▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти → Дела властителей, их чиновников и попов: что и как вершили; итоги служения народу и богу → Славяне и российские этносы (...VIII век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

30.1. Дела властителей, их чиновников и попов: что и как вершили; итоги служения народу и богу. Славяне и российские этносы (...VIII век)

Чудинов

Статья № 1
В. А. Чудинов

Как кривичи союза с Римом искали (Третье этрусское бронзовое зеркало)

Надписи в рамочках я повернул зеркально, однако начертание ЗЪ оставил без изменения. Слово слева действительно можно прочитать как ЗВЕТ, через 3 и с реверсом, как это сделал П. П. Орешкин, либо ЗВТЕ, но если принять чтение ЗВДАН = СВИДАНИЕ, то есть допустить озвончение С перед В до 3, тогда исходное слово (до озвончения) должно быть СВТЕ, что скорее соответствует русскому слову СВАТЫ. Если эта версия верна, то окончанием множественного числа в этрусском языке будет не -И (-Ы), а -Е.

В.А. Чудинов. Как кривичи союза с Римом искали (Третье этрусское бронзовое зеркало)

Опять-таки если эта версия верна, то три молодых человека пришли свататься или сватать кого-то. Если это так, то в тексте различных складок должно быть пояснение, кого они хотят сватать.
Это пояснение мы находим: мужчина слева сидит на камнях, и пальцы его правой руки образуют слово РИМА, тогда как штриховка верхнего камня при увеличении читается как СОЗДАТЕЛЬ. Так что три жениха пришли свататься к Риму как к невесте. Понимая это как политическую аллегорию, мы видим, что расположения Рима добиваются, по меньшей мере, три страны, и было бы весьма интересно узнать, кто же они; почти наверняка одной из них должна оказаться Этрурия, и кроме неё — хотя бы одна славянская страна. Вероятно, это те страны, которые пока что не присоединились к Риму.

Начнём с левого жениха. В левой рамочке внизу находится слово АТД-СТЕ, где можно понять, что оно начинается с этрусской приставки АТ-, что соответствует русской приставке ОТ-. В окончании -ТЕ можно заподозрить реверс и переставить две эти буквы как -ЕТ. Наконец, букву С можно воспринять в ее шипящем варианте, как твердое Ш, а между Д и Ш поставить соединительную гласную И. Получим слово АТДиШЕТ, то есть ОТДЫХАЕТ. Действительно, данный мужчина сидит на камне.

Надпись на его груди я вынес на врезку справа; она начинается с буквы Е и имеет две буквы Л, написанные одна над другой. Я читаю эту надпись слева направо как ЭЛЛИН, то есть ГРЕК.
Таким образом, руки Рима, с одной стороны, добивается Грек, что, вообще говоря, понятно; мы знаем из курса истории, что культура Рима была отчасти обусловлена культурой Греции.

Очень интересна его юбочка. Если прочитать второй ряд кожаных накладок, получится слово ХОРА, то есть сельскохозяйственная ОКРУГА. Но слово ХОРА — греческое, а не этрусское. Зато первый, верхний ряд кожаных накладок может быть прочитан как два слова, ГОРОДА-ХРАМА, наконец, нижняя кромка бахромы — как слова ПРИАМА. Полагаю, однако, что это не прямое название; согласно «Илиаде» Гомера, город Приама — это Троя. Итак, грек из Трои «отдыхает», то есть он бы и не прочь войти в договорные отношения с Римом, но активно добиваться этого не хочет.

Теперь рассмотрим центрального жениха. На правой части груди центрального юноши справа, в столбец, можно прочитать слова ТО (кверху ногами) и ЭТРУСК. А в районе согнутого локтя левой руки — слова С КРИТА. Таким образом, во времена Троянской войны греков или на несколько веков позже коренным населением Крита были, как гласит данная картинка, этруски.

Итак, наше предположение оправдалось, действительно, один из персонажей является этруском, но не римским (латинским), а критским. Собственно говоря, римскому этруску нет смысла «свататься», ибо эта Этрурия уже вошла в состав Рима (то есть «женилась»). А вот другим этрусским государствам такой «брак по расчёту» мог оказаться весьма выгодным.

Однако и его позиция неактивна; и хотя его поведение не поясняется соответствующей надписью, но уже то, что он лишь перебирает чётки, говорит скорее о молитве, чем о сватовстве. Хотя предмет в его руке можно принять и за браслет для невесты.
Заметим, что в отличие от грека он показан, как обычно для этрусков на зеркалах, обнажённым, хотя и в плаще; вероятно, таково было амплуа этрусков.

Правый персонаж тоже сидит, как и грек; надпись над ним италийскими буквами гласит либо АЖШИАДЕ, либо АНВШИАДЕ, либо даже АТЗШИАДЕ. Первое, что приходит в голову, это значение ОЖИДАЕТ.

Можно подумать и о том, что здесь имеется реверс, и переставить последние буквы, что даст АЖШИАЕД или АТЗГЦИАЕД. Наконец, если решиться на чтение первых трех букв как АТВ и перестановку В после И, то есть на длинный реверс; приведённое таким образом слово можно передать как АТШИВАЕД, то есть ОТШИВАЕТ, где конечный звук Т передан озвонченно.

Теперь следует понять, кто кого ОТШИВАЕТ; полагаю, что это не правый персонаж, который сидит молча и наблюдает, но и не грек; наиболее активная позиция у этрусского юноши, повернувшегося лицом к греку. Таким образом, этруск побеждает в споре за руку римской невесты грека или с точки зрения весьма экспрессивной стилистики ОТШИВАЕТ его как жениха.

Иными словами, на время создания зеркала предпочтение Рима склонялось на сторону критских этрусков, а не троянских греков. Однако, как мне кажется, это третье слово все-таки характеризует жениха справа, сидящего с пальцем во рту именно в позе ОЖИДАНИЯ. Кроме того, слово ОТШИВАЕТ является весьма экспрессивной лексикой, сленгом, который в современном значении входящих в него слов вряд ли существовал в античности.

Но кто же последний из женихов? Прежде всего, как мы знаем, информативны складки у кистей рук; фрагмент возле левой кисти при его повороте на 90° вправо даёт текст, начертанный справа налево; при его нормальном развороте сначала читается слово PC, то есть РУСЬ, начертанное руницей, а затем слово ВоСТОЧНА.

Таким образом, в виде сидящего юноши изображена ВОСТОЧНАЯ РУСЬ. Было бы очень любопытно понять, какой именно географический регион или этнос понимался во времена эт-русков под Восточной Русью. Наше любопытство может быть удовлетворено тем, что ответ в буквальном смысле слова написан на груди: читая справа налево от головы и левого плеча юноши до его правого плеча, получаем слово КРИВИЧИ.

Этот результат совершенно неожиданный; получается, что-то ли кривичи жили в античности, во времена этрусков, то ли, как полагает ряд исследователей, из истории Европы историки вырезали одно тысячелетие, так что реальный III век н. э. истории Западной Европы вполне мог приходиться на VII век до н. э. условной античной, и кривичи вполне могли знать этрусков, а этруски — криви
Иными словами, под Восточной Русью, как следует из данных надписей, понималась более поздняя Белоруссия-Литва, но не будущая Московия.

И, наконец, крайне важна короткая надпись на поле одеяния на правом бедре; при повороте на 90° вправо там читается слово ДОМ. Не означает ли это, что под ДОМОМ этруски понимали восточную, Белую Русь кривичей?

В таком случае это объяснило бы и аканье, и взрывные звуки типа ДЗ, и окончание глаголов на У краткое. Более того, на складках под коленями можно прочитать слова СЕ, А и НАШ.

Получается фраза КРИВИЧИ: СЕ, А НАШ ДОМ — ВоСТОЧНА РУСЬ,
то есть КРИВИЧИ: ЭТО (ЕСТЬ) НАШ ДОМ, ВОСТОЧНАЯ РУСЬ.

В любом случае под Восточной Русью понималась, видимо, Прибалтика и часть земель к востоку от неё.

Но если КРИВИЧИ оказывались ДОМОМ этрусков, тогда понятно, почему этруск с Крита ОТШИВАЕТ грека или почему кривич ОЖИДАЕТ: свой всегда предпочтительнее чужого.

Следовательно, из данного рисунка вытекает, что, несмотря на определённые преимущества у греков, связанные с Троянской войной и с городом Приама, «рука» римской «невесты», скорее всего, будет отдана этруску с Крита.

Заметим, что и греки, и этруски, и кривичи на этом рисунке считаются союзниками Рима и даже соперничают друг с другом, добиваясь все более тесной близости с этой капризной «невестой».

Источник: [21.47]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,139