Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти > Атрибуты власти и силы власти. Награды, звания; стяги, знамёна > Славяне и российские этносы (XVII век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

Атрибуты власти и силы власти. Награды, звания; стяги, знамёна. Славяне и российские этносы (XVII век)

Корб, Коллинз, Карлейль, Гордон, Маржерет, Петрей, Знамена, Яковлев, Эрмитаж, Алеппский, Спарвенфельд, Таннер

Статья № 1
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

Здешний (Смоленский — Прим. ред.) воевода оказал большие почести императорскому послу. На стенах поднято было знамя, окруженное воинами, а на воротах развевались ещё два знамени: одно красное, другое голубое.

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.2]

Статья № 2
Самуэль Коллинз, 1658–1666

На гербе Императорском изображён орёл с распростёртыми крыльями, что знаменует происхождение его от Римских Императоров;

Государственная печать царя Алексея Романова, 1667
Государственная печать царя Алексея Романова, 1667

но у этого герба есть то отличие, что над двойной головою орла изображается корона с крестом, а на груди Св. Георгий на коне; последний, как некоторые говорят, прибавлен с тех пор, как Королева Елизавета прислала Ивану Васильевичу орден Подвязки (Order of the Garter).

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.10]

Статья № 3
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Гербы их (как видно на монетах) с одной стороны изображают двуглавого орла, носящего три короны, которые представляют собственно Московию и царства: Казанское и Астраханское; с другой стороны св. Георгия, щитом побивающего дракона.

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.11]

Статья № 4
Патрик Гордон, †1699

Поражение Шереметева

Ноября 4. Московиты выступили по полкам и ротам, конным и пехотным, сложили перед лагерем (Поляков — Прим. ред.) свои знамена, пушки и оружие, а затем ушли обратно в лагерь.

Знамя, XVI век. Из собрания Великоустюжского музея

Они сдали 153 знамени и штандарта, помимо большого знамени, именуемого Царским и принадлежащего воеводам, а также 26 малых орудий... Русских офицеров и дворян отдали под мою охрану у шатра нашего гетмана, где они безопасно провели всю ночь.

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.14]

Статья № 5
Жак Маржерет, 1600–1606

У каждого генерала есть своё знамя, которое различается по изображённому на нем святому; они освящены патриархом, как другие [изображения] святых. Два или три человека назначены его поддерживать. Кроме того, у каждого генерала есть свой собственный набат, как они называют, это такие медные барабаны, которые перевозятся на лошади; у каждого их десять или двенадцать и столько же труб и несколько гобоев, которые звучат только тогда, когда они готовы вступить в сражение, или в стычке, кроме одного из барабанов, в который бьют, чтобы выступить в поход или садиться на коней.

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.22]

Статья № 6
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

В гербе псковских князей была бычья голова в венце. У новгородских — лошадь, на которой сидел человек с копьём в руке и колол в шею дракона, лежавшего под лошадью.

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [20.26]

Статья № 7
Грамота о посылке в Калугу знамен для роздачи ратным людям, 1634

Отъ царя и великого князя Михаила Θедоровича всеа русіи стольнику нашему и воеводамъ, князю Θедору Семеновичу Куракину да князю Θедору Θедоровичу Волконскому. Писали есте къ намъ, что росписали вы въ сотни дворянъ и дѣтей боярскихъ, которымъ наше денежное жалованье дано, и сотенные головы, и дворяне и дѣти боярскіе бьютъ намъ челомъ, что у нихъ въ сотняхъ знаменъ нѣтъ, и о томъ бы велѣти вамъ указъ учинить. И по нашему указу послано къ вамъ съ перемышльскимъ казакомъ, съ Андрюшкою Петровымъ, семь знаменъ тафтяныхъ да десять знаменъ киндячныхъ розными цвѣты; и какъ пушкарь Андрюшка къ вамъ знамена привезетъ, и вы бъ у него знамена взяли и головамъ тѣ знамена роздали, да о томъ къ намъ отписали. Писанъ ва Москвѣ, лъта 7142-го, генваря въ 16 д.

атрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.100]
Комментарии

Статья № 8
Лукиан П. Яковлев, †187?

Лукиан Яковлев, Русские старинные знамёна

Въ царствованіе Михаила Ѳедоровича, размѣры полковыхъ знаменъ были весьма разнообразны: длина ихъ простиралась отъ 3 до 8 арш., ширина отъ 1 ½ до 2 ½ и до 3-хъ аршинъ.

Въ царствованіе Алексѣя Михайловича, устройство полковыхъ знаменъ подведено было подъ общiя опредѣленныя правила; это измѣненіе, или скорѣе — введеніе правилъ для постройки полковыхъ знаменъ, относится къ концу 1653 года. Собираясь въ походъ на недруга своего, на Польскаго и Литовскаго короля Яна Казимира, Царь Алексѣй Михайловичь, для своего Государева похода, указалъ въ оружейной палатѣ сдѣлать вновь десять полковыхъ знаменъ.



Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, XVII в.
Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, XVII в.
Знамя особого Большого полка, 1654 г.
Знамя особого Большого полка, 1654 г.

Этѣ новыя знамена были построены по одному образцу: всѣ съ однимъ откосомъ, цвѣтъ котораго отличался отъ цвѣта середины; всѣ онѣ опушены были коймою одинаковой ширины, и также, какъ откос особаго цвѣта; но главное отличіе этѣхъ знаменъ оть прежнихъ заключалось въ томъ, что размѣры ихъ поставлены были въ прямое отношеніе къ старшинству полковъ въ общей росписи войска.

Такъ знамя Государева полка превосходило размѣрами всѣ остальныя — длина 8 арш. 2 верш. ширина 3 арш. 5 верш.; за нимъ по величинѣ первое мѣсто принадлежитъ знаменамъ большихъ полковъ: Государева и особаго большаго, и большего наряда, длина ихъ — 7 арш. 4 верш. ширина 3 аршина; потомъ слѣдуютъ знамена полковъ сторожеваго и ертоульнаго — длина 6 арш. ширина 2 арш. 8 верш.; наконецъ знамена полковъ сходныхъ и посыльныхъ воеводъ были сдѣланы длиною отъ 3 до 4 аршинъ, шириною отъ 2 до 2 ½ аршинъ.-

Священныя изображенія на этихъ знаменахъ распределены были такъ: на серединѣ написаны изображенія Спасителя, Богородицы и лики Святыхъ угодниковъ, праздники Господни и Богородичны, и священныя событія. Изображенія на откосахъ служили дополненіемъ изображенію, написанному на серединѣ; сверхъ того въ откосахъ нѣкоторыхъ знаменъ были вышиты круги особаго цвѣта, отъ одного до шести, и на нихъ написаны: Господь съ предстоящими, знаменіе животворящего Креста, св. Архангелы и Ангелы Господни, и Св. угодники божіи.

Каждое изображеніе обозначено было соотвѣтствующею надписью, сдѣланною золотомъ, или серебромъ; по сторонамъ святыхъ изображеній написаны были тропари, кондаки, ирмосы, гласы и другія молитвословія. Надписи на серединѣ писались уставомъ «мелкимъ письмомъ».-

Койма знамени сплошь записывалась надписями, которыя распределялись такъ: На верхней и на нижней коймахъ середины написаны были молитвословія, соотвѣтствующія священному изображенію; на верхней коймѣ откоса написанъ былъ титулъ Государя, выставленъ годъ царствованія, и прописаны имена всѣхъ Царевичей, сыновей Государя, и наконецъ обозначенъ годъ, мѣсяцъ и день, въ который знамя «подписано», т. е. одобрено Государемъ. На нижнихъ коймахъ откосовъ знаменъ прописано было названіе полка, съ подтвержденiемъ: «а развѣе сего полка, тому знамени ни въ которомъ полку не быть, потому что се знамя пристойно быть въ томъ полку». Относительная величина знаменъ объясняетъ вполне это подтвержденіе…

Впослѣдствіи бумажныя ткани вовсе выходятъ изъ употребленія, и замѣняются шелковыми. 1659 года Августа 6 дня, сдѣланы были въ Казенномъ приказѣ, въ послѣдній разъ, 100 знаменъ сотенныхъ, киндяшныхъ, разныхъ цвѣтовъ, мѣрою по 1 ½ аршина въ сторонѣ, съ крестами и съ опушками. Съ этѣхъ поръ знамена строятся изъ камки и изъ тафты разныхъ цвѣтовъ, и въ дорогахъ гилянскихъ и кармазинныхъ; кресты и признаки дѣлались — или вшивные, или писаные; вшивные были тафтяные, и въ дорогахъ гилянскихъ и кармазинныхъ; писаные кресты, звѣзды, и на коймахъ травы, дѣлались золотомъ серебромъ и красками…

[инв. № ] 3574. Знамя Царя Алексѣя Михайловича 1653 года.
Продолговатое, съ откомъ; изъ тафты, по прежнимъ описямъ, червчатаго цвѣта; мѣрою по древку 2 арш. 2 верш. по верхней каймѣ 3 арш. 10 верш. по нижней каймѣ 1 арш. 6 верш.
На серединѣ золотомъ, серебромъ и шелками вышитъ Нерукотворенный Образъ Господа нашего Іисуса Христа; на золотомъ вѣнцѣ вышито серебромъ И. О. Ѡ. надъ вѣнцомъ вышито золотомъ ІС. ХС, подъ образомъ вышито золотомъ «образъ гднъ» по сторонам лика Спасителя вышиты четыре херувима, образащенные къ лику Спасителя; въ откосѣ вшиты шесть шестокрылыхъ херувимовъ, херувимы шиты золотомъ серебромъ и шелками; между херувимовъ писаны золотомъ звѣзды.

Полотно знамени сильно выцвѣло и порвалось; около древка и уголъ откоса совсѣмъ оторваны, и утрачены.
Въ 1861 году для предохраненія отъ дальнѣйшаго разрушенія знамя наклеено на тюль.
Древко съ яблокомъ, крашено красною краскою. Навершья нѣтъ; мешечекъ красный суконный…

Въ Описи Оружейной казны Великого Государи Царя и Великого Князя Михаила Ѳедоровича всеа руси 1638 года записаны Знамена:

— Знамя, а на немъ писано видѣние Іванна Богослова по лазоревой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано всепѣтая Мати Господня с небесными силами по лазоревой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писанъ Нерукотворенный Образъ Господень по червчатой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано пречистые Богородицы Знамение по желтой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано на одной сторонѣ Никола Чюдотворецъ на другой сторонѣ Михаилъ Малеинъ по зеленной таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано на одной сторонѣ мученикъ Георгиi великиі да Дмитрей Селунскиі на другой сторонѣ Борисъ и Глѣбъ по лазоревой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано на одной сторонѣ три Святителие Василей великиі Григорей Богословъ Іванъ Златоустъ на другой сторонѣ три Святителие Петръ и Алексѣй Иона Московские Чудотворцы по желтой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано на одной сторонѣ Царь Константинъ на другой сторонѣ Царевичь Дмитрей по зеленой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ шито Нерукотворенный Образъ Господа Нашего Исуса Христа с херувими золотомъ и серебромъ и шолки по лазоревой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ шито Нерукотворенныижъ Образъ Господа Нашего Исуса Христа со ангелы по червчатой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ писано грозныи воевода по червчатой таѳтѣ.
— Знамя, а на немъ шито Михаилъ Архангелъ, а противъ ево Исусъ Наввинъ золотомъ и серебромъ и шолки по алой таѳтѣ.
— Знамя Орелъ по бѣлой камкѣ еловчикъ знамени мѣденой золоченъ.
— Знамя шито по таусинной камкѣ Спасовъ Образъ Еммануилъ дано изъ Государевы мастерские полаты принесъ постельничей Лукіанъ хрущовъ; рма году Государю челомъ ударить тѣмъ знаменемъ Крутицкой Митрополитъ.
— Знамя, а на немъ шито по червчатой таѳтѣ Благоверные Князи Благоверной Князь Владимеръ да Борисъ и Глѣбъ на конехъ при Государе казенново двора даль Гаврило Облезовъ во рма году…

Оружейная ПалатаКремльописьстягизнамёнанавершияатрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [19.177]

Статья № 9
Государственный Эрмитаж

Из коллекции Государственного Эрмитажа

Прим. ред.
Знамя России интересно тем хотя бы, что в центре его изображён всадник с поднятой саблей точь в точь как на гербе Княжества новгородского, лишь разницей есть зеркальная его повёрнутость. Ни о каком Георгии Победоносце, что Змея закалывает, и который так мил был сердцам и египтян (Ану, закалывающий Змея), и московитки (точнее, белоруски Елены Глинской, матери Ивана-4), и речи нет! То есть для царя Петра устои Новгородской республики были ближе к сердцу, чем нравы кремлёвские?!

Знамя. Россия, 1700 г. // шёлк; 125х110 см. Государственный Эрмитаж, https://www.hermitagemuseum.org
Знамя. Россия, 1700 г. // шёлк; 125х110 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]
Знамя ротное Лейб-Гвардии Преображенского полка. Россия, 1700 г. // камка, шитье, роспись; 290х300 см. Государственный Эрмитаж, https://www.hermitagemuseum.org
Знамя ротное Лейб-Гвардии Преображенского полка. Россия, 1700 г. // камка, шитье, роспись; 290х300 см. Государственный Эрмитаж, [21.102]

Ротное знамя — это вообще целый ворох условностей, и, на первый взгляд, кажущихся в наше время несуразностей: тут и масонский символ (глаз «ведуна»-подглядывателя, только что не в обрамлении треугольника), который сегодня можно увидеть на долларовой купюре США (дизайн г-на Рериха), и сочетание экипировки древнего русского воина (его облачение напрямую заимствованно из Лицевого летописного свода Ивана Грозного), стоящего ногой на пушке времён ещё Ивана-3; тут тебе и река Стикс, по которой «паромщик» переправляет в иной мир ещё совсем не старого юношу (кого?) в руки страшилища с трезубцем (Мазепы — гауптмана украинских корсаров?); а посередине антропоморфных символов этого и иного мира надписано, похоже, слово «Господь» (от Dominus, лат.).

Похоже, что царь был очарован европейскими достижениями и был уверен, что «заграница нам поможет» настолько, что и в области идеологии вышел к Европе на встречный путь. — К тем, кто уже уже тогда кроил карту Руси на свои колонии...

Но он, в отличие от правителей России современной, не мог знать мыслей ни Ф. М. Достоевского (в «Бесах»), ни Ф. Ницше (в «Так говорил Заратустра»):

«Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда ещё не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было ещё народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа своё собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать»

«Ни один народ не мог бы жить, не сделав сперва оценки: если хочет он сохранить себя, он не должен оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором»

Однако если народ индивидуален в своём коллективном сознании, то он образует индивидуальное государство. Но у каждого народа — свой бог, должен быть свой собственный бог! Следовательно, у каждого государства также должен быть свой бог, отличный от богов в иных государствах. Но если бог один в нескольких государствах, то такие государства являются химерами. Или химерой является их общий бог.

Но перед Петром Алексеевичем стояли, очевидно, совсем иные задачи, чем поиск своего бога...


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.

знамёна Россииреверанс масонампоиск своего богаотказ от индивидуальностиатрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [21.102]

Статья № 10
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

С войском было знамя христолюбивого, воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой шелковой материи полосами с водруженным на нем крестом...

 Карта России Исаака Массы, 1636. Сайт Петра Власенко, https://ua.vlasenko.net/
Карта России Исаака Массы, 1636. Сайт Петра Власенко, https://ua.vlasenko.net/ а также см. Рефераты
 Хоругвь гетмана Богдана Хмельницкого, Википедия, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/25/Прапор_Богдана_Хмельницького.JPG
Хоругвь гетмана Богдана Хмельницкого, Википедия, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/25/Прапор_Богдана_Хмельницького.JPG

Московия

Все знамена были новые, сделанные царём пред отправлением в поход. Эти чудесные, огромные знамена приводят в удивление зрителя своею красотой, исполнением изображений на них и позолотой.

Первое знамя имеет изображение Успения Владычицы, ибо великая церковь этого города, она же патриаршая, освящена во имя Успения Богородицы; изображение сделано с двух сторон. Эго хоругвь той церкви, и за ней следовали ее ратники. Второе знамя с изображением Нерукотворенного образа, в честь хитона Господа Христа, который находится у них.

На прочих знаменах — на одних был написан образ св. Георгия или св. Димитрия и прочих храбрых витязей-мучеников, на других образ Михаила Архангела или херувим с пламенным копьем, или изображение печати царя — двуглавый орел, или военные кони, земные и морские, для украшения, большие и малые кресты и пр.

южная украйнахоругвь Хмельницкогознамёна царя Романоваатрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.145]
Комментарии

Статья № 11
Юхан Габриэль Спарвенфельд, 1684

Въезд шведского посольства в Новгород (на пути в Москву, к регентше Софье)

Наконец мы достигли угла деревянной стены города, где нас ждала карета воеводы (Ф. С. Урусова — Прим. ред.).

Затем мы проследовали мимо знамён:

  1. мимо знамени, сделанного как большой флаг с 2 острыми косицами, с лиловым четырёхугольником и белыми концами, под ним стояло 106 человек;
  2. четырёхугольного штандарта на четырёхугольным белом древке с красной окантовкой шириной в 3 пальца, под ним стояло 145 человек (не считая офицеров);
  3. четырёхугольного красного штандарта с планкой посередине и голубой окантовкой, под ним 170 человек;
  4. жёлтого штандарта с луками 70 человек;
  5. смеси пик, ружей и изредка пистолетов, 43 человека с жёлтым штандартом;
  6. 6 маленьких бунчуков на остриях копий, под лиловым штандартом с белыми концами, как сказано выше, с всадником на лиловом;
  7. сразу за ним стоял жёлтый штандарт с 24 человеками с крестом посередине;
  8. так же жёлтый штандарт с зелёной окантовкой в 3 пальца шириной, как сказано выше, 91 человек под ним;
  9. так же зелёный с жёлтой окантовкой, около 85 (человек) под ним, в нем Св. Георгий с драконом;
  10. также штандарт жёлтый посередине и зелёный по краям 144 человека, в нем Пегас (5 трубачей и нет литавров);
  11. также 4-х угольный штандарт красный посередине и белый по краям 120 человек;
  12. так же жёлтый штандарт 120 (человек) с парой маленьких литавр, но без трубачей, они стояли на углу деревянной стены города, которая на этой стороне примыкает к замку.

По обе стороны улиц и мостов стояли пикинеры с пиками, на которых были маленькие флажки с косицами, красные с белым ружьями и бердышами от нашей резиденции до другого конца города, всего около 1 500 человек.

Торжественная встреча произошла в 2 часа пополудни, а в 4 часа мы вступили в каменный дом, предназначенный для размещения посольств.

штандарты воинстважёлтый цвет-лидервстреча посольства Швецииатрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.143]

Статья № 12
Бернгард Таннер, 1678

Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию

Триста отборных воинов, называемых ими «караульщиками», с бердышами, пищалями, саблями и с малыми секирами стояли караулом на подворье для показания великокняжеского великолепия всегда в прекрасном, новом одеянии, с изукрашенным золотом либо серебром поясом или галунами; знамёна у них были очень большие, искусно вышитые золотом и серебром, а барабаны величиною вдвое больше наших.

Знамёна у них были очень большие, искусно вышитые золотом и серебром, а барабаны величиною вдвое больше наших.

описание Москвы XVIIвзгляд чехаатрибуты властипочётный караулрусские знамёнаогромные барабаныатрибуты властинаградызваниязнамёнанравы обществарелигияобразованиекультураисторияподлоги историиинтересные фактыобщество

Источник: [17.168]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,185