день.

По государеву... указу, память дьяку Дементью Образцову. Государь указалъ сдѣлать въ городѣхъ, которые городи вѣдаютъ въ Новгородской чети, 760 чулковъ, бѣлыхъ и сѣрыхъ, долгихъ, которые бъ были за колѣно...

Источник: [17.80]

Статья № 22
И. Я. Гурлянд, 1586–1631

«Выходной» нарядъ ямщика подробно описанъ въ одномъ судномъ дѣлѣ: зипунъ (лазаревъ) астрадинной (цѣна 2 р. 50 к.), шапка (вишневая) съ пухомъ (1 р. 50 к.), кушакъ бумажный съ ножами (50 к), кафтанъ шубной полусуконный (подлазоревый) 2 рубля безъ гривны. Цѣны обозначены для 1628 г.

одежда ямщикастоимость одежды ямского охотника

Источник: [19.162]

Статья № 23
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Остяки
Одежда их делается из рыбьей, главным образом осетровой, кожи или из хорька1, и они не носят на теле ни полотняного, ни шерстяного белья. Их чулки и обувь составляют одно целое, сверху же они носят короткую рубашку с капюшоном, который они натягивают на голову, когда идет дождь. Обувь также делается из рыбьей кожи и накрепко пришивается к чулкам, но редким швом, так что у них всегда, должно быть, мокрые ноги.

Одежда в сильные морозы.
Но, несмотря на плохую одежду, они исключительно хорошо выносят холод на воде. Когда зима по-обычному студеная, они одеты только в то, что я упомянул, если же морозы особенно сильны, то они вынуждены надеть поверх этой одежды еще одну рубашку из той же рыбьей кожи. Вспоминая жестокую зиму, они в этих случаях обычно говорят друг другу: «Помнишь ли ты ту зиму, когда пришлось надевать вторую рубашку?» Зимой они иногда уходят на охоту в простой рубашке, с ничем не прикрытой грудью, полагаясь на то, что согреются, бегая по снегу на лыжах.

Описание низовских тунгусов и их летнего платья
Эти язычники зовутся низовскими тунгусами. Это крепкий высокий народ. Свои длинные черные волосы они связывают сзади пучком, который на манер конского хвоста висит у них на спине; лица у них широкие, но носы не такие плоские и глаза не такие маленькие, как у калмыков. Летом и мужчины и женщины ходят нагими и прикрывают лишь срамные части кожаным поясом шириной в три ладони с глубоко врезанной в него оборкой. Женщины, однако, украшают волосы бусами, железными фигурками и другими предметами. В левой руке тунгусы носят горшок, в котором всегда дымится полусгнившее дерево для предохранения от укусов комаров или мошкары. По берегам реки Тунгуски в лесах так много этих насекомых, что, если не покрыть лицо, ноги и руки, невозможно выдержать укусы. Но эти язычники не очень сильно страдают от них, так как вся их кожа уже прокусана. Они большие любители красоты и поэтому очень тщательно украшают себе лицо — лоб, щеки и подбородок.

Зимой они одеваются в платье, сшитое из оленьих шкур, с нагрудником, с которого свисают конские хвосты, внизу оно обшито собачьим мехом. Они не знают ни полотна, ни шерсти, но умеют делать веревки и крученые сети из рыбьей кожи, которые им так необходимы…

Внешний облик и одежда бурят
Зимой как мужчины, так и женщины носят длинные одежды из овчины, подпоясанные широким поясом, отделанным железом. Они носят шапки, называемые ими малахаями, которые они зимой натягивают на уши. Летом многие из них носят одежды, сшитые из грубого красного сукна. Лицом и телом они напоминают чертенят, так как никогда не моются с тех пор, как родились; они также не срезают ногтей на руках и ногах.

остякитунгусыбурятыодеждазималето

Источник: [17.131]
Комментарии

Статья № 24
Г.-А. Шлейссингер, 1687

К. А как русские одеваются?
Ф. Некоторые ходят ещё по старому русскому обычаю в больших, широких кафтанах, некоторые — почти так же, как поляки; они очень гордятся драгоценными одеждами, особенно знатные господа, а также русское женское население. Я часто видел жён сапожников и портных, которые щеголяют в дорогих шёлковых платьях, отделанных соболем, будто важные дамы…

К. У них ценится холст?
Ф. Да, особенно у женщин, прежде всего у тех, кто имеет средства носить очень дорогие рубахи, отороченные золотом и серебром. Рукава у них бывают длиной более 20 локтей, они довольно красиво укладываются на руке, так что одна складка весьма изящно набегает на другую. Такие рукава наверху довольно широки, а книзу постепенно утончаются вплоть до кисти, где завязываются лентой, украшенной у знатных господ бриллиантом, а у прочих — золотом и серебром. Такие рубахи выглядят очень красиво…

К. Не скажете, мой господин, что за головные уборы там носят женщины?
Ф. Девицы носят на лбу очень красивые дорогие широкие ленты, которые завязываются на затылке. У некоторых ленты из жемчуга и драгоценных камней, у других — похуже, каждая носит по своим возможностям. Волосы свисают на спину, в них вплетают шёлковый шнур такой же длины, как и волосы, которые обычно разделяются на две косы. У некоторых они доходят до пят, и считается, что это большое украшение. А замужние женщины носят разного вида шапки, украшенные или дорогим соболем, или бобром, или другим мехом, а верх (дно шапки) вышивается жемчугом или драгоценными камнями, а иногда золотом и серебром в зависимости от состояния человека.

длинные косыхиджаб для замужнихразодеть женудрагоценные украшенияуровень жизни

Источник: [17.139]

Статья № 25
Де ла Невилль, 1698

Люди одеты почти так же, как поляки, богатые носят зимой одежду из голландского сукна, подбитого прекрасными мехами, а на головных уборах по несколько драгоценных камней, и почти у всех — мелкие жемчужины, которые очень распространены в этой стране, а летом носят платье из персидского и китайского шёлка.

Одежда женщин на турецкий манер. Мечтой беднейших из них является иметь головной убор из персидской ткани, более или менее дорогой. Богатые же украшают его драгоценными камнями или жемчугом.

Их зимние платья сшиты колоколом, вышиты золотом и оторочены куньим мехом, а летние — из китайской камки. Волосы не видны из-под их уборов. Им очень трудно ходить, из-за обуви, сшитой в виде сандалий и облегающей ступню подобно туфлям3.

дорогие одеждывосточные мотивы в одеждеевропейская мода

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 26
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

Священники их имеют особый знак: они носят колпаки из черного сукна с черной меховой опушкой, не отличающиеся от бархатных. У богатых из них колпаки из черного бархата с собольим мехом. Протопоп носит суконную шляпу с крестом; богатые — чёрную бархатную. Пред архиереями они стоят с открытой головой, равно и в церкви.

Два года тому назад в этом монастыре было около пятисот монахов, но в упомянутую моровую язву из них умерло до трехсот и осталось теперь двести... Все они носят чёрные суконные колпаки с черным искусственным мехом, сделанным из шерсти, на подобие бархата. Крепы у них очень большия, спускаются на глаза и застегиваются пуговицами под подбородком; когда при богослужении или перед своим игуменом или архиереем обнажают голову, то клобук остается висящим у них за спиной, как это в обычай у капуцинов, только ещё красивее, чем у них и иезуитовъ; впрочем, их одеяния и мантии схожи. Также одеваются их архимандриты, митрополит и епископы, только у них на шее всегда висят золотые кресты на цепочках и мантии их имеют синия полосы (В подлиннике: «знаки». Это так называемые скрижали и источники – Прим. пер.) на груди и у ног и белые, как это обычно бывает на мантиях архиереев; но они одеваются в них постоянно, во всю жизнь. Старше монахи, настоятели и епископы всегда носят в руках толстые бамбуковые трости с серебряным набалдашником и с наконечником в виде копья. Таков их обычай...

Московия. Одежды священнослужителей
Что касается одежды их священников и дьяконов, то верхняя делается из зеленого или коричневого сукна или из цветной ангорской шерсти, со стеклянными или серебряными позолоченными пуговицами от шеи почти до ног; она свободно висит и снабжена застёжками из тонкого крученого шёлка. Воротник этой верхней одежды, суконной или шерстяной, бывает шириною в пядень; он отворочен и охватывает шею, доходя до нижней части груди, свободно висит, наподобие того, как надевается епитрахиль, только немного выше груди.

Такова же одежда жён дьяконов и священников, дабы знали, что они попадьи. Протопоп делает этот воротник из тяжелой материи, для того, чтобы люди отличали его. На голове они носят высокие суконные колпаки, но во все время службы и перед архиереем стоят с открытыми головами...

Священники их, как мы раньше сказали, носят одеяния из зеленого и других цветов сукна или из ангорской шерсти, и эти последние, будучи любимы у них, носятся большинством.
Одеяние это имеет широкий воротник, отвернутый назад, идущий кругом шеи и до груди, из шёлковой материи или рытого бархата, похожего на осыпанный цветами, и застегивается от шеи до самого подола, по их обычаю, многочисленными, близко насаженными пуговицами, серебряно-вызолоченными, или стеклянными, или из красного коралла, или из голубой бирюзы и иных веществ.

При этом они носят широкую (верхнюю) одежду с большими рукавами, прямую, но не открытую (спереди). Что касается их колпаков, то богатые и протопопы носят колпаки из зеленого, красного и черного бархата, остальные — из сукна; под них надевают шапочки из красного сукна, простроченные жёлтым шёлком, с околышем из розовой шёлковой материи. Такова же одежда дьяконов. Так же одеваются и жены духовных лиц, дабы можно было знать, что они жены священников и дьяконов. Кроме них вообще никто не носит такой одежды и таких шапочек...

Одеяние патриарха Никона
Вышел патриарх Никон, одетый в мантию из зеленого рытого, узорчатого бархата, со скрижалями из красного бархата, на коих в средине изображение херувима из золота и жемчуга, и с источниками из белого галуна с красною полоскою в середине. На голове его был белый клобук из камки, верхушка которого имела вид золотого купола с крестом из жемчуга и драгоценных каменьев. Над его глазами было изображение херувима с жемчугом; воскрылия клобука спускались вниз и также были украшены золотом и драгоценными каменьями. В правой руке он держал посох... Потом он встал и пошёл во внутренние покои, где снял свою зеленую мантию и надел другую, всегдашнюю, из рытого узорчатого бархата фиолетового цвета и белый, также всегдашний, клобук с одним вышитым из золота херувимом на челе, снял зелёное бархатное одеяние и надел красное бархатное, по их обычаю, и вышел...

Московия. Одежды светские
Головной убор женщин-маленькая грузинская шапочка с отвороченными краями, подбитая ватой; таков убор крестьянок. В больших селениях и городах сверх этой шапочки надевают колпак с чудесным черным мехом, под которым скрываются все волосы, так что шея женщины остается на виду, не скрытою. Девицы в стране московитов носят на голове род очень высокой шапки с меховым отворотом. Что касается убора жён богатых людей, то они носят колпаки, расшитые золотом, украшенные драгоценностями, или же из материи с прекрасным чёрным мехом (лисьим ) или иным, с длинным чёрным волосом, быть может, в пядень длиною.

Одежда мужчины — аба (Верхняя одежда вроде плаща) — чёрного или пыльного цвета, или чуха (кафтан), но скроенная по мерке человека, ни больше, ни меньше, и непременно с пуговицами и тонкими петлицами, застёгнутыми сверху до низу, которые делаются и у разрезов на полах...

Летом же носят перчатки из кожи и в них работают, чтобы не повредить рук. Заметь эту догадливость! это делают бедные; богатые же носят перчатки из дорогого сукна с собольим и иным мехом. Они ничего не берут руками иначе, как в перчатках, даже вожжи лошадей держат в них...

Затем патриарх Никон пригласил воеводу, приехавшего из Сибири. Он явился к нему, приведя с собою нескольких должностных лиц из почетных жителей той страны. То были посланные с казенною податью, которую они в настоящее время привезли. Мы весьма дивились на них, ибо они смуглого цвета и очень сухи, словно полено; лица у них широкие, а глаза маленькие; все они безбородые: мужчину не отличить от женщины... Одежда их из шёлка, похожего на атлас и окрашенного в превосходные цвета. Она не сшита, а выткана так, что одна часть связывается с другой, как мы в этом удостоверились. На одежде спереди и сзади вытканы изображения драконов, — не дьяволов, — змей и диких зверей, страшных видом, с глазами из стекла и бровями из костей. Все это сделано из золотой канители. Они тщеславятся таким платьем: его носят только знатные люди и правители. Эти люди не из первой и не из второй Сибири, а из третьей, называемой: ени дунья (Новый Свет), которую открыли казаки шесть лет тому назад.

одежды священнослужителейодежды светскиенаряд Никонамор монаховбереги руки

Источник: [17.145]

Статья № 27
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О крестьянах и рабах

Для одежд они употребляют грубые шерстяные ткани, а зимою овечьи шкуры. Летом они носят легкие рубахи, холщовые или шерстяные, большею частью белого цвета. Вместо обуви они обертывают ноги снятою с деревьев корою или невыделанною бычьею кожею, разрезанной на ремни, а голени обматывают обрывками грубой шерстяной ткани...

Женщины носят на голове не шапочки с завязками для ушей, как городские и знатные, но повязки с полукружием из шерсти, девушки носят род венка из древесной коры — прочие же части одежды у них те же, как и у остальных женщин.

Об одежде

В Московии, вследствие закона об одежде, каждый должен одеваться по назначенному ему образцу. Если люди низшего сословия, или вообще бедные, оденутся немного пороскошнее, то общественное мнение считает это позорным, и кроме того их обзывают и изменниками вере и отечеству.

Покрой одежды один и тот же у всех, но материю они употребляют различную.

Мужчины носят на голове зимою и летом высокие, опушенные мехом шапки, которые у людей побогаче зачастую украшаются жемчугом, золотом и различными драгоценными каменьями. Штаны у них устроены так, что одновременно защищают и живот и ноги. Верхняя и нижняя рубашки — довольно коротки и туго стягиваются, одинаково как у мужчин, так и у женщин, ниже живота поясом, ибо мосхи не привыкли подпоясывать верхнюю одежду, как поляки. Поверх этих рубашек они затем надевают короткую шерстяную или шёлковую тунику с длинными широкими рукавами, а сверх нее еще другую, доходящую до пят и более узкую. Выходя из дому, они, наконец, надевают третью одежду — длинную и широкую шубу, по большей части меховую или опушенную мехом, с очень широкими рукавами и воротом, разными узорами вышитую и украшенную драгоценными камнями, с шариками и застежками на груди.

Для одежд они употребляют всякого рода материи, как шерстяные, так и шёлковые, какого бы цвета они ни были, кроме чёрного, так как они вообще избегают чёрных и пёстрых одеяний, предоставляя первые — монахам, а вторые — телохранителям царя и персам.

Впрочем во всей одежде русских нет ни полотна, ни лент, хотя на ней, тем не менее, много драгоценного.

Сапоги, или котурны, которыми прикрываются ноги и голени лишь до колен, снабжены у них более высокими, нежели у поляков, каблуками, обитыми железом, причем они красят их то в зеленый, то в голубой, то в красный, то в чёрный цвета. Бедные же люди большею частью плетут себе — дело нелегкое — лапти из липовых лык.

У женщин одежда немного теснее, однако не настолько, чтобы обрисовывались отдельные части тела. Рукава рубашек, которые они у кисти рук и у ворота украшают золотом, шёлком и драгоценными камнями, до того длинны, что руку не только нельзя прямо продеть в них, но даже, с трудом, собрав в складки, можно натянуть их на руки. Это неизбежное постоянное изобилие складок до того способствует сохранению рук в тепле, что даже зимою на руки не надевается никакой дополнительной одежды.

Верхняя одежда у них спускается до самых ног, застёгивается шариками, а длинные висячие рукава её оторочены также золотом, серебром или, по крайней мере, шёлком. Собираясь идти в церковь или куда-либо в гости, они надевают на эту одежду, как бы вместо плаща, ещё другую, такого же покроя, украшенную золотым вышиванием или мехами.

Чулки они носят из грубой, косматой шерсти, по большей части, просторные и без подвязок, а каблуки у их башмаков так высоки, что ходить весьма трудно. Эти каблуки, изобретённые некогда венетами и ныне весьма распространённые, имели, думаю я, лишь ввиду поудобнее удержать чересчур бесстыдных и безрассудных женщин от бесполезного праздношатания.

На свадьбах или в иных каких торжественных случаях они прибавляют к своему наряду еще оплечье, род короткого плаща, густо унизанного золотом и драгоценными камнями, под которым они обыкновенно держат неподвижно руки.

Замужние женщины носят на голове шапки, прямые, без полей и опушенные дорогими мехами, причём либо прячут волосы под них, либо остригают их совсем. Девушки украшают себя красивыми венками из золотых шнурков, драгоценных камней и кораллов, а волосы носят искусно заплетённые в косу, куда вплетают пучок золотой или шёлковой бахромы, дабы коса была подлиннее и красивее бы ниспадала до средины спины.

В ушах все без различия (за исключением вдов) носят красивые серьги с драгоценными камнями: для этого матери обыкновенно прокалывают уши ещё совсем маленьким девочкам в бане. Считается у них также щёгольством носить много колец на пальцах, а выходя из дому на улицу, они закрывают лицо, постоянно нарумяненное и набеленное, фатою, в высшей степени тонкою, — конечно, для того, чтобы видеть и быть видимыми.

одежда москвичейгородская модакрестьянское платье

Источник: [17.146]

Статья № 28
Ян Стрюйс, 1668–1673

Москва
Москвитянин надевает на себя два или три очень широких полукафтанья. Из них первое шьётся обыкновенно из зелёного темного фиолетового, или красного сукна. Оно открыто боков и спереди, где с одной и другой стороны идут рядами большие пуговицы; нашиты они и вокруг шеи с большим отложным воротником, как в наших бурнусах.

Полукафтанье, заменяющее собою камзол, имеет стоячий воротник в четыре или пять дюймов и сшито на подобие иезуитского: рукава очень узки и вдвое длиннее руки, так что для того, чтобы освободить кисть руки, нужно образовать десять или двадцать складок. Такие рукава опускаются иногда сами собою, причём очень трудно сохранить рукав всегда чистым. Это неудобство сопровождается другим более важным, которое состоит в том, что плуты кладут в лишнюю часть этих рукавов камни и куски железа и свинцу, чем убивают того, кто думает, что у них деньги.

Под эту одежду надевается третья, называемая кафтаном; он уже двух первых и шьётся из материи несколько менее толстой. Хотя все эти три части одежды очень широки, но Русский, по небрежности или по привычке, не носит пояса, почему, может быть, он и зябнет скорее, чего не было бы в том случае, если бы одежда прилегала к телу.

Стёжки на вороте рубахи у простого народа прошиты простым шёлком, которым также прострачивают некоторые узоры на спине. На рубахе боярина вышиты в этих местах узоры серебром и жемчугом, с мелкими алмазами. Головной убор их неодинаков: летом серая шапка, а зимою сия последняя с подбивкой более или менее богатой, смотря по знатности.

Женская одежда почти не отличается от мужской; она также длинна и сшита из материи, соответствующей положению особ. Головной убор тоже такой: на волосы, развевающиеся как у мужчин, надевается шапка...

За МКАДом
Мужики одеваются так, как в Ливонии: летом в простой холст, а зимою в овчинный тулуп; обувь их оригинальная: она сплетена только из лыка.

Нагорные Черемисы
Одежда их шьётся из толстого, очень грубого холста. Мужская вся состоит из одного куска, выкроенного на подобие наших панталон. Новую одежду шьют только тогда, когда прежняя изорвется в клочки.

Женская одежда шьётся также из холста, но выкраивается иначе и гораздо шире. Голову покрывают чепчиком, который спускается до самых глаз. Новобрачные присоединяют к этому украшению только им присвоенное. Оно состоит из рога, длиною в аршин, насаженного посреди лба; к концу его прикрепляется шелковая кисть, а в средине сей последней колокольчик, звон которого должен напоминать новобрачной о недавней перемене ее положения.

Может быть, это делается с целью напомнить мужу, что это украшение было бы к лицу ему, так как у этих народов, также как у Сингалезов, населяющих остров Цейлон, существует обычай жениться только на девушке, своим отцом лишенной девства. Они утверждают, что надобно быть сумасшедшим, чтобы не воспользоваться подобным случаем, что каждый сажает дерево с намерением сорвать с него плод.

Астрахань
Одежда первых (Ногайских Татар — Прим. ред.) состоит из полукафтанья и грубой серой ткани, под которую они надевают полушубок, из бараньей шкуры, шерстью наружу; шапки шьются из того же. Женщины одеваются в длинные платья из толстого полотна, а на голове носят шапку, очень похожую на каску.

одежда народов Россиистолица и страна

Источник: [17.147]

Статья № 29
Кремлёвская бухгалтерия

Расходная книга денежной казне, 1613, Июля 13 — августа 31

Делали шапки на встречу крымским гонцом. — Торговым скорняком Кондрашку Иванову да Оске Степанову от 300 от 30 от 5 белок от дела по 15 ал. ото ста, и того рубль и 16 ал. полшесты д.

бухгалтерский учёт в Кремлекниги расходовучёт по УСН в XVIIголовные уборы

Источник: [19.207]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,117