▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти → Дела властителей, их чиновников и попов: что и как вершили; итоги служения народу и богу → Иные этнические системы (XIII век)

30. Управление. Суды. Казни. Атрибуты власти

30.1. Дела властителей, их чиновников и попов: что и как вершили; итоги служения народу и богу. Иные этнические системы (XIII век)

Поло, Уэйверлей, Приказы короля, Гленвиль, Бректон, Из протоколов, Кольмар, Даврижеци, Андрей II, Речь

Статья № 1
Марко Поло, 1295–1298

Китай при монголах

Выбрал великий хан (Чингизид — Прим. ред.) двенадцать знатных князей (Опять это апостольское число!) и им поручил все дела в тридцати четырех областях (Китая). Обычаи у них и порядки вот какие.

Прежде всего скажу вам, двенадцать князей живут в городе Канбалу в одном дворце. Дворец большой, прекрасный; много в нем покоев и отдельных домов.

Во всякой области есть свой судья и свои писцы; живут они во дворце, каждый в своём доме, и ведают все дела той области, куда приставлены; исполняют их по воле и приказу двенадцати князей, а о них я уже говорил.

А власть у двенадцати князей вот какая: правителей областей они выбирают; выберут достойного и доложат об этом великому хану; великий хан избранного утверждает и дарует ему какую следует золотую дщицу. Куда войскам следует идти, об этом также заботятся те же князья; куда покажется, что нужно, туда князья и шлют войска, и, сколько пожелают, столько и шлют, но всякий раз с ведома великого хана. Также они распоряжаются и в других областных делах. Зовут их scieng, что значит «великий суд» (Министр), выше их только великий хан. Кому захотят, много добра тому могут сделать...

Рассылает великий хан гонцов по всем своим землям, царствам и областям узнавать, не погиб ли где хлеб от непогоды, града или другого какого бедствия. Узнает, кто пострадал, без хлеба; с таких не приказывает брать податей за год, а еще приказывает дать им своего хлеба для прокормления и на обсеменение. И великая та милость великого хана! Это делается летом, а зимою раздаёт скотину: как узнает, что у такого-то пал скот, приказывает дать ему скотину, помогает ему и тот год податей с него не берёт.

Так то, как вы слышали, помогает и поддерживает своих подданных великий хан...
Когда великий хан знает, что хлеба много и он дёшев, то приказывает накупить его многое множество и ссыпать в большую житницу; чтобы хлеб не испортился года три-четыре, приказывает его хорошенько беречь. Собирает он всякий хлеб: и пшеницу, и ячмень, и просо, и рис, и чёрное просо, и всякий другой хлеб; все это собирает во множестве. Случится недостача хлеба и поднимется он в цене, тогда великий хан выпускает свой хлеб вот так: если мера пшеницы продаётся за безант, за ту же цену он даёт четыре. Хлеба выпускает столько, что всем хватает, всякому он даётся и у всякого его вдоволь. Так-то великий хан заботится, чтобы народ его дорого за хлеб не платил; и делается это всюду, где он царствует1.

Рассказал вам, как великий хан раздаёт хлеб своему народу, теперь опишу, как он бедным в Канбалу (Пекине — Прим. ред.) даёт милостыню. Приказывает он набрать в городе бедные семьи, которым есть нечего; в одной семье человек шесть, в другой — восемь, или десять, или больше, или меньше; для прокормления их великий хан приказывает раздать пшеницы и другого хлеба; и дается им вдоволь. Всякому, скажу вам, кто придёт ко двору за хлебом, отказа в этом нет; у кого хлеба нет, всякому он дается. Более тридцати тысяч человек ежедневно, знайте, приходят за хлебом, и это каждый год...

Описал вам город (Манги, дельта Янзцы — Прим. ред.); следует упомянуть вот еще о чем: у горожан такой обычай — на дверях дома пишут они свои имена и имена жён, сынов и их жён, рабов и всех домочадцев; записывают также, сколько держат лошадей. Кто помрёт, того имя вычёркивается, а новорождённого имя приписывают. Поэтому-то правитель всякого рода знает всех в своём городе. То же самое по всей области Манги и в Катае.

Есть тут еще один хороший обычай: у кого постоялый двор или у кого пристают путники, те записывают их имена и день месяца, когда они пришли, так что великий хан круглый год может знать, кто приходит в его земли. Дело то людей умных.


1 О системе стратегических запасов (магазинов) в Китае — см. ст. 1 в 30.1.19.w и здесь, 0.7 Mb. — Прим. ред.

Источник: [13.9]
Комментарии

Статья № 2
Анналы Уэйверлейского монастыря, 1239

Из протокола допроса татаро-монгольских лазутчиков на территории Венгрии

И существуют 42 советника, с которыми совещается упомянутый Чурчитан (Чингизхан — Прим. ред.), и никто из целого войска не осмеливается спросить, куда идет господин их или что он намерен делать.

Источник: [13.12]

Статья № 3
Приказы короля, между 1272 и 1285

Британия. DE NATIVO HABENDO (Приказ без судебного разбирательства)

Король шерифу привет.
Приказываю тебе, чтобы ты по справедливости и без промедления доставил бы А. лорду манора С., его беглого крепостного В., который бежал с его земли после коронации короля Генриха сына короля Джона, вместе со всем его движимым имуществом и со всей его семьей, где бы он ни был обнаружен в твоем округе, за исключением наших доменов. И запрещаем кому-либо под страхом конфискации имущества незаконно удерживать его (у себя).

Источник: [13.15]

Статья № 4
Рануф Гленвиль

Британия

Королевская власть должна применять не только оружие против мятежников и народов, которые свирепствуют и восстают против нее, но также и украсить себя законами для управления подвластными и миролюбивыми вассалами...

Все же, законы Англии, хотя и неписаные, именовать законами не кажется абсурдным, когда этот закон основывается на положении «что пожелает король, имеет силу закона», а именно провозглашенные проблемы рассматриваются в совете по рекомендации магнатов и принимаются при поддержке власти короля. Если только из-за того, что их не записали, они не считаются законами, то писаные законы, несомненно, придадут им больший авторитет, нежели справедливость принятого решения или разумность обосновывающая их.

Однако, в целом, законы и право королевства записать в наше время невозможно полностью, с одной стороны, из-за невежества писарей, с другой, из-за их необъяснимого многообразия...

Деление гражданских дел.
Одни гражданские тяжбы могут рассматриваться и разрешаться только в суде господина короля, другие подсудны шерифам графств. В суде господина короля рассматривается следующее: Тяжбы о барониях; тяжбы о праве распределять приходы церквей; вопросы статуса; тяжбы о вдовьей части наследства, когда сама женщина еще ничего не получила; жалобы о несоблюдении мирового соглашения, заключенного в суде господина короля; о принесении оммажа1 и получении рельефа2; о незаконном огораживании земель; тяжбы о долгах мирян. Во всех этих тяжбах предметом спора являются только притязания на право собственности.


1  Оммаж — процедура, которая оформляла определенные условия взаимоотношений между вассалом и лордом, установленные обычаем страны, проходившая, как правило, в торжественной обстановке. Принесение оммажа своему лорду фактически означало, что держатель феода (обычно наследник предшествующего держателя) просил его покровительства (коммендации) и признавал себя вассалом лорда, т. е. человеком лорда. — Прим. ред.

2 Рельеф — сумма платежа наследника вассала (как нового держателя) своему феодалу (т. е. своему непосредственному лорду) при переходе к нему прав на наследственное держание — феод. — Прим. ред.

Источник: [13.17]

Статья № 5
Генри Бректон, 1256

Британия

Для короля, который правит справедливо, необходимы две вещи, а именно оружие и законы...

Тогда как почти во всех странах пользуются законами и писаным правом, только в одной Англии действует неписаное право и обычай. Именно в этой стране право возникло из неписаного (обычая), получившего всеобщее одобрение в результате применения.

Но не будет ошибкой называть английские законы (хотя и неписаные) — законами, ибо силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства (reipublicae).

В Англии существует также много различных обычаев, соответствующих разным местностям (страны), ибо англичане обладают по обычаю многими правами, которых они не имеют по закону; так в различных графствах, городских общинах, бургах и деревнях постоянно должны производиться расследования о том, каков обычай этой местности и как этот обычай соблюдается теми (людьми), которые на него ссылаются...

Глава IV.
§ 5. Что такое справедливость.
Справедливость — это надлежащее урегулирование (спорных) дел, когда для одинаковых случаев стремятся применять одинаковые права и все решается совершенно на равных основаниях. Справедливость как бы обозначает здесь равенство, и она применяется во (всех) делах, то есть в том, что говорят и делают люди.

§ 6. Каковы (основные) заповеди права.
Есть три заповеди права: жить честно, не причинять вреда другому, каждому воздавать свое.

Глава VI.
§ 1. О первом (основном) делении лиц.
Самое первое и наиболее простое деление людей заключается в том, что все они делятся на свободных или рабов...

Глава VIII
§ 2. О различных почетных званиях
Также во главе всех светских дел, которые относятся к государству, стоят императоры, короли и князья, а ниже их герцоги, графы, бароны, магнаты, вальвасоры1, и рыцари; а также свободные люди, и вилланы и разные должностные лица, стоящие ниже короля. Например, графы (comites), которые получили свое название от слова «дружина» или «сообщество» (a comitatu sive a sociaetate) и могут также называться консулами от слова consulendo (советующий); потому что короли привлекают таких людей, чтобы они давали им советы и помогали бы им управлять божьим народом, сообщая этим людям высокое достоинство, власть и имя, когда они опоясывают их мечем, то есть поясом, на котором висит меч.

Глава XII
§ 2. Первое деление
Первое деление вещей таково, что некоторые из них находятся в нашей собственности, а некоторые вне её. В нашей собственности имеются, как вещи движимые, так и недвижимые, которыми мы можем пользоваться в соответствии с нашей волей и потребностью, в отношении чего более подробные разъяснения будут даны ниже. Но вещи, о которых было сказано, что они находятся не в нашей собственности — это вещи священные, или относящиеся к религии или находящиеся в общем пользовании.

Некоторые же вещи не находятся ни в нашей собственности, ни вне её, таковы сервитуты, узуфрукты, например, право прогона скота, право на дорогу, право провести воду и им подобные, и потому такие права не считаются чьим-либо имуществом, так как они не могут быть отчуждены сами по себе без земли...


1  «Вальвасор» или «вавасор» — редкий в английских памятниках XIII века термин, обозначавший мелких и средних феодалов, обычно арьервассалов короля — в противоположность крупным феодалам — баронам, его непосредственным держателям. — Прим. ред.

Источник: [13.12]

Статья № 6
Из протоколов Placita de quo warranto, 1286

Placita de quo warranto — протоколы судебных разбирательств, связанных с исками короны против духовных и светских феодалов по обвинению их в незаконном присвоении земельных, судебных или фискальных прав короны или в злоупотреблении этими правами)

Британия

Аббат Рамзейский1 был вызван в суд, чтобы отвечать господину королю, на каком основании (quo warranto) он претендует на то, чтобы производить проверку круговой поруки свободного поручительства, захватывать в свою пользу приблудной скот и клады, обнаруженные на его земле, держать рынок в своем иммунитетном округе2 (banleuca3) в Рамзее, выполнять средствами своей администрации королевские приказы на данной территории, принимать первоначальные судебные приказы короля и разбирать все дела, касающиеся его иммунитетных владений (libertatem) с помощью своих собственных судей; а также, на каком основании он претендует на то, чтобы назначать коронеров4 для получения судебных штрафов со своих держателей и движимого имущества осужденных и беглых уголовных преступников, пользоваться охотничьими заповедниками, кроличьими садками, правом захватывать обломки кораблекрушения, выброшенные на берег на этой территории. [Он должен был также] отвечать, на каком основании он претендует на освобождение себя и своих держателей от посещения собраний сотен и графств5, от уплаты вспомоществования шерифу6, штрафов за убийство и грабежи7.


1 Рамзейский монастырь принадлежал к Бенедиктинскому ордену. — Прим. ред.

2 Здесь имеется в виду иммунитетное право, обычно известное в источниках XIII века под названием returnus brevium, которое практически было связано с запрещением въезда на иммунитетную территорию представителям местной королевской администрации. — Прим. ред.

1 Banleuca — пространство, в границах которого какой-либо феодал или монастырь пользуется юрисдикцией или иммунитетными правами. — Прим. ред.

2 Коронер — должностное лицо короля в графстве. Это было весьма важное иммунитетное право. — Прим. ред.

1 Регулярное посещение собраний сотен и графств рассматривалось многими свободными держателями и феодалами как обременительная повинность. — Прим. ред.

2 Плата на содержание шерифа, которую обязаны были вносить все жители графств. — Прим. ред.

1 Имеются в виду штрафы, налагаемые шерифом или разъездным судом на деревни, в которых было совершено убийство или грабеж и виновники не были обнаружены. — Прим. ред.

Источник: [13.21]

Статья № 7
Большие анналы Кольмара, 1281

Жители Провинса зарубили мечом своего начальника представителя и недостойным образом возмутились против короля Франции: поэтому он должен был умертвить пятьсот шестьдесят из их числа... Миланцы убили патриарха (Аквилен — Прим. ред.) и с ним пятьсот человек... Миланцы убили пятьсот или более горожан из тех, кого они изгнали.

Источник: [13.29]

Статья № 8
Аракел Даврижеци, †1670

Путь во властители только один — начать с воровства, потом заняться бандитизмом... ну, а потом основать династию. Изменилось мало чего в этом алгоритме с тех пор.

Родословная османских царей Осман, Орхан, Мухаммед, Мурад, Баязид... Вот они, цари османские, коих книги божественные именуют змеями и которые с давних пор владеют страной; вот их род — по одному до сегодняшнего дня...

Таково происхождение мусульманских османских царей и причина, по которой их прозвали османами. Первое имя — Осман, уроженец селения Тчох, некий поселянин-земледелец, мусульманин, бросивший земледелие и ставший на время вором; постепенно он усилился и, отправившись к султану Аладину, примкнул к нему. Получив от него войско, пошел и захватил город Бурсу... В 681 году армянского летосчисления (1232) некий богач, по имени Осман, из городка Османчук собрал себе подобных и выступил войной против всех своих господ, постепенно возвысился и стал государем многих городов и гаваров...

Источник: [17.44]

Статья № 9
Андрей II, 1222

Венгрия. Золотая булла

За исключением указанных ниже четырёх высших должностных лиц, а именно: палатина1, бана, графа короля и графа королевы, никто не может одновременно занимать две должности.

Для того чтобы в соответствии с этим установлением и порядком все осталось в силе и нерушимо, как в наше время, так и при наших преемниках, я приказываю, чтобы этот акт был написан в семи экземплярах, которые будут скреплены нашей золотой печатью.

При этом:


1 Палатин совмещал функции премьер-министра и верховного судьи королевства — по сути, выборный от аристократии вице-король. — Прим. ред.

2 В Колоче (Калоча, венг. Kalocsa) была кафедра архиепископа Венгрии. Город был заложен в 1000 году Иштваном I Святым. — Прим. ред.

Источник: [13.40]

Статья № 10
Никита Хониат, †1217

Речь, составленная к прочтению перед киром Феодором Ласкарем

Ты объезжаешь восточные города [Греции] и вступаешь в переговоры с жителями, ты указываешь им, какие несчастья их ожидают, если они немедленно не подчинятся тебе. Одних ты бранишь, а других наказываешь.

Источник: [13.44]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,079