▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти → Наказания; казни → Славяне и российские этносы (XVII век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

30.5. Наказания; казни. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Коллинз, Карлейль, Гордон, Петрей, Олеарий, Иловайский, О ссылке убийц, Христианский суд, Квашнин-Самарин, Витсен, Койэтт, Корб, Давид, Хебдон, Котошихин, Аверка, Мнишек, Родес, Шаум, Шлейссингер, Невилль, Алеппский, Рейнтенфельс, Стрюйс

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

18-го и 19-го (28-го и 29-го) мая. Шесть слуг при доме одного Москвитянина казнены были отсечением головы за то, что умертвили своего господина.

14-го (24-го) июня. Двое Москвитян, которые недавно убили своего хозяина, немецкого подполковника, в надежде ограбить его имущество, были повешены на большой дороге, недалеко от Немецкой слободы.

14-го (24-го) июля. Подполковник Нарбеков, обвиненный по поводу недавнего бунта, с 25 слугами отправлен в тюрьму и подвергнут пыткам.

21-го сентября (1-го октября 1698 г.). Пятнадцать человек из приведенных недавно и доведенных до сознания мятежников, оставшиеся живыми после пыток, были колесованы и обезглавлены.

30-го сентября (10-го октября). Сам царь, окруженный своими солдатами, топором казнил в Преображенском пятерых мятежников за сделанную ему измену; при этом никто из посторонних близко допущен не был. Двести тридцать других мятежников были повешены, и на это ужасное зрелище, кроме великого множества Немцев, смотрели: царь, иностранные министры и московские вельможи.

13-го и 15-го (23-го и 25-го) декабря. Мать с дочерью замыслили убить мужа, и злодейство совершено двумя убийцами, подкупленными за тридцать крестовиков; обе они живые по шею закопаны в землю и понесли наказание, достойное злодеяния. На сильнейшем морозе мать прожила до трех дней, а дочь больше шести дней. Трупы умерших вытащены из ям, и рядом с вышеупомянутыми убийцами, погибшими на виселице, повешены за ноги, головой вниз. Такому наказанию подлежат только жены за убийство мужей, а убийца жены не преследуется с такою строгостью и очень часто за преступление штрафуется только денежною пеней...

19-го (29-го) января. Захвачены пятьдесят делателей фальшивой монеты, которые, после надлежащей улики в преступлении, осуждены на высечение кнутом. Это заменяет сечение палками, употребляемое в наших странах...

Один капитан, уличенный в беззаконной связи с восьмилетней девочкой, казнен...

Женщину, которая убила и мужа и мать, спросили: каким побуждением доведена она до такого бесчеловечного злодейства? Разве не знала она, какой жестокой казнью наказываются подобные преступления? К удивлению допрашивающего, она неустрашимо отвечала: «Я недавно видела как две женщины, обвиненные в мужеубийстве, ожидали медленной смерти в своих ямах, и я не сомневаюсь, что такая же казнь ждет и меня, и я ничего себе не вымаливаю; с меня довольно, что убив мужа и мать я наслаждаюсь таким сильным преступлением».

Ей назначена обыкновенная казнь  — зарытие в яму, но в придачу пред тем жгли её тело на огне.

Источник: [17.1]

Статья № 2
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Ересь наказывается огнём. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его...

Переодевшись однажды, Иван (IV Грозный — Прим. ред.) просил ночлега в одной деревне, невдалеке от города, и никто не хотел принять его, кроме одного бедняка, жена которого мучилась тогда родами и родила в то самое время, как Царь был у ее мужа. Царь на другой день до свету ушел и обещал своему хозяину хороших кумовьев.

Исполняя данное слово он вскоре явился со множеством бояр и, богато наградив своего хозяина, сжёг всю деревню, кроме его дома, советуя жителям быть вперед гостеприимнее, и сказал им: «Вы отказали страннику в приюте за то сами теперь должны искать пристанища и скоро узнаете, каково спать на снегу зимою»...

Делателям фальшивой монеты вливают в горло топленого олова. Neque enim lex justior ulla est, quam necis Artifices Arte perire sua (Нет закона справедливее того, который повелевает, чтобы умирали от того же, чем убивают — лат. — Прим. ред.).

Два года тому назад один удалец выстрелил по скворцу на царском дворе, но пуля скользнула и упала в Царские покои. Стрелку отсекли левую ногу и правую руку.

Открыв тайный заговор, заговорщиков мучат втайне, потом увозят в Сибирь и, отъехав сто или двести верст, попросту опускают их в прорубь. Других, отрезав им носы, уши и выколов глаза, ссылают в Сибирь за три тысячи вёрст.

Повешенье не практиковалось последние годы, так как тупой русс думал, что если злоумышленник задыхался, его душа была вынуждена отправляться к задним воротам, что делало ее поганой, то есть грязной. Виселица недавно введена в употребление.

Преступник (Malefactor) вкладывает голову в петлю и спрыгивает с подмосток по приказанию палача.

Должность палача наследственна, и он учит детей своих сечь кожаные мешки.

Источник: [17.10]

Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664

... если обвиняемого найдут виновным, то приговаривают к виселице или обезглавливанию.

Но если не будут доказано более двух краж, то едва ли допускают смертную казнь за одно или два воровства.

Впрочем, вместо смертной казни употребляют наказание, довольно суровое: наказывают публично виновного рукою палача, кнут которого сделан из кожи оленя, разрезанной на мелкие ремешки; он до того режет кожу, что часто первый удар оставляет кровавые следы на спине.

Если дело идет о каких-нибудь внезапных спорах или о не больших покражах и т. п. вещах, то местный чиновник без всякой другой формальности, наказывает батогами. Это наказание имеет много сходства с тем, которое Бог назначил, во времена Моисея, израильскому народу; как об этом говорится в 25 главе Второзакония (см. [Втор 25:1..3]).

Виновного раздевают до рубашки, кладут его животом на землю и по бокам его ставят двух человек, которые и бьют его палками по спине. Вместо того, чтобы число ударов было ограничено, как это было у евреев (нельзя было дать более 40 ударов), здесь же число ударов зависит от произвола чиновника. Виновный, получив своё, встаёт и кланяется тому, кто его осудил, подобно персам, которые, когда наказывал царь, благодарили за то, что он был так добр, вспомнив их. Этот род наказания очень употребителен у знатных.

Источник: [17.11]

Статья № 4
Патрик Гордон, †1699

Января 3, понедельник (1661 г.). Гетманские повара ходили колядовать и, напившись, в потасовке убили одного из моих барабанщиков. Раненный в голову, он умер часа через четыре после ранения. По приказу гетмана на другой день поваров схватили и заключили в тюрьму, а мне было велено преследовать их по закону.

Я пошёл в ратушу, или городской совет, и подал законный иск на убийц, кои без больших хлопот сознались. Трое из них были найдены виновными в нанесении смертельных ран и приговорены к отсечению голов.

Источник: [17.14]

Статья № 5
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

...есть у них и кое-какие постановления и указы, сделанные по приказанию великих князей, например следующие:

Кто поймает отъявленного разбойника на большой дороге и на месте преступления, должен представить его в суд и уличить истинными и ясными показаниями, тогда разбойник кладется на колесо; но сперва его растянут и подвергнут мукам.

Кто обокрадет и ограбит церковь и пойман будет на месте преступления, того без всякой пощады сажают на кол, а такая смерть ужасна: некоторые посаженные живут полдня или целый день, иногда даже два, если палач не угодит ему колом в сердце. Когда они умрут, их снимают с кольев, отвозят за городские ворота, сжигают в пепел и накидывают на это место песку и золы.

Все изменники, зажигатели, также и те, которые без всякой крайности сдают неприятелю города и крепости, наказываются смертью без всякой пощады.

Кто убьет своего господина, захочет тайком убежать из страны и будет уличен в том свидетелями, наказывается смертью, без всякой пощады.

Кто в своем доме на самом деле поймает вора, укравшего большие деньги и убьёт его до смерти, должен отнести его к судье, который и разбирает дело: если оправит вора, обокраденный должен заплатить деньги; если же обвинит вора, умертвивший его свободен.

Кто сделал воровство в первый раз, не в монастыре или в церкви, того должно наказывать не смертью, а денежною пеней, высечь розгами по заднице, положив ему голову между ногами того, кого он обокрал. Если он попадется в другой раз и будет уличен в воровстве ясными и справедливыми уликами, то должен возвратить обвинителю украденные у него деньги, вдвое против того заплатить судье, быть высеченным розгами и посидеть в темнице, смотря по важности воровства. Если ему негде взять столько денег, его наказывают смертью, только не виселицей, а сажают с несколькими камнями в бочку и топят в реке...

Кто сделает блуд с замужнею, и муж опять возьмёт её к себе, прелюбодей должен вполне удовлетворить его деньгами и быть сеченным розгами по голой спине от Думы до дома мужа, который берет опять к себе жену. Если же не возьмет её, у ней остригают волосы, отдают в монастырь и делают ее черницей, а муж берёт себе другую жену, прелюбодей же уплачивает ему некоторое количество денег.

Кто нарушит приказание великого князя и в противность его воле станет продавать пиво или водку и пойман будет на самом деле, тот лишается напитков и платит 12 талеров пени. Если поймают его в другой раз, он также лишается напитков и, кроме того, должен быть высечен розгами и заплатить 30 талеров пени. Если же он попадется в третий раз, должен отдать 100 талеров, в опале ссылается в Сибирь и лишается всех напитков, какие найдутся у него в доме.

Источник: [20.26]

Статья № 6
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

Как тишайший христианин Алексей Романов наказал лже-Шуйского, вороватого дьяка Тимошку Анкудинова

Тогда его с пытки перевели на большую площадь перед Кремлем, прочли о его преступлениях и объявили приговор о нем: его ведено было изрубить в куски. Его сейчас же раздели, разложили на земле, отрубили топором сначала правую руку ниже локтя, затем левую ногу ниже колена, потом левую руку и правую ногу и мгновенно затем голову; казнь он перенес, не выражая страданий.

Наказания в Московии. Из издания Адама Олеария [17.33]
Наказания в Московии. Из издания Адама Олеария [17.33].

Отрубленные куски тела были насажены на пять поставленных стоймя кольев и стояли так до следующего дня; туловище же осталось на земле между кольями и ночью было съедено собаками. На следующее утро оставшиеся кости туловища слугами палача были собраны, отрубленные куски вместе с кольями сложены в сани и все это за городом брошено в яму для падали...

В этот же день и час, когда происходила казнь, польского малого посла или посланника, только что прибывшего в Москву, вели на аудиенцию и нарочно провели через место казни, чтобы он видел ее и мог сообщить, что Лжешуйский, одно время находившийся в Польше, казнен. Вот каков был на самом деле Лжешуйский и какой он получил конец.

Практика наказаний

Убийца, который не из самообороны (эта последняя разрешается), но с заранее обдуманным намерением убил кого-либо, бросается в темницу, где он в течение шести недель должен каяться при суровых условиях жизни; затем ему дают причастие и после этого казнят отсечением головы.

Наказания крестьянина кнутом на дыбе. www.booksite.ru
Наказания крестьянина кнутом на дыбе, www.booksite.ru

Если кто-либо обвинён и уличён в воровстве, его все-таки подвергают пытке, [чтобы узнать], не украл ли он ещё что-либо; если он больше ни в чём не сознается и провинился в первый раз, то его бьют кнутом по дороге из Кремля на большую площадь; здесь палач отрезает ему одно ухо, и его на два года сажают в башню, а затем выпускают.

Если он пойман будет вторично, то ему, по вышеуказанному способу, отрезают и второе ухо, а затем его уводят на прежнее пристанище, где его держать до тех пор, пока подобных личностей не наберется больше; потом их всех вместе отправляют в Сибирь.

Никого, однако, ради воровства, если при этом не было совершено убийства, не карают смертью. Если вор после пытки признается, кому он продал краденые вещи, то этих покупателей зовут в суд и требуют от них, чтобы они дали должное возмещение убытков жалобщику, у которого вещи украдены. Такую выплату они называют «вытью»; она многих удерживает от покупки подозрительных предметов.

Ни о чём так часто не производится суд, как о долгах и должниках; не желающих или не могущих произвести уплату «приставливают», т. е. их заставляют сидеть взаперти в доме какого-либо судейского служителя, вроде как, например, у нас арестовывают и ставят на послушание.

Если платеж не будет произведён в разрешенный льготный срок, то должник, кто бы он ни был: русский ли или иностранец, мужчина или женщина, купец или ремесленник, священник, монах или монахиня, сажается в долговую тюрьму, и каждый день его выводят перед канцелярией на открытое место, и целый час гибкою палкою, толщиною с мизинец, бьют по голеням, причем избиваемые зачастую от сильной боли громко кричат. Иногда бьющий, получивший «посул» или подарок, бьёт лишь слегка и мимо. Иные также кладут толстую жесть или узкие, длинные деревянные дощечки в сапоги, чтобы эти приспособления принимали на себя удары.

По вынесении этих мучений и надругательств должник или опять отсылается в тюрьму, или должен представить поручителей, что он на следующий день вновь явится на место и даст себя вновь бить. Подобного рода наказание они называют «ставить на правеж»... Если же должник совершенно лишён средств заплатить долг, он становится рабом кредитора и должен служить ему.

Другие обычные наказания, применяемые против преступников, состоят в том, что взрезываются ноздри, даются батоги и кнутом бьют по голой спине. Ноздри взрезывались [рвались] у тех, которые пользовались нюхательным табаком; нам привелось встретить несколько человек, подобным образом наказанных.

Батогами каждый господин может наказать своего слугу или всякого, над кем он хоть сколько-нибудь властен. Преступника раздевают, снимая с него кафтан и одежду, вплоть до сорочки; потом он должен брюхом лечь на землю. Затем два человека садятся на него: один на голову, другой на ноги, и гибкими лозами бьют его по спине; получается такое же зрелище, как при выколачивании скорняками мехов... Подобного рода наказание не раз применялось среди русских, сопровождавших нас, во время нашего путешествия.

Битьё кнутом в наших глазах было варварским наказанием... Подобное наказание 24 сентября 1634 года я видел применённым к восьми мужчинам и одной женщине, нарушившим великокняжеский указ и продававшим табак и водку. Они должны были перед канцеляриею, именуемою «Новою четвертью», обнажить свое тело вплоть до бедер; затем один за другим они должны были ложиться на спину слуги палача и схватывать его шею руками. Ноги у наказуемого связывались, и их особый человек придерживал верёвкою, чтобы наказуемый не мог двигаться ни вверх, ни вниз. Палач отступал позади грешника на добрых три шага назад и стегал изо всей своей силы длинным толстым кнутом так, что после каждого удара кровь обильно лилась. В конце кнута привязаны три ремешка, длиною с палец, из твердой недубленой лосиной кожи; они режут, как ножи. Несколько человек таким образом (ввиду того, что преступление их велико) были забиты кнутом до смерти.

Служитель судьи стоял тут же, читая по ярлыку, сколько ударов должен был каждый получить; когда означенное число ударов оказывалось исполненным, он причал: «Полно!», т. е. достаточно. Каждому дано было от 20 до 26, а женщине 16 ударов, после чего она упала в обморок. Спины их не сохранили целой кожи даже с палец шириною; они были похожи на животных, с которых содрали кожу. После этого каждому из продавцов табаку была повешена на шею бумажка с табаком, а торговцам водкою — бутылки; их по двое связали руками, отвели в сторону, а затем под ударами выгнали из города вон и потом опять пригнали к Кремлю.

Говорят, что друзья некоторых из высеченных кнутом натягивают на израненную спину тёплую шкуру с овцы, только что зарезанной, и таким образом исцеляют их.

казни при Алексее Романове

Источник: [17.34]

Статья № 7
Д. И. Иловайский, 1637

Наказание фальшивомонетчиков

Указ царя Михаила (в 1637 г.) объясняет их [фальшивомонетчиков] размножение тем, что в его время их стали наказывать торговою казнью, то есть кнутом, тогда как при прежних государях им заливали горло растопленными фальшивыми деньгами.

Означенный указ повелевал уже схваченных преступников на сей раз также бить кнутом на торгах и, заковав в железо, держать в тюрьмах до смерти, а на щеки им положить клеймо с надписью «вор», но впредь таковым подделывателям по-прежнему заливать горло.

Источник: [21.56]

Статья № 8
О ссылке убийц на Украину, 1657

«О ссылке за умышленное убийство, по наказанию кнутом и отрезав уши, на Украину» (указ 27 февраля)

Источник: [21.56]
Комментарии

Статья № 9
Христианский суд, 1659–1683

1637

Чтоб воеводы по городам не сажали в одну тюрьму с уголовными преступниками людей, судящихся по гражданским искам, потому что от того татям, разбойникам и оговорным людям чинится теснота и голод, и от тесноты и от духу помирают... Людей, судящихся по гражданским искам, велено держать «за приставами» — Царская грамота в Муром губному старосте Ворыпаеву «о незаключении в тюрьмы людей по исковым делам»

1653

О наказании воров и разбойников: вместо смертной казни — кнутом с отсечением у левой руки по персту, о ссылке их в Сибирь и об учинении смертной казни за повторение тех же преступлений.

1659

А буде жена учинит мужу своему смертное убийство, или покормит его отравою, а сыщется про то допряма: и ее за то казнити, живу окопати в землю и казнити ее такою казнию безо всякой пощады, хотя будет убитого дети, или иные кто ближние роду его, того не похотят, что ее казнити, и ей отнюдь не дата милости, и держати ее в земле до тех мест, покамест она умрет1.

1666

Январь, 24. О наказании воров, разбойников и смертоубийц: «Воров, которые по своим винам довелись смертные казни, по прежнему своему, Великого государя, указу татей и разбойников вершить, вешать, а смертных убойцев казнить, сечь головы. А что по его, Великого Государя, указу велено было татям, разбойникам и смертным убойцам вместо смертной казни сечь руки и ноги, и тою казнью тех воров не казнить»

1682

Указ «О резании у преступников ушей вместо отсечения пальцев»

1683

Июнь, 20. Боярский приговор о чинении за церковную татьбу (воровство) смертной казни.


1 Но вологжане, например, крестьянку Агриппину, закопанную палачами за убийство мужа-истязателя, выкопали через 6 часов. — Прим. ред.

казни при Алексее Романове

Источник: [21.56]

Статья № 10
Е. Н. Квашнин-Самарин

По случаю происшедшего в Москве бунта (Медный бунт 1662 г. — Прим. ред.) более 7 000 человек было казнено и более 15 000 рук отсечены за подделку серебра.

Источник: [19.30]

Статья № 11
Николаас Витсен, 1665

Москва, 17 марта

17-го здесь руками палача были казнены примерно 120 человек, кроме тех, которые кнутом или иначе были наказаны. Одного, я видел, сожгли заживо. Это был монах, который обокрал свой монастырь, и, как русские сказали, он и колдовал своим крестом.

Здесь был сложен костёр в виде домика из квадратно уложенных друг на друга брёвен; вокруг и внутри «домика» полно соломы, примерно на два фута высоты. Страдалец влез туда наверх сам, свободно, ничем не связанный, перекрестился на все четыре стороны и сказал присутствующим — «прости». Затем палач поднял одну или две балки, и монах прыгнул внутрь, а над его головой сдвинули балки. Как только палач слез, зажгли солому с четырёх сторон одновременно, так что «домик» сразу вспыхнул. Монах крикнул только раза два, заметался в огне и задохнулся от дыма.
Это было ужасно, через щели видны были муки страдальца. Размер этого «домика» был примерно 12 футов в квадрате, немного выше человеческого роста.

На том же месте у двух-трех человек были отрублены руки и ноги, а затем голова. Одни потеряли руки, другие — ступни; жуткое зрелище. Ничем не связанные, они ложатся на землю и кладут голову, руки или ноги на два бревна. Затем подходит палач с маленьким топориком и отрубает сперва руки и ноги, а затем голову. Тот, кто читает приговор, это простой писец, он стоит на скамье, без всякого караула и стражи.

Здесь же прибавилось ещё третье исполнение [приговора]: одного человека повесили на высокой виселице.
Как покорно подымаются эти люди, когда их собираются пожаловать петлей! Все не связаны, сами идут наверх к палачу, который набрасывает им на шею толстую лубяную петлю и, после взаимного целования, вздергивает их. Не успеешь оглянуться, и дух уже вон, без всякого труда палача. Они крестятся, пока руки двигаются.

В другом месте я видел ещё двоих повешенных, у которых отрубленные руки и ноги были пригвождены к виселице. Ещё в одном месте женщине вырезали язык.

В общем, то здесь, то там вешали, обезглавливали и т. д. Кнутом бьют, прогоняя по улице. Странно происходит тут правосудие: люди едва за два часа до смерти узнают, что умрут. Потом приходит поп, который их кое-как благословляет, с ним же они едут в санях к месту казни. Приговоренный держит в руке горящую свечу; каждый, кто хочет дать милостыню, покупает ему у священника восковую свечку. Когда он уже мёртв, эти свечки горят для него, затем их гасят и собирают. Кто хочет, бросает на тело один-два пятака для жены и детей; пока я стоял около виселицы, пришёл ребенок повешенного просить милостыню. Да, жены и дети часто наблюдают это правосудие.

Эшафотов здесь не употребляют, только скамьи, на которых стоит писец с двумя помощниками, и перед ними без особого труда происходит казнь прямо на улице. Мёртвые тела бросают в ямы за городом, где раз в год над ними служат панихиду и поминают их.

Ещё одну женщину осудили быть заживо закопанной в землю. Она была виновна в смерти мужа, и таково было наказание за это. Напротив, того, кто сломает жене шею, даже не бьют кнутом. Наказания преступников здесь очень жестокие и неправомерные: нюхателям табака разрезают ноздри, пьющих вино и покупающих его из запретных [не казенных] кабаков бьют кнутом.

Кто описку сделает в титуле царя, хотя бы в одной букве, того лишают руки. Кто неуважительно прикоснется к иконе, лишается жизни или ссылается, если это русский, а немца либо лишают жизни, либо обязывают совершить обряд перекрещения. Кто стрелял в ворону, сидящую на крыше церкви, того бьют кнутом. Кто-то стрелял вблизи помещения царя, это стоило ему правой руки и левой ступни. За разные преступления лишают человека глаза, носа или уха, разрезают щеки или лоб. Должников бьют по голеням.

Кроме того, что сжигают людей, их бросают живых и связанных в огонь для пытки и оттуда вынимают. Кто имел дело с коровой, того привязывают к её рогам за мужской член и так кнутом гонят по улицам.

Самое обычное наказание — это ссылка в Сибирь, куда попадают тысячи. Если муж совершает преступление, за которое его ссылают, то жена и дети должны отправиться с ним.

В тот же день, когда происходила эта трагедия, один изверг из нашей свиты отрубил, тоже одному из наших, нос, так что тот висел, держась только за маленький кусочек кожи.

Москва, 18 марта

Сегодня на Илью Даниловича1 было наложено сделать 800 земных поклонов во дворце (Т. е. наложена епитимья. Но не лейб-попом, а царём — Прим. ред.).


1 Возможно, открылось, что И. Д. Милославский, глава лейб-гвардии был каким-то образом замешан в воровстве медных денег с Монетного двора в 1662 г.? А, может, его поездка в Нидерланды в 1648 году и его последующие затем, и явно проплаченные про-голландские настроения аукнулись боком? Но царь-душегуб лишь пожурил вора и предателя. Как это происходит и теперь. — Прим. ред.

Источник: [17.39]

Статья № 12
Бальтазар Койэтт, 1676

В четверг, 28-го мая, утром некоторые из свиты его превосх-а, в том числе и я, поехали через Москву реку на боллетту (?), где я видел, как вели на смерть брата великого мятежника Стеньки Разина. Он уже 6 лет пробыл в заточении, где его всячески пытали, надеясь, что он еще что-нибудь выскажет. Его повезли через Покровские ворота на земский двор, а отсюда, в сопровождении судей и сотни пеших стрельцов к месту казни, где казнили и брата его. Здесь прочитали приговор, назначавший ему обезглавление и постановлявший, что голова его будет посажена на шест. Когда голову его отрубили топором, как здесь принято, и посадили на кол, все разошлись по домам...

В среду, 13-го, утром, мы направились к земскому двору, где видели, как мучили разных лиц, в том числе и одного, которого обвиняли в краже у его царского величества 100-а рублей (каждый ценою в один дукат); так как он не сознавался, то его мучили следующим образом.

Обвиняемого раздевают, а на месте, где должна происходить пытка, стоит виселица, через которую перекинут двойной канат с петлею, в которую наказуемый должен продеть свои руки, заложенные за спину, почти так же, как у нас делают с теми, кого собираются окунать. К ногам его привязывается кожаный ремень, который притягивают; таким образом, подымают обвиняемого на фут или на два от почвы.

Затем, пытающий одной ногою становится на ремень, другою на ногу пытаемого, чтобы придавить его вниз, между тем как руками он давит вниз голову этого несчастного, как у нас делают палачи с ворами, которых собираются вешать.

Иногда его подтягивают выше и потом быстро дают упасть, не допуская, однако, до земли; от этого руки страшно страдают.

Этот человек, которого так страшно мучили, не сознался, однако, ни в чём, прежде чем его стали бить кнутом, т. е. твердым кожаным ремнём, прикрепленным к палке, почти на подобие кучерского кнута. Им бьют с такою силою по голой спине, что каждый удар проникает сквозь кожу и оставляет глубокий рубец в мясе, из которого вытекает кровь. Палач так опытен в этих ударах, что каждый раз бьёт по свежей части тела, не трогая два раза того же места. Этого мучения обвиняемый не мог вынести и сознался, что украл 50 рублей.

В субботу, 16-го мая, я видел, как странным образом пытали одного Немца. Ему сначала обрили волосы на голове и затем через воронку лили ему ледяную воду на маковку; это составляет страшное мучение.

После этого он получил ещё ударов сорок кнутом и, так как не хотел ни в чём сознаться, то ему ещё погрозили, что станут щипать его спину раскалёнными щипцами. Последнее делали с другим лицом, которого так жгли кругом раскаленными инструментами, что кожа и мясо издавали ужасающий запах.

Мы видели здесь ещё священника и нескольких грабителей с большой дороги и нескольких женщин, которых пытали; равно как и мальчика, которого обвиняли в том, что он подделал руку или почерк государственного канцлера Артемона Сергеевича.

Несомненно, что Русские очень жестоки в наказании преступлений, даже по отношению к женщинам. Если жена убьёт мужа или даже если есть свидетели, что она хотела это сделать, то она судом приговаривается быть закопанной на месте преступления по груди в землю, причём никто не смеет давать ей пищи или питья; таким образом эта женщина должна умереть медленно и в страшных муках. Такой случай был в Москве, когда мы были там.
Напротив, у мужчин там столько преимуществ перед жёнами, что в случае умерщвления ими жён, они за это не подвергаются наказанию, лишь бы они доказали, что убитые нарушили верность или злоумышляли против них.

Тем, кто употребляют нюхательный табак, вырывают ноздри, и таких в Московии можно встретить много. Каждый господин может своему слуге или тем, над которыми у него есть власть, дать батогов. Наказуемый в этом случае должен снять свои одежды вплоть до рубашки и лечь животом на землю. Двое садятся на него, один на голову, другой на ноги и бьют его толстыми прутьями по спине — почти как меховщики у нас по шкурам; это случается часто.

Наказание кнутом производит страшное впечатление. Наказываются этим способом те, кто, вопреки запрету его царского величества, продают табак и водку и были застигнуты на месте преступления. Подвергаемый этому наказанию должен обнажить свою спину до бедер и дать себе связать ноги. Затем его хватает слуга палача, кладет руки наказуемого себе через плечи и держит его так у себя на спине, в то время как другой слуга по письму читает, сколько ударов наказуемый должен получить. У палача в руках кнутовище, к которому прикреплены 3 ремня из жесткой необработанной лосиной кожи; ими он бьёт так сильно, что каждый раз выступает кровь и спина становится до того кровава, точно с неё содрана кожа. Обыкновенно, наказуемым приходится выдержать таких ударов 20, иногда и 30, после чего они всегда падают в обморок, а иногда и умирают на месте.

Источник: [17.41]

Статья № 13
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Гражданские исправительные меры и наказания суть: денежные пени, батоги и кнуты.

Денежные пени бывают различны: большие или малые, и если не определены указом, то зависят от произвола судьи.

Батоги состоят из двух палок, которыми приговоренного часто засекают до смерти; при исполнении этого наказания с осужденного снимают кафтан и бросают его [осужденного] в одной только исподней одежде на землю; затем один человек садится ему на голову, а другой на ноги, чтобы он не мог пошевелиться; потом таким образом растянутого на земле человека бьют до тех пор, пока присутствующий приказной словом или мановением не даст знак прекратить удары.

Кнут  — это столь жестокая плеть, что за первым ударом по голому телу показывается кровь и делается рана глубиной, равной широте одного пальца. Это наказание, в случае, если ему подвергается обвиненный формой гражданских законов, называется царской милостью, и получивший таковую должен ещё поблагодарить за нее, сказав: «Спасибо!» Наказание это не делает наказанному никакого бесчестия, и даже тот подвергается такому же наказанию, кто осмелится по какому-либо поводу упрекнуть наказанного в том, что он был бит кнутом.

Ссылка в Сибирь после наказания кнутом считается казнью и наказанием за уголовное преступление. Сечение кнутом употребляется также и в виде пытки, с целью принудить допрашиваемого к верному показанию.

Обвинённый в нанесении обиды должен заплатить за бесчестие, то есть денежной пеней поплатиться за вину по делу нарушения чести. Для каждого сословия назначен расклад — это значит определенный взнос денег за нанесение обиды особе каждого сословия. Тот, кто нанесёт лично оскорбление боярину, тысячнику или врачу, подвергается либо пени в две тысячи червонцев, либо их честь совершенно равно обеспечена одним окладом, несмотря на то, что врачи и военные тысячники не пользуются постоянно званием должностных чинов. Оскорбивший жену боярина приговаривается к платежу вдвое большему против обыкновенного, за обиду же детей боярина вносится половина денежного наказания. Таковым учреждением законы охранили должное уважение к отцу...

29 октября 1698 г. Сегодня приняты были меры против попов, то есть тех, которые, имея намерение вынести иконы Пресвятой Богородицы и св. Николы с целью побудить народ перейти на сторону мятежников (Стрелецкий бунт — Прим. ред.), возносили к Богу молитвы о благополучном исходе безбожного злоумышления: один поп был повешен перед церковью Святой Троицы, а другой обезглавлен и потом, для вящего позора, колесован.

Два брата государственных изменников, когда палач перебил им внешние члены, живьём ещё были колесованы; вокруг них лежало двадцать обезглавленных тел, плававших в собственной крови, среди коих лежал труп третьего брата; с завистью взирали на него колесованные, горько жалуясь на то, что скорая смерть разлучила их с человеком, с которым соединяла их сперва природа, а потом постыдное сочувствие к преступлению.

3 ноября 1698 г. Поп и с ним двадцать четыре человека, вновь обвинённые в том, что участвовали в недавнем мятеже, возбуждая других к преступным предприятиям, отведены в темницу для допроса...

Источник: [17.2]

Статья № 14
Иржи Давид, 1686–1689

Высшему наказанию подвергаются за убийство и воровство, но воровство только тяжкое, ещё за распространение ереси, и редко за прелюбодеяние — разве только уж очень позорное. Остальные, более мелкие, преступления обычно караются кнутами (это особый род плети).

Для наказания нет специально предназначенного места, выбирают или то, на котором совершено преступление, или какое-нибудь другое по усмотрению судьи.

Из казней применяются отсечение головы, а иногда, по степени злодеяния, ещё и рук и ног, повешение, сожжение, закапывание в землю.
Голову отсекают не мечом, а топором, таким образом: когда осуждённый прибывает к месту казни, ему бросают какое-нибудь бревно из ближайшего забора или изгороди, осуждённый выслушивает приговор, который ему зачитывают, трижды осеняет себя крестным знамением, если он русский, и, повернувшись к зрителям, говорит: «простите меня» — и тут же ложится на землю, скрестив несвязанные руки на спине, голову кладёт на бревно, и один из палачей ею отрубает, одним ли ударом или несколькими.

Специального места для повешения тоже нет, а виселицу постоянно перевозят на то место, где должна совершаться казнь. Осуждённых вешают на толстой плетёной верёвке, и они висят на небольшом расстоянии от перекладины. Тому, кого вешают, надевают на голову митру или белую повязку с красным крестом, которая закрывает все лицо. Руки у всех осуждённых всегда свободны. Я видел, как приговорённый к повешению крестился так долго, как мог.
Если верёвка обрывается (однажды это случилось на моих глазах), его со смехом поднимают с земли и снова вздёргивают вверх с ещё большим ожесточением.

Для сожжения не складывают костра, а строят как бы маленькие домики, в них через потолок осуждённых опускают вниз, а там поджигают солому, в которой они задыхаются и сгорают.

В землю обычно закапывают женщин-мужеубийц, зарывают их стоя, по горло, так, что голова торчит наружу, и ею заклёвывают вороны или загрызают собаки, если их не прогонит приставленный здесь сторож, или наступает смерть от голода.

Никто из священников не провожает осуждённого к месту казни. Они идут одни, свободно, без оков, между двух стрельцов, с горящей свечой, вслед за мальчиком, несущим впереди святой образ. За три дня до смерти (это редко и из высшей милости) к ним зовут попа, который принимает исповедь и причащает, а больше потом уже ничем им не служит.

Трижды в год цари из милосердия некоторых осуждённых выпускают из тюрьмы на свободу. В первый раз к пасхе выпускают двенадцать, потом к рождеству христову ещё двенадцать и ещё столько же ко дню рождения самого царя. Те перед освобождением клянутся на кресте, что больше не будут совершать преступлений. В ночь перед пасхой сам великий князь обходит все тюрьмы и целует сидящих там обвиняемых. Это же делают царские принцессы со всем двором, и тоже ночью.

Источник: [17.52]

Статья № 15
Письмо Томаса Хебдона к Ричарду Даниелю, 6 июня 1671

Казнь Степана Разина

Сим я лишь хочу известить вас, что в прошлую пятницу великий мятежник Разин был доставлен сюда таким образом: впереди шёл конвой из 300 пеших солдат с развевающимися знамёнами, зажжёнными факелами, но опущенными книзу дулами мушкетов. Позади Разина тем же порядком шло почти то же число солдат, но знамён было всего шесть. Окружал Разина отряд захвативших его казаков, перед ним верхом ехал со своим знаменем казачий предводитель (по имени Корнила Яковлев), остальные казаки, числом 50, а то и 60, были тоже на лошадях.

А сам Разин на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи, и конец цепи был переброшен через верхнюю перекладину виселицы, у самой петли. От его пояса шла другая цепь, прикованная к обоим столбам виселицы, к тем же столбам были прикованы и руки его. Ноги (в одних только чулках) тоже были закованы. От помоста тянулась ещё одна цепь, которая охватывала шею его брата, шедшего в оковах пешком. Помост везли 3 лошади.

Разин был привезён между 9 и 10 часами утра и тотчас же предан пытке: сверх 30 ударов плетьми он был пытан огнём, но в чем признался он, пока доподлинно не известно. Ходят разные слухи, однако докучать пересказом их не стану. В тот же день его присудили к казни, которую назначили на следующий день, и для того были сделаны должные приготовления, но после долгого ожидания казнь была перенесена на вторник.

Вчера его снова пытали, но недолго, а сегодня привезли на место казни, где ему прочтён был длинный свиток с перечнем всех его преступлений от 1663 года до того дня, как его захватили, и объявлен смертный приговор. Тут же его подвели к плахе на площади перед крепостью и там отрубили руки, ноги, потом и голову и насадили их на пять кольев, а туловище оставили на земле, псам на съедение — смерть, достойная такого злодея.

Его брат стоял туг же до конца казни, потом был уведён на пытку, снова пытан и брошен опять в тюрьму. Каков будет ему приговор, ещё неизвестно, хотя для него заготовлено столько же кольев, сколько и для его брата. Вот все, что пока знаю, а что за тем последует, увидим в скором времени, и как только представится случай, я извещу вас. На сем кончаю и прощаюсь с вами
Ваш покорный слуга Томас Хебдон.
Приписка на поле: Доносят, что Астрахань поклялась в верности его царскому величеству, и ежели это так, то я надеюсь, что всем смутам пришёл конец1.


1 В действительности Астрахань перешла в руки правительственных войск только 27 ноября 1671 г. — Прим. ред. Изд.

Источник: [17.77]
Комментарии

Статья № 16
Г. К. Котошихин, †1667

Розбойной Приказ;
а в нем сидит боярин, или околничей, да столник, или дворянин, да два дьяка. И в том Приказе ведомы всего Московского государства розбойные, и татиные, и приводные дела, и мастеры заплечные; а будет тех мастеров на Москве с 50 человек, и даетца им годовое жалованье...

А устроены для всяких воров, пытки:
сымут с вора рубашку и руки его назади завяжут, подле кисти, веревкою, обшита та веревка войлоком, и подымут его к верху, учинено место что и виселица, а ноги его свяжут ремнем; и один человек палач вступит ему в ноги на ремень своею ногою, и тем его отягивает, и у того вора руки станут прямо против головы его, а из суставов выдут вон; и потом ззади палачь начнет бити по спине кнутом изредка, в час боевой ударов бывает тритцать или сорок; и как ударит по которому месту по спине, и на спине станет так слово в слово будто болшой ремень вырезан ножем мало не до костей. А учинен тот кнут ременной, плетеной, толстой, на конце ввязан ремень толстой шириною на палец, а длиною будет с 5 локтей. И пытав его начнут пытати иных потомуж.

И будет с первых пыток не винятся, и их спустя неделю времяни пытают вдругорядь и в третьие, и жгут огнем, свяжут руки и ноги, и вложат меж рук и меж ног бревно, и подымут на огнь, а иным розжегши железные клещи накрасно ломают ребра; и будет и с тех пыток не повинятца, и таких сажают в тюрму, доколе по них поруки будут, что им вперед за худым делом не ходити и вперед худого ничего не мыслити никому, и будет будут поруки, и их свободят; а как они в тюрме отсидят года два и болши, а порук не будет, и таких ис тюрем свобождают и ссылают в далние городы, в Сибирь и в Астарахань, на вечное житье; а которые винятся, и таких потомуж сажают в тюрму, и смотря по делу указ чинят, до чего доведется.

А которые воры бывают на розбое, хотя и двожды поиманы, а убийства смертного и пожогу не учинили: и таких бив кнутом по торгом за первую вину отрезав левое ухо сошлют в сылку, а за другую вину, как будет поиман в таких же делах, бив кнутом, отрезав и правое ухо, сошлют в сылку ж, а за иные вины потомуж бывает наказание и казни, по разсмотрению, кто чего будет достоин.

А в середних и малых винах бывает наказание, бьют кнутом и батогами, смотря по вине, а потом свобождают.

А бывают мужскому полу смертные и всякие казни: головы отсекают топором за убийства смертные и за иные злые дела, вешают за убийства ж и за иные злые дела; живого четвертают, а потом голову отсекают за измену, кто город здаст неприятелю, или с неприятелем держит дружбу листами, или и иные злые изменные и противные статьи объявятся; жгут живого за богохулство, за церковную татьбу, за содомское дело, за волховство, за чернокнижство, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против Апостолов и Пророков и Святых Отцов с похулением; оловом и свинцом заливают горло за денежное дело, кто воровски делает, серебреником и золотарем, которые воровски прибавливают в золото и в серебро медь и олово и свинец; а иным за малые такие вины отсекают руки и ноги, или у рук и у ног палцы, ноги ж и руки и палцы отсекают за конфедерацство, или и за смуту, которые в том деле бывают маловинни, а иных казнят смертию; такъже кто на царском дворе, или где нибудь, вымет на кого саблю, или нож, и ранит или и не ранит, такъже и за церковную за малую вину, и кто чем замахиваетца бить на отца и матерь, а не бил, таковы ж казни; за царское бесчестье, кто говорит про него за очи бесчестные, или иные какие поносные слова, бив кнутом вырезывают язык. Женскому полу бывают пытки против того же, что и мужскому полу, окроме того что на огне жгут и ребра ломают.

А смертные казни женскому полу бывают: за богохулство ж и за церковную татьбу, за содомское дело жгут живых, за чаровство и за убойство отсекают головы, за погубление детей и за иные такие ж злые дела живых закопывают в землю, по титки, с руками вместе и отоптывают ногами, и от того умирают того ж дни или на другой и на третей день, а за царское бесчестье указ бывает таков же что мужскому полу.

А которые люди воруют з чужими женами и з девками, и как их изымают, и того ж дни или на иной день обеих мужика и жонку, кто б каков ни был, водя по торгом и по улицам вместе нагих бьют кнутом...

А которых людей на Москве и в городех, воров, розбойников и татей, и в ыных злых делах приводят и сажают их в тюрму: и тех людей, у кого есть отцы и матери, или иные сродичи и жена и дети, кормят их сами, своим.

А у которых нет сродичей и кормитися нечим, и ис тех воров, которые в малых винах сидят, на всякой день ис тюрем выпущают по 2 человека, скованых, с сторожами, собирати по людям по торгом и по дворам милостиню, денгами и хлебом; а что они которого дни соберут, мало или много, и то меж себя делят с товарыщи все вместе, и тем себя кормят.

А которые люди ищут на ком долгов своих, или иного чего нибудь, и посадят их в Приказех в крепи, а кормитися тем людем будет нечем, и их велят кормити приставом, до тех мест как дела тех людей вершатца: и будет кто будет виноват, истец или ответчик, за корм тех людей денги приставом возмут на виноватом, а истец его до вершенья дела своего кормити неповинен, хотя з голоду умрет.

Источник: [17.112]

Статья № 17
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка), 1604

Въ лѣто 1604. Были приведены въ оковахъ, отъ короля, казацкій предводитель (wodz) Дубина съ двѣнадцатью казацкими старостами (starszymi), а потомъ трое изъ нихъ были живыми посажены на колья, на Заручайскихъ волотовкахъ.

Источник: [18.135]
Комментарии

Статья № 18
Авраам Рожнятовский (Дневник Марины Мнишек)

1608. Июнь
Дня 7. Выпустили из тюрьмы Яна Запорского, который был туда заключен еще 24 сентября 1606 года, как об этом в своем месте сказано.

Смутное времяМосковский бунтдорожная карта «Царь Дмитрий»

Источник: [17.134]

Статья № 19
Иоганн де Родес, 1650–1655

Несколько дней назад из дворца, из женской половины, одну девицу, должно быть дворянскую дочь, повели на большой рынок, где палач отрезал ей пол-языка36.

Господин, который присутствует на экзекуции, спрашивает её, может ли она теперь говорить то, что ей крепко-накрепко запрещали, после чего послал её на телеге к её матери. По какой причине это случилось, неизвестно.

Кремлёвские нравыхристианская традицияЭпоха Моли

Источник: [17.136]
Комментарии

Статья № 20
Матвей Шаум, 1614

Потом Князь Салтыков хотел тайно уйти в Москву (Из занятой им Ладоги — Прим. ред. ), но, быв пойман Новгородцами и судим за то, что впустил Поляков в Москву и пощадил господина Деллавилла (шведский комендант Ладоги), наконец, посажен на кол, равно как и за то, что не мог провесть в Кексгольм гарнизона...

казнь предателяравное наказание всемагент Европы в Кремле

Источник: [17.138]
Комментарии

Статья № 21
Г.-А. Шлейссингер, 1687

К. А что такое правёж?
Ф. С должника без всякого снисхождения стягиваются чулки, затем двое из судебных слуг становятся рядом, ещё несколько держат наказываемого. Те двое бьют должника двумя белыми прутьями по голеням так сильно, что у бедняги ноги становятся коричневыми и синими, пока наконец канцлер данного приказа не прикажет его увести. Должника снова доставляют в тюрьму. И так продолжается каждый день, покуда он либо не внесёт за себя залог, либо заплатит долг. Иногда ноги у него распухают настолько, что он принимает смерть. Если же он не может ни внести залог, ни выплатить долг и все же выдерживает правёж, который продолжается подчас несколько месяцев. то он вместе с женой и детьми отдаётся кредитору в личную крепость. А если он на правеже умрёт, то все равно его жена и дети отдаются на милость кредитора38.

К. А какие у них наказания?
Ф. По гражданским делам существуют: заключение в тюрьму, правёж, батоги и денежный штраф. По уголовным же делам или по другим делам такого же характера наказывают кнутом, высылкой в Сибирь, виселицей и казнью отсечением головы топором.

К. Ах, мой господин Филандер, мне давно хотелось знать, какова в этом случае судебная процедура.
Ф. Батоги даются таким образом: если кто-либо украл нечто мелкое или совершил другой незначительный проступок, то его кладут на землю, после чего один слуга садится ему на шею, другой — на ноги. И каково преступление, таково и количество ударов провинившемуся.

Его бьют малыми прутьями по спине, затем переворачивают и бьют таким же образом по животу в соответствии с тем, что он заслужил. И иногда бьют так долго, что он умирает.

Кнут же даётся двумя способами. Некоторые получают его «милостиво», а некоторых им «пытают». Сам кнут — это длинный, толстый, сужающийся к концу бич. Кто получает «кнут милостивый», тому обнажают спину, сажают ему на горб человека или связывают, а палач делает ему кнутом столько ударов, сколько приговорит канцлер или суд.

Однако подчас и один удар кнутом бывает таков, что кожа лопается и тычет светлая кровь. И когда это происходит, то преступник должен говорить спасибо. А после наказания подобное лицо считается столь же честным, как и было до преступления, и никто не имеет права его упрекать, иначе получит такое же наказание.

А если кого кнутом «пытают», то это происходит так: в приказе устроена специально для этой цели виселица, в том же помещении, где сидят арестованные. Преступника тянут верёвками за руки через верхнюю перекладину виселицы (а руки у него связаны за спиной), так что руки оказываются над головой.

Тянут так, что слышно, как хрустят кости; подвешивают его так, словно раскачивают на качелях. Затем руки по отдельности привязывают к перекладине виселицы, а ноги перевязывают между собой и просовывают между ними толстую балку, на которую наступает один из слуг-палачей, так что несчастный грешник даже не может шевельнуть ногами. Этот же слуга хватает его за волосы, чтобы кнут не попадал по голове, и после этого палач или какой-нибудь доброволец наносит по голой спине столько ударов, сколько было приговорено.

Я видел одного такого несчастного грешника, который приблизительно после 80 ударов висел совсем мёртвый, ибо вскоре уже на его теле ничего не было видно, кроме кровавого мяса до самых костей.

Продолжая бить преступника все время допрашивают. Но этот, которого я видел, все время повторял: «Я не знай, я не знай», — пока в конце концов вообще не мог больше отвечать. Тогда палач подошёл с раскалённым железом и несколько раз ткнул им несчастного грешника в спину. Тот снова стал кричать и жалобно завывать. Это выглядело очень страшно, но мне сказали, что так делают для излечения, чтобы спина снова зажила…

К. А как высылают в Сибирь?
Ф. Сибирь — ныне довольно населённая и обработанная земля, как рассказывали мне офицеры, которые там побывали. Но кого туда высылают из немилости, тех приковывают к телеге и загоняют подальше в глушь ловить соболей, и каждый обязан в определённый срок поставить определённое количество зверьков. При этом высланный получает плохое питание — хлеб и воду. Если он не поставит положенного количества соболей, то получает ещё и кнута. Если сможет набить сколько-нибудь сверх урочного количества, то весь лишек принадлежит ему, и, говорят, есть такие хорошие стрелки, которые почти и не стремятся оттуда выбраться, ибо овладели искусством настолько, что вполне могут за его счёт заработать на пропитание. Некоторые высылаются пожизненно, другие же — на определённое время, в зависимости от проступка…

наказания и казни XVIIустроить правёжвысылка в Сибирьпроцессуальная практика

Источник: [17.139]
Комментарии

Статья № 22
Де ла Невилль, 1698

После Стрелецкого бунта
Когда все казни были совершены, Царь Пётр сообщил об этом Царевне (Софье — Прим. ред.) и велел просить ею покинуть дворец и удалиться в монастырь39, который она приказала построить в версте или в итальянской полумиле [от города] 40.
(Она приказала скоро привезти из Киева 800 монахинь, чтобы поместить их в этом монастыре, ибо она считала их более преданными её интересам, нежели её брату Петру, чьими подданными они стали только в 1666 г., когда княжество и город Киев были уступлены поляками московитам. Это благочестивые сестры лишь по имени). Но, постоянно отказываясь сделать это, будучи не в силах на всю жизнь остаться в монастыре, откуда она с ловкостью вышла вопреки обычаю, она предпочла подумать о бегстве в Польшу42.

Когда Пётр узнал об этом, то приказал стрельцу командиру волей-неволей привести её в этот монастырь, перекрыть все пути и следить, чтобы никто не проник туда, что тот и исполнил.

Два дня спустя царь Пётр вернулся в Москву43, куда он въехал верхом. При этом не было ничего примечательного, кроме 18 000 стрельцов вооружённой стражи при нём.

опала Софьизаселение Новодевичьего монастырядесант монашек

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 23
Павел Алеппский, 1656

Московия и заселение Сибири

Как только заметят со стороны кого-либо большой или малый проступок, того немедленно ссылают в страну мрака, отправляя туда вместе с преступниками, откуда нельзя убежать, вернуться или спастись — ссылают в страны Сибирии добывать многочисленных там соболей, серых белок, черно-бурых лисиц и горностаев, в страны, удалённые на расстояние целых трёх с половиною лет, где море-океан и где уже нет населённых мест.

Так сообщали нам люда, достойные веры и писавшие об этом предмете. Московиты никого (из провинившихся иностранцев ) не отсылают назад в их страну, из опасения, что они опять приедут, но видя, что приезжающие к ним греческие монахи совершают бесстыдства, гнусности и злодеяния, пьянствуют, обнажают мечи друг на друга для убийства, видя их мерзкие поступки, они после того, как прежде вполне доверяли им, стали отправлять их в заточение, ссылая в ту страну мрака, в частности же за курение табаку предавать смерти. Что скажешь, брат мой, об этом законе? Без сомнения, греки достойны того и заслуживают такого обхождения. По этой причине и мы были в страхе.

...патриарх никогда не снимает мантии и никто не может его видеть без неё, даже когда он в дороге, дабы он не умалился в их глазах. Также и монахи никогда не снимают своих клобуков, и когда въезжают внутрь страны, тотчас приобретают себе чёрные мантии и надевают их, ибо без мантии не могут выходить, согласно постоянному обыкновению здешних монахов. А если увидят, что кто-нибудь из них расхаживает без мантии или без клобука, немедленно ссылают его в сибирские страны ловить соболей.

Ещё прежде чем мы приехали в Путивль, нам рассказывали, что один сербский митрополит приехал в эту страну. Мы знали его в Валахии: он взял от нашего владыки-патриарха письмо, которое дало ему возможность сюда проникнуть.
В то время как московский патриарх совершал молебствие за царя, идя в крестном ходу по городу, этот бедняга митрополит, переменив архиерейскую мантию на шерстяную монашескую пошёл немного прогуляться и поглазеть, думая про себя: «никто меня не узнает», — чужестранного архиерея и других монашествующих лиц не пускают бродить по городу, разве только с дозволения царя для исполнения необходимых дел.

Как только он вышел, его сейчас же узнали и донесли патриарху, и он немедленно был сослан в заточение в страну мрака, где есть такие монастыри. что умереть лучше, чем жить в них. Приехав затем, чтобы получить пользу, он сгубил самого себя — капитал и прибыль.

Также, когда кто смотрит — избави Боже! — на пушку или крепость, того немедленно отправляют в заточение, говоря: «ты шпион из турецкой страны». Словом сказать московиты крепко охраняют свою страну и свои владения.

шпиономанияотлов разведчиковссылки в Сибирьконтрразведка Романова

Источник: [17.145]

Статья № 24
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

О разного рода судебных допросах, наказаниях и казнях

Между орудиями пытки, служащими обыкновенно для выведывания истины или для наказания, кроме дыбы, употребляемой также и в других странах, необходимо упомянуть о знаменитом смертоносном орудии — кнуте, т. е. широком ремне, проваренном в молоке, дабы удары им были бы более люты. Палач бьет им по обнаженной спине наказуемого, которого его помощник держит за руки у себя за плечами в висячем положении, причем судья при каждом ударе восклицает: «Скажи», т. е. «признавайся».

Бьют ещё сих несчастных некими плетёными из гибкого дерева жгутами, называемыми батогами (ими наказывают иногда и за незначительные проступки), по способу, несомненно заимствованному от евреев. Растянув преступника на земле и раздев его до рубашки, два заплечных мастера садятся, один в головах, а другой на ноги, и попеременно колотят его по спине своими палками; мало того, некоторых за более тяжкие преступления они бьют этими же дубинками по животу, пока они не испустят духа.
Это наказание, вызывая подкожное нагноение, несравненно более жестоко, нежели кто-либо думает.

Засим они подвергают других смертоносному копчению, т. е. жгут их на медленном огне, другим крайне мучительно проводят по телу, что крайне больно на ощущение, раскаленным добела железом, иных, наконец, посредством ледяной воды, падающей каплями на бритое темя, приводят в такое исступление, что они, не вынося невообразимой боли, лишаются жизни и рассудка, отрекаясь иногда даже от Бога.

Применяют они различного рода наказания и казни во многих случаях также совершенно иначе, чем у нас. Кнут и дубины, о которых я выше упомянул, общеупотребительны и знакомы даже боярам. Так, несколько лет тому назад покойная царица приказала всенародно наказать одного боярина знаменитым ужасным кнутом за то, что он изнасиловал сенную девушку; не говорю уже, как бы с намерением, о некоторых, недавно тем же награжденных.

У них именно существует торжественный обычай называть наказанье, как бы жестоко оно ни было, царской милостью, и, отбыв его, они благодарят за него царя, судью и господина, кланяясь до земли. Впрочем, в настоящее время большая часть преступников, коих ныне насчитывается десять тысяч во всей России, на всю жизнь заключаются в темницы, судилища и башни или же отправляются в Сибирь в изгнание, с большими казенными издержками, где одни из них определяются в военную службу, другим поручается охота на соболей и обрабатывание почвы, и откуда они по большей части, если получат прощение от царя, возвращаются к себе гораздо более богатыми. Ибо при уходе оттуда им разрешается взять с собою столько собольих шкурок, сколько они могут обернуть вокруг тела вместо одежды; в Москве же они продают их с громадным барышом...

Женщины, обвиненные в убийстве мужей, также лишаются жизни различными способами, но наиболее употребляемый — это зарывание живыми в землю. Мы видели в Москве поистине потрясающую картину: двух таких мужеубийц, закопанных по шею в земле, коим днем священники читали молитвы и утешения, зажегши вокруг этих живых покойниц восковые свечи, на ночь ожидала другая стража. Проведя три дня в своих могилах, эти живые покойницы, благодаря просьбам царицы, накануне смерти, вернулись к жизни и почти совершенно здоровые поступили в монастырь.

Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры, заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда. К прочим преступникам применяются: виселица, кол, колесование, топоры, а также иные новые способы умерщвления.

Ужасный образец необыкновенного рода казни мы видели в Москве примененным к Стеньке, т. е. Степану Разину*, взбунтовавшемуся казаку. Этого изменника ввезли в город прикованным цепями к виселице, на возвышении, точно в триумфальной колеснице, так, чтобы все его видели. За колесницей следовали беспорядочной толпой солдаты и пленники, улицы все были заполнены невероятным количеством зрителей, которых отовсюду привлекло из домов, одних — необыкновенное зрелище или негодование, а многих даже и сожаление. В темнице его били кнутом, жгли огнем, капали ледяную воду на голову и подвергали ещё многим другим утонченным пыткам. Тело его было уже все изъязвлено, так что удары кнута падали на обнаженные кости, а он все-таки так пренебрегал ими, что не только не кричал, но даже не стонал и упрекал брата, разделявшего с ним страдания и менее выносливого, в малодушии и изнеженности. Когда, наконец, они на четвёртый день прибыли оба на место казни, то последний, пообещав указать царю клад, зарытый им где-то вместе с братом, Стенькою, и которого, де, никто не найдет, если он его не укажет, получил взамен смерти пожизненное заключение в темнице. А Стенька, выслушав сперва длинный перечень своих преступлений и смертный приговор, во всеуслышание объявленный судьею, перекрестился, лег на смертную плаху и, последовательно, был лишён правой и левой рук и ног и, наконец, головы.

Вот, точно, как погиб медленною смертью, чтобы он чувствовал, что умирает по заслугам, тот, который незадолго до сего внезапно перебил много тысяч людей. Части трупа были затем выставлены на высоких шестах, а торс валялся на земле. А дабы предупредить волнения, которых царь опасался со стороны уцелевших случайно заговорщиков, площадь, на которой преступник понёс своё наказание, была по приказанию царя окружена тройным рядом преданнейших солдат, и только иностранцы допускались в средину огороженного места, а на перекрестках по всему городу стояли отряды войск.


*См. также Ян Стрюйс о Степане Разине — Прим. ред.

процессуальная практиканаказания и казниказнь Степана Разина

Источник: [17.146]

Статья № 25
Ян Стрюйс, 1668–1673

Как нет народа более жестокого, нежели Москвитяне, так нет страны, где бы суд был строже. Наказания, как и в других государствах, пропорциональны преступлениям; но самые даже незначительные проступки наказываются очень строго.

За самые малые проступки наказывают батогами. Это наказание начинают с того, что преступника раздевают, затем голого растягивают на земле, двое садятся на него, один на шею, другою на ноги и палкой бьют его по спине и лядвеям до того, что он не в силах встать.

Как это наказание ни жестоко, но оно не может сравниться с тем, которому подвергают за неуплату акциза на табак и водку. Наказание это называют [бить] кнутом. Вот в чем состоит оно: палач обнажает виновному плечи, спину и поясницу; затем связывает ему ноги, а руки [скручивает] позади шеи, над плечами. В таком его состоянии дьяк читает ему приговор, в котором означено число положенных ему ударов. Потом его бьют кнутом, состоящим во множестве маленьких полос из невыделанной лосинной кожи.

Эти полоски так жестки, и палач бьёт так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его растерзывают от плеч до пояса, и я полагаю, что надобно быть Москвитянином, чтобы вынести четвертую долю подобного наказания и не умереть: мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимою, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твердою, как лёд. В подобном состоянии человек представляет что-то такое ужасное, что иностранец, как бы он ни был жестокосерд, не решится взглянуть на него во второй раз. Мне кажется, что Голландец не мог бы перенести подобного наказания и испустил бы дух под рукою палача.

Климат ли ожесточает нрав, или Москвитяне отличаются телосложением от других людей, но не заметно, чтобы они больше были растроганы при окончании наказания, нежели в начале. Вместо того, чтобы избегать случая впасть в такую же ошибку, они, едва избавятся от наказания, как снова добиваются того же. В 1669 году я видел человека, который ещё не выздоровел, а уже, как и прежде, не платил пошлины. Так как я жил у него, то и напомнил ему о том, что необходимо беречь себя и повиноваться указам его величества. Вместо того чтобы послушать меня, он сказал с гордостью: «Э, люди, подобные вам, не должны давать советов; вы принадлежите к народу трусливому, изнеженному и слабодушному, которого пугает даже тень опасности, который ищет доходов, только приятным образом и легко достающихся. Наш же народ мужественнее, способнее на великие подвиги и считает за честь покупать самую малую прибыль ценою мучений, о которых вы не посмели бы и подумать. Впрочем, наказание, которое я перенес восемь или девять дней тому назад, не так жестоко, как вы полагаете. Посмотрите, сказал он, раздеваясь, есть ли следы? И стоит ли жить, если трусишь из-за такого пустяка?»
Здесь обязанность палача не считается, как в Голландии, гнусною, богатейшие купцы домогаются её и покупают, как доходную и почётную должность.

Эти наказания, как ни жестоки, не (слывут) бесчеловечными; даже находят, что дёшево отделались, если не отсекли ноги, руки или головы, что случается почти ежедневно.

За подделку монеты заливают рот расплавленным свинцом; а того, кто изнасилует женщину или девушку, лишают возможности совершить то же преступление, отрезав половой орган.

наказания и казни в Россиибитьё батогамиотсечение рукотрезание полового члена

Источник: [17.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,081