Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики» > Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти > Славяне и российские этносы (XVIII век)

27. Семейные и клановые бюджеты – «Треугольник устойчивости экономики»

Бюджет клириков и стабилизационный фонд власти. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Выпись, Ребелинский, Владения Троицы, Эмилиан, Синайский, Юль, Сегюр, Верховский, Имущество РПЦ

Статья № 1
Счетная выпись, 1722

О приходе и расходе церковной казны в Заборском приходе (По р. Кулою, левому притоку Ваги) Кокшеньгской четверти Важского уезда

1722 года, генваря 2 дня, по указу Преосвященного Варнавы, архиепископа Холмогорского и Важеского, за прописанием казначея иеромонаха Васьяна ведено во всей епархии его архиерейского за прошлый 721 год церковных прикащиков счесть выборными и мирскими людьми бес послабления и бес[...]; в самую сущую правду и учиня счетные и с тех счетных копии за руками, прислать в казенный приказ (ведомство при епархиальном архиерее).

По тому его Преосвященного архиепископа указу Важеского уезду Кокшенской четверти Заборской волости выборные люди денежной зборщик Елфим Пиминов, крестьяне Афонасей Костянтинов, Федор Петров, Федор Иванов сосчитали тое Заборской волости церковнаго прикащика умершаго Моисея Гаврилова прошлаго 721 году в приходе и в росходе.

А по приходной книге явилось в покупке воску в том 721 году 10 фунтов, а куплен тот воск по 6 алтын по 2 денги фунт. Итого на 1 рубль на 30 алтын.
Меду куплено 5 фунтов ценою по 1 алтыну по 4 денги. Итого на 8 алтын на 2 денги.
А по росходным книгами явился воск в продаже по 10 алтын фунт. Итого по счету истинных и прибыли 3 рубли.
Мёду в продаже по 3 алтына по 2 денги фунт. Итого прибыли истинных 16 алтын 4 денги. И всего прибыли во всем году у воску и у меду 1 рубль 11 алтын 4 денги, а с ыстинными будет 3 рубли 18 алтын 2 денги.

Истое прибыли истинных в издержке: в новую церковь отдано за работу плотникам 1 рубль 11 алтын 4 денги, да ис тех же казенных дано плотнику от новые церкви рубль; денег за росходом в остатке церковных казенных денег 1 рубль 8 алтын 2 денги.

В том мы, выборные люди и крестьяне, десяцкому священнику (Старший священник над духовенством 10–15 соседних приходов — Прим. ред.) Ивану Яковлеву сей честной иск и копию дали.
Копию писал велением выборных и мирских людей Иван Сергиек.
К сей копии священник Григорей Васильев и вместо счетчиков и выборных людей, коим все копии писаны, по их велению руку приложил.

Источник: [18.14]

Статья № 2
М. С. Ребелинский, 1792–1800

Феврал (1798). 1. Новости: духовенству прибавлено жалование...
16. Муфтий за избрание Киргизского хана (Султана Айчувака — Прим. ред.) награжден четырьмя тысячами рубл., собольею шубою, и прибавлено жалование противу Крымского муфтия.

Источник: [18.105]

Статья № 3
Рабо- и имущественные владения Троице-Сергиевой лавры

К середине XVIII века на один монастырь России работал почти каждый сотый житель страны!

Работало на Троице-Сергиеву лавру 0,7% населения России на начало XVIII века

Фрагменты Жалованных грамот:

На все приписные монастыри и отчины, 1752, июня, 11 дня (всего на 30 листах в копии)

Приписные к Троице-Сергиевой лавре монастыри и отчины, XVIII - ч.1
Приписные к Троице-Сергиевой лавре монастыри и отчины, XVIII - ч.2
Приписные к Троице-Сергиевой лавре монастыри и отчины, XVIII - ч.3
Приписные к Троице-Сергиевой лавре монастыри и отчины, XVIII - ч.4
Приписные к Троице-Сергиевой лавре монастыри и отчины, XVIII - ч.5

На дворовые места в разных городах (на 10 листах)

Дворовые места в разных городах России - собственность Троице-Сергиевой лавры, XVIII - ч.1
Дворовые места в разных городах России - собственность Троице-Сергиевой лавры, XVIII - ч.2
Дворовые места в разных городах России - собственность Троице-Сергиевой лавры, XVIII - ч.3
Дворовые места в разных городах России - собственность Троице-Сергиевой лавры, XVIII - ч.4
Дворовые места в разных городах России - собственность Троице-Сергиевой лавры, XVIII - ч.5

Источник: [18.114]

Статья № 4
Франциск Эмилиан, 11 января 1701

Москва. Бюджет миссии иезуитов

Учителю, который въ то же время и органистъ и пѣвецъ, ежегодно платится 50 рублей или 208 имперіаловъ, церковному служителю — 12 рублей, тѣмъ, которые наблюдаютъ за чистотой въ церкви и моютъ утварь — 8 рублей; за дрова для отопленія церкви, ризницы и училища — 10 рублей; за вино для принесенія даровъ и омовенія чаши около 9 рублей; за воскъ и лампаду предъ Дарами во весь годъ издерживается болѣе 15 рублей. Все это въ общей сложности уже доходить до 104 рублей и самая большая часть этихъ издержекъ теперь лежитъ на насъ, такъ какъ съ общины въ действительности мы едва можемъ собрать 25 рублей. Я уже умалчиваю о милостынѣ, какую необходимо давать вдовамъ и сиротамъ, потому что когда это дѣлаютъ у своихъ синагогъ лютеране и кальвинисты и даже довольно шедро, то и мы должны дѣлать хоть что нибудь, насколько позволяетъ наша скудость. Кромѣ того всегда нужно бываетъ что нибудь починить или въ утвари или въ зданіи. Вы легко можете разсудить, не превышаетъ ли все это наши силы.

Источник: [18.121]

Статья № 5
Проф. Вас. Синайский

Инновации в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Суд стоял на страже закона, и монастырь получал то, что ему оставляли благочестивые люди. То, что было в 19 веке, то происходило и в предшествующие века. От 1571 года до 1721 г. богатства монастыря возросли значительно. Так, ему принадлежали тогда: семь мельниц, лугов и пустошей 14, при самом монастыре было 5 садов яблонных и вишневых, рыбные ловли в 16 местах. В одной версте от монастыря принадлежало ему два скотных двора и при них монастырская пашня, которая пахалась вотчинными крестьянами. Под одну рожь засевалось 60 десятин.

собственность монастырейобслуживание монастырякабальные крестьянехозяйственная деятельность

Источник: [21.88]

Статья № 6
Юст Юль, 1711

19-го марат. В 11 ч. вечера я выехал из Москвы в так называемый Иерусалим или Воскресенский монастырь, построенный по образцу Иерусалимского храма, (что над) Гробом Господним.
20-го я прибыл в этот монастырь. В нем сто монахов. Обладает он четырьмястами крестьянами, которыми существует и поддерживается. Царь оставил ему только этих (400) крестьян из (прежних) трех тысяч, коими ранее владел (монастырь), — остальных же взял себе, руководствуясь мнением, что крупные доходы более пригодны для него (самого) — на ведение войны, — чем для этих дармоедов. С (начала настоящей) войны царь произвел такой дележ со всеми главными монастырями в России, благодаря чему ему досталось несколько сот тысяч крестьян и его доходы значительно увеличились.

окормление монаховцерковные латифундиирабы монахов

Источник: [18.147]

Статья № 7
Л.-Ф. Сегюр, 1785–1789

В этом же году императрица издала три новых указа: первые два обрадовали купцов и дворян, третий огорчил украинское и малороссийское духовенство, потому что ставил его в одинаковое положение с прочим духовенством империи и тем лишил его 200 000 душ крестьян, перешедших в казенное ведомство.

Екатерина пощипала попов

Источник: [18.148]

Статья № 8
П. В. Верховский

Попы в России: объёмы окормления и количество рабов РПЦ

Уравнивая церковныя имения с остальными государственными в этом отношеши, а также в отношении пользования соляными промыслами и угодьями, отписанными в это время в казну, правительство вместе с тем приказало переписать всех наличных монахов в монастырях, как бы устанавливая тем нормальный личный штат монастырей, и всем им назначило жалованье, в 1701 году, по 10 рублей и 10 четвертей на монаха, а уже в 1705 году сократило это жалованье на половину.

Некоторые оклады

На 1746–1747 гг. Получено из своих мест, (окр. до руб.) Доплучено согласно Указу 1731 г. Итого жалованья, руб. и хлеба
Архиеп. Симону Псковскому 425 2575 3000
Еп. Арсению Переславскому 282 2718 3000
Платону еп. Владимирскому в бытность его архимандритом 46 1954 2000
Итого им в доплату к получаемому из своих мест:
Еп. Псковскому —  3453 — 
Еп. Переславскому —  3638
Еп. Владимирскому —  2607
Итого —  9698 — 
По штату 1724 г.:
Монахам 6 руб. + 5 четв. хлеба
Диаконам 8 + 7
Казначею 18 + 8
Наместнику 24 + 8
Проповеднику 30 + 30
Игумену 50 руб. + 8 четв. хлеба

Число душ по свидетельству генералитета (по I ревизии) за Синодальным Домом и Архиерейскими домами и монастырями в вотчинах

За Архиеерейскими домами: Ростовским — 16526, Суздальским — 3672, Тверским — 9518... Новгородским — 17797, Воронежским — 1272... Смоленским — 4458...

За монастырями Синодальной области, за Московскими: Чудовым — 16771, Симорновым — 10942... Донским — 6716, Даниловым — 978;
За Девичьими: Вознесенским — 13571, Новодевичим — 13608, Алексеевским — 1489...
При Москве: Ноколо-Перервинским — 97, Киколо-Угрешским — 3001, Троице-Сергиевским — 107023, Саввиным в Звенигороде — 13160, Воскресенским на Истре — 12429

В Двинском уезде: Антониевым Сийским — 2763, Никол. Корельским — 551, Красногорским — 32...

Всего было мужского пола душ — 751085.
Черкас — 553 двора.
Да Черкас душ — 1006.

За Синодальным Домом — 32644

<…>

Согласно указу 1731 г. и штату полагалось 3 Архиереям по 1.500 р., 2 Архиереям по 1.500 р., Протопопу — 600 р., итого шести лицам — 7.100 руб. Из этой цифры исключался Новгородский архиепископ, которому по штату его арх. дома 24 Мая 1740 г. назначено из его доходов по 1.500 р. и хлебом ему и свите...

Приняв бывшую Патриаршую область в свое ведение Св. Синод деятельно занялся возстановлением ея в прежнем объеме. Оказалось, что многия вотчины в 1710. г. отошли в ведение губерний, некоторыя розданы были разным лицам, как, напр., Феофану
Прокоповичу, кн. Долгорукому, Меньшикову и др. и могли быть возвращены только отчасти.
Часть вотчин и угодий была навсегда утрачена для Синодальной области. Состав их по ведомости Дворцоваго Приказа за 1730 г. определялся в 5745 дворов, с которых платилось по 5.300 р. 31 ½ к.

Число приписанных к Синод. (Патриаршему) Дому монастырей за время 1726–1763 г. колебалось между 18 и 23.

Ружные монастыри

Под именем руги разумеется прежде всего отсыпной хлеб, вдаваемый духовенству вместо жалованья. Впоследствии, когда нашли более удобным выдавать вместо хлеба его цену деньгами, под именем руги, или ружнаго жалованья стали подразумевать пособие церковному причту, монастырю и даже архиерейскому дому, сверх получаемых ими частных доходов или доходов с земли, если таковая была. Но преимущественно руга давалась тем, у кого земли не было и, следовательно, не было постояннаго вернаго дохода.

Церковные притчи получали ругу от мирских людей, целой волости или уезда, иногда от помещика. Но главным образом церкви и монастыри получали ругу от правительства, в XVI–XVII в. из Приказа Большого Дворца, откуда часть ружников перешла в Монастырский Приказ, а часть продолжала оставаться в ведении государственной власти, в Главной Дворцовой Канцелярии.

Со времени Петра Великаго правительство неукоснительно стремилось освободить государственный бюджета от выдачи руги, на которую было ассигновано 19.266 р. (в 1701 и 1703 гг.)... В 1742 г. руга Московским Ружникам составляла 9822 р. 66 ¾ к. и 995 чтв. 6 чк. хлеба (всего насчитывалось 532 ружных монастыря — Прим. ред.).

окормление РПЦоклады клириковсодержание ружных монастырейчисло рабов РПЦ

Источник: [20.113]

Статья № 9
Духовенства в России. О недвижимых имуществах

Так, нельзя не признать увеличенным и заслуживающим мало вероятия древнейшее из сохранившихся до нас известий этого рода, сообщаемое иностранным писателем Адамом Климентом. По словам этого путешественника, посетившаго Poссию в 1553 году, монастырския имения составляли уже в это время третью часть всего Государства.

Гораздо более точности и достоверности находим мы в сведениях, сообщаемым нам Котошихиным и относящимся ко второй половине XVII столетия. По словам его, во владении Патриарха, четырех Митрополитов, десяти Архиепископов, одного Епископа и монастырей, находилось, в царствование Алексея Михайловича, около 118,000 дворов; но самыя достоверныя и точныя, хотя и не обнимающия всех составных частей церковной собственности, известия относятся к половине XVIII столетия, т. е., к тому времени, когда уже приняты были решательныя меры к обращению имуществ духовенства в ведомство казны.

Из оффициальных актов тoгo времени оказывается, что всего во владении монастырей и кафедр Православнаго исповедания, за исключением находившихся в Малороссии и западных губерниях числилось тогда 910,866 душ. К сожалению, о количестве, принадлежавших в то время духовенству земель и других угодий, мы не имеем никаких печатных свидетельств, хотя и об этом предмете, по всей вероятности, сохранились оффициальные сведения в делах бывшей Коллегии Экономии, заведывавшей в XVIII столетии управлением всех архиерейских, монастырских и церковных вотчин.
Достаточно будет сослаться на свидетельство самого Котошихина, который, означив с точностию число дворов, принадлежащих Царю и духовенству, находит невозможным определить с такою же точностью объем частной собственности: «и за всеми теми чинами, говорить он, сколько будет числом крестьянских и бобыльских дворов, того написати не мочно». По словам его, Патриарх, один из богатейших владельцев духовнаго звания, имел не более 7,000, тогда как между Боярами были такие, которые имели по 10, по 12, по 15, и даже но 17,000 дворов. Что касается до древнейших времен, то в отношении к ним можно делать только догадки, более или менее правдоподобные.

Одна Троицкая-Cepгиева Лавра имела в своем владении более 100,000 душ, многие монастыри имели едва по сотне крестьян, а некоторые, вовсе не получив населенных вотчин, разработывали сами принадлежавшия им пустоши, состояли на pyге, или же, наконец содержались добровольными приношениями местных жителей, находясь вообще в весьма незавидном и крайне бедном положении...

Кроме монастырей и домов Архиерейских, участие в поземельном владении принимали еще и церкви. Но в этом отношении необходимо различать церкви соборныя от приходских. Первыя владели богатыми вотчинами с самых древних времен...

Вceгo пo pевизии 1744 года, во владении монастырей различных Eпapxий, числилось домов:

№ п/п В Епархии: Единиц недвижимости: № п/п В Епархии: Единиц недвижимости:
1 Московской 70,487 13 Казанской 11,421
2 Новгородской 51,514 14 Псковской 12,970
3 Вологодской 40,172 15 Крутицкой 11,118
4 Ростовской 38,078 16 Владимирской 9,659
5 Вятской 33,918 17 Тобольской 9,224
6 Переславской 23,978 18 Устюжской 7,139
7 Рязанской 22,640 19 Белогородской 5,752
8 Суздальской 21,217 20 Коломенской 5,551
9 Тверской 19,697 21 Смоленской 3,921
10 Нижегородской 17,541 22 Иркутской 2,241
11 Костромской 17,327 23 Воронежской 982
12 Архангельской 16,294 24 Кроме того за Ставропигиальными монастырями 204,244
      Всего 660,185

Во владении отдельных монастырей, по той же ревизии 1744 года, считалось крестьян:

№ п/п Во владении мужских монастырей: № п/п Во владении девичьих монастырей: Крестьян:
1 Троицкаго-Сериева 100,600 1 Московского Вознесенскаго 15,581
2 Александро-Невскаго 25,464 2 Московскаго Новодевичьяго 14,480
3 Успенскаго-Трифонова 23,859 3 Покровскаго 7,427
4 Кирилло-Белозерскаго с приписными 21,590 4 Аграфениной девичьей пустыни 2,244
5 Саввино-Сторожевскаго 16,047
60 Духова с Усохи 20
19 Никольскаго Карельскаго 6,214
360 Дружинной пустыни 6 66 Лазарева 1
368 Спасскаго Вожеозерскаго монастыря 1
Итого 587,275 Итого: 56,302
Всего: 643,577

То есть 11 самых богатых мужских монастыря, каждый из которых владел не менее чем 10-ю тысячами крестьян, составляли 3% от их общего числа (368), и владея 38% от общего числа принадлежащих монастырям крестьян. При этом 275 монастырей с менее чем одной тысячей окормлявших их крестьян составляли долю в 75% их числа при владении ими 12% численности монастырских рабов.
По переписи 1742 года в России было тогда около 16 млн населения, из которых, получается, только на монастыри работало минимум 0,64 млн, и непонятно сколько — на ружные церкви и прочие конторы, в т. ч. на монопольный бизнес РПЦ (рыболовство, бортничество и пчеловодство, соляной промысел, пошивочный... а также на спекулятивный, то есть «купи—продай»). — А. Г.

Все виды церковнаго имущества, о которых говорили мы до сих пор, составляли не частную, но общественную собственность духовенства; они принадлежали не Архиереям, монахам, или священникам, но архиерейским домам, монастырям и приходским церквам. На ряду с ними существовали, однако же, хотя и в несравненно меньшем числе, такого рода имущества, которыми владели, как собственностию отдельною, частною, лица белаго и чернаго духовенства. Так на ряду с имуществами приходских церквей, находившимися только во временном, пожизненном владении церковнаго причта, мы находим в актах примеры существования имуществ, составлявших личную собственность священников, дьяконов и причетников. Имущества эти по большей части состояли в домах, дворах, лавках и землях ненаселенных.
Так, законами Алексея Михайловича и его преемников запрещено было белому духовенству держать за собою лавки и другия торговыя заведения; с другой стороны, уже со времени Михаила Федоровича принимаемы были меры для воспрещения всем беломестцам, а следовательно и лицам духовнаго звания, приобретать и держать за собою имущества тяглыя, т. е. обложенныя податьми. Что же касается до лиц монашествующаго духовенства, то как по самому существу монастырскаго общежительства, так и по церковным законам, действовавшим в Греции и в Poссии, им запрещалось сохранять за собою после пострижения недвижимыя имущества...

Разнообразныя и значительныя привилегии, которыми в период до-Петровский пользовалось духовенство наше в принадлежавших ему вотчинах, составляли одно из самых характеристических отличий юридическо-хозяйственнаго быта Церкви в прежния времена.

бюджет РПЦрабы монастырейнедвижимость РПЦимущество РПЦ

Источник: [19.225]

История и баланс событий. Вып. 4

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,177