Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти > Как искали правду. Процессуальная практика > Славяне и российские этносы (XVI век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

Как искали правду. Процессуальная практика. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Статуты, Герберштейн, Адамс, Лицевой свод , Ченслер, Метрика, Грамота, Статут ВКЛ, Курбский, Договор

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1588–1589

Гражданские дела начинаются и производятся у них следующим порядком. Во-первых, истец подает челобитную, в которой он объясняет предмет иска или причиненную ему обиду. На основании этой челобитной ему вручается выпись, или приказ, передаваемый им приставу или сержанту, о задержании ответчика, который, после того, должен представить удостоверение, что он явится к ответу в назначенный день, иначе сержант может обеспечить себя такими мерами, какие сам признает нужными.

Сержантов много, и они отличаются строгим и жестоким обращением с арестантами, коих, обыкновенно, заковывают в такие тяжелые кандалы, какие они только в состоянии вынести, для того, чтобы сорвать с них большую взятку. Иногда из-за каких-нибудь шести пенсов вы увидите человека с цепями на ногах, руках и на шее.

Когда тяжущиеся станут перед судьей, проситель начинает объяснять свое дело, основываясь на своей челобитной. Что касается до ходатаев, консулентов, поверенных и адвокатов для того, чтобы защищать вместо истца его дело, то здесь нет ничего такого, и каждый обязан излагать свой иск и защищать права свои так хорошо, как умеет.

Если есть свидетели или другие доказательства, то их предъявляют судье. За неимением их или в случае неясности дела, при равносильных доказательствах, судья спрашивает того или другого из тяжущихся (кого ему самому вздумается, истца или ответчика), согласен ли он принять на себя крестное целование в том, чем уличает противника, или в чём отпирается. Тот, кто (вследствие такого предложение судьи) примет на душу крест, считается правым и выигрывает тяжбу. Эта церемония происходит не в суде, но так, что истца, который согласится на присягу, один из чиновников ведёт в церковь, где она и совершается.

Между тем деньги вешают на гвоздь, или под образом, и как скоро присягающий поцелует крест пред этим образом, то ему тотчас и отдают их.

Такой обряд крестного целования равняется у них клятве и почитается столь святым делом, что никто не дерзнет его нарушить или осквернить ложным показанием. Если обе стороны соглашаются поцеловать крест в спорном деле, то бросают жребий. Тот, кому он достанется, почитается правым и выигрывает тяжбу. Сторона, признанная виновной, присуждается к уплате долга, или штрафа, и, сверх того, к уплате царской пошлины, заключающейся в 20 пенсах на каждую марку, как было замечено выше.

По окончании таким образом дела обвиненный отдается на руки приставу (который имеет на то приказ из суда) для представления его на правеж, если он не заплатит тотчас деньги, или не удовлетворит просителя. Правежом называется место, находящееся близ суда, где обвиненных по решению и отказывающихся платить присужденный предмет или сумму, бьют батогами по икрам. Каждый день от восьми до одиннадцати часов утра их ставят на правеж и бьют до тех пор, пока они не заплатят деньги. Все время после полудня и ночью пристав держит их в кандалах, за исключением тех, которые представят достаточное обеспечение, что будут сами являться на правеж в назначенный час. На правеже человек сорок или пятьдесят ставят в один ряд и каждое утро стегают и бьют по икрам, между тем как они испускают жалобные вопли. После годичного стояния на правеже, если обвиненный не захочет или не в состоянии удовлетворить кредитора, последнему дозволяется законом продать жену его и детей, вовсе или на известное число лет; а если предлагаемая за них сумма недостаточна на полное удовлетворение, то он сам может взять их себе в рабы на несколько лет или навсегда, смотря по количеству долга.

Спорные дела, не утверждающиеся на прямых доказательствах, или основанные на предположениях и обстоятельствах, которые должны быть взвешены судьей, тянутся весьма долго и доставляют большие выгоды как судье, так и прочим должностным лицам. Напротив, дела, возникающие на основании записей или письменных обязательств, решаются у них, большей частью, удовлетворительно и скоро. Эти записи или письменные обязательства составляются весьма просто, именно таким образом:

Се яз Иван Васильев сын занял семи у Афонасья Дементьева сына сто рублев денег московских ходячих, от Крещения до Сборного воскресенья, без росту. А полягут деньги по сроце, и мне ему давати рост, по расчету, как ходит в людях, на пять шестой. А на то послуси: Никита Сидоров сын, и проч. А кабалу писал Гаврилка Яковлев сын, лета 7096.

Свидетели и должник (если умеют писать) означают имена свои собственноручно на обороте записи; других же удостоверительных знаков или печатей у них не употребляется.

Если кто попадается в каком-либо преступлении (как то: измене, убийстве, воровстве и т. п.), то, прежде всего, приводят его к князю и дьяку той области, где он числится, для допроса. Допрос в подобных случаях производится, обыкновенно, посредством истязаний (что называется пыткой), состоящих в том, что преступника бьют кнутьями, сделанными из ремней из белой кожи, шириною в палец, так что каждый удар производит рану, врезываясь в тело, или привязывают к вертелу и жарят на огне, иногда же ломают и вывертывают у него какой-либо член раскаленными щипцами, разрезают тело под ногтями и т. п.

Сделанный таким образом допрос, вместе с доказательствами и уликами, какие найдутся против обвиняемого, отсылается в Москву к управляющему той Четвертью, под ведением коей состоит область, а он представляет его на рассмотрение и решение Думы, где только и могут быть окончательно решаемы дела, относящиеся до жизни и смерти. В этом случае считают достаточным одних улик, излагаемых в деле, хотя сами члены Думы никогда не видали и не допрашивали обвиняемого, который между тем содержится в тюрьме того места, где совершено преступление, и никогда не пересылается туда, где решается само дело. Если подсудимого найдут действительно виновным, то приговаривают его к смертной казни, смотря по роду преступления, и управляющий Четвертью отсылает этот приговор к князю и дьяку для приведения его в исполнение. Преступника везут на место казни со связанными руками и с зажженной восковой свечой, которую он держит между пальцами.

Письменных законов у них нет, кроме одной небольшой книги, в коей определяются время и образ заседаний в судебных местах, порядок судопроизводства и другие тому подобные судебные формы и обстоятельства, но нет вовсе правил, какими могли бы руководствоваться судьи, чтобы признать самое дело правым или неправым. Единственный у них закон есть закон изустный, т. е. воля царя, судей и других должностных лиц.

Все это показывает жалкое состояние несчастного народа, который должен признавать источником своих законов и блюстителями правосудия тех, против коих несправедливости и крайнего угнетения ему бы необходимо было иметь значительное количество хороших и строгих законов.

деяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.4]

Статья № 2
Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Также постановляем, что каждый наш воевода и старосты, и маршалок земский, и маршалок дворный, и наши державцы, каждый в своем повете, не должны выполнять свои обязанности и судить наших подданных иначе, а только по этим законам, которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества...

Во время рассмотрения дела в суде никто не должен апеллировать к нам, великому князю, ни к сейму, чтобы тем самым не создавалась волокита, но обе стороны обязаны довести дело до конца...

Также постановляем: для рассмотрения нанесенных шляхтичам от панов или от врадников, наших и панских, обид, выражающихся в захвате земель, в грабежах, разбоях, насилиях и убийствах, или между самими панами и их подданными, устанавливаем для рассмотрения таких дел срок в году, к которому паны будут обязаны съезжаться в назначенное место, в Вильно, по истечении двух недель поста, и никто не должен ничем отговариваться, кроме только болезни. И в этот срок как крайний каждый пан должен оправдаться перед другим...

Также постановляем, что мещане наших городов и городов всех наших подданных, духовных и светских, должны отвечать по земскому праву за раны и убийства людей, крестьян наших и наших подданных. А если бы медлили с рассмотрением таких дел и к установленному для их рассмотрения сроку приговора не вынесли, а истца без надобности задерживали проволочками и в последний срок не вынесли приговора, то вся вина и обязанность платить возлагается на городских судей...

деяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.14]

Статья № 3
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Епископы должны также судить разводы как в среде князей, так и бояр, и всех мирян, которые содержат наложниц...

Всякий, кто пожелает обвинить другого в воровстве, грабеже или убийстве, отправляется в Москву и просит позвать такого-то на суд. Ему дается недельщик, который назначает срок обвиняемому и привозит его в Москву.

Далее, представленный на суд обвиняемый по большей части отрицает возводимое на него обвинение. Если истец приводит свидетелей, то спрашивают обе стороны, согласны ли они положиться на их слова. На это обыкновенно отвечают: «Пусть свидетели будут выслушаны по справедливости и обычаю»

Если они свидетельствуют против обвиняемого, то обвиняемый не медлит воспротивиться и возразить против свидетельства и (самих) лиц, говоря: «Требую назначить мне присягу, вручаю себя правосудию божию и требую поля и поединка». И им по отечественному обычаю назначается поединок.

Оба могут выставить вместо себя на поединок какое угодно другое лицо, так же как оба могут запастись каким угодно оружием, кроме пищали и лука. Обыкновенно на них бывают продолговатые латы, иногда двойные, кольчуга, наручи, шлем, копье, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, но заострённое с обоих концов сверху и снизу руки; держа его в руке, они орудуют им так ловко, что при любом столкновении оно не мешает и не выпадает из рук. Но по большей части его употребляют в пешем бою.

Бой начинают прежде всего копьём, а потом пускают в ход другое оружие. Много лет в поединках с иноземцами: немцами, поляками, литовцами — московиты чаще всего терпели поражения. А совсем недавно один литовец двадцати шести (/юный литовец примерно шестнадцати — в нем. версии) лет от роду вступил в бой с неким московитом, который вышел победителем более чем в двадцати поединках, и убил его.

Государь пришел от этого в негодование и велел тотчас позвать к себе победителя, чтобы взглянуть на него. При виде его он плюнул на землю и приказал, чтобы впредь ни одному иноземцу не определяли поединка с его подданными.

Множеством разнообразного оружия московиты скорее обременяют себя, чем вооружаются, иноземцы же вступают в бой, полагаясь более на ловкость, чем на оружие. Они прежде всего остерегаются вступать в рукопашный бой, зная, что московиты очень сильны руками и (вообще) телесно, и обычно побеждают их, утомив под конец только своим искусством и ловкостью (юному литовцу заранее в определённых местах припрятали камни; поначалу он делал вид, что отступает перед батыром (воин-герой) — так они называют славных мужей, сам же двигался к камням, подхватывая которые один за другим и швыряя в московита, он и победил.

У каждой из сторон есть много друзей и сторонников, зрителей на поле боя, но у них нет никакого оружия, кроме кольев, которые иногда и пускаются в ход...

Свидетельство одного знатного мужа имеет больше силы, чем свидетельство многих людей низкого звания.

деяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.27]

Статья № 4
Климент Адамс, 1553

Сказавши о замечательнейших городах, нужно упомянуть и о форме судопроизводства у Русских, сколько о том дошло до сведения наших земляков.

Когда произойдет спор, то соперники обращаются к владельцам земель, и если посредством их не помирятся, то дело поступает в Суд. Обвинитель просит позволения представить ответчика; ему тотчас дают проводника, и они отправляются за обвиняемым. Взявши его, секут розгами (?), пока не представит за себя поруку. Если же никто не хочет поручиться, то посланный, завязавши ему на спину руки, бьет (?), пока приведет в Суд.

Его спрашивают, — если напр. обвиняемый должник, — должен ли он такому-то деньги? Он отпирается. Судья продолжает: чем может доказать? Он отвечает: клятвою. Тогда его перестают бить, пока дело будет приведено в известность.

У Русских нет величайшего из республиканских зол — законников, а каждый за себя адвокат, и жалоба обвинителя, равно как и опровержение противника в форме прошений, представляются Князю, для разрешения. Император сам разбирает споры, особенно важнейшие, и, рассмотревши дело, произносит приговор. Нужно сказать, что Русский Князь решает тяжбы с необыкновенным беспристрастием: в верховном правительственном лице это заслуживает, по моему мнению, величайшую похвалу.

Впрочем как бы ни было свято намерение Князя, подьячие удивительно умеют черное делать белым и белое черным; за то уж, если будут уличены, наказываются весьма строго.
Когда тяжущиеся стороны представят все свои доказательства, то судья спрашивает обвинителя, не имеет ли сказать еще что-либо в подтверждение своих показаний. Он отвечает, что справедливость слов своих готов защищать сам или вместо себя представит другого; затем требует позволения вступить в бoй, и с согласия ответчика начинается единоборство. Если один или оба к борьбе неспособны, то вместо их публичные бойцы (у Русских есть целый класс людей, снискивающих себе пропитание этим ремеслом) выходят на назначенное место с булавами и рогатинами. Чей боец будет побежден, того тотчас заковывают в цепи, и томят до тех пор, пока кончится тяжба. Если оба противники знатного рода и согласны вступить в бой, то судья не может отказать им, и в таком случае посторонние бойцы не могут иметь места; если ж один благородного происхождения, а другой низкого, то судья отказывает им в единоборстве.

Если должник не в состоянии заплатить долг свой, то кредитор берет его к ce6е или отдает другому, на отработку. Впрочем, некоторые бедняки так низко ценят свободу, что добровольно закабаливают богатым себя, жену и детей на всю жизнь за небольшую сумму, которую берут вперед, а после получают от них пропитание.

путешествие ЧенслераМосковия Ивана-4адвокатов нетидти в кабалукулачное праводеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.59]

Статья № 5
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

О пленении колыванцев (Ливонцев, купцов из Таллина).

В 7003 лето от Адама (1503 лето от Христа)*
Послал великий князь к наместникам в Новгород дьяка Василия Жука и Даниила Мамырева и повелел взять в Новгороде немецких купцов колыванцев,

и, переписав их товар, привести в Москву за их нарушения, за то, что они в Колывани новгородским купцам великого князя многие обиды причиняли и самовольное поругание, а других людей великого князя живыми в котлах варили, без уведомления великого князя и без расследования: также и послам великого князя было от них поругание, тем послам, которые от великого князя ходили в Рим и во Фрязскую землю, и в Немецкую; да и старым новгородским купцам великого князя от них было причинено много обид и неприятностей, и разбои на море были...

И за то великий князь Иван Васильевич положил на них свою опалу, и купцов.
Князь же великий Иван Васильевич всея Руси по ходатайству совего зятя великого князя Александра и по челобитью магистра, и заморских немцев, и всей земли Ливонской, пожаловал их купцов, выпустил из тюрьмы и в свою землю отпустил их в 7003 году в апреле.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): Пленение колыванцев (купцов из Таллина)
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): Пленение колыванцев (купцов из Таллина), https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): Пленение колыванцев (купцов из Таллина)
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): Пленение колыванцев (купцов из Таллина), https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): Пленение колыванцев (купцов из Таллина)
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503): Пленение колыванцев (купцов из Таллина), https://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
 
 

* В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа).

Лицевой своддеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.65]

Статья № 6
Ричард Ченслер, 1553–1554

Каждый господин управляет и судит своих крестьян.
Если же случится, что поссорятся слуги или крестьяне двух господ, то оба господина, исследовав их дело, призывают к себе стороны и произносят приговор.

Если же вследствие противоречий господа не могут порешить дела, то оба они должны привезти своих слуг или крестьян пред высокого судью или судилище области и, представив их, объяснить дело и обстоятельства. Скажет истец: «я прошу закона, который пожалован»; тогда пристав арестует ответчика и поступает с ним не по Английским законам. Заставят несколько человек бить его по ногам, пока ответчик не представить порук. Если же он не найдет, то привязав его руки у шеи, водят его по городу и бьют но ногам; употребляют и другие крайние наказания, пока не приведут его к ответу. И судья спросит (если дело о долге): «должен ли ты столько-то этому человеку». Ответчик, может быть скажет: «нет». Судья — «можешь ли ты отрицать, говори, чтоб мы слышали, как? «Клятвою» ответит. Тогда судья прикажет оставить его бить до дальнейшего исследования дела.

Русское судопроизводство в одном отношении заслуживает одобрения: у них нет юристов, которые вели бы дела в суде, но каждый сам ведет свое дело и подает челобитные и ответы письменно, противно Английскому судопроизводству. Жалобы пишутся на манер просьбы к милости Князя и передаются ему в собственные руки с просьбою назначить суд, как просит жалоба.

Князь (Царь Иван IV Грозный — Прим. ред.) сам произносит приговор по всем делам согласно законам. Это очень похвально, что такой государь берет на себя труд смотреть за отправлением правосудия. Впрочем, несмотря на это, здесь происходят удивительные злоупотребления, причем князя часто обманывают. Если же случится, что начальники будут изобличены в сокрытии правды, они получают соразмерное наказание. Если истец не может ничего доказать, то ответчик должен дать клятву на кресте, прав он или нет. Тогда спрашивают истца, может ли он что-либо дальше доказывать; если не может, то он иногда говорит: «я могу это доказать моим телом и руками или телом моих бойцов», т. е. он просит поля. После того, как другая сторона поклянется, поле дается обеим сторонам.

Пред полем оба клянутся на кресте, что он заставит другого сознаться в истине, прежде чем они оставят поле, и выходят на борьбу вооруженные обычным здесь оружием; бьются они всегда на ногах и редко сами стороны, за исключением дворян, которые, очень дорожа своею честью, станут биться только с происходящим из такого же рода, как они сами.

Если какая-нибудь сторона просит поля, оно дается им; дело обходится без обмана, если нет бойцов; иное дело, если призывают бойцов, — хотя последние и дают великие клятвы, что будут биться верно, однако противное наблюдается часто, потому что обычный боец не имеет других средств к пропитанию. Как только одна сторона одержит победу, она требует свой долг, а побежденного ведут в тюрьму и там обращаются с ним самым позорным образом, пока победитель не даст приказаний.

Существует и другой порядок судопроизводства: именно в некоторых тяжбах о долгах истец может давать клятву; если ответчик беден, он помещается под крестом, истец же должен клясться над его головой; и, если он поклянется, Князь берет в свой дом ответчика и употребляет его как крепостного, назначает на работы или отдает его в наймы желающим взять его, до тех пор пока друзья не соберут выкупа, иначе он остается в кабале всю жизнь.

С другой стороны есть и такие, которые сами продаются дворянам и купцам в холопы с условием получать от них в течение своей жизни пищу, питье и одежду, а при поступлении и деньги; равным образом находятся желающие продавать своих жен и детей в любовницы и рабы покупателю.

судопроизводство на Русиручное управлениепродажа в рабстводеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.71]

Статья № 7
Литовская Метрика, 1510–1522

17. — 1510, 10 Июня
Решение по жалобе Сутка на Рудоминскаго наместника Буйка, который отнял у Сутка корову

Мы, судьи, Степан Кончий а Стецко Сакович. Смотрели эсмо того дела. Жаловал нам человек господарьский Рудоминское волости, на имя Сутко, на Буйка на Рудоминского наместника тым обычаэм: пограбил в мене яловицу безвинно.
И Буйко рек: правда эсть: была на нем моя куница, и я в него пограбил был животину, и отдал эсми эму опять; а он мне подвезался на рок под три pубли грошей куницю принести; и я ждал после року з неделю, и он ко мне не был; и я в него за куницю и за три рубли яловицю взял, и на кухню панскую дал.
И в том Буйко светки давал. И тот Сутко на светки не слался.
И мы в том Буйка правого нашли, штожь он гораздо взял в него тую яловицю. Писан у Вильни, июнь 10 день, индик[т|13.

340. — (без даты, ориентировочно 1522)
Справа книги Васильэвой Пузыниной з девером ээ, князем Тимофеем Пузыною в наэханье кгвалтом на именьэ ээ Глубокое и в починеньэ многих шкод.

Господарь король его милость казал про память записати.
Жаловала эго милости кнегиня Васильэвая Ивановича Пузыниная на девере своего, князя Тимофея Ивановича Пузыну в том: штож он по смерти мужа эй, брата своего, князя Василья, узъэхавшы кгвалтом на именье ээ Глубокоэ, многии речы с того именья побрал, и шкоды великиэ поделал.
И князь Тимофей к тому се знал, иж иж он на тоэ именьэ, по смерти брата своэго, наэжчал.
И господарь эго милость за таковоэ нерадноэ въэханьэ его присудил на нем кнегини Васильевой кгвалту дванадцать рублев грошей, а за шкоды (ущерб — Прим. ред.), на чом кнегиня Васильэвая присягнет, то он маэт э платити.

436. — (без даты, ориентировочно 1516)
Пильность Юрья Ставского на року в справе с паном Львом Боговитиновичом

Про паметь господарь король казал записати.
Жаловал его милости земенин Берестейский Юрьи Ставский в том: штож пан Лев Боговитинович эго судил, и в том эму шкоды много ся стало.
Эго милость господарь казал был пану Льву с ним очивисте перед собою стати в семо суботе. Ино Юрьи Ставский на тот рок перед господарем его милостью стал, а пан Лев не стал.

78. — (без даты)
Объявление Новгородскаго королевскаго боярина Ждана Ивановича, что он явился в суд, а позвавший его Мартин Петькович не явился

Я, Ян Миколаэвич, маршалок земский. Объявлял нам боярин господарьский Новгородского повита Ждан Иванович о том, штожь пан Мартин Петькович двема позвы нашими позвал его перед нас ку праву на сесь понеделок, на шостой недели по Велицедни. И тыи он позвы наши на тот рок перед нами указывал, нежли сам пан Мартин на тот рок перед нами не стал.

27. — (без даты, ориентировочно 1518)
Объявление Берестейскаго Еврея Израиля Мошеевича, что Виленский мещанин Иван Тесня задолжал ему, избил его и на суд пред королем в Берестье не стал

Объявляв нам Жид Берестейский Израиль Мошеэвич, штожь дей на ярмарку в Люблине збил эго мещанин Виленский Иван Тесня, и тежь дей мел эсми в копу грошей с ним мовити, и жаловал дей эсми подстаростему Люблинскому пану Чеховскому, и он дей мовил перед ним: стану дей перед господарем королем эго милостью. Ино тот Зраиль перед господарем в Берестьи стал и нам ся оказывал, а тот Иван Тесня не стал.


Мягкое (хвостатое) «е» во всех фрагментах источника отображается на сайте буквой «э». — См. ст. 18.1.16.s9

Литовские Метрикизападный диалект русскогокак искали правду в БелоруссииНовгород – юрисдикция ВКЛдеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [20.116]
Комментарии

Статья № 8
Жалованная обельно-несудимая, односрочная и заповедная Грамота Ивана III

1504 г. апреля. — Жалованная обельно-несудимая, односрочная и заповедная (от ездоков, незваных гостей и попрошатаев) грамота в. кн. Ивана III Васильевича и его сына в. кн. Василия III Ивановича иг. Спасского Валаамского м-ря Якиму на села и деревни в 7 погостах Корельского и Ореховского уездов Водской пятины Новгородской земли.

Первое2
Пусть архиепископ Новгородский не имеет власти судить вышеназванного игумена и его собратьев ни в каком деле, кроме3 тех дел, которые могут случиться между начальствующими в монастыре, и тех дел, которые могут быть направлены против их порядка: такие дела должен решать архиепископ и примирять монахов между собой. Однако рядовых монахов должен ведать и судить во всех делах игумен.

Четвертое
Если кто возбудит иск против самого игумена или его приказчиков, то эти дела должны расследовать и судить наши наместники новгородские, а тиуны наших наместников не должны судить ни игумена, ни его приказчиков ни в каком деле.

Пятое
Если кто учинит иск против монастырского человека или крестьянина и не удовлетворится приговором, который вынесут игумен или его приказчик6, то такой истец должен просить себе нашего, великих князей, или наших новгородских наместников пристава, и тот устанавливает для них срок — один день в году, а именно 13-й день после Рождества7, и ответчик должен стать на этот срок перед нами или перед нашими новгородскими наместниками. А наш пристав или наместников наших пристав никакой другой срок им не устанавливает, кроме вышеупомянутого 13-го дня после Рождества.

Шестое
Если кто при отсутствии ответчика получит судебный приговор в незаконный срок, то ответчик полностью свободен от его выполнения.

грамота Ивана-3преференции попамсудопроизводство Русирабство в Россиизапрет милостыниначало инквизициидеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [21.157]
Комментарии

Статья № 9
Статут Великого Князства Литовскаго (Литовский статут), 1566

(Исходный объём Статута — 141 л. в лист, список от 1643 г. — полууставом; содержит 377 статей («артикулов»), сгруппированных в 14 разделах)

Когда кто-либо кому насильство (кгвалт) учинил, или учинил потери от злодейства, а тот бы молчал о том три года, считается, что срок привлечения к суду истёк.

Статут ВКЛ. Срок давности по преступлениям, XVI в.

Статут ВКЛзаконодательство ВКЛсрок давностиуголовное преследованиеУПК ВКЛдеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [19.226]

Статья № 10
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному

Бога в троице славимаго и покланяемаго, во всем вся действующаго и полезное всем подающаго, Егоже-бо силою Цари царствуют и всякия пишут правду от непотребнаго раба сие мое писание тебе державному Госудярю Царю великому князю Иоанну Васильевичу всея России честно да вручается.

Кий ты Царь безсмертней мнишися в небытную ересь прельщен, сия ли мне бедному воздал еси, вся родная мя погубляеши, аз Царю неисписах и ниизочтох в чем бы пред тобою согреших но всегда пред воинствы твоими хождах и в разноличные битвах от варварских рук тело мое сокрушено бысть, и тебе царю и сие вся ни вочто же бысть и не мний себе царю, мне на тя не плачущи; кровь моя излиенна за тя, вопиет на тя пресвятей троице и призывая херувимскаго владыку и матерь Пресвятую Богородицу и всех святых и Государя моего моля, Феодора Ростиславича. Я едино писание послах тебе, а второе оставих себе и велел положить во гробе моем. Рад с тобою идтить на суд Бога моего. Аминь.

Писано во граде Асморе при милости Государя моего Жигизмонта Короля Польскаго.

Курбский и царь Иванпереписка Курбскогоукоры к царю Иванудеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.79]

Статья № 11
Русско-ливонский договор, 1535

Русско-ливонский договор: УПК Древней Руси и Ливонии

И чего будет того товару местер (магистр Ливонского ордена Герман фон Брюггеней — Прим. ред.) и арцыбискуп (архиепископ), и их люди по тем перемирным грамотам в те годы пьсковичем не отдали, и что после того перемирья пьсковского посла Якова Анфимова в Кеси у местера ограбили, и тем делом всем великого государя наместником, князем Пьсковским, обослався с маистром и с арцыбискупом, учинити срок на сьезд. А пъсковичем на съезде на том целовати крест, кому будет того товару чего не отдали, и маистровым людем и арцыбискуплим то платити. И что у Якова у посла грабежу взято, и послу пьсковскому на том цоловати же, что у него грабежу взято, а маистру ему заплатити.

А вперед в ту в семнатцать лет о обидных делех, на котором городе почнетца каково дело пьсковитину в местерове державе и в арцыбискупове державе, и в бискуплих державах, и во всеи земли Лифленскои, ино туто ему и управа дати по исправе и по крестному цолованью не в великих делех, до десяти рублев пьсковских.
А выше десяти рублев будет каково дело, ино в тех в немецких городех в маистрове державе и во арцибискуплих, и в бискуплих городех пьсковитина с немчином не cудити, а дати ответчика, псковитина, на пороку; а по котором не будет поруки, ино его держати на крепости, да о том им сослатися с наместники великого государя, со князми Пьсковскими, и со отчиною воликого государя со Пьсковом...

А судгги немчина в Пьсковскои земле как своего пьсковитина. А в Немцех судити пьсковитина как своего немчина. А знати истцу истца по своеи исправе, а порубу в том не быти нао стороны...

Россия и Ганзаконтакты России и Европыдоговоры с Ганзойпроцессы по грабежамУПК Древней Русидеяния властителейследственные действиясудыУПКпроцессуальный кодекснравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиюриспруденцияинтересные фактыобщество

Источник: [16.83]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,203