▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти → Как искали правду. Процессуальная практика → Иные этнические системы (XIX век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

30.4. Как искали правду. Процессуальная практика. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель, Демезон, Сеецен , Льоренте

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай

В Китае должность судей возложена на местных гражданских начальников — от уездного правителя до губернатора; а поступать в гражданскую службу имеют право:

  1. Магистры по китайской словесности и кандидаты по переводам на языки маньчжурский и монгольский.
  2. Кандидаты по китайской словесности и по военной гимнастике.
  3. Гражданские студенты под разными именованиями.
  4. Казённые воспитанники военных училищ, военные студенты и канцелярские служители.

Приём жалоб и донесений как от военных, так и от разночинцев, равно и произведение следствий по оным предоставлены уездным правителям (Начальники зависимых округов причисляются к уездным правителям, потому что округа их поручены областным правлениям на одном положении с уездами) как начальствующим в судебном месте первой степени.
Но при приёме прошений и производстве следствий они должны неуклонно сообразоваться с правилами, законом предписываемыми; а если какое дело в суде первой степени неправильно будет исследовано, в таком случае обвиняемому дозволяется подать жалобу в высшее присутственное место с прописанием всего, что было учинено по его делу в низшем судебном месте.

Существуют два вида пыток, законом положенных: у мужчин — стискивание лодыжек, у женщин — стискивание четырех пальцев ручных, от указательного до мизинца. Сии пытки производятся особливыми машинками, под названием тисков.

Ножные тиски употребляются для стискивания лодыжек у обоих ног, и притом не более двух раз.
Ручные тиски употребляются, как выше сказано, для стискивания пальцев у женщин.

Но сии пытки употребляются в таком только случае, когда в важном каком-либо деле все улики говорят против преступника или преступницы, а они упорствуют в признании. Чиновники от 1-го до 6-го класса подвергаются пыткам с разрешения государева. Иногда судьи, по своему произволу, употребляют разные маловажные пытки...

Для производства следственных дел определены сроки. Для производства следственных дел по обыкновенному убийству определен шестимесячный срок. Для производства следствий по важным уголовным делам, как то: разбою, грабежу и гробокопательству — определяется четырехмесячный срок...

Внос искупа положен для военных и разночинцев по винам по службе, для студентов и выше — по винам маловажным, а по важным не дозволяется. Достаточные могут вносить искуп, а недостаточные должны идти в ссылку.

Впрочем, допускается разделение недостаточных и малодостаточных. Достаточные за каждые 10 ударов малою планкою вносят 2 ½ чина серебра. Таким образом, за 50 ударов вносят 1 ¼ лана серебра, за 60 ударов определено 3 лана серебра, а далее за каждые 10 ударов надбавляется по пяти чинов. За 100 ударов вносят 5 лан, за один год ссылки 7 ½ лана серебра; выше сего за каждые полгода надбавляется по 2 ½ лана серебра.

Откуп за три года ссылки составляет 17 ½ лана; за четыре года сложной ссылки — 20, за пять лет заменительной ссылки (В сложной ссылке искуп надбавляется за целый год, а в заменительной ссылке надбавляется еще за два года) — 25 лан1.

Принятие искупи дозволяется от престарелых, малолетних, увечных и студентов Астрономического Института; также от женщин за вины, не подлежащие смертной казни.
Чиновникам дозволено откупаться от наказаний пожертвованиями. За вину, заслуживающую отсечение головы и удавление, вносят пожертвование серебром, как то:

За вину, заслуживающую вечную ссылку и ссылку в гарнизон, каждый вносит искупа 6/10; за вину, заслуживающую временную ссылку, за освобождение от ношения шейной колодки и наказания большою планкою — 4/10 против вышеизложенного пожертвования за откуп от смертной казни.


1 Китайская система мер и весов — здесь, 0.6 Mb. — Прим. ред.

Источник: [19.19]

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

В судах закон и правосудие продается самым постыдным образом.
Здесь не знают публичного судопроизводства, какое существует в других благоустроенных государствах, где всякое дело производится открыто перед публикою, с помощью искусных адвокатов для обеих тяжущихся сторон, пред лицом судьи и беспристрастных присяжных (jury).

В Китае свобода, честь и имущество граждан находятся в руках мандарина, который ежедневно склоняет правосудие то на одну, то на другую сторону, смотря потому, куда сильнее притягивает его вес подкупов: подобно как магнитная стрелка обращается всегда вслед за магнитом.
Мандарин не прежде решит дело, пока не исторгнет последней копейки; тогда уже делает приговор в пользу того, кто больше дал...

Один знакомый мне богатый купец из Страховой компании несколько лет сряду поручал другому купцу, жительствовавшему в Нанкине, покупать на его счет и присылать в Кантон разные продукты той провинции на знатные суммы. Для сего должен он был пересылать к своему комиссионеру большие суммы денег вперёд для покупки тех товаров; но как сей последний всякий раз присылал к нему товаров на меньшую сумму, нежели сколько получал денег; то кантонский купец требовал сделать последний расчет, по которому комиссионер оставался должным около 30 000 пиастров.

Сей последний отрекся заплатить должное, говоря, что он выслал товару ровно на такую сумму, сколько получил денег; а если тот не доволен, то может жаловаться мандарину. Хотя же кантонский купец и терпел великий убыток, а особливо по причине больших процентов, какие здесь обыкновенно берут при займе денег: однако за лучшее счел, бросить все дело, нежели жаловаться на обиду продажному суду, уверяя меня, что он не только бы не получил ему принадлежащего, но еще разорился бы от подкупов и подарков в суде.

Источник: [19.20]

Статья № 3
П. И. Демезон, 1833–1834

Бухарское царство

Аксакал (Белобородый, букв. — Прим. ред.) — шейх, или старейшина квартала, выбирается обычно из старых торговцев, в чью мудрость и честность верят больше всех. Ему поручено разбирать тысячи мелких инцидентов, происходящих между торговцами его квартала.

Если старейшине не удается примирить стороны, то дело передаётся казию (Судье), а в сложных случаях кушбеги (Первому министру), решение которого почти никогда не подлежит обжалованию.

Источник: [19.48]

Статья № 4
Г. Сеецен, 1808

Аравия

У Арабов нет писаных законов, кроме Алкорана. Некоторые из тех, кои сохраняются в устных преданиях, весьма странны; на пример: кто убьёт чужую собаку, тот должен засыпать её пшеницею до самого конца хвоста, за которой держат в верх поднявши.

При обвинении в смертоубийстве делается испытание огнём.
Обвиняемый должен облизать железную раскалённую ложку с обеих сторон; ежели обжёгся, виноват.

Обижающий гостя своего лишается руки: прекрасное доказательство, сколь свято уважаемы права гостеприимства.

Кто, учинив смертоубийство, найдёт случай завязать узел на головной повязке ближайшего родственника убитому, и выговорить притом некоторые слова, тот приобретает право 3 дни и 4 часа быть в совершенной безопасности от преследования1.

За кражу наказывают весьма строго, но только между своими. Ограбить постороннего есть тоже, что совершить знаменитый подвиг, какими они и хвалятся без всякого зазрения.


1 Можно сравнить с практикой схрона еврейских убийц — см. комментарии к ст. 1 в 17.1.13.w. — Прим. ред.

Источник: [19.95]

Статья № 5
Хуан Антонио Льоренте

Объяснение слов и выражений, свойственных языку Святого трибунала

Аутильо (Autillo) — малое аутодафе
Виновный приводится в залы инквизиции. Заседание может быть при открытых дверях, чтобы лица, желающие на нем присутствовать, могли войти, или при закрытых дверях, и тогда допускаются лишь лица, имеющие право присутствовать там.

Аутодафе
Публичное и торжественное прочтение извлечения из судебных дел и приговоров, которые инквизиторы объявляют в присутствии виновных или перед их изображениями, в присутствии властей и наиболее уважаемых городских корпораций, в особенности светского королевского судьи, которому передают в это время осуждённых или их изображения, чтобы он тотчас же объявил смертную казнь через сожжение, согласно законам государства касательно еретиков, и приказал привести ею в исполнение после того, как, на основании предварительного и секретного сообщения инквизиторов, он распорядится приготовить эшафот, дрова, машину для удушения и обычных исполнителей.

Аутодафе единичное
Устраивается для одного виновного в церкви или на публичной площади, смотря по обстоятельствам.

Аутодафе общее
На нем появляется большое количество виновных всех разрядов: лица, сжигаемые после удушения, как еретики-рецидивисты, хотя и раскаивающиеся; такие, которые представлены в изображениях, с их выкопанными из могил костями, как умершие нераскаянными; такие, от которых имеются только одни изображения, как приговорённые заочно. Бывают также еретики, примирившиеся с Церковью, исповедавшиеся и раскаивающиеся; отбывающие епитимью, уголовные преступники; лица, заподозренные в ереси, которые произносят отречение и освобождаются от наказания условно (ad cautelam), с предупреждением.

Аутодафе частное
Оно бывает, когда выставляют на позор осуждённых без приготовлений и торжественности общего аутодафе. На нем не присутствуют ни власти, ни корпорации города: там присутствует один только святой трибунал, а светский судья бывает каждый раз, когда появляется какой-нибудь виновный, подлежащий казни.
<…>

Интердикт
Это род церковного запрещения, объявляемого епископами и инквизиторами; сила его такова, что влечёт за собою закрытие церквей и прекращение богослужения. Преподание последнего напутствия и соборование больных могут происходить только тайно, как и погребение мёртвых, до тех пор, пока церковный судья не снимет интердикта.
<…>

Релаксация (relaxatio)
Акт, которым инквизиторы передают преступника светскому королевскому судье для присуждения к уголовной каре согласно гражданским законам; это единственный случай, когда судьи святого трибунала предписывают эту меру.
<…>

Тюрьма обыкновенная
Посторонние лица могут там бывать и беседовать с узниками. Туда помещают лиц, обвиняемых в обыкновенных проступках, судимость коих принадлежит святому трибуналу по его привилегии.

Тюрьма посредствующая, или переходная
Она предназначена для тех, кто подсуден святому трибуналу и был арестован за обыкновенные проступки.

Тюрьма секретная
Такая тюрьма, где никто не может сообщаться с заключёнными.

Тюрьма сострадания
Тюрьма, в которую заключаются на известный срок люди, присуждённые к епитимий. Ею называют иногда также Тюрьмою епитимий или милосердия; она находится вне помещения, где собирается трибунал, но поблизости его.
<…>

Чистота крови
На языке инквизиции принадлежать к чистой крови значит не происходить ни от евреев, ни от мавров, ни от еретиков, ни от предков, осуждённых инквизицией.

лексикон инквизицииаутодафеинтердиктрелаксациячистота крови

Источник: [19.181]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,088