▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → В городе, в поселении → Освещение в домах и улиц → Славяне и российские этносы (XIX век)

3. В городе, в поселении

3.5. Освещение в домах и улиц. Славяне и российские этносы (XIX век)

Преображенский, Записки

Статья № 1
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния: Освещение в домах.

Освѣщеніе жилищъ довольно разнообразно.
Не говоря о домахъ помѣщиковъ высшаго круга, гдѣ горятъ стеариновыя свѣчи и лампы, я обращаюсь къ прочимъ помѣщикамъ. У нихъ, у высшихъ чиновниковъ и богатыхъ купцовъ молодаго поколѣнія, освѣщеніе этого рода употребляется только при посѣщеніяхъ гостей, а въ обыкновенное время горятъ сальныя свѣчи, четверикъ и пятерикъ; шестерикъ употреб-ляется у мелкихъ и скупыхъ хозяевъ.

Мѣщане и некоторые крестьяне освѣщаютъ свои жилища свѣчами мелкаго разбора, но не всегда; изъ первыхъ бѣдняки жгуть конопляное масло въ ночникахъ, а иногда лучину; послѣдніе вездѣ жгутъ лучину, которая обходится въ нѣкоторыхъ мѣстахъ дороже свѣчъ, и все-таки не выходитъ изъ употребленія. Свѣчи, шестерикъ и семерикъ, употребляются только въ праздничные дни.

Остановимся на послѣднемъ способѣ освѣщенія.
Не сила привычки заставляетъ крестьянъ предпочитать лучину свѣчамъ, а необходимость. Свѣча горитъ такимъ свѣтомъ, который можетъ дать свѣтильня, по своей тодщинѣ и устройству; ни прибавить ей свѣта, ни убавить нѣтъ возможности; напротивъ лучина щепается толсто или тонко, смотря по тому, сколько нужно свѣта для освѣщенія избы, и при безпрестанной поправкѣ ярко освѣщаетъ всю комнату. Если же зажечь свѣчу и поставить ее на столѣ, то безъ преувеличенія можно сказать, что она освѣщаетъ только одинъ столъ, или одинъ тотъ уголъ, гдѣ столъ поставленъ, да сидящихъ у самаго стола; зажечь двѣ свѣчи или одну четвериковую крестьянинъ не въ состояніи. Вотъ почему предпочитаетъ онъ лучину свѣчамъ.

Войдите въ любую крестьянскую избу въ зимній или осенній вечеръ, и вы увидите вездѣ одну картину: у самой лавки прямо противъ двери стоить свѣтецъ; это двѣ или три деревянныхъ узенькихъ досчечки, вышиною въ 2 ½ аршина, утвержденныхъ вертикально въ небольшомъ отрубкѣ дерева и скрѣпленныхъ вверху брускомъ четверти въ полторы, въ кото-ромъ укрѣпленъ круглый кусокъ дерева въ стоячемъ положеніи; въ оси этого куска вставляется желѣзная рогулька, въ видѣ креста, котораго концы развѣтвлены на части, верхній на три или на четыре, а боковые на двѣ или на три, такъ что между каждою отраслью свободно входить конецъ лучины. У свѣтца сидитъ мальчикъ или дѣвочка, или кто нибудь изъ семейства, занимащійся дѣломъ не къ спѣху, и перемѣняетъ догорающую лучину; если одна лучина сгорѣла до половины, то вставляютъ другую. Обыкновенная длина лучины около 2 аршинъ.

Передъ свѣтцемъ стоить корыто, наполненное водою, куда падаютъ отлетающіе угли. Вокругъ на лавкахъ и передъ свѣтцемъ на скамейкѣ женщины прядутъ лень; съ шитьемь садятся ближе кь свѣтцу: въ срединѣ на полу или на отрубкѣ дерева мальчики и взрослые мужчины плетутъ и ковыряютъ лапти, или вьютъ веревки. Если дитя ползаетъ на потухшихъ угольяхъ; два, три ребенка брызгаются въ корытѣ, погружая в воду недогасшіе уголья, или строятъ наизъ лучины клѣтки, да въ заднемъ углу качается люлька съ младенцемъ; то картина полна. Вотъ домашній вечеръ большего крестьянскаго семейства! Какъ теперь вижу эту картину, въ которой я участвовалъ и самъ во всѣхъ періодахъ своей молодости.
Вечера бѣдныхъ мѣщань совершенно одинаковы, и отличаются только занятіями семейства.

Крестьяне начинаютъ сидѣтъ вечера и следовательно освѣщать свои жилища лучиною съ Воздвиженья, а нѣкоторые съ Рождества Богородицы, и оканчиваютъ Благовѣщеньемъ... Урочнымъ временемъ прекращения вечернихъ занятій есть пѣніе пѣтуха, у однихъ первое, у другихъ второе. Утромъ, часовъ около 4 ½, встаютъ, опять принимаются за занятія и завтракаютъ съ разсвѣтомъ дня. Остальное время года крестьяне встаютъ съ восходомъ солнца, а въ рабочее время еще до восхода и ложатся на вечерней зарѣ.

Конечно, употребленіе лучины имѣетъ много неудобствъ: съ нею нельзя сходить въ клѣть безъ опасности, отъ нея въ иэбѣ всегда дымно и страдаетъ зрѣніе; перемѣняющій лучину въ свѣтцѣ отвлекается отъ занятій; отскакивающіе на полъ, особенно передъ морозомъ и во время мороза, уголья производятъ нечистоту на полу, на которомъ спить нѣкоторая часть семейства. Но замѣнить лучину свѣчами для крестьянина все-таки невыгодно. Если что можно придумать къ улучшенію освѣщенія между крестьянами, то это придумано, или лучше сказать, подмѣчено у крестьянъ же въ визовьяхъ Волги.

Царская свѣча, Verbascum nigrum (Коровяк — Прим. ред.), есть лучшій матеріалъ для освѣщенія. Стебли ея, приготовленные по способу г. Наттера, горятъ свѣтло, замѣняя свѣтъ двухъ сальныхъ свѣчъ; царская свѣча горитъ медленнѣе лучины, почти безъ дыма и не отщелкиваетъ угольевъ. У насъ в губерніи растеніе это неизвѣстно, а распространенiе его было бы истиннымъ благодѣяніемъ для безлѣсныхъ селеній. Свѣча эта, не занимая особаго пространства земли, можетъ быть разводима въ огородахъ между овощами, вмѣсто самовольно в безполезно заглушающихъ оныя мака в хрѣна.

Источник: [19.146]

Статья № 2
Записки Русского Технического Общества, 1869

9-го октября 1869 года.
(Присутствовали подъ предсѣдательствомъ Н. А. Кулибина, члены: Е. Н. Андреевъ, М. Я. Киттары, Д. И. Менделѣевъ, А. И. Шнаковскій, дѣлопроизводитель отдѣла Ѳ. Н. Львовъ и приглашенный коммиссіею М. М. Дешевовъ.)

Дѣлопроизводитель доложилъ, что въ 1-й отдѣлъ переданы были на разсмотрѣніе ходатайства: шведскаго гражданскаго инженера Фалькмана, отъ 26-го сентября, и дворянина Пантелеймона Аксентьевича Врадія, отъ 2-го октября, о произведеніи испытанія надъ придуманными ими освѣтительными приборами въ сравненіи съ «вѣчною газовою свѣчею» г. Шандора; при чемъ г. Фалькманъ просилъ еще опредѣлить силу свѣта трехъ его лампъ, назначенныхъ для освѣщенія улицъ…

Относительно цѣнности освѣтительныхъ жидкостей, г. Фалькманъ заявилъ, что нефтяной бензинъ, имь употребляемый въ лампахъ, продается по 5 р. за пудь, а г. Врадій объяснилъ, что жидкость, имъ употребляемая, такъ называемый нефтяной спиртъ, тождественна съ шандориномъ, но, что покупая ее изъ третьихъ рукъ, и притомъ въ долгь, онъ не можетъ продавать ее дешевле 8 руб. за пудъ; при лучшихъ же для него условіяхъ, она не будетъ стоить дороже шандорина, т. е. 6 р. за пудъ.
Результаты испытаній были слѣдуюіціе:

Свѣчи Шандора Свѣчи Врадiя Лампа Фалькмана
1 Удѣльный вѣсъ жидкости при 14° Ц 0,677 0,673 0,689
2 Средняя сила свѣта изъ 2 хъ наблюденій, принимая за единицу свѣтъ парафиновой свѣчи 1,4 1,25 1,94
3 Время горѣнія въ минутахъ 147 150 160
4 Расходъ въ это время освѣтительной жидкости въ доляхъ золотника 480 435 636
5 Расходъ жидкости на 1 часъ горѣнія въ доляхъ золотника 196 174 238
6 Расходъ жидкости на одинаковую силу свѣта одной свѣчи въ часъ времени, въ доляхъ золотника 140 139 122

Примѣчаніе. Сила свѣта для лампы г. Фалькмана была найдена въ 2,02, но по послѣдующимъ наблюденіямъ исправлена. Въ началѣ испытанія лампа Фалькмана показала на фотометрѣ силу свѣта въ 2,30 по широкой сторонѣ пламени и 1,9 по узкой. Къ концу же испытанія замѣчено было уменьшеніе…

Описанiе первой публичной выставки бывшей въ Иркутскѣ въ 1868 году.

Сальных свѣчи были выставлены Брянскимъ (8 р. пудъ), Афанасьевымъ и Евтюхинымъ. (7 р. 50 коп.) Послѣдній выставилъ цвѣтныя свѣчи: кромѣ окраски онѣ не имѣютъ никакого особеннаго достоинства. Свѣчн Афанасьева уступаютъ въ чистотѣ отдѣлки свѣчанъ Брянскаго, которых и по цѣнѣ и по выдѣлкѣ безукоризненны.

освещение улицэнергосберегающие технологиигосприёмкаосветительные приборыТехническое Общество

Источник: [19.175]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,144