▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → В городе, в поселении → Где помыться и постричься → Славяне и российские этносы (XVII век)

3. В городе, в поселении

3.8. Где помыться и постричься. Славяне и российские этносы (XVII век)

Карлейль, Олеарий, Мерцалов, Витсен, Койэтт, Шлейссингер, Алеппский, Рейнтенфельс, Стрюйс

Статья № 1
Чарльз Карлейль, 1663–1664

...нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней.

общественные баничастные мыльни

Источник: [17.11]

Статья № 2
Адам Олеарий, 1636 (†1671)

В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена брёвнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Иные не делали и этого. Женщины иногда выходили без стеснения голые — поговорить со своими мужьями.

Они в состоянии переносить сильный жар, лежать на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодною водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню.

Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную. И если иногда какой-либо немецкий парень прыгал в воду, чтобы купаться вместе с женщинами, то они вовсе не казались столь обиженными, чтобы в гневе, подобно Диане с её подругами, превратить его водяными брызгами в оленя, — даже если бы это и было в их силах.

В Астрахани как-то случилось, что 4 молодые женщины вышли из бани и, чтобы прохладиться, спрыгнули в Волгу, которая там на изгибе образует мель и приятное место для холодного купанья. Когда один из наших солдат также спустился к ним в воду, они начали шутя брызгать водою. При этом одна из них, решившаяся зайти слишком глубоко, попала на зыбучий песок и начала тонуть. Когда подруги её увидели ее в опасности, они закричали, прибежали к солдату, который плавал отдельно, и умоляли его спасти её. Солдат дал себя легко упросить, поспешил к ней, обхватил её за тело и приподнял её так, что она могла за него схватиться, удержаться [на воде] и выплыть. Женщины похвалили немца и говорили, что он был послан к ним в воду точно ангел [хранитель].

Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время, выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару.

бани в Россииобщественные бани

Источник: [17.34]

Статья № 3
А. Е. Мерцалов

Вологда, по Писцовой книге 1627 г.

У моста через р. Золотуху находилась торговая баня, а у бани, — сказано в писцовой книге, — «держат квас безхмельной». Кабаки и баня содержались от государя; торговлею в них заведывали так называемые верные головы и целовальники: «а кабаки и баня», говорится в писцовой книге, «ныне — на вере: сидят головы и целовальники (они выбирались городами к сбору государевых податей и приносили присягу в том, что будут взыскивать их бездоимочно) и собирают на государя».

Источник: [17.29]

Статья № 4
Николаас Витсен, 1664

Псков, декабрь

Река Пскова течёт через город (и у Кремля сливается с рекой Великой); здесь я видел, как множество голых людей, выйдя из бани, бросались в реку, хотя сильно морозило...

Здесь я узнал их бани, это бани парные. Помещение нагревают печами, а горячие камни, лежащие на них, поддерживают и увеличивают жару тем, что образуется пар, когда на камни льют воду.

В бане стоят друг над другом 2–3 ряда лавок, на которые каждый может лечь голым. Самые верхние скамьи — самые жаркие. Обслуживают девушки или, если хотят, слуги; они трут тело и ополаскивают его, а также слегка бьют, чтобы открылись поры.

Источник: [17.39]

Статья № 5
Бальтазар Койэтт, 1676

Москва

Есть здесь и бани, в которых рядом моются женщины и мужчины, правда, в особых отделениях, но с такими решетчатыми перегородками, что через щели в последних можно удобно видеть друг друга...

Гофмейстер, я и еще 2 из нас поехали опять в город и, проезжая, видели мужчин и женщин, мывшихся в отдельных, но все-таки рядом лежащих банях; они вели себя очень бесстыдно при нашем проезде.

Русские вообще очень любят бани и наружное омывание, из-за чего там везде в городах и деревнях много общественных бань; кроме того, у вельмож, у всех, свои бани в собственных домах. Общественные бани для мужчин и женщин отделены бревенчатыми перегородками, через щели в которых они, однако, могут свободно видеть друг друга. Входят они, впрочем, через ту же дверь, иногда совершенно голые, держа лишь веник перед стыдными частями.

Они выносят большую жару и, лёжа на полке, бьют себе голую кожу этими вениками.
Мало этого: мужчины и женщины, напарившись до красна, обливаются холодною водою, или же, если зима, валяются в снегу, а также, разогревшись, прыгают в холодные проруби, не получая, впрочем, от этого никакого вреда, так как они с детства к этому привыкают.

Источник: [17.41]

Статья № 6
Г.-А. Шлейссингер, 1687

Москва
Девятый рынок — вшивый, названный так потому, что там сидят цирюльники; у каждого из цирюльников маленькая будка, и русские стригут здесь волосы за плату вместе со всем, что в них сидит. Волосы бросают прямо на дорогу.

парикмахерские в Москвенашествие вшейличная гигиенабани не у всехпедикулёз XVII

Источник: [17.139]
Комментарии

Статья № 7
Павел Алеппский, 1656

Земли южной украйны

С южной стороны этой крепости (Прилуки) находится озеро, огромное, как море, в которое впадает много рек. Тут в изобилии растёт белая и жёлтая махровая кувшинка. На озере длинный мост с большим числом мельниц; при начале его находится скрытый водоём крепости.

По близости этого места стоит деревянный дом, служащий баней для общего пользования. Снаружи его имеется жолоб из длинного бревна, над которым стоит человек и накачивает в него воду из реки хитрым снарядом, для наполнения медного котла, где она нагревается. Мужчины и женщины моются в бане вместе без передников, но каждый из них берёт от банщика род метлы из древесных ветвей, коей они прикрывают свою наготу, по их обычаю. О удивление! в момент выхода из бани они погружались и плавали в холодной реке, текущей перед баней.

общественные банисовместные банихолодная купель

Источник: [17.145]

Статья № 8
Яков Рейнтенфельс, 1671–1673

Такого же рода бани существуют и общественные, назначенные для пользования тому и другому полу, где, за небольшую плату их владельцу, народ моется, по крайней мере, два раза в неделю, и откуда люди часто из сильнейшего жара выбегают на реку или на снег, для охлаждения, без всякого вреда для их голого тела.

Не меньший (Чем с кабаков — Прим. ред.) ежедневный доход доставляют и общественные бани, которые также он (Царь Алексей Романов) один повсюду содержит, так как частое купанье стало у мосхов не только обычаем, но даже законом, так что каждый из них посещает баню, по крайней мере, раза два-три в неделю…

Цирюльники (дабы не подумали, что я умолчал о них из презрения, ибо я много раз видел их в Москве не без ощущения тошноты) сидят на рынке, где торгуют старыми вещами и потому называемом Вшивым, в низеньких лавочках, крытых древесною корою, и обрезывают простому народу волоса на голове теми же ножами, которыми разрезают хлеб и прочую пищу. Бороды мосхи, считая её украшением, не бреют, а напротив, как бы она ни была длинна, постоянно желают, чтобы она была ещё длиннее.

общественные банимонополия на помывкуотращивание бородлевая работа цирюльников

Источник: [17.146]

Статья № 9
Ян Стрюйс, 1668–1673

Общественные и частные бани Москвы

Москвитянин, как мы сказали, до крайности груб и грязен, а между тем не осмелится войти в церковь иначе, как омывшись. Отсюда вошло в обычай ходить в бани, которые также обыкновенны в Москве и во всем государстве, как в Турции и Персии.

Не говоря уже о знатных лицах, нет богача, у которого не было бы собственной бани как для удовольствия, так равно и для здоровья. Незнатные и небогатые пользуются общими банями, куда во всякое время ходят все, без различия возраста и пола. Так как они не стыдятся наготы, то и не совестятся мыться все вместе, совершенно голые, и только в передбаннике прикрывают части тела, называть которые не позволяет приличие, засушенными нарочно веточками с древесными листьями, заменяющими у них губку и называемыми на их языке вениками.

Входя в баню, Москвитянин предварительно некоторое время прохлаждается; затем растягивается на скамье, не боясь её жесткости, потому что обладает очень крепким сложением; потом парится веником и с ног до головы обливается, что всего удивительнее, почти кипятком, а немедленно затем погружается в холодную воду, не заболевая от этого.

Я видел даже, что совершенно голыми они ложатся в снег и, пробыв в нём долго, прогуливаются таким же образом более часу, не продрогнув и не причиняя, по-видимому, вреда здоровью.

Столь малая чувствительность его к холоду, жару и другим суровым переменам погоды была бы удивительна, если бы не было известно, что его приучают к ней с колыбели, так что он мало-помалу закаляется, и сложение его становится столь крепким, что он мог бы жить столетие, если бы не губил себя водкою.

общественные бани Москвыцарская монополия на помывкубесстыдство московитов

Источник: [17.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,079