▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Одежда, обувь, причёски → Одежда и обувь → Славяне и российские этносы (XVI век)

6. Одежда, обувь, причёски

6.1. Одежда и обувь. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Ульфельд, Герберштейн, Адамс, Дженкинсон, Дон-Хуан, Вундерер, Гейс, Даниил, Поссевино, Неизвестный автор, Ульфельд, Ченслер, Климент, Гваньини, Дон Хуан, Адамс, Тьеполо

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

Они (Пермяки — Прим. ред.) одеваются в оленьи шкуры, спускающиеся до самых колен, шерстью вверх, с такими же штанами и обувью, как мужчины, так и женщины...

Одежда их (московитов) сходна с греческой.

Костюмы. Гравюра из книги Адама Олеария
Костюмы. Гравюра из книги Адама Олеария

Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями...

Сверх тафьи носят большую шапку из меха черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой или длинной тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. Сверх рубахи (разукрашенной шитьём, потому что летом они дома носят её одну) надевается зипун, или легкая шёлковая одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застёгнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются, обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек.

Поднесение даров русским посольством во главе с З.И. Сугорским импереатору Максимилиану II в 1576 году. Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru
Поднесение даров русским посольством во главе с З.  И. Сугорским импереатору Максимилиану II в 1576 году.
Древнерусская жизнь в картинках на www.booksite.ru

Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом.

При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка, похожая на охабень, с той разницей, что шьётся без воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сукна или камлота. Сапоги, которые носят с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи.

Боярские дети, или дворяне, одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое.

Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх неё шлык, называемый науруз, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора, из золотой парчи), называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жёны дьяков и купеческие стали подражать им.

Дворянка в шубе. Из альбома А.Мейерберга (раскрашено)
Дворянка в шубе. Из альбома А.Мейерберга (раскрашено)

Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими).

Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.

Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается, обыкновенно, из золотой парчи, под нею же ферезь земскую, которая надевается свободно и застёгивается до самых ног. На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом.
Такова парадная одежда знатных женщин в России.

Платье простых дворянских жён отличается только материей, но покрой один и тот же.

Что касается до мужиков и жён их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке или широком платье, которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна, с надетой под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах.
У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры. Так одеваются они зимой.

Крестьяне. Гравюра из книги Адама Олеария
Крестьяне. Гравюра из книги Адама Олеария

Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют), одну на другую, и дома, и выходя со двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки.

Источник: [16.4]

Статья № 2
Якоб Ульфельд, 1578

Александровская слобода. Приём послов Дании

...Затем, когда нас впустили, мы увидели царя (Ивана IV — Прим. ред.) и его старшего сына, оба сидели — отец на троне, возвышавшемся над полом на один локоть, сын немного пониже справа от него.

Первый был облачен в шёлковую тунику золотистого цвета, украшенную драгоценными камнями, на шее у него было золотое украшение, сделанное из разных [драгоценных] камней (бармы), на голове — шапка, украшенная камнями и самоцветами, на которую была надета золотая корона; на всех пальцах были перстни, в которые были вставлены большие жемчужины, в руке он держал позолоченный скипетр.

На втором была шёлковая туника красного цвета, усеянная драгоценными камнями, на голове у него — головной убор, отороченный мехом.

Рядом с ним стояли четверо юношей (Это — рынды — Прим. ред.), державших в руках топорики (Алебарды — Прим. ред.), одетых в белые полотняные одежды.

Там было [также] большое количество бояр, сидевших повсюду, все они были одеты в дорогие одежды.

Источник: [16.23]

Статья № 3
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Облагодетельствованный царём Московии дотошный трудяга из Австрии

Герберштейн, 1517
Герберштейн, 1517
Герберштейн, 1526
Герберштейн, 1526

Одеяние попов

Храмы без священника крайне редки; священник обязан совершать богослужение только три раза в неделю.

Одеяние у них почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место (Гуменцо, в просторечии «попова плешь». Священники гладко выстригали кругловидным образом большую часть головы, сверху одевалась шапочка — скуфья. — Прим. ред.), надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех у них есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами.

Русский священник XVI по источнику [16.27]. С итальянской гравюры, XVI
Русский священник XVI по источнику [16.27]. С итальянской гравюры, XVI

Их архиепископы, епископы и архимандриты носят черные круглые клобуки, один только епископ новгородский носит, согласно нашим обычаям, клобук белый [и двурогий]. Торжественного облачения епископов и архиепископов я не видел.

Повседневное одеяние епископов такое же, как и у остальных монахов, за исключением того, что они носят иногда одеяния из шёлка, и в особенности чёрную мантию, которая со стороны груди имеет по обоим бокам три белые каймы, извивающиеся наподобие текущего ручья, в знак того, что из сердца и уст их текут ручьи учения веры и благих примеров.

Они ходят с палкой наподобие креста, на которую опираются и которая на их языке именуется «посох». Епископ новгородский носит белую мантию. Епископы заняты только отправлением богослужений и благочестивым охранением и распространением религии, управление имуществом и другими общественными делами они поручают служителям.

Одежда и обувь московитов

Одежда их и телесное убранство у всех одинаковы; кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застёгивается грудь, на правой стороне, а татары, одежда которых очень похожа, — на левой1.

Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками на носке и на пятке подошва чуть выступает вверх и тоже подбита, чем они пользуются вместо шпор. Рубашки почти у всех разукрашены у шеи по высокому вороту разными цветами; застёгивают их либо ожерельем, либо серебряными или медными позолоченными пуговицами, к которым для украшения добавляют и жемчуг.

Они подпоясываются отнюдь не по животу, а по бёдрам и даже опускают пояс до паха, чтобы живот выдавался больше. Тогда мне это казалось нелепым. Теперь этот обычай переняли итальянцы, испанцы и даже немцы, которые и без того известны своей тучностью...

Одежду они носят длинную, шапки белые, заострённые, из войлока, из которого, как мы знаем, изготовляют себе верхнюю одежду варвары, и когда они выходят из мастерской — жёсткие...

Меха домашних котов носят женщины. Есть некоторое животное, которое на их языке называется песцом; его мех они употребляют в дороге и в путешествиях, так как он очень хорошо согревает тело.

Черемисы

Народ черемисов живёт в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык, и следуют они учению Магомета. Ныне они подвластны царю казанскому, хотя большинство их некогда платили дань князю московскому; поэтому и до сих пор их причисляют еще к подданным Московии...

Женщины носят на голове (уборы), вырезанные из древесной коры, вроде диадем, как они изображаются у святых, и заправленные в круглый обруч, покрывая их платком. Когда я спросил их, как они в столь высоких (уборах) пробираются между деревьев и кустарников, что им приходится делать часто, они отвечали: «А как проходит олень, у которого (рога) на голове ещё выше?»

Татары-тартары, степняки

Одежда у них одна и та же как для мужчин, так и для женщин, да и вообще эти последние нисколько не отличаются от мужчин по своему платью, за исключением того, что покрывают голову полотняным покрывалом и носят полотняные же штаны, вроде тех, какие носят моряки. Их царицы, являясь перед народом, обыкновенно закрывают лицо.

Остальной народ, обитающий в рассеянии по степи. Простонародье носит одежду, сшитую из овечьих шкур, и меняет ее только тогда, когда от долгого употребления она станет совершенно потёртой и рваной. Они не остаются долго на одном и том же месте и считают большим несчастьем длительное пребывание в одном месте. Поэтому иногда, рассердившись на детей и призывая на них тяжкое несчастье, они обычно говорят им: «Чтоб тебе как христианину все время сидеть на месте и наслаждаться собственным зловонием!»


1 Именно эта причина (застёг левый / правый) легла основой межконфессиональной бойни. В Индии. Давно. — Прим. ред.

Источник: [16.27]
Комментарии

Статья № 4
Климент Адамс, 1553–1554

Северная часть Руси доставляет редкие и драгоценные меха, в том числе и соболей, которые наши дамы так любят носить на шее, также белых, черных и бурых лисиц, меха заячьи, бобровые и других животных, известных под разными скифскими именами.

Верхнее платье русские носят шерстяное; шапки конусом вверх, по их форме различают состояние людей, чем шапка выше, тем лицо почтеннее.

Источник: [21.60]

Статья № 5
Антоний Дженкинсон, 1557–1558

Русский человек одевается следующим образом: его верхняя одежда состоит из парчи, шёлка или сукна; она очень длинная, до земли, и застегивается большими серебряными пуговицами или же шелковыми шнурками, застегнутыми булавками; рукава очень длинные; её носят собранной кверху.

Под верхний одеждой — другое длинное одеяние, застегивающееся на шёлковые пуговицы, с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьётся узким.

Далее идёт тонкая рубашка, вышитая красным шёлком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом.

Под рубашкой — полотняные штаны, а на ногах — пара носков без пяток (т. е. без специально вывязанной пятки) и сапоги из красной или чёрной кожи.

На голове он носит белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней, а под ним — шапку из чёрной лисицы, сильно расширяющуюся кверху.

Источник: [21.60]

Статья № 6
Дон-Хуан Персидский (Орудж-бек Баят), 1599–1600

Московия

Жители хорошо сложены: мужчины очень белы, полны и высоки; женщины вообще весьма красивы; одежда и шапочки из куньего меха, которые они носят, придают им ещё более красоты.

Источник: [21.60]

Статья № 7
И. Вундерер

Женское одеяние [псковитянок] заключается в длинном платье из сукна разных цветов, головы же у них повязаны плотно платками, иногда белыми, вышитыми шёлком и жемчугом, на лбу драгоценный камень, а около тела, вместо пояса, медная позолоченная цепь, на которой значок в два пальца ширины, на правой руке, на её сгибе, браслет серебряный или медный позолоченный.

Все обитатели носят длинные цветные платья, без складок, с белыми шапками и красными сапогами до колен, под пятой — маленькие круглые железки.

Великого князя мы видели перед дворцом. Его одежда была роскошна. На нём была длинная мантия до пят... У шеи — широкое оплечье из красного бархата, вышитое золотом и другими драгоценностями, которое они называют бармами.

На голове — белая, заостренная, очень высокая шапка из ценных мехов, украшенная драгоценными камнями и золотом.

На ногах — красные бархатные сапоги, вышитые золотом. Он был сопровождаем многими телохранителями, гайдуками и статными людьми. Коляска была покрыта красным бархатом, с золочеными изображениями. У каждого колеса стоял знатный московит в красной одежде.

Источник: [21.60]

Статья № 8
Стефан Гейс (Гизен), 1593

На нём (Царе Годунове — Прим. ред.) было такое платье: во-первых, на голове была надета высокая московитская шапка с маленьким околышем из самых лучших бобров; спереди в ней вшит был прекрасный большой алмаз. Под этой шапкой носил он маленькую московитскую шапочку, вышитую прекрасными крупными жемчужинами, а в промежутках у них вставлены драгоценные каменья.

Одет он был в длинный кафтан из золотой парчи с красными и зелеными бархатными цветами. Сверх этого кафтана надет на нём ещё другой, покороче, из красного с цветами бархата, и белое атласное исподнее платье. У этого кафтана снизу и спереди, кругом и сверху около рукавов было прекрасное жемчужное шитье шириною в руку.

На шее надето нарядное ожерелье и повешена крест-накрест превосходная золотая цепочка, пальцы обеих рук были в кольцах, большею частью с сапфирами.

Источник: [21.60]

Статья № 9
Даниил (Принц из Бухова), 1578

Московские Бояре (nobiles), бывшие с нами, тотчас, по выходу из нашей комнаты, поменялись верхними одеждами с другими своими родственниками, чтобы таким образом показать нам свое богатство, что, однако, мы встречали боле со смехом, чем с каким-либо удивлением. Не возможно сказать, как этот народ любит наружное щегольство. Сам Великий Князь также имеет обыкновение показывать чужестранным Послам свое великолепие сколько возможно с большим тщанием. То же самое случилось и в это время: он почти из всех областей созвал своих дворян, или Бояр (Bojarones), которые, одетые в красивые и блестящие одежды, наполняли весь тот город, где мы были.

У Московского Князя сложено огромное число самых блестящих одежд, сделанных для этой цели, в его кладовой. Итак, когда приходят иностранные Послы, он уступает оные своим Боярам, которые вообще довольствуются дешёвым платьем, и они очень заботятся, чтобы не замарать их; если же будет какой-нибудь вред, то принуждены бывают заплатить известную пеню начальнику казны и изъян вознаградить.

Одежда женщин почти такова: он носят длинные платья, мало-помалу расширяющиеся от верхней части; где только открыты, с широчайшими рукавами; эти одежды немного отличаются от белых Священнических одежд. На них накидываются другие, у которых рукава более узки и спускаются до земли; на плечах они связываются пряжками.

Источник: [21.60]

Статья № 10
Антонио Поссевино, 1582

Трон Великого Князя возвышался над полом на две ступеньки, и его убранство очень выделялось своим блеском и великолепием. Вотканные драгоценные камни с удивительным искусством украшали его золотую одежду. Каждый палец украшали по два-три перстня с оправленными в них большими драгоценными камнями. Был у него и серебряный посох, отделанный золотом и драгоценными камнями.

Мягкие сапоги, загнутые наподобие клюва, также украшены драгоценными камнями. На нём были две цепи, состоящие из чередующихся золотых шариков и больших драгоценных камней.

Украшение головы московиты называют короной, на ней много золота, украшена она многочисленными драгоценными камнями, намного больше, чем тиара папы.

Источник: [21.60]

Статья № 11
Неизвестный автор

Главнейшая вещь (среди сокровищ) — это корона Его Величества, замкнутая наверху, прекрасной работы; по моему мнению, немногие могли бы улучшить отделку такого количества золота. Она была украшена и изобильно покрыта дорогими драгоценными камнями; между прочим был рубин, возвышавшийся над верхом короны, он был величиною с добрый боб, корона эта была подбита прекрасным черным соболем.

Его Величество с знатными своими выехал в поле, свита его была на испанских и турецких жеребцах, изобильно изукрашенных золотом и серебром. На Царе было парчовое платье, на голове его алая шапка, усыпанная не только жемчугом, но и другими драгоценными каменьями. Царские придворные все были в парчовых халатах. Впереди их шли стрельцы по пять в ряд, каждый стрелец нёс пищаль на левом плече и фитиль в правой руке.

Источник: [21.60]

Статья № 12
Яков Ульфельд, 1575

[Царь] одет был в красное платье бархатное, камнями и алмазами насаженное, на шее его висело украшение из золота и камней, на голове (он) имел золотую корону, возложенную на шлем, из алмазов и других драгоценных камней сделанный, в руке держал золотой шар величиною с отроческую голову, который со всех сторон драгоценными камнями был насажен.

Сверх того держал в руке жезл, насаженный блестящими камнями; сапоги, бисером украшенные, надеты были на ноги его, по обеим сторонам стояли четыре юноши в белом бархатном платье, перевязаны золотыми цепями, с мечами.

Источник: [21.60]

Статья № 13
Ричард Ченслер, †1556

Сам Князь одевается богато свыше всякой меры; его шатер покрывается золотой и серебряной парчой, до того усыпанной драгоценными каменьями, что чудно смотреть; я видал шатры королей Английского и Французского, которые великолепны, однако же и не походят на этот.

Доспехи их состоят из кольчуги и шлема. Некоторые покрывают свои кольчуги бархатом или золотой и серебряной парчой, это их страсть роскошно одеваться в походе. Как я слышал, украшения их кольчуг очень дороги, отчасти это я и сам видел, иначе едва ли бы я поверил.

Источник: [21.60]

Статья № 14
Адам Климент

Все отправляющиеся в поход должны содержать себя на собственном иждивении.
Оружие их составляют панцири и шлемы, панцири сверху покрыты золотом или шёлком, даже у рядовых.

Послы русского Императора к иностранным государям отправляются с великой пышностью. Когда наши были в Москве, то свиту двух послов, назначенных к королю Польскому, составляли полторы тысячи всадников, одетых большей частью в золотые и шёлковые одежды; о дорогих уборах лошадей, блестящих золотом и серебром, расшитых весьма искусно шёлком, и говорить нечего.

Источник: [21.60]

Статья № 15
Александр Гваньини, 1578

Одежду все носят очень длинную, она ниспадает складками до самых пят, преимущественно, голубая или белая. Носят они белые войлочные шапки из валяной шерсти, почти у всех — невысокие красные сапоги ниже колен; подошвы их слегка приподняты в носках и подбиты железными гвоздиками.

Надевают рубахи, вышитые у шеи разноцветными шелками, а у знатных — затканные золотом; украшают их ожерельями, драгоценными камнями, жемчужинами или серебряными либо золочеными медными шариками.

В знак некоего таинства они носят на шее кресты; у них они серебряные или золотые, украшенные драгоценными камнями, у простолюдинов же — медные или железные. При этом одежда у всех находится в соответствии с общественным положением: по распоряжению великого князя, людям небогатым и простым, под угрозой тяжкого наказания, запрещается богатая и пышная одежда. Если же замечают какого-нибудь человека низкого происхождения, одетого слишком пышно, его называют предателем и вероотступником и берут под подозрение, говоря: «Неверный! Откуда у тебя такая одежда господского фасона (господами они называют поляков и литовцев)? Уж не собираешься ли ты вероломно переметнуться к ним? Да ведь эта одежда — недостаточная плата для тебя». И тотчас его обвиняют и сурово наказывают как личность подозрительную.

Итак, одно одеяние предписано людям победнее, но знатным — чиновникам и боярам — другое, третье — горожанам и поселянам: по достоинству, положению и имуществу каждого.

В кладовой великого князя (Ивана IV Грозного — Прим. ред.) хранится много пышных одежд, которые он даёт на время всем и каждому из своих придворных на какое-нибудь торжество или для приёмов иностранного посла. Да и другие знатные лица, собираясь на дружескую пирушку, или на свадьбу, или на ежегодный праздник какого-нибудь святого и желая одеться торжественнее и пышнее, берут себе одежду в кладовой великого князя и платят установленную цену за пользование ею. Потом взявший возвращает одежду кладовщику в неповрежденном виде, а если она окажется кое-где запачканной, то виновника заставят отсчитать деньги за неё, согласно оценке, и вразумляют розгами, чтобы не допускал этого в дальнейшем...

Когда государь московский собирается отправить послов с изустным поручением к королю польскому или к другим иноземным государям, он обычно даёт придворным и знатным людям, сопровождающим послов, торжественные одежды, оружие и уборы из своей кладовой за определённую плату. Назначается распорядитель всеми этими вещами, который в установленном порядке выделяет, по мере необходимости, уборы каждому, принимает их обратно и хранит. Вернувшиеся с посольства платят великому князю, согласно договору, деньги за пользование одеждой и прочими уборами и возвращают вещи. Если же кто-нибудь их испортит, того, проучив розгами, заставляют за уборы платить.

Источник: [16.39]

Статья № 16
Дон Хуан Персидский (Орудж-бек Баят), 1599–1600

Страна эта очень холодна, и потому все ходят в одежде из меха куниц, которых здесь очень много...

Съестные припасы весьма дёшевы, как и в других, описанных нами, частях Московии и Татарии, но одежда очень дорога...

Хранилище царской одежды равным образом представляло ценность невероятную. Арсенал столь велик и так богато снабжён, что можно бы вооружить 20 000 всадников...

Царь (Годунов — бывший опричник, зять Малюты Скуратова. — Прим. ред.) был в платье из золотой материи, подбитом соболем с бриллиантовыми пуговицами; на голове у него была шапка вроде митры, а в руках посох. Позади царя стояли 40 придворных с серебряными скипетрами, составляющими регалии, которые царь берёт с собой на войну...

Потом он встал и удалился во внутренние покои с теми же придворными, а через малое время вернулся в сопровождении их, причём как царь, так и все придворные, были одеты в белую одежду, опушенную белой куницей вроде испанского горностая.

В промежуток между уходом и возвращением царя поставили столы, и царь сел кушать и нам всем велел сесть, причём каждому было дано место по его достоинству.

Источник: [16.40]

Статья № 17
Климент Адамс, 1553

Верхнее платье Pyccкие носят шерстяное; шапки конусом вверх; по их форме различают состояние людей: чем шапка выше, тем лицо почетнее...

Духовные и миряне ни мало не различаются одеждою.

Россияодежда в XVIодежда попов

Источник: [16.59]

Статья № 18
Франческо Тьеполо, 1560

Руссия

Живёт население тем, что выше нами указано. Более богатые носят одежду из тонкой шерсти, а также из шёлка; все прочие — из шерсти грубой работы. Их платье почти во всём похоже на венгерское, и только шапки у всех белые и островерхие.

бутики Московиивенгерская мода

Источник: [16.72]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,091