Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти > Дела властителей, их чиновников и попов: что и как вершили; итоги служения народу и богу > Иные этнические системы (...VIII век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

Дела властителей, их чиновников и попов: что и как вершили; итоги служения народу и богу. Иные этнические системы (...VIII век)

Васубандху, Тацит, Филон, Плутарх, Цзунъу, Уитред, Масуди, Динавери, Фудоки, Фейрахи, Гоголев, Шпенглер, Ашоки

Статья № 1
Васубандху, V в.

О происхождении Рас и властителей — см. здесь, 0.75 Mb.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [20.17]

Статья № 2
Корнелий Тацит, †117

Впрочем, ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому (В Германии — Прим. ред.), кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся...

На тех же [общих] собраниях также избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях; каждому из них даётся охрана численностью в сто человек из простого народа  — одновременно и состоящий при них совет, и сила, на которую они опираются...

О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более значительных  — все («Вече» в Германии); впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу. Если не происходит чего-либо случайного и внезапного, они собираются в определенные дни, или когда луна только что народилась, или в полнолуние, ибо считают эту пору наиболее благоприятствующей началу рассмотрения дел. Счёт времени они ведут не на дни, как мы, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользуются, принимая постановления и вступая в договоры друг с другом; им представляется, будто ночь приводит за собой день.

Но из их свободы проистекает существенная помеха, состоящая в том, что они сходятся не все вместе и не так, как те, кто повинуется приказанию, и из-за медлительности, с какою они прибывают, попусту тратится день, другой, а порою и третий. Когда толпа сочтёт, что пора начинать, они рассаживаются вооруженными.

Жрецы велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных. Затем выслушиваются царь и старейшины в зависимости от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от боевой славы, в зависимости от красноречия, больше воздействуя убеждением, чем располагая властью приказывать. Если их предложения не встречают сочувствия, участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся,  — раскачивают поднятые вверх фрамеи: ведь воздать похвалу оружием, на их взгляд,  — самый почетный вид одобрения. На таком народном собрании можно также предъявить обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [8.1]

Статья № 3
Филон Александрийский, †50

... спустя несколько дней Флакк (Флакк Авилий, то есть не о Горации речь — Прим. ред.) издает указ: считать нас отныне чужаками и пришлыми, осудив нас тем самым без суда, не давши слова сказать в свою защиту. Не самая ли откровенная это тирания? Флакк сам стал обвинителем, истцом, свидетелем, судьей и палачом...

Флакк, принадлежавший свите Тиберия, был назначен наместником Александрии и Египта после кончины своего предшественника Ибера.... не допускал, чтобы всякий сброд объединялся для противостояния властям; запретил сообщества и союзы, где жертвоприношенья были только прикрытием пирушек и дела решались на пьяную голову, а всех участников взнуздал как следует.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [8.11]
Комментарии

Статья № 4
Плутарх, †127

Он (Артаксеркс — Прим. ред.) первый дозволил тем, кто с ним охотился, нападать на зверя раньше, чем он сам, если будет к тому желание и возможность.
Он первый распорядился, чтобы в наказание за проступок какого-нибудь вельможи не бичевать тело и вырывать волосы виновному, а бичевать сброшенное им платье и вырывать нити из снятой с него тиары.

Спальник Сатибарзан просил его об одном неправом деле. Узнавши, что за просьбу эту он взял 30 000 дариков, Артаксеркс приказал принести 30 000 дариков из казны, дал ему и сказал: «Возьми, Сатибарзан! дав их тебе, я не стану беден, а сделав, о чём ты просишь, стану несправедлив»

Цари египетские имеют обычай с назначаемых судей брать присягу, что даже если царь предпишет им неправый приговор, они его не вынесут.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [8.8]

Статья № 5
Ли Цзунъу, 1911

Тут меня будто озарило, и я воскликнул: «Нашёл! Нашёл! Герои древности отличались всего лишь бесстыдством и коварством!»

Среди героев Троецарствия прежде всего следует выделить Цао. Его отличительная черта — абсолютное коварство. Он убил Люй Бошэ, Кун Жуна, Ян Сю, убил Дун Чэна, Фу Ваня, а затем еще жену императора и его сына, действуя при этом дерзко и нагло, без всякого смущения. К тому же он с неприкрытым цинизмом заявил: «Уж лучше я предам кого то, чем кто-то предаст меня». В своем коварстве он достиг совершенства. С такими способностями он, конечно, мог именоваться героем своего времени...

Был еще некто Сунь Цюань. Он доводился деверем Лю Бэю и находился в союзе с ним. Однажды Сунь Цюань захватил город Цзинчжоу и убил Гуань Юя. В своем коварстве он напоминал Цао, но все же не в полной мере, так как тут же запросил мира у царства Шу. Таким образом, по степени коварства он несколько уступал Цао и не выдержал конкуренции с ним за звание выдающейся личности...

Все «Двадцать четыре династийные истории» насквозь пронизаны только одним, а именно бесстыдством и коварством. Позвольте подтвердить это фактами из истории династии Хань (От 206 до н. э. до 226 н. э. — Прим. ред.)... Во времена борьбы между царствами Чу и Хань жил некто, у кого кожа на лице была особенно толстой1, но душа черной не была. В результате он потерпел поражение. Кто же был этот человек? Это всем хорошо известный Хань Синь. Он смог стерпеть ужасный позор — проползти под чужой мотней. Тут по степени толстокожести он не уступал Лю Бану. Но у него недоставало знаний по части «черноты». Если бы он, будучи циским ваном, слушался Куай Туна, то это, несомненно, пошло бы ему на пользу. А он, напротив, постоянно думал о милосердии Лю Бана, о его словах «помогать другу даже в ущерб самому себе» и бесцеремонно заявлял: «Тот, кто надевает на себя одежды другого человека, берет на себя и его заботы; тот, кто ест пищу людей, готов умереть за их дело».

Впоследствии тело его и голова оказались в разных местах Чанлэчжунши и три колена его родственников были казнены. Воистину сам на себя накликал беду. Высмеивая Сян Юя за «гуманность женщины», он осознал, что «если душа у тебя не черна, то все равно тебя ждет поражение». Этот великий принцип он знал, но потерпел поражение, и не стоит винить в этом Хань Синя.


1 Под «толщиной» (хоу) автор подразумевал толщину кожи на лице, т. е. «толстокожесть», иначе, отсутствие чувства стыда, неумение краснеть (лянь-пи хоу), а под «чернотой» (хэй) — «грязную душонку» (хэй синьяр). — Прим. ред.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [20.34]

Статья № 6
Законы Уитреда (судебник), 695–696

Британия

Пусть церковь будет свободна от уплаты поборов и пусть [духовные лица] молятся за короля и почитают его без принуждения, но добровольно.

Слово епископа и короля безупречно и без присяги.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [8.25]

Статья № 7
ал Масуди, †956

Сохранилось завещание Ардашира1 своему сыну Шaпуру, когда он его возвёл на престол, в котором он говорит:

«О, сын мой! Религия и государство — два брата, ни один из которых не может обойтись без другого. Религия — основа государственной власти, а государственная власть — защитница религии; то, у чего нет основы, исчезает, равным образом погибает то, у чего нет защитника».

[Мубед ответил Бахрaму] 2:

«О царь! Ты отнял земельные угодья у их собственников и тех, кто их обрабатывал, а они-то ведь и платят харадж3 и с них взимаются деньги [для казны], и землями их ты наделил лиц из своей свиты и придворной челяди, бездельников и других, которые стремятся поскорей снять с этих земель урожай и поскорей воспользоваться доходами с них, забросив их обработку, не заглядывая в будущее и не думая о том, что требуется для поддержания этих земельных угодий. Вместе с тем эти лица благодаря их близости к царю освобождены от харaджа, а уделом оставшихся ещё плательщиков харaджа и земледельцев стали притеснения, так что они бежали из своих поместий, покинули свои жилища и нашли приют в привилегированных поместьях, где и остались жить. В связи с этим пала культура земли, приходят в упадок земельные угодья, уменьшились [поступающие в казну] денежные средства, гибнут войска и подданные, а окружающие Фарс [т. е. Персию] цари и народы помышляют овладеть им, ибо знают, что иссякли те средства, которыми держатся устои государства».

Когда царь [Бахрaм] выслушал эту речь мубеда, он ещё три дня оставался на месте своей стоянки, вызвал везиров, писцов и заведующих дивaнами, велел представить реестры. Земельные угодья были отняты у приближенных царя и придворной челяди и возвращены их исконным владельцам, которые были восстановлены в своих прежних правах. Они принялись за обработку земли; те из них, что впали в нужду, опять окрепли, земля стала процветать, стали процветать области, много стало накопляться денег у сборщиков земельной подати и окрепли войска, которые пресекли основания для [поползновений] врагов и обезопасили границы.


1 Ардшир — Артаксеркс (Ардашир I Папакан), основатель династии Сасанидов (226–241 гг.), сын правителя города Истахр, распространивший свою власть на ряд областей, входивших ранее в состав Парфянского царства. — Прим. ред.

2 Мобед — потомок учеников Заратуштры, священнослужитель (маг) в зороастризме; Бахрам — Бахрам II (царь Ирана, 276–293 гг.), сын Бахрама, сына Ормузда (/Хормузда). — Прим. ред.

3 Харадж — государственный поземельный налог. — Прим. ред.

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [10.11]
Комментарии

Статья № 8
Абу Ханифа ад-Динавери, †895

Когда Александр по возвращении из похода в Китай остановился в Иерусалиме, он сказал своему воспитателю Аристотелю:

«Я причинил ущерб всем народам земли, убив их царей, овладев их странами и захватив их имущество, и вот я опасаюсь, что по злобе против меня они после моей смерти совместно ополчатся против народа земли моей, станут его избивать и уничтожать его. Поэтому я считаю нужным подослать ко всем именитым и благородным, ко всем, пользующимся властью, и к детям царей, во всех странах, людей, которые их убьют»

Но воспитатель ответил ему:

«Не таков должен быть взгляд людей благочестивых и верующих, но, помимо этого, если ты во всех странах убьёшь детей царей и людей именитых и пользующихся влиянием, то люди после смерти твоей с ещё большей злобой будут относиться к тебе и народу страны твоей. А что бы тебе послать к детям царей и людям именитым, созвать их к себе, возложить на них короны и сделать каждого из них царём над каким-нибудь округом или городом. Ведь таким образом ты отвлечёшь их от стремления опустошить твою страну их взаимным соперничеством относительно власти и жаждой каждого из них захватить то, что находится в руках его соперника; и так, грозящую от них беду ты направишь против них же и займёшь их собственными кровными интересами».

Александр принял этот совет своего наставника и поступил, как он посоветовал; и вот эти-то [поставленные им цари] и называются «царями племён» (мулук ат-тавa’иф).

деяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [9.12]
Комментарии

Статья № 9
Идзумо–фудоки, 733

Япония. Провинция Идзумо

Уезд, описанный выше (Уезд Оу — Прим. ред.), находится южнее Ириуми, и в нем расположено провинциальное управление.

Писцы уездного управления — чиновник без ранга оми Ама; чиновник без ранга оми Идзумо.
Заместитель начальника уезда — чиновник 7–го ранга младшего разряда 1–й степени 12–го класса наград оми Идзумо.
Помощник начальника уезда — чиновник начального ранга 2–й степени 12–го класса наград оми Хаяси.
Служитель канцелярии — чиновник без ранга оми Идзумо.

Япониячиновникидеяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [8.44]

Статья № 10
Давуд Фейрахи

Управление исламским государством

Халиф является центральной фигурой политического строя древнесуннитской общины… является вождём и правителем всех мусульман, несущим ответственность за народ и толкование веры. Так же мы упомянем семь условий, с точки зрения Абу-ль Хассана Моуради, необходимых халифу: справедливость, учёность, здоровье чувств, здровье членов, политическая мудрость, мужество и происхождение из рода Корайшитов. Фазлаллах бен Рузбихан Хуинджи, ссылаясь на книги богословов-правоведов, довёл качеста халифа до 12…

Хуинджи, ссылаясь на Абу-Махмуда Бахави и Абу-Хафеза Насафи, объясняет, что если никто из потомков Исмаила (арабов) не будет обладать вышеперечисленными качествами, то возможна ситуация, при которой неараб, наиболее отвечающий этим высочайшим требованиям, может претендовать на престол халифа.

Вазират и визирь (вазир)
Вазират, важнейший институт исполнительной власти в исламском халифате, впервые был создан в эпоху Бани-Аббаса, и с тех пор фигурировал в мусульманской политической мысли…

Вазиры были людьми весьма опытными, как в административной, так и в финансовой областях. Они контролировали поступление налогов с провинций, несли ответственность за подготовку военных экспедиций и вели переговоры с иностранными послами. Обычно
они были инициаторами главнейших мероприятий в государстве и часто лишь формально представляли бумаги со своими распоряжениями халифу на подпись. Главнейшей функцией вазиров было наблюдение за состоянием финансов. Без преувеличения можно
сказать, что в первые годы правления аль-Муктадира вазиры держали в своих руках все управление государством.

Трагедия халифа Османа (Абу Амр Усман, Третий халиф, с 644 по 656 г. — Прим. ред.) заключалась в том, что в силу своей набожности, приличия и верности идеалам Ислама, он не был тираном и диктатором. Наоборот, он был очень порядочным, мягким и либеральным человеком и не вводил в действие карательный аппарат государства для пресечения слухов в его адрес и деятельности радикалов. Он полностью доверял своим наместникам, некоторые из которых, однако, подводили его и, в конечном итоге, пал жертвой заговора мятежников, которые беспрепятственно вошли в столицу и убили его.

В последующей истории мусульманских монархий практически все правители опирались на карательные органы и жестоко боролись с оппозицией и различными формами инакомыслия. Убийство Османа повергло в шок всё общество и ввергло Халифат в пучину кровопролитной гражданской войны.

халифкадровые требованиявизирьналоговая служба12 апостоловжестокостьдеяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [21.92]

Статья № 11
А. К. Гоголев

Избирательная компания в Риме (по данным от О. Шпенглера [21.57])

Какое же это «чудо» — выборная компания в древнем Риме: «Вложения в выборы приняли американские масштабы и составляли иной раз сотни миллионов сестерциев. Во время выборов 54 г. процентная ставка подскочила с 4 до 8 %, потому что по-давляющая часть колоссальной массы находившихся в Риме наличных средств была вложена в агитацию... Избирателей по округам кормят завтраком, им выделяют бесплатные места на гладиаторских играх... разносят им деньги непосредственно на дом». Красс — великий финансист, главный спонсор выборной компании Цезаря — под 20 миллионов сестерциев кредита патрона был вынужден дать свои личные гарантии (на Цезаря «накатывали» кредиторы).

«Когда Помпей еще грезил о том, что сможет по желанию вызывать легионы на свет Божий, словно из-под земли, Цезарь давно уже сгустил их деньгами до вполне осязаемой реальности»; из царя Птолемея лысый «боров»1 за признание его императором выжал аж 144 миллиона сестерциев, а некто Габиний на этом деле нажился ещё на 240 млн.!

Консул Эмилий Павел был куплен за 36, а голос Куриона обошелся в 60 миллионов. Каждому солдату было выдано по 24 000 сестерциев; офицеры и генералы получили несравненно больше. И Цезарь на выборах победил (кто бы сомневался!).

При этом примечательна карьера главного спонсора Первого царя (похоже, термин царь от имени Цезарь идёт?). Как отмечает О. Шпенглер, «Юный политик начинал свою карьеру с того, что вчинял иск какой-нибудь великой личности и по возможности её уничтожал, так 19-летний Красс — знаменитого Папирия Карбона».

По этой причине некто Катон привлекался к суду 44 раза, но всякий раз бывал оправдан — вот же «дойная корова»! И чего же сей богатей киллеров не нанял на «супостата»? — ведь дешевле бы обошлось. Но, видать, мораль той поры была покрепче эпохи европейского «ренессанса».

Подытожим: Красс, вчиняя очередной публичный иск, отлично понимая абсурдность своих обвинений, заблаговременно договаривался с адвокатами о сумме отката: ведь по сути именно он в таких случаях являлся их работодателем, фактическим заказчиком их услуг, которые стоили формальному «предмету» иска ох как не дёшево! Способный был «мальчик»!


1 Солдаты Юлия Цезаря прославляли его развращенность в куплетах: «Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника». Составлялись законопроекты, разрешавшие его связь с любой из женщин в целях деторождения [21.36].

выборные технологииадминистративный ресурсслуги дьяволаримская демократиядеяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [21.97]

Статья № 12
О. Шпенглер

Нравы Древнего Рима и его элит

Помпей был патроном для половины всего мира — от пиценских крестьян до восточных царей; он представлял и защищал всех: то был его политический капитал, который он мог пустить в ход против беспроцентных ссуд Красса и «озолачивания» всех честолюбцев завоевателем Галлии. Избирателей по округам кормят завтраком, им выделяют бесплатные места на гладиаторских играх или же, как Милон, разносят им деньги непосредственно на дом. Цицерон именует это «верностью отеческим нравам».

Вложения в выборы приняли американские масштабы и составляли иной раз сотни миллионов сестерциев. Во время выборов 54 г. процентная ставка подскочила с 4 до 8%, потому что подавляющая часть колоссальной массы находившихся в Риме наличных средств была вложена в агитацию. Будучи эдилом, Цезарь роздал так много, что Крассу пришлось давать гарантию на 20 миллионов, с тем чтобы кредиторы позволили тому выехать в провинцию, а при выборах в великие понтифики он ещё раз до такой степени перенапряг свой кредит, что его противник Катул мог ему предложить деньги в качестве отступного, потому что в случае поражения Цезарь просто погибал.

Однако предпринятые также и по этой причине завоевание и ограбление Галлии сделали его богатейшим человеком в мире; здесь-то, собственно говоря, им уже и была одержана победа при Фарсале1. Ибо Цезарь овладел этими миллиардами ради власти, как Сесил Роде, а не из радости обогащения, как Веррес и, вообще говоря, также и Красс, великий финансист, занимавшийся между делом политикой. Он понял, что на демократической почве конституционные права без денег — ничто, с деньгами же — всё. Когда Помпей ещё грезил о том, что сможет по желанию вызывать легионы на свет Божий, словно из-под земли, Цезарь давно уже сгустил их деньгами до вполне осязаемой реальности...

Поскольку античные народные собрания только голосовали, но не совещались, происходивший перед рострами процесс становился формой политической борьбы и в полном смысле школой политического красноречия. Юный политик начинал свою карьеру с того, что вчинял иск какой-нибудь великой личности и по возможности её уничтожал, как 19-летний Красс — знаменитого Папирия Карбона, друга Гракхов, перешедшего впоследствии на сторону оптиматов. По этой причине Катон привлекался к суду 44 раза и всякий раз бывал оправдан. Юридические моменты отступали при этом всецело в сторону2. Все решают партийная позиция судьи, число патронов и величина свиты, а по числу свидетелей можно судить лишь о том, каково все-таки политическое и финансовое могущество истца.

Всё красноречие Цицерона, направленное против Верреса, имеет лишь одну цель — под прикрытием пышного морального пафоса убедить судью, что обвинительный приговор в его сословных интересах. То, что кресло судьи должно служить частным интересам и интересам партии, находится в полном согласии с общеантичными представлениями. Демократические обвинители в Афинах имели обыкновение в конце своей речи обращать внимание присяжных из народа на то, что оправдательный приговор, вынесенный богатому ответчику, лишит их гонораров за процесс.

демократия Римавыборы в Римекупить голосапокупка избирателейложные судебные процессыКрасс и адвокатыпродажные адвокатыдеяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [21.57]
Комментарии

Статья № 13
Надписи царя Пиядаси (Ашоки), 268–231 ВС

Большой наскальный указ (Гирнар)

Вот что говорит царь Пиядаси Угодный Богам.
Благие дела трудны. Кто зачинщик благих дел, тот делает трудное дело... Прежде не было так называемых махаматров3, [наблюдавших] за дхармой4. Через тринадцать лет после моего помазания я учредил [должность] махаматров [наблюдающих] за дхармой.
Они пекутся о последователях всех вероучений ради привлечения [людей] к дхарме, (ради продвижения их на пути дхармы, ради блага и счастья [всех]) приобщенных к дхарме5 среди йонов, камбоджийцев и гандхарцев, среди ристиков и петеников или же других, живущих в Апаранте6...

*

Большой наскальный указ (Гирнар)

Вот что говорит царь Пиядаси Угодный Богам.
Прежде не было [такого порядка], чтобы во всякое время заниматься людскими делами или [получать] оповещения. Теперь мною установлено так. Во всякое время — принимаю ли я пищу, нахожусь ли в гареме, или в своих покоях, или в отхожем месте, или в паланкине (?), или в садах, — всюду пративедаки11 пусть оповещают меня о людских делах! И повсюду я буду заниматься людскими делами. И то, что я повелеваю моими устами — [идет ли речь о том], что следует принести в дар, или огласить, или же о чем-нибудь неотложном, что поручено махаматрам, — если это вызовет спор или найдет понимание в паришаде12, обо всем этом немедленно следует оповещать меня, где бы я ни был, и в любое время. Таково мое повеленье.
И нет для меня радости ни [в самой] деятельности, ни в изыскании [того, в чем состоит] польза, ибо я считаю, что долг мой — это благо всех людей.

*

Особый указ (Дхаули)

Именем Угодного Богам кумара и махаматры в Тосали должны быть оповещены о следующем.
То, что я разумею правильным, я желаю осуществить на деле и достичь этого [каким бы то ни было] способом. Лучшим способом я считаю наставление вам.
Все люди — мои дети. И как своим детям я желаю, чтобы они обрели полное благо и счастье и в этом мире, и в другом мире, так (я желаю и всем людям).
А если у непокоренных пограничных жителей появится такой вопрос: «Какие намерения у царя по отношению к нам?», — одно только у меня намерение по отношению к моим пограничным жителям, — дабы они постигли, чего желает им Угодный Богам: «Хочу, чтобы не испытывали они страха передо мной, чтобы дышали спокойно, чтобы исходило им от меня счастье, но не несчастье».
И пусть они постигнут вот еще что: «Угодный Богам простит тех из нас, кого можно простить», и ради меня пусть они следуют дхарме, чтобы обрести (благо) этого мира и того мира...

Этот указ о дхарме начертан здесь с той целью, чтобы махаматры постоянно с ним сообразовывались для умиротворения и приобщения к дхарме пограничных жителей.
Этот указ следует зачитывать через каждые четыре месяца в [первый день] тиссы15.

наскальные тексты Индииуказы царя Ашоки-Пиядасипринципы управления в Индиидеяния властителейуспехи чиновниковслужение народунравы обществарелигиядеяния поповобразованиекультураисторияподлоги историифинансыэкономикаинтересные фактыобщество

Источник: [8.54]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,223