▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Пути хождений. Дорожная сеть. Почта и связь  → Хождения: кто, когда, куда, как и зачем → Славяне и российские этносы (XVI век) → Комментарии к статье № 13

Комментарии к статье № 13, Антон Марш, Христофор Холмс, 1584

4. Пути хождений. Дорожная сеть. Почта и связь
4.1. Хождения: кто, когда, куда, как и зачем. Славяне и российские этносы (XVI век)

Примечания издателя (20.10.2016 21:54:45)

1
[Две кочимы или команды]. Кочами назывались в Сибири палубные судна с веслами и парусами, приспособленные для хождения по морю, однако, очень примитивного устройства (В. Даль. Толковый словарь, ч. I, М., 1863, стр. 787; Н. П. Загоскин. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. Казань, 1910, стр. 460-462). «К постройке старинных русских кочей, — пишет Загоскин, — не применялись никакие сложные технические приемы и приспособления, не требовалось для их сооружения и никаких знаний специального характера...

Суда эти были плоскодонные, с одною палубою; имея 12 сажен длины, они были построены из одного дерева, так что деревянными были в них гвозди и другие судовые скрепления. Ходить в этих судах можно было как греблею, так и на парусе, в последнем случае пользуясь только прямым ветром, так как на этих кочах нельзя было ни лавировать, ни даже пользоваться частью ветра». «Европеец, — замечает Фишер (Сибирская история. СПб., 1774, стр. 204-206), — едва ли отважился бы идти на таких худых судах по морю, с которого никогда лед не сходит: между тем архангелогородцы в прежние времена не знали ни о каких других морских судах и ходили на них в Мезень, Пустоозеро, да и в Новую Землю».

«Из этих последних слов Фишера, — прибавляет Загоскин, — лично знавшего Сибирь половины XVIII ст. и быть может заставшего здесь подобие старых кочей, следует заключить, что родиной сибирских кочей было беломорское поморье, откуда этот судовой тип проник и к северным побережьям Сибири. Если незатейливо было устройство старинных кочей, то еще более упрощенным бывало их снаряжение. Не говоря уже о деревянных судовых скреплениях, для кочей иногда делали, по словам Фишера, даже деревянные якоря, к которым подвязывали для тяжести „великие камни“. Нужда иногда заставляла употреблять на этих судах взамен канатов ремни, вырезанные из оленьих кож, взамен парусов — сыромятные оленьи кожи, что, впрочем, практиковалось в Сибири еще и во времена самого автора „Сибирской истории“ (Ср.: Фишер. Op. cit., стр. 373, прим. 41)». Об устройстве «кочей» на основании архивных документов см. еще: С. В. Бахрушин. Очерки по истории колонизации Сибири. М., 1928, стр. 116-117.

2
[Вниз по реке Усе]. В подлиннике: Ouson river, вероятно, имеется в виду р. Уса, приток р. Печоры. По р. Усе шла одна из древних дорог в Сибирь; из Усы пробирались на речку Елец, а затем через небольшой волок в Собь, впадающую в Обь (П. Н. Буцинский Заселение Сибири. Харьк. 1889, стр. 176); этот путь и имеют в виду авторы письма.

3
[Племя самоедов, называемых мангазейской самоядью]. По мнению Д. Н. Анучина, объясняющего «молгонзеи» из зырянского языка, — народ «окраинный, живущий на краю области самоедов», вероятно — юраки.

4
[Тазовский городок]. Некоторые отождествляют Тазовский городок, упоминаемый и в других известиях англичан, с Мангазеей. Против этого говорит указание настоящего текста, что он находится в устье р. Пад, т. е., вероятно, Соби.

5
[Реки Пады]. Гамель (Англичане в России, статья II, стр. 218) разъясняет, что «под этой рекою разумели, должно быть, Pad-jaha, по-русски просто Пад, которая по Большому Чертежу называлась также Сба. По-видимому, гидрографы наши не заметили, что эта загадочная река Сба не что иное, как Соб, которая называлась также и Собой, и впадает не в Усу, как ошибочно сказано в Большом Чертеже, а в Обь».

6
[Носовой городок]. Думается, что именно так следует перевести исковерканное в английском тексте название: Nosoro-gorodock. Носовым городком называлось русскими остяцкое селение, на месте которого на высоком берегу р. Полуя в 6 верстах от его впадения в Обь через 10 лет после настоящего письма (в 1595г.) основан был для сбора ясака с самоедов и остяков г. Обдорск. Название Носового городка сохранилось и за Обдорском; так назывался он местными жителями еще в XIX в. (Schrenk, Reise... durch die Tundren. Dorpat, 1854, II, S. 187) наряду с официальным названием Обдорска. Ключ к этому имени, кажется, дают туземные названия Обдорска. «Один зырянин объяснил мне, — замечает С. М. Чугунов („От Тобольска до Обдорска“, „Ежегодник Тобольского Губ. Музея“, вып. XXVIII, 1917, стр. 13), — что свое название Обдорск получил от двух зырянских слов Об — река и дор — мыс. Насколько это верно, судить не могу, мне известно лишь, что по-самоедски Обдорск называется Селе-Харат, что значит „мыс — город“, следовательно, название Обдорск — не самоедское». Авторитетно указание Б. М. Житкова (Полуостров Ямал. СПб., 1913, стр. 223), что Обдорск по-самоедски — Саленгар «город на мысу».

Прибавим, что остяцкое название Обдорска — Полновать-ваш (ср.: Ипполит Завалишин. Описание Западной Сибири. СПб., 1862, стр. 273; П. Н. Буцинский Заселение Сибири. Харьк., 1889, стр. 178); самоедскому названию «мыс — город» вполне соответствует и старинное русское название Носовой городок, так как «мыс» часто назывался у нас носом (ср.: Канин Нос, Святой Нос и т. д.).

7
[Третий называется Necheiour-goskoy]. Определить точное название и географическое местоположение как этого городка, так и крепости «Надежной» я затрудняюсь. Впрочем, не имеется ли здесь в виду городок на Оби Нецкгаркир, упоминаемый в числе 33 городов, завоеванных в походе Курбского и Ушатого в «Книге Большого Чертежа»?

На Оби указано здесь таких 18 городков («Книга Большого Чертежа» изд. Г. Спасского, СПб., 1846, стр. 203-207; Списки населенных мест. Тобольск. губ. СПб., 1871, стр. LXIII). С. Огородников по поводу этого списка замечает, что «многие из этих городов и в настоящее время могут быть приурочены к различным населенным местностям, лежащим по р. Оби» (Зап. РГО по отд. этн. СПб., 1877, т. VII, стр. 28-29). Быть может, внимательный анализ этого списка позволит определить также и четвертый городок, упомянутый Маршем: «Charedmada» (Карымкан? Емдыр? Курмыш-Юрган?).

8
[Некогда ваши люди уже достигли...]. Не идет ли здесь речь о корабле Джекмена?

9
[В ней водится разная рыба]. Это место переведено согласно разъяснениям Гамеля (Op. cit., II, стр. 219; ср.: С. М. Середонин. Сочинение Джильса Флетчера «On the Russe Common Wealth» как исторический источник. СПб., 1891, стр. 135); письмо называет осетров и стерлядей (Acipenser sturio et ruthenus), чира (Salmo nasutus), нельму (Salmo nelma), Pidlae, — быть может, пелет (Saimo pelet), муксуна (Salmo muksun), сигов (Salmo lavaretus), лохов (Salmo solar).

10
[Земля Матвея, т. е. Матвеевой Земли]. Основываясь на показании письма, что русские мореходцы, идучи к Оби, проходят мимо трех островов — Новой Земли, Вайгача и Матвеева, Гамель (Op. cit., стр. 208-209) заключил, что название Новой Земли принадлежит только южному острову, а северный должен называться Матвеевой Землею. Имя Матвей навело его и на другую мысль, что и «Маточкин Шар» должен называться по-настоящему Матюшкин, Матюшин, т. е. Матвеев Шар.

На карте И. Массы, «составленной не позже 1608 г., к северу от Новой Земли отмечен пролив, названный «Matsei of tsar». «Это значит Матвеев Шар и доказывает, что теперешнее название „Маточкин Шар“ неправильно. К северу от этого пролива (Матвеева Шара) показана твердая земля... Это и есть земля, которая в письме из Пустозерска от 21 февраля 1584г. названа Матвеевой Землей». «Как пролив этот, так и земли к северу от Новой Земли, должно быть, открыл некто Матвей, уменьшительное имя которого было Матюша; поэтому и лежащую к северу от пролива землю, которая, как мы теперь знаем, образует остров, следовало бы также называть Матвеевой».

Ко всему этому Гамель прибавляет, что Розмыслов первый изменил название Матюшкин в Маточкин. Против указанного мнения высказался К. Свенске (Новая Земля в географическ., естественноисторич. и промышленном отношениях. СПб., 1866, стр. 46-47): «есть ли какая-нибудь вероятность, — замечает он, — чтобы промышленники, которым работы Розмыслова оставались большею частью неизвестными, вдруг единогласно приняли придуманное им новое название, если б они прежде в самом деле называли пролив Матюшкиным или Матвеевым? Эти догадки едва ли имеют какое-нибудь основание». На острове Матвееве в конце XVI в. находилась застава, взимающая пошлину с судов, идущих в Сибирь (А. А. Жилинский. Крайний Север Европейской России. Петр., 1919, стр. 41, прим.).

14
[Матюшин Шар]. Извилистый пролив, называемый ныне Маточкиным Шаром. Выше (s. v. Матвеева земля) было указано мнение Гамеля о родстве названий «Матвеева Земля» и «Маточкин Шар»; его нельзя считать принятым: в написании Mattuschan Yar мы можем видеть простое искажение слова Маточкин, притом скорее именно последнего, а не слова Матюшин, так как двойное t мешает ударению на втором слоге; в английском произношении оно звучит приблизительно «мэтьюшен». «Маточкою, — замечает Свенске (Op. cit., стр. 47), — называется в Архангельской губ. маленький компасик, употребляемый поморами и лесопромышленниками.

От этого происходит, б. м., название Маточкина Шара, реки Маточки и пр. Происхождение названия шар неизвестно. Тамошние мореходы разумеют под этим пролив, идущий от одного моря к другому». Иное объяснение дает А. А. Жилинский (Крайний Север Европейской России. Петр., 1919, стр. 29): «Название шар на севере вообще означает пролив, название же Маточкин произошло, вероятно, от слова „матка“, т. е. материк, как прежде поморы называли Новую Землю».

15
[До острова Колгуева]. О-в Колгуев — против Пёшеходского полуострова, образуемого Чешскою губою.

Редактор сайта (20.10.2016 21:54:45)

Меня тут вот что поражает наповал!
В 1734–1736 годах С. Г. Малыгин и А. И. Скуратов на кочах и ботах — то есть практически на тех же судах (sic!), на которых плавали мореходы при Иване Грозном аж двести лет назад — организовали экспедицию к устью Оби по пути (см. схемы), который ещё в XIV веке был открыт новгородскими ушкуйниками, а в веке XVI при Иване IV активно использовался как рабочий товарный путь для доставки в Архангельский порт экспортных позиций России — пушнины и моржового клыка.

Экспедиции С.Г. Малыгина и А.И. Скуратова в 1734–1736 годах на кочах и ботах как фрагмент Северного морского пути в Русской Арктике,  http://tur-plus.ru/sever/sever-1.jpg
Экспедиции С.Г. Малыгина и А.И. Скуратова в 1734–1736 годах на кочах и ботах как фрагмент Северного морского пути в Русской Арктике, http://tur-plus.ru/sever/sever-1.jpg
Экспедиции С.Г. Малыгина и А.И. Скуратова в 1734–1736 годах на кочах и ботах как фрагмент Северного морского пути в Русской Арктике, схема https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0671/00071ed8-d7fb868c/hello_html_m6cc49772.png
Экспедиции С.Г. Малыгина и А.И. Скуратова в 1734–1736 годах на кочах и ботах как фрагмент Северного морского пути в Русской Арктике, схема https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0671/00071ed8-d7fb868c/hello_html_m6cc49772.png

Почему Малыгину и Скуратову пришлось изобретать велосипед? Кто их сподобил на подвиги и «географические открытия»? Кто финансировал их проект? Или это была просто рутина геодезической работы по составлению карты Империи по давно изведанным путям? Но тогда зачем с такими трудностями и лишениями?

С. Г. Малыгин (†1764) — автор первого русского руководства по навигации дослужился до должности начальника адмиралтейской конторы в Казани в звании капитан-командора.
А. И. Скуратов (†1765) — один из авторов карты побережья океана от Архангельска до устья Оби (примерно 4 000 километров линии побережья), именно на его карте впервые появилось название «Карское море» в память зимовок на реке Каре. Закончил карьеру в чине капитана второго ранга. В его честь назван мыс на Ямале, корабли в Арктике.






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,155